Научная статья на тему 'Правопримненительная практика при осуществлении государственных закупок'

Правопримненительная практика при осуществлении государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

114
16
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ / ТАРИФЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНЫ / GOVERNMENT'S / PROCUREMENTS / ANTI-MONOPOLY REGULATION / ELECTRONIC AUCTIONS / TARIFFS / LEGISLATION / REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдаси Ирина Альбертовна, Вдовенко Зинаида Владимировна

В статье рассмотрен контроль деятельности в сфере государственных закупок в регионах России. В регионах при проведении аукционов важно выстроить правильный подход к составлению документации, учитывающий требования заказчика и систему тарифов. Рассматривается проблема несбалансированного развитие региона при отсутствии антимонопольного регулирования со стороны муниципальных властей. Авторами высказана идея о том, что процесс государственных закупок обязательно должны контролироваться государством и региональными органами власти.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эдаси Ирина Альбертовна, Вдовенко Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PRACTICE IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC PROCUREMENT

The article deals with the monitoring of activities in the field of public procurement in the Russian regions. The development of the region and the principles of fair activities with the participation in auctions. It is important to build an approach to the compilation of documentation, taking into account the requirements of the customer and system tariffs. The problem of unbalanced development of the region in the absence of anti-monopoly regulation by the municipal authorities. It expressed the idea that process of government’s procurements must be controlled by the state and regional authorities.

Текст научной работы на тему «Правопримненительная практика при осуществлении государственных закупок»

УДК 342.7

И.А. Эдаси, З.В. Вдовенко

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

125047, Москва, Миусская площадь, дом 9

kafekonom@muctr.ru

ПРАВОПРИМНЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В статье рассмотрен контроль деятельности в сфере государственных закупок в регионах России. В регионах при проведении аукционов важно выстроить правильный подход к составлению документации, учитывающий требования заказчика и систему тарифов. Рассматривается проблема несбалансированного развитие региона при отсутствии антимонопольного регулирования со стороны муниципальных властей. Авторами высказана идея о том, что процесс государственных закупок обязательно должны контролироваться государством и региональными органами власти.

Ключевые слова: государственные закупки; антимонопольная деятельность; электронные аукционы;, тарифы; законодательство; регионы.

Актуальность темы исследования проявляется в эффективной деятельности системы

государственных закупок, которая должна оказывать значительное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности как страны, так и региона, в том числе данное влияние проецируется и на такую систему как динамика экономического развития региона.

Сфера государственного заказа является интересной темой для обсуждения специалистов в этой области. Отметим, большинство положений закона о размещении заказов действуют в рамках закона о контрактной системе. Показатели работы организации дают возможность оценить результативность, эффективность и состояние законности в сфере закупок.

Выявляются нарушения у заказчиков, которые являются похожими. К таким нарушениям можно отнести:

- сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах (заказчики включают в срок подачи заявок дни публикации извещения и окончания срока подачи заявок);

- неразмещение документации о торгах в полном объеме;

- отсутствие ответственности заказчика за просрочку оплаты, в связи с непоступлением на его счет бюджетного финансирования (ч.5 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

- установление противоречивых требований к товарам, когда соблюдение одного из требований может привести к нарушению другого;

- искажение названия предмета закупок (использование латинских букв, ошибки в ключевых словах).[1]

Федеральная антимонопольная служба России совместно с общественными организациями осуществляет мониторинг информации о торгах, размещенной на официальном сайте, на предмет наличия в ней признаков сокрытия информации от участников. Результатом такого мониторинга, например, для Ростовской области стало более

полусотни выявленных нарушений. В основном нарушения включают: замену букв кириллицы на аналогичные по написанию буквы латинского алфавита, имеются ошибки в ключевых словах наименования торгов. Перечисленные нарушения в случае поиска их по ключевым словам не обнаруживаются, и в результате, исключаются данные заказы , в итоге, в таких торгах участвуют, как правило, один, два поставщика.

Так, например, заказчиком проводится аукцион на строительство здания, по существующему проекту, прошедшему государственную экспертизу, где проектировщик точно определил характеристики товаров, влияющие на безопасность и качество строящегося объекта. В это случае толщина стенки используемых труб (2,8 мм и 3,2 мм). Заказчик, формируя документацию об аукционе, устанавливает свои требования к тем же показателям. В частности указывая, что толщина стенки первой трубы должна быть не менее 2,8 мм, а второй трубы - менее 3,3 мм. Такой подход к составлению документации может говорить либо о том, что заказчик не знаком с имеющимся у него проектом строительства, либо создает так называемые «ловушки», используемые для отклонения участников.

На первый взгляд региональное управление федеральной антимонопольной службы

необоснованно жестко рассматривает предложения заказчиков, отменяя по таким основаниям торги. Однако, такие на первый взгляд «мелочи» создают неопределенность в требованиях к участникам, что, как правило, приводит к отклонению большинства участников. В итоге на торги выходят единицы, и контракт заключается с минимальной экономией бюджетных средств. Это либо половина, либо один процент от начальной цены контракта. [2]

Закон не устанавливает степень детализации заказчиком характеристик используемых

материалов, и это приводит к тому, что в документацию включаются такие требования, для описания которых, необходимо либо закупить все

товары до подачи заявки на аукцион и провести их лабораторные исследования, чтобы верно заполнить заявку, либо проставить их без обоснований, что приведет к сложностям при исполнении контракта, когда будет необходимо представить товары с соответствующими значениями. Так, например, при ремонте дорог на стадии подачи заявок, заказчики требуют, чтобы участник указал значение глубины проникания иглы в битум при определенной температуре, которая для каждой партии битума будет различаться, породу из которой будет изготовлен щебень и так далее. Названные характеристики определены ГОСТом и если товар не будет соответствовать этим требованиям, на него не будет выдан сертификат соответствия и его нельзя будет использовать при выполнении работ. [3]

Пожелание заказчика - как можно более подробно описать закупаемые материалы и заставить участников размещения подробно изучить требования к планируемым работам. Установление многочисленных показателей, искусственное усложнение документации приводит к негативным последствиям. К их числу можно отнести: отказ потенциальных участников размещения заказа от подачи заявки; участие в аукционе ограничивается участниками, умеющими заполнять заявки, но не всегда имеющими квалификацию, знания, опыт по строительству, рассматривающих участие в аукционе (а не строительство) как источник заработка; - расширяются возможности совершения ошибок (ввиду сложности документации) у аукционной комиссии и заказчика. [4]

Кроме того, описывая огромное количество характеристик, требуя от участника их указать в своей заявке, заказчик, помимо того, что может допустить больше ошибок, противоречий, о которых я говорил ранее, еще и возлагает на себя обязанность, включить все указанные характеристики в контракт. При исполнении такого контракта, Заказчик обязан проверять соответствие используемого товара не только требованиям нормативных документов, но и значениям указанным участником в заявке. В случае какого-либо расхождения заказчик не может принять такой товар. В результате, такой способ формирования документации может привести не только к отмене аукциона, но и к сложностям, связанным с приемкой товаров, работ, и как следствие затягиванию сроков их исполнения. Кроме того, отметим, что на сроки размещения заказов влияют нарушения аукционных комиссий при рассмотрении заявок участников.

Далее, позиция о запрете на отклонение заявок в связи с несоответствием сведений о товаре, указанных в заявках, сведениям об этом товаре, указанным на сайтах в сети Интернет, на постоянной основе проверяются судебными органами. [5] Несмотря на это, торги отменяются, а результаты таких аукционов по вышеназванным причинам пересматриваются комиссиями по торгам. Так, надлежащим подтверждением наличия в заявке недостоверных сведений может являться официальное письмо производителя об отсутствии в

его линейке товаров, с такими характеристиками. При этом, это должно быть отражено в государственном реестре, в случае если это предусмотрено законодательством, а не сведения, полученные с сайтов сети Интернет. В любом случае у заказчика существует обязанность проверить товар при его получении и в случае его несоответствия отказаться от приемки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 Федеральная антимонопольная служба определена

уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исполнителей).

На наш взгляд, к положительной практике, можно отнести введение 44-ФЗ реестра банковских гарантий. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков информации не только об юридическом лице, а также и о его учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа. Введение такой нормы повысит ответственность участников за свои действия при заключении контрактов и их исполнении.

С введением электронных аукционов, и как следствие конфиденциальности участия в них появился один видов антиконкурентного поведения участников размещения заказов. Заключается в следующем. Оба участника антиконкурентного соглашения во время проведения аукционов, проводили активную торговлю между собой, резко снижая цену. При этом добросовестные участники торгов теряют интерес к аукциону. Третий участник картеля на последних этапе аукциона делает ставку, чуть ниже ставки добросовестного участника или начальной цены контракта. Далее участники картеля, занявшие первое и второе место, отказываются от подписания контракта, либо в документах обнаруживаются ошибки и они отстраняются от участия в аукционе. В этом случае контракт заключается с третьим участником картеля. Подобный сговор был выявлен на торгах по ремонту городской больницы города Зверево. Так, при рассмотрении дела, в ходе аукциона двумя организациями были предложены демпинговые цены исполнения контракта. При начальной цене в 72 млн. руб. было предложено 26 млн. и 26,5 млн. руб. соответственно. Однако в дальнейшем заявки этих участников были отклонены как несоответствующие требованиям документации об аукционе, и в итоге контракт получила третья компания, предложившая 69 млн. руб. Необходимо отметить, то обстоятельство, что управление федеральной антимонопольной службы продолжает сталкиваться с известной формой сговора, когда на аукцион заявляется большее количество участников, однако предложения о цене делает только один. Ярким примером такого поведения является аукцион

на ремонт ростовских дорог, на участие в котором было подано одиннадцать заявок, а предложение о снижении цены поступило только от одного участника. Победителем по итогам аукциона признана организация с договором в суме около 27,9 тыс. рублей. Снижение цены составило пол процента, что позволило сэкономить 140 тыс. рублей. [6] Позиция управления федеральной антимонопольной службы в обоих случаях положительно оценена Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Российское законодательство по

антимонопольному регулированию закупок для государственных нужд способствует повышению эффективности, результативности осуществления

закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления, предотвращения коррупционных схем и других злоупотреблений. Все участники процесса торгов должны быть заинтересованы в максимальном достижении результата, заинтересованы в выработке единых подходов. Только такое поведение позволит регионам несмотря на формализацию процедур осуществлять правоправную деятельность проведения торгов для государственных нужд. Перед органами государственной власти стоит актуальная задача по внедрению лучших практик регионов на базе соблюдении норм законов, открытом диалоге всех заинтересованных сторон.

Эдаси Ирина Альбертовна, магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Вдовенко Зинаида Владимировна д.э.н., профессор кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями). URL: http://constrf.ru/ (дата обращения: 27.03.2016).

2. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2006 г. №324 (с изменениями от 3 июня 2008 г.). URL: http://base.garant.ru/190563/. (дата обращения: 27.03.2016).

3. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006. № 324 (с изменениями). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070882/. (дата обращения: 27.03.2016).

4. Международные правила толкования торговых терминов. Инкотермс. Публикация Международной торговой палаты. 1990 г. № 460. URL: http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2751. (дата обращения: 27.03.2016).

5. Любимцев Ю.И., Логвина А.Н. Проблемы финансовой стабилизации // Экономист. 2005. № 10. (дата обращения: 27.03.2016).

6. Макаров A.A.: Государственные закупки товаров и услуг как современная форма распределения ресурсов общества. Дис. канд. экон. наук - М. 2015. 157 с.

7. Материалы к заседанию Правительства по повышению эффективности с госзакупок 09.06.2008 г. URL: http://procurement.tendery.ru/news-state 47.htm/ (дата обращения: 27.03.2016).

8. Махлаев А.Н., Кепов В.А. Денежные средства как обеспечение заявки // Финансовый справочник бюджетной организации М.: МЦФЭР - 2016. №5. С. 46-50.

9. Медведев В.А. Проблемы экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 2014. №3.

10. Мельников A.B. Риск-менеджмент: Стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования. М.: изд-во «Анкил». 2016. 112 с.

11. Методические рекомендации по бальной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров. Для государственных нужд. - М.: ИКФ «ЭК-ФО», Министерство экономики РФ. 2015. 42 с.

Edasi Irina Albertovna, Vdovenko Zinaida Viadimirovna

D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow. Russia

kafekonom@muctr.ru

PRACTICE IN THE IMPLEMENTATION OF PUBLIC PROCUREMENT

Abstract. The article deals with the monitoring of activities in the field of public procurement in the Russian regions. The development of the region and the principles of fair activities with the participation in auctions. It is important to build an approach to the compilation of documentation, taking into account the requirements of the customer and system tariffs. The problem of unbalanced development of the region in the absence of anti-monopoly regulation by the municipal authorities. It expressed the idea that process of government's procurements must be controlled by the state and regional authorities.

Key words: government's; procurements; anti-monopoly regulation; electronic auctions; tariffs; legislation; regions.