► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
THE iMPLEMENTATiON OF YOUTH POLiCY iN TERMS OF THE EDUCATiON SYSTEM
Гомзякова Наталия Юрьевна
Московский государственный областной университет, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена реализации молодежной политики в условиях системы образования. Раскрывается ресурсный потенциал и роль деятельности образовательных учреждений различных типов и видов в сфере работы с молодежью как студенческого, так и школьного возраста.
Ключевые слова: молодежная политика, работа с молодежью, образование и молодежь, молодежные советы, студенческие советы, ученические советы, специальные (коррекционные) школы, воспитательная работа, молодые специалисты.
Gomziakova Natalia Yu.
Moscow State Regional University, PhD (Education)
E-mail: [email protected]
Annotation. The article is dedicated to the implementation of youth policy in the context of the education system. The author discloses resource potential role and activities of educational institutions of various types and kinds in the field of youth work students and school age.
Keywords: youth policy, youth work, education and young people, youth councils, student councils, pupils' councils, special (correctional) schools, educational work, young professionals.
Молодежь определяет будущее России. Без понимания данной аксиомы невозможно полноценное и перспективное развитие общества. В связи с этим важнейшим шагом к национальному благополучию является активизация деятельности в области работы с молодежью, разработка концепции современной молодежной политики.
На протяжении ряда лет молодежь не была охвачена должным вниманием со стороны профильных структур, что негативным образом сказалось на качественных особенностях молодежной среды, ее разобщенности, неопределенности ее представителей.
Современная молодежная политика представляет широкие возможности для реализации молодежи в социуме. Большим потенциалом для осуществления молодежной политики обладает система образования, деятельность которой непосредственно связана с молодым поколением. Следует отметить важность реализации молодежной политики в образовательных учреждениях различных видов и уровней - от общеобразовательных школ до высших учебных заведений, ведь именно они, наряду с семьей, призваны реали-зовывать образовательную и воспитательную деятельность среди молодого поколения.
Деятельность образовательных учреждений в данном направлении должна иметь целенаправленный характер и организовываться с учетом:
• уровня развития современного общества;
• актуальных современных проблем;
• задач, стоящих перед современной молодежной политикой;
• личностной и/или профессиональной направленности целевой группы молодежи.
Включение молодежи в реализацию молодежной политики, ее участие в социально
и личностно значимой деятельности в условиях системы образования способствует: формированию социальной активности; развитию личностных качеств, творческих способностей; адаптации в обществе; личностному самоопределению; расширению профессионального опыта; развитию позитивных взаимоотношений в диадах «педагог - ребенок», «педагог - педагог»; повышению уровню компетентности в сфере современного образования; организации досуга молодежи, ее занятости в общественно значимой деятельности.
Понятие «молодежь» объединяет разновозрастную группу молодых людей различного статуса - от школьников до молодых специалистов. Таким образом, первым образовательным учреждением, в задачи которого должна входить реализация молодежной политики, является школа.
В условиях школы активно развивается школьное самоуправление, создаются ученические советы. Организация данных форм деятельности эффективна, однако следует заметить, что они реализуются в массовых общеобразовательных школах и практически не охватывают учащихся коррекционных учреждений.
С одной стороны, такая ситуация обусловлена имеющимися у детей особенностями развития, более ограниченными возможностями, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, что не позволяет детям рассматриваемой категории в полном объеме участвовать в реализации молодежной политики. Однако потенциал деятельности в этом направлении многогранен и может предоставить возможность самореализации любым представителям молодого поколения, в том числе детям с особенностями в развитии. Значимость данного аспекта возрастает в связи с тем, что важнейшей задачей обучения в
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
специальных (коррекционных) школах является социализация детей в обществе. Таким образом, перед коррекционным учреждением возникает необходимость целенаправленной организации деятельности, способствующей самореализации молодежи в социуме с учетом современных тенденций в указанной сфере, изучения опыта работы в данном направлении массовых школ и его адаптации с учетом имеющихся у детей особенностей.
Реализация молодежной политики в условиях средних и высших педагогических учебных заведений позволяет молодежи осуществлять деятельность на новом уровне, что обусловлено тем, что студенты обладают большей самостоятельностью, широкими возможностями по сравнению с более ранними возрастными группами.
Наиболее распространенной формой работы с молодежью в условиях вузов является организация студенческих советов, а также осуществление воспитательной работы среди молодежи. На основе изучения опыта функционирования студенческих советов можно отметить наличие проблемы недостаточной информированности студентов о содержании деятельности совета и тех возможностях, которые он может предоставить каждому из студентов. Но если данную проблему можно сравнительно быстро решить при должном уровне организации, то существование другой проблемы, заключающейся в раскрытии потенциальных возможностей и талантов среди молодежи, требует поиска решений, а также наиболее эффективных подходов.
Традиционно в деятельности совета принимают участие наиболее активные студенты. При этом большая часть учащейся молодежи не вовлекается в данную деятельность, притом что многие из них имеют потенциальные способности к эффективному решению задач, стоящих перед молодежью. Однако без дополнительной активизации и стимулирования они не реализуют свой «скрытый» потенциал в данной области.
В сфере осуществления воспитательной работы со студентами возникает необходимость повышения эффективности работы (по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию и т. д.), разработки новых путей и форм работы со студентами, отвечающим запросам и проблемам современного общества.
Не следует также исключать из внимания необходимость осуществления работы, направленной на адаптацию студентов в профессиональной деятельности, осуществление плавного перехода из статуса «студент» в статус «молодой специалист». Молодые люди, приступая к профессиональной деятельности на старших курсах или по окончании учебных заведений, неизбежно сталкиваются с проблемой поиска работы, а найдя ее - с первыми профессиональными трудностями.
В целях оказания поддержки молодым специалистам функционируют советы молодых специалистов, которые эффективно участвуют в реализации молодежной политики. Курирование деятельности советов осуществляют соответствующие профильные департаменты и управления.
Следует отметить, что в среде молодых педагогов много талантливой и инициативной молодежи, способной добиваться значимых результатов не только в профессиональной, но и в общественной деятельности. Однако молодой педагог должен быть готов к решению задач, стоящих перед современными молодыми учителями, молодежью в целом. Такая готовность определяется личностной активностью, стремлением усовершенствовать
свои профессиональные качества, творческим поиском, небезразличным отношением к процессам, происходящим в обществе. Следует отметить, что деятельность подобных советов должна постоянно развиваться, расширяя направления и формы, совершенствоваться. Для повышения эффективности работы советов необходимо преодолеть ряд проблем: разработать механизмы мотивации молодых людей к активному включению в деятельность советов, стимулировать инициативность молодежи, поддерживать творческий поиск, способствовать реализации идей и проектов.
Несмотря на определенную эффективность реализации современной молодежной политики в условиях системы образования, возникает необходимость ее осуществления с учетом разнообразия категорий молодежной среды; создания концепции «вертикали» молодежной политики в сфере образования: «школьник - студент - выпускник - молодой специалист»; разработки системы взаимодействия молодежи из разных социальных групп между собой и предоставление возможности молодому человеку, проходящему по данной вертикали, на каждом из этапов эффективно участвовать в молодежной политике; организации преемственности в деятельности учреждений, призванных на разных уровнях осуществлять работу с молодежью.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 5