УДК 378.02:372.8
А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Как много в жизни ты не выучишь наук,
Коль не приложишь их, то будешь неуч, друг.
Муслихаддин Абу Мухаммед Абдалах ибн Мушрифаддин Саади
В статье представлен обзорный материал по проблеме модернизации системы образования в России, связанной с переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной.
Ключевые слова: модернизация образования, знаниевая парадигма, компетентностный подход, компетенции, компетентность, ключевые компетентности, предметные компетентности, межпредметные компетентности.
Российское фундаментальное образование создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования строился в соответствии с дидактической триадой «Знания - умения - навыки». Причем основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что сам процесс усвоения знаний обладает развивающим потенциалом. Но многолетняя практика выявила существенные минусы такого подхода. В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять.
Не без интересно обратить внимание на результаты сравнительного исследования выпускников высших учебных заведений постсоветских стран (Россия, Беларусь, Украина) и развитых стран Запада (США, Франция, Канада, Израиль), проведенного Мировым банком в 2004 году, где было зафиксировано, что студенты постсоветских стран показывают очень высокие результаты (9-10 баллов) по критериям «знание» и «понимание» и очень низкие баллы - по критериям «применение знаний на практике» (1-2 балла). Студенты из развитых западных стран демонстрировали диаметрально противоположные результаты. Такое положение дел очевидно объясняется тем, что долгие годы у нас бытовала установка, что молодым людям достаточно дать знания, благодаря которым они станут успешными и в бизнесе, и на государственной службе. В результате такого подхода Россия пришла к ситуации, когда в избытке оказалось огромное количество специалистов с высшим фундаментальным образованием, а реальная экономика стала испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров.
Сегодня можно констатировать, что Российская экономика давно перешла на рыночные рельсы, а профессиональное образование все еще не стало рыночным. Оно остается государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию.
Вот почему современное российское образование осуществляет серьезные шаги для переориентации системы образования со «знаниевого» на компетентностный подход. Это является необходимым условием модернизации образования в стране и приведения его в соответствие с международными стандартами [1]. Если в странах старой Европы компетентностный подход прочно входит в практику школьного образования, то в России этот процесс только начинается.
В настоящее время уже делаются практические шаги для исправления положения дел в системе образования. Так, например, в ходе работы VIII съезда Российского союза ректоров в июле 2006 года, было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между Российским союзом ректоров и Российским союзом промышленников. В соглашении о стратегическом партнерстве достигнуты договоренности, с одной стороны, об участии работодателей в разработке вузовских программ, чтобы они стали практико-ориентированными, с другой стороны, об участии бизнес-сообщества в финансировании высших учебный заведений.
Разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход (КДП) является тем новым подходом,
с позиций которого предполагается модернизация образования. При таком подходе опыт практической деятельности, компетенции и компетентность должны рассматриваться как дидактические единицы и традиционная триада «Знания — Умения — Навыки» расширяется до секстета: «Знания — Умения — Навыки — Опыт практической деятельности — Компетенци - Компетентность».
Компетентностно-деятельностный подход в системе педагогического образования мы рассматриваем как деятельностный подход, акцентирующий внимание на процессуальной стороне образования, способствующей ориентироваться на специализированную подготовку педагогов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности и рассматривающей главным аспектом в этом процессе не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею в различных проблемных ситуациях.
Работы в рамках компетентностного подхода по существу выступают как новый этап обновления содержания и методов образования, связанный с приведением в соответствие существующего образования требованиям современной, экономики и общественного развития. При этом в большинстве работ [2] компетенция рассматривается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для ее продуктивной и творческой деятельности, а компетентность - владение человеком соответствующими компетенциями, позволяющее разрешать конкретные проблемы в определенной области.
Мы считаем, что для разведения этих близких понятий необходимы определения в сопоставлении друг с другом. Если компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, но недостаточных для ее творческой и продуктивной деятельности, то компетентность - это результат качественного диалектического скачка, когда количество необходимых качеств личности переходит в новое качество - владение человеком компетенциями, позволяющее проявлять творческий подход для разрешения той или иной проблемы. Таким образом, компетентность - это та целостностная система качеств личности, которая делает ее самодостаточной и саморазвивающей-ся. Именно введение в образование компетентности позволило осознать, что простая совокупность знаний, умений не решает проблемы формирования специалистов высокого класса. Необходима целостная система личностно осмысленных и освоенных знаний, умений и принятых ценностей, обладающая свойством саморазвития, способная в процессе своего функционирования изменять свою структуру в зависимости от специфики решаемых проблем и позволяющая осуществлять творческий подход в нестандартных условиях.
В соответствии с традиционным разделением содержания образования на общее для всех предметов, межпредметное для цикла предметов и предметное для каждого учебного предмета в настоящее время в методической литературе предлагается следующая типология образовательных компетентностей:
► ключевые компетенции, которые относятся к общему содержанию образования; ключевые компетентности над-предметны и междисциплинарны, применимы в различных сферах;
► межпредметные компетенции, которые относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
► предметные компетенции, которые формируются в рамках конкретных учебных предметов.
Под ключевыми компетенциями мы понимаем универсальные компетенции для многих сфер деятельности человека, которые опираются на определяющие или генерализированные умения и самообразовательную готовность, включают практический контекст, который не ограничен, не специфичен, имеет всеобщий характер.
В связи с этим легко понять, почему сегодня в образовательной деятельности приоритет начинает отдаваться развитию этих компетенций.
Приоритетное место среди ключевых компетенций должно быть предоставлено компетенциям в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в рамках лич-ностно ориентированном развивающем обучении, так как его конечным продуктом является сформированность способности к самообразованию, самовоспитанию, сознательной регуляции личностной активности, рефлексии [3].
Используя европейский и российский опыт, обычно выделяют два различных уровня ключевых компетенций. Первый уровень касается образования и будущего учащихся и может быть назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся». Второй, более узкий, уровень относиться к развитию качеств личности, которая необходима новому российскому обществу.
Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными
навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования.
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Имеется и более детализированный список ключевых компетенций, который, как мы считаем, для учителя будет представлять интерес:
Учебные компетенции: 1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. 2. Решать учебные и самообразовательные проблемы. 3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. 4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. 5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование. Исследовательские компетенции: 1. Получение и обработка информации. 2. Обращение к различным источникам данных и их использование. 3. Организация консультации с экспертом. 4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях. 5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности. Социально-личностные компетенции: 1.
Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества. 2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями. 3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций. 4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой. 5. Понимать произведения искусства и литературы. 6. Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. 7. Справляться с неопределенностью и сложностью. Коммуникативные компетенции: 1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей 2. Дискутировать и защищать свою точку зрения. 3. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках. 4. Выступать на публике. 5. Самовыражать
себя в литературном произведении. 6. Читать графики, диаграммы и таблицы данных. Сотрудничество: 1. Принимать решения. 2. Устанавливать и поддерживать контакты. 3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. 4. Вести переговоры. 5. Сотрудничать и работать в команде. Организаторская деятельность: 1. Организовывать свою работу. 2. Принимать ответственность. 3. Овладевать инструментарием моделирования. 4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. 5. Вступать в проект. Личностноадаптивные компетенции: 1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии. 2. Придумывать новые решения. 3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами. 4. Быть упорным и стойким перед трудностями. 5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.
Естественно, что данные группы ключевых компетенций нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Обсуждение того, чем учащиеся должны овладеть в результате общего и профессионального образования в системе компетентностного подхода предполагает, что концепция компетенции должна обратиться не только к терминологии, но и рассмотреть организацию образовательного процесса, которая должна учитывать новые требования к сформированной личности. Это умения:
- принимать нестандартные решения, уметь взаимодействовать с другими людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия и т. д.;
- ставить акцент на усилении развития человеческих ресурсов, от которых возможно сегодня более чем когда-либо зависит жизнь современного общества;
- переключать внимание по отношению к компетенциям на практическую ситуацию, где и реализуются компетенции;
- включаться в поле компетенций в двух направлениях: на деятельность в будущей профессии и на текущую деятельность, посредством которой и осуществляется развитие компетентности личности;
- ориентировать компетентностный подход в сферу ком-петентностно-деятельностного подхода, который обеспечивает развитие личности с вектором на самообразовательную работу;
- определять ту совокупность знаний, которая носит инструментальный характер, входит в ключевые компетенции и включает в себя необходимые элементы истории, искусства, литературы, науки и технологии, обеспечивающие понимание сегодняшней ситуации, реалий жизни и способность адекватной деятельности в реальной жизни;
- формировать цели и структуру компетентностно-деятельностного подхода, в котором компетенции носят не потенциальный (не реализованный), а действенный характер;
- осуществлять главный акцент в обучении и воспитании на результате образовательных усилий и деятельности и формулировать, что в конце изучения курса, у учащихся должно быть сформировано и развито.
Позитивный потенциал актуального в настоящее время компетентностного подхода заключается в том, что он не отрицает традиционную точку зрения на содержание образования, а актуализирует прагматический аспект того, что у учащихся должно быть сформировано и развито. Так, определенная образовательная компетенция интегрирует ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к соответствующим сферам культуры и деятельности. Владение той или иной образовательной компетенцией предполагает,
что ученик или студент усвоил не просто некую сумму знаний и умений, а определенную методологическую систему, позволяющую оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения. Поэтому саму компетентность мы определяем как владение комплексом специфических способностей, качеств, позволяющих оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать эффективные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в соответствующей области деятельности. Таким образом, компетентность включает в себя не только владение знаниями и умениями, т.е. когнитивными и операционально-технологическими компонентами, но предполагает мотивационную, этическую и социальную составляющие.
Учитывая, что эффективность любой системы оценивается с позиции достижения поставленной перед ней цели, очевидно, что центральным вопросом модернизации образования должна быть подготовка новых кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Когда говорят о профессионализме в образовании, то в первую очередь подразумевается владение педагогическими технологиями. Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, надпрофессиональный характер. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, умение вести диалог, быть коммуникабельным, умение организовывать конструктивное сотрудничество и т.д. При этом следует понимать, что компетентность всегда шире, чем квалификация. Компетентность - это проявление «Я» (кульминация личностного развития, самоактуализация [4, с. 331]) сверх квалификации.
Таким образом, компетентность - это та целостностная система качеств личности, которая делает ее самодостаточной и саморазвивающейся. Именно введение в образование компетентности позволило осознать, что простая совокупность знаний, умений не решает проблемы формирования специалистов высокого класса.
Для внедрения в практику обучения компетентностно-деятельностного подхода важным аспектом является определение инструментария самого принципа компетентностного подхода, которым могут выступать основные дидактические нормативные и процессуальные функции этого принципа. Не претендуя на полноту решения этой проблемы, можно выделить следующие из них:
• Знание способов и приемов познавательной деятельности.
• Не просто знание методов учебно-познавательной деятельности, но и практическое владение ими. Владение не только декларативными знаниями («Что?»), но и процедурными знаниями («Как?»).
• Быстрая актуализация знаний в нужной ситуации.
• Умение самостоятельно порождать новые решения в нестандартных учебно-познавательных ситуациях.
• Развертывание проектной и исследовательской деятельности в режиме творческой составляющей познавательной компетентности.
• Не только умение творчески учиться, но и желание учиться.
• Владение навыками самообразования, самовоспитания, самоактуализации, рефлексии.
• Формирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, соответствующих новым требованиям рынка труда.
• Рассмотрение компетентности как многофункционального инструмента измерения качества профессионального образования.
• Осуществление главного акцента в обучении и воспитании на результате образовательных усилий: «что должно быть сформировано и развито?»
Таким образом, компетентностно-деятельностный подход требует четкого и конкретного описания конечного продукта
обучения (воспитания, образования, профессиональной подготовки) как обязательного для освоения всеми учащимися, студентами определенного вида самостоятельной продуктивной и творческой деятельности. Конечный продукт обучения (воспитания, образования, профессиональной подготовки) становится образовательным результатом, который является совокупностью компетенций.
Bibliography
1. Petrov, A.V. Competence approach to the system of modern education: Recommendations of the International N / conf. Gorno-Altaisk, 18-23 August 2010 - Gorno-Altaisk: RMNKO, 2010.
2. Competence approach to the system of modern education: Proceedings of the International N / conf. Gorno-Altaisk, 18-23 August 2010, the Gorno-Altaisk: Collection, Ed. A.V. Petrov, AI Guriev. - Gorno-Altaisk: RMNKO, 2010.
3. Petrov, A.V. Developing training. Key questions in the theory and practice of university teaching physics: monograph. - Chelyabinsk: CSPU "Torch", 1997.
4. Pedagogichesky encyclopedic dictionary / Ch. Ed. B.M. Bim-Bad. - Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2002.
Article Submitted 01.12.10
УДК 378.02:372.8
Е.И. Кудашова, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ПОНЯТИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE
В статье рассматриваются возможности реализации общения при использовании системы управления обучением Moodle в процессе реализации спецкурса по формированию и развитию понятийных комплексов при изучении курса общей физики в условиях развивающего обучения студентов в педагогическом вузе.
Ключевые слова: развивающее обучение, понятийные комплексы, общение, креативность, система управления обучением Moodle, форумы, чаты.
В развитии общества значительную роль играют коммуникационные факторы. Прогресс в компьютерных технологиях и средствах телекоммуникации создал принципиально новые возможности для общения между людьми. Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень образования.
Использование новых образовательных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Наиболее перспективной технологией в открытой системе образования является технология дистанционного обучения. Однако таких технологий сейчас очень много. Как же выбрать лучшую? Очевидно, при решении этой проблемы необходимо учитывать тот факт, что даже самая современная технология не даст желаемого результата, если у нее есть расхождения с той методикой обучения, которую с помощью нее хотят осуществлять.
Учитывая особенности не только компьютерных технологий, но и особенности разработанной нами методики комплексного формирования понятий, нами был сделан выбор в пользу свободно распространяемой системы управления обучением Moodle. Данный выбор был сделан не случайно. В частности, в пользу применения ее в рамках нашей методики говорило то, что изначально среда обучения Moodle проектировалась для организации деятельностного обучения, в основе которого лежит взаимодействие всех участников учебного процесса.
Кроме того, были и другие предпосылки использования системы moodle при создании понятийных комплексов:
1. Подобная организация работы позволяет существенно экономить время. В настоящее время Интернет есть практически в каждом доме, а поэтому студенты и преподаватели имеют доступ к материалам данного курса в любое удобное время. А, так как доступ на данный курс открыт для всех, то материалом начали интересоваться посторонние студенты. Отвечая на их вопросы, студенты, изучающие курс, глубже усваивали материал.
2. Интерфейс данного курса является удобным для пользователей любых групп.
3. Система управления обучением Moodle частично уже используется в нашем вузе, например, для проведения промежуточного и итогового тестирования. Поэтому студенты уже имеют базовые навыки использования данного программного продукта.
В рамках данной статьи мы рассмотрим применение данной системы именно с точки зрения возможности организовать живое общение, так как общее обсуждение вопросов способствует повышению креативности процесса обучения.
Для реализации всего вышеперечисленного хорошо подходят следующие инструменты программы:
- форумы и блоги, позволяющие организовать пространство для представления и обсуждения результатов своей деятельности;
- wiki как особая категория программного обеспечения, предоставляющего группе людей особый способ создания редактирования и связывания гипертекстовых документов, с помощью которой можно организовать совместную работу с документами;
- глоссарии, позволяющие организовать коллективную работу над списком терминов, которые будут автоматически связываться по всему содержимому курса;
- базы данных, являющиеся расширением идеи глоссариев до работы над любыми структурированными записями;
- семинары, позволяющие организовать многопозиционное, многокритериальное оценивание работ студентов. [1, с.
7]
Остановимся более подробно на таких инструментах организации общения как форумы и чаты.
Форумы и чаты представляют собой интерактивные средства коммуникации между участниками курса [2, с. 79].
Форум - это деятельностный модуль, который дает возможность несинхронного общения участника образовательной программы.