Научная статья на тему 'Реализация национальных проектов на муниципальном уровне'

Реализация национальных проектов на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5899
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Наталья Юрьевна, Кудрин Олег Евгеньевич

В статье рассматривается опыт реализации приоритетных национальных проектов на уровне муниципального образования посредством механизма стратегического планирования. Согласование национальных и локальных приоритетов может вестись через стратегические проекты, являющиеся частью стратегического плана развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The REALIZATION OF the Priority National Projects Implementation On the Municipal LEVEL

The paper deals with the experience of the Priority National Projects implementation in the municipality Ekaterinburg city through the strategic planning tools. Co-ordination of the national and local priorities is possible by means of strategic projects, which constitute the part of city Strategic plan.

Текст научной работы на тему «Реализация национальных проектов на муниципальном уровне»

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Власова Н.Ю., Кудрин O.E.

В статье рассматривается опыт реализации приоритетных национальных проектов на уровне муниципального образования посредством механизма стратегического планирования. Согласование национальных и локальных приоритетов может вестись через стратегические проекты, являющиеся частью стратегического плана развития города.

Провозглашённые в конце 2005 года приоритетные национальные проекты в течение двух последних лет активно реализуются на территории нашей страны. Не всегда гладко проходит исполнение предполагаемых ими мероприятий от территории к территории, но значительные положительные моменты, бесспорно, имеют место быть. В то же время национальные проекты, выполняя видимую экономическую и социальную функцию, являются отражением и возрождением национальной идеи, идеи защиты и заботы о населении, перехода российского общества к социально ориентированному типу.

Не секрет, что для большинства муниципальных образований поставленные задачи стали проблемными для исполнения, ибо не существовало эффективных механизмов их реализации. Особые проблемы испытывали те муниципальные образования, которые по сути своей являются реципиентами и не имеют чёткого представления о дальнейшем их развитии в силу значительной зависимости от областного и федерального уровней власти. Также одним из камней преткновения стала некая абстрактность национальных проектов, ведь это не утверждённые на федеральном уровне документы, а генеральная линия, идея последующего развития страны. Мудро сказал в своё время В.Гюго, что «представление об окружающем служит нам вожатым». Именно имея представление о современном развитии муниципалитета, тенденциях, о его обозримом будущем, можно эффективно реализовывать необходимые мероприятия в настоящем. А чтобы такое представление сформировалось, муниципалитету самому необходимо выявить приоритетные направления его развития в тесной увязке с местными особенностями, сильными и слабыми сторонами, возможностями и угрозами.

Екатеринбург пошёл именно таким путём. В 2003 году у города появился Стратегический план развития, разработанный с привлечением всех заинтересованных сторон, таких как наука, бизнес, общественность и Администрация города, для возможно более полного учёта в данном документе интересов различных групп населения, отражавший местные особенности развития города. В Стратегическом плане города уже тогда были выделены основные приоритетные направления развития Екатеринбурга, и когда появилась необходимость реализации на территории муниципального образования национальных проектов, то они гармонично вписались в уже реализуемую в городе систему стратегических направлений, программ, проектов, что наглядно представлено на рис. 1.

В то же время возникла потребность в формировании текстов приоритетных национальных проектов, ибо для их эффективной реализации необходим четкий перечень мероприятий, источников финансирования, список ответственных за исполнение и т.д. Начальный этап реализации национальных проектов характеризовался недостаточно-

стью нормативно-правовой базы федерального уровня и уровня субъектов Федерации в этом вопросе, а также хаосом в методологическом отношении, в результате чего городом делались неоднократные попытки по унификации как подходов к их реализации, так и форм отчётности.

Имея свою стратегию развития, разработанную с учетом влияния положительных и отрицательных факторов, обозначенных приоритетов в развитии социально-экономической жизни населения, муниципальное образование уже имеет не только цели, но и действенные механизмы их достижения, а также систему мониторинга для наиболее эффективного становления процесса по достижению конечных результатов. Выделение стратегических приоритетов помогает избежать «размывания» средств, которое приводит к низкой эффективности при высоких затратах.

Приоритетные национальные проекты

ь

«Здоровье»

Стратегический план развития Екатеринбурга Стратегические проекты:

- «Здоровье маленьких горожан»;

- «Три шага к долголетию», подпроекты: Профилактика и лечение артериальной гипертонии;

Совершенствование травматологической помощи жителям города Екатеринбурга; Совершенствование системы профилактики и медицинской помощи населению при новообразованиях («Онкология»);

- «Профилактика - упреждающий удар»

- «Екатеринбург - медицинский центр»

«Образование»

«Городская школа-стандарт «Пять звёзд»; подпроект «Одарённые дети»

«Доступное и комфортное жильё - гражданам России »

«Развитие АПК»

- «Генеральный план - развитие жилищно-гражданского строительства»

- «Пригородные хозяйства. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции»;

- «Сады Урала»

Рис. 1. Реализация приоритетных национальных проектов в муниципальном

образовании «Город Екатеринбург»

В свою очередь на территории Свердловской области реализуются региональные компоненты приоритетных национальных проектов в сферах культуры и физической культуры и спорта. В Стратегическом плане Екатеринбурга также были выделены приоритеты как по поддержанию физического здоровья населения, так и повышению

культурного уровня горожан. В этой связи в городе реализуется стратегическая программа «Город для души: Екатеринбург - культурный, спортивный и туристический центр».

Основой каждого перечня мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов и региональных компонентов приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» является сетевой график, представляющий собой диаграмму Ганта и включающий в себя мероприятия, блоки мероприятий, ответственных за исполнение, сроки исполнения по годам, источники и суммы финансирования.

Реализация национальных проектов должна основываться на долгосрочных стратегиях и планах, определяющих развитие конкретной территории с учётом комплекса факторов её функционирования.

Для эффективной реализации национальных проектов необходима не менее эффективная система контроля и мониторинга за их реализацией. Значительные финансовые вливания из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в экономику муниципальных образований связаны с высоким риском неэффективного использования этих средств. По направлениям национальных проектов сформированы единые наборы контрольных показателей качества жизни и показателей социально-экономического развития. Имея четкий набор показателей, органы власти имеют возможность выявлять слабые и сильные стороны своих территорий, определять конкретные проблемы, а соответственно вырабатывать необходимые меры по их устранению.

Мониторинг реализации приоритетных национальных проектов осуществляется в соответствии с формами, утвержденными протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. В муниципальном образовании «Город Екатеринбург» мониторинг реализации приоритетных национальных проектов осуществляется по трём основным направлениям:

1) выполнение сетевого плана-графика реализации;

2) достижение контрольных показателей (оперативные — ежемесячные, тактические — ежеквартальные, стратегические — по итогам года);

3) ежемесячный мониторинг финансирования приоритетных национальных проектов.

Мониторинг реализации приоритетных национальных проектов включает в себя ежемесячную, квартальную и годовую отчётности в соответствии с Распоряжением Главы Екатеринбурга от 01.03.2006 № 494-р «О реализации приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» и Постановлением Главы Екатеринбурга от 28.09.2007 № 4370 «Об утверждении перечней мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов и региональных компонентов приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург».

Так же отслеживается исполнение Соглашений между Правительством Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга по каждому приоритетному национальному проекту и региональному компоненту.

Координацию работы по исполнению перечней мероприятий приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» осуществляет Совет по реализации приоритетных национальных проектов, Комитет по работе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, Комитет по

экономике Администрации города. Постановлением Главы Екатеринбурга от 10.03.2006 № 151 «Об утверждении Положения о Совете по реализации приоритетных национальных проектов» создан Совет, контролирующий реализацию приоритетных национальных проектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Состав Совета определён Постановлением Главы Екатеринбурга от 10.05.2006 № 380 «Об изменении состава Совета по реализации приоритетных национальных проектов»: Глава Екатеринбурга (Председатель Совета), Председатель Екатеринбургской городской Думы, заместители Главы Екатеринбурга, руководители управлений и комитетов Администрации города.

В настоящее время на заседаниях штабов по реализации приоритетных национальных проектов (ПНП) в Правительстве Свердловской области Администрация города отчитывается о выполнении основных контрольных параметров реализации ПНП по федеральной форме отчётности, которая включает в себя порядка восьмидесяти показателей.

Так, по итогам десяти месяцев 2007 года общий объём реализации ПНП и региональных компонентов за счёт всех источников финансирования составил чуть менее 2,5 млрд. рублей, 56 % от которых пришлось на средства бюджета муниципального образования «Город Екатеринбург», 22 % - за счёт средств областного бюджета, 18 % -федерального бюджета, 4 % - за счёт внебюджетных средств и средств предприятий.

На рис. 2 приведены доли финансирования ПНП и региональных компонентов (РК) ПНП за счёт всех источников финансирования за десять месяцев 2007 года.

□ Федеральный бюджет ш О Властной бюджет □ Местный бюджет я Средства гредгриятий

Рис. 2. Объёмы финансирования ПНП и РК ПНП за счёт источников финансирования

за 10 месяцев 2007 года , тыс. руб.

Реализация приоритетных национальных проектов и Стратегического плана развития Екатеринбурга в каждой из вышеуказанных сфер уже принесла ощутимые подвижки в социально-экономическом развитии города. Одним из нагляднейших индикаторов развития города, на наш взгляд, является соотношение рождаемости и смертности населения территории. Если в городе высокий уровень смертности, то это может

Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

быть свидетельством как неблагоприятной экологической ситуации, так и низкого уровня развития сферы здравоохранения, физической культуры населения. Также в этом случае можно говорить о невысокой доле населения, ведущего здоровый образ жизни, что, к примеру, вызвано нехваткой объектов спортивной направленности как для детей и подростков, так и взрослого населения, даже людей пенсионного возраста, и, в конце концов, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в целом. Если же в городе невысокий уровень рождаемости населения, то это, прежде всего, указывает на непривлекательность города для проживания, люди не готовы на этой территории рожать и воспитывать детей в силу различных причин, наиболее важной из которых помимо общей степени удовлетворённости городской средой является экономическая стабильность горожан, напрямую зависящая от экономической, политической устойчивости городской экономики.

На рис. 3 приведен график динамики показателей рождаемости и смертности в Екатеринбурге.

20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10

19,2

-1-1-1-1-1-1-1-1

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

• Число родившихся

-□—Число умерших

Рис. 3. Динамика показателей рождаемости и смертности в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» с 2000 по 2007годы, тыс. чел.

Как видно из рисунка, в последние годы с момента принятия и реализации Стратегического плана (2003 год), а также с начала реализации приоритетного Национального проекта «Здоровье» (2005 год) и региональных компонентов национальных проектов показатель смертности принял устойчивую тенденцию к сокращению, благодаря выполнению разработанных мероприятий, достижению установленных показателей, а также используемой системе мониторинга за реализацией проектов и программ социально-экономического развития. Понятно, что повышение качества медицинских услуг и помощи, в первую очередь по социально опасным заболеваниям, в значительной мере

Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

повлияло на спад смертности в городе. В настоящее время реализуется стратегический проект «Три шага к долголетию», способствующий в ближайшей перспективе, к 2009-2010 годам, сократить смертность на 1 ООО человек.

Проект состоит из трёх основных направлений, связанных с профилактикой артериальной гипертонии, травматизма и онкологических заболеваний. Именно эти три причины, по статистике, дают основную долю заболеваемости и смертности населения города.

Практически те же направления, что и проект «Три шага к долголетию», предусматривает и приоритетный Национальный проект «Здоровье», на реализацию которого поступают средства из бюджетов разных уровней. Реализация мероприятий по совершенствованию травматологической помощи и помощи онкологическим больным, профилактике артериальной гипертонии позволяет получить новое дорогостоящее оборудование, помимо муниципальной надбавки повышается уровень зарплаты медицинских работников и доступность медицинской помощи для населения. Кроме того, мероприятия проекта направлены на ремонт, реконструкцию и строительство медицинских учреждений, а также на пропаганду здорового образа жизни. Все это положительно влияет на показатели здоровья и продолжительность жизни горожан.

Что касается второй кривой, представленной на рис. 3, то её положительная динамика очень явно прослеживается. Эта ситуация связана с несколькими причинами. Во-первых, если повышается рождаемость населения, значит, город является, а точнее, ощущается жителями как довольно благоприятный с точки зрения работы, жизни, обзаведения семьей и детьми. Другими словами, население становится уверенным в своём будущем и не боится рожать, а это очень важный фактор по сравнению с демографическим кризисом девяностых годов. Во-вторых, на территории города реализуется ряд стратегических программ, мероприятия которых попали в Национальный проект «Здоровье», направленных на повышение рождаемости, улучшение здоровья женщин, детей, подростков, снижение показателей детской, перинатальной и младенческой смертности, детской инвалидности и заболеваемости. Одним из таких проектов является «Здоровье маленьких горожан», название которого говорит само за себя.

Также хочется обратить более пристальное внимание на динамику показателя рождаемости. На протяжении рассматриваемого периода, в частности с 2003 по 2006 годы, количество рождений вначале подросло, а потом остановилось на уровне 13 -13,5 тысячи родившихся. Чем же вызвана такая ситуация? Казалось бы, мероприятия активно реализуются, видны результаты, а показатели рождаемости колеблются на одном уровне. Здесь проблема в головах людей, которую поняли на федеральном уровне. Это проблема второго ребёнка в семье, ибо в советские времена уровень рождаемости был почти ровно в два раза выше нынешнего. Именно для стимулирования рождения вторых детей и был «придуман» так называемый материнский капитал. И в последние пару лет видны подвижки в этом отношении, рост рождаемости продолжил свою положительную динамику.

А в целом ситуация в последние годы по городу выглядит довольно оптимистично, как видно из рис. 3, естественная убыль населения в 2000 году составляла 8,3 тысячи человек, а в 2007-м сократилась до 2,6 тысячи человек. Если такие довольно хорошие темпы изменения сальдо естественного прироста населения в городе сохранятся, то в достаточно обозримом будущем мы можем рассчитывать на естественный прирост городского населения.

Кстати, к вопросу о привлекательности города для проживания в нём, образования семьи: Екатеринбург - единственный из городов-миллионников, имеющий положительное сальдо численности населения (данная информация представлена на рис. 4). Из рис. 3 понятно, что рост численности населения Екатеринбурга обеспечивается не за счёт естественного прироста, но за счёт миграции, что в очередной раз доказывает высокую степень привлекательности города, благодаря тому, что перед городским руководством имеются чёткие цели и задачи развития, механизмы мониторинга и контроля посредством реализации стратегических документов территории (Стратегический план и Генеральный план развития города Екатеринбурга) и при финансовой поддержке вышестоящих бюджетов по линии приоритетных национальных проектов и их региональных компонентов.

на 1 янв.2005г.

на 1янв. 2006г.

на 1янв. 2007г.

□ Екатеринбург Е Уфа

□ Самара

В Челябинск ^ Пермь □ Новосибирск

Ш1 Омск

□ Нижний Новгород

Рис. 4. Изменение численности населения городов-миллионников (прирост/убыль) в

год, тыс. чел.

В настоящее время Екатеринбург находится на четвёртом месте по численности населения в Российской Федерации, несколько лет назад обогнав Нижний Новгород. Если тенденция роста численности городского населения Екатеринбурга сохранится, а в других городах-миллионниках численность населения будет так же сокращаться, то недалеко то время, когда и Новосибирск уступит Екатеринбургу свои позиции. Хочется отметить тот факт, что со вступлением России в рыночную экономику все сравнивае-

* Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

мые города были поставлены в одинаковую ситуацию, просто не все из них смогли использовать «свой шанс» и, заботясь о социальном развитии, не забывать и об экономическом.

Заканчивая небольшой экскурс в реализацию национального проекта в сфере здравоохранения, хотелось бы привести очень интересные цифры по финансированию данной сферы в нашем городе (представлены на рис. 5).

3000

2500

2000-

1500

1000

500

У 1—

(О ф

111

г —

г-

о>

_ Г)

Ф см

N. (О о

со о со

к к

со сч

ю т а>

см

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Расходы бюджета муниципального образования «Город Екатеринбург» на сферу здравоохранения в 2000 - 2008 годах , млн. руб.

Указанные на графике объёмы финансирования - это собственно средства бюджета города без учета Фонда обязательного медицинского страхования, направляемые на развитие материальной базы здравоохранения, строительство и ремонт поликлинических и больничных учреждений, приобретение современного оборудования.

Вышеназванные мероприятия закреплены в Перечне мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» (Постановление Главы Екатеринбурга от 28.09.2007 №4370 «Об утверждении перечней мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов и региональных компонентов приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург»):

• Повышение доступности первой медико-санитарной помощи.

• Усиление профилактической направленности здравоохранения.

• Сохранение и укрепление здоровья матери и ребёнка.

• Обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью.

Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

За рассматриваемый период времени объём расходования бюджетных средств на здравоохранение города увеличился более чем в пять раз, заметные скачки в увеличении которого приходятся именно на 2003 год (год принятия к реализации Стратегического плана) и последние два года, в которые уже наладился механизм реализации национальных проектов в городе во взаимосвязи с Правительством Свердловской области и федеральными подразделениями. Не менее животрепещущим и насущным является национальный проект в сфере жилищного строительства «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», особенно в свете значительно повышения цен на квадратный метр жилья в 2006 году, когда рост цен зашкаливал за 200 процентов.

Но самым главным и основным барьером повышения доступности жилья, конечно же, является его предложение, как по общему объёму в целом, так и по типам жилья в частности. Рыночные механизмы, опирающиеся на спрос и предложение жилья, чётко улавливают тенденции в этой сфере, что можно было видеть в последнее время во многих городах России, когда цены на жильё с приходом института ипотеки молниеносно возросли. Если величина неудовлетворённого платёжеспособного спроса на жильё намного начинает превышать его предложение, то рыночные механизмы неизменно повысят цену его продажи потребителям, что мы и наблюдали в реальности (рис. 6).

Ипотека позволила привлечь на жилищный рынок дополнительные денежные средства граждан за счёт банковских ипотечных кредитов, что выразилось в повышении платёжеспособного спроса на жильё, и, как видно из рисунка, сдвинула кривую спроса (Б1) вправо вверх. Перемещение кривой спроса (Б2) по графику предложения (81) стремится определить новую точку рыночного равновесия, но предложение жилья в краткосрочной перспективе носит неэластичный характер и поэтому предполагаемое количество жилья (02) не может быть реально предложено на рынке в силу объективных причин (сроки строительства, структура жилья по его типам), и поэтому в соответствии с реально существующими темпами повышения объёма предложения жилья (Ор) вверх перемещается и кривая предложения (82). И именно в точке Мр на данном этапе развития рынка достигается некое равновесие, характеризующееся довольно высоким уровнем цен на жильё по сравнению с базовой ситуацией на рынке.

Но значительный ввод вновь выстроенного жилья по сравнению с ветшающим жилым фондом, несомненно, сокращает динамику роста цен, и даже возможна их стабилизация и уменьшение. Так, в 2007 году в Екатеринбурге наблюдалась ситуация стабилизации стоимости квадратного метра жилья во многом благодаря постоянно увеличивающимся объёмам вновь выстроенного жилья. Именно рыночные механизмы регулирования рынка, стабильное повышение предложения стали тому причиной. На рис. 7 приведена динамика объёмов жилищного строительства в городе Екатеринбурге за прошедшие семь лет.

о

Рис. 6. Изменение иен на жильё в связи с увеличением его спроса

□ Ввод жилья

р| г- 9ч 1

■— Пг Я

и о — 1-1 ¡2 р!— тН 1 .1

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 7. Динамика ввода жилья в г. Екатеринбурге , тыс. кв. м

Как видно из графика, особенно в последние три года наблюдается резкое увеличение объёмов жилищного строительства в городе. Так же важно понимать, что та-

Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

кое поступательное увеличение объёмов свидетельствует о стабильности и устойчивости развития города в этой сфере. В этом отношении ситуация в Екатеринбурге намного предпочтительнее, чем во многих городах-миллионниках нашей страны. У нас нет такой ситуации, как, к примеру, в Самаре, когда в 2005 году они ввели 350 тыс. кв. м жилья, в 2006 г. —165 тыс. кв. м, а в 2007 г. - 609 тыс. кв. м.

Такая чехарда не может свидетельствовать о здоровом состоянии жилищностроительной отрасли, невозможно за один год то сокращать в два раза строительные мощности, то увеличивать их более чем в 3,5 раза. Похожая ситуация с разовым увеличением строительных мощностей наблюдается и в Новосибирске. По общему совокупному объёму ввода жилья за последние годы Екатеринбург значительно обходит своих «коллег» - городов-миллионников

Немаловажен и тот факт, что в Екатеринбурге даже и речи не идёт о монополизации отрасли жилищного строительства, которая могла бы негативно влиять на здоровье рынка жилья в городе. Согласно антимонопольному законодательству, первым признаком монополизации отрасли является строительство первыми по объёмам жилищного строительства пятью строительными компаниями более чем 65% вновь введённого жилья. Так, у нас в городе более чем из двухсот застройщиков в 2007 году сдали жилые дома 58 компаний, на долю пяти крупнейших пришлось 33%, другая треть жилья была введена следующими 18 компаниями. Данная ситуация — наглядное свидетельство стабильного развития сферы жилищного строительства, так как город не зависит от «настроения» того или иного застройщика.

Национальный проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» реализуется по следующим приоритетным направлениям:

• Увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования.

• Повышение доступности жилья.

• Увеличение объёмов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.

• Выполнение инвестиционных программ развития инженерной инфраструктуры.

• Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан.

Мы подробно остановились на двух, на наш взгляд, самых основных, проблемных проектах не только для нашего города, но и в целом для страны. Что касается приоритетного национального проекта в сфере образования, то он реализуется по следующим основным направлениям:

• Достижение нового качества современного общего образования;

• Информатизации образования;

• Государственная поддержка талантливой молодёжи;

• Проведение тематических конкурсов, семинаров в сфере образования.

Нельзя не отметить тот факт, что активно ведётся работа по строительству и реконструкции школ, так, в прошлом году параллельно строились и реконструировались четыре общеобразовательных учреждения: знаковая для города гимназия №9, школы №2, №37, а также школа № 86, при восстановлении которой применялся принципиально новый подход - старое здание было полностью снесено и на этом же месте построена современная школа. Данный подход к восстановлению школ позволил сэкономить бюджетные средства, и уже в этом году по опробованной технологии будет восстанавливаться школа №104. Для сравнения: в 2005, 2006 годах средств хватало на строитель-

ство лишь одного образовательного объекта в год. И этот факт свидетельствует о значительном скачке в улучшении качества пребывания учащихся и педагогов в местах учёбы и работы соответственно.

Но, в свою очередь, в городе остро стоит вопрос о детских садах. Эта проблема общероссийская, и в одном из своих выступлений в Ростовской области в начале 2008 года В. Путин сделал акцент на то, что в решение этой проблемы необходимо включаться всем уровням власти. На рис. 8 приведена динамика количества детских дошкольных образовательных учреждений Екатеринбурга.

Рис. 8. Динамика количества дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» в 1998 - 2007 годах

Как уже отмечалось выше, рождаемость в Екатеринбурге в последние годы начала увеличиваться, что вызвало необходимость в повышении количества мест в детских дошкольных учреждениях. Если немного углубиться в генезис проблемы, то, конечно же, вспомним «лихие девяностые» годы прошлого века, когда на волне приватизации, закрепленные за приватизируемыми предприятиями детские сады также приватизировались, продавались и теряли своё функциональное назначение. Именно с этим связано сокращение общего количества детских садов в городе, значительная часть из которых была передана федеральным ведомствам для размещения в них прокуратур, налоговых инспекций, судов и т.д.

Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

Не зря мы выше привели мысль, высказанную Президентом России по поводу федеральной помощи муниципалитетам, ведь проблема детских садов в значительной мере не проблема денег, а проблема территории, ибо по санитарным нормам для расположения детского сада к нему должна прилегать не малая территория, а в условиях сложившейся довольно плотной застройки строительство новых дошкольных учреждений в уже сложившихся районах не представляется возможным (естественно, при разработке и проектировании новых жилых массивов учитывается необходимость всей социальной инфраструктуры, в том числе и детских садов).

Из рис. 8 видно, что при общем сокращении количества дошкольных учреждений в городе Екатеринбурге, доля муниципальных не только не сократилась, а в значительной степени увеличилась за прошлое десятилетие, прирост составил 40 детских садов. Также можно заметить, что основной рост начался в 2004 году, как раз после принятия Стратегического плана развития города. В ближайшие три года в Екатеринбурге планируется введение еще 8 ООО мест в детских садах, и к 2010 году количество муниципальных ДОУ должно стать на уровне трёхсот. В ближайшие три года в Екатеринбурге планируется введение еще 8 000 мест в детских садах, и к 2010 году количество муниципальных ДОУ должно составить не менее трёхсот. Если реально смотреть на вещи, то поставленные задачи должны быть достигнуты в срок, учитывая как возможную помощь со стороны государства, так и тот факт, что в городе был разработан типовой проект детского сада и по этому проекту ведётся новое строительство.

Переходя к последнему из приоритетных национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», отметим, что Екатеринбург никогда не был аграрным и сельскохозяйственно нацеленным в своём развитии, но для удовлетворения потребностей всё возрастающего количества населения должен заботиться о своей продовольственной базе. В основном реализация национального проекта идет за счёт собственных средств предприятий, обеспечивающих продовольственную стабильность города, таких как: ЗАО "Свердловское", ЗАО "Тепличное", ЗАО «Агро-Универсал», ГУСХП «Сосновское» и ПФ «Свердловская», а также средств областного бюджета и бюджета муниципального образования «Город Екатеринбург», средства которого направлены в основном на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе города.

Также согласно Соглашениям между управлением культуры и управлением по развитию физической культуры, спорта и туризма с соответствующими министерствами Правительства Свердловской области в Екатеринбурге реализуются региональные компоненты приоритетных национальных проектов.

Что касается развития сферы физической культуры и спорта, то на протяжении последних лет в городе растет популярность здорового образа жизни и увеличивается количество жителей города регулярно занимающихся физкультурой и спортом, что видно из графика на рис. 9.

250-200 150-100-50-0-

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 9. Динамика населения города, постоянно занимающегося в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности , тыс. мел.

Этому способствует активно проводимая работа по капремонту и реконструкции спортивных сооружений, восстановлению и строительству спортивных дворовых площадок в рамках стратегического проекта "Стадион во дворе". За 2003-2007 гг. реконструировано и восстановлено 388 дворовых площадок, в том числе вновь построено 98. В 2000 г. реконструирован плавательный бассейн СК "Юность", а в 2005 г. завершена реконструкция крытого катка "Снежинка" СДЮШОР "Юность". В 2005-2007 гг. построены физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) в Кировском, Орджоникидзев-ском и Октябрьском районах. В 2008 году намечен ввод ФОК в Чкаловском, а в 2009-2010 гг. в Верх-Исетском и Железнодорожном районах

В сфере культуры из наиболее крупных и значимых мероприятий можно выделить реконструкцию многозального кинотеатра с концертным залом и достойным местом проведения конгрессных мероприятий — ЦК «Урал», обновление и постоянное расширение зоопарка, ставшего одним из любимых мест отдыха жителей города (в 2005 году построен павильон для теплолюбивых хищников, в 2007 году завершено строительство слоновника). За последнее десятилетие наш город украшен новыми памятниками: Татищеву и де Геннину на Плотинке, Седому Уралу - на площади Обороны. Малыми архитектурными формами украшена пешеходная улица Вайнера. В 2006 году завершена реконструкция Музея истории Екатеринбурга, в 2007 году - реконструкция библиотеки им. Герцена.

Реализация ПНП и региональных компонентов приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург» осуществляется по схеме, представленной на рис. 10.

Данные Комитета по экономике Администрации г. Екатеринбурга.

Приоритетный национальный проект (ПНП)

Стратегический план Екатеринбурга

Стратегические проекты

Источники финансирования

Средства городского бюджета Средства областного бюджета Средства федерального бюджета Средства инвесторов (инвестиционные соглашения)

Городские целевые программы

тв. Решением Екатеринбургской городской Думы)

Перечни мероприятий

(утв. Постановлением Главы Екатеринбурга)

База данных социально-экономического развития

Основные направления деятельности Администрации (ОНДА) - план работы Администрации на го д (утв, Постановлением Главы Екатеринбурга)

Комиссия по выполнению ОНДА (ежеквартально)

Мониторинг

Контрольные показатели Отчёты о реализации мероприятий

ИТОГИ

социально-экономического развития города

О

Расширенное аппаратное совещание Администрации города (ежеквартально)

Программный совет (ежемесячно)

Координационный совет

с \

Совет по реализации ПНП

(в соответствии с планом)

V )

Рабочая группа по обеспечению общественного контроля заходом реализации ПНП в муниципальном образовании «Город Екатеринбург»

Рис. 10. Механизм реализации приоритетных национальных проектов в муниципальном образовании «Город Екатеринбург»

Как уже отмечалось выше, национальные проекты включают в себя мероприятия отдельных стратегических проектов, включённых в Стратегический план развития города. В свою очередь для эффективной реализации мероприятия разбиваются по срокам осуществления, источникам финансирования и ответственным за их исполнение. Каждое из мероприятий, включённых в национальный проект, может финансироваться как за счёт собственных средств города, так и за счёт вышестоящих бюджетов, а также привлеченных средств предприятий (внебюджетные средства). Далее мероприятия группируются либо в городские целевые программы, утверждаемые Екатеринбургской

городской Думой, либо в перечни мероприятий, утверждаемые Постановлениями Главы Екатеринбурга. Городские целевые программы обычно разрабатываются на три года, а перечни мероприятий на год.

Мероприятия, включённые в ту или иную программу или перечень мероприятий на соответствующий год, закрепляются в плане работы Администрации города Екатеринбурга за соответствующими ответственными за их реализацию функциональными, отраслевыми или территориальными подразделениями. В ежеквартальном режиме подводятся итоги исполнения намеченных целей и задач на расширенном аппаратном совещании Администрации города, а также в постоянном режиме проводится мониторинг реализации контрольных показателей и сетевых графиков приоритетных национальных проектов.

В систему реализации приоритетных национальных проектов в Екатеринбурге органично вписалась система разработки, экспертизы и мониторинга Стратегического плана. В городе организуются координационные советы по экспертизе протекания хода каждого из проектов, а также региональных компонентов, выявления трудностей с исполнением тех или иных мероприятий либо достижения тех или иных поставленных целей. Ведётся изучение общественного мнения, и в случае необходимости наиболее острые вопросы выносятся на коллегиальные заседания, решения которых обязательны для исполнения. Таким образом, существует обратная связь и механизмы влияния на процессы реализации президентских проектов в современных, порой быстро меняющихся социально-экономических условиях.

В заключение отметим, что каждый муниципалитет обязан иметь свои адаптированные к его конкретным, уникальным условиям развития стратегические документы: Стратегический план и Генеральный план. Наилучшим вариантом является не только их разработка «своими силами», конечно же, с привлечением заинтересованных сторон (бизнес и общественность) и специалистов в сфере стратегического планирования (наука), но и их комплементарность и непротиворечивость.Только изучив генезис развития конкретного муниципального образования, осознав его положительные и отрицательные стороны, возможности и угрозы среднесрочного и долгосрочного будущего, поставив реальные стратегические цели и задачи, можно говорить об устойчивом стабильном развитии, а не деградации территории. Самое главное то, что на уровне города существуют механизмы целеполагания, и при необходимости повышения каких-либо показателей в той или иной сфере социально-экономического развития, реализации тех или иных проектов и программ система их исполнения сработает надёжно и с довольно высокой степенью качества, так как основывается на надёжном фундаменте -системе стратегического планирования, адаптированной к конкретным условиям развития Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.