Научная статья на тему 'Повышение качества жизни граждан России ключевой вопрос государственной политики'

Повышение качества жизни граждан России ключевой вопрос государственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камолов Сергей Георгиевич

Начало нового столетия для России знаменуется началом нового курса государства на действительное повышение уровня благосостояния населения, действительное разрешение социальных нужд и потребностей граждан. Заявленные социальные инициативы в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики, агропромышленного комплекса являют собой ориентацию государства на инвестиции в человека и объявлены национальными приоритетами в государственной политике. Это означает, что на этих направлениях будут сконцентрированы главные усилия всех ветвей и уровней власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества жизни граждан России ключевой вопрос государственной политики»

Сергей КАМОЛОВ

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН РОССИИ - КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Начало нового столетия для России знаменуется началом нового курса государства на действительное повышение уровня благосостояния населения, действительное разрешение социальных нужд и потребностей граждан. Заявленные социальные инициативы в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики, агропромышленного комплекса являют собой ориентацию государства на инвестиции в человека и объявлены национальными приоритетами в государственной политике. Это означает, что на этих направлениях будут сконцентрированы главные усилия всех ветвей и уровней власти.

Сегодня для этого сложились все необходимые благоприятные условия. Во-первых, накоплены значительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции. Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности новая система избрания руководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности для согласованных действий всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов. В-третьих, государство перешло на трёхлетнее бюджетное планирование, что расширяет горизонты экономического планирования и вселяет уверенность в завтрашнем дне. В-четвертых, у обозначенных приоритетов нет оппонентов — все основные политические силы страны сходятся в том, что именно на них должны быть сосредоточены усилия государства. В-пятых, для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике во главе с президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной властей, гражданского общества, эксперты; обеспечена эффективная «обратная связь» с обществом посредством мониторинга реального изменения ситуации, «горячих линий», работа парламентского и общественного контроля.

Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» — стержень государственной жилищной политики страны. Первые три года работы по его реализации показали, что один из самых острых вопросов — пресловутый «квартирный вопрос» — наконец-то начал решаться. Но это — лишь начало долгого и трудного пути, который предстоит пройти в решении стратегической задачи обеспечения жильем всех нуждающихся в нём граждан России. Сегодня, по официальным данным Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, две трети россиян не удовлетворены жилищными условиями; каждая четвертая семья проживает в плохих или очень плохих жилищных условиях; в очереди на получение квартир стоят около 4,5 млн семей, а время ожидания в очереди составляет по-прежнему 15—20 лет1. До сих пор люди живут в «коммуналках», общежитиях семейного типа,

1 См.: Памятка участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище». - М., 2007, стр. 5.

КАМОЛОВ Сергей Георгиевич — к.э.н, первый заместитель руководителя администрации Одинцовского муниципального района Московской области

деревянных домах. Для них переезд в красивые дома с просторными и светлыми квартирами - самая заветная мечта.

Стратегия реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» включает в себя ряд направлений, из которых наиболее важными являются: повышение доступности жилья, увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования, увеличение объёмов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Ближайшие задачи в жилищной сфере предполагают обеспечение массового строительства новых микрорайонов адресной поддержки десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе. Основной механизм реализации проекта - федеральная целевая программа «Жилище» (2002-2010 гг.) с входящими в её состав подпрограммами и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счёт средств Федерального фонда компенсаций для обеспечения жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как идет реализация этих стратегических направлений?

По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1 570 млн кв. м; чтобы удовлетворить её, жилищный фонд надо увеличить на 46,1%. Реально ли это, если общий объём жилищного строительства, например, в 2004 г. составил лишь 41,2 млн кв. м, что в 1,5 раза меньше, чем в 1990 году?

Следует подчеркнуть, что в жилищной сфере старые методы и подходы, которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства, теперь практически не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно гарантируя при этом предоставление социального жилья малоимущим. Правительством поставлена задача: создать такие условия, чтобы к 2010 г. минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требовани-

ям, за счёт собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов. Наконец, реформа местного самоуправления создает условия, при которых на обеспечение жильём очередников будет тратиться больше денег.

Одна из основных задач Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы - развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья. В первые годы её реализации заложены основы рефинансирования. Так, только за 2006 г. в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму более 220 млрд руб., что в 2 раза превышает установленный целевой показатель (108 млрд руб.), а средневзвешенная ставка по выданному в рублях и в валюте ипотечному кредиту составляет 14% и 11% соответственно. Расширение рынка ипотеки сопровождается увеличением количества кредитных организаций, реализующих программы ипотечного кредитования, -только в 2006 г. количество банков, выдающих ипотечные кредиты, превысило 400. Кредиты по стандартам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) в рамках федеральной системы ипотечных кредитов выдают 250 банков. А с 1 января 2006 г. АИЖК были введены новые кредитные продукты с дифференцированными процентными ставками со сниженной процентной ставкой - до 11% годовых. В настоящее время система рефинансирования действует на всей территории Российской Федерации.

Для предоставления кредита требуется наличие денежных средств или недвижимости на сумму 200 тыс. руб. и ежемесячный доход семьи не менее 20 тыс. руб. Однако это всего лишь необходимое условие для выдачи кредита. Здесь не всё так просто. Если вы выбрали ипотечную программу, которая устраивает вас, это совсем не означает, что вы устроите банк или другую организацию, предлагающую данные условия ипотечного кредитования - вы можете подыскивать себе подходящую квартиру с учётом имеющихся денежных средств и суммы кредита только когда вы подходите банку как заёмщик. Условия банков таковы, что на день получения ипотечного кредита необходимо обладать суммой, составляющей 1030% стоимости квартиры. Учитывая, что цены на новые квартиры высоки (например, в Москве минимальная цена за квад-

ратный метр жилплощади составляет не менее 50 тысяч рублей), позволить себе купить новую квартиру могут немногие. На сегодняшний день лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жильё самостоятельно или с помощью заёмных средств, однако даже ограниченный платёжеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен.

В большинстве случаев получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки не могут молодые семьи — даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного кредита, они не имеют возможности оплатить первоначальный взнос. Зачастую это связано с тем, что молодые семьи в основном впервые приобретают собственное жильё и не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Накопить на эти цели необходимые средства у них также нет возможности. Нельзя не учитывать, что в первую очередь субсидии предоставляются молодым семьям, поставленным на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ С. Круглика, реализация национального проекта позволит обеспечить жильём с 2006 по 2010 г. 181,7 тыс. молодых семей.

Не просто обстоит дело и с увеличением объёмов жилищного строительства и модернизацией объектов коммунальной инфраструктуры. В 2006 г. в стране было введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,2 млн кв. м и 139,9 тыс. индивидуальных домов общей площадью 19,8 млн кв. м. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади возведенного жилья составила 39,5%. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований стали больше уделять внимания вопросам комплексного освоения территорий. На сегодняшний день около 200 городов численностью населения свыше 100 тыс. чел. уже приняли новые генеральные планы городов. В Республике Чувашия, Свердловской, Московской, Брянской областях, Ставропольском крае разра-

ботаны проекты комплексного освоения территорий под жилищное строительство, предполагающие строительство крупных микрорайонов, равных по масштабам средним городам России. Амбициозный проект подготовлен в Ростовской области: к 2010 г. добиться ежегодного ввода в эксплуатацию 2 160 тыс. кв. м жилья. Для достижения этой цели ежегодный прирост темпов жилищного строительства должен быть увеличен с 5 до 13,6% с одновременным удвоением ввода в эксплуатацию новостроек в некоторых крупных городах области. (Жилищный рынок в Ростовской области и Краснодарском крае развивается интенсивнее, чем в Москве и Московской области, за счёт того, что вначале были решены градостроительные задачи в целом, а затем начато строительство жилья.) Власти Пятигорска внедряют новые принципы реализации подпрограммы «Молодая семья» - молодым семьям оплачивается 35% стоимости квартиры, остальная сумма погашается на протяжении 20 лет за счёт выданных кредитов.

Разумеется, чтобы обеспечить людей недорогим жильем, нужно, прежде всего, больше строить. Но темпы строительства в России до недавних пор оставались очень невысокими. Точечная застройка исчерпала себя и «не делает погоды» на строительном рынке, а масштабные проекты по строительству новых микрорайонов невозможно реализовать из-за нехватки земельных участков, градостроительной документации в муниципалитетах и, главное, отсутствия подготовленной коммунальной инфраструктуры. Дело в том, что просто выделить земельный участок - мало. Построенные на нём здания станут жильём, только если к ним подведены свет, тепло, вода и т.д. Как правило, вкладывать средства в строительство инженерных сетей муниципалитеты вынуждают самих строителей. В результате получается долго и дорого. Страдает бизнес, а еще больше - будущие жильцы, покупающие квадратные метры по цене, включающей эти дополнительные расходы. Поэтому принятый новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 г. и должна была помочь развернуть массовое строи-

тельство. Но и здесь есть проблемы - на такую подготовку в местных бюджетах очень часто не хватает денег. Круг замыкается, и без инновационных мер разорвать его не предоставляется возможным. Следовательно, необходимо сокращать административные барьеры, совершенствовать градостроительное законодательство и нормативную базу в сфере жилищного строительства, модернизировать уже существующие объекты коммунальной инфраструктуры и привлекать частных инвесторов. На муниципальном уровне должны быть приняты правила землепользования и застройки, которые обеспечат прозрачные процедуры для застройщиков, определив, что и где можно строить. Эти правила в обязательном порядке должны проходить публичное обсуждение жителями городов и поселений.

Государство имеет установленные законодательством обязательства по обеспечению жильем по отношению к 2,2 млн граждан. Общий объём финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательным законодательством» до 2010 г. составляет 133,1 млрд руб., что даст возможность обеспечить жильём 132 265 семей граждан, в том числе 32,4 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы. Для последней категории правительство Москвы оказывает помощь в реализации сертификатов, предлагая жильё в домах-новостройках по льготным ценам.

Государство взяло на себя ответственность за счёт федерального бюджета обеспечить жильём две наименее защищенные категории граждан - ветеранов и инвалидов. Не случайно одним из первых указов Президента России Д.А. Медведева был Указ «Об обеспечении жильём ветеранов

Великой Отечественной войны 1941—1945 годов», который обязывает завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». На реализацию этой подпрограммы до 2010 г. будет выделено более 133 млрд руб. В общем итоге к концу 2010 г. 132 тыс. семей из наименее защищённой категории граждан будут обеспечены жильём.

Проблемы социальной сферы копились многими десятилетиями. Решить их в одночасье невозможно. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства: нужно увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодёжи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами, совершенствовать существующую законодательную базу. Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако не следует чрезмерно уповать на государство и думать, что оно будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.