Научная статья на тему 'Реализация нового подхода в физическом воспитании детей'

Реализация нового подхода в физическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CULTURAL TRANSMISSION / COMPETENCE APPROACH / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржиева Л. Г.

В статье излагается содержание модели развития физической культуры личности, основанной на понимании здоровья как полного физического, ментального и социального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of new approach to physical education of children

The article describes a content model of the development of physical culture of personality based on understanding of health as complete physical, mental and social well-being.

Текст научной работы на тему «Реализация нового подхода в физическом воспитании детей»

12. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят.- 14. Хомонов М. Обычаи и нравы древних монголов

Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. // Байкал. - 1995, - №1.- С. 129-153.

13. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.

Дамбаева Арюна Нарановна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации, факультет иностранных языков, Бурятский государственный университет.

Dambaeva Aryuna Naranovna, candidate of philological sciences, senior teacher, department of translation and cross-cultural communication, faculty of foreign languages, Buryat State University. e-mail: adambaeva@yandex.ru

УДК 372.8:796 © Л.Г. Доржиева

Реализация нового подхода в физическом воспитании детей

В статье излагается содержание модели развития физической культуры личности, основанной на понимании здоровья как полного физического, ментального и социального благополучия.

Ключевые слова: культурная трансмиссия, компетентностный подход, ментальное развитие.

L.G. Dorzhieva The implementation of new approach to physical education of children

The article describes a content model of the development of physical culture of personality based on understanding of health as complete physical, mental and social well-being.

Keywords: cultural transmission, competence approach, mental development.

В известной Алма-Атинской декларации «Здоровье для всех» (Всемирная организация здравоохранения, 1978) здоровье определено как «состояние полного физического, ментального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или немощи».

Субъективное благополучие и ментальное здоровье нужно рассматривать как аспект психологической и социальной жизни в целом.

Следует рассматривать вопрос о здоровье как культуру, сложившуюся в процессе биологической адаптации. Проблема формирования физической культуры личности должна решаться в т.ч. с учетом генетической трансмиссии, которая осуществляется как вертикальная, горизонтальная и непрямая трансмиссии.

Вертикальная трансмиссия состоит в том, что этническая физическая культура, сложившаяся как результат биологической адаптации этноса, передается непосредственно от родителей к детям. Горизонтальная трансмиссия предполагает, что этническая физическая культура передается от сверстников в процессе различных физических и социокультурных видов обучения. Например, в бурятских селах дети сами осваивают основы национальной борьбы. Что касается непрямой трансляции этнической физической культуры, то она осуществляется именно в процессе обучения.

Овладение традиционными видами деятельности, связанными со здоровьем, убеждениями о здоровье и ценностными установками, является непременной составляющей формирования здоровья детей. Чтобы эта проблема решалась эффективно, она должна быть основана на понимании культуры, традиций, верований и факторов семейного взаимодействия.

В исследовании связей между культурным и индивидуальным уровнями феномена здоровья выделяются когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный компоненты. Когнитивный компонент включает знания о здоровье, эмоциональный компонент - установки по отношению к здоровью, поведенческий - действия, связанные со здоровьем, социальный - межличностные отношения.

В новых социально-экономических условиях преобладающую роль в развитии физической культуры личности имеет культурная трансмиссия, являющаяся проявлением культурной адаптации группы. Культурная трансмиссия также бывает вертикальной (от родителей к детям), горизонтальной (от сверстников) и непрямой (от взрослых или в обучении).

Формирование физической культуры личности в обучении направлено на гармонизацию биологической и культурной трансмиссий для развития нового взгляда на здоровье как состоя-

М.Р. Коренева. Компенсаторная стратегия и компенсаторное умение как лингводидактические категории и проблема их разграничения_______________________________________________________________________________________________________

ние всестороннего благополучия на физическом, ментальном и социальном уровнях.

Компетентностный подход позволяет реализовать новую концепцию физического воспитания детей в школе, не связывая его только с занятиями в спортивных залах и на стадионах, а обращая серьезное внимание на ментальный и социальный аспекты отношения детей к своему здоровью.

Под ментальным развитием понимают «прежде всего умственное развитие, а также изменения в области мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» [1, с. 188].

Следовательно, формирование ментального компонента физической культуры личности требует воспитания сознательного отношения к своему здоровью, формирования умственных и физических навыков, духовных установок на здоровый образ жизни.

Социальный компонент физической культуры предполагает культуру межличностных отношений, воспитание гуманного отношения к физически слабым, стремления использовать свое физическое превосходство для защиты более слабых. Ненасильственное отношение не только к другим, но и к самому себе рассматри-

вается как непременное условие физической культуры личности.

Валеологический компонент физической культуры личности предполагает здоровый образ жизни. Состояние полного физического, ментального и социального благополучия возможно только тогда, когда человек не только сам ведет здоровый образ жизни, но и вносит вклад в его распространение в обществе.

Педагогическая модель развития физической культуры школьника в ее новом толковании включает содержание обучения, отбор которого осуществляется в соответствии с компетентно-стным подходом. Развертывание этого содержания осуществляется в режиме проблемномодульного изложения, когда возникают проблемные ситуации, разрешение которых направлено на формирование определенной компетенции. Воспитание физической культуры школьника возможно как последовательное решение непрерывно возникающих задач, свойственных определенной деятельности, требующей умственных и физических усилий [2].

Литература

1. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека -М.: Аспект Пресс, 2007.

2. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.

Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а, тел.21-64-21,e-mail: lara.dorzhieva@yandex.ru

Dorzhieva Larisa Gennadevna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 37.026:80 © М.Р. Коренева

Компенсаторная стратегия и компенсаторное умение как лингводидактические категории и проблема их разграничения

Основная цель статьи - разграничить понятия «компенсаторная стратегия» и «компенсаторное умение», которые взаимосвязаны, но это не явления одного порядка. Для этого необходимо определиться с понятием «стратегия», которое, утвердившись в лингводидактике, остается до сих пор недостаточно конкретизированным.

Ключевые слова: стратегия, коммуникативная стратегия, компенсаторная стратегия, компенсаторное умение.

M.R. Koreneva

Compensatory strategy and compensatory skill as linguistic and didactic categories and the problem of their distinguishing

The main purpose of this article is to distinguish the notions of «compensatory strategy» and «compensatory skills». These notions are interrelated but they are of different kinds. Thus it is necessary to determine the notion of «strategy», used in didactics of languages, but it is not still concretized.

Keywords: strategy, communication strategy, compensatory strategy, compensatory skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.