Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / PROJECT FINANCING / INVESTMENTS / NATIONAL PROJECTS / HOUSING DEVELOPMENT / URBAN ENVIRONMENT / FEDERAL PROJECTS / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобров Данил Андреевич

Статья посвящена рассмотрению путей внедрения проектного финансирования для реализаций целей, поставленных в национальных проектах. Рассматриваться плановый бюджет национальных проектов и входящие в них федеральные проекты, а также федеральные проекты, входящие в план развития магистральной инфраструктуры. Высокая доля запланированных внебюджетных источников финансирования показывает, что правительство планирует привлечь практически треть финансирования из внебюджетных источников. На основании законодательных актов определены основные участники и их роли в реализации национальных проектов. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда», проведен анализ перехода застройщиков на новую схему финансирования с использование эскроу-счетов, как один из первых примеров перехода на более оптимальную форму организации финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT FINANCING IN NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the consideration of ways to implement project financing in order to achieve the goals set in national projects. The planned budget of national projects and federal projects included in them are considered, as well as federal projects that are part of the plan for the development of trunk infrastructure. A high proportion of the planned extrabudgetary funding sources shows that the government plans to attract almost a third of extrabudgetary funding. On the basis of legislative acts, the main participants and their roles in the implementation of national projects are identified. As part of the national project “Housing and Urban Environment”, an analysis of the developers’ transition to a new financing scheme using escrow accounts was carried out as one of the first examples of the transition to a more optimal form of financing.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.77

Д.А. Бобров

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению путей внедрения проектного финансирования для реализаций целей, поставленных в национальных проектах. Рассматриваться плановый бюджет национальных проектов и входящие в них федеральные проекты, а также федеральные проекты, входящие в план развития магистральной инфраструктуры. Высокая доля запланированных внебюджетных источников финансирования показывает, что правительство планирует привлечь практически треть финансирования из внебюджетных источников. На основании законодательных актов определены основные участники и их роли в реализации национальных проектов. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда», проведен анализ перехода застройщиков на новую схему финансирования с использование эскроу-счетов, как один из первых примеров перехода на более оптимальную форму организации финансирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Проектное финансирование, инвестиции, национальные проекты, жилищное строительство, городская среда, федеральные проекты, инфраструктура.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 8 апреля 2020 г.; дата принятия к печати 19 июня 2020 г.; дата онлайн-размещения 20 июля 2020 г.

D.A. Bobrov

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

PROJECT FINANCING IN NATIONAL PROJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

ABSTRACT. The article is devoted to the consideration of ways to implement project financing in order to achieve the goals set in national projects. The planned budget of national projects and federal projects included in them are considered, as well as federal projects that are part of the plan for the development of trunk infrastructure. A high proportion of the planned extrabudgetary funding sources shows that the government plans to attract almost a third of extrabudgetary funding. On the basis of legislative acts, the main participants and their roles in the implementation of national projects are identified. As part of the national project "Housing and Urban Environment", an analysis of the developers' transition to a new financing scheme using escrow accounts was carried out as one of the first examples of the transition to a more optimal form of financing.

KEYWORDS. Project financing, investments, national projects, housing development, urban environment, federal projects, infrastructure.

ARTICLE INFO. Received April 4, 2020; accepted June 19, 2020; available online July 20, 2020.

Потребности общества в XXI в. требуют все больше финансовых ресурсов для их удовлетворения. Органы государственной власти традиционно несут ответственность за благосостояние общества. Для обеспечения устойчивого развития одних только государственных усилий недостаточно, необходимо задействовать все экономическое сообщество.

© Бобров ДА., 2020

Современная экономическая ситуация в Российской Федерации (РФ) требует новых подходов к организации финансирования общественных потребностей. Одним из ключевых подходов, является привлечение инвестиций. Санкционная политика, проводимая радом зарубежных стран, не способствует привлечению иностранных инвестиций в экономику России, поэтому необходимо задействовать внутренние ресурсы страны. Одним из наиболее эффективных механизмов организации инвестиций, является проектное финансирование [1].

Основной смысл проектного финансирования заключается в предоставлении займа, главным источником погашения которого являются денежные потоки, создаваемые в ходе реализации проекта [2]. Ключевой особенностью при этом является разделение рисков между всеми участниками проекта [3]. Как правило, создается обособленная от основной деятельности инвестора проектная компания. Традиционно проектное финансирование находит свое применение в области добычи и транспортировки минеральных ресурсов, развитии инфраструктуры, энергетики, а также в сфере недвижимости [4].

Механизм проектного финансирования может применяться, как на субфедеральном уровне в рамках межбюджетных трансфертов [5], так и в исключительно коммерческих целях, например жилищной застройке [6], а также в форме государственно-частного партнерства, с привлечением частного финансирования для удовлетворения потребностей общества [7].

Целью данного исследования является анализ практики применения проектного финансирования в национальных проектах РФ.

Основные параметры национальных проектов сформулированы в майских указах президента в 2018 г. [8]. Общий бюджет всех национальных проектов до 2024 г. составляет более 25,7 трлн р., из них: 10,1 трлн р. планируется направить на ускоренный экономический рост; 5,7 трлн р. приходится на развитие человеческого капитала и 9,9 трлн р. — «Комфортная среда для жизни». Структура источников финансирования национальных проектов выглядит следующим образом: федеральный бюджет — 13 158,2 млрд р., внебюджетные источники — 7 515,3 млрд р., бюджеты субъектов РФ — 4903,9 млрд р., государственные внебюджетные фонды — 147,8 млрд р. [там же]. Высокая доля запланированных внебюджетных источников финансирования показывает, что правительство планирует привлечь практически треть финансирования из внебюджетных источников. Всего представлено 12 национальных проектов, включающих 72 федеральных проекта, а также план развития магистральной инфраструктуры1.

Ключевой областью применения проектного финансирования в рамках майских указов, является комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. Цели этого плана заключаться в развитии транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры2.

Общий объем финансирования развития магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. составляет 6 348,1 млрд р., источники финансирования: федеральный бюджет — 3 228,8 млрд р.; бюджеты субъектов — 58,7 млрд р.; внебюд-

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204. URL: http://static. kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201805070038.pdf.

2 Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. : Распоряжения правительства Российской Федерации N° 2101-р от 30 сентября 2018 г. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB 4Y.pdf.

жетные источники — 3 260,6 млрд р. В таблице 1 представлены планируемые бюджеты восьми наиболее значимых направлений развития инфраструктуры на период с 2019 по 2024 г.3

Таблица 1

Бюджеты федеральных проектов на период 2019-2024 гг.*

№ Федеральный проект 2019 г., млн р. 2020 г., млн р. 2021 г., млн р. 2022 г., млн р. 2023 г., млн р. 2024 г., млн р. Общий бюджет, млн р.

1 Европа-Западный Китай 8 970 47 825 96 011 212 561 185 671 104 020 655 058

2 Морские порты России 137 970 216 351 238 526 166 116 102 871 65 226 927 061

3 Северный морской путь 49 550 114 905 142 155 145 554 69 152 66 136 587 451

4 Железнодорожный транспорт и транзит 114 603 203 461 218 126 282 114 375 447 59 742 1 253 493

5 Транспортно-логи-стические центры 5 100 2 370 3 790 10 400 12 060 12 130 45 850

6 Коммуникации между центрами экономического роста 328 294 226 634 219 695 286 002 323 691 329 183 1 713 498

7 Развитие региональных аэропортов и маршрутов 38 817 39 574 43 525 57 050 44 190 44 302 267 458

8 Высокоскоростное железнодорожное сообщение 43 303 74 082 133 089 159 000 129 029 83 307 621 810

9 Внутренние водные пути 38 203 45 748 38 710 46 001 52 397 55 324 276 382

'Источник: составлено автором на основании: Аналитическая записка «О состоянии и направлениях развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру России» / экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при банке России (НАКДИ) [Электронный ресурс] (URL: https:// www.cbr.ru/Content/Document/File/44084/analytic_note_16042018.pdf).

Правительство РФ играет ключевую роль в реализации национальных проектов. Функции по реализации проектов разделены между министерствами. Министерство финансов формирует общую идеологию деятельности направления ее развития и поддержание устойчивости финансовой системы. Минэкономразвития осуществляет общее руководство, отраслевые министерства (минтранс, минстрой, минэнерго, минприроды, и др.) курируют и непосредственно участвуют в реализации профильных проектов. Федеральная антимонопольная служба России регулирует конкурсное право, осуществляет антимонопольное и тарифное регулирование.

Регулирование применения проектного финансирования осуществляется Банком России. Он осуществляет регуляцию деятельности банков, инвесторов, эмитентов, кредитных рейтинговых агентств, представителей владельцев облигаций и иных финансовых организаций4.

3 Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. : Распоряжения правительства Российской Федерации № 2101-р от 30 сентября 2018 г. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB 4Y.pdf.

4 Там же.

Также в процессе проектного финансирования участвует множество других ключевых сторон: организаторы проектов; финансирующие организации; ГУП и МУП (если соглашение в форме государственно-частного партнерства); инвесторы (спонсоры); страховые компании; управляющие компании; консультанты (юридические, финансовые, технические и др.); подрядчики (строительные организации); операторы (эксплуатирующие организации); эмитенты и представители держателей облигаций, а также многие другие, в зависимости от специфики проекта5.

Правительство и Банк России проводят активную политику по развитию национального проекта «Жилье и городская среда», в частности переход застройщиков на проектное финансирование.

Отбор Банков, способных вести экскроу-счета, определяется требованиями Банка России. Средства банк перечисляет застройщику поэтапно, в зависимости от степени готовности жилья. Покупатель жилья размещает деньги на счете в Банке (эскроу-счет), процент по вкладу ровняется 0 %. Применение ПФ в застройке позволяет снизить риски мошенничества со стороны недобросовестных застройщиков. Повышает контроль за использованием денежных средств, и как следствие не позволяет использовать средства дольщиков на нецелевое назначе-ние6. Укрупненная схема организации проектного финансирования в жилищной застройке представлена на рисунке.

Состав участников рынка жилищной застройки может отличаться в зависимости от сложности структуры проекта и может включать в себя: застройщиков, подрядчиков, инвестиционный фонды, банки, риэлтерские компании и т.д.).

Документы, предоставляемые застройщиком, определяются в постановлении правительства РФ от 1 августа 2018 г. № 897 «Об утверждении состава документов необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика».

При застройке требования предъявляются к компании-застройщику, осуществляющему строительство объекта недвижимости. Уровень кредитоспособности заемщика определяется в результате анализа следующих документов:

1. Документы на земельный участок;

2. Экспертное заключение, подтверждающее сметную стоимость объекта, а также наличие опыта у застройщика;

3. Договоры страхования на производимые работы;

4. Данные бухгалтерской отчетности;

5. Договора поручительства;

6. Реестр платежей, акты выполненных работ, документы по авансовым платежам, и др. (например, документы, подтверждающие выезд застройщика на объект);

7. Прогнозная модель движения денежных средств по проекту7.

Однако стоит отметить, что переход застройщиков на новую схему финансирования проходит недостаточно быстро. Это обусловлено сложностью организации, необходимостью подготовки большого количества документов, нежеланием, а иногда и не возможностью застройщиков переходить на новую схему организации финансирования. В таблице 2 представлены данные Банка России о счетах эскроу застройщиков по состоянию на 2020 г.

5 Поствыборнаяя инфраструктура России : аналит. обзор. URL: https://infraone.ru/analitika/ Proektnoe_ finansirovanie_Postvybornaya_infrastruktura_Rossii_InfraONE_Research.pdf.

6 Стимулирующее банковское регулирование : Доклад для общественных консультаций Банка России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/50671/Consultation_Paper_180628.pdf.

7 Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика : Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2018 г. № 897 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 33. Ст. 5412.

Рис. Схема проектного финансирования в жилищной застройке* "Источник: составлено автором

Таблица 2

Показатели внедрения проектного финансирования в жилищной застройке по Федеральным округам Российской Федерации*

№ Федеральный округ Кол-во кредитных договоров Сумма кредитных договоров, млн р. Кол-во счетов эскроу Кол-во «раскрытых» счетов эскроу Сумма средств, перечисленных с «раскрытых» счетов эскроу, млн р.

1 Центральный 256 664 796,0 23 980 1 340 2 559,5

2 Дальневосточный 41 21 597,8 1 534 4 9,3

3 Приволжский 265 115 375,9 14 772 1 919 4 719,2

4 Северо-Западный 62 102 225,8 5 183 206 421,3

5 Северо-Кавказский 8 2 314,5 361 4 7,6

6 Сибирский 89 40 791,3 3 267 199 543,2

7 Уральский 132 60 513,9 7 846 674 1 560,4

8 Южный 90 56 693,2 5 783 86 108,8

Итого 943 1 064 308,4 62 726 4 432 9 929,4

* Составлено автором по данным: Данные Банка России по счетам экскроу от 27 марта 2020 г. URL:http://www.cbr.ru/analytics/finansirovanie-dolevogo-stroitelstva/2020-03-02/#highlight=%D0% БР%Б1%80%Б0%БЕ%Б0% Б5'^0%ВА'^1%82% D0%BD%D0%BE%D0%BC%7C%D1% 84% D0 %B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B D%D0%B8%D0%B8.

Как видно из табл. 2, можно выделить федеральные округа, существенно лидирующих по сумме заключенных договоров. К ним относятся Центральный, Приволжский, Северо-Западный. На них приходиться около 80 % суммы всех заключенных договоров. Это обусловлено как большей концентрацией застройщиков в этих Федеральных округах, так и большей гибкостью в переходе на новые условия.

Переход на проектное финансирования застройщиков затрагивает все уровни управления страны. К задачам федерального центра относятся: управление реализацией нацпроекта, координация, разработка и внедрение дополнительной нормативной-правовой базы необходимой для успешного внедрения нацпроекта, финансирование из средств федерального бюджета социальных обязательств (обеспечение жильем инвалидов, ветеранов и т.д.), софинансирование мер по увеличению жилищного строительства и модернизации инфраструктуры (социальной и коммунальной)8.

Региональные органы власти отвечают за разработку и внедрение региональных программ, обеспечение комфортной среды для проживания граждан, осуществляют административно-организационное обеспечение нацпроектов и осуществляют их софинансирование из средств региональных бюджетов.

Муниципалитеты осуществляют административную поддержку нацпроектов на местах, предоставляют нуждающимся гражданам социальное жилье. Привлекают частные средства для организации жилищно-коммунального хозяйства (вводиться новая форма в виде инициативного бюджетирования).

Применение проектного финансирования в жилищной застройке меняет структуру взаимоотношений дольщика и застройщика, привлекая в качестве гаранта банк. Что позволяет сократить нецелевое использование средств дольщиков и снизить риски незавершенного строительства.

Цели майских указов являются своего рода указанием направлений, куда частный сектор может направить свои ресурсы, при этом решить важные общественные задачи. Реализация национальных проектов осуществляется в основном за счет государства, однако объем вложений необходимых для всецелой реализации программы национальных проектов требует привлечения значительного объема частного капитала. Механизм проектного финансирования позволяет оптимально консолидировать, как государственные, так и частные средства. Взаимодействие власти и бизнеса на всех уровнях реализации нацпроектов и их взаимная социальная ответственность, приведет к успешной реализации программы национальных проектов.

Как следует из исследования, проектное финансирование положительно показало себя при реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», план развития магистральной инфраструктуры, поэтому может быть рекомендовано использование данной формы финансирования и при реализации других национальных проектов.

8 Поствыборнаяя инфраструктура России : аналит. обзор. URL: https://infraone.ru/analitika/ Proektnoe_ finansirovanie_Postvybornaya_infrastruktura_Rossii_InfraONE_Research.pdf.

Список использованной литературы

1. Бектенова Г.С. Структура сиситемы проектного финансирвоания в многополярной экономике / Г.С. Бектенова // Наука и практика. — 2018. — Т. 10, N 29. — С. 99-109.

2. Никонова И.А. Проектное финансирование в России. Проблемы и направления развития / И.А. Никонова, А.Л. Смирнов. — Москва : Консалтбанкир, 2016. — 216 c.

3. Казанский А.В. Риски проектного финансирования и методы их преодоления в российских проектах / А.В. Казанский // Проблемы современной экономики. — 2015. — N 1 (53). — С. 139-143.

4. Родионов И.И. Проектное финансирование / И.И. Родионов, Р.Н. Божья-Воля. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. — 338 c.

5. Бубнов В.А. Система осуществления государственного целевого проектного финансирования региональной экономики / В.А. Бубнов. — DOI : 10.17150/2411-6262.2016.7(1).1 // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 1. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=20578.

6. Крупенина В.В. Проектное финансирование, как инструмент кредитования в строительной сфере / В.В. Крупенина, Н.Ю. Сухина, Е.Э. Удовик // Лучшая научно-исследовательская работа 2018 : сб. ст. / под ред. Г.Ю. Гуляева. — Пенза, 2018. — С. 99-104.

7. Колодина Е.А. Проблемные аспекты определения сущности публично-частного партнерства / Е.А. Колодина // Стратегические аспекты публичного управления и территориального развития : материалы ежегод. междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 27-28 апр.

2017 г. — Иркутск, 2017. — С. 64-73.

References

1. Bektenova G.S. Structure of the Project Financing System in Multipolar Economics. Nauka i praktika = Science and Practice, 2018, vol. 10, no. 29, pp. 99-109. (In Russian).

2. Nikonova I.A., Smirnov A.L. Proektnoe finansirovanie v Rossii. Problemy i napravleniya razvitiya [Project Financing in Russia. Problems and Directions of Development]. Moscow, Konsaltbankir Publ., 2016. 216 p.

3. Kazansky A.V. Risks of Project Financing and Methods of their Overcoming in Russian Projects. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2015, no. 1 (53), pp. 139-143. (In Russian).

4. Rodionov I.I., Bozhya-Volya R.N. Proektnoe finansirovanie [Project Financing]. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., 2016. 338 p.

5. Bubnov V.A. System of Implementing State Target Project Financing of Regional Economy. Baikal Research Journal, 2016, vol. 7, no. 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).1. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20578. (In Russian).

6. Krupenina V.V., Sukhina N.Y., Udovic E.E. Project Financing as a Lending Instrument in the Construction Industry. In Gulyaev G.Yu. Luchshaya nauchno-issledovatel'skaya rabota

2018 [Best Research Paper 2018]. Pensa, 2018, pp. 99-104. (In Russian).

7. Kolodina E.A. Problem Aspects of Identification of the Essence of Public-Private Partnership. Strategicheskie aspekty publichnogo upravleniya i territorial'nogo razvitiya. Materialy ezhegodnoi mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii, Irkutsk, 27-28 aprelya 2017 g. [Strategic Aspects of Public Administration and Territorial Development. Materials of Annual International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, April 27-28, 2017]. Irkutsk,2017, pp. 64-73. (In Russian).

Информация об авторе

Бобров Данил Андреевича — аспирант, кафедра финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: danil13.12@yandex.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author

Danil A. Bobrov — Ph.D. Student, Department of Finance and Finance Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: danil13.12@yandex.ru.

Для цитирования

Бобров Д. А. Применение проектного финансирования в реализации национальных проектов Российской Федерации / Д. А. Бобров. — DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(2).7 // Baikal Research Journal. — 2020. — Т. 11, № 2.

For Citation

Bobrov D.A. Project Financing in National Projects of the Russian Federation. Baikal Research Journal, 2020, vol. 11, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2020.11(2).7. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.