РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК НА ТЕРРИТОРИИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В.В. Сазонова, магистрант А.З. Толстова, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-61-65
Аннотация. В рамках данной статьи исследована схема реализации положений законодательства в сфере закупок на территории одного субъекта - Краснодарского края. Нормы права, регламентирующие правила закупок продукции как для заказчиков регионов и муниципалитетов, так и для обеспечения корпоративных нужд, предусматривают возможности регионального регулирования закупочного процесса, начиная от создания уполномоченных органов/учреждений, проведением мониторинга закупок, заканчивая осуществлением методологической поддержки заказчиков региона. В статье отражена действующая в Краснодарском крае управленческая модель централизации закупок, показан экономический эффект.
Ключевые слова: закупки, регулятор, эффективность, субъект, централизация, нужды, уполномоченный.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) предусмотрена норма по созданию специального органа в каждом субъекте Российской Федерации, которому будут переданы полномочия регулировать в регионе контрактной системой в сфере закупок, это, в том числе реализация государственной политики в рассматриваемой сфере, проведение специального мониторинга и оказание заказчикам методологической поддержки [1].
В связи с принятием указанной нормы во второй половине 2013 года в Краснодарском крае, как и в других регионах нашей страны, началась работа по внедрению новых полномочий, исполнение которых необходимо было осуществлять с 1 января 2014 года, это:
- обеспечение реализации государственной политики в сфере закупок;
- выработка региональной политики в сфере закупок;
- организация мер по совершенствованию контрактной системы в регионе;
- нормативное правовое обеспечение в сфере закупок;
- методическое обеспечение деятельности всех заказчиков;
- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- организация встреч, совещаний, круглых столов, семинаров, вебинаров по вопросам реализации рассматриваемых норм на территории края;
- организация мониторинга закупок;
- формирования различной отчетности и проведения различного анализа.
Стоит отметить, что своевременное и грамотное планирование ответственных лиц позволило всем субъектам правоотношений, затрагивающих сферу закупок, войти в плоскость регулирования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, как и планировалось, - с 1 января 2014 года.
Для реализации поставленных выше задач 26.12.2013 года был создан департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от № 1564) (далее - Постановление № 1564) [2].
На сегодняшний день ввиду динамично изменяющегося законодательства в рассматриваемой сфере в Постановление № 1564 внесено 22 пакета изменений. Существующая многие годы модель централизации государственных закупок также претерпела изменения.
В 2019 году назрела целесообразность в создании уполномоченного казенного учреждения - Дирекции государственных закупок, которому переданы функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в отношении которых осуществлял департамент [3].
В рамках вмененных полномочий ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» обеспечивает углубленное рассмотрение заявок заказчиков в целях повышения качества закупочных документов, что, в свою очередь, формирует здоровую конкуренцию, положительно сказывается на экономии бюджетных средств по результатам закупок, а значит повышает экономический потенциал региона в целом.
Стоит отметить, что в каждом муниципальном образовании Краснодарского края также введена централизация закупок - созданы уполномоченные органы (учреждения), которым муниципальными заказчиками переданы соответствующие полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Такая практика себя оправдала, по-
Экономия бюджетных средств по итогам проведения конкурентах закупок в 2023 году составила 6,5 млрд рублей или 4,9% от планового уровня расходов.
Что же касается Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-Ф3 [5], принятого 18 июля 2011 года, данный нормативный правовой акт в отличие от закона № 44-ФЗ, не предусматривает столь детальной и масштабной регламентации наделения полномочиями тех или иных органов власти, в том числе на региональном уровне. На сегодняшний день в рассматриваемом законе отсутствует право либо прямой запрет на проведение централизованных закупок. Однако, Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ в рассматриваемый закон внесены изме-
вышая профессионализм и оптимизацию закупочных процессов в регионе.
Эффективная реализация законодательства в сфере закупок также зависит от полноты сформированной нормативной правовой базы.
На сегодняшний день во исполнение Закона № 44-ФЗ на краевом уровне обеспечено принятие порядка 30 постановлений и распоряжений губернатора Краснодарского края, аналогичные документы приняты и на муниципальном уровне, утверждены приказы уполномоченных органов (учреждений), главных распорядителей бюджетных средств, заказчиков.
Согласно мониторингу, проводимому департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края, ежегодно в рамках Закона № 44-ФЗ в крае осуществляют закупки порядка 5000 заказчиков, сумма заключенных ими контрактов по итогам 2023 года составляет 177,2 млрд. рублей [4].
Интересна статистика поданных заявок на участие в закупках, информация приведена в таблице, речь идет о 2022 и 2023 годах.
нения, которые предусматривают и регламентируют возможность разработки и утверждения типового положения о закупке, обязательного для применения соответствующими заказчиками [6].
Часть 2.1 статьи 2 Закона № 223-Ф3 определяет органы и организации, которым дано право разработать и утвердить типовое положение о закупке, указать в нем заказчиков, которым следует руководствоваться при осуществлении закупок таким положением. В частности, это могут быть орган исполнительной власти на федеральном уровне, орган исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной орган.
Кроме того, частями 2.2-2.4 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлены требования к содержанию типового положения о закупке.
Таблица. Сведения о поданных заявках (среднее количество) [4]
Способ закупки Количество заявок (средний показатель)
2023 год 2022 год
Электронный запрос котировок 2,5 2,6
Электронный аукцион 2,3 2,4
Электронный конкурс 2,1 2,7
ИТОГО: 2,3 2,5
Учитывая введенную возможность в Краснодарском крае было оперативно принято решение о наделении соответствующими полномочиями департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края, необходимые изменения в Постановление № 1564 внесены 10 мая 2018 года [7].
В силу вмененных тогда новых функций департамент и сегодня выполняет:
- формирование типового положения, его актуализацию и утверждение;
- проведение анализа закупок в соответствии с Законом № 223-Ф3;
- реализовывает методологию в помощь заказчикам - разрабатывает материалы, проводит вебинары;
- осуществляет иные необходимые в соответствие с Законом № 223-Ф3 полномочия.
Во исполнение указанных полномочий в Краснодарском крае 12 ноября 2018 года утверждено типовое положение о закупке [8], которое действует и сегодня, претерпевая необходимые изменения согласно правилам,
принимаемым на федеральном уровне. Типовое положение распространяет свое действие на автономные учреждения, бюджетные учреждение и унитарные предприятия Краснодарского края государственного уровня. Оно устанавливает на территории края единые правила формирования заказчиками своих требований в положениях о закупках, что освобождает заказчиков от излишних самостоятельных действий, негативно отражающихся на закупочной деятельности, таких как, ограничение конкуренции при осуществлении закупок, в том числе посредством установления излишних требований к продукции и (или) участникам закупки, что отрицательно сказывается на эффективном использовании бюджетных средств.
В течение 2023 года на территории Краснодарского края закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ осуществляли 306 заказчиков [9]. Информация о заказчиках в разрезе видов юридических лиц представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Информация о заказчиках в разрезе видов юридически лиц [9]
Среднее количество поступивших заявок участников на одну конкурентную закупку по результатам 2023 года составило 2,3 заявки, что на 0,2 заявки больше по сравнению с данными 2022 года.
На рисунке 2 представлена информация о среднем количестве заявок участников в разрезе способов закупки, проведенных в Краснодарском крае в рамках регионального бюджета.
3,1
0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 Рис. 2. Среднее количество заявок в разрезе способов закупки в 2023 году [9]
По результатам 2023 года заказчиками заключено 70 940 договоров на сумму порядка 12 млрд рублей. Экономия от закупок, проведенных конкурентными способами, составила 453,5 млн рублей или 7,6% от планового уровня, что без сомнения показывает высокий уровень организации закупочного процесса в крае и его высокую эффективность.
Важно отметить, что на протяжении действия и Закона № 44-ФЗ, и Закона № 223-ФЗ возникали и продолжают выявляться проблемные вопросы в части применения тех или иных отдельных норм рассматриваемого законодательства. Решение таких вопросов лежит, прежде всего, на департаменте, как краевом регуляторе в сфере закупок, именно он вырабатывает единую политику реализации норм двух законов, при необходимости, формирует законодательстве инициативы, направленные на корректировку установленных требований. Такая работы ведется во взаимодействии с уполномоченными, контрольными, надзорными органами, представителя-
ми федеральных структур и способствует дальнейшей оптимизации расходования бюджетных средств.
В помощь заказчикам департаментом ведется активная методологическая работа, которая заключается в разработке методических рекомендаций, шаблонов документов для планирования и осуществления закупок, организации и проведении различного рода бесплатных обучающих мероприятий - конференций, семинаров, вебинаров. Вся полезная информация публикуется департаментом на его официальном сайте и в социальных сетях:
Таким образом, можно отметить, что в Краснодарском крае в полной мере реализуются все предусмотренные законодательством в сфере закупок механизмы, позволяющее повысить качество закупочной документации, экономический эффект от проведенных закупок, а также оптимизировать деятельность сотрудников как каждого заказчика, так и уполномоченных органов, учреждений.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Консультант-Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
2. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.12.2013 № 1564 «О департаменте по регулированию контрактной системы Краснодарского края». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/424061130.
3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.04.2019 № 222 «О создании государственного казенного учреждения Краснодарского края «Дирекция государственных закупок». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553252265.
4. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края в 2023 году. Департамент по регулированию контрактной системы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drcs.krasnodar.ru/zakupki/d44-fz/monitoring-zakupok/358262.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/.
6. Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286789/.
7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2018 № 249 «О внесении изменений в некоторые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/2300201805140012.
8. Приказ департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 12.11.2018 № 160. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drcs.krasnodar.ru/zakupki/d223-fz/tipovoe-polozhenie-o-zakupke/361836.
9. ОТЧЕТ об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2023 году. Департамент по регулированию контрактной системы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drcs.krasnodar.ru/zakupki/d223-fz/informatsionnye-i-statisticheskie-materialy/335028.
IMPLEMENTATION OF THE NORMS OF LEGISLATION IN THE FIELD OF PROCUREMENT IN THE KRASNODAR TERRITORY
V.V. Sazonova, Graduate Student
A.Z. Tolstova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. Within the framework of this article, the scheme of implementation of the provisions of legislation in the field of procurement in the territory of one subject - the Krasnodar Territory is investigated. The norms of law governing the rules ofprocurement of products both for customers of regions and municipalities, and for corporate needs, provide for the possibility of regional regulation of the procurement process, starting from the creation of authorized bodies/institutions, conducting procurement monitoring, ending with the implementation of methodological support for customers in the region. The article reflects the current management model of procurement centralization in the Krasnodar Territory, and shows the economic effect.
Keywords: procurement, regulator, efficiency, subject, centralization, needs, authorized.