Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА": ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА": ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3123
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / БЛАГОУСТРОЙСТВО / АВАРИЙНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ИПОТЕКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секушина И. А.

В статье рассматриваются первые итоги реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Сделаны выводы о том, что часть ключевых целевых показателей в 2019 году не была достигнута. Наибольшие риски имеются в части реализации федеральных проектов «Жилье» и «Ипотека». Представлены возможные направления решения проблем по достижению целевых показателей нацпроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "HOUSING AND URBAN ENVIRONMENT": FIRST RESULTS AND POSSIBLE RISKS

The article deals with the problem of providing the Russian population with high-quality and affordable housing. The first results of the national project "Housing and urban environment" were summed up. Conclusions were made that some of the key targets were not met in 2019. The greatest difficulties arose in the construction of housing and the implementation of the Federal program "mortgage". With great results, measures were implemented to create a comfortable urban environment and improve the territories. The results achieved in reducing the emergency housing stock significantly exceeded the planned indicators. Based on expert opinions, the main risks of implementing the national project are identified. Possible ways of solving problems to achieve the national project's targets in the future are presented.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА": ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ»

УДК 332.85; 365

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА»: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

И.А. Секушина

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН)

В статье рассматриваются первые итоги реализации национального проекта «Жилье и городская среда». Сделаны выводы о том, что часть ключевых целевых показателей в 2019 году не была достигнута. Наибольшие риски имеются в части реализации федеральных проектов «Жилье» и «Ипотека». Представлены возможные направления решения проблем по достижению целевых показателей нацпроекта.

Ключевые слова: национальный проект, жилищное строительство, городская среда, благоустройство, аварийный жилищный фонд, ипотека.

Обеспеченность населения качественным и доступным жильем является одним из показателей уровня социально-экономического развития страны [1]. Одна из первых, и довольно успешных, попыток решения жилищной проблемы была предпринята в СССР в 50-60-е гг. XX века. Массовое индустриальное домостроение, а именно строительство пятиэтажных жилых домов, сняло остроту жилищного кризиса и позволило примерно 30 млн. человек переехать из коммунальных квартир в сравнительно благоустроенное жилье. В 70-80-е годы, государством решалась задача наращивания объемов жилищного строительства для обеспечения населения бесплатным жильем в порядке очереди [2]. По данным Росстата на 2019 год размер общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя России составляет 25,8 кв. м, что существенно ниже показателей в других странах. К примеру, в Польше на одного жителя приходится 27 кв. м, в Армении - 31,9 кв. м, в Китае - 40,8 кв. м, в Германии - 47 кв. м, в США - 70 кв. м. [3].

Важность и значимость решения жилищной проблемы в России неоднократно отмечалась на самом высоком уровне. В декабре 2018 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации1 был утвержден перечень национальных проектов федерального масштаба, одним из которых стал нацпроект «Жилье и городская среда» со сроком реализации до 2024 года включительно. В его состав входят четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Как показывают результаты проведенных Центром стратегических разработок опросов населения, 37% респондентов ждет от нацпроекта прежде всего решения задач по строительству недорогого комфортного жилья. По мнению каждого четвертого опрошенного акцент в реализации нацпроекта следует делать на решении вопросов благоустройства городских общественных пространств. Почти четверть (24%) граждан отметила приоритетность субсидирования покупки жилья [4].

На реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» запланирован достаточно большой объем финансирования: более 1 трлн. рублей из всех источников, включая внебюджетные. Ключевой целевой показатель - это обеспечение ежегодного ввода в эксплуатацию 120 млн. кв. м жилья и улучшение жилищных условий 5 млн. семей ежегодно. Еще в самом начале реализации нацпроекта реалистичность достижения столь амбициозных целей вызывала в экспертом и научном сообществе неоднозначные оценки [5,6,7].

В 2020 году с началом пандемии коронавируса ситуация лишь усугубилась. Одним из главных негативных последствий сложившейся ситуации стало падение доходов населения,

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

а значит и платежеспособного спроса на недвижимость. Органы государственной власти со своей стороны прекрасно осознают размеры возникшей угрозы в части достижения целевых показателей нацпроектов к 2024 году. В июле 2020 года Президент РФ подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, согласно которому показатели заявленных первоначально объемов жилищного строительства планируется достичь уже к 2030 году. Отсюда можно сделать вывод о том, что в ближайшее время в нацпроект «Жилье и городская среда» будут внесены корректировки. В данном контексте интерес представляет анализ уже достигнутых по итогам 2019 года результатов реализации четырех федеральных проектов, входящих в состав нацпроекта «Жилье и городская среда», а также оценка возможных рисков и угроз.

Итоги реализации федерального проекта «Жилье».

В 2019 году объем ввода жилой площади составили 82 млн. кв. м., что меньше целевого показателя в 88 млн. кв. м. на 6,8%. При этом показатели строительства многоквартирных домов по сравнению с 2018 годом увеличились совсем не значительно (на 0,7%) и составили 43,5 млн. кв. м. Объем индивидуального жилищного строительства напротив превысил плановые значения и составил на конец года 38,5 млн кв. м. (рис. 1).

140

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2019 (П) 2020 (П) 2021 (П) 2022 (П) 2023 (П) 2024 (П)

И Ввод многоквртирных домов ЕЗ Ввод индивидуальных жилых домов

Рисунок 1 - Динамика объемов ввода общей площади жилых домов, млн. кв.м.

Источник: данные Росстата (прим.: «П» - плановое значение)

Целевые показатели в 2019 году были не достигнуты по целому ряду причин, одной из которых является усложнение процедуры получения разрешения на строительство, а также нежелание банков кредитовать застройщиков на выгодных для них условиях. Помимо этого ожидание в 2019 году перехода на проектное финансирование через систему эскроу-счетов привело к тому, что многие фирмы постарались выстроить и продать как можно больше недвижимости до введения закона. Как отмечает генеральный директор АПРИ «Флай Плэнинг» Владимир Савченков, этим объясняется резкий скачок роста ввода жилья, и последующий спад темпов строительства, который продлится ближайшие 1 -3 года. По мнению эксперта, велика вероятность того, что из-за уменьшения показателей жилищного строительства целевые показатели по вводу жилья будут пересмотрены в сторону их уменьшения

1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"

до 65-75 млн. кв. метров в год1.

В целом введение проектного финансирования с использованием эскроу-счетов еще на старте реализации нацпроектов получило весьма неоднозначные оценки. Главной целью перехода на данную систему финансирования являлось повышение привлекательности рынка первичного жилья за счет снижения рисков покупателей и решение проблемы «обманутых дольщиков» [8]. Исследования Центра стратегических разработок свидетельствуют о том, что по данным опросов, для большинства населения, планирующего покупку жилья в 2020 году важно наличие механизма эскроу-счета при покупке недвижимости. Однако более половины из них выберут другой вариант сделки, если стоимость квадратного метра жилья будет выше из-за использования эскроу-счетов.

Представленный в этом же исследовании количественный анализ рисков свидетельствует о том, что интегральный социально-экономический эффект от механизма эскроу скорее отрицательный. Это объясняется тем, что положительные эффекты для государства и банков не превышают негативные эффекты для крупных, средних и мелких застройщиков, выраженные, в первую очередь, в снижении показателей экономической эффективности и инвестиционной привлекательности проектов.

Негативным фактором для развития рынка недвижимости является рост объемов просроченной задолженности компаний и снижение объемов кредитования строительных фирм. Сумма задолженности в 2019 году увеличилась на 9%, а ее доля - с 17,3 до 21,3%. Выдачи кредитов компаниям на строительство зданий и сооружений сократились на 9% по сравнению с прошлым годом. По большей части это обусловлено тем, что новый механизм проектного финансирования через эскроу-счета еще не заработал в полную силу и большинство проектов девелоперы пока достраивают по старым правилам. По мнению экспертов, после полного перехода на новый механизм финансирования отрасль будет консолидироваться на фоне прекращения деятельности мелких застройщиков, которые не смогут соответствовать ужесточившимся требованиям. Данный факт в определенной степени создает угрозу формирования конкурентной среды в строительной отрасли.

Несмотря на то, что 2/3 вводимого в эксплуатацию жилья к 2024 году должно приходиться на многоквартирные дома, индивидуального жилищное строительство обладает достаточно большим потенциалом. Именно этот сегмент рынка недвижимости может обеспечить достижение поставленных в нацпроекте целей. Однако ключевым сдерживающим фактором в настоящее время является непрозрачность и нестандартизованность данной сферы, что приводит практически к полной неразвитости ипотечного рынка под залог индивидуальных домов [3]. Между тем, ипотека по-прежнему остается основным инструментом улучшения жилищных условий граждан - около 50 % всех сделок с жильем на первичном рынке совершается с помощью ипотечного кредита.

Анализ объемов жилищного строительства в разрезе регионов позволяет сделать вывод о наличии значительной дифференциации в данной сфере деятельности. Лидерами по вводу жилья традиционно являются субъекты РФ, для которых характерно наличие высокого спроса на жилую недвижимость, высокой средней заработной платы и широких возможностей для строительства. К таким регионам в первую очередь относятся Московская область, г. Москва, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Татарстан. О наличии существенных диспропорций говорит тот факт, что в 10 регионах-лидерах по жилищному строительству было введено в 45 % всего жилья. К регионам с самыми низкими показателями объемов ввода жилья относятся северные и восточные территории страны (рис. 2).

Значительное влияние на темпы жилищного строительства оказывает уровень благосостояния населения. Как отмечает руководитель партнерских программ инвестиционно-

1 Остановившуюся недвижимость попытаются сдвинуть с места // Сайт «Эксперт online». URL: https://expert.ru/2020/01/29/nedvizhimost-zastoporilas/7ny

2 Итоги 2019-го и прогноз на 2020 год на рынке ипотеки: угроза заражения // Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: https://www.raexpert.ru/researches/banks/ipoteka_2019

образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко, более низкие, по сравнению с заложенными в нацпроект, темпы строительства объясняются динамикой реальных располагаемых доходов населения, а также уровнем процентных ставок по ипотечным кредитам. Лишь в конце 2019 года с переходом Банка России к активному смягчению монетарной политики, процентные ставки опустились до 8,56% годовых на новостройки и 9,51% годовых на вторичное жилье (данные ДОМ.РФ) 1. Однако, несмотря на то, что доступность жилья в 2019 г. повысилась, в 2020 году рынкам жилья и ипотеки придется столкнуться с более серьезными вызовами, вызванными с пандемией коронавируса и ее социально-экономическими последствиями, обвалом глобальных финансовых рынков и падением мировых цен.

Московская область г. Москва Краснодарский край

г. С-Петербург

Ленинградская область

Мурманская область Еврейская авт. область Ненецкий авт. округ Магаданская область Чукотский авт. округ

вно

Рисунок 2 - Регионы лидеры и аутсайдеры по объемам жилищного строительства в 2019 году, тыс. кв. м. Источник: [9].

Итоги реализации федерального проекта «Ипотека».

Главными показателями оценки уровня и темпов реализации федерального проекта, согласно паспорту нацпроекта, являются средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту, количество предоставленных ипотечных кредитов, объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке.

Относительно процентной ставки по ипотеке можно сказать, что благодаря сложившейся экономической ситуации и действиям Правительства и Центрального банка данный показатель снижается. В среднем за 2019 г. ставки по ипотеке составили 9,9%, при целевом значении 8,9%. Отклонение в первую очередь обусловлено высокими ставками в начале года (9,9-10,6%). Вместе с тем во втором полугодии 2019 г. вслед за сокращением стоимости фондирования ставки предложения стали снижаться и на конец года достигли минимального уровня за всю историю ипотечного рынка - 9,0%.

Значительный вклад в снижение ставок внесла растущая популярность программы «Семейной ипотеки», выдаваемой под 5% и менее. Без учета этой программы ставки по кредитам на новостройки в декабре 2019 г. достигли 8,9-9,0% (декабрь 2018 г. - 9,5%), по кредитам на вторичном рынке они снизились до 9,3% (декабрь 2018 г. - 9,7%).

В 2019 г. было выдано 1,3 млн. кредитов на общую сумму 2,85 трлн рублей, что на 13,8 % меньше, чем в предыдущем году, в количественном выражении и на 5,5% - в денежном. По мнению экспертов финансового института развития жилищной сферы «ДОМ.РФ» это было обусловлено рефинансированием имеющейся задолженности: на фоне высоких ставок, наблюдавшихся в начале 2019 г., доля рефинансирования снизилась до 6,9% с 11,5% в предыдущем году. При этом по мере снижения ставок по кредитам доля рефинансируемых кредитов выросла с 5,7% в I квартале до 10,7% в IV квартале 2019 года. Выдача «новой» ипотеки, по оценкам экспертов, осталась практически на уровне предыдущего года и соста-

Остановившуюся недвижимость попытаются сдвинуть с места // Сайт «Эксперт online». URL: https://expert.ru/2020/01/29/nedvizhimost-zastoporilas/7ny

вила 2,65 трлн руб. (1,2 млн кредитов, 2018 г. - 1,3 млн кредитов). Определенное влияние на ограничение роста выдачи новой ипотеки оказали и ожидания населения дальнейшего снижения ставок в 2020 году [10].

Как отмечают эксперты риэлторской и консалтинговой компании «Метриум», сокращение количества ипотечных сделок произошло из-за внушительного роста цен на жилье в 2018-2019 гг. В I кв. 2018 года средняя стоимость нового жилья, по данным Росстата, составляла 58,9 тыс. рублей за кв.м, а к III кв. 2019 года она выросла до 62,9 тыс. рублей за кв.м (дороже на 6,8%). На рынке вторичного жилья стоимость 1 квадратного метра жилья увеличилась с 53,2 тыс. рублей до 58,3 тыс. рублей (9,6%) \

В региональном разрезе количество ипотечных сделок в большинстве субъектов РФ сократилось на 10-15%, но есть и регионы, где падение спроса на ипотеку составило 20-24% (Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО, Кировская область, Ульяновская область). Вместе с тем в трех субъектах РФ показатели выросли: в Республике Крым - на 32%, в Чеченской Республике - на 26%, в Дагестане - на 16%.

Увеличение объемов ипотечного кредитования напрямую связано с реализацией программ, направленных на повышение доступности ипотечных кредитов. В апреле 2019 г. был внесен ряд изменений в условия программы субсидирования ставок по ипотеке2 (не более 6% при рождении второго или последующего ребенка,), главным из которых стало распространение льготной ставки на весь срок кредита. Соответственно выдача кредитов по программе увеличилась: с мая по декабрь 2019 г. выдано около 39 тыс. кредитов на сумму более 100 млрд руб., до внесения изменений - 9,4 тыс. кредитов на сумму 23,8 млрд рублей. Уже в IV квартале 2019 г. кредиты по программе «семейной ипотеки» составили около 20% от общего числа кредитов на новостройки.

Помимо этого реализуется программа поддержки многодетных ипотечных заемщи-ков3, в рамках которой за счет государственной субсидии осуществляется погашение задолженности многодетных заемщиков по ипотечному кредиту, выданному на приобретение жилья на первичном или вторичном рынке, или земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в размере до 450 тыс. руб. По данным на 07.02.2020 г. поступило 43,6 тыс. заявок, 31,6 тыс. из них одобрено, выплачено 11,7 млрд рублей.

Еще одна программа льготного ипотечного кредитования это - «Дальневосточная ипотека»4. Ее реализация предполагает субсидирование ставок до 2% по ипотечным кредитам молодым семьям на приобретение жилья в новостройках в Дальневосточном федеральном округе или пользователям «дальневосточного гектара» на строительство дома. По состоянию на 06.02.2020 г. поступило 13,8 тыс. заявок, 8,4 тыс. из них одобрено, заключено кредитных договоров на сумму 7,8 млрд рублей [10].

Несмотря на то, что целевые показатели федерального проекта «Ипотека» достигнуты не были, прогнозы на 2020 год достаточно оптимистичны. Уже в I квартале 2020 года ипотечный рынок показал рост на 8,5% в количественном выражении и на 23% в денежном -было выдано 308,7 тысяч кредитов на 762 млрд. рублей. Обусловлено это было снижением ставок до 8,6%. К тому же в апреле 2020 года была запущена новую ипотечную госпрограмму, по условиям которой можно получить кредит на жилье под ставку не превышающую 6,5% годовых.

Итоги реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

В 2019 году было расселено 1098,8 тыс. кв. м непригодного для проживания жилищ-

1 Занимают реже, платят больше - итоги года на рынке ипотеки в России // Сайт риэлторской и консалтинговой компании «Метриум». URL: https://www.metrium.ru/news/detail/zanimayut-rezhe-platyat-bolshe-itogi-goda-na-rynke-ipoteki-v-rossii/

2 реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1711 от 30.12.2017

3 реализуется в соответствии с Федеральным законом №157-ФЗ от 03.07.2019 г., срок действия - 2019-2022 гг., оператор программы - ДОМ.РФ

4 реализуется с 10.12.2019 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1609, срок действия -2019-2024 гг.

ного фонда, что позволило переселить более 68 тыс. человек. Изначально, согласно задачам национального проекта, за 2019 год предполагалось переселить 8,2 тыс. человек, однако план был в несколько раз перевыполнен. Такие результаты были достигнуты в основном посредством заключения государственных и муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений у застройщика, договоры выкупа жилых помещений у собственников, контракты на покупку жилья на вторичном рынке (рис. 3).

□ Покупка помещений у застройщика

В Выкуп помещений у собственников

Н Покупка помещений на вторичном рынке

□ Строительство многоквартирных домов

□ Участие в долевом строительстве

□ Договоры о развитии застроенных территорий и другие способы

5%

3%

18%

26%

39%

Рисунок 3 - Структура способов реализации программ переселения по площади в 2019 году, %. Источник: [11].

По данным Росстата к регионам-лидерам по количеству граждан переселенных из аварийного жилья относятся Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ. Карачаево-Черкесская Республика и г. Москва в 2019 в программе не участвовали. Проблема переселения из аварийного жилья обостряется тем, что количество домов, которые были признаны аварийными после 2017 года и которые не вошли в нацпроект «Жилье и городская среда» с каждым годом увеличивается. По данным региональных властей после 1 января 2017 года всего аварийным признано 6,47 млн кв. м жилья. В 2017 году в информационную систему «Реформа ЖКХ» регионами внесены данные о выявлении 2,74 млн кв. м аварийного жилья, в 2018 году - 2,27 млн кв. м., а за девять месяцев 2019 года было выявлено 1,46 млн кв. м аварийного жилья1. Эксперты ОНФ считают, что предпринимаемые в настоящее время правительством РФ меры для реализации задачи нацпроекта «Жилье и городская среда» недостаточны для решения вопроса финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. 2

В 2019 году Фондом реформирования ЖКХ было проведено 93 выездные проверки реализации программ переселения в 63 субъектах РФ. В ходе мероприятий было осмотрено 958 многоквартирных домов, включая вновь возведенные и предназначенные для переселения из аварийного жилищного фонда. По результатам мониторинга в таких регионах как Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Волгоградская область, Ленинградская область. Омская область, Орловская область, Рязанская область, Самарская область, Ярославская область были зафиксированы низкие темпы заключения контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений или соглашений об изъятии жилых помещений, предусматривающих выплату возмещения. Основными причинами низкой динамики выполнения программных мероприятий являлись ненадлежащая проработка вопросов организационного и финансового характера на этапе планирования программ. Также имеется проблема низкого уровня организации и контроля за ходом реализации программы

1 Фонд ЖКХ намерен превысить план по расселению аварийного жилья в 2020 году на 50% // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/nedvizhimost/7458521

2 ОНФ настаивает на необходимости принятия новых программ переселения и реконструкции ветхого жилья // Сайт Общероссийского народного фронта. URL: https://onf.ru/2020/01/29/onf-nastaivaet-na-neobhodimosti-prinyatiya-novyh-programm-pereseleniya-i-rekonstrukcii/

со стороны ответственных региональных и (или) муниципальных органов исполнительной власти, следствием которого стало затягивание сроков распределения средств местным бюджетам [11].

Итоги реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

В 2019 году был впервые подсчитан индекс качества городской среды. Данный показатель формируется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства и используется непосредственно для оценки качества городской среды, а также в целях определения размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных и муниципальных программ по благоустройству.

По результатам оценки в 2019 году 26,8% российских городов обладают благоприятной городской средой, однако к 2024 году их должно быть не менее 60%1. Анализ показал, что в среднем наиболее комфортная городская среда в городах с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн. жителей (табл. 1). В небольших населенных пунктах, напротив, вопросы комфортности проживания стоят достаточно остро: в городах с численностью жителей до 25 тыс. человек в среднем доля городов с комфортной городской средой составляет лишь 13% [12].

Таблица 1 - Индексы качества городской среды в городах России в 2019 году

Категория города Кол-во городов Мин. балл Средний балл Макс. балл Доля городов с комфортной городской средой, %

Крупнейшие (от 1 млн. чел.) 15 104 176 276 40

Крупные (от 250 тыс. до 1 млн. чел.) 63 147 186 219 52

Большие (от 100 до 250 тыс. чел.) 93 121 178 252 42

Средние (от 50 до 100 тыс. чел.) 153 118 173 232 39

Малые (от 25 до 50 тыс. чел.) 252 106 165 229 24

Малые (от 5 до 25 тыс. чел.) 494 84 155 212 12

Малые (до 5 тыс. чел.) 44 77 151 217 14

Источник: составлено автором по данным сайта Индекс-городов.р< ). URL: https://индекс-городов.рф/#/results

Одним из инструментов государственной политики по формированию комфортной городской среды является проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях . В 2019 году на конкурс было подано 330 заявок из 77 регионов России3. Общая сумма призового фонда составила до 5 млрд. руб. Победителями были признаны 60 малых городов с численностью населения до 100 тыс. чел., а также 20 исторических поселений. Нельзя не отметить то, что в 2018 году число желающих принять участие в конкурсе было значительно больше: 455 заявок из 82 регионов страны4. Причина снизившейся активности отчасти кроется в недостаточности кадрового и научно-методического обеспечения федерального проекта. Экспертами Общероссийского народного фронта в ходе мониторинга мероприятий проекта в регионах была выявлена проблема отсутствия в муниципалитетах качественной проектно-сметной документации на работы по благоустройству, приемки этих работ, а также организаций-подрядчиков. В малых городах остро ощущается нехватка опытных архитекторов, поскольку

1 Коллегия Минстроя по нацпроекту «Жилье и городская среда» // Официальный сайт национального проекта «Жилье и городская среда». URL: http://www.gorodsreda.ru/meroprivativa/soveshchaniva/kollegiva-minstrova-po-natsproektu-zhile-i-gorodskava-sreda/

2 Конкурс проводится с 2018 года в соответствии с постановлением Правительства от 7 марта 2018 года №237.

3 Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях // URL: https://konkurs2019.gorodsreda.ru/

4 Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях // URL: https://konkurs2018.gorodsreda.ru/

большая часть из них предпочитают после окончания университета оставаться в Москве1.

Таким образом, на основе проведенного по итогам 2019 г. анализа, с учетом мнений экспертов, в качестве ключевых проблем и рисков реализации национального проекта «Жилье и городская среда» можно обозначить следующие:

- снижение доступности приобретения жилья для большей части населения, в том числе за счет ипотечного кредитования, вследствие падения реальных доходов населения;

- рост объемов просроченной задолженности компаний, снижение объемов кредитования строительных фирм;

- неразвитость рынка индивидуального жилищного строительства, низкая доступность ипотечного кредитования для данного сегмента рынка недвижимости;

- риск того, что мероприятия по повышению качества городской среды не затронут большую часть малых городов России;

- рост количества домов, непризнанных аварийными и не вошедших в нацпроект «Жилье и городская среда».

Необходимо также обратить внимание еще на один риск, касающийся не только реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», но и в целом экономической ситуации в стране. Это угроза возникновения «пузыря» на рынке ипотечного кредитования. Принимая во внимание тенденции развития рынка ипотеки в первом полугодии 2020 года, целевой показатель среднего уровня процентной ставки по кредитам с большой долей вероятности будет достигнут. В настоящее время уже реализуется целый ряд льготных ипотечных программ с пониженной процентной ставкой. Вместе с тем, по оценкам Минфина и ДОМ.РФ, не больше 60% россиян способны выплатить ипотеку даже при нулевой процентной ставке. Учитывая падение реальных доходов населения и сокращение платежеспособного спроса, субсидирование ипотеки может привести к формированию «пузыря» на рынке ипотечного кредито-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

вания.

На основе мнений экспертов в жилищной сфере в качестве возможных вариантов решения обозначенных проблем и снижения рисков недостижения целевых показателей нацпроекта, можно предложить следующее:

1. Реализовать мероприятия по недопущению снижения доходов населения, обусловленного последствиями пандемии коронавируса.

В том числе необходимо доработать механизм предоставления ипотечных каникул, прописать дополнительные возможности для тех граждан, доходы которых сократились в связи со сложной эпидемической ситуацией. С другой стороны, для банков, которым придется столкнуться со снижением качества практически всех видов активов, важно предусмотреть механизм отсрочки формирования резервов по ссудам заемщиков, чье финансовое положение ухудшилось из-за пандемии.3 Принимая во внимание то, что ипотечное кредитование на сегодняшний день доступно не более чем 50% российских семей, необходимо для остальной части населения разработать альтернативные формы поддержки [3].

2. Достижению целей нацпроекта будет способствовать активизация строительства и включение в целевое значения показателя строительства индивидуального жилья. Прежде всего, необходимо повысить прозрачность рынка ИЖС, установить единые стандарты, что повысит его привлекательность для крупных компаний. Также необходимо распространить на индивидуальное строительство механизм проектного финансирования.

3. В части решения проблем благоустройства и формирования комфортной городской

1 Эксперты ОНФ обсудят вопрос подготовки кадров для реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» // Сайт Общероссийского народного фронта. URL: https://onf.ru/2019/09/13/eksperty-onf-obsudyat-vopros-podgotovki-kadrov-dlya-realizacii-proekta-formirovanie/

2 Якушев: объем ввода жилья в России составит до 80 млн кв. метров в 2020 году // Сайт «Будущее России. Национальные проекты». URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/akusev-obem-vvoda-zila-v-rossii-sostavit-do-80-mln-kv-metrov-v-2020-godu

3 Итоги 2019-го и прогноз на 2020 год на рынке ипотеки: угроза заражения // Сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: https://www.raexpert.ru/researches/banks/ipoteka_2019

среды необходимо предусмотреть дополнительные инструменты и меры поддержки для малых и средних городов, поскольку данные населенные пункты находятся в более сложном положении в части финансового и кадрового обеспечения1. К примеру, оказывать данным муниципальным образованиям финансовую и методическую помощь при разработке проект-но-сметной документации для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Помимо этого решение проблем благоустройства малых городов возможно за счет реализации других региональных проектов. К примеру, в Вологодской области начиная с 2015 года действует программа Губернатора «Народный бюджет», целью которой является привлечение населения к развитию районов и городов. За счет средств программы были проведены работы по благоустройству территорий, строительству и ремонту детских площадок, обустройству уличного освещения, ремонту домов культуры, обустройству спортивных площадок, приобретению спортивного оборудования, строительству и ремонту памятников, организации контейнерных площадок для сбора ТКО, обустройству мест массового отдыха населения и др.2

4. Проблему расселения людей из аварийного жилья необходимо решать созданием новых программ. При этом необходимо разработать механизм поддержки застройщиков, готовых участвовать в инвестпроектах, связанных с расселением. Одним из вариантов решения проблемы может стать снижение для них налоговой нагрузки, процентов на средства, взятые на строительство домов для переселенцев3.

5. Решению проблем обеспечения жильем части населения с невысокими доходами будет способствовать создание арендного жилищного фонда. Жилье без права приватизации государство могло бы предоставлять на минимальных условиях для нуждающихся категорий граждан.

Таким образом, по итогам 2019 года можно сделать выводы о том, что наибольшие трудности наблюдались в реализации федеральных проектов «Жилье» и «Ипотека» - большая часть целевых показателей не была достигнута. Намного результативнее проходила реализация федеральных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Все целевые значения в части благоустройства городской среды выполнены в полном объеме, а достигнутые результаты по переселению граждан из непригодного для проживания жилого фонда существенно превысили запланированные показатели. Вместе с тем, проблем и рисков в жилищной сфере остается еще достаточно много. Сложившаяся в 2020 году в России столь непростая экономическая ситуация несет в себе новые риски и угрозы, что требует своевременного реагирования как со стороны органов государственной власти, так и со стороны бизнес-сообщества.

Список использованных источников

1. Социально-экономические проблемы локальных территорий / Т.В. Ускова [и др.]. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 196 с.

2. Печенская М.А., Ильинский Д.Г. Региональные жилищные строительные сбережения как инструмент повышения доступности жилья для населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 6. С. 192-206. Б01: 10.15838/е8е/2017.6.54.12

1 Эксперты по урбанистике и архитектуре на вебинаре Минстроя обсудили типичные ошибки при благоустройстве городской среды // Сайт «Будущее России. Национальные проекты». URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/proekt-s-kartinki-eksperty-nazvali-pravila-razrabotki-koncepcij-blagoustrojstva

2 Официальный сайт Губернатора Вологодской области. URL: https://okuvshinnikov.ru/prog/programma_gubernatora_narodnyj_byudzhet

3 ОНФ видит риски в льготной ипотеке для владельцев квартир в аварийных домах // Сайт Общероссийского народного фронта. URL: https://onf.ru/2019/12/16/onf-vidit-riski-v-lgotnoy-ipoteke-dlya-vladelcev-kvartir-v-avariynyh-domah/

3. Обзор рынков жилья, жилищного строительства и ипотеки 2019 // Сайт ДОМ.РФ. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/media/news/obzor-rynkov-zhilya-zhilishchnogo-stroitelstva-i-ipoteki-v-2019-godu/

4. Ценностные ориентиры россиян и их соответствие приоритетам развития государства. Краткая версия аналитического отчета июль 2020 года // Центр стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/tsennostnye-orientiry-rossiyan-i-ikh-sootvetstvie-prioritetam-razvitiya-

5. Ильин В.А., Морев М.В. Национально ориентированная ротация элит - важнейшее условие реализации национальных проектов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 4. С. 9-25. DOI: 10.15838/esc.2019.4.64.1

6. Одинцова А. Национальный проект «Жилье и городская среда» в системе пространственного развития России // Федерализм. 2019. № 4. С. 41-58.

7. Кожевников С. А. Жилищная проблема в современной России и пути ее решения в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 11 (433). Экономические науки. Вып. 67. С. 71—81. DOI 10.24411/1994-2796-2019-11108

8. Андреева Н.В., Гавринченко Е.В. Механизм взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности с учетом использования эскроу-счета // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №7 (97). Часть 3. С. 122-130. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.094

9. Аналитический отчет «Рынок строительства и недвижимости: стимулы отрасли на фоне кризиса - 2020» // Сайт Центра стратегических разработок. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/rynok-stroitelstva-i-nedvizhimosti-stimuly-otrasli-na-fone-krizisa-2020/

10. Итоги развития рынка ипотеки в 2019 году // Сайт ДОМ.РФ. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/analytics/

11. Годовой отчет государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2019 год // Сайт государственной корпорации «Фонд реформирования ЖКХ». URL: https://fondgkh.ru/work-result/rezultaty-raboty/godovye-otchety-fonda/

12. Секушина И.А. Состояние жилищной сферы и качество городской среды в малых и средних городах (на примере Вологодской области) // Вопросы территориального развития. 2020. Т. 8. № 2. DOI: 10.15838/tdi.2020.2.52.2 URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28522

Об авторах:

Секушина Ирина Анатольевна, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН); 160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-4216-4850.

UDK: 332.85; 365

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «HOUSING AND URBAN ENVIRONMENT»: FIRST RESULTS AND POSSIBLE RISKS

I.A. Sekushina

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences

The article deals with the problem of providing the Russian population with high-quality and affordable housing. The first results of the national project "Housing and urban environment" were summed up. Conclusions were made that some of the key targets were not met in 2019. The greatest difficulties arose in the construction of housing and the implementation of the Federal program "mortgage". With great results, measures were implemented to create a comfortable urban environment and improve the territories. The results achieved in reducing the emergency housing stock significantly exceeded the planned indicators. Based on expert opinions, the main risks of implementing the national project are identified. Possible ways of solving problems to achieve the national project's targets in the future are presented. Keywords: national project, housing construction, urban environment, landscaping, emergency housing stock, mortgage.

References:

1. Social'no-ekonomicheskie problemy lokal'nyh territory / T.V. Uskova [i dr.]. Vologda: ISERT RAN, 2013. - 196 s.

2. Pechenskaya M.A., Il'inskij D.G. Regional'nye zhilishchnye stroitel'nye sberezheniya kak instrument povysheniya dostupnosti zhil'ya dlya naseleniya // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2017. T. 10. № 6. S. 192-206. DOI: 10.15838/esc/2017.6.54.12

3. Aganbegyan A.G. O drajverah social'no-ekonomicheskogo rosta // Trudy VEO Rossii. Tom 2018. S. 181-209.

4. Cennostnye orientiry rossiyan i ih sootvetstvie prioritetam razvitiya gosudarstva. Krat-kaya versiya analiticheskogo otcheta iyul' 2020 goda // Centr strategicheskih razrabotok. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/tsennostnye-orientiry-rossiyan-i-ikh-sootvetstvie-prioritetam-razvitiya-

5. Il'in V.A., Morev M.V. Nacional'no orientirovannaya rotaciya elit - vazhnejshee uslovie realizacii nacional'nyh proektov // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2019. T. 12. № 4. S. 9-25. DOI: 10.15838/esc.2019.4.64.1

6. Odincova A. Nacional'nyj proekt «ZHil'e i gorodskaya sreda» v sisteme prostranstven-nogo razvitiya Rossii // Federalizm. 2019. № 4. S. 41-58.

7. Kozhevnikov S. A. ZHilishchnaya problema v sovremennoj Rossii i puti ee resheniya v ramkah nacproekta «ZHil'e i gorodskaya sreda» // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2019. № 11 (433). Ekonomicheskie nauki. Vyp. 67. S. 71—81. DOI 10.24411/1994-27962019-11108

8. Andreeva N.V., Gavrinchenko E.V. Mekhanizm vzaimodejstviya uchastnikov investi-cionno-stroitel'noj deyatel'nosti s uchetom ispol'zovaniya eskrou-scheta // Mezhdunarodnyj nauch-no-issledovatel'skij zhurnal. 2020. №7 (97). CHast' 3. S. 122-130. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.094

9. Obzor rynkov zhil'ya, zhilishchnogo stroitel'stva i ipoteki 2019 // Sajt DOM.RF. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/media/news/obzor-rynkov-zhilya-zhilishchnogo-stroitelstva-i-ipoteki-v-2019-godu/

10. Analiticheskij otchet «Rynok stroitel'stva i nedvizhimosti: stimuly otrasli na fone krizisa - 2020» // Sajt Centra strategicheskih razrabotok. URL: https://www.csr.ru/ru/publications/rynok-stroitelstva-i-nedvizhimosti-stimuly-otrasli-na-fone-krizisa-2020/

11. Itogi razvitiya rynka ipoteki v 2019 godu // Sajt DOM.RF. URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/analytics/

12. Godovoj otchet gosudarstvennoj korporacii - fonda sodejstviya reformirovaniyu

zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva za 2019 god // Sajt gosudarstvennoj korporacii «Fond re-formirovaniya ZHKKH». URL: https://fondgkh.ru/work-result/rezultaty-raboty/godovye-otchety-fonda/

13. Sekushina I.A. Sostoyanie zhilishchnoj sfery i kachestvo gorodskoj sredy v malyh i srednih gorodah (na primere Vologodskoj oblasti) // Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2020. T. 8. № 2. DOI: 10.15838/tdi.2020.2.52.2 URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/28522

Information about authors:

I. A. Sekushina, Junior Researcher, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (VolSC RAS), 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-4216-4850.

Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.