Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ЗАКУПКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ЗАКАЗЧИКИ / УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умалатов А.Х.

Дано понятие контрактной системы. Определены федеральные органы, уполномоченные контролировать отношения в сфере закупок. Рассмотрены особенности правового положения участников контрактной системы. Определены категории заказчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF PARTICIPANTS OF CONTRACTUAL RELATIONS

The concept of the contract system. Defined by the Federal bodies authorised to control relations in the area of procurement. Peculiarities of legal status of participants of the contract system. Defined categories of customers.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Относимость доказательств показывает, что с помощью сведений, которые в них содержатся устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Достоверность доказательств предполагает о соответствии полученных сведений с реальными преступными событиями.

Допустимость доказательства можно рассмотреть по следующим критериям:

• надлежащий субъект доказывания;

• надлежащий источник доказательства;

• надлежащий способ собирания доказательств;

• надлежащий порядок проведения и оформления процессуального действия.

Достаточность доказательства предопределяет минимальное количество сведений, которого достаточно для вывода об установлении предмета доказывания.

Использованные источники:

1.Иванов Н.А. О понятие «Доказательство» в уголовном процессе // Вестник Омской юридической науки (Электронный ресурс), 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/o-ponyatii-dokazatelstvo-v-ugolovnom-protsesse

2.Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. №18 (ч. 1).

3.См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.,1973. С. 207.

4.Пашин С.А. Теория формальных доказательств и здравый смысл // Российская юстиция. 1996. N 1. С. 52.

5.Власихин, В.А. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность / В.А. Власихин. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - С. 172.

6.Лазарева, В. А. Доказывание в уголовном процессе / В.А. Лазарева. - М.: Юрайт, 2017. - С. 345.

УДК 347.4

Умалатов А.Х. студент 2 курса магистратуры Филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске

Россия, г. Пятигорск ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: Дано понятие контрактной системы. Определены федеральные органы, уполномоченные контролировать отношения в сфере закупок. Рассмотрены особенности правового положения участников контрактной системы. Определены категории заказчиков.

Ключевые слова: контрактная система, закупки, Федеральный орган исполнительной власти; заказчики, участники закупок.

Umalatov A.H.

2nd year student of magistracy The branch of «REU them. G. V. Plekhanov» in Pyatigorsk

Russia, Pyatigorsk THE LEGAL STATUS OF PARTICIPANTS OF CONTRACTUAL

RELATIONS

Abstract: the concept of the contract system. Defined by the Federal bodies authorised to control relations in the area of procurement. Peculiarities of legal status ofparticipants of the contract system. Defined categories of customers.

Keywords: contract system, purchases, Federal Executive authorities, and customers, the participants of the procurement.

Согласно ст. 3 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд1.

К участникам контактной системы № 44-ФЗ в ст. 3 относит:

1. федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд. Таким федеральным органом на основании Постановления Правительства РФ2 является Министерство экономического развития РФ. Этим же Постановлением Правительства РФ Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ) в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномочена на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, уполномоченные на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. Так в Ставропольском крае, органом

1 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СЗ РФ. 2013, N 14, ст. 1652.

2 Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 (ред. от 14.04.2017) «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013, N 35, ст. 4514.

исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Ставропольского края, является Комитет Ставропольского края по государственным закупкам3;

3. иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок. Так в г. Ставрополе органом местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок является администрация г. Ставрополя от имени которой при осуществлении контроля в сфере закупок выступает Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя4;

4. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

5. Заказчики. К ним относятся:

а) государственный или муниципальный заказчик. В качестве государственных заказчиков может выступать государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки.

В качестве муниципального заказчика может выступать муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

б) бюджетное учреждение, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»5. Следует отметить, что ст. 3 № 44-ФЗ в числе заказчиков называет бюджетное и казенное учреждение, но ничего не говорит об автономном учреждении. Но в п. 4 ст. 15 № 44-ФЗ говорится об условиях, когда положения данного

3 Постановление Губернатора Ставропольского края от 14 марта 2016 года № 92 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае» // URL: http://www.stavregion.rU/_/lawbase/2016/03/92_1.pdf (дата обращения: 21.06.2017).

4 Постановление администрации г. Ставрополя от 13.01.2014 № 47 «Об уполномоченных органах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков» // ЗАО «Кодекс». URL: http://docs.tehekspert.ru/document/440575405 (дата обращения: 21.06.2017).

5 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 07.06.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.

закона распространяются и на автономные учреждения;

в) государственное, муниципальное унитарные предприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

6. Участники закупок. В качестве участника закупки могут выступать признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по результатам конкурентного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, любые юридические лица (за исключением офшорной компании) и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Такие лица могут быть участниками закупок при условии отсутствия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Одним из инструментов повышения эффективности системы закупок может быть выбор нескольких победителей в конкурсе. При укрупнении заказов появляется возможность достичь дополнительной экономии, но возрастает риск неисполнения договора. Заключение договора с двумя победителями минимизирует этот риск;

7. Уполномоченные органы и учреждения. Речь идет о государственных или муниципальных органах, казенных учреждениях, на которые, в целях централизации закупок, возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. В Ставропольском крае, таким уполномоченным органом исполнительной власти является Комитет Ставропольского края по государственным закупкам;

8. Специализированные организации. Это юридические лица, привлекаемые заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В качестве организации, оказывающей такие услуги, например, можно привлечь Торгово-промышленную палату соответствующего субъекта РФ;

9. Операторы электронных площадок. Электронная торговая площадка (ЭТП) - это сайт в сети интернет, на котором проводятся электронные аукционы. Для участия в электронных закупках необходимо подавать заявки только на аккредитованные Правительством РФ электронные площадки. К ним Минэкономразвития России отнесло ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»),

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», АО «Единая электронная торговая площадка», ООО «РТС - тендер», ЗАО «ММВБ -Информационные технологии»6.

В настоящее время круг участников государственных закупок по Закону № 44-ФЗ расширяется (с 1 января 2017 г. на госзакупки по 44-ФЗ переходят государственные и муниципальные предприятия). Положения Закона № 223-ФЗ не содержат четко определенные процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, позволяют заказчику самостоятельно принимать положение о закупочной деятельности и соответственно имеется широкое поле для злоупотреблений в данной сфере. В этой связи для борьбы с данным видом коррупционных проявлений ряд исследователей предлагают усилить контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих и должностных лиц путем законодательного закрепления механизма негосударственного контроля7; устранить несогласованность действий структурных подразделений органов государственной власти8; разработать меры ответственности с использованием необходимых санкций для нарушителя9.

В итоге необходимо отметить, что все закупки целесообразно осуществлять исключительно за счет бюджетных средств, за исключением случаев, установленных законом.

Использованные источники:

1.Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // СЗ РФ. 2013, N 14, ст. 1652.

2.Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.

3.Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 (ред. от 14.04.2017) «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013, N 35, ст. 4514.

4.Письмо Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-219 «Об электронных площадках для проведения электронных аукционов» //

6 Письмо Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-219 «Об электронных площадках для проведения электронных аукционов» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=154123#0 (дата обращения: 21.06.2017).

7 Щербович, И.А., Караев, Р.Ш. Анализ детерминантов низовой коррупционной преступности в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2 (67). С. 75.

8 Караев, Р.Ш., Полякова, О.А., Тавалаев, Т.Р., Шавхалов, А.А. Сущностные факторы, детерминирующие коррупцию и основные направления противодействия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. №1 (21). С. 237-238.

9 Караев, Р.Ш., Арутюнян, Г.А., Полякова, Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 32.

КонсультантПлюс. URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=154123#0 (дата обращения: 21.06.2017).

5.Постановление Губернатора Ставропольского края от 14 марта 2016 года № 92 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае» // URL: http://www.stavregion.rU/_/lawbase/2016/03/92_1.pdf (дата обращения: 21.06.2017).

6.Постановление администрации г. Ставрополя от 13.01.2014 № 47 «Об уполномоченных органах в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков» // ЗАО «Кодекс». URL: http://docs.tehekspert.ru/document/440575405 (дата обращения: 21.06.2017).

7.Караев, Р.Ш., Арутюнян, Г.А., Полякова, Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

8.Караев, Р.Ш., Полякова, О.А., Тавалаев, Т.Р., Шавхалов, А.А. Сущностные факторы, детерминирующие коррупцию и основные направления противодействия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017. №1 (21).Щербович, И.А., Караев, Р.Ш. Анализ детерминантов низовой коррупционной преступности в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2 (67).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.