4. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н. Практикум по решению физических задач. -М.: Просвещение, 1992.
5. Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВШ, 1986. - 256 с.
6. Берденникова М.Г. Об аспектах компетентностного подхода при преподавании физики в технических вузах: сб. тр. конф. «Школа и вуз: достижения и проблемы непрерывного физического образования». - Екатеринбург, 2008. -С. 19-22.
7. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. - М., 1969. -464 с.
Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University, Ulan-Ude, email: [email protected].
УДК 378:796 © Л.Г. Доржиева
Компетентностный подход при формировании нового взгляда на здоровье студентов в системе физического воспитания
В статье рассматриваются вопросы формирования нового взгляда на здоровье, что является ключом к решению актуальной педагогической проблемы.
Ключевые слова: валеологическая компетентность, интеллектуальный компонент, перцептивный компонент, генетическая трансмиссия.
L.G. Dorzhieva
The competence-based approach to the formation of a new perspective on the students' health in the system of physical education
The article considers the problems of formation of a new outlook on health, which is a key to solution the topical pedagogical issue.
Keywords: valeological competence, intellectual component, perceptive component, genetic transmission.
В настоящее время проблемы здоровья рассматриваются в контексте культуры. Во взглядах на здоровье акцент делается на поддержание и профилактику. В 1978 г. была принята Алма-Атинская декларация «Здоровье для всех к 2000 году», в которой здоровье определенно как «состояние полного физического, ментального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и немощи». В 1998 г. ВОЗ приняла От-тавскую хартию по поддержанию здоровья.
Здоровье человека - это в конечном счёте результат культуры поведения, образа жизни. Смысл физической культуры состоит в признании и
89
реализации идеи сохранения и укрепления здоровья путём его поддержания с помощью физических, ментальных и социальных факторов жизнедеятельности. Культуру здоровья личности можно понимать как валеоло-гическую компетентность, формирующуюся в процессе овладения определёнными компетенциями по поддержанию здоровья в его современном толковании. Для выявления этих компетенций сначала нужно определить содержание физического, ментального и социального здоровья в их позитивной трактовке, приводящей к ощущению благополучия.
Состояние физического благополучия возникает, когда человек чувствует себя способным выдержать оптимальную физическую нагрузку, проявляя общую двигательную активность или психомоторные способности. Б.Г. Ананьев [1] включает в число психомоторных характеристик локомоторную функцию, отражающую динамичность поведения, мышечный тонус, статическую и динамическую координацию рук, силу мышечного напряжения, точность движений рук и ног, ритм и темп движений.
И.М. Сеченов характеризует рабочие движения человека, выделяя их направление, силу, напряженность и скорость [2].
А.А. Толчинский в психомоторных функциях выделяет меткость, ловкость, координацию, ритмичность, скорость и силу движений [3].
Состояние ментального благополучия возникает, когда человек чувствует себя способным к эффективному умственному познанию объективной реальности самостоятельно и непосредственно или в процессе освоения достижений наук. Он способен к наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому мышлению, благодаря которым он может оперировать как непосредственно воспринимаемыми вещами и их связями, так и их зрительными, слуховыми и двигательными образами, а также осуществлять логические операции с понятиями в вербальной форме.
Мышление всегда связано с разрешением некоторой задачи, приводящей к возникновению проблемной ситуации. В психологии мышления рассматриваются поведенческая, структурная (гештальт-модель), вероятностная и информационно-семантическая модели проблемных ситуаций [4]. В соответствии с этим можно планировать и управлять развитием личности, а следовательно, и достижением состояния ментального благополучия.
Состояние социального благополучия возникает, когда человек удовлетворён факторами социальной среды и личными факторами. К первым относятся качество окружающей среды, финансовые условия, социальная поддержка и др. Ко вторым - оценка человеком своей жизни и уровень взаимоотношений в семье и вне семьи, самопознание и самооценка ( реф-лекция) физических, ментальных и социальных характеристик своего здоровья.
Исходя из изложенного, в структуре валеологической компетентности студента мы выделяем интеллектуальный, перцептивный, аксиологический, социокультурный, поведенческий и рефлекторный компоненты.
Ведущим, по нашему мнению, следует считать интеллектуальный компонент. М.А. Шадриков определяет интеллект как «системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора (общей способности), влияющего на другие способности» [6]. В переводе с латинского «интеллигенция» означает «способность понимать». М.А. Холодная считает, что на начальном этапе интеллект отождествляется с простейшими психофизиологическими функциями [5]. Эти обстоятельства позволяют относиться к феномену здоровья, его поддержанию и развитию как к физическому интеллекту. Известно, что люди с развитым физическим интеллектом обладают хорошей координацией, высокой скоростью реакций, хорошим темпом, повторяемостью и надёжностью движений. Они умеют оценить успешность своей двигательной активности, обладают кратковременной и долговременной памятью на пространственные, силовые и временные параметры движений. Физический интеллект называют также телесным мышлением, поскольку он характеризует работу мозга по контролю любой физической деятельности.
Перцептивный компонент валеологической компетентности включает информацию о внешнем мире от органов чувств в процессе непосредственного восприятия свойств объектов и явлений. Это зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятия, а также восприятие пространственных форм и количественных отношений окружающей действительности.
Продуктивность восприятия отдельного человека характеризуется объёмом, точностью, полнотой, скоростью и эмоциональной окрашенностью. Восприятие и ощущения служат стимулами для телесного мышления и поведения человека.
Аксиологический компонент валеологической компетентности отражает ценностную оценку здоровья, ценностные установки по отношению к здоровью в соответствии с новым взглядом на здоровье. Формирование нового взгляда на здоровье как на ценность личной и общественной жизни, формирование умений поддерживать здоровье рассматривается как важнейшая аксиологическая функция образования, его ценностная характеристика, отражающая стратегию его развития. В настоящее время система образования не выполняет эту функцию, нанося урон физическому здоровью школьников и студентов в силу их перегруженности учебной деятельностью, непродуманной организации их физического воспитания, отсутствия у педагогов должного уровня личностно-валеологической компетенции.
Социально-культурный компонент включает деятельность по обеспечению состояния социального благополучия за счёт усиления влияния здорового образа жизни, соблюдения санитарных и гигиенических норм, повышения субъективного благосостояния, означающего достижение позитивной самооценки человеком своего здоровья в его новом толковании. К данному компоненту мы относим также культурные факторы, которые
оказывают на уровень субъективного благополучия личности реальное влияние. На появление состояния социального благополучия личности существенно влияет организация здравоохранения, профилактика болезней, служба социальной помощи нуждающимся
Под поведенческим компонентом валеологической компетенции человека мы понимаем осознанное или неосознанное соблюдение норм и правил образа жизни, способствующего укреплению здоровья в его современном понимании. Речь идёт не только о поведении, которое проявляется в процессе жизнедеятельности и допускает наблюдение, но и о подразумеваемых характеристиках (мотивах, способностях, характерных чертах, установках).
Поскольку поведенческий компонент валеологической компетентности человека есть также элемент его поведения как носителя культуры в целом, при изучении поведения человека как носителя физической культуры следует учитывать широкий комплекс процессуальных переменных, представляющих различные виды трансмиссии культуры. К этим переменным относятся экологическое влияние, генетическая и культурная трансмиссии.
Очень важно, чтобы человек ощущал себя частью природы и знал, что «здоровье природы» и его здоровье неразрывны. Здоровый образ жизни включает и «сбережение» природы.
Генетическая трансмиссия культуры здоровья означает передачу элементов здорового образа жизни от родителей к детям по наследству при зачатии. Это может быть врождённая приверженность к определенным продуктам питания, способам проявления двигательной активности, мыс-ледеятельности и социального поведения.
Однако культура здоровья в большей степени есть результат воспитания в целом и физического воспитания в частности, которые осуществляются при горизонтальной и непрямой трансмиссии. Горизонтальная трансмиссия культуры здоровья происходит при общении детей со сверстниками до совершеннолетия. Непрямая трансмиссия поведения, связанного со здоровьем, происходит главным образом в процессе обучения в школе и профессиональном учебном заведении, а также при общении с взрослыми.
В структуре валеологической компетентности мы выделяем рефлексивный компонент по осознанию и регулированию физического, ментального и социального здоровья. В.Д. Шадриков обосновал положение о том, что рефлексия является обязательным компонентом целостного мыслительного процесса и существует такое качество личности, как рефлексивность, которое проявляется «прежде всего в отборе интеллектуальных операций, принятии решений по их использованию и в организации использования интеллектуальных операций по отношению к конкретной функции, свойством которой выступают способности» [6; с. 218]. Рефлексивность как качество личности будет способствовать успешному овладению валеологиче-ской компетентностью, направляя поведение личности.
Рефлексивность можно расценить как интерактивное свойство личности, являющееся внутренним диалогом человека с самим собой, в котором «обсуждается» вопрос о результатах достижения ближней и одновременно дальней цели, которая всегда у человека есть. Рефлексивный компонент валеологической компетентности человека отражает деятельность мышления по оценке и регуляции развития своего здоровья в его интегрированном понимании как состояния благополучия в системе «био-социо-дух» - физического, социального и ментального (духовно-умственного) благополучия.
Итак, проблема состояла в том, чтобы построить и реализовать педагогический процесс непрерывного развития валеологической компетентности студента, рассматриваемой как результат освоения интеллектуальной, аксиологической, перцептивной, социокультурной, поведенческой и рефлексивной компетенций в их единстве и взаимосвязи.
Во-первых, достижение этой цели потребовало разработки содержания образования, включающего в соответствии с компетентностным подходом только те знания, которые необходимы для формирования данной компетентности.
Основным критерием отбора содержания явилось оптимальное сочетание знаний, лежащих в основе понятия «здоровье» в его новом, расширенном смысле, отвечающем гармонизации физического, ментального и социального здоровья, приводящей к состоянию полного благополучия. Анализ показал, что должны быть представлены все области знания: гуманитарное, естественно-научное и математическое. Но требуется другой подход к их представлению в структуре содержания в нашей системе обучения: знания, необходимые для формирования физического здоровья; знания, необходимые для формирования ментального и социального здоровья. Это делается для того, чтобы контролировать, какие знания присутствуют в том или ином тексте и каким образом осуществить интеграцию знаний.
Во-вторых, необходимо было найти такой способ представления содержания, который допускал бы сочетание компетентностного и лично-стно-ориентированного обучения. Таким способом избран проблемный метод в режиме модульного представления содержания обучения. Потребовался тщательный анализ содержания всех учебных дисциплин, чтобы выполнить разбиение учебного материала на обобщённые модули, интегрирующие несколько учебных дисциплин, и подчинить обучение разрешению проблемных ситуаций, проектируемых в каждом обобщённом модуле. Нами были использованы в основном поведенческая и информационно-семантическая модели проблемных ситуаций. Поведенческая модель предполагает сознание ситуации неопределённости, когда отсутствует прямой путь к достижению цели, не известен способ действия для преодоления препятствия. Информационно-семантическая модель рассчитана на возникновение ситуации неопределенности, когда выполнение
требует новой информации, которую студент должен найти и согласовать её с имеющимися данными так, чтобы можно было найти разрешение.
Эти модели проблемных ситуаций осмыслены исходя из одноимённых моделей мышления в психологии. Нами используются также гештальт-модель и вероятностная модель проблемных ситуаций.
В-третьих, была разработана гибкая система взаимоотношений преподавателя и студента, рассчитанная на их взаимопонимание и понимание ими разницы между компетентностным и личностно-ориентированным подходами, первый из которых направлен на формирование умений и имеет практико-ориентированный характер, а второй - на формирование личностных структур и имеет идеализированную сущность. Благодаря диалогическому общению между преподавателем и студентом достигается взаимное доверие, что позволяет преподавателю узнать о препятствиях, возникающих у студента в связи с освоением компетенций, его психическом состоянии и оказать необходимую педагогическую поддержку, связанную с актуализацией внутреннего потенциала студента для самостоятельного преодоления им возникающих препятствий.
Основой реализации модели валеологической компетентности послужил спецкурс, в котором была изложена концепция здоровья в современном понимании; технологии его поддержания в течение всей жизни; связь культуры и здоровья; культурные факторы в поведении, экологический аспект здорового образа жизни; нездоровый образ жизни и способы его изменения; стержневое значение позитивного ментального здоровья как гармонии его физического, ментального и социального компонентов.
Наши исследования показывают, что формирование нового взгляда на здоровье является ключом к решению актуальной педагогической проблемы, состоящей в несоответствии традиционных способов физического воспитания современным требованиям
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
2. Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека. - М., 1906.
3. Толчинский А.А. Психологические испытания радиотелеграфистов // Жизнь связи. - 1923. - №7. - С. 110-111.
4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие / под ред. А.А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009.
5. Холодная А.М. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.
6. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.
Доржиева Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел: 21-64-21, e-mail: lara. dorzhieva@yandex. ru.
Dorzhieva Larisa Gennadievna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, Ulan-Ude, ph: 21-64-21, e-mail: [email protected].