Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА" В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА" В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1044
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА" / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЖИЛЬЕ" ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ДО 2030 ГОДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халтурина Ольга Альбертовна

На основе анализа законодательных актов, аналитических документов, изучения научных публикаций в обзорной статье анализируются необходимость и условия реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и его структурной составляющей федерального проекта «Жилье». Раскрыты плановые показатели, характеризующие национальный проект, а также структура финансирования. Оценено поступление и использование планового финансирования как национального, так и федерального проектов. Уточнено, что большая доля финансирования национального проекта должна производиться за счет средств бюджета. Отмечено, что в преддверии вводимых санкций приняты правительственные инициативы в развитие этих проектов. В условиях санкционного давления правительством предлагается проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищнокоммунального хозяйства до 2030 года. Сделан вывод об излишней многочисленности программных документов, направленных на улучшение жилищных условий населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT “HOUSING AND URBAN ENVIRONMENT” IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

Based on the analysis of legislative acts, analytical documents, the study of scientific publications, the review article analyzes the necessity and conditions for the implementation of the national project “Housing and the urban environment” and its structural component of the federal project “Housing”. Planned indicators that characterize the national project, as well as the structure of financing are disclosed. The receipt and use of planned funding for both national and federal projects was assessed. It was clarified that a large share of the financing of the national project should be made at the expense of the budget. It was noted that on the eve of the imposed sanctions, government initiatives were taken to develop these projects. In the context of sanctions pressure, the Government of the country proposes a draft Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services until 2030. The conclusion is made about the excessive number of policy documents aimed at improving the living conditions of the population of Russia.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА" В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_1_61 УДК 332.8

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА» В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Халтурина Ольга Альбертовна,

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия, e-mail: olga_andre@ru

На основе анализа законодательных актов, аналитических документов, изучения научных публикаций в обзорной статье анализируются необходимость и условия реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и его структурной составляющей федерального проекта «Жилье». Раскрыты плановые показатели, характеризующие национальный проект, а также структура финансирования. Оценено поступление и использование планового финансирования как национального, так и федерального проектов. Уточнено, что большая доля финансирования национального проекта должна производиться за счет средств бюджета. Отмечено, что в преддверии вводимых санкций приняты правительственные инициативы в развитие этих проектов. В условиях санкционного давления правительством предлагается проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года. Сделан вывод об излишней многочисленности программных документов, направленных на улучшение жилищных условий населения России.

Ключевые слова: национальный проект «Жилье и городская среда»; федеральный проект «Жилье» источники финансирования; Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года; государственный бюджет; внебюджетные источники.

UDC 332.8

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "HOUSING AND URBAN ENVIRONMENT" IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

Khalturina Olga Albertovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia, e-mail: olga_andre@ru

Based on the analysis of legislative acts, analytical documents, the study of scientific publications, the review article analyzes the necessity and conditions for the implementation of the national project "Housing and the urban environment" and its structural component of the federal project "Housing". Planned indicators that characterize the national project, as well as the structure of financing are disclosed. The receipt and use of planned funding for both national and federal projects was assessed. It was clarified that a large share of the financing of the national project should be made at the expense of the budget. It was noted that on the eve of the imposed sanctions, government initiatives were taken to develop these projects. In the context of sanctions pressure, the Government of the country proposes a draft Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services until 2030. The conclusion is made about the excessive number of policy documents aimed at improving the living conditions of the population of Russia.

Keywords: national project "Housing and urban environment"; federal project "Housing" sources of funding; Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services until 2030; state current budget; off-budget sources.

Считается, что строительство дорог в государстве стимулирует развитие народного хозяйства, абсолютно всех отраслей экономики. Строительство жилья обладает теми

же функциями, давая импульс всем видам экономической деятельности. Это касается не только промышленности, но и самозанятого населения [1]. Значимая доля жилья при -

обретается в ипотеку, поэтому задействован и финансовый сектор экономики. Получает определенный толчок и сфера налогов. Финансирование Правительством России национального проекта «Жилье и городская среда» влияет и на государственный бюджет. Результатом строительства жилья является социальная удовлетворенность общества. Поэтому строить можно и нужно.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития

На сегодняшний день предложена реализация национального проекта «Жилье и городская среда» по 2030 год. Тем не менее суммы первоначального финансирования не изменились. То есть проект финансируется в течение шести лет: с 2019 по 2024 г. включительно. С 2025 по 2030 г. пока никакого финансирования не предусмотрено, что в дальнейшем может быть скорректировано. В течение же запланированного периода сумма финансовых вложений ежегодно увеличивается, в том числе за счет средств консолидированных бюджетов субъектов (с 11 до 19 %) и внебюджетных источников. Так как финансирование из внебюджетных источников не было предусмотрено в первые два года реализации проекта, то в оставшиеся

Российской Федерации на период до 2024 г.» были установлены 12 национальных проектов для внесения структурных изменений как в экономику, так и в социальную сферу. Одним из них является национальный проект «Жилье и городская среда».

Целью статьи является анализ реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

В табл. 1 представлены источники финансового обеспечения национального проекта «Жилье и городская среда».

четыре года предусмотрена максимальная доля этого финансирования. Вложения федерального бюджета в первые годы реализации постепенно растут с 9 до 25 % в общем объеме финансового обеспечения, затем также плавно снижаются до 15 %.

Более половины финансирования национального проекта запланировано осуществить за счет средств федерального бюджета. Финансирование за счет средств внебюджетных источников - это наименьшая сумма, которая составляет чуть более 4 %. На долю консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приходится около 40 % финансирования.

В состав национального проекта входят федеральные проекты (табл. 2).

Таблица 2 - Структура национального проекта «Жилье и городская среда», млн руб.

Федеральный проект 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Всего

Ипотека 0 0 0 0 0 0 0

Жилье 32031,7 39671,2 32433,7 32901,6 32732,6 40653,7 210424,5

Формирование комфортной городской среды 44560,3 51622,9 49859,2 49122,7 49089,3 53424,5 297678,9

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда 40960,0 95868,5 183124,1 84972,2 57323,1 57984,3 520232,2

Чистая вода 0 0 37904,5 56841,8 76415,1 45231,1 216392,5

Итого 117590,1 187217,2 303388,9 223886,8 215603,2 197342,0 1244728,1

Таблица 1 - Структура национального проекта «Жилье и городская среда» по источникам финансирования, млн руб.

Источники финансового обеспечения 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Всего

Всего по национальному проекту, в том числе: 117551,9 187162,6 303321,5 223838,3 215560,3 197293,6 1244728,2

федеральный бюджет 98764,4 169006,7 263229,7 178809,4 172257,7 165714,2 1047782,2

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации 81036,9 100833,4 124313,4 131129,3 135676,7 128347,6 701337,3

внебюджетные источники 0 0 14056,5 23046,4 26593,2 17769,4 81468,5

Федеральный проект «Ипотека» не имеет бюджетного финансирования. Наибольшая доля финансирования предусмотрена для федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и составляет более 40 %. На формирование комфортной городской среды выделяется 24 % финансирования, а на федеральные проекты «Жилье» и «Чистая вода» -по 17 %.

Рассматривая ежегодное финансирование, можно отметить, что федеральные проекты «Жилье» и «Формирование комфортной городской среды» финансируются достаточно равномерно в диапазоне 1519 %. Финансирование федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предусматривает резкое увеличение в 2021 г. Первоначально федеральный проект «Чистая вода» не входил в указанный национальный проект, поэтому первые два года не было предусмотрено финансовых вливаний. В оставшиеся четыре года долю максимальных вложений 35 % планируется осуществить в 2023 г.

События последних лет вызывают объективные изменения ранее разработанных планов. Это касается и национальных проектов, которые в силу различных причин, в том числе объективных, не были реализованы в запланированное время в полном объеме. Достижению национальных целей развития должно способствовать принятие правительственных стратегических инициатив 6

октября 2021 г. согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». Всего инициатив было предложено 42, и каждая из них созвуч -на с принятыми ранее национальными проектами. Инициативы будут реализовываться по шести направлениям - социальная сфера, технологический рывок, стройка, экология, цифровая трансформация, государство для граждан [2]. Финансовое обеспечение предусмотрено за счет средств федерального бюджета и средств Фонда национального благосостояния в размере 4,6 трлн руб.

В достижении показателей национального проекта существенная роль отводится АО «ДОМ.РФ», находящемуся в федеральной собственности. АО «ДОМ.РФ» является головной компанией, в состав которой входят:

- «Банк ДОМ.РФ» - универсальный ипо-течно-строительный банк;

- «Фонд ДОМ.РФ» - отвечает за формирование комфортной городской среды;

- «Наш ДОМ.РФ» - единая информационная система жилищного строительства;

- «Аренда жилья» - отвечает за формирование и развитие рынка цивилизованного арендного жилья с использованием механизмов коллективных инвестиций.

В соответствии с правительственной инициативой «Мой частный дом» в национальный проект «Жилье и городская среда» и федеральный проект «Жилье» внесены изменения и дополнения. Несмотря на то что

406,2416'7

ЗЗВ,5 343,а 349'3

370,8 376

300,7

276,6

2ЕЗ,7 2БЗ,7

271,3

75,7 4 77

и

7i

Si

3S

55

17

9:

91

г-

92

--

-5

12

-7

12

¡0

I Ко л ич еств о се м ей, ул уч ш и б ш мм жилищные условия, млн ед.

I Объем жилищного строите л ь:тва, млн м2 в год

Количество семей, построившим индивидуальный жилой дом, тыс. семей

Объем ввода жилья, построенного населением, млн м2

¡0

201S 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 202S 2029 2030

Рисунок 1 - Плановые показатели национального проекта «Жилье и городская среда» НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ежегодное финансирование распланировано только по 2024 г., показатели национального проекта определены по 2030 г. включительно. Одной из главных целей национального проекта «Жилье и городская среда» является ежегодное улучшение жилищных условий и объема жилищного строительства (рис. 1).

Так, объем жилищного строительства должен увеличиться на 58 %. Запланированное увеличение объема ввода жилья, построенного населением, составляет 38 %. Все плановые показатели национального проекта предусматривают улучшение жилищных условий населения России.

Достижение целей национального и федерального проектов невозможно без соответствующего финансирования.

Таблица 3 - Фактическое финансирование за счет средств федерального бюджета национального проекта «<Жилье и городская среда», млн руб. [3]

Финансирование 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Утверждено 105280,1 169213,3 263575,2

Исполнено 98764,4 168660,1 262966,3

Не исполнено 6515,7 553,0 608,9

Фактическое финансирование национального проекта «Жилье и городская среда» исполняется практически на 100 %. Если в 2019 г. бюджет по финансированию не был исполнен на 6 %, то уже в 2020 и 2021 гг. только на 0,3 % и 0,2 % соответственно. Такое финансирование вполне позволяет осуществить все запланированные мероприятия. При оценке финансирования федерального проекта «Жилье» прослеживается та же тенденция.

Таблица 4 - Фактическое финансирование федерального проекта «Жилье» за счет средств федерального бюджета, млн руб.

Финансирование 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Утверждено 23460,1 35194,1 30454,9

Исполнено 21963,7 34890,1 30139,8

Не исполнено 1496,4 304,0 315,1

Фактическое финансирование федерального проекта «Жилье» в 2019 г. было исполнено на 94 %, в 2020-2021 гг. на 99 %. Заклю-чено 3515 контрактов, предоставлено 1350 субсидии 715 получателям [3]. Так, например, одному из ведущих участников национального проекта «Жилье и городская среда»

АО «ДОМ.РФ» было предоставлено 14 субсидий в размере от 270 млн до 44 млрд руб. Самая крупная субсидия в рамках реализации данного национального проекта в сумме 117 млрд была предоставлена Фонду содействия реформированию ЖКХ в апреле 2019 г. Денежные средства перечислялись несколькими траншами в течение 2019-2021 гг., что подразумевало их постепенное освоение.

Таким образом, разработанные правительством страны мероприятия имеют почти 100 % финансовую поддержку.

Тем не менее реализация федерального проекта «Жилье» в составе национального проекта «Жилье и городская среда» имеет ряд трудностей. Несмотря на практически полномасштабное финансирование из государственного бюджета в стране наблюдается рост цен, обусловленный не только действием инфляции, но и антиковидными ограничениями [4]. Переход в 2020 г. части предприятий России на удаленный график работы в условиях пандемии отрицательно повлиял на масштабы промышленного производства. При этом платежеспособный спрос на строительные материалы не снизился. Эти факторы способствовали росту цен на строительные материалы и продукты лесопереработки. Как подчеркивает Н. Е. Терешкина, современный мир все больше подвергается агрессивному и динамичному воздействию различных факторов внешней среды [5].

Сравнение динамики цен за 2017-2018 гг. показывает, что цены на строительные материалы значительно не росли, а летом 2017 г. даже снижались. В 2019 г. также увеличения цен практически не было. Рассматривая динамику потребительских цен в 2019 г., Банк России даже не упоминает рост цен на строительные материалы. Из ряда непродовольственных товаров ЦБ РФ выделяет рост цен на товары длительного пользования, такие как легковые автомобили, бытовую технику, мебель [6]. Рассматривая динамику потребительских цен в 2020 г. на отдельные непродо -вольственные товары, Банк России отмечает прирост цен на строительные материалы. Если в июне 2020 г. по сравнению с соответствующим периодам прошлого года прирост составлял 2,31 %, то в декабре прирост цен увеличился до 5,31 % [7].

Банк России отмечает, что 2021 г. рост цен существенно превысил целевое значение в

4 %. Это коснулось и цен на строительные материалы. Так, стабильный прирост цен начался с начала года вплоть до июня. Летом цена снижались, а с сентября месяца рост продолжился [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, рост цен на строительные материалы обусловливает увеличение стоимости строительства как многоквартирных домов, так индивидуального строительства. Незапланированный рост инфляции негативно влияет на объемы жилищного строительства, затрудняя достижение целей федерального проекта «Жилье» и, соответственно, правительственной инициативы «Мой частный дом», благодаря которой были внесены изменения и дополнения в федеральный проект «Жилье».

Представляет интерес оценка соответствия достигнутых результатов запланированным при практически стопроцентном бюджетном финансировании (табл. 5) [9].

инициатива «Мой частный дом» была принята только в октябре 2021 г., поэтому говорить о достижении плановых показателей нецелесообразно.

А вот по итогам 2021 г. план по вводу индивидуальных жилых домов в эксплуатацию был перевыполнен на 40 %. Всего же было введено в эксплуатацию жилья на 20 % боль -ше предусмотренного национальным проектом «Жилье и городская среда».

В табл. 6 представлены по пять регионов с максимальной и минимальной площадью жилищного строительства [10].

Таблица 6 - Площадь строящегося жилья по некоторым регионам России, тыс. кв. м

Таблица 5 - Основные показатели жилищного строительства в России, млн кв. м

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Ввод жилья в эксплуатацию 82,04 82,19 92,56

В многоквартирных домах 43,53 42,38 43,49

Индивидуальных жилых домов 38,50 39,80 49,10

В первый год реализации национального проекта «Жилье и городская среда» заплани -рованные показатели введения жилья в эксплуатацию были выполнены (рис. 1): запланировано 82,04 млн м кв., выполнено 100 %. В 2020 г., несмотря на большое число нерабочих дней, установленных указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», и Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», план по вводу жилья в эксплуатацию был перевыполнен на 7 %. Правительственная

Регион 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Москва 16491 16029 15605

Московская область 11899 9685 9665

Санкт-Петербург 12780 10036 9402

Краснодарский край 8734 7615 7459

Ленинградская область 3819 2918 3178

Республика Коми 91 50 78

Новгородская область 78 39 7

Республика Калмыкия 27 26 41

Республика Алтай 5 8 7

Мурманская область 5 3 0,9

Рассматривая динамику строительства жилья по конкретным регионам, необходимо отметить снижение темпов строительства. В Москве стали строить на 3-5 % меньше. В то время как в Новгородской и Мурманской областях снижение составляет от 50 % до 90 % в 2020 и 2021 гг. соответственно. Только в двух регионах, в республиках Калмыкия и Алтай, объем строительства за время реализации национального проекта вырос почти на 50 %.

Оценка объема строящегося жилья в расчете на одного жителя показывает аналогичную картину. Больше всего в расчете на одного жителя приходится строящегося жилья в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Следом идет Краснодарский край и Московская область. Меньше всего жилья в расчете на одного жителя приходится в Новгородской и Мурманской областях, 11,7 и 1,3 кв. м соответственно. Если рассматривать Северо-Западный федеральный округ, в состав которого входят Санкт- Петербург, республика Коми, Новгород и Мурманск, то 40 % жилищного строительства приходится именно на Санкт-Петербург.

Рассматривая реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» необходимо отметить действие внешних негативных факторов. Прежде всего это пандемия 2020 г. и санкции 2022 г., что вызвало рост цен на строительные материалы и услуги строителей.

Помимо внешних есть и внутренние факторы. Одним из них является многочисленность разработанных программных документов, каждый их которых появляется с завидной периодичностью. Как считает Н. Е. Терешкина, разработанные стратегии, носят описательный характер [11]. С одной стороны, действительно, в программных документах указаны цели достижения и ответственные лица. С другой стороны, нет реальных путей достижения этих целей. Каждый из документов предлагает на первом этапе разработку соответствующей документации, создание отдельного института, естественно

Список литературы_

за счет бюджетного финансирования, разработку его сайта в сеть Интернет, а затем уже реализацию самого проекта. Через пару лет, пока разрабатывали документы и создавали соответствующую структуру, условия внешней среды меняются, и возникает необходимость в разработке новой программы. Последним примером может служить принятие правительственных инициатив в октябре 2021 г., например «Мой частный дом», в качестве дополнения национального проекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Жилье», и проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года, предложенный на заседании Президиума Госсовета 21 июня 2022 г. [12] Поэтому считаем необходимым проведение аудита существующих программ и бюджетного финансирования в области строительства жилья.

1. Медведева Л. Д., Супатаева Г Т. О самозанятости в Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 4-1. С. 90-95.

2. «Мой частный дом»: правительство РФ актуализирует нацпроект. ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/ news/economy/3400667.html (дата обращения 25.06.2022).

3. Прозрачность государственных финансов. URL: https://spending.gov.ru/ (дата обращения 26.06.2022).

4. Забродина В. В., Быченок С. А., Литвинова Н. П. COVID-19 как спусковой крючок в надвигавшемся кризисе 2020 года // Интеллектуальный потенциал Сибири : сборник научных трудов 29-й Региональной научной студен -ческой конференции, посвященной Году науки и технологий в России / под ред. Д. О. Соколовой. Новосибирск, 2021. С. 19-22.

5. Терешкина Н. Е. Влияние пандемии на развитие инноваций в мире // Вопросы инновационной экономики. 2021. Том 11. № 4. С. 1289-1300.

6. Динамика потребительских цен № 12 (48) - декабрь 2019 года // Информационно-аналитический комментарий Банка России. С. 4

7. Динамика потребительских цен № 12 (60) - декабрь 2020 года // Информационно-аналитический комментарий Банка России. С. 4, 21.

8. Динамика потребительских цен № 12 (72) - декабрь 2021 года // Информационно-аналитический комментарий Банка России. С. 4, 23.

9. Ввод жилья в эксплуатацию. URL: /https://наш.дом.рф (дата обращения 30.06.2022).

10. Основные показатели жилищного строительства. URL: https://наш.дом.рф (дата обращения 05.07.2022).

11. Терешкина Н.Е. Бенчмаркинг в повышении конкурентоспособности региональных инновационных стратегий // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 12. С. 3247-3258.

12. Заседание Президиума Госсовета. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68687 (дата обращения 06.07.2022).

References _

1. Medvedeva L.D., Supataeva G.T. On self-employment in the Russian Federation. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. No. 4-1. pp. 90-95.

2. "My private house" : the government of the Russian Federation updates the national project. IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/economy/3400667.html (accessed 25.06.2022).

3. Transparency of public finances. URL: https://spending.gov.ru (accessed 26.06.2022).

4. Zabrodina V. V., Bychenok S. A., Litvinova N. P. COVID-19 as a trigger in the impending crisis of 2020. Intellectual potential of Siberia : a collection of scientific papers of the 29th Regional Scientific Student Conference dedicated to the Year of Science and Technology in Russia / edited by D. O. Sokolova. Novosibirsk, 2021. pp. 19-22.

5. Tereshkina N. E. The impact of the pandemic on the development of innovations in the world. Issues of innovative economy. 2021. Volume 11. No. 4. pp. 1289-1300.

6. Dynamics of consumer prices No. 12 (48) - December 2019. Information and analytical commentary of the Bank of Russia. p. 4

7. Dynamics of consumer prices No. 12 (60) - December 2020. Information and analytical commentary of the Bank of Russia. pp. 4, 21.

8. Dynamics of consumer prices No. 12 (72) - December 2021. Information and analytical commentary of the Bank of Russia. pp. 4, 23.

9. Housing commissioning into operation. URL: https://Ham.flOM.p0 (accessed 30.06.2022).

10. Main indicators of housing construction. URL: https://Ham.flOM.p0 (accessed 05.07.2022).

11. Tereshkina N.E. Benchmarking in increasing the competitiveness of regional innovation strategies. Creative Economy. 2020. Volume 14. No. 12. pp. 3247-3258.

12. Meeting of the Presidium of the State Council. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68687 (accessed

06.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.