противоречий. Символически-интерактивная парадигма рассматривает взаимоотношение людей в малых группах и коллективах вместе с теми символическими значениями, которые придаются действиям, а также непосредственное взаимодействие между людьми в различных обстоятельствах. Здесь большое внимание уделяется вопросам социализации личности, начиная от приобщения к общепринятым правилам поведения в обществе и кончая усвоением общекультурных норм и ценностных ориентиров.
Памятник бурятской культуры «Гэсэр» является источником, дающим пищу для научных размышлений. Он рассматривается в свете синергетического, холистического, герменевтического, системного, комплексного методов, а
также социально-конфликтной и символически-интерактивной парадигм.
Литература
1. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания. Изд-во Башкир. ун-та. - Уфа, 2000.
2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. - Калинин: Изд-во КГУ, 1982.
3. Казначеев В.П. Феномен человека. - Новосибирск, 1991.
4. Рузавин Г.И. Методология научного познания. -М., 1999.
5. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М.: Мир, 1986.
Дамбаева Арюна Нарановна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры перевода и меж-культурной коммуникации, факультет иностранных языков, Бурятский государственный университет. e-mail: [email protected]
Dambaeva Aryuna Naranovna, candidate of philological sciences, senior teacher, department of translation and cross-cultural communication, faculty of foreign languages, Buryat State University.
УДК 378.146 (571.54) © А.Н. Дамбаева
Традиционная система воспитания бурят
В статье раскрывается одна из самых главных задач воспитания - формирование в ребенке качеств будущего мужчины, будущей женщины. В традиционной воспитательной практике бурят применялась дифференцированная система воспитания мальчиков и девочек. Различия имели место в трудовом, нравственном, эстетическом, физическом воспитании.
Ключевые слова: воспитание, национальная культура, дифференцированный подход, навыки, умения, социальный статус.
Л.Ы. БатЪавга
Traditional system of upbringing at Buryats
The article reveals one of the most important tasks of upbringing, i.e. formation of qualities of future man and future woman in a child. Differentiated system of boys and girls upbringing was used in traditional upbringing practice among Buryats. There were differences in their working, moral, aesthetic, physical upbringing.
Keywords: upbringing, national culture, differentiated approach, skills, abilities, social status.
Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают педагогическую мысль. Еще в Древней Греции процесс воспитания подрастающего поколения строился на основе понимания единства внешней и внутренней природы самого ребенка.
Ж.Ж. Руссо выделял три источника воспитания: воспитание от природы, воспитание от вещей и обстоятельств, воспитание от людей [Руссо, 1989, с. 202]. Воспитание природой - это развитие природных задатков. Воспитание от вещей и обстоятельств - это воздействие на ребенка
окружающей среды. Воспитание от людей - это социальное воздействие на ребенка. Правильным будет воспитание в том случае, если эти три фактора действуют согласованно, в одном направлении.
Многие исследователи указывают на необходимость воспитания с учетом национальной культуры. В частности, В.И. Матис считает, что «у молодежи, не знающей своих национальных корней, утрачивается чувство дома, слабо формируются позитивные ценности, ощущается недостаток социальных навыков, ею не наследуют-
ся национальные традиции, осваивается только массовая культура» [Матис, 1999, с. 30].
Вслед за У.Ш. Атангуловым, мы выделяем следующие общие принципы педагогических культур всех народов: неразрывная связь с родным языком, без языка нет педагогики народа; формирование основ личности в самом раннем детстве; опора на идеалы добра, истины, красоты; охват всех возрастных категорий - от рождения человека до его смерти; учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей человека, его эмоциональных состояний и волевых возможностей; многообразие форм и методов воздействия на человека; природосообраз-ность воспитания. Педагогика рассматривает человека как часть природы, ее приемы соответствуют природе человека, его возрастным и психологическим особенностям [Атангулов, 1993, с. 13].
Касаясь духовной культуры бурятского народа, и в частности традиционного воспитания, необходимо отметить, что оно направлено на формирование самоценной личности, нашедшей согласие с собой, осознающей себя не только членом семьи, рода, общества, но и частью великого космоса. Исследователи Н.В. Абаев, З.П. Морохоева, И.С. Урбанаева приходят к выводу, что в бурятской культуре формировалась коллективистическая и экологизированная личность, которой присущи следующие этические ценности: преданность родовым интересам; готовность защитить и помочь сородичам; ответственность за коллектив и перед коллективом; соблюдение равенства и справедливости; полное принятие социальных норм; доброжелательное отношение к людям, участие во всех видах традиционной деятельности рода; почитание родной земли, небесных светил, явлений природы; почитание духов предков; понимание себя как части общества, природы, космоса [Абаев, 1992, Морохоева, 1994, Урбанаева, 1995].
Для бурятской этнической педагогики характерно понимание роли наследственных факторов в развитии ребенка, взаимообусловленности физических и умственных признаков, врожденных особенностей ребенка и развития его личности. В мировоззрении бурят утверждается, что от здоровых родителей рождаются полноценные дети. Буряты в выборе невесты или жениха большое внимание уделяли удха (корень, происхождение), т.е. тому, из какой семьи происходили парень или девушка, не было ли среди предков умалишенных, хронически больных, бездетных, пьяниц, калек. Заветная мечта каждого бурята - иметь здоровое потомство, чтобы про-
должить род, а отсюда существенную роль играло и то, насколько родители и более отдаленные предки были работоспособными и трудолюбивыми, т.е. обладали качествами, которые, по воззрениям бурят, сами по себе были хорошей рекомендацией для жениха и невесты. В биологическом плане удха означало здоровье и силу, в социальном же плане определяло право наследственности. Стать родоначальником можно было в силу наследственного права, и «если даже родоначальник провинится по службе, то заяны к нему будут снисходительны, потому что его предки, которые были тайшами, головами, старостами и прочими, будут защищать и оправдывать его перед заянами» [Хангалов, 1960, с. 158]. Каждый род хранил свое мастерство в строгом секрете и передавал его под присягой своим потомкам. Считалось, что индивидуальные качества личности определяются родовыми характеристиками. Вот почему такое внимание уделялось удха невесты или жениха. Считалось, что «большая часть умственно-нравственных признаков передается по материнской линии» [Ту-мунов, 1998, с. 11]. Поэтому буряты для достойного продолжения своего рода, рождения полноценных, здоровых детей особое внимание уделяли выбору невесты для своего сына. Старейшины выясняли родословную невесты не только по отцовской, но и по материнской линии вполоть до нескольких поколений. Обращалось внимание на телосложение невесты с точки зрения способности к деторождению: если она была полной, крепкой, то старики радовались, что она «просторна телом, много народит детей» [Лин-ховоин, 1972, с. 53].
Идея сохранения хорошего генофонда просматривается в обычае запрещения вступления в брак лиц одного рода в пределах семи поколений [Тумунов, 1998, с. 12]; в традиции трезвости, когда не разрешалось употреблять спиртные напитки до 40 лет, т.е. в детородном возрасте [Рязановский, 1921, с. 79].
Для бурят характерен ярко выраженный дифференцированный подход к воспитанию ребенка, обусловленный подготовкой детей к традиционным социальным ролям в обществе. Еще в условиях родового строя бурятским народом были разработаны дифференцированные системы воспитания мальчиков и девочек: «Девять доблестей настоящего мужчины», «Семь талантов женщины». Самоутверждение ребенка шло по пути развития способностей, достижения значительных результатов в традиционных видах деятельности: стрельбе из лука, борьбе, езде на
лошади, столярных, кузнечных работах для мальчиков, для девочек - в основном в шитье.
Мужчина-бурят должен был уметь изготовлять все необходимые в быту предметы; для него недопустимым и постыдным было ходить к родственникам и соседям что-либо одалживать, просить. Поэтому мальчика обязательно приучали мастерить, владеть кузнечным делом. По свидетельству путешественников ХУШ в., кузнечное дело достигло у бурят большого совершенства. Они знали различные технологии обработки металла, владели технологией изготовления предметов утвари, конского снаряжения, ювелирных изделий. Посетив балаганских и селен-гинских бурят, Гирченко отмечал, что «они умеют делать по железу серебряные и оловянные насечки так хорошо, что их работа не уступает дамасской» [Гирченко, 1939, с. 18]. Мальчик должен был овладевать «девятью науками настоящего мужчины», он особенно себя проявлял в той «науке», к которой был от природы предрасположен. «Девять наук настоящего мужчины» заключались в следующих умениях: 1) умение бороться; 2) умение мастерить; 3) знание кузнечного дела; 4) умение охотиться; 5) умение ломать голыми руками (кулаком) позвоночную кость скотины; 6) умение плести кнут из восьми ремешков; 7) умение плести треножник для лошади; 8) умение стрелять из лука; 9) умение ездить на лошади; [Басаева, 1991, с. 67]. Данная педагогическая система представляет собой четко сформулированный кодекс понятий об умениях, навыках, качествах, которыми обязан был владеть мужчина для того, чтобы чувствовать себя уверенно в условиях полной зависимости от природы. Перечень требований, заложенный в системе воспитания мальчиков, говорит о ее древнем происхождении. В основном в нем перечисляются умения, необходимые в первую очередь для традиционных видов деятельности.
«В древности монголы говорили, что в мире существует только три вида искусства: борьба, стрельба из лука и состязание в беге на лошадях» [Хомонов, 1995, с. 148]. Эрын гурбан на-адан (три игры мужей) - спортивные состязания - проводились между родами в теплое время года, весной и летом. Этим видам искусства бурятские мальчики обучались с детства.
Обучение стрельбе из лука происходило в основном в теплое время года. Начиналось это с изготовления для детей простых игрушечных луков и стрел, которые дарили в качестве подарков. Мальчики в этом принимали живое участие: подавали старшим детали, задавали вопросы по технологии их сбора, отмеривали расстояние,
выбирали цели, отрабатывали положение для стрельбы. После этого старшие устраивали состязания малышей, в ходе которых формировались не только технические, но и моральнопсихологические умения (соблюдать правила, уметь собраться, сосредоточиться).
Обязательным умением для мальчика-бурята было умение бороться. Подготовка мальчиков как борцов начиналась в 3-4 года. Старшие всегда находили возможность потренировать их, будь это кратковременный отдых, зимние вечера, подготовка к тайлгану (обряд жертвоприношения духам предков) или к межродовым состязаниям. Основной целью при обучении борьбе была отработка умения отразить нападение, защитить себя. Воспитание борцовских качеств включало не только овладение приемами борьбы, но и развитие многих личностных качеств: уважительного отношения к людям, выдержки, точности, расчетливости, смелости, ловкости, умения определять физическое и эмоциональное состояние партнера, моделировать ситуацию. В целом подготовка борца предполагала моральнопсихологическое, физическое, интеллектуальное развитие.
Искусство верховой езды бурят было также хорошо известно и формировалось с раннего детства. Это искусство складывалось из умения ухаживать за конем, обучать выездке, запрягать, распрягать, распознавать по экстерьеру жеребца будущего хорошего скакуна, изготавливать прочную, удобную, красивую конскую упряжь, исполнять в честь коня хвалебные песни (соло и магтаал), что развивало многие личностные качества ребенка. Верховой езде начинали обучать так же рано, как и охоте, стрельбе из лука, с 2-3 лет. Для этого часто специально держали старого смирного коня. Ф.И. Ланганс отмечал, что «... все буряты - всадники с младенчества, пешие далеко ходить не легко могут, к езде употребляют лошадей. Мальчиков с маленьку приучают ездить на лошадях верхом. Также обучают их укрючивать лошадей, т.е. на долгом шесте привязанную веревочную петлю бегущей лошади накидывать и тем самым ее останавливать» [Ким, 1965, с. 153].
Обычай <Лээр шааха» имеет очень давнее происхождение. Мужчина должен был уметь переломить остистую кость позвонка крупного рогатого скота, освобожденную от поперечных отростков, одним ударом ребром ладони (кулаком). Обычно после убоя скотины обязательно должны были переломить отросток реберной кости для освобождения «души животного», чтобы она отправилась на перерождение
^унэ^шнь залаха), в результате чего это стало в некоторой степени мужским развлечением [Васильева, 1998, с. 107]. Суть его заключалась в резком ударе ребром ладони по основанию длинного отростка у самой дуги позвонка. От мужчины требовались смекалка, расчет силы удара.
Также обязанностью мужчин было представлять семью, род на различных праздниках, спортивных состязаниях. «Даага дэллэлгэ» считался праздником стрижки гривы, хвостов лошадей [Мэрдыгеев, 1927, с. 147]. Его торжественно проводили в апреле-мае, сопровождая различными обрядами. Р.С. Мэрдыгеев, описывая праздник стрижки гривы и хвостов лошадей, писал о том, что в этот день хозяин собирал у себя молодых и сильных мужчин улуса, которые ловили лошадей петлями, сделанными из веревок и прикрепленными к концу длинного шеста. Они на расстоянии ловко накидывали их на лошадей. Гриву с кобылиц и молодых жеребят снимали полностью, оставляя только на макушке головы, между ушами, хохолок. У жеребят, кроме гривы, снимали волосы и с хвоста, оставляя небольшой пучок. У жеребца не снимали волос ни с гривы, ни с хвоста, относились к нему весьма почтительно.
Разнообразие чисто «мужских» видов деятельности говорит о ведущей роли мужчин в жизни, так как именно они, их занятия обеспечивали материальную основу бытия. В воспитании мальчиков большую роль играла мужская половина семьи - дед, отец, старшие братья. Большую часть времени мальчики проводили в обществе мужчин, которые не только учили их мужским хозяйственным делам, но и воспитывали в них нравственные качества, учили нормам поведения. Мальчиков приучали брать на себя более тяжелую работу, заботиться о матери, сестрах, старых, больных; обучали умению защищать честь семьи и рода.
Система воспитания девочек заключалась в развитии «семи талантов женщины»: 1) умение оказывать родителям почет речами, угощением и мягкой постелью; 2) умение воспитывать детей; 3) умение вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг; 4) умение ухаживать за домашними животными; 5) умение готовить молочные блюда; 6) умение уважать мужа и принимать гостей; 7) быть «хозяйкой серебряного наперстка» [Васильева, 1998, с. 111].
Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины было одной из самых главных задач воспитания. Все было направлено на то, чтобы сделать из подрастающего поколе-
ния будущую жену, мать, будущего мужа и отца. Различия в воспитании мальчиков и девочек имело место не только в трудовом, но и в нравственном, эстетическом, физическом их воспитании. В характере девочки развивали такие черты характера, как скромность, доброжелательность, аккуратность, мягкость, вежливость, внимательность. В воспитание обязательно включались умения владеть собой, контролировать свое поведение, развивать в себе способность к самообладанию, сдержанности, спокойствию, чутко и заботливо относиться к окружающим людям. В таком подходе к воспитанию девочек проявлялось понимание бурят роли женщины, от которой зависел моральный и психологический климат не только семьи, но и общества в целом.
Таким образом, буряты очень ответственно относились к воспитанию детей, к подготовке их к жизни, осмыслению и принятию ими социального статуса.
Сегодня необходимо использовать ценные идеи народной мудрости, накопленной веками, в воспитании молодежи сообразно потребностям современной действительности.
Литература
1. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1993.
2. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. - Улан-Удэ, 1991.
3. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998.
4. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах. - Улан-Удэ: Бурят.-монгол. изд-во, 1939.
5. Ким Н.В. Материалы Ф. Ланганса о культуре и быте бурят // Культура и быт народов Бурятии: этнографический сборник. - Улан-Удэ, 1965. -Вып. 4. - С. 145-146.
6. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972.
7. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 1999.
8. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. - Новосибирск: Наука, 1994.
9. Мэрдыгеев Р.С. Изделия из шерсти и волоса в аларском аймаке // Бурятиеведение. - 1927. -№1-3. - С. 146-147.
10. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринского. -М.: Педагогика, 1981. - Т.1.
11. Рязановский В.А. Обычное право монгольских племен. - Чита, 1921. - Ч. 2.
12. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят.- 14. Хомонов М. Обычаи и нравы древних монголов
Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. // Байкал. - 1995, - №1.- С. 129-153.
13. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.
Дамбаева Арюна Нарановна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации, факультет иностранных языков, Бурятский государственный университет.
Dambaeva Aryuna Naranovna, candidate of philological sciences, senior teacher, department of translation and cross-cultural communication, faculty of foreign languages, Buryat State University. e-mail: [email protected]
УДК 372.8:796 © Л.Г. Доржиева
Реализация нового подхода в физическом воспитании детей
В статье излагается содержание модели развития физической культуры личности, основанной на понимании здоровья как полного физического, ментального и социального благополучия.
Ключевые слова: культурная трансмиссия, компетентностный подход, ментальное развитие.
L.G. Dorzhieva The implementation of new approach to physical education of children
The article describes a content model of the development of physical culture of personality based on understanding of health as complete physical, mental and social well-being.
Keywords: cultural transmission, competence approach, mental development.
В известной Алма-Атинской декларации «Здоровье для всех» (Всемирная организация здравоохранения, 1978) здоровье определено как «состояние полного физического, ментального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или немощи».
Субъективное благополучие и ментальное здоровье нужно рассматривать как аспект психологической и социальной жизни в целом.
Следует рассматривать вопрос о здоровье как культуру, сложившуюся в процессе биологической адаптации. Проблема формирования физической культуры личности должна решаться в т.ч. с учетом генетической трансмиссии, которая осуществляется как вертикальная, горизонтальная и непрямая трансмиссии.
Вертикальная трансмиссия состоит в том, что этническая физическая культура, сложившаяся как результат биологической адаптации этноса, передается непосредственно от родителей к детям. Горизонтальная трансмиссия предполагает, что этническая физическая культура передается от сверстников в процессе различных физических и социокультурных видов обучения. Например, в бурятских селах дети сами осваивают основы национальной борьбы. Что касается непрямой трансляции этнической физической культуры, то она осуществляется именно в процессе обучения.
Овладение традиционными видами деятельности, связанными со здоровьем, убеждениями о здоровье и ценностными установками, является непременной составляющей формирования здоровья детей. Чтобы эта проблема решалась эффективно, она должна быть основана на понимании культуры, традиций, верований и факторов семейного взаимодействия.
В исследовании связей между культурным и индивидуальным уровнями феномена здоровья выделяются когнитивный, эмоциональный, поведенческий и социальный компоненты. Когнитивный компонент включает знания о здоровье, эмоциональный компонент - установки по отношению к здоровью, поведенческий - действия, связанные со здоровьем, социальный - межличностные отношения.
В новых социально-экономических условиях преобладающую роль в развитии физической культуры личности имеет культурная трансмиссия, являющаяся проявлением культурной адаптации группы. Культурная трансмиссия также бывает вертикальной (от родителей к детям), горизонтальной (от сверстников) и непрямой (от взрослых или в обучении).
Формирование физической культуры личности в обучении направлено на гармонизацию биологической и культурной трансмиссий для развития нового взгляда на здоровье как состоя-