Научная статья на тему 'Историко-культурные предпосылки народного воспитания у бурят'

Историко-культурные предпосылки народного воспитания у бурят Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРИРОДЫ / СТРУКТУРНО-ПОКОЛЕННАЯ СЕМЬЯ У БУРЯТ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО (ОБЩЕСТВЕННОГО) ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / IMPACT OF STRUCTURALGENERATION FAMILY OF THE BURYATS / EXISTENCE OF SOCIAL (PUBLIC) EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND / ECONOMIC AND GEOGRAPHIC DEPENDENCE OF MAN ON NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыдыпов Батор Дамдинович, Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна

Раскрыты историко-культурные предпосылки народного воспитания у бурят: экономическая и географическая зависимость человека от природы; влияние структурно-поколенной семьи у бурят; существование системы социального (общественного) воспитания подрастающего поколения на основе народных подвижных игр и национальных видов спорта. Показателями народного физического воспитания у бурят явились образное мышление, устойчивые этико-эстетические идеалы, психологическая устойчивость, трудовые умения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Cultural Background of Public Education of the Buryats

The article reveals the historical and cultural background of public education of the Buryats: economic and geographic dependence of man on nature, the impact of structural-generation family of the Buryats; existence of social (public) education of the younger generation on the basis of national outdoor games and nationals sports. Indicators of the national physical education of the Buryats were creative thinking, sustainable ethical and aesthetic ideals, psychological stability, labour skills

Текст научной работы на тему «Историко-культурные предпосылки народного воспитания у бурят»

УДК 37.017

Цыдыпов Батор Дамдинович Bator Tsydypov

Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна Khanda-Thyren Gombozhapova

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ У БУРЯТ

HISTORICAL AND CULTURAL BACKGROUND OF PUBLIC EDUCATION OF THE BURYATS

Раскрыты историко-культурные предпосылки народного воспитания у бурят: экономическая и географическая зависимость человека от природы; влияние структурно-поколенной семьи у бурят; существование системы социального (общественного) воспитания подрастающего поколения на основе народных подвижных игр и национальных видов спорта.

Показателями народного физического воспитания у бурят явились образное мышление, устойчивые этико-эстетические идеалы, психологическая устойчивость, трудовые умения

Ключевые слова: физическая культура, спорт, культурно-исторические предпосылки, экономическая и географическая зависимость человека от природы; структурно-поколенная семья у бурят; система социального (общественного) воспитания подрастающего поколения

The article reveals the historical and cultural background of public education of the Buryats: economic and geographic dependence of man on nature, the impact of structural-generation family of the Buryats; existence of social (public) education of the younger generation on the basis of national outdoor games and nationals sports.

Indicators of the national physical education of the Buryats were creative thinking, sustainable ethical and aesthetic ideals, psychological stability, labour skills

Key words: physical culture, sport, historical and cultural background, economic and geographic dependence of man on nature, impact of structural-generation family of the Buryats; existence of social (public) education of the younger generation

Статья публикуется при поддержке гранта Бурятского государственного университета по теме: «Культура народов Приононья в изменяющемся мире: проблемы адаптации культурной идентичности»

Основной целью воспитания детей в бурятских семьях являлась подготовка достойных хранителей огня в родном очаге и продолжателей имени и чести отца, матери. В условиях сурового климата, кочевого

образа жизни и частых междоусобиц с другими племенами требовалось обладать безупречным здоровьем, физической силой, выносливостью и трудолюбием. Поэтому в произведениях устного народного творчества воспевались герои, обладающие незаурядными физическими качествами: могучим телосложением, недюжинной силой, смекалкой и зоркостью.

Этническая педагогика бурятского народа является одним из существенных

пластов в педагогике народов России. Исследования этнической народной педагогики бурят представлены в работах К.Д. Басаевой, Д.М. Бурхинова, М.С. Васильевой, Ж.Д. Доржиевой, Р.Л. Лыгдыновой, Б.Б. Молонова, Ж.Т. Тумунова и других. Исследователи Г.Я. Галимов, Х.-Ц.Д. Гомбо-жапова, В.Д. Дашинорбоев, Ц.Ч. Жимба-ева, С.В. Калмыков, Х.М. Суборова, В.А. Фомин и др. отмечали, что в воспитании подрастающего поколения у бурят большое значение имеют традиции и обычаи. Для развития физических качеств — силы, выносливости и ловкости применяются игры, физические упражнения и состязания (Г.Б. Бардамов, К.В. Балдаев, И.Е. Тугу-тов, М.Н. Хангалов, А.Г. Шаргаев и др.).

Вся культура этноса служила содержанием этнической семейной педагогики бурятского народа и воспитание детей происходило на ее основе. В состав данной культуры входили язык, фольклор, народные знания, история, религиозные воззрения, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, праздники, игры, упражнения, различные виды спорта, а также культурно-природный ландшафт, т.е. окружающая среда, формирующая интеллект и культурно-этические воззрения этноса. Из всех перечисленных видов деятельности, составляющих содержание этнической народной педагогики, особенно интересным представляется фольклор, история, народные знания, праздники, игры и спортивные упражнения.

Отмечая особое место семьи в воспитании физически здорового представителя общества, следует отметить, что национальные особенности и черты держатся в семье более устойчиво, чем в какой-либо другой области жизни этноса, и в этом отношении семья выступает хранителем этнической специфики. «В культуре семейного воспитания в наибольшей мере представлены духовные, и прежде всего, идейно-нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетическое отношение к действительности. Именно в семье ребенок становится членом общества и учится жить в соответствии с обычаями и традициями конкретного общества с его

самобытной культурой, максимально приспособленной к природно-климатическим, социальным особенностям региона и ближайшего окружения. Залогом становления физически будущего здорового представителя общества является авторитет родителей. Как правило, авторитет родителей основан на установившейся вере в святость традиции и восприятии детьми обычаев и практики в рамках данной традиции»[9].

Трудные жизненные обстоятельства требовали разностороннего воспитания: умственного, нравственного, эстетического и физического. Главными воспитателями являлись родители и родственники. Физическое здоровье, сила, ловкость детей были предметом особой заботы старших. Естественный отбор, осуществляемый природой, дополняли специальными средствами закаливания, оздоровления, выполнением разнообразных упражнений, игр, экологически чистыми продуктами питания и средой обитания [14].

Как отмечает М.С. Васильева, во-первых, влияние семьи у бурят осуществлялось на всем протяжении жизни человека и носило непрерывный характер. Во-вторых, человек рассматривался как часть общества, природы и космоса и его максимально полно адаптировали к природной и социальной среде. В-третьих, обеспечивалось эффективное гуманитарное образование, в результате чего интенсивно развивалась эмоционально-чувственная сфера ребенка, его образное (мифологическое, художественное) мышление, формировались устойчивые гуманистические этико-эстетические идеалы. В-четвертых, повышенное внимание уделялось физическому воспитанию, психологической устойчивости личности, профессионализму практических (трудовых) умений [2].

Так, анализируя первый аспект, необходимо отметить, что бурятские семьи состояли из нескольких поколений кровных родственников по восходящей и нисходящей линиям. В состав семьи могли входить родственники по боковой линии. Считалось недопустимым, чтобы родители, имея детей, жили одни. Одинокие, не имеющие

своей семьи, бездетные не оставались без присмотра или приюта, они обязательно жили с близкими или дальними родственниками. Представление о том, что человек — часть общности, семьи, во-первых, давало ему чувство психологической защищенности; во-вторых, обеспечивало хорошим знанием не только истории рода и других племен, этноса в целом, но и истории замечательных событий, добрых дел, совершенных сородичами, желанием следовать лучшим поступкам и делам предков своей семьи; в-третьих, считалось, что духи предков оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий. Домашний очаг, родной дом, семья становились не только высшими, нравственными ценностями, но и основанием и залогом формирования полноценного представителя общества [10].

Второй аспект — совокупность различных факторов, таких как экономическая и географическая зависимость человека от природы, суровые природно-климатические условия, сформировали специфические черты национального характера, в дальнейшем предопределившие развитие гендерной идентичности.

Многие путешественники и исследователи, побывавшие на бурятской земле в разные времена, — венецианский купец Марко Поло, посланник короля Людовика IX Гильом Рубрук, декабристы А.А. Бестужев и В.К. Кюхельбекер, путешественник Н.М. Пржевальский, академики В.А. Обручев, В.П. Ефремов, А.П. Окладников и другие отмечали меланхолический, флегматический темперамент бурят, и в то же время их эмоциональную возбудимость и ранимость, живость характера, жизнерадостность, энергичность» [11]. Исследователь В.Л. Кургузов отмечает, что буряты, как и другие этносы Сибири, по сравнению с народами центральных регионов России не только менее возбудимы, но и обладают рядом ценных качеств, которые составляют основу их национального характера. Главные из этих качеств, без которых, борясь с силами природы, человек просто бы не выжил, — коллективизм, взаимопомощь, тру-

долюбие, гостеприимство и любовь к родной земле [11].

Третий аспект — роль образного, художественного воспитания в развитии эмоционально-чувственной сферы подростка

— также важна в воспитании детей. В домашних мастерских шла передача молодым исторически накопленного опыта художественной деятельности народа, традиций национального искусства. Художественное воспитание было значимым и в воспитании мальчиков, особенно тех, кто осваивал навыки прикладного искусства (резьба по дереву, по кости, изготовление ювелирных украшений и т.д. [11].

Значимым в воспитании детей было гуманитарное, основой которого являлись мифы, сказания, сказки, предания о народных героях и запечатленный в них народный идеал женщины и мужчины. Еще один источник гуманитарного воспитания

— практические знания, обычаи, обряды, сложившиеся на протяжении веков и выступавшие в качестве важнейших механизмов регуляции этнической идентификации в обществе. Традиции и обычаи, сохраняющиеся благодаря передаче их из поколения в поколение, становились прочными нормами поведения, формировали нравственные установки личности, половую идентификацию подрастающего поколения [9].

Четвертый аспект — роль физического воспитания, психологической устойчивости личности, профессионализма практических (трудовых) умений в формировании личности ребенка. Исследователями бурятской педагогической системы отмечен строгий дифференцированный характер воспитательной культуры народа. М.С. Васильева указывает на то, что в процессе воспитания подрастающего поколения, соответствующего требованиям «идеального человека» и максимально приспособленного к природно-климатическим и социальным особенностям региона и их ближайшего окружения, постепенно сформировались две дифференцированные системы воспитания, предназначенные для мальчиков и девочек — «Девять наук настоящего мужчины» и «Семь талантов настоящей женщи-

ны». Перечень требований, заложенных в систему воспитания мальчиков и девочек, говорит об их древнем происхождении. В основном в них перечисляются умения, необходимые, в первую очередь, для традиционных видов деятельности.

На основе жизненного опыта, утверждает К.Д. Басаева, «буряты сформировали кодекс трудовых умений, навыков и физического развития настоящего бурятского мужчины. Он состоит из девяти умений и навыков («Девять наук настоящего мужчины»):

1) умение бороться;

2) умение мастерить;

3) знание кузнечного дела;

4) умение охотиться;

5) умение ломать голыми руками (кулаком) позвоночную кость скотины;

6) умение плести кнут из восьми ремешков;

7) умение плести треножник для лошади;

8) умение натягивать тетиву лука;

9) умение быть наездником».

Данная педагогическая система представляет собой четко сформулированный кодекс понятий об умениях, навыках, качествах, которыми обязан был владеть мужчина для того, чтобы чувствовать себя уверенно в условиях полной зависимости от природы [6].

Таким образом, различия имели место не только в трудовом, но и в нравственном, эстетическом, физическом воспитании мальчиков и девочек. Мальчиков приучали брать на себя более тяжелую работу, заботиться о матери, сестрах, старых, больных, развивали умение защищать честь семьи и рода, а девочек — заботливо и чутко относиться к родителям и к людям вообще. Таковы основные гуманистические идеи, которые лежат в основе традиции дифференцированного подхода к воспитанию детей у бурят.

Следовательно, социокультурная детерминированность мужского и женского поведенческого репертуара так же существенна, как и его биологическая обусловленность. Внутри семейно-родственной группы статус человека был соотнесен с его принадлежностью к определенным поло-

возрастным группам с их правами и обязанностями. Жизнедеятельность всего коллектива и каждого его члена в отдельности регулировалась системой социальных связей, выраженных традиционными нормами и правилами, которые действуют непреложно. Каждый член бурятской семьи имел свое место, свои обязанности, долг перед остальными и вел себя в соответствии со своим статусом. Социальная роль была определена природой человека: полом, родственными отношениями, возрастом, то есть определялась иерархия социальных отношений (муж — жена, дочь — мать, внук — дед, брат — сестра и т.д.). Итак, в формировании личности ребенка важную роль играли внутрисемейные отношения, благодаря которым ребенок познавал и усваивал правила человеческих взаимоотношений между полами, людьми разных возрастных категорий.

Как отмечает К.Д. Басаева, к воспитанию в первые годы жизни никаких различий между мальчиками и девочками не делалось, однако с 5... 6 лет требования к ним становились различными, особенно в семьях, где было мало сыновей (один-два). В таких семьях мальчики получали право первенства, пользовались особенно нежной заботой, безнаказанностью, занимая обособленное положение. Мальчик становился баловнем семьи: ему отдавали лучший кусок, он мог курить трубку, ему давали чашку с тарасуном ( молочной водкой) в торжественные дни и т.д. Одним словом, он признавался уже членом рода. Девочке с раннего возраста внушалась мысль о ее подчиненном положении, зависимости от брата. Такая разница в отношении к мальчикам и девочкам была освящена глубокой по давности традицией: сын — будущий кормилец старых родителей, наследник семейного очага и хозяйства, а главное — продолжатель рода [2].

С 6... 7 лет дети, особенно мальчики, приобщались к животноводческому труду, ухаживали за молодняком, помогали в пастьбе, кормлении и поении скота, овладевали секретами пастбищного животноводства. Сенокошение было единственной

и самой напряженной страдой скотоводов. К этой работе привлекались дети с 6... 8 лет. Девочки помогали ворошить и грести, а мальчики — ставить и возить копны. Для них заранее изготавливались грабли и вилы, соответствующие возрасту. Уже 9... 10-летние мальчики и девочки умели косить сено. Другим важным видом хозяйства были охота и рыболовство. Необходимо отметить значимость и кузнечного мастерства. В воспитании у мальчиков общественных функций большую роль играли родовые собрания и общественные сходы, на которые отец брал подросших сыновей [6].

Таким образом, буряты очень ответственно относились к воспитанию мальчиков и к подготовке их к будущей жизни. Разнообразие чисто «мужских» видов деятельности свидетельствовало о ведущей роли мужчин в жизни, так как именно они, их занятия обеспечивали материальную основу бытия.

Идеальная личность женщины в каждом народе связана с образами добропорядочной жены, заботливой матери, умелой хозяйки. Как пишет М.С. Васильева, основные качества бурятской женщины сформулированы в «Семи талантах женщины»:

1) умение оказывать родителям почтение речами, угощением и мягкой постелью;

2) умение воспитывать детей хорошими людьми;

3) умение вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг;

4) умение ухаживать за домашними животными;

5) умение готовить молочные блюда;

6) умение уважать мужа и принимать гостей;

7) быть хозяйкой серебряного наперстка [2].

Таким образом, буряты очень ответственно относились к воспитанию девочек. Система воспитания девочек строилась на основе их нравственной подготовки, проявляющейся в почтительно-уважительном и чутком, заботливом отношении к своим близким и окружающим людям. В таком подходе к воспитанию девочек проявилось понимание бурятами роли женщины, от ко-

торой зависел моральный и психологический климат не только семьи, но и общества в целом. Большое внимание уделялось привитию практических умений и навыков, необходимых для выполнения социальных функций женщины, которые востребова-лись в традиционном обществе. Это умение ухаживать за маленькими детьми, владеть искусством шитья, готовить мясные и молочные блюда [10].

Физическое здоровье у бурят является основой нравственной полноценности человека. Людей, обладающих высокими нравственными и физическими качествами и защищающих сородичей от каких бы то ни было посягательств, буряты называли баатарнууд (богатыри). В целом, именно борьба, стрельба из лука, конные скачки были и являются ведущими в традиции бурятского народа в плане духовного и физического воспитания новых поколений.

Так, сложный состав семьи, когда совместно проживали несколько поколений родственников, предопределял собой уклад семейной народной этнической педагогики: непрерывность процесса педагогического воспитания детей методами показа, рассказа, научения, живым личным примером в процессе совместного проживания и работы. В младенческом возрасте дети постоянно общались со стариками, слушали их легенды, сказания, песнопения о великих воинах-баторах, метких стрелках из лука, легендарных честных и справедливых богатырях. Как ранее отмечалось, уже с 3...5 лет дети помогали взрослым в хозяйственных и трудовых делах, например, в изготовлении луков и стрел. От них уже требовалось знание материалов, из которых изготавливался лук, умение делать заготовки из этих материалов, знать точные расчеты размеров и веса деталей, иметь представление о полной технологии изготовления лука и стрелять по различным целям. Именно в этом возрасте на фоне первых самых ярких впечатлений, эмоций, воображения, на уровне моторики наиболее быстро, прочно и качественно закрепляются сложные навыки и умения владения луком.

В сложившемся веками укладе и образе жизни можно видеть систему непрерывной массовой подготовки людей, готовых выживать в сложных жизненных и природно-климатических условиях. И эта система уже в древние времена носила многоступенчатый, многоуровневый характер — от древних легенд о богатырях, изготовления мальчиками детских луков и организаций детских игровых состязаний до участия в облавных охотах и военных походах.

Таким образом, историко-культу-рологическими предпосылками народного воспитания у бурят являются влияние

структурно-поколенной семьи у бурят, существование системы социального ( общественного) воспитания подрастающего поколения на основе народных подвижных игр и национальных видов спорта, экономическая и географическая зависимость человека от природы, суровые природно-климатические условия.

Показателями народного физического воспитания у бурят явились образное мышление, устойчивые этико-эстетические идеалы, психологическая устойчивость, трудовые умения.

Литература_

1. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Бурят. книжн. изд-во, 1991. С. 67.

2. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ: БГУ, 1998. С. 80-81.

3. Гомбожапова Х-Ц.Д., Калмыков С.В. Стрельба из лука: история и современность. Улан-Удэ: БГУ, 2009. 124 с.

4. Дашинорбоев В.Д. Бурятская национальная борьба «Бухэбарилдан». Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007. 81 с.

5. Жимбаева Ц.Ч. Принцип природосообраз-ности в бурятской этнической культуре // Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований. Элиста: Изд-во Калмыцкого гос. ун-та, 2009. С. 90-94.

6. Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. М.: URSS, 2010. С. 100.

7. Кургузов В. Л. Восток — Россия — Запад: Теория и практика межкультурной коммуникации. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2003. C. 213.

8. Культура Аги / отв. ред. Р. Цырендоржиев. Улан-Удэ: НоваПринт, 2012. 64 с.

9. Ринчинова Т.М. Духовная картина мира как основополагающая компонента жизни народа // Гуманитарная наука юга России. Элиста: КИГИ РАН, 2011. С. 268.

10. Суборова Х.М., Осинский И.И. Современная бурятская семья: подростки и родители. Улан-Удэ: БГУ, 2008. 188 с.

_References

1. Basaeva K.D. Semiya i brak u buryat. (Family and marriage among the Buryats). Ulan-Ude: Buryat. Portrait. publishing house, 1991. P. 67.

2. Vasilieva M.S. Etnicheskaya pedagogika buryat. (Ethnic pedagogics of the Buryats). Ulan-Ude: BGU, 1998. P. 80-81.

3. Gombozhapova Kh-Ts.D., Kalmykov S.V. Strelba iz luka: istoriya i sovremennost. (Archery: history and modernity). Ulan-Ude: BGU, 2009. 124 p.

4. Dashinorboev V.D. Buryatskaya natsional-nay a borba «Bukhebarildan». (The Buryat national wrestling «Bukhebarildan»). Ulan-Ude: VSGTU, 2007.81 p.

5. Zhimbaeva Ts.Ch. Aktualnye problemy mon-golovednykh i altaisticheskikh issledovanii. (Actual problems of the Mongol and Altay researches). Elista: Izd Kalmyk state University, 2009. P. 90-94.

6. Zhimbaeva Ts.Ch. Podrostkovaya subkultura: spetsifika identichnosti. (Adolescent subculture: specificity of the identity). Moscow: URSS, 2010. P. 100.

7. Kurguzov V.L. Vostok — Rossiya — Zapad: Teoriya i praktika mezhkulturnoy kommunikatsii. (East — Russia — West: Theory and practice of intercultural communication). Ulan-Ude: VSGAKI, 2003. P. 213.

8. Kultura Agi (Culture of AGA). otv. red. P. Tsyrendorzhiyev. Ulan-Ude: NovaPrint, 2012. 64 p.

9. Rinchinova T.M. Gumanitarnaya nauka yuga Rossii. (Humanitarian science of the South of Russia). Elista: KIGI RAN, 2011. P. 268.

10. Suborova Kh.M., Osinskii I.I. Sovremenna-ya buryatskaya semiya: podrostki i roditeli. (Modern Buryat family: Teens and parents). Ulan-Ude: BGU, 2008.188 p.

11. Санданов Б. Д. Эрынгурбаннаадан. Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1993. 160 с.

12. Тугутов И.Е. Общественные игры бурят // Этнографический сборник БКНИИ. № 2. 1960. С. 45-46.

13. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита: ЗабГПУ, 1998. 159 с.

14. Фомин В.А. Этнопедагогика физической культуры в бурятском обществе // Вестник Б ГУ. Сер. 17. Физкультура и спорт. Вып. 1. Улан-Удэ: БГУ, 2005. С. 128.

15. Хангалов М.Н. Зэгэтэ-аба — облава на зверей у древних бурят: собр.соч. Т. 1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. С. 11-32.

11. Sandanov B.D. Eryngurbannaadan. (Eryn-gurbannaadan). Ulan-Ude: Buraton. publishing house, 1993. 160 p.

12. Tugutov I.E. EtnografichesMy sbornik BK-NII. (Ethnographic collection of articles BKNII). no 2. 1960. P. 45-46.

13. Tumunov Zh.T. Etnopedagogika aginskikh buryat. (Ethnopedagogics of the Aginsk Buryats). Chita: ZabGPU, 1998. 159 p.

14. Fomin V.A. Vestnik BGU. (Bulletin of the Buryat State University). Ser. 17. Physical training and sport. Vol. 1. Ulan-Ude: BGU, 2005. P. 128.

15. Khangalov M.N. Zegete-aba — oblava na zv-erei u drevnikh buryat. (Seagate-Abba — hunted animals of the ancient Buryats: Collected Articles. Vol. 1). Ulan-Ude: Buryat. Book. Publishing House, 1958. P. 11-32.

Коротко об авторах_

Цыдыпов Б.Д., ст. преподаватель, Агинский филиал Бурятского государственного университета, п. Агинское, Забайкальский край, Россия btsydypov70@mail.ru

_Briefly about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. Tsydypov, senior teacher, Aginsk branch, Buryat State University, Aginsk district, Transbaikalie, Russia

Научные интересы: история физической культуры и спорта в формировании Агинского Бурятского округа

Scientific interests: history of physical culture and sport formation in Aginsk Buryat District

Гомбожапова Х. -Ц.Д., канд пед. наук, профессор, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, РФ gombozh55@mail.ru

Научные интересы: история стрельбы из лука, физическая культура и спорта

Kh.-Ts. Gombozhapova, candidate of pedagogic sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia

Scientific interests: history of the archery and physical culture and sport methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.