Научная статья на тему 'Реализация непрерывного образования как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики (на примере Омской области)'

Реализация непрерывного образования как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рылов Владимир Петрович, Петрова Лариса Леонидовна

Рассмотрены теоретические и практические предложения отечественных ученых по повышению конкурентоспособности РФ, ее регионов, отраслей, предприятий. Предложено в качестве одного из приоритетных факторов внедрение системы непрерывного образования населения с повышением конкурентоспособности работников и формированием их активной гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рылов Владимир Петрович, Петрова Лариса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация непрерывного образования как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики (на примере Омской области)»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

УДК338(571.13):373 В. П. РЫЛОВ

Л. Л. ПЕТРОВА

Омский государственный технический университет

Омское областное правление организации общества «Знание» России

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрены теоретические и практические предложения отечественных ученых по повышению конкурентоспособности РФ, ее регионов, отраслей, предприятий. Предложено в качестве одного из приоритетных факторов внедрение системы непрерывного образования населения с повышением конкурентоспособности работников и формированием их активной гражданской позиции.

Одними из важнейших социально-экономических задач РФ на ближайшее десятилетие определены повышение конкурентоспособности всех хозяйствующих субъектов и удвоение ВВП страны. Это ставит в свою очередь аналогичные задачи перед экономикой регионов — субъектов Федерации. Авторами предпринята попытка анализа реальных возможностей повы-

шения конкурентоспособности региональной экономики на основе изучения выводов и теоретических прогнозов ведущих ученых и практиков — экономистов и менеджеров, синтеза предложений авторов по использованию благоприятных возможностей динамичного развития региональной экономики и обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности

хозяйствующих субъектов на базе развития системы непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров по специальностям, востребованным в условиях структурной трансформации экономики, диверсификации производств, либерализации экономических связей с ближним и дальним зарубежьем. Необходимо отметить повышенный интерес ученых к исследованию проблем и обоснованию направлений устойчивого развития экономики РФ [1-16].

Вопросам повышения конкурентоспособности объектов (начиная от товарной до государственной) посвящено большое число работ [1,2,4, 7,13]. Всемирный экономический форум, разрабатывающий проблемы оценки национальной конкурентоспособности, установил экспертным путем восемь основных факторов, оказывающих воздействие на долгосрочный экономический рост и формирующих уровень национальной конкурентоспособности страны: открытость, правительство, финансы, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институты [7,13]. Среди факторов, имеющих наибольший вес, находится труд, под которым понимается качество трудовых ресурсов, эффективность и гибкость рынков труда, уровень занятости экономически активного населения. Можно провести определенную параллель и распространить влияние указанных факторов на конкурентоспособность отдельной фирмы, работников, а в совокупности они формируют конкурентоспособность региональной экономики.

По утверждению П. Друкера, производительность труда работников умственного труда будет главным фактором развития экономики в 21 веке. Также он отмечает еще две тенденции, характерные для экономически активного населения США: стремление получить второе высшее профессиональное образование и возрастающий спрос на чтение и, соответственно, издание научно-популярной литературы [14].

В структуре богатства мира, по экспертным оценкам отечественных и зарубежных экономистов, доля человеческого капитала составляет 64%, на долю двух других крупных компонентов, а именно природного и физического (созданного людьми) капитала приходится соответственно 20 и 16%. Национальное богатство России в середине 90-х годов оценивалось в 59трлн. долл., или 400 тыс. долл. в расчете на каждого жителя страны, из которых 200 тыс. долл. приходилось на человеческий капитал (50%), 160тыс.долл. — напри-родный(40%) и 40 тыс. долл. - на воспроизводственный капитал (10%) [8, с.7]. За годы реформ ВВП страны значительно сократился. Доля РФ в мировом ВВП за период 1993-2000 гг. снизилась с 3 до 0,8%. При пересчете по паритету покупательной способности она составляет 2,6 — 2,7%. В 2000 г. показатель ВВП надушу населения составил в РФ 1700 долл. /чел. в год по валютному курсу, а по паритету покупательной способности 8400долл./чел. На ценах потребительского рынка сказываются демпинг, более дешевые топливно-энергетические ресурсы и низкий уровень заработной платы [ 11, с. 76]. Основным показателем эффективности человеческого капитала является индекс качества развития человеческого потенциала (ИКРЧП), включая индекс здоровья населения. За 1992-1999гг.ИКРЧПв России понизился с 0,8482 до 0,6983. Снижение инвестиций в человеческий капитал стало причиной ухудшения условий жизни населения, ухудшения социально-психологических параметров жизни и др. [2, с. 114]. Наука и образование в России переживают системный кризис. Зарплата российского ученого в 40-50 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Россий-

ский профессор получает примерно в 100 раз меньше, чем американский. И как следствие — «утечка мозгов» из России. Этой проблеме посвящен 10-й номер журнала «Управление персоналом» за 2001 год. Всего Россия потеряла примерно одну треть своего научного потенциала. Заграницу эмигрируют ученые, занятые в вычислительной математике, генетике, биотехнологии. Эмиграция научной интеллигенции представляет собой реальную потерю самого лучшего, чем обладает Россия, — интеллекта нации, тех ученых, которые в значительной степени определяют вклад в мировую цивилизацию. Это серьезная угроза национальной безопасности России. Теряя высококвалифицированных специалистов, Россия, теряет возможность нормального развития в будущем. Ежегодные потери нашей страны в 90-е годы от «утечки мозгов» составляли около 50млрд. долл. [2, с. 140-141].

Академик Д.С. Львов делает вывод о необходимости перехода от фискально-монетаристской модели к преимущественно рентной системе формирования доходов государства. Российская экономика могла бы постепенно превращаться в социально ориентированную экономику. Рента — стратегический потенциал России. Надо отказаться от символического налогообложения природно-ресурсного потенциала страны. Д. С. Львовым выдвигается новая концепция третьего пути развития России: действенный контроль за эффективностью использования природно-ресурс-ного потенциала (включая землю), его рента; гуманизация социально-экономической жизни общества; соблюдение прав и свобод, социальная защита населения [ 1 ].

Выводы из анализа факторов роста экономики РФ в 2002-2003 гг. специалистов Минэкономразвития РФ, сводятся к следующим: благоприятная мировая конъюнктура повышенного спроса на топливно-энергетические ресурсы, рост цен на них вызвали увеличение начисленной средней заработной платы работников экспортно-ориентированных отраслей. В них занято около 11% экономически активного населения, средняя зарплата которого в два-шесть раз превышает общероссийский уровень. Это привело к активизации спроса на товары потребительского рынка и вызвало подъем работающих на рынок отраслей. В значительной мере рост спроса на отечественную продукцию сдерживает низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере (примерно 60% средней зарплаты по промышленности в целом), при общей численности работников бюджетной сферы около 25% занятых в экономике. В использовании ВВП, по прогнозу, должна возрасти доля потребления домашних хозяйств: с 49,6 % в 2001 г. до 54% в 2005 г., валового накопления — с 22 до 24%, при сокращении потребления государственного сектора с 14,Здо 13,8%ичистогоэкспортатова-ровиуслуг — с 12,9до 7,3%. Основным фактором роста экономики должен стать внутренний спрос (рост с 87,1 до 93-94%). Повышение роли и значения внутренних источников, определяющих динамику развития народного хозяйства, позволит обеспечить более устойчивый характер экономического роста [6].

Более пессимистический взгляд высказывает проф. P.A. Фатхутдинов на основе анализа российского экспорта. В 2000 г. в российском экспорте доля топливно-энергетических товаров составила 55% (по сравнению с 1999 г. возросла на 10%), доля остальных товарных групп составляет: металлов и изделий из них — 18,3% (сокращение на 2,2%); продукции химической промышленности и каучука — 6,8 (1,5); машин, оборудования итранспортных средств — 7,2% (3,4%). Общая доля сырья, материалов и полуфабрикатов в экспорте

страны составила около 90%. Три статьи — нефть, нефтепродукты и природный газ — обеспечивают почти половину всей экспортной выручки. Это придает российскому экспорту монотоварный характер (в США на долю трех основных экспортных позиций приходится 18%). В то же время удельный вес готовых изделий в экспорте составляет около 15%, в том числе машинно-технической продукции немногим более 10%. Ежегодный объем экспорта машин и оборудования из России в 6,5 раз меньше аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 раза — Малайзии, в 2,5 раза — Таиланда. Россия, располагая крупной научной базой (12% ученых во всем мире), занимает лишь 0,3% на мировом рынке наукоемкой продукции, в то время как доля США составляет 36%, Японии — 30%, Китая — 6% [2, с. 154-155].

Основной мировой тенденцией формирования современного общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «новой экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях. «Новая экономика» не исчерпывается информационным аспектом, а представляет качественно новый технологический уровень всего народного хозяйства, включая действующие производительные силы общества. Ключевыми факторами являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество, и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования. Во многих странах Запада новая экономика обеспечивает до 30% роста ВВП -такой вывод делает зам. министра экономического развития и торговли РФ И. Матеров [4, с. 3-4].

Проф. А. Цыгичко, анализируя вовлечение России в мировые экономические процессы, прежде всего, предстоящее вступление в ВТО, отмечает слишком слабые позиции наших производителей почти во всех отраслях. При существующем качестве и энерго- и материалоемкости отечественной продукции они не только не завоюют новые внешние рынки, но и могут потерять 70-90% внутреннего сбыта при столкновении с крупнейшими иностранными фирмами. Основная причина этого, по мнению А. Цыгичко, кроется в несопоставимо малых объемах на НИОКР российских фирм по сравнению с зарубежными. Он приводит массу примеров по различным отраслям; позаимствуем лишь один из них. ОАО «Нижнекамскнефтехим», крупнейшее российское предприятие, выпускает продукции нефтехимической промышленности в 22 раза меньше, чем германский Bayer, который тратит почти в 2 раза больше средств на НИОКР, чем производит продукции указанное ОАО. Требуется объединение производств для создания мощных холдингов, хотя бы отдаленно напоминающих зарубежных гигантов по объемам производства, инвестиций и затратам на НИОКР. Однако отсутствует законодательство о холдингах, не принят заявительный порядок образования крупных корпораций, что сдерживает темпы слияния промышленных предприятий [5, с. 31-33].

Проф. В. Андрианов проводит серьезный анализ экономической ситуации в стране. Во многом, несмотря на позитивную динамику развития экономики РФ в 21 веке, его выводы и результаты анализа применимы к современному состоянию экономики. Приведем основные из них. Сократилась образовательная база страны. Специалистов с высшим образованием выпускается в два с лишним раза меньше, чем в США. Значительно уменьшилась подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру. Реальной между-

народной конкурентоспособностью обладают российские компании, занятые экспортом сырья, производством военной техники и вооружений, выпуском уникального технологического оборудования, разработкой новых товаров и материалов. По использованию технологий высокого уровня, в частности, по обеспеченности автоматизированными комплексами, РФ отстает от Японии в 8 раз, от Германии — в 6 раз. Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российской экономики оказывает моральное старение и физический износ основных технологических фондов. В машиностроении четвертая часть всего технологического оборудования имеет возраст более 20 лет. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60%, т.е. к порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала, возникает угроза разрушения производственных сил страны [7, с. 37-39].

Таким образом, сопоставление экономических показателей передовых, конкурентоспособных на мировом рынке западных фирм и стран с фирмами РФ и в целом с экономическим положением России позволяет сделать вывод, что единственной конкурентоспособной сферой экономики вполне объективно можно считать образование, оказывающее значительное влияние на человеческий капитал. Призывы к ускоренному развитию наукоемких отраслей без больших инвестиций несостоятельны. Вложение средств в образование, обеспечивающее повышение конкурентоспособности работников, позволит увеличить производительность труда во всех отраслях и перейти таким образом от роли сырьевого придатка западных стран к повышению конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности, к «новой экономике», повышению доли наукоемкой ее части.

На примере одного из средних по темпам развития регионов РФ — Омской области — проведем статистический анализ состояния образовательной сферы по данным Облкомстата и выкладкам омских ученых. В Омске работают 316 докторов наук и около 1800 кандидатов наук. В отрасли «Наука и научное обслуживание» (несмотряна 50% сокращения за Шлет) научными исследованиями и разработками занимается около Ютыс. человек. Одним из наиболее ценных ресурсов города можно признать высокий уровень образования населения. В 25 омских вузах (в том числе 10 негосударственных) проводится обучение по 110 специальностям (из 420 существующих в России), в колледжах и техникумах - по 89 (из 256). В городе работает 11 докторских и 20 кандидатских специализированных советов по защитам диссертаций по 50 специальностям. Омская область занимает шестое место из 89 регионов России по числу студентов средних-профессиональных заведений на тысячу человек населения и 12-е место по числу студентов вузов. В 2000 году принят Закон Омской области «О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики», создана информационная сеть интеллектуальной деятельности (ИСИД). Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования развивают систему дополнительного образования, которая была сосредоточена в отраслевых центрах и институтах повышения квалификации. Большинство высших и средних учебных заведений сверх плана приема, обеспеченного бюджетным финансированием, ведут подготовку специалистов на платной основе, расширяют сферу своего влияния на Омский и Тюменский Север, северовосточные регионы, Центральную Азию, открывая там свои филиалы и представительства [ 16, с. 29-30]. При-

ведем несколько позитивных примеров и ноу-хау омских образовательных учреждений. В соответствии с принятым в 1997 г. постановлением Правительства РФ «О введении системы сертификации персонала» в Омской государственной медицинской академии открыт факультет последипломного повышения квалификации фельдшеров, медсестер, врачей с выдачей по завершении обучения соответствующих сертификатов квалификации медицинского персонала. Учреждениями управления здравоохранением приняты постановления об обязательном прохождении повышения квалификации медицинским персоналом Омска и Омской области один раз в пять лет. Институт повышения квалификации преподавателей открыт в Омском государственном техническом университете. Среди негосударственных учебных заведений положительный опыт накоплен в Сибирской Ассоциации непрерывного образования, в состав которой входят Сибирская региональная школа бизнеса, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Институт права и экономики, Сибирский институт дополнительного образования (второго высшего на базе первого). На базе Омского института и колледжа предпринимательства и права создан уникальный многоуровневый образовательный комплекс (МОК), включающий лицей «Шанс» (подготовительноеотделение), Омский филиал Сибирского университета потребительской кооперации (заочное отделение); центр дополнительного профессионального образования, осуществляющий профессиональную переподготовку персонала по 14 специальностям высшего и среднего образования, повышение квалификации руководителей, специалистов предприятий и организаций с возможностью стажировок в Академии экономики г. Лейпцига; представительство Британского объединенного экзаменационного совета; Омский региональный и Российско-Германский центры содействия предпринимательству; информационно-кадровое агентство «Перспектива».

МОК открыл ряд филиалов колледжа в ряде районных центров Омской области, что само по себе представляет смелый эксперимент по подготовке специалистов для работы на территории Омской области. Следует отметить большую диспропорцию в подготовке и сосредоточении специалистов высшей квалификации в самом областном центре, в то время как села, поселки, райцентры испытывают недостаток в специалистах. Первопроходцами в создании филиалов учебных заведений в Омской области можно назвать Омский государственный педагогический университет (филиал в г. Таре) и ряд колледжей сельскохозяйственного и медицинского профиля.

Следует отметить ряд образовательных центров, вносящих свою лепту в общий процесс повышения интеллектуального уровня населения. Среди них можно выделить «Ориентир» при областном центре труда и занятости населения, целью которого является переподготовка безработных граждан по пользующимся спросом специальностям; ряд негосударственных образовательных центров, работающих на маркетинговых принципах, например, центр международного образования «Экономикаи право», проводящий профессиональную переподготовку без отрыва от производства по ряду специальностей, курсы продавцов, кассиров, пользователей компьютеров; повышение квалификации, семинары, тренинги.

Особо выделим большой вклад в дополнительное образование населения, который вносит Омская областная организация общества «Знание» РФ. XXI век — век не только нового информационного взрыва, но и

освоения новых знаний в биологии, психологии, экологии, информатике... Этот блок станет весьма перспективным еще и потому, что человечество в XXI веке будет поставлено перед проблемой выживания, и углубление знаний в области экологии и психологии, валеологии поможет решать многочисленные проблемы антропогенного, коммуникационного, психологического и природного воздействия на людей. Следовательно, проблемы знаний, их качества все больше и больше будут заставлять задумываться каждого конкретного человека, представителей научной интеллигенции, политиков. Девизом центра подготовки кадров фирмы IBM взят следующий афоризм: «Образование не достигает точки насыщения». Актив Омского общества «Знание» строит свою работу исходя из смысла этого девиза, привлекая на маркетинговых принципах своих слушателей с учетом, прежде всего, потребности в новых знаниях, связанных как с «новой экономикой», таки с расширением научного просвещения, образования и воспитательными аспектами. Тем самым общество «Знание» охватывает широкие слои населения, практически все возрасты — от дошкольного до пенсионного.

Одним из важнейших направлений в работе общества стало решение подростковых проблем, нравственное воспитание молодежи. Проблем этих немало: наркомания, 13-летние матери, венерические заболевания, преступность. Общество «Знание» делает все возможное, чтобы привлечь к занятиям как можно больше молодых людей. Организованы и успешно работают воскресная женская гимназия, воскресная компьютерная школа. С молодыми особенно нужна кропотливая настойчивая повседневная индивидуальная работа. Никто не может в этом заменить живого слова высококвалифицированного специалиста — лектора, советчика, друга. Организован лекторий «Закон и призывник» для призывников, родителей, всех интересующихся. Закон о воинской обязанности, льготы военнослужащим, их права, боевые традиции воинов-сибиряков, разнообразные социальные и юридические вопросы составляют предмет разговора,

В тематике лекций в районах области существенное место отводится медицине, охране здоровья, борьбе с наркотиками. Учитывается региональная специфика географического приграничного положения Прииртышья, ставшего в последние годы одним из пунктов распространения нелегально поступающего с юга наркозелья.

Проблемы становления молодой семьи, сохранения ее в сложной экономической ситуации — тема разговора в молодежной и женской аудитории.

Лекторий «Культура моего народа» приглашает людей всех возрастов. Бережное отношение к истории своего края, сохранение традиций и устоев сибиряков неразрывно связаны с заботой об экономическом, социальном и духовном развитии нашей Родины.

Учитывая, что Прииртышье — крупный центр нефтеперерабатывающей промышленности, омскими лекторами разрабатывается программа экологического просвещения населения.

Специалистами-лекторами Омской областной организации общества «Знание» разработана программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов. С учетом социально-экономических преобразований, в интересах области, могла бы быть организована систематическая работа по правовому обучению и просвещению среди руководителей различных отраслей хозяйства, предпринимателей, специалистов кадровых, экономических и финансовых служб, среди студентов и школьников.

Деятельность Омской областной организации общества «Знание» не ограничивается этими направлениями. Пользуются спросом практические циклы лекций по налогообложению, операциям с ценными бумагами, скорочтению.

С декабря 1994 года образовательная деятельность осуществляется через Омский народный университет непрерывного образования взрослых. Уже в самом названии этого образовательного учреждения отмечена его особенность — направленность на широкие слои населения и популяризацию знаний. Народный университет имеет право приглашать специалистов из любого вуза города и даже из других регионов. В его задачи входит дополнительное образование, повышение квалификации по авторским программам ученых и специалистов, обеспечение возможности получения каждым взрослым гражданином дополнительного образования (в том числе по инициативе работодателя), необходимого ему для профессиональной или общественной деятельности, семейной жизни, адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям. Возраст слушателей — от 14 до 90 лет.

Образовательная деятельность в университете ведется по реализации программ среднего, высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования на шести факультетах: экономики и права; вычислительной техники и оргтехники; делопроизводства и архивоведения; повышения квалификации для различных категорий работающих и др. Срок обучения, как правило, не превышает одного года, после чего выпускникам выдаются соответствующие документы.

Особое место занимает подготовка секретарей- референтов со знанием английского или немецкого языков, бухгалтеров предприятий всех форм собственности.

Действует бесплатный факультет университета третьего (пенсионного) возраста с двумя специальностями «Экономика и право» и « Здоровье» для людей преклонного возраста, где они получают ответы на жизненно важные вопросы, профессиональные консультации.

Омская областная организация общества «Знание» продолжает играть роль своеобразного методического регионального центра для преподавателей немецкого языка. Периодически проходят семинары и стажировки преподавателей немецкого языка; региональные семинары слушателей народных университетов третьего возраста для организаций общества «Знание» Западной Сибири. Это один из примеров сотрудничества Омской организации общества «Знание» РФ с Немецкой ассоциацией народных университетов.

Очень серьезного внимания в будущем заслуживает изучение вопроса по созданию целостной системы образования, содействующего формированию активного гражданского мировоззрения и действенного гражданского общества. В Омском народном университете непрерывного образования может быть открыт факультет «Гражданское общество», который, используя опыт ученых, мог бы обеспечивать подготовку и повышение квалификации преподавателей школ, техникумов государственных и негосударственных образовательных учреждений; формирование их патриотической гражданской позиции с тем, чтобы они смогли в своей профессиональной педагогической деятельности передавать эту позицию своим слушателям, что особенно важно в условиях увеличивающегося потока эмиграции населения из Омска и районов Омской области.

Образовательный потенциал Омской областной организации общества «Знание», ее лекторский актив (свыше 300 докторов и кандидатов наук) могут быть широко использованы для разъяснения населению города, области задач, решаемых Администрацией и Законодательным Собранием Омской области.

Успешному решению выполнения этих направлений способствовало бы выполнение рекомендаций Законодательного Собрания Омской области о признании Омской областной организации общества «Знание» как социально значимой организации, требующей государственной поддержки.

По итогам проведенного исследования, напрашиваются следующие выводы.

1. Конкурентоспособность работников, значимость человеческого капитала будут возрастать и основной путь достижения уровня передовых стран по этим показателям пролегает через создание четкой системы непрерывного образования и применение результатов полученных знаний и навыков в практической деятельности на всех рабочих местах, в любых сферах деятельности людей, в фирмах, муниципальных и региональных органах власти.

2. Вклад финансовых средств в повышение образования, подготовку и повышение квалификации обеспечит наиболее быстрый рост экономического потенциала страны, повышение благосостояния населения.

3. Формирование зрелого гражданского общества РФ, которому должны содействовать все образовательные учреждения, позволит вернуть России статус великой державы, мотивировать население к активной деятельности в своей стране на основе непрерывного образования, с целью повышения собственного благосостояния и конкурентоспособности региональных экономик и экономики РФ в целом.

4. На примере Омской области и это, очевидно, характерно для других региональных экономик, видно, что центр развития, в том числе образования, культуры, промышленности, финансов, сосредоточен в столице области — г. Омске, что содействует высокой плотности и занятости населения. Необходимо, на наш взгляд, организовать сеть образовательных, культурных, промышленных, агропромышленных, финансовых центров на территории всей области. В этом — еще один пока не использованный фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Библиографический список

1. Путь в 21 век: стратегические, проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. колл. Д.С. Львов. - М.: Экономика, 1999. -793 с.

2. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Маркетинг, 2002. -892 с.

3. Экономика и организация управления вузом/ Под ред. В В. Глухова. - СПб.: Иэд-во «Лань», 1999. -448 с.

4 Матеров И. Факторы развития «новой экономики» в России// Экономист. - 2003. - №2. - С. 3-11.

5. Цыгичко А. Высокая цена конкурентоспособности // Экономист. - 2003. - №1. - С. 31-36.

6. Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз// Экономист. - 2003. - №1. - С. 3-14.

7. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Экономист. - 1997. - №10. - С. 34-42.

8. Байбусинов Ш.Ш. Природные ресурсы как элемент национального богатства: проблемы экономической оценки// Вопросы статистики. - 2003. - №10. — С.7-12.

9. Агеенко A.A. Омская область в зеркале статистики// Регион: Восток-Запад. 2002. - №1. - С. 21-23.

10. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления// Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. - №2. - С. 77-89.

П.Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики// Экономист. - 2003. - №8. - С. 74-82.

12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. — М.:Изд-во НОРМА - ИНФРА-М., 2001. - 448 с.

13. Жуковская В.М., Трофимова П.Н., Чертко Н.Г. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного экономического форума// Вопросы статистики, -2001. — №3. —С. 1-29.

14 Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке. —М.:Изд.дом «Вильяме», 2000. -272 с.

15. Система сертификации персонала в Российской Федерации//Служба кадров. 1997. - №9. - С, 50-51.

16. Концепция стратегического развития г. Омска/Под рук. A.A. Колоколова, — Омск: ООО «Амфора», 2003. - 105 с.

РЫЛОВ Владимир Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Омского государственного технического университета. ПЕТРОВА Лариса Леонидовна, заместитель председателя правления Омской областной организации общества «Знание» России, ректор Омского народного университета непрерывного образования.

УДК 339.9(470)(075.8) м. В. МОГИЛЕВИЧ

Е.В.САВЧЕНКО

Омский государственный техничекий университет

ПЛАНЕТАРНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ СИБИРИ

Впервые рассматриваются стратегические вопросы развития отраслей народного хозяйства с позиций макроэкономической логистики и системной организации сложных производственных процессов транснациональных компаний и территориально-производственных комплексов.

1. Отраслевой подход - статическая модель

Рассмотрим общие законы развития отрасли как сложной производственной системы; построим формальную структурно-логическую модель отрасли; выделим различные группы независимых и зависимых параметров; сформируем систему ресурсных ограничений, определим диапазоном изменений каждой группы параметров; определим характер реакции (функции отклика) искомых выходных показателей на нормированное (единичное) ресурсное воздействие по каждому независимому входу; построим семейство изоклин по каждой паре «вход-выход» (рис. 1).

Уравнение баланса в статике (без учета фактора времени) (рис. 2):

п'ч.г. = О"" - Зптг. - Зпвр г - Н6 Г - РПГ (1)

(1 = 1 ,к. — номенклатура продукции, работ, услуг)

Примечание: статические коэффициенты использования площадей, мощностей, трудовых и материальных ресурсов Кил ,Кп м , Ки г р , К111г рравны единице. Налог на прибыль общую - 20 %.

Из формулы (01) получаем:

+п;, +Нв-Г +РПГ Р -3

* eq.k. пер.г.ед.к

3„ г + Н,, + РПГ

о _ р _ ПОСТ.Г•_о.г._f

'-'л ер.г.ед.* ед.к.

О

Соответственно, с учетом уравнения

W • к •к •К - Oh

сс и.м, л.м.р. п.г.р. год

(3)

получим:

Зтст,+Не.г.+РПг + Шэх ^

З"™1 Р'Л К W„ • К„Ки „ ■ К„ „ „ К

сс и.м. "н,п. *н.м«р. н.т.р.

где Шпк - штрафы за нарушение экологии.

Выделим переменные (в течение года) факторы, к ним относятся:

^ед.к.' *,„/ К,Р ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно подвержена конъюнктурным изменениям рыночная цена за единицу К-ой продукции я и коэффициент использования трудовых ресурсов К„ тр. Следовательно, на определенной стадии жизненного цикла продукции имеем функцию

3Пер. г.ед.к ^^ед.к. ' ^H.T.pJ •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.