(CC) (
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-3-50-58 УДК 330.34,336.64(045) JEL 016, 022
Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов
С. В. Криворучко3, В.А. Лопатин'
Финансовый университет, Москва, Россия a http://orcid.org/0000-0002-6618-3095; ь http://orcid.org/ 0000-0001-5412-0663
АННОТАЦИЯ
Актуальность статьи обусловлена рисками невыполнения национальных проектов по объему внебюджетного финансирования в рамках реализации Указа Президента РФ от 08.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Предмет исследования - инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов, которые способствуют выполнению плана финансирования и включают способы стимулирования, обеспечения условий и привлечения финансирования. Цели работы -выявление, классификация особенностей применения инструментов внебюджетного финансирования на основе анализа нормативных и иных документов, связанных с реализацией и финансированием национальных проектов. В статье предлагается модель реализации национального проекта на условиях внебюджетного финансирования, охватывающая действия органов государственной власти и компаний на четырех этапах реализации проекта: принятие решения о реализации проекта, подготовка проектной документации, привлечение средств для финансирования проекта и непосредственно реализация проекта (развертывание процессов планирования, выполнения, мониторинга и контроля работ в соответствии с требованиями к проекту). Показано, что органы государственной власти обладают большим набором инструментов для привлечения компаний к реализации национальных проектов на условиях внебюджетного финансирования, включая инструменты стимулирования в части принятия решений о реализации проектов, обеспечения информацией для подготовки проектной документации, создания условий для привлечения средств с целью финансирования и реализации проектов. При этом компании обладают большим набором инструментов привлечения средств с разной функциональностью, которые могут обеспечивать внебюджетное финансирование практически любого проекта.
Ключевые слова: внебюджетное финансирование; национальный проект; инструменты финансирования; стимулирование к финансированию
Для цитирования: Лопатин В.А., Криворучко С. В. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(3):50-58. DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-3-50-58
ORIGINAL PAPER
Tools for Extra-Budgetary Financing of National Projects
V.A. Lopatinb, S. V. Krivoruchkoa
Financial University, Moscow, Russia a http://orcid.org/0000-0002-6618-3095; b http://orcid.org/0000-0001-5412-0663
BY 4.0
ABSTRACT
The relevance of the article is due to the risk of failure of national projects for extra budgetary funding in the framework of the decree of the President of the Russian Federation from 08.05.2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024". The subject of the research is tools for extra-budgetary financing of national projects that contribute to the implementation of the financing plan and include ways to stimulate, provide conditions and attract funding. The purpose of the work is identification and classification of features
© Лопатин В. А., Криворучко С. В., 2020
of the use of extra-budgetary financing tools based on the analysis of regulatory and other documents related to the implementation and financing of national projects. The article proposes a model for implementing a national project on the terms of extra-budgetary financing, covering the actions of public authorities and companies at four stages of project implementation: making a decision on project implementation, preparing project documentation, attracting funds for project financing and directly implementing the project (deploying the processes of planning, execution, monitoring and control of work in accordance with the project requirements). It is shown that public authorities have a large set of tools for attracting companies to implement national projects on the terms of extra-budgetary financing, including tools to encourage companies to make decisions on project implementation, provide information for the preparation of project documentation, create conditions for attracting funds to finance projects and implement them. At the same time, companies have a wide range of tools for raising funds with different functionality, which can provide extra-budgetary funding for almost any project.
Keywords: extra-budgetary financing; national project; financing instruments; incentives for financing
For citation: Lopatin V. A., Krivoruchko S. V. Tools for extra-budgetary financing of national projects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(3):50-58. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-50-58
ВВЕДЕНИЕ
В рамках выполнения 13 национальных проектов, разработанных в рамках реализации Указа Президента РФ от 08.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента РФ № 204) предусмотрено значительное внебюджетное финансирование (в сумме более 7,52 трлн руб.1), причем 86% всего объема финансирования приходятся только на два проекта: «Экология» (3,21 трлн руб.) и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (3,26 трлн руб.). При этом доля внебюджетных источников существенно варьируется от проекта к проекту: от 0% в проектах «Демография», «Культура» и «Международная кооперация и экспорт» до 51,36% в проекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» и 79,34% в проекте «Экология». С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что по отдельным направлениям развития государство разработало и применяет эффективные инструменты привлечения внебюджетного финансирования. С другой стороны, это может быть показателем отсутствия у государственных органов системного подхода к организации внебюджетного финансирования национальных проектов в целом.
1 Сайт Правительства РФ. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. URL: http://static. govemment.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvO98OOwAt2dzCIA ietOih.pdf.
УТОЧНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ
В общем случае прилагательное «внебюджетный» означает понятие, означающее несвязанность с государственным бюджетом, получение средств не из бюджета или предназначенность для расходов помимо бюджетных ассигнова-ний2. При этом под государственным бюджетом обычно подразумевается консолидированный бюджет, представляющий собой свод бюджетов всех уровней (федерального, регионального и муниципального). Как следствие, внебюджетное финансирование проектов не связано с государственным бюджетом и осуществляется за счет иных источников финансирования, в том числе государственных и негосударственных. К первым, как правило, относят государственные внебюджетные фонды и собственные средства государственных компаний, ко вторым — негосударственные фонды, собственные и заемные средства негосударственных компаний и др.
Государственные проекты стратегического развития обычно имеют сложную структуру финансирования, включающую как бюджетные, так и внебюджетные источники. В национальных проектах, подготовленных в соответствии с Указом Президента РФ № 204, используются четыре вида источников: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды и внебюджетные источники. При этом содержание термина «внебюджетные
2 Академический толковый словарь русского языка. Т. 2: ВИНА-ГЯУР / отв. ред. Л. П. Крысин.— Москва: Издательский дом ЯСК, 2016.- 680 с.— ISBN 978-5-9909114-0-6.
источники» в нормативных документах, имеющих отношение к национальным проектам, не раскрывается. Тем не менее логично предположить, что данный термин охватывает все источники финансирования, кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов. Именно в этом значении термин «внебюджетные источники» будет использоваться в настоящей работе. При этом под внебюджетным финансированием национального проекта подразумевается финансирование национального проекта за счет средств внебюджетных источников, а под инструментом внебюджетного финансирования национальных проектов понимается способ обеспечения выполнения плана по внебюджетному финансированию национальных проектов. В рамках настоящей работы к таким инструментам относятся:
1) инструменты привлечения компаний, которые используются органами государственной власти в целях реализации национальных проектов в части внебюджетного финансирования;
2) инструменты привлечения заемных средств для финансирования затрат при реализации корпоративных проектов в составе национальных проектов.
Заметим, что в настоящей статье термин «корпоративный проект» применяется в случаях нестандартного использования проектных терминов в документах, касающихся формирования и реализации национальных проектов, и означает реальный проект, реализуемый компанией. Причем в структуре национальных проектов только корпоративные проекты соответствуют классическому определению проекта3, а национальные, федеральные и региональные проекты являются, по сути, программами проектов. При этом:
а) национальный проект является программой проектов, составными элементами которой выступают федеральные проекты;
б) федеральный проект представляет собой программу проектов, включающую региональные и корпоративные проекты федерального уровня;
в) региональный проект является программой проектов, составными элементами которой вы-
3 Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов (NCB — SOVNET National Competence Baseline Version 3.1) / под ред. В. И. Воропаева.— Москва: ЗАО «Проектная практика», 2014.- 259 с.— ISBN 5-904574-03-1.
ступают корпоративные проекты регионального уровня.
ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы развития инструментов внебюджетного финансирования национальных проектов и изменения «правил игры» для успешной реализации проектов затронуты в ряде исследований российских авторов. В работе Ю. В. Зворыкиной и С. П. Семенцова [1] говорится о важности механизма привлечения внебюджетных средств для успешной реализации национального проекта «Экология». Авторы утверждают, что в России уже применяется механизм стимулирования проектов технологического перевооружения, основанный на ужесточении государственными институтами развития экологических требований к заемщикам. Одновременно указывается на предложение Минпромторга России о внедрении механизма предоставления предприятиям субсидий на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в целях внедрения наилучших доступных технологий взамен «грязных» способов производства. А. М. Ажлуни и О. Л. Ша-рыгина [2] отмечают, что для целей реализации национальных проектов изменились «правила игры» в налогово-бюджетной сфере — увеличился НДС, реформирована акцизная политика, внесены новые статьи расходов в региональные бюджеты и др. А. С. Бедняков и Л. А. Миэринь [3] анализируют эволюцию проектов национального масштаба в исторической перспективе и среди основных причин невыполнения проектов выделяют мотивационные проблемы, связанные с восприятием проектов национальной элитой, бизнесом и населением. И. А. Бозиева [4], затрагивая проблему снижения рисков инвесторов и отмечая необходимость внедрения новых инструментов финансирования национальных проектов, подчеркивает важность преимущества массового участия в инновациях инвесторов с небольшими финансовыми ресурсами, в том числе в форме краудфандинга. Одновременно она предлагает разработать и ввести в действие еще один инструмент финансирования национальных проектов — федеральную платформу инновационного финансирования, которая позволяет обеспечивать публичность трансакций
Рис. / Fig. Модель реализации проекта на условиях внебюджетного финансирования / Project implementation model on the terms extrabudgetary funding
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
за счет применения современных технологии распределенного реестра. А. Я. Запорожан [5] с целью преодоления слабости методологической поддержки национальных проектов выступает за доведение до регионов концептуальных подходов к развитию затрагиваемых проектами сфер, получая от них конкретику стоящих перед ними задач. Рассматривая правовые, институциональные и методические новации на субфедеральном уровне, О. Б. Иванов и Е. М. Бухвальд [6] указывают на необходимость создания условий для стимулирования проектного управления в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также на целесообразность разработки моделей проектного управления, учитывающих их специфические особенности. Е. А. Фирсова и В. А. Куликов [7], раскрывая потенциал государственно-частного партнерства в реализации национальных проектов, отмечают необходимость доработки паспортов проектов в части применения инструментов государственно-частного партнерства.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования инструментов внебюджетного финансирования национальных проектов разработана модель реализации проекта на условиях внебюджетного финансирования, основанная на следующих предположениях и ограничениях (диаграмма модели для корпоративного проекта регионального уровня приведена на рисунке):
1) органы государственной власти способны привлекать внебюджетное финансирование, хотя им не предоставлено право контроля источников внебюджетного финансирования национальных, федеральных, региональных и корпоративных проектов;
2) корпоративный проект финансируется компаниями за счет собственных и заемных средств, привлекаемых на финансовом рынке;
3) компания принимает решения об использовании собственных и заемных средств для финансирования корпоративных проектов в соответствии с ее целями, учитывая стоимость привлекаемых заемных средств;
4) компания принимает решение о реализации корпоративного проекта и осуществляет его при выполнении следующих четырех условий:
а) получение явной выгоды (увеличение дохода, снижение затрат, снижение рисков, увеличение доли рынка и др.);
б) обладание полной информацией, необходимой для подготовки проектной документации (нормативной базы, стандартов, методик и др.);
в) реальность привлечения финансирования в размере и на срок, соответствующий проектной документации;
г) наличие возможности реализации проекта согласно проектной документации (выполнение условий, необходимых для реализации проекта, третьими лицами, включая государство);
5) заинтересованность органов государственной власти в привлечении компаний к реализации корпоративных проектов на условиях внебюджетного финансирования, если имеются возможности для:
а) создания стимулов для осознания компаниями своей выгоды от реализации корпоративных проектов (выдача разрешений и лицензий, компенсация затрат на выплату процентов, наложение штрафов и др.);
6) обеспечения доступности информации, необходимой для подготовки компаниями проектной документации (выпуск необходимых нормативных актов, методик, стандартов, справочников, отчетов и др.);
в) привлечения заемных средств в целях финансирования корпоративных проектов (наличие финансовых институтов, способных предоставлять заемные средства на условиях, необходимых для реализации корпоративных проектов);
г) создания условий, необходимых для реализации корпоративных проектов (выполнение третьими лицами требований, необходимых для реализации проектов; обеспечение в ходе реализации проектов стабильности «правил игры» и функционирования критичной инфраструктуры и др.).
Инструменты внебюджетного финансирования исследовались в настоящей работе в соответствии с моделью реализации проектов на условиях внебюджетного финансирования в три этапа.
На первом этапе осуществлялся семантический и предметный анализы материалов, связанных с национальными проектами (паспортов проек-
тов, нормативных документов, сообщений о ходе реализации проектов и др.). Целью анализа было выявление инструментов, способствующих выполнению плана по внебюджетному финансированию национальных проектов.
На втором этапе проводился сравнительный анализ и классифицировались выявленные инструменты внебюджетного финансирования по двум группам:
1) инструменты привлечения органами государственной власти компаний к реализации корпоративных проектов на условиях внебюджетного финансирования;
2) инструменты привлечения компаниями заемных средств к финансированию затрат в рамках корпоративных проектов.
При этом в первой группе инструменты распределялись по четырем подгруппам, соответствующим разным инструментам привлечения компаний к реализации проектов на условиях внебюджетного финансирования:
• инструменты стимулирования принятия компаниями решений о реализации корпоративных проектов;
• инструменты обеспечения компаний информацией для подготовки проектной документации;
• инструменты создания условий для привлечения компаниями заемных средств с целью финансирования корпоративных проектов;
• инструменты создания условий для реализации компаниями корпоративных проектов.
Во второй группе инструменты распределялись по четырем подгруппам, соответствующим разным по субъектному составу инструментам привлечения средств к финансированию затрат в рамках корпоративных проектов:
• инструменты привлечения средств финансовых институтов (кредитных организаций, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», иностранных банков);
• инструменты привлечения государственных средств;
• инструменты привлечения средств организаций;
• инструменты привлечения средств физических лиц.
На третьем этапе за каждым инструментом закреплялись одна или несколько функций, которые он должен выполнять в ходе исполнения плана
Таблица / Table
Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов / Extrabudgetary Funding Tools
national projects
№ Наименование инструмента / Tool name Функции инструмента / Tool Functions
1 Инструменты привлечения компаний к реализации корпоративных проектов на условиях внебюджетного финансирования / Tools for attracting companies to implement corporate projects on the basis of extrabudgetary funding
1.1 Инструменты стимулирования компаний в части принятия решений о реализации проектов / Incentive tools for companies regarding decision-making on project implementation
1.1.1 Нормативные акты, регулирующие деятельность компаний / Regulations governing the activities of companies Способствовать принятию решений о реализации проектов посредством: введения требований к деятельности компаний, выполнение которых возможно только в результате реализации проектов; введения обременительных санкций за нарушение требований
1.1.2 Нормативные акты, регулирующие выдачу разрешений и лицензий / Regulations governing the issuance of permits and licenses Способствовать принятию решений о реализации проектов посредством введения условий выдачи разрешений и лицензий, выполнение которых возможно только в результате реализации проектов
1.1.3 Системы мониторинга и контроля деятельности компаний / Monitoring and control systems for companies Способствовать принятию решений о реализации проектов посредством повышения вероятности выявления нарушений и наложения санкций за нарушения требований, выполнение которых возможно только в результате реализации проектов
1.1.4 Предоставление субсидий для компенсации затрат компаний / Providing subsidies to offset companies' costs Способствовать принятию решений о реализации проектов путем повышения уровня эффективности проектов
1.2 Инструменты обеспечения информацией для подготовки проектной документации / Tools for providing information for the preparation of project documentation
1.2.1 Нормативные акты, необходимые для подготовки проектной документации / Regulations necessary for the preparation of project documentation Аннулировать возможность отказа от реализации проекта из-за отсутствия нормативных актов
1.2.2 Методические рекомендации, необходимые для подготовки проектной документации / Guidelines required for the preparation of project documentation Устранять возможность отказа от реализации проекта из-за отсутствия методических рекомендаций
1.2.3 Справочные системы, необходимые для подготовки проектной документации / Help systems necessary for the preparation of project documentation Исключать возможность отказа от реализации проекта из-за отсутствия справочной информации
1.3 Инструменты создания условий для привлечения средств с целью финансирования проектов / Tools for creating conditions for raising funds to finance projects
1.3.1 Нормативные акты, стимулирующие финансовые институты выдавать кредиты компаниям / Regulations encouraging financial institutions to grant loans to companies Устранять возможность отказа от реализации проекта из-за отсутствия финансовых институтов, заинтересованных и имеющих возможность выдавать кредиты на финансирование проекта
1.3.2 Публично-правовые компании, осуществляющие финансирование проектов в рамках государственно-частного партнерства / Public law companies financing projects in the framework of public-private partnerships Исключать возможность отказа от решения о реализации проекта из-за отсутствия публично-правовых компаний, способных финансировать проекты в рамках государственно-частного партнерства
1.3.3 Нормативные акты, регулирующих вопросы привлечения компаниями средств на условиях краудфандинга / Regulations governing the raising of funds by companies on crowdfunding conditions Способствовать принятию решения о реализации проекта путем предоставления компаниям дополнительных возможностей привлечения средств на условиях краудфандинга
Окончание таблицы 1 / Table 1 (continued)
№ Наименование инструмента / Tool name Функции инструмента / Tool Functions
1.4 Инструменты создания условий для реализации корпоративных проектов / Tools for creating conditions for the implementation of corporate projects
1.4.1 Нормативные и ненормативные акты, стимулирующие третьих лиц своевременно выполнять работы, результаты которых необходимы для реализации проектов / Normative and nonnormative acts encouraging third parties to timely perform work, the results of which are necessary for the implementation of projects Устранять возможность отказа от реализации проекта в ходе его реализации вследствие невыполнения третьими лицами работ, которые необходимы для реализации проекта
1.4.2 Системы мониторинга и контроля выполнения работ, результаты которых необходимы для реализации проектов / Monitoring and control systems for the implementation of work, the results of which are necessary for the implementation of projects
1.4.3 Нормативные акты, необходимые для реализации проектов / Regulations required for the implementation of projects Устранять возможность отказа от реализации проекта в ходе реализации проекта из-за отсутствия нормативных актов, необходимых для реализации проекта
1.4.4 Методические рекомендации, необходимые для реализации проектов / Guidelines required for project implementation Исключить возможность отказа от реализации проекта в ходе его реализации вследствие отсутствия методических рекомендаций, необходимых для реализации проекта
2 Инструменты привлечения компаниями средств для финансирования корпоративных проектов / Tools for raising funds for companies to finance corporate projects
2.1 Инструменты привлечения компаниями средств финансовых институтов / Instruments for attracting financial institutions funds by companies
2.1 Кредит / Loans Привлекать денежные средства для финансирования проекта
2.2 Кредитные линии / Lines of credit Привлекать денежные средства для финансирования проекта в соответствии с графиком затрат на проект
2.3 Синдицированные кредиты / Syndicated loans Привлекать денежные средства для финансирования проекта в больших объемах от нескольких кредиторов
2.3 Проектное финансирование / Project finance Привлекать денежные средства для финансирования проекта на условиях выплаты процентов из доходов от эксплуатации проекта
2.5 Выпуск облигаций / Bond issues Привлекать денежные средства для финансирования проекта за счет продажи облигаций широкому кругу лиц
2.6 Лизинг / Leasing Привлекать денежные средства для финансирования поставок оборудования при реализации проекта
2.2 Инструменты привлечения компаниями государственных средств / Tools for raising public funds by companies
2.2.1 Государственно-частное партнерство / Public-private partnerships Получать доход от эксплуатации объекта, который принадлежит государству и является результатом реализации проекта. Получать государственные субсидии на эксплуатацию объекта
2.3 Инструменты привлечения компаниями средств организаций / Tools for attracting company funds by companies
2.3.1 Выпуск облигаций / Bond issues Привлекать денежные средства для финансирования проекта за счет продажи облигаций широкому кругу лиц
2.3.2 Коммерческий кредит / Commercial crédit Приобретать от поставщиков оборудование на условиях отсрочки платежа в рамках реализации проекта
2.4 Инструменты привлечения компаниями средств физических лиц / Instruments for attracting physical funds by companies
2.4.1 Выпуск облигаций / Bond issues Привлекать денежные средства для финансирования проекта за счет продажи облигаций широкому кругу лиц
2.4.2 Краудфандинг / Crowdfunding Привлекать денежные средства для финансирования проекта с помощью специальных интернет-платформ, в том числе на условиях возврата долга из будущих доходов
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
внебюджетного финансирования национальных проектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования инструментов внебюджетного финансирования национальных проектов приведены в таблице, в графе 2 которой перечислены инструменты финансирования, а в графе 3 — основные функции инструментов.
Каждый из перечисленных в графе 2 инструментов включает множество отличающихся между собой инструментов. Например, отмеченные в п. 1.1.3 системы мониторинга и контроля деятельности компаний будут отличаться функционалом, структурой базы данных, интерфейсом и т. д. Справочные системы, необходимые для подготовки проектной документации и указанные в п. 1.2.3, будут содержать разную информацию в зависимости от отраслевой принадлежности системы. Приведенные в п. 1.4.1 нормативные и иные акты, стимулирующие третьих лиц своевременно выполнять работы, результаты которых необходимы для реализации проектов, будут отличаться не только структурой и формой, но и юридическим статусом. Сюда войдут законы,
инструкции, положения, предписания и др., в том числе многие документы, явно или неявно указанные в паспортах национальных проектов: акты инвентаризации, приказы о назначении операторов систем, акты аудиторских проверок и многое другое.
ВЫВОДЫ
Внебюджетное финансирование национальных проектов основано на использовании собственных и заемных средств государственных и негосударственных компаний. Поэтому выполнение плана внебюджетного финансирования потребует привлечения разнообразных инструментов внебюджетного финансирования, в том числе инструментов привлечения компаний к реализации корпоративных проектов на условиях внебюджетного финансирования и инструментов привлечения самими компаниями средств у финансовых институтов, публично-правовых компаний и др. Итоги реализации национальных проектов в части внебюджетного финансирования в значительной мере будут зависеть от способности органов государственной власти и компаний эффективно использовать указанные инструменты в своей деятельности.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ на 2020 г.
ACKNOWLEGEMENT
The article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds under the state task of the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2020.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Зворыкина Ю. В., Семенцов С. П. Национальный проект «Экология» как фактор формирования системы «зеленого финансирования» в России // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6.— С. 61-71.— ISSN 0130-9757.
2. Ажлуни А. М., Шарыгина О. Л. Национальные проекты России и их реализация // Вестник аграрной науки. - 2019.- № 6.— С 72-76.— ISSN 2587-666X.
3. Бедняков А. С., Миэринь Л. А. Национальные проекты России: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.— 2019.— № 4.— С. 20-25.— ISSN 2311-3464.
4. Бозиева И. А. Финансирование инноваций: национальные проекты и необходимость новых инструментов // Финансы и кредит.— 2019. — Т. 25. —№ 5.— С. 1043-1060.— ISSN 2071-4688.
5. Запорожан А. Я. К вопросу о реализации национальных проектов // Управленческое консультирование. — 2019. — № 5.— С. 18-23.— ISSN 1726-1139.
6. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: Экономическая теория. Анализ. Практика.— 2019.— № 1.— С. 37-53.— ISSN 2071-6435.
58
В.А. Лопатин, С.В. Криворучко
7. Фирсова Е. А., Куликов В. А. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов России // Вестник московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. — 2019. — № 4.- С. 24-30.— ISSN 2411-5703.
REFERENCES
1. Zvorykina Yu.V., Sementsov S. P. National project "Ecology" as a factor in the formation of the system of "green financing" in Russia. Rossijskij ekonomicheskij zhurnal = Russian Economic Journal. 2018;(6):61-71. (In Russ.).
2. Azhluni A. M., Sharygina O. L. National projects of Russia and their implementation. Vestnik agrarnoj nauki = Bulletin of agrarian science. 2019;(6):72-76. (In Russ.).
3. Bednyakov A. S., Mierin L. A. National projects of Russia: problems and solutions. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. 2019;(4):20-25. (In Russ.).
4. Bozieva I. A. Innovation financing: national projects and the need for new tools. Finansy i kredit = Finance and Credit. 2019;25(5):1043-1060. (In Russ.).
5. Zaporozhan A. Ya. To the question of the implementation of national projects. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Management Consulting. 2019;(5):18-23. (In Russ.).
6. Ivanov O. B., Buchwald E. M. National projects of Russia: regional dimension. ETAP: Ekonomicheskaya teoriya, Analiz, Praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2019;(1):37-53. (In Russ.).
7. Firsova E. A., Kulikov V. A. Public-private partnership in the implementation of national projects of Russia. Vestnik moskovskoj mezhdunarodnoj vysshej shkoly biznesa MIRBIS = Bulletin of the Moscow International Higher School of Business MIRBIS. 2019;(4):24-30. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Валерий Алексеевич Лопатин — кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра денежно-кредитных отношений Департамента финансовых рынков и банков, Финансовый университет, Москва, Россия VALopatin@fa.ru
Светлана Витальевна Криворучко — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента финансовых рынков и банков, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра денежно-кредитных отношений, Финансовый университет, Москва, Россия SKrivoruchko@fa.ru
ABOUTTHE AUTHORS
Valeriy A. Lopatin — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at Department of Management, Leading Researcher at the Research Center for Monetary and Credit Relations of the Department of Financial Markets and Banks, Financial University, Moscow, Russia VALopatin@fa.ru
Svetlana V. Krivoruchko — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Department of Financial Markets and Banks, Leading Researcher at the Research Center for Monetary Relations, Financial University, Moscow, Russia SKrivoruchko@fa.ru
Статья поступила 18.03.2020; принята к публикации 20.05.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 18.03.2020; accepted for publication 20.05.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.