Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ": ПЛАНЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ": ПЛАНЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2530
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ" / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / NATIONAL ECOLOGY PROJECT / NATIONAL AND REGIONAL PROJECTS / FINANCIAL SUPPORT / SOURCES OF FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоров Александр Аркадьевич, Кудинова Галина Эдуардовна, Розенберг Геннадий Самуилович, Розенберг Анастасия Геннадьевна

Неустойчивость современной цивилизации обусловлена большим многообразием и сложным характером взаимодействия природных и антропогенных факторов. Для решения насущных проблем на глобальном и региональных уровнях принимаются проекты и программы устойчивого развития. В настоящее время возникла необходимость разработки комплексного национального проекта, с широким охватом решения экологических проблем. Цель исследования: проанализировать данные по национальному проекту «Экология» в целом по РФ и по Самарской области и предложить управленческие решения, обеспечивающие эффективность экологических проектов. Для выполнения поставленной цели были выполнены следующие задачи: - провести анализ объема финансирования на реализацию федеральных проектов, включенных в НП «Экология»; - выявить результаты реализации НП за первый год выполнения; - определить специфику исполнения ПН «Экология» на региональном уровне на примере Самарской области; - предложить управленческие решения, обеспечивающие эффективность экологических проектов. Общий нормативный процесс данного научного исследования: - от выдвижения гипотезы к анализу и интерпретации фактов, моделированию, проектированию, подтверждению или опровержению полученных результатов. В рамках исследования использованы предметные методы экономики, статистики, экологии, философии, принципы: многообразности форм и обеспечения полнотой информации, учет различия регионов. В статье приводятся сведения о национальном проекте «Экология», обсуждаются вопросы его финансирования, динамики поступления денежных средств по годам и федеральным проектам, источники ассигнований. Дана оценка промежуточного хода реализации НП «Экология» на федеральном и региональном уровне. Для своевременного принятия управленческих решений предлагается усилить контроль за исполнением плановых мероприятий, позволяющих не допустить факты низкого исполнения расходов на реализацию проектов, осуществить постоянный мониторинг не только достижения показателей, но и эффекта воздействия воплощаемых экологических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ECOLOGY PROJECT: PLANS AND INTERMEDIATE PROGRESS OF IMPLEMENTATION

The instability of modern civilization is due to the great diversity and complex nature of the interaction of natural and anthropogenic factors. Sustainable development projects and programs are being adopted in order to solve pressing problems at global and regional levels. Currently, there is a need to develop a comprehensive national project, with a wide coverage of solving environmental problems. The aim of the research is to analyze the data on National Ecology Project (NEP) as a whole for the Russian Federation and for Samara region in particular and propose management decisions that ensure the effectiveness of environmental projects. To achieve this aim, the authors solve the following tasks: - analyze funding for the implementation of federal projects included in NEP; - identify the results of NEP for the first year of implementation; - determine the specifics of NEP implementation at the regional level on the example of Samara region; - propose management decisions that ensure the effectiveness of environmental projects. The authors put forward a hypothesis to the analysis and interpretation of facts, modeling, designing, confirming or refuting the obtained results. In the research, the authors use subject methods of economics, statistics, ecology, philosophy; principles of the diversity of the research form, taking into account regional characteristics, the information security of the research and the completeness of the data used. The article provides information about NEP, discusses issues of its financing, cash flow dynamics by year and federal projects, sources of appropriations. The authors evaluate the interim progress of NEP implementation at the federal and regional levels. To make timely management decisions, it is proposed to tighten control over the implementation of planned measures to prevent the facts of low execution of costs for project implementation, to continuously monitor not only the achievement of indicators, but also the effect of the implemented environmental projects.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ": ПЛАНЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 332.1

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0050

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ»: ПЛАНЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ

© 2020

SPIN: 8446-5013 AuthorID: 434907

Сидоров Александр Аркадьевич, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятий агропромышленного комплекса и экологии

Самарский государственный экономический университет (44309, Россия, Самара, ул. Советской Армии 141, e-mail: sidorov120559@yandex.ru) SPIN: 4300-6725 AuthorID: 629710 ResearcherID: AAT-6116-2020 ORCID: 0000-0002-2635-1437 ScopusID: 57208083020

Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории моделирования и управления экосистемами

SPIN: 1785-6276 AuthorID: 75027 ResearcherID: O-2764-2018 ORCID: 0000-0002-8820-4459 ScopusID: 9266024200

Розенберг Геннадий Самуилович, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник лаборатории моделирования и управления экосистемами

SPIN: 4023-2705 AuthorID: 734072 ResearcherID: E-8761-2017 ORCID: 0000-0003-1165-271X

Розенберг Анастасия Геннадьевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник

лаборатории моделирования и управления экосистемами Самарский научный центр РАН, филиал - Институт экологии Волжского бассейна РАН (445003, Россия, Тольятти, ул. Комзина 10, e-mail: GKudinova@yandex.ru) Аннотация. Неустойчивость современной цивилизации обусловлена большим многообразием и сложным характером взаимодействия природных и антропогенных факторов. Для решения насущных проблем на глобальном и региональных уровнях принимаются проекты и программы устойчивого развития. В настоящее время возникла необходимость разработки комплексного национального проекта, с широким охватом решения экологических проблем. Цель исследования: проанализировать данные по национальному проекту «Экология» в целом по РФ и по Самарской области и предложить управленческие решения, обеспечивающие эффективность экологических проектов. Для выполнения поставленной цели были выполнены следующие задачи: - провести анализ объема финансирования на реализацию федеральных проектов, включенных в НП «Экология»; - выявить результаты реализации НП за первый год выполнения; - определить специфику исполнения ПН «Экология» на региональном уровне на примере Самарской области; - предложить управленческие решения, обеспечивающие эффективность экологических проектов. Общий нормативный процесс данного научного исследования: - от выдвижения гипотезы к анализу и интерпретации фактов, моделированию, проектированию, подтверждению или опровержению полученных результатов. В рамках исследования использованы предметные методы экономики, статистики, экологии, философии, принципы: многообразности форм и обеспечения полнотой информации, учет различия регионов. В статье приводятся сведения о национальном проекте «Экология», обсуждаются вопросы его финансирования, динамики поступления денежных средств по годам и федеральным проектам, источники ассигнований. Дана оценка промежуточного хода реализации НП «Экология» на федеральном и региональном уровне. Для своевременного принятия управленческих решений предлагается усилить контроль за исполнением плановых мероприятий, позволяющих не допустить факты низкого исполнения расходов на реализацию проектов, осуществить постоянный мониторинг не только достижения показателей, но и эффекта воздействия воплощаемых экологических проектов.

Ключевые слова: национальный проект «Экология», федеральные и региональные проекты, финансовое обеспечение, источники финансирования

NATIONAL ECOLOGY PROJECT: PLANS AND INTERMEDIATE PROGRESS OF IMPLEMENTATION

© 2020

Sidorov Alexander Arkadevich, Doctor of Biological Sciences, professor, Department of Economics

of Agricultural Enterprises and Ecology Samara State University of Economics (44309, Russia, Samara, st. of the Soviet Army 141, e-mail: sidorov120559@yandex.ru) Kudinova Galina Eduardovna, Candidate of Economical Sciences, Senior Researcher, Laboratory

for Modeling and Ecosystem Management Rozenberg Gennady Samuilovich, Doctor of Biological Sciences, Corr. RAS, Chief Researcher, Laboratory for Modeling and Ecosystem Management Rozenberg Anastasia Gennadievna, Candidate of Biological Sciences, Research Associate in Laboratory for Modeling and Ecosystem Management Samara Federal Research Scientific Center RAS, Branch of Institute of Ecology of the Volga River Basin of RAS (445003, Russia, Togliatti, Komzina st. 10, e-mail: GKudinova@yandex.ru) Abstract. The instability of modern civilization is due to the great diversity and complex nature of the interaction of natural and anthropogenic factors. Sustainable development projects and programs are being adopted in order to solve pressing problems at global and regional levels. Currently, there is a need to develop a comprehensive national project, with a wide Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3(32) 219

Sidorov Alexander Arkadevich, Kudinova Galina Eduardovna, Rozenberg Gennady Samuilovich and others NATIONAL ECOLOGY PROJECT: PLANS AND INTERMEDIATE ...

coverage of solving environmental problems. The aim of the research is to analyze the data on National Ecology Project (NEP) as a whole for the Russian Federation and for Samara region in particular and propose management decisions that ensure the effectiveness of environmental projects. To achieve this aim, the authors solve the following tasks: - analyze funding for the implementation of federal projects included in NEP; - identify the results of NEP for the first year of implementation; - determine the specifics of NEP implementation at the regional level on the example of Samara region; - propose management decisions that ensure the effectiveness of environmental projects. The authors put forward a hypothesis to the analysis and interpretation of facts, modeling, designing, confirming or refuting the obtained results. In the research, the authors use subject methods of economics, statistics, ecology, philosophy; principles of the diversity of the research form, taking into account regional characteristics, the information security of the research and the completeness of the data used. The article provides information about NEP, discusses issues of its financing, cash flow dynamics by year and federal projects, sources of appropriations. The authors evaluate the interim progress of NEP implementation at the federal and regional levels. To make timely management decisions, it is proposed to tighten control over the implementation of planned measures to prevent the facts of low execution of costs for project implementation, to continuously monitor not only the achievement of indicators, but also the effect of the implemented environmental projects.

Keywords: National Ecology Project, national and regional projects, financial support, sources of financing

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

- проанализированы данные по национальному проекту «Экология», финансирование в первый год выполнения федеральных проектов и дальнейшая перспектива;

- проведено исследование исполнения национального проекта «Экология» в Самарской области;

- исследование показало, что в Самарской области реализуется шесть Федеральных проектов с конкретными объектами и целевыми показателями, уровень которых существенно различается;

- предложено использовать гибкий механизм перераспределения средств внутри национального проекта «Экология» на основании диагностики скорости исполнения и ежегодных промежуточных достижений.

ВВЕДЕНИЕ

Неустойчивость современной цивилизации обусловлена большим многообразием и сложным характером взаимодействия природных и антропогенных факторов [1,2]. Основой дальнейшего развития мирового сообщества выступает его экологизация с устойчивым трендом в биосферную стабильность [3]. Для решения насущных проблем на глобальном и региональных уровнях принимаются проекты и программы устойчивого развития [4] Рассматриваются вопросы финансирования национальных проектов РФ [5,6]. Однако существовавшие до принятия национального проекта «Экология» и реализуемые государственные программы: «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» отличались низким уровнем исполнения и не полным охватом мероприятиями всех проблем в экологии, обеспечивающих сохранение окружающей среды и устойчивое развитие Российской Федерации. В связи с этим, возникла необходимость разработки комплексного, с широким охватом экологических проблем национального проекта, позволяющего решить указанные проблемы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования: проанализировать данные по национальному проекту «Экология» в целом по РФ и по Самарской области и предложить управленческие решения, обеспечивающие эффективность экологических проектов.

Для выполнения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

- провести анализ объема финансирования на реализацию федеральных проектов, включенных в НП «Экология»;

- выявить результаты реализации НП за первый год выполнения;

- определить специфику исполнения ПН «Экология» на региональном уровне на примере Самарской области;

- предложить управленческие решения, обеспечивающие эффективность экологических проектов.

Общий нормативный процесс данного научного исследования, - от выдвижения гипотезы к анализу и интерпретации фактов, моделированию, проектированию, подтверждению или опровержению полученных резуль-

татов.

В рамках исследования использованы предметные методы экономики, статистики, экологии, философии, принципы: многообразности форм и обеспечения полнотой информации, учет различия регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С 2019 г. в РФ действует национальный проект (НП) «Экология», паспорт данного проекта прошел утверждение на заседании президиума Совета при Президенте РФ, занимающегося стратегическим развитием и курирующим национальные проекты (24.12.2018 г. - протокол № 16) [7]. Обсуждая тематику инвестиций в данный проект [8,9], требуется дополнительное рассмотрение системы и динамики его финансирования и ход реализации.

Национальный проект (НП) «Экология», рассчитанный на 2019-2024 гг., направлен на достижение национальных целей развития в пяти основных областях: экологические технологии, решение проблемы отходов, чистоты воздуха, воды и сохранения биоразнообразия, включает 11 федеральных проектов с 6 целями и 21 целевыми показателями, и общим финансированием в объеме свыше 4 трлн. руб. В его реализации участвуют 14 федеральных органов исполнительной власти, 2 госкорпорации - «Росатом» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ», органы исполнительной власти 85 субъектов РФ, хозяйствующие субъекты.

Нормативно-правовая и методическая база воплощения НП «Экология» только на федеральном уровне предусматривает разработку и принятие более 120 документов, включающие федеральные (12) законы (ФЗ), акты (22) федерального правительства и (86 документов) его органов.

Базовым основанием НП «Экология» выступают государственные программы (ГП) РФ и федеральные целевые программы, которые характеризуются низким уровнем их исполнения на федеральном уровне. Так, на 2018 г., по данным Счетной палаты РФ, исполнение показателей ГП не превышало 83%, а некоторые из них составляли 44,4%:

- ГП «Развитие лесного хозяйства» - 82,9%;

- ГП «Охрана окружающей среды» - 80%.

В государственных и федеральных целевых программах, связанных с воспроизводством и использованием природных ресурсов данный показатель составил 71,6%, с развитием водохозяйственного комплекса РФ - всего 50%, а с охраной озера Байкал самый минимальный -44,4% [10].

Денежные ассигнования на исполнение НП «Экология» видятся в логике увеличения расходов федерального бюджета последних лет по разделу «Охрана окружающей среды», формирования государственных и федеральных целевых программ, межбюджетных отношений, осуществления конкретных неотложных мероприятий и привлекаемых средств.

Наибольший объем финансирования установлен на реализацию федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ)» - 2 427 300 млн.

руб. или 60,1 % от всех затрат на проект «Экология». Определение НДТ заложено законом №219-ФЗ, утвержденным 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», который вступил в силу с 1 января 2020 г. Согласно закона, НДТ считается «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности его применения». Важнейшими критериями определения НДТ выступает минимизация негативного воздействия на природную среду, его экономическая эффективность, ресурсо- и энергосбережение и др.

По размерам выделяемых средств данный проект можно признать первостепенным и комплексным. Финансовые ресурсы будут направлены на современные технологические решения, оснащения, обновление технических способов, методов, сооружений, установок, узлов, агрегатов и другого оборудования промышленных предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства из списка Минприроды РФ, известного как топ-300 крупнейших загрязнителей [11]. Среди данного перечня - промышленные площадки добычи и переработки нефти, газа, угля, производства тепловой и электрической энергии (крупнейшие ТЭЦ, ГРЭС), алюминия, удобрений и азотных соединений, целлюлозы, бумаги, кокса, металлургические комбинаты и другое. Большую (67 пунктов или 22,3%) часть потенциально-опасных объектов составляют крупные комплексы очистных сооружений в субъектах РФ.

По данному федеральному проекту планируется также увеличение (с 50 до 64%) отечественного оборудования в основных технологических процессах, связанных с экологическими ограничениями. В этой части реализация проекта выходит за рамки экологических новаций и корреспондируется с обеспечением доктрины национальной безопасности и максимизации импортозамеще-ния. Следует отметить, что внедрение доступных технологий, обеспечивающих максимальную природоохранную функцию, тесно связано с решениями задач других федеральных проектов.

По объему финансирования выделяется федеральный проект «Чистый воздух» - 500 139,8 млн. руб. с долей 12,4 % от общих планируемых расходов. Данный проект направлен на уменьшение (не менее чем на 20%) объемов поступления загрязнителей в атмосферный воздух в крупных центрах промышленности, упразднении категории городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения. Вводится практика выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР) и др. Определение и применение их прописано в вышеизложенном законе (№219-ФЗ). Действие КЭР распространяется на объекты, оказывающие «значительное негативное воздействие на природную среду» и относящиеся «к областям применения НДТ», или проще на объекты 1 категории. Вместе с тем, в № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.07.2020) в статье 31.1 подробно излагается процедура КЭР, действующая с 01.01.2020 г, указывается необходимая информация, порядок формирования заявок на его получение и др.

Можно выделить группу проектов с умеренным финансированием (менее 10% от общей выделяемой суммы). Среди них, прежде всего, проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)» (296 223,8 млн. руб. или 7,3% общих расходов), целями которого выступает ликвидация в городской среде наиболее крупных свалок мусора (до 191 объекта), а также экологически вредных и опасных объектов, накопившихся в ранние периоды (до 75 шт.). Предполагается внедрение утилизации отходов (до 36%) и их обработка (до 60%) в общем объеме образовавшихся ТКО (на на-

чало реализации проекта их доли составляли, соответственно, 1 и 3%). В эту же группу по объемам финансирования относятся проекты: «Чистая вода» (245 050,0 млн. руб. или 6,1%), «Оздоровление Волги» (205 378,8 млн. руб. или 5,1%), «Сохранение лесов» (151 009,8 млн. руб. или 3,7%), «Чистая страна» (124 206,8 млн. руб. или 3,1%).

Группа с меньшим денежным обеспечением (менее 1% от общей планируемой суммы) включает проекты, связанные с инфраструктурой для обращения с отходами 1-2 классов опасности (более 36 млрд. руб.) и с сохранением озера Байкал (около 34 млрд. руб.). Еще меньше (0,4%) планируется на проекты по сохранению уникальных водных объектов (немногим больше 15 млрд. руб.), и минимальным (0,2%) расходованием на то, что связано с сохранением биологического разнообразия и развитием экологического туризма (примерно 6,3 млрд. руб.).

Поступление финансовых средств в исполнение всероссийского экологического проекта заложено неравномерными долями по годам. Наименьший размер - в 2019 г. - 221 533 млн. руб. или 5,5 % от общего объема за весь период. В 2020 и 2021 гг. предполагается рост ассигнований более, чем в 2 раза, с выходом на плато в 2022 гг. с последующими примерно равными (21-22%) ежегодными долями от 849794,2 до 892258,9 млн. руб. Однако, по отдельным проектам, финансирование по годам сильно отличается от общей картины. Так, федеральный проект «Чистый воздух» максимально будет профинансирован на начальных этапах реализации всего национального проекта. В 2019-2021 гг. в совокупном объеме 373 388 млн. руб. или примерно 75% от всех планируемых средств.

Самые быстрые темпы с завершением уже в 2023 г., или за 4 года, предполагаются для решения проблемы с созданием инфраструктуры для обращения с отходами 1-2 классов опасности. Со стремительным ростом инвестиций в данный проект с 552,6 млн. руб. в 2019 г. до 3 905,5 млн. руб. в 2020 г. и до 12 424,2 млн. руб. в 2021 г., т.е. за два года увеличение финансирования примерно в 22,5 раза. Средства будут направлены, прежде всего, на строительство ранее отсутствующих в стране производственно-технических комплексов для обработки, утилизации и обезвреживанию высокоопасных отходов, и введение их в эксплуатацию (2023 г. - 4; 2024 г. - 7 объектов).

Финансирование проекта «Сохранение лесов» планируется осуществлять примерно равными годовыми долями - от 24 995,9 млн. руб. в 2019 г. до 25 468,0 млн. руб. в 2023 г. Согласно целевым указаниям в РФ ожидается, как в цивилизованных странах, полностью сбалансировать процесс выбытия и воспроизводства вырубленных и погибших лесов. Кроме того более, чем в 2 раза (с 32,3 до 12,5%) сократить ущерб от лесных пожаров.

Совокупность источников финансовых расходов на реализацию НП «Экология» складывается из федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в целом в соотношении 1 : 0,2 : 4,6. Минимальная доля (около 3%) средств запланирована на консолидированные бюджеты субъектов РФ, что вполне ожидаемо в силу дотационного характера их формирования. Львиная (более 79%) часть приходится на внебюджетные источники, а их привлечение предусматривает мобилизацию частных инвестиций и создание достаточных стимулов для бизнеса, с которым в РФ возникают большие сложности. Существует высокий риск самой возможности привлечения значительных внебюджетных средств. Яркой иллюстрацией тому служит чрезвычайная ситуация федерального характера, произошедшая 3 июня 2020 г. в г.Норильске (Красноярский край) на промышленном объекте ПАО ГМК «Норильский никель», крупнейшей компании России с частным капиталом. В результате разгерметизации хранилища с дизельным топливом на ТЭЦ-3 значительная арктическая территория с уникальной хрупкой

Sidorov Alexander Arkadevich, Kudinova Galina Eduardovna, Rozenberg Gennady Samuilovich and others economic

NATIONAL ECOLOGY PROJECT: PLANS AND INTERMEDIATE ... sceinces

экосистемой загрязнена. Ущерб от этого события полностью еще не рассчитан, но предварительно его можно оценить примерно в 150 млрд. руб. Причиной аварии послужила, прежде всего, высокая изношенность инженерных сетей, невыполнение программ по строительству, ремонту и эксплуатации объектов повышенной опасности (на 70-75%) на протяжении долгих лет их использования. Это прискорбный факт пренебрежительного отношения конкретного бизнеса к технико-экологическим требованиям к объектам повышенной опасности.

В отдельных проектах результирующая пропорция финансовых поступлений подвержена большой вариации. В проектах «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов» не предусмотрены внебюджетные источники, в проекте «Внедрение НДТ», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 классов опасности» отсутствуют расходы региональных бюджетов, а проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» финансируется исключительно из федерального бюджета.

В НП «Экология» направляются значительные финансовые ресурсы из федерального бюджета в размере 701 164,9 млн. руб., что составляет более 17 % запланированных расходов. Из них межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ в объеме 508 305,9 млн. руб. в основном в виде субсидий (504 276,8 млн. руб.), субвенции (4 029,1 млн. руб.) предусмотрены только по проекту, направленного на сохранение уникальных водных объектов.

Кроме межбюджетных трансфертов из бюджета РФ предполагаются и прямые расходы. Плановая величина достигает 192 859 млн. руб., что составляет 4,8% от всех расходов в целом или 27,5% от ресурсов федерального бюджета.

Большая часть (около 40%) данных средств в размере 76,9 млрд. руб. будут израсходованы на проект по созданию комплексной системы обращения с ТКО. Другая значительная доля (более 27%) или более 52,5 млрд. руб. - на важнейший экологический проект «Чистый воздух». Меньшие суммы прямых расходов (в соотношении 14 -9%) предполагаются на внедрение НДТ (27,3 млрд. руб.) и на инфраструктуру для обращения с отходами 1-2 классов опасности (более 17,7 млрд. руб.). Затраты, в диапазоне от 3 до 1% от прямых расходов, направляются на реализацию 5 проектов.

Около 6,3 млрд. руб. на деятельность по сохранению биологического разнообразия и развитию экологического туризма, более 3,9 млрд. руб. по оздоровлению Волги, 3,3 млрд. руб. по сохранению уникальных водных объектов, более 2,2 млрд. руб. - озера Байкал и более 1,9 млрд. руб. - лесов РФ.

Менее 1 млрд. руб. планируется израсходовать на проекты «Чистая страна» (302,8 млн. руб.) и «Чистая вода» (349,3 млн. руб., целевого предназначения на мероприятия по организации мониторинга за качеством питьевой воды).

Счетная палата РФ осуществляет мониторинг НП «Экология». Данный контролирующий орган по состоянию на 01.11.2019 г. приводит сведения о весьма низком (27,1%) исполнении расходов на реализацию НП «Экология». Причем, если по первоначальному паспорту предполагалось немногим более 60,8 млрд. руб., то по сводной бюджетной росписи уже меньше на 6,5% от требуемой суммы или 56,9 млрд. руб, а лимиты бюджетных обязательств составили и вовсе 45,9 млрд. руб. (80,7% от сводной бюджетной росписи). Таким образом, финансовые средства на каждом промежуточном этапе до исполнения сокращались существенным образом. Особенное внимание обращается на большие различия бюджетных назначений на этапе паспортных данных (более 4,6 млрд. руб.) и сводной бюджетной росписи (0,38 млрд. руб.) в ФП по комплексной системе обращения с ТКО (снижение почти на 92%). Нарушения исполнения бюджетных назначений на этапе выделения лими-222

тов бюджетных обязательств выявлены при реализации ФП «Чистый воздух», когда финансовые средства были сокращены на 77,7%.

Исполнение бюджетных обязательств сильно варьирует по федеральным проектам. Наиболее высокие (94,7%) показатели исполнения расходов, после секве-стирования на начальных этапах, отмечаются по ФП «Комплексная система обращения с ТКО». Затем, по мере снижения можно выделить проекты по сохранению уникальных водных объектов (72,5%) и сохранению лесов (71,6%). Худшие условия финансирования сложились для реализации ФП «Чистая страна», исполнение на 41,4%. Далее по резко убывающей: «Сохранение озера Байкал» (27,7%), «Чистая вода» (12,4%), «Чистый воздух» (11,3%) и «Оздоровление Волги» (7,4%).

Наиболее тревожная ситуация на приведенный период сложилась по трем проектам, когда вообще не исполнены бюджетные назначения: по созданию инфраструктуры обращения с отходами 1 и 2 класса опасности, сохранению биологического разнообразия, развитию экологического туризма и внедрению НДТ. Это, на данном примере, может указывать на низкое качество государственного управления в области экологии и охраны окружающей среды в России.

В последующий период, например, на 28 декабря 2019 г., примерно за год действия НП, если в целом по всем нацпроектам исполнение расходов сложилось на уровне 88,1%, то по нацпроекту «Экология» всего 61,7%. Это один из самых низких уровней исполнения, наряду с нацпроектом «Цифровая экономика» (53,6%).

В основном это связывают с недостаточной эффективностью работы федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Так, на 01.11.2019 г., из 97 запланированных нормативно-правовых и иных актов, не приняты 13, либо они приняты позже, включая ряд важнейших ФЗ. Таким образом, затягивается формирование методологической, нормативной и методической базы реализации НП «Экология».

Следует признать, что реализация НП «Экология» в отведенном паспортом проекта объеме положительно скажется на достижении национальных целей в области экологической безопасности, но она далека от разрешения всех накопившихся экологических проблем в РФ. Финансовые затраты в федеральные проекты не столь масштабны, чтобы оперировать лозунгом «астрономических сумм».

Они сопоставимы с ежегодными штрафами в размере более 1 трлн. руб. (2015-2017 гг.) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Их можно рассматривать как частичное покрытие хронической задолженности экологической сфере со стороны государства, муниципалитетов и бизнеса. Более того, финансовое обеспечение проекта находится под угрозой свертывания расходов в связи со сложной текущей экономической обстановкой в стране.

Исполнение НП «Экология» в субъектах РФ отличается своей спецификой. Так, в Самарской области в 2018 г. были сформированы региональные паспорта федеральных проектов, которые включают 80 объектов, а общий объем финансирования составляет более 45 млрд. рублей. В реализации региональных проектов (РП) национального проекта «Экология» участвуют 4 областных министерства:

- лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования,

- энергетики и жилищно-коммунального хозяйства,

- промышленности и торговли,

- строительства,

а также органы местного самоуправления и субъекты, хозяйствующие на ее территории. Регион участвует в реализации шести федеральных проектов: «Оздоровление Волги», «Чистая вода», «Сохранение лесов», «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов», «Комплексная система обращения с ТКО» (табл.1).

Таблица 1. - Региональные проекты НП «Экология» в Самарской области [12]

Федеральные проекты Региональные проекты и объекты

«Чистая страна» - бывшая городская свалка южнее завода «АвтоВАЗАгрегат» (г.о. Тольятти) до 2024 г. - свалка инертных отходов напротив ПАО «АвтоВАЗ» (г.о. Тольятти) до 2024 г. - несанкционированная свалка (г.о. Октябрьск) до 2023 г. - несанкционированная свалка (г.о. Чапаевск) до 2023 г. - объект накопленного экологического вреда в муниципальном районе Алексеевский общей площадью 50,7 га

«Сохранение уникальных водных объектов» - проектирование и расчистка 3-х участков русла реки Сызранка (нижнее течение) на территории г.о. Сызрань к 2024 г.

«Оздоровление Волги» - реконструкция (модернизация) и строительство очистных сооружений во всех 8 городских округах и 6 муниципальных районах (Ставропольском, Сызранском, Приволжском, Безенчукском, Елховском, Кинельском), - ликвидация объектов экологического ущерба - территории техногенно деградированные размещением спиртовой барды в районе с.п. Рождествено Волжского района, и территория бывшего ОАО «СВЗХ» (г.о. Чапаевск), - снизить объем отводимых вод с 0,3 куб. км в год до 0,105 куб. км в год, - обеспечить приращение мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в реку Волгу загрязненных сточных вод, в объеме 0,195 куб. км в год

«Сохранение лесов» обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% на площади 850 га к 2024 г. путем: - увеличения площади лесовосстановления, - оснащения лесопожарной техникой и оборудованием, - оснащения специализированной лесохозяй-ственной техникой и оборудованием

«Чистая вода» - строительство и реконструкция 21 объекта (строительство водозаборных сетей, НФС) для улучшения качества питьевого водоснабжения для 225,7 тыс. городских и сельских жителей региона, - достижение индикаторов: доля всего населения области, «обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» - 89,6 %, доля городского населения области, «обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» - 96 %

«Комплексная система обращения с ТКО» - 16 мероприятий по строительству и реконструкции объектов сортировки (мусоросорти-ровочные комплексы) и переработки ТКО, - увеличение с 3,8% до 11% доли ТКО, направленных на утилизацию, - увеличение до 100% при базовом уровне 37,6% доли ТКО, направленных на обработку

«Сохранение лесов» - восстановление лесов на общей площади 716,6 га при плане 689,3 га (104 %), - отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений» составило 289,9 % (от плана 98,6%), - заготовлено лесных семян 7,77 т при плане 2,96 т (262 % от плана), - выращено посадочного материала лесных растений в количестве 5,13 млн. шт. (100,1 % от плана 5,12 млн. шт.), - приобретено 7 единиц лесокультурного оборудования и 59 единиц лесопожарной техники

«Чистая вода» - завершено строительство водопроводных сетей села Кандабулак, начато строительство водопроводных сетей в селе Калиновка муниципального района Сергиевский, - начаты работы по реконструкции водозабора, НФС и водопровода в поселках Глушицкий и Пензено муниципального района Большеглушицкий, - доля всего населения области, «обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» - 85,7% (план 84,2%), - доля городского населения области, «обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» -88,67 % (выполнение плана)

«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» - этап использования электронной модели областной схемы обращения с отходами, - введен в эксплуатацию мусоросортировоч-ный комплекс вблизи г.о. Новокуйбышевск мощностью 40 тыс. т в год, - доля ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО - 24,2% при плане 37,6%, - доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО - 7,1 % при плане 3,8%, - доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО - 10% (100% от плана)

За 2019 г. в Самарской области осуществлен целый ряд мероприятий в рамках реализации НП «Экология», исполнение которых отличается неравномерностью по региональным проектам (табл.2).

Таблица 2. - Степень реализации региональных проектов НП «Экология» в Самарской области [13]

ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, предлагаем для обсуждения вынести обобщенные положения:

- национальный проект «Экология» представляет комплексный подход к разрешению экологических проблем в Российской Федерации по ключевым направлениям: отходы, воздух, вода, биоразнообразие и наилучшие доступные технологии;

- в составе НП «Экология» 11 федеральных проектов с разным уровнем финансирования и динамикой поступления средств, с преимущественным характером для проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», системно связанного с другими федеральными проектами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совокупность источников финансовых расходов на реализацию НП «Экология» складывается из федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в целом в соотношении 1 : 0,2 : 4,6;

- при подготовке и реализации федеральных проектов выявляются недостатки, затягивающие формирование методологической, нормативной и методической базы, в том числе из-за вариабельного и низкого исполнения бюджетных расходов на их реализацию на начальных этапах;

- в Самарской области реализуется 6 федеральных проектов с конкретными объектами и целевыми показателями, уровень исполнения которых существенно различается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для своевременного принятия управленческих решений предлагается усилить контроль за исполнением плановых мероприятий, недопущения фактов низкого исполнения расходов на реализацию проектов, осуществлять постоянный мониторинг не только достижения показателей, но и эффекта воздействия воплощаемых экологических проектов.

Рекомендуется использовать гибкий механизм пере-

Федеральные проекты Региональные проекты и объекты

«Чистая страна» - составление проектно-сметной документации

«Сохранение уникальных водных объектов» - составление проектно-сметной документации

«Оздоровление Волги» - начато выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции канализационных очистных сооружений в 4 городских округа (Самара, Сызрань, Жигулевск, Октябрьск), села Богатырь, - начато выполнение проектных работ по рекультивации территории в районе с.п. Рождествено

Sidorov Alexander Arkadevich, Kudinova Galina Eduardovna, Rozenberg Gennady Samuilovich and others NATIONAL ECOLOGY PROJECT: PLANS AND INTERMEDIATE ...

распределения средств внутри национального проекта на основании диагностики скорости исполнения и ежегодных промежуточных достижений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Розенберг Г.С. Биосфера+ноосфера+техносфера=экосфера (Вернадский и Наве) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2019. Т. 28. № 3. - С. 33-43.

2. Розенберг Г.С., Саксонов С.В., Сенатор С.А. Глобальные и региональные аспекты преобразования природы в России: взгляд эколога //Век глобализации. 2019. № 1 (29). - С. 112-133.

3. Сидоров А.А. Глобальные индексы жизнеспособности экосистем // Экологические проблемы бассейнов крупных рек: материалы Международной конференции, приуроченной к 35-летию Института экологии Волжского бассейна РАН и 65-летию Куйбышевской биостанции. Тольятти, 15-19 октября 2018 г. — Тольятти: изд-во Анна, 2018. - С.283-285. DOI: 10.24411/9999-002A-2018-10124.

4. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г. Переход к зеленой экономике и устойчивому развитию России и регионов / В книге: Районирование территорий: принципы и методы. Тольятти, 2018. - С. 158-166.

5. Воробьева Е.И. Национальные проекты Российской Федерации: приоритеты и финансовый контроль над их реализацией // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 4 (49). - С. 151-161.

6. Бухвальд Е.М. Финансово-бюджетные аспекты реализации национальных проектов в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2020. № 3 (145). - С. 41-44.

7. Паспорт национального проекта «Экология» - [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/pgU5C cz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf

8. Марголин А.М., Спицына Т.А., Марголина Е.В. О возможных источниках инвестиций в реализацию национальной программы «Экология» // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 1. № 7. - С. 36-42.

9. Зворыкина Ю.В., Семенцов С.П. Национальный проект «Экология» как фактор формирования системы «зеленого финансирования» в России // Российский экономический журнал. 2018. № 6. - С. 61-71.

10. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качествауправления» - http://audit.gov.ru/upload/iblock/697/697466503 3576448bae98baa0e9626e4.pdf

11. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 154 от 18.04.2018 г. «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».

12. Доклад об экологической ситуации в Самарской области за 2018 год - http://www.priroda.samregion.ru/external/priroda/ files/c_116/Doklad_ob_ekologicheskoj_situatsii_na_territorii_Samarskoj_ oblasti_-_2018_god.pdf

13. Доклад об экологической ситуации в Самарской области за 2019 год - http://www.priroda.samregion.ru/external/priroda/files/c_116/ Gosdoklad_2019J.pdf

Работа выполнена в рамках государственного задания «Экологические закономерности устойчивого функционирования экосистем и ресурсный потенциал Волжского бассейна» (АААА-А17-117112040039-7) и «Оценка современного биоразнообразия и прогноз его изменения для экосистем Волжского бассейна в условиях их природной и антропогенной трансформации» (АААА-А17-117112040040-3).

Статья поступила в редакцию 29.06.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.