Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "БИЗНЕС-ЮНИОР" / БИЗНЕС-ПЛАН / БИЗНЕС-ТРЕНИНГ / EDUCATIONAL PROGRAM / BUSINESS PROJECT / NATIONAL PROJECT / ENTREPRENEURIAL THINKING / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / BUSINESS ACTIVITY / EDUCATIONAL PROGRAM "BUSINESS JUNIOR" / BUSINESS PLAN / BUSINESS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Игорь Петрович, Гараева Екатерина Александровна

В статье доказывается актуальность и необходимость формирования предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи за счет реализации образовательных бизнес-программ. Отмечается, что предпринимательство и успешная реализация образовательных бизнес-программ составляют базу для экономического развития общества. На основании теоретического анализа научно-педагогической литературы делается вывод, что основным фактором формирования предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи, начиная со школьного возраста. Авторами статьи отмечается, что формирование интереса у школьников к предпринимательской деятельности и мотивация к получению образования в этой области формируют предложения к реализации образовательных программ в данном направлении. Выделяется ряд проблем в рамках реализации образовательных бизнес-программ, среди которых - сложности с финансированием образовательных программ по обучению школьников предпринимательству, подбором квалифицированных преподавателей, профессиональных бизнес-тренеров, привлечением к проведению занятий руководителей фирм и предприятий города, успешных предпринимателей. Актуализируется важность интеграции школы и бизнеса для более успешного формирования предпринимательского потенциала современных школьников. Описывается опыт реализации образовательной программы «Бизнес-юниор» для школьников старших классов, нацеленой на популяризацию предпринимательства среди детей и молодежи, на опережающее образование, формирование интереса и мотивации обучающихся к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL AND BUSINESS ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE

The article proves the relevance and necessity of forming the entrepreneurial potential and business activity of young people through the implementation of educational business programs. It is noted that entrepreneurship and successful implementation of educational business programs form the basis for the economic development of society. Based on the theoretical analysis of scientific and pedagogical literature, it is concluded that the main factor in the formation of entrepreneurship in the country in the long term is the formation of entrepreneurial thinking of young people, starting from school age. The authors of the article note that the formation of students ' interest in entrepreneurship and motivation to get education in this area form proposals for the implementation of educational programs in this direction. There are a number of problems in the implementation of educational business programs, including difficulties with financing educational programs to teach students entrepreneurship, selecting qualified teachers, professional business coaches, attracting managers of companies and enterprises of the city, and successful entrepreneurs to conduct classes. The importance of integrating school and business for a more successful formation of the entrepreneurial potential of modern schoolchildren is updated. The article describes the experience of implementing the educational program "Business Junior" for high school students, aimed at promoting entrepreneurship among children and youth, for advanced education, and forming students ' interest and motivation for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

УДК 374.3

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0003

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

© 2020

SPIN-код: 5669-2472

ORCID: 0000-0002-6301-3541

Белов Игорь Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, ректор

SPIN-код: 8964-9969

AuthorlD: 668801

ORCID: 0000-0002-5548-3594

Гараева Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, преподаватель

Оренбургская бизнес-школа (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 75а, e-mail: eagaraeva@list.ru)

Аннотация. В статье доказывается актуальность и необходимость формирования предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи за счет реализации образовательных бизнес-программ. Отмечается, что предпринимательство и успешная реализация образовательных бизнес-программ составляют базу для экономического развития общества. На основании теоретического анализа научно-педагогической литературы делается вывод, что основным фактором формирования предпринимательства в стране в долгосрочном периоде является формирование предпринимательского мышления молодежи, начиная со школьного возраста. Авторами статьи отмечается, что формирование интереса у школьников к предпринимательской деятельности и мотивация к получению образования в этой области формируют предложения к реализации образовательных программ в данном направлении. Выделяется ряд проблем в рамках реализации образовательных бизнес-программ, среди которых - сложности с финансированием образовательных программ по обучению школьников предпринимательству, подбором квалифицированных преподавателей, профессиональных бизнес-тренеров, привлечением к проведению занятий руководителей фирм и предприятий города, успешных предпринимателей. Актуализируется важность интеграции школы и бизнеса для более успешного формирования предпринимательского потенциала современных школьников. Описывается опыт реализации образовательной программы «Бизнес-юниор» для школьников старших классов, нацеленой на популяризацию предпринимательства среди детей и молодежи, на опережающее образование, формирование интереса и мотивации обучающихся к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: образовательная программа, бизнес-проект, национальный проект, предпринимательское мышление, предпринимательский потенциал, предпринимательская деятельность, деловая активность, образовательная программа «Бизнес-юниор», бизнес-план, бизнес-тренинг.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL AND BUSINESS ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE

© 2020

Belov Igor Petrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, rector Garayeva Ekaterina Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, lecturer

Orenburg business-school (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 75а, e-mail: eagaraeva@list.ru)

Abstract. The article proves the relevance and necessity of forming the entrepreneurial potential and business activity of young people through the implementation of educational business programs. It is noted that entrepreneurship and successful implementation of educational business programs form the basis for the economic development of society. Based on the theoretical analysis of scientific and pedagogical literature, it is concluded that the main factor in the formation of entrepreneurship in the country in the long term is the formation of entrepreneurial thinking of young people, starting from school age. The authors of the article note that the formation of students ' interest in entrepreneurship and motivation to get education in this area form proposals for the implementation of educational programs in this direction. There are a number of problems in the implementation of educational business programs, including difficulties with financing educational programs to teach students entrepreneurship, selecting qualified teachers, professional business coaches, attracting managers of companies and enterprises of the city, and successful entrepreneurs to conduct classes. The importance of integrating school and business for a more successful formation of the entrepreneurial potential of modern schoolchildren is updated. The article describes the experience of implementing the educational program "Business Junior" for high school students, aimed at promoting entrepreneurship among children and youth, for advanced education, and forming students ' interest and motivation for entrepreneurial activity.

Keywords: educational program, business project, national project, entrepreneurial thinking, entrepreneurial potential, entrepreneurial activity, business activity, educational program "Business Junior", business plan, business training.

ВВЕДЕНИЕ.

Предпринимательство и успешная реализация бизнес-проектов составляют основу экономического развития нашей страны, совершенствования социальных программ, роста благополучия общества за счет снижения безработицы, увеличения доходов и качества жизни населения. В Указе Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» идея развития предпринимательства и успешной реализации бизнес-проектов обозначена как долгосрочная государственная задача [1].

В соответствии с Указом Президента Российской

Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» развернута масштабная подготовка к реализации двенадцати национальных проектов, каждый из которых ориентирован на достижение определенной национальной цели [2]. Весьма значительные задачи представляет национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [3]. Среди ключевых направлений проекта - улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и популяризация предпринимательства среди различных групп граждан.

Belov Igor Petrovich, Garayeva Ekaterina Aleksandrovna IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS .

Популяризация предпринимательства направлена на повышение привлекательности предпринимательской деятельности и стимулирование интереса различных групп граждан к бизнесу как к форме занятости, которая обеспечит достойный образ жизни, и, как следствие, рост численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Проект направлен на создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса, и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность. На решение обозначенных задач направлены рад мероприятий, среди которых проведение социологических исследований с целью выявления факторов, формирующих интерес граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, реализация информационных кампаний, разработка и реализация образовательных программ и курсов, нацеленных на развитие предпринимательских компетенций для различных групп населения, в том числе школьников и студентов.

Формирование у молодежи компетенций в области предпринимательства на современном этапе развития общества выступает одной из приоритетных задач российской системы образования. От того, насколько впоследствии сегодняшние школьники смогут реализовать себя в малом и среднем бизнесе, во многом зависят перспективы экономического роста в стране.

Одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России является молодежное предпринимательство [4-7]. Обеспечение создания благоприятных условий, мотивирующих современных школьников к активному включению в предпринимательскую деятельность, является одним из важных моментов в содержании различных программ общегосударственного и регионального уровня. Высокая значимость развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации отражена в ключевых нормативнео-право-вых актах и программах: «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», программа Минэкономразвития России, программа поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодежный бизнес России», программа Росмолодежи «Ты - предприниматель», программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте РФ», а также в требованиях профессиональных стандартов.

Во многих странах мира изучение предпринимательства играет важную роль в подготовке школьников к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. Подготовка детей и подростков к предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений современного образования и в нашей стране (М.Б. Артикова) [8].

В настоящее время формирование интереса у школьников к предпринимательской деятельности и мотивация к получению образования в этой области формируют предложения к реализации программ в данном направлении. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня экономического и бизнес-образования, которое бы способствовало формированию у школьников предпринимательского мышления, экономической культуры и предприимчивости, практической способности создать собственные бизнес-проекты, а, значит, умения жить и трудиться в постоянно изменяющемся обществе.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Основными методами исследования являются изучения опыта реализации различных образовательных программ в рамках развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи, а также экспериментальная проверка эффективности разработанной и реализуемой на практике программы «Бизнес-юниор» как средства формирования интереса и мотивации обучающихся к предпринимательской деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обосновано, что необходимо начинать формирование предпринимательских способностей со школьного возраста. Раннее раскрытие у школьника предпринимательского потенциала и предоставление ему возможностей для развития деловой активности обеспечит эффективность дальнейшего формирования работников и специалистов, умеющих мыслить креативно, подходить творчески к своей работе, находить новые нестандартные решения, отбирать нужную информацию, критически ее анализируя.

В педагогической практике имеется опыт реализации образовательных программ в рамках развития предпринимательского потенциала и деловой активности молодежи. Например, среди них можно отметить программу «Школа юного предпринимателя» (Е.С. Еремина, Е.В. Забуга) [9]; проект «Молодежное предпринимательство» (В.Ю. Стромов, П.В. Сысоев, В.В. Завьялов) [10]; программу «Обучение через предприимчивость и культуру предпринимательства» (М.Б. Артикова) [1] и другие.

Кроме того, реализуются перспективные программы по обучению школьников бизнесу: Kinder MBA, Matrix Career, Кидбург, KidZania. Следует отметить, что эти программы по-разному организовывают образовательную деятельность. Первые две программы представляют занятие в его классическом понимании по модели «класс - урок - преподаватель». Две другие подразумевают нерегулярные занятия в виде игры в бизнес на специально сконструированных площадках. Такое образование платное: регулярные занятия, состоящие из взаимосвязанных образовательных модулей, длительностью около четырех месяцев каждый [11].

Дети разного возраста получают разноплановые задания: младших школьников обучают решению изобретательных задач, подростков учат управлять финансами и работать в команде, старших школьников учат оптимизировать действующий бизнес. По результатам обучения школьники представляют завершенные проекты.

Образовательные программы построены по принципу «обучение через действие», где основная цель - научить детей и подростков применять свои знания на практике. Школьники учатся не бояться решать проблемы, овладевают технологиями эффективного решения универсальных проблем, не требующих предметных знаний, учатся мыслить нестандартно и гибко, генерировать оригинальные идеи и создавать инновации.

Однако, в масштабах страны это лишь небольшой вклад в решение проблемы обучения современных школьников предпринимательству. Исследователи отмечают, что в данной области существует немало проблем, которые нужно решать. Среди них указываются сложности с финансированием образовательных программ по обучению школьников основам предпринимательства, подбором квалифицированных преподавателей, профессиональных бизнес-тренеров, привлечением к проведению занятий руководителей фирм и предприятий города, успешных предпринимателей. По нашему мнению, среди важных проблем обучения современных школьников предпринимательству можно выделить также решение задач привлечения в рассматриваемый процесс школы (директоров, учителей). Важно актуализировать задачу интеграции школы и бизнеса для более успешного процесса формирования предпринимательского потенциала современных школьников.

Проведенный теоретический анализ научной литературы позволяет констатировать, что проблема формирования предпринимательского потенциала молодежи за счет реализации образовательных программ в настоящее время является достаточно актуальной (Н.Н. Бутрюмова, Н. В. Голубева [12], Л.А. Данченок, Н.В. Комлева, Ж.Б. Мусатова [13], Е.С. Еремина, Е.В. Забуга [9], М.Б. Понявина [11], В.Ю. Стромов, П.В. Сысоев, В.В. Завьялов [10] и др.). Обучение предпринимательству оказывает положительное влияние на формирова-

ние у школьников предпринимательского потенциала, деловой активности и умений работать над бизнес-проектами.

Современные педагоги, предприниматели и ученые утверждают, что необходимо начинать формирование предпринимательских навыков с детства (Н.Н. Бутрюмова, Н. В. Голубева, П.В. Тюленев) [12; 14]. Они считают, что упор, сделанный на развитие предпринимательского мышления и творчества, уже в школьном возрасте позволит молодому человеку в будущем легко ориентироваться в быстро меняющихся условиях современного мира и расширить горизонты при выборе профессии.

По мнению П.В. Тюленева, у ребенка с самого раннего возраста должно начинаться развитие навыков «инновационного человека». Именно в раннем детстве и в начальной школе у ребенка проявляются такие качества, как элементарная предприимчивость, любознательность, критическое восприятие информации, задатки креативности, способность к нестандартным решениям

[14].

В исследовании Л.А. Трусова доказывается возможность формирования у школьников компетенций в области предпринимательской деятельности через комплекс внеклассных мероприятий и обучающих заданий в условиях социального партнерства [15]. Автор предлагает перечень предпринимательских компетенций, объединенных в пять блоков: «Успехи и достижения», «Взаимоотношение и отношение», «Образование», «Личностные возможности» и «Лидерство и предпринимательское мышление». Материалы исследования не позволяют утверждать об уровне сформированности предпринимательских компетенций выпускников к моменту окончания средней школы. Но отмечается, что полученные знания в области предпринимательской деятельности будут выполнять профориентационную функцию при выборе обучающимися направления подготовки в системе высшего образования для более углубленного и системного изучения.

Многие экономически развитые страны также ведут активную работу по рассматриваемой проблеме. Во многих европейских странах с младшего школьного возраста детей начинают целенаправленно знакомить с основами экономических знаний, дают наиболее общие понятия о современном производстве и основных профессиях.

В Европе активно реализуется программа «TES project», направленная на обучение предпринимательским навыкам в нескольких предметах и изучение окружающей среды в начальных, средних и старших школах. Кайл Раки, основатель и главный директор онлайн-плат-формы для бизнеса Proposity, отмечает, что школьная система заставляет обучающихся сконцентрироваться только на решении определенных задач и не способствует развитию идей о создании собственного проекта. И даже если детей готовят к разным профессиям, то мало кто действительно говорит о профессии предпринимателя, таким образом, школа нацелена на то, чтобы вырастить хороших наемных работников. В исследовании К.Раки приводятся семь ключевых предпринимательских особенностей, которые должны быть усвоены всеми детьми в школьном возрасте: умение самостоятельно решать проблемы, желание «делать деньги», умение продавать, упорство, креативность, лидерство, коммуникация [16].

Таким образом, становится очевидно, что в современном мире необходимо заблаговременно начинать готовить «маленьких лидеров», развивая в школьниках предпринимательское творчество. Исследователи отмечают, что этим должны заниматься специальные образовательные организации и квалифицированные педагоги (Н.Н. Бутрюмова, Н. В. Голубева) [12].

В Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования

«Оренбургская бизнес-школа» разработана и реализуется образовательная программа «Бизнес-юниор» для школьников старших классов, нацеленная на опережающее образование, формирование интереса и мотивации обучающихся к предпринимательской деятельности.

Образовательная программа «Бизнес-юниор» предоставляет возможность для старшеклассников встретиться с успешными бизнесменами города Оренбурга и области, посетить ведущие предприятия, изучить основы психологии делового общения, управления и рекламы, стать участниками бизнес-тренингов и деловых игр, пройти путь от идеи до создания собственного бизнес-плана. Это бесплатная обучающая программа для активных молодых людей, нацеленных на то, чтобы в будущем открыть свое дело, стать успешными.

Программа «Бизнес-юниор» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» совместно с Центром поддержки предпринимательства и Минэкономразвития Оренбургской области.

Цель программы - популяризация предпринимательства среди детей и молодежи.

Ключевыми задачами программы являются:

- развитие у обучающихся мотивации к предпринимательской деятельности;

- освоение обучающимися основ предпринимательской деятельности;

- развитие лидерских качеств участников;

- развитие навыков генерирования идей и умений работать в команде;

- освоение обучающимися технологии работы над бизнес-проектами;

- овладение навыками презентации собственных бизнес-проектов.

Обучающая программа для детей и молодежи «Бизнес-Юниор» направлена на выявление предпринимательского потенциала школьников и дальнейшее сопровождение их проектов [17, С.100]. В Оренбургской бизнес-школе организована работа Центра карьеры, основной целью которого является планирование карьеры выпускников, содействие их трудоустройству, установление и поддержание партнерских отношений с региональными и всероссийскими компаниями, выступающими в качестве работодателей. Программа «Бизнес-юниор» нацелена на раскрытие и развитие у школьников профессионально-важных личностных качеств и мотивации, лидерских качеств, навыков генерирования идей, умений работать в команде, освоение технологий работы над бизнес-проектами, формирование умений презентации собственных проектов, формирование предпринимательского потенциала и деловой активности школьников.

Обучение основам предпринимательства проводят квалифицированные специалисты, опытные преподаватели, профессиональные бизнес-тренеры, руководители фирм и предприятий города, успешные предприниматели. Во время занятий и тренингов обучающиеся знакомятся с основами бизнес-планирования, финансовой грамотности, юридическими аспектами предпринимательской деятельности; обучаются тому, как выбрать нишу для бизнеса, как открыть свое дело; осваивают современные технологии продвижения компании на рынке.

Программа «Бизнес-юниор» реализуется посредством включения школьников в реальную практическую деятельность, мастер-классы с действующими успешными предпринимателями, интерактивные формы взаимодействия (в том числе, мозговой штурм), деловые и ролевые игры, творческие мастерские, бизнес-тренинги.

В программу включены лекции по предпринимательству, экскурсии на предприятия города, открытые занятия с представителями бизнес-сообщества. Спикеры программы не просто знакомят участников с основами

Belov Igor Petrovich, Garayeva Ekaterina Aleksandrovna

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS .

бизнес-планирования, они объясняют, как грамотно выбрать нишу для бизнеса, с чего начать и как открыть свое дело, раскрывают особенности современных технологий продвижения компаний на рынке, дают основы риск-менеджмента, делятся с участниками программы своими секретами, объясняя, что свое дело может принести и радость, и доход.

В процессе обучения участники программы «Бизнес-юниор» под руководством наставников работают над собственными бизнес-проектами, а по окончании программы представляют свои разработки на конкурс. Участники программы по окончании обучения получают сертификаты, а победители конкурса бизнес-проектов награждаются Дипломами от Центра поддержки предпринимательства Оренбургской области.

Участниками программы являются мотивированные, заинтересованные в реализации своих идей школьники. По итогам обучения по программе «Бизнес-юниор» участники отмечали, что в результате проделанной работы они получили колоссальный опыт и знания, необходимые для подготовки и реализации своих бизнес-проектов, получили навыки «рождения» новых бизнес-идей, зания о возможностях и условиях развития малого предпринимательства на территории Оренбургской области. Так, по завершению обучения по программе, одна из школьниц отметила: «Я давно думала об открытии в Оренбурге кафе здорового питания, но не знала, как это можно осуществить. ... Я очень рада, что стала участником программы, мне все очень понравилось. Ежедневно мы работали над своими проектами, отмечу было это не просто. Очень нам помогали наши кураторы. . Очень хотелось бы воплотить наш бизнес-проект в жизнь, в областном центре пока ничего подобного еще нет».

Все проекты участников были тщательно проработаны и интересно представлены, награждение осуществлялось сразу по нескольким номинациям: «Социальное предпринимательство», «Современный облик городской среды», «Использование передовых производственных технологий в бизнесе». Одним из ярких бизнес-проектов был проект студии 3D печати. Как отметил участник программы - автор проекта: «3D печать отличается тем, что этот рынок только формируется и у него очень большие перспективы - это первое, почему мы взяли эту идею. А второе, потому что у нас сформировалось уникальное торговое предложение, все конкуренты в области только на «offline» точках, мы предлагаем идею с «online» точками и с «online» продукцией. По поводу обучения я могу сказать, что это один из отличнейших способов получить знания и проявить себя в сфере предпринимательства, поскольку обычно предлагаются курсы по основам бизнеса, которые сориентированы на взрослых, а школьникам тоже нужны такие знания».

В результате освоения содержания программы у школьников формируется представление о том, что собственное дело - это не только престиж и независимость, но и огромный труд и большая ответственность, поскольку нужно создать рабочие места, обеспечить людей зарплатой, платить налоги, арендную плату, завоевывать рынок, обеспечивать организацию клиентами. В итоге, программа увеличивает количество тех, кто пойдет в бизнес, будучи подготовленным ко всем плюсам, минусам и рискам ведения предпринимательской деятельности [18-26]. Следует отметить, что даже если участники программы в будущем не станут предпринимателями, обучение не пройдет даром. «Бизнес-Юниор» - это хорошая программа для развития лидерских качеств. Кроме того, это значительная помощь в выборе будущей профессии, факультета, вуза, а также среды, обеспечивающей возможности для самореализации.

ВЫВОДЫ.

Образовательная программа «Бизнес-Юниор»: обеспечивает формирование у школьников умений составлять бизнес-план, анализировать и прогнозировать, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям; фор-

мирует собственный взгляд на стратегию предпринимательской деятельности; обеспечивает рост личностных и деловых компетенций.

Приобретая знания в предпринимательской деятельности, современные школьники становятся способными видеть и оценивать возникающие проблемы и задачи не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения новатора, предлагая креативные идеи решения проблем. Формируя предпринимательский потенциал и деловую активность в подростковом возрасте, в будущем общество получит инновационно мыслящего специалиста, готового анализировать, прогнозировать и адаптироваться в окружающей сфере, и не только с точки зрения личной выгоды, но и с точки зрения полезности для государства. Изучение основ предпринимательской деятельности помогает школьникам стать более гибкими, уверенными в себе, независимыми, уметь принимать решения, планировать, более творчески подходить к делу, решать проблемы, ориентироваться в ситуации, взаимодействовать с партнерами, иметь больше социальных навыков, информации о бизнесе, лучше узнать себя и научиться работать в команде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kremlin.ru/acts/news/57425

2. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2012/05/09/ gospolitika-dok.html

3. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static. government. ru/media/files/qH8voRLuhA VWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 05.02.2020)

4. Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В. Поддержка молодежного предпринимательства //Инновации, инвестиции. 2019. № 12. С. 99-103.

5. Шумик Е.Г., СарычеваМ.А., Суворова С.К. Молодежное предпринимательство ключевой фактор развития региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 212-215.

6. Барсукова Д.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 201-203.

7. Желнина Е.В., ПапчихинаМ.А. Социальный портрет современного работающего студента: социологический анализ // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 59-66.

8. Артикова М.Б. Роль сотрудничества школы и семьи для развития предпринимательских навыков у учеников // International scientific review. 2019. № 1. С. 54-55.

9. Еремина Е.С., Забуга Е.В. «Школа юного предпринимателя» — путь к успешной деятельности // Решетневские чтения. 2014. № 1. С. 135-137.

10. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2019. № 180. С. 7-16.

11. Понявина М.Б. Обучение школьников предпринимательству в рамках государственной образовательной политики // Известия Тульского государственного университета. 2018. С. 11-18.

12. Бутрюмова Н.Н., Голубева Н.В. Изучение предпринимательских намерений и активности школьников Нижнего Новгорода // Вестник Московского университета. 2018. № 4. С. 166-186.

13. Данченок Л.А., Комлева Н.В., Мусатова Ж.Б. Развитие предпринимательского потенциала и деловой активности обучающихся образовательных организаций с использованием информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2016. № 5. С. 77-84.

14. Тюленев П.В. Предпринимать — раньше, чем ходить и говорить. - Москва: [б.и.], 2003.

15. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 145-153.

16. Why kids should be taught entrepreneurship early on // Personal blog on Proposity [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. proposify.biz/blog/kids-entrepreneurship (дата обращения: 01.02.2020).

17. Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В. Поддержка молодежного предпринимательства //Инновации, инвестиции. 2019. № 12. С. 99-103.

18. Белов И.П., Белова Т.Г., Неволина В.В. Профессиональное саморазвитие будущих предпринимателей // Дискуссия. 2019. № 6 (97). С. 6-12.

19. Белов И.П., Неволина В.В. Стратегии профессионального са-

моразвития будущих предпринимателей // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 12. С. 35-39.

20. Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 29-49.

21. Кремин А.Е., Кузнецова Е.П. Проблемы реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в России // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2019. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vectoreconomy.ru

22. Молодежные проекты. Теории и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mggu-sh.ru

23. Муртазаева У.А. Проектная деятельность в образовательных организациях / У.А. Муртазаева //Вестник РМАТ. — 2018. - № 4. — С. 86-89.

24. Обучение, Развитие, Управление талантами. «Навыки XXI века»: новая реальность в образование. 2016 // HR — Portal сообщество и публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.hrportal. ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii (дата обращения: 28.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.fadm.gov.ru/projects/mp/prog%20 vmpd%202011.doc (дата обращения: 22.01.2020).

26. Федеральный Закон РФ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Кодексы и законы РФ. 2014. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/

Статья поступила в редакцию 11.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.