Научная статья на тему 'Государственные закупки: основные направления и тенденции'

Государственные закупки: основные направления и тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2698
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ / ТАРИФЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / GOVERNMENT'S PROCUREMENTS / ANTI-MONOPOLY REGULATION / ELECTRONIC AUCTIONS / TARIFFS / LEGISLATION OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдаси Ирина Альбертовна, Вдовенко Зинаида Владимировна

В статье рассмотрены вопросы контроля деятельности в сфере государственных закупок в регионах России. Развитие региона и честные принципы построения деятельности при участии в аукционах. Важно выстроить систему составления документации, учитывающую требования заказчика и систему тарифов. Рассматривается проблема несбалансированного развития регионов при отсутствии антимонопольного регулирования со стороны государственных органов власти. Высказана идея того, что организация и осуществление процесса государственных закупок обязательно должны контролироваться со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эдаси Ирина Альбертовна, Вдовенко Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT PROCUREMENT: IMPORTANT TRENDS

The article deals with the monitoring of activities in the field of public procurement in the Russian regions. The development of the region and the principles of fair activities with the participation in auctions. It is important to build an approach to the compilation of documentation, taking into account the requirements of the customer and system tariffs. The problem of unbalanced development of the region in the absence of anti-monopoly regulation by the municipal authorities. It expressed the idea that process of government’s procurements must be controlled by the state and regional authorities.

Текст научной работы на тему «Государственные закупки: основные направления и тенденции»

УДК 342.7

Эдаси И. А., Вдовенко З. В.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

Эдаси Ирина Альбертовна, магистрант кафедры экономической теории;

Вдовенко Зинаида Владимировна, д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории,

e-mail: [email protected],

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125047, Миусская пл., 9, Москва

В статье рассмотрены вопросы контроля деятельности в сфере государственных закупок в регионах России. Развитие региона и честные принципы построения деятельности при участии в аукционах. Важно выстроить систему составления документации, учитывающую требования заказчика и систему тарифов. Рассматривается проблема несбалансированного развития регионов при отсутствии антимонопольного регулирования со стороны государственных органов власти. Высказана идея того, что организация и осуществление процесса государственных закупок обязательно должны контролироваться со стороны государства.

Ключевые слова: государственные закупки, антимонопольная деятельность, электронные аукционы, тарифы, региональное законодательство

GOVERNMENT PROCUREMENT: IMPORTANT TRENDS

Edasi I.A., Vdovenko Z. V.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The article deals with the monitoring of activities in the field of public procurement in the Russian regions. The development of the region and the principles offair activities with the participation in auctions. It is important to build an approach to the compilation of documentation, taking into account the requirements of the customer and system tariffs. The problem of unbalanced development of the region in the absence of anti-monopoly regulation by the municipal authorities. It expressed the idea that process of government's procurements must be controlled by the state and regional authorities.

Keywords: government's procurements, anti-monopoly regulation, electronic auctions, tariffs, legislation of regions

Формирование системы государственных закупок в России актуальная тема, потому, что закупочный процесс в стране стал формироваться не так давно, поэтому по данной проблеме практически отсутствуют научные и практические исследования. Закупочные процедуры в госсекторе за последнее время не являются конкурентными и прозрачными. Более того, ситуация в ряде случаев даже ухудшается. При этом, растёт число закупок у единственного поставщика. Кроме того, заказчики всё чаще обходят конкурентные процедуры (44-ФЗ) [1], закупая продукцию через государственные унитарные, либо муниципальные предприятия (ГУП; МУП), закупочный процесс которых регулирует 223-Ф3 [2].

Вместе с тем актуальность процесса осуществления закупок для нужд государства проявляется и в эффективной деятельности самой системы государственных закупок, которая должна оказывать значительное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности как страны, так и регионов, в том числе данное влияние проецируется и на такую систему как динамика экономического развития субъектов Российской Федерации. Сфера государственного заказа является важнейшей и систематически обсуждаемой темой.

По мнению заместителя руководителя Минэкономразвития Российской Федерации Е. Елина конкуренция в области государственных закупок не увеличивается. В 2015 году закупки у единственного поставщика составляли около 18%, а в 2016 году они составили лишь 21%. При этом

основные государственные ресурсы не затрагивают конкурентные закупочные процедуры [3].

Однако такая ситуация не означает, что от системы контрактных закупок с учетом положение Закона 44-ФЗ, необходимо отказаться и изменить законодательство. Существующая в стране система государственных закупок позволяет масштабного применения прозрачных конкурентных процедур, однако эти возможности еще недостаточно востребованы. Государственные закупки, сумма которых превышает один млрд рублей, реализуются через общественные обсуждения. Новые правила госзаказа и контрактной системы вступили в силу в 2014 году. При этом, обязательным стало обсуждение планов-графиков размещения заказа и закупок стоимостью свыше одного млрд рублей.

Общий объём закупок, прошедших такое обсуждение, в 2015 году составил более одного трлн рублей. Однако, до сих пор многие закупки свыше одного млрд рублей заказчиками не представляются для общественного обсуждения в нарушение соответствующего решения Правительства. При этом отсутствуют законодательные меры дисциплинарного наказания для компаний.

Кроме того, по мнению специалистов, применение процедур общественного контроля за государственными закупками, невозможно по причине того, что информация о закупках сложна и не всегда доступна для понимания участникам торгов. При этом общественный контроль зачастую отсутствует. Для того чтобы повысить эффективность законодательства о закупках,

необходимо выстроить эффективную

правоприменительную практику и отлаженную систему межведомственного взаимодействия.

Одной из главных проблем в сфере законодательства о закупках участники форума считают дисбаланс между положениями законов 44-ФЗ и 223-Ф3, последний из которых позволяет заказчику быть более привилегированным в своем выборе или иметь большую свободу в действиях. На наш взгляд система государственных закупок в стране должна быть единой, и правила игры для всех участников должны быть одинаковыми. По мнению экспертов доверие к сфере действия закона 44-ФЗ значительно выше, чем к сфере действия закона 223-ФЗ. Экономия, достигаемая в ходе закупок по 44-ФЗ, по их мнению значительно выше и составляет 76% против 2% при закупках в рамках закона 223-Ф3 [4].

Разработка методики оценки эффективности для разных компаний - непростая задача. Повышение эффективности и прозрачности деятельности предприятий с государственным участием является одним из главных приоритетов Открытого правительства наряду с повышением открытости государственных закупок. Большое внимание уделяется в этой связи совершенствованию закупочной деятельности госкомпаний, которая регулируется 223-Ф3. Закупки государственных компаний и государственных корпораций далеки от прозрачности: по данным ФАС, почти 90% закупок приходится на единственных поставщиков [5].

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации сотрудничает с крупнейшими госкомпаниями по

совершенствованию системы закупок. Примером успешного сотрудничества в этой области является работа с компанией Российские железные дороги (РЖД). Совершенствование закупочной

деятельности компании предусмотрено планом взаимодействия РЖД с министром Российской Федерации по вопросам Открытого правительства М. Абызовым.

По мнению экспертов эффективность закупок возможно оценивать исходя из прогнозной и фактической стоимости решения поставленных задач. Прогнозная стоимость решений определяется как стоимость, рассчитанная инициатором закупки с учётом совокупной стоимости владения закупаемой продукцией на жизненном цикле и затрат на организацию и проведение закупки. Оценка эффективности закупки может различаться в зависимости от направленности и предмета закупки, а также от структуры рынка. При этом внутренняя конкуренция предложений повышает эффективность закупок [4].

В фактическую стоимость закупки необходимо включать затраты на её подготовку и проведение, на выполнение договора, заключённого в ходе закупки, а также затраты, связанные с применением результата закупки. Если задача не будет решена в установленный срок с установленным качеством из-за недостатков закупки, то такую закупку следует считать неэффективной.

Методические рекомендации по оценке эффективности закупок, которые будут разработаны с участием контролирующих органов, в частности,

Росфиннадзора, планируется затем направить в компании с государственным участием для разработки локальных нормативных актов. При этом начать предложено с пилотных компаний, в которых разработку документов по оценке эффективности закупок будет курировать Экспертный совет при Правительстве.

Эксперты предлагают на основе подготовленных документов компаний профильные федеральные органы власти разработают методические указания, которые через Федеральное агентство по управлению имуществом Росимущество направят на рассмотрение в компании [4].

На наш взгляд, основные положения закона о размещении заказов корреспондируются с законом о контрактной системе, а основные показатели работы предприятий и организаций позволяют оценить результативность, эффективность и состояние законности в сфере закупок.

Вместе с тем, существенные нарушения заказчиков, которые являются похожими. К таким нарушениям можно отнести:

- сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах, например, заказчики включают в срок подачи заявок дни публикации извещения и окончания срока подачи заявок;

- неразмещение документации о торгах в полном объеме;

- отсутствие ответственности заказчика за просрочку оплаты, в связи с непоступлением на его счет бюджетного финансирования (ч.5 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

- противоречивые требования к товарам, когда соблюдение одного из требований может привести к нарушению других требований;

- искажение названия предмета закупок, например, использование латиницы, ошибки в ключевых словах и др. [5].

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) совместно с общественными организациями осуществляет мониторинг информации о торгах, размещенной на официальном сайте, на предмет наличия в ней признаков сокрытия информации от участников. Результатом такого мониторинга, например, для Ростовской области стало более полусотни выявленных нарушений. Данные нарушения включают: замену в словах букв кириллицы на аналогичные по написанию буквы латинского алфавита, и ошибки в ключевых словах наименования торгов.

Перечисленные нарушения исключают данные заказы из поиска по ключевым словам и приводят к тому, что в подобных процедурах, участвуют, как правило, один, либо два поставщика. Заказчик требует подробное описание закупаемых материалов, что направлено на то, чтобы участники конкурса при размещении заказа могли подробно изучить требования к планируемым работам. Установление многочисленных показателей, усложнение документации приводит к негативным последствиям. Примером усложнения документации может быть отказ потенциальных участников размещения заказа от подачи заявки; участие в аукционе ограничивается участниками, правильно заполнивших заявки, однако отсутствует

необходимая профессиональная квалификация в определенной области и т.д.

Кроме того, нарушаются сроки размещения заказов самими аукционными комиссиями при рассмотрении заявок участников, отклоняются заявки в связи с несоответствием сведений о товаре, указанных в заявках, сведениями о товаре, указанным на сайтах в сети Интернет, неоднократно рассматривались в судебных инстанциях и т.д. Поэтому, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков,

исполнителей). Со стороны ФАС будет осуществляться контроль за такой стадией контрактной системы как осуществление закупки, за отдельными исключениями, в части разделения полномочий с органами внутреннего контроля [7].

Таким образом, своевременно приняты закон, определивший полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позволит усилить направленность действующего законодательства на повышение эффективности, результативности осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг, а также позволит обеспечить гласность и прозрачность осуществления таких закупок, что позволит воплощать в практику действия по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере государственных закупок.

При этом, все участники процесса должны быть заинтересованы в максимальном достижении результатов, выработке единых подходов к толкованию положений закона. Только такое поведение всех участников анализируемого процесса позволит искоренять существенные недоработки ранее принятых нормативных и правовых актов в сфере государственных закупок. Несмотря на всю свою процедурность и формальность законодательства, важнейшая задача стоит перед всеми участниками по внедрению наилучших практик в сфере государственных закупок в Российской Федерации, а достижение положительных результатов возможно лишь при неукоснительном соблюдении норм

законодательства, открытом диалоге всех заинтересованных сторон.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _144624/ (дата обращения 25.05.2017).

2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18.07.2011. № 223-Ф3 223-Ф3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _116964/ (дата обращения 25.05.2017).

3. Конкуренция в сфере госзакупок: проблемы и пути их решения // Открытое правительство [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/events/5514999 / (дата обращения 25.05.2017).

4. Эксперты обсудили механизмы оценки эффективности закупок // Открытое Правительство [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/events/5514800/ (дата обращения 25.05.2017).

5. Макаров A.A.: Государственные закупки товаров и услуг как современная форма распределения ресурсов общества. Дис. канд. экон. наук. М. 2015. 157 с.

6. Методические рекомендации по бальной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд. М.: ИКФ «ЭК-ФО», Министерство экономики Российской Федерации. 2015. 42 с. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=EXP ;n=292328;dst=100381#0 (дата

обращения 25.05.2017).

7. Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013. № 728. [Электронный ресурс]. URL: httpV/фз-

44^/documenty/postanovleniy_pravitelstva/postan ovleniy_pravitel stva_ot_26_0 8_2013 _n_728. html (дата обращения 25.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.