Научная статья на тему 'Реализация общения при создании понятийных комплексов в условиях использования системы управления обучением Moodle'

Реализация общения при создании понятийных комплексов в условиях использования системы управления обучением Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОНЯТИЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ОБЩЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE / ФОРУМЫ / ЧАТЫ / DEVELOPMENTAL EDUCATION / CONCEPTUAL SYSTEMS / COMMUNICATION / CREATIVITY / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM MOODLE / FORUMS / CHAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашова Е. И.

В статье рассматриваются возможности реализации общения при использовании системы управления обучением Moodle в процессе реализации спецкурса по формированию и развитию понятийных комплексов при изучении курса общей физики в условиях развивающего обучения студентов в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALE OF COMMUNICATION WITH THE ESTABLISHMENT OF CONCEPTUAL COMPLEXES IN CONDITIONS OF USE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM DELAY

The paper considers the feasibility of communicating by using learning management system Moodle in the process of implementing a special course on the formation and development of conceptual systems for studying the general physics course in developmental education students in teacher colleges.

Текст научной работы на тему «Реализация общения при создании понятийных комплексов в условиях использования системы управления обучением Moodle»

• Рассмотрение компетентности как многофункционального инструмента измерения качества профессионального образования.

• Осуществление главного акцента в обучении и воспитании на результате образовательных усилий: «что должно быть сформировано и развито?»

Таким образом, компетентностно-деятельностный подход требует четкого и конкретного описания конечного продукта

обучения (воспитания, образования, профессиональной подготовки) как обязательного для освоения всеми учащимися, студентами определенного вида самостоятельной продуктивной и творческой деятельности. Конечный продукт обучения (воспитания, образования, профессиональной подготовки) становится образовательным результатом, который является совокупностью компетенций.

Bibliography

1. Petrov, A.V. Competence approach to the system of modern education: Recommendations of the International N / conf. Gorno-Altaisk, 18-23 August 2010 - Gorno-Altaisk: RMNKO, 2010.

2. Competence approach to the system of modern education: Proceedings of the International N / conf. Gorno-Altaisk, 18-23 August 2010, the Gorno-Altaisk: Collection, Ed. A.V. Petrov, AI Guriev. - Gorno-Altaisk: RMNKO, 2010.

3. Petrov, A.V. Developing training. Key questions in the theory and practice of university teaching physics: monograph. - Chelyabinsk: CSPU "Torch", 1997.

4. Pedagogichesky encyclopedic dictionary / Ch. Ed. B.M. Bim-Bad. - Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2002.

Article Submitted 01.12.10

УДК 378.02:372.8

Е.И. Кудашова, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ПОНЯТИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE

В статье рассматриваются возможности реализации общения при использовании системы управления обучением Moodle в процессе реализации спецкурса по формированию и развитию понятийных комплексов при изучении курса общей физики в условиях развивающего обучения студентов в педагогическом вузе.

Ключевые слова: развивающее обучение, понятийные комплексы, общение, креативность, система управления обучением Moodle, форумы, чаты.

В развитии общества значительную роль играют коммуникационные факторы. Прогресс в компьютерных технологиях и средствах телекоммуникации создал принципиально новые возможности для общения между людьми. Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень образования.

Использование новых образовательных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Наиболее перспективной технологией в открытой системе образования является технология дистанционного обучения. Однако таких технологий сейчас очень много. Как же выбрать лучшую? Очевидно, при решении этой проблемы необходимо учитывать тот факт, что даже самая современная технология не даст желаемого результата, если у нее есть расхождения с той методикой обучения, которую с помощью нее хотят осуществлять.

Учитывая особенности не только компьютерных технологий, но и особенности разработанной нами методики комплексного формирования понятий, нами был сделан выбор в пользу свободно распространяемой системы управления обучением Moodle. Данный выбор был сделан не случайно. В частности, в пользу применения ее в рамках нашей методики говорило то, что изначально среда обучения Moodle проектировалась для организации деятельностного обучения, в основе которого лежит взаимодействие всех участников учебного процесса.

Кроме того, были и другие предпосылки использования системы moodle при создании понятийных комплексов:

1. Подобная организация работы позволяет существенно экономить время. В настоящее время Интернет есть практически в каждом доме, а поэтому студенты и преподаватели имеют доступ к материалам данного курса в любое удобное время. А, так как доступ на данный курс открыт для всех, то материалом начали интересоваться посторонние студенты. Отвечая на их вопросы, студенты, изучающие курс, глубже усваивали материал.

2. Интерфейс данного курса является удобным для пользователей любых групп.

3. Система управления обучением Moodle частично уже используется в нашем вузе, например, для проведения промежуточного и итогового тестирования. Поэтому студенты уже имеют базовые навыки использования данного программного продукта.

В рамках данной статьи мы рассмотрим применение данной системы именно с точки зрения возможности организовать живое общение, так как общее обсуждение вопросов способствует повышению креативности процесса обучения.

Для реализации всего вышеперечисленного хорошо подходят следующие инструменты программы:

- форумы и блоги, позволяющие организовать пространство для представления и обсуждения результатов своей деятельности;

- wiki как особая категория программного обеспечения, предоставляющего группе людей особый способ создания редактирования и связывания гипертекстовых документов, с помощью которой можно организовать совместную работу с документами;

- глоссарии, позволяющие организовать коллективную работу над списком терминов, которые будут автоматически связываться по всему содержимому курса;

- базы данных, являющиеся расширением идеи глоссариев до работы над любыми структурированными записями;

- семинары, позволяющие организовать многопозиционное, многокритериальное оценивание работ студентов. [1, с.

7]

Остановимся более подробно на таких инструментах организации общения как форумы и чаты.

Форумы и чаты представляют собой интерактивные средства коммуникации между участниками курса [2, с. 79].

Форум - это деятельностный модуль, который дает возможность несинхронного общения участника образовательной программы.

В рамках проводимого нами спецкурса широко используются следующие сценарии форумов:

1. Общий форум. Он представляет собой свободное обсуждение материала студентами. Преподаватель курирует это обсуждение, отвечает на возникающие вопросы, указывает на ошибки в рассуждениях. Реализация форума такого вида натолкнула на идею создания так называемого открытого форума, в ходе которого на вопросы студентов отвечают различные приглашенные преподаватели-предметники. Необходимость создания такого форума была вызвана тем, что создание понятийных комплексов - это работа двусторонняя: нельзя составить комплекс понятий, не зная их сущность, и, в то же время, именно комплекс помогает наиболее полно осознать ее с точки зрения глубинных связей. Поэтому при создании комплексов у студентов неизбежно возникают вопросы, которые они могут задать, а преподаватели-предметники дадут на них компетентный развернутый ответ.

2. Дебаты. В ходе такого форума студентам заранее предлагается для ознакомления какая-то задача. Далее студенты разделяются на небольшие группы по ролям (например, теоретики, философы, методологи и т.д.) и подготавливают теоретический материал по данной проблеме в соответствии с выбранной ролью. Далее студенты совместными усилиями в форме диалога решают ее под контролем преподавателя. Положительным моментом реализации данного сценария форума является и то, что к обсуждению можно привлечь неподготовленных студентов. В итоге, после окончательной корректировки преподавателем получается готовая полилоговая задача.

3. Преподавательский форум. Реализация спецкурса с применением Интернет-технологий вызывает интерес со стороны других преподавателей и множество вопросов. Для этих целей служит специальный преподавательский форум, на котором можно обменяться опытом или обсудить текущие проблемы, возникающие в процессе обучения. Причем его можно сделать как открытым, так и закрытым от студентов.

Другим средством общения может служить чат, который может выступать не только средством общения, но и деятельностным элементом. Например, в курсе может присутствовать задание с типом ответа «Ответ вне сайта». В этом случае работа строится следующим образом: студент читает задание, выполняет какие-то подготовительные действия, а в назначенное время в чате проходит собеседование с преподавателем, по результатам которого выставляется оценка.

Данный инструмент может быть полезен преподавателю для проведения контрольных срезов знаний, для того, чтобы оценить уровень понимания как технологии построения комплексов, так и сущности самих понятий.

Через привлечение студентов к формированию содержания гипертекстовой системы посредством творческих заданий организуется самостоятельная познавательная понятийная деятельность предметного, методологического и профессионального характера. При этом происходит централизованное накопление знаний, благодаря чему возможна процедура использования их другими студентами в качестве справочного материала. Благодаря предлагаемой в работе методике формирование системы понятий у студентов происходит индивидуально, но не обособленно. Появляется возможность дидактические функции программированного обучения [3] исполь-

Bibliography

зовать в сочетании с идеями развивающего обучения [4], организуя взаимодействие и общение студентов на базе учебного материала и реализуя обучение через это общение. Используется механизм, обеспечивающий циклическую смену этапов индивидуальной и коллективной работы. Работая над структурированием понятийного комплекса (творческое задание), студенты убеждаются, что содержание любого понятия раскрываются лишь во взаимосвязи с другими: «Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но, будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Отдельные понятия - это только содержательный элемент, а множество понятий в системе связей - самое содержание» [5, с. 334].

Данная методика формирования сложных физических понятий предоставляет возможность включаться в работу над фрагментами системы понятий нескольким студентам одновременно. При этом рождается коллективная деятельность уже не над фрагментами содержания, а над единым общим содержанием. При этом студент каждый раз неизбежно возвращается к необходимости индивидуальной работы, так как без нее общение становится проблематичным. Это находится в полном соответствии с законом Л.С. Выготского о развитии высших психических функций ребенка: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды — вначале как деятельность коллективная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка» (выделено нами, Е. Кудашова). Необходимость индивидуальной деятельности студентов в первую очередь обосновывается тем, что овладеть педагогической профессией и педагогическим мастерством можно лишь на индивидуально-личностном уровне, так как весь арсенал знаний, умений и навыков осваивается субъектом в личностном контексте. Однако при этом поощряется и стимулируется совместная работа студентов, общение в процессе обучения, а это есть характерная черта развивающего обучения. Дело в том, что именно переходы от одной фазы взаимодействия к другой обеспечивают становление самоуправления учением в целом и ведут к регуляции собственной позиции и отношений. Но если самоуправление учением из средства достижения частных целей обучения становится собственной целью обучения, а учение субъекта превращается в самоуправляемый процесс, то, прежде всего, в этом переходе личности к новым целям саморегуляции заключен смысл динамики форм сотрудничества и их роль в психическом развитии личности студента. Различные формы сотрудничества обеспечивают управление обучением не по типу кибернетической модели, а по типу, где студент чувствует себя капитаном, который самостоятельно прокладывает курс.

Это хорошо согласуется с выводами С.Е. Каменецкого о достоинствах компьютерных технологий при обучении физике, согласно которому «возможности компьютерных технологий используются не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебновоспитательного процесса, подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе» (выделено нами, Е. Кудашова) [6, с. 360].

1. Andreev, A.V. The practice of e-learning using Moodle / A.V. Andreev, S.V. Andreeva, IB Dotsenko. - Taganrog: Izd. TSURE, 2008.

2. Belozybov, A.V. Distance learning system Moodle / A.V. Belozybov, D.G. Nikolaev: a teaching aid. - St., 2007.

3. Thomas, K. Prospects for programmed learning / K. Thomas, D. Davies, D. Bird. - M., 1966.

4. Davydov, V.V. Theory of developing obuvcheniya. - M.: INTOR, 1996.

5. Arkhangelskiy, S.I. The teaching process in higher education, its legitimate principles and methods: studies. Manual. - M.: Vyssh. School, 1980.

6. Kamenetsky, C.E. Theory and methodology of teaching physics in school: General: uch. tool for students. Ped. Textbook. institutions /

S.E. Kamenetsky, N.S. Purysheva, N.E. Wazewski [and others], ed. S.E. Kamenetsky, N.S. Purysheva. - M. "Academy", 2000.

Article Submitted 17.12.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.