Научная статья на тему 'Профессиональное образование специалистов по работе с молодежью: генезис развития'

Профессиональное образование специалистов по работе с молодежью: генезис развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / YOUTH WORK / PROFESSIONAL TRAINING / SPECIALISTS WORKING WITH YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовская Т.К., Фомина С.Н.

Цель. Цель статьи заключается в выявление предпосылок становления профессионального образования организаторов работы с молодежью, а также тенденций развития профессионального образования специалистов по работе с молодежью, детерминированных особенностями работы с молодежью. Методы. Основными методами исследования стали: системно-терминологический, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, обобщение, классификация, типологизация. Результаты. Выделены этапы становления системы профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью, выявлены предпосылки и тенденции развития профессионального образования специалистов по работе с молодежью, детерминированных особенностями работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional education of specialists working with youth: development genesis

Purpose. The purpose of the article is to identify the preconditions for formation the professional education of youth work organizers, as well as trends of professional education of specialists in youth work, determined by features of youth work. Methods. The main methods of the study were: system-terminology, comparative benchmarking analysis and synthesis, generalization, classification, typology. Results. The author identified stages of formation of the system of professional education of professionals working with youth, identified preconditions and development trends of professional education of professionals working with young people, determined by features of youth work.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование специалистов по работе с молодежью: генезис развития»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ: ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ

Ростовская Т. К.

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры семейной, тендерной политики и ювенологии, Российский государственный социальный университет (Россия), 107150, Россия, Москва, ул. Лосиноостровская, д. 24,

rostovskaya.tamara@mail.ru

Фомина С. Н.

доктор педагогических наук, доцент кафедры семейной, тендерной политики и ювенологии, Российский государственный социальный университет (Россия), 107150, Россия, Москва, ул. Лосиноостровская, д. 24, FominaSN@rgsu.net

УДК 377

ББК 74.409

Цель. Цель статьи заключается в выявление предпосылок становления профессионального образования организаторов работы с молодежью, а также тенденций развития профессионального образования специалистов по работе с молодежью, детерминированных особенностями работы с молодежью.

Методы. Основными методами исследования стали: системно-терминологический, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, обобщение, классификация, типологизация.

Результаты. Выделены этапы становления системы профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью, выявлены предпосылки и тенденции развития профессионального образования специалистов по работе с молодежью, детерминированных особенностями работы с молодежью.

Ключевые слова: работа с молодежью, профессиональная подготовка, специалисты по работе с молодежью.

PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS WORKING WITH YOUTH: DEVELOPMENT GENESIS

Rostovskaya T. K.

PhD (Sociology), Professor, Professor of Family, Gender Policy and Juvenology Department, Russian State Social University (Russia), 24, Losinoostrovskaya St., Moscow, Russia, 107150, rostovskaya.tamara@mail.ru

Fomina S. N.

PhD (Pedagogics), Associate Professor of Family, Gender Policy and Juvenology Department, Russian State Social University

g (Russia), 24, Losinoostrovskaya St., Moscow, Russia, 107150, fominaSN@rgsu.net

cm

i

to Purpose. The purpose of the article is to identify the preconditions for formation the professional education of

| youth work organizers, as well as trends of professional education of specialists in youth work, determined by features

° of youth work.

r Methods. The main methods of the study were: system-terminology, comparative benchmarking analysis and synthe-

k sis, generalization, classification, typology.

I Results. The author identified stages of formation of the system of professional education of professionals work-

iD ing with youth, identified preconditions and development trends of professional education of professionals working with

O

£ young people, determined by features of youth work.

<3

Q.

© Key words: youth work, professional training, specialists working with youth.

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

Эффективность реализации государственной молодежной политики в современной России зависит от совершенствования институциональной составляющей образовательного и профессионального потенциала специалиста по работе с молодежью [11].

Развитие системы кадрового обеспечения молодёжной политики должно сопровождаться пересмотром сложившихся требований и параметров к кадровому потенциалу с точки зрения компетентностного подхода и новых условий оплаты труда для приведения в соответствие профессионального образования выпускников вузов с потребностями рынка труда.

Проанализировав научную литературу и архивные материалы ВЛКСМ и КПСС, посвященные динамике подготовки кадров для работы с молодежью, мы выделили и охарактеризовали следующие эволюционные этапы становления и развития профессиональной подготовки соответствующего института специалистов в России.

Первый этап (1918-1944 гг.) - этап зарождения общественно-ориентированной подготовки специалистов для работы с молодежью, когда происходило активное формирование коммунистической идеологии, развивалось коммунистическое воспитание, осуществлялось вовлечение молодежи в РКСМ как единственную официально разрешенную организацию для молодежи. Активисты комсомольской работы привлекались на общественных началах к выполнению отдельных поручений партии, связанных с воспитанием молодежи [14]. О профессиональном образовании речи не было, однако необходимость в специальной подготовке кадров для работы с молодежью, заявлялась многими политическими деятелями, например, Н. К. Крупской. В это время последовательно изменялась организация системы образования: открывались краткосрочные курсы для специалистов различных направлений (внешкольного образования, пионерских вожатых, организаторов физической культуры, комсоргов), была создана Академия коммунистического воспитания. Содержание образования носило глубоко идеолого-политизированный характер, отвечало требованиям коммунистической партии. Личностным качествам работников уделялось большое внимание. Они должны были иметь широкий кругозор, обладать ответственностью, организаторскими способностями. В это же время кадры, осуществляющие работу с молодежью, акцентировали внимание молодежи на необходимости отказа от старого социального уклада, поддерживали социальную активность, вовлекали молодежь в решение главных проблем страны - коллективизацию и электрификацию, развивали самодеятельность молодежи в русле коммунистической идеологии. Впервые вопрос об участии комсомола в работе с детьми широко обсуждался на III Всероссийском съезде РКСМ

10 октября 1920 года, где отмечалось, что молодежь часто подпадает под влияние уличной среды, которая действует губительно на ее сознание; «распад семьи и уничтожение революцией старой системы воспитания обуславливает чрезвычайную важность работы с детьми и молодежью РКСМ. Вследствие того, что комсомолу сложно охватить достаточно глубоко всех молодых людей, необходимо готовить кадры для такой работы, чтобы суметь захватить своей деятельностью массу детей и молодежи» [3, С. 44]. Подготовка предполагалась за счет «направление партийных товарищей с соответствующей идеологией на обучение основам педагогики и воспитания». [8, с. 89] Кроме того, это могла быть работа на общественных началах или привлечение социально-профессиональной группы интеллигенции и служащих (К. С. Зыкова, В. А. Кудинов, В. А. Палкин). Комсомольские работники привлекались к работе в качестве руководителей пионерского движения, подготовке которых постепенно начинает уде -ляться все большее внимание. Например, в 1925 году были проведены всесоюзные курсы на 140 человек, где «основными формами были:

1) курсы для города и деревни, отдельно;

2) курсы - съезды и совещания с длительной проработкой вопросов;

3) семинарии, как основная форма;

4) волсовещания, как основная форма;

5) самообразовательная работа вожатых...» (Из отчета ЦК РЛКСМ УП Всесоюзному съезду комсомола,

11 марта 1926 г.) [3, с. 46].

В 1924 году под руководством ВЛКСМ начинает издаваться журнал «Вожатый», в котором освещались вопросы о формах подготовки и повышения квалификации пионерских работников (рубрики «Опыт и методика», «Самообразование вожатого» и др.). Значимым событием является открытие пионерского лагеря «Артек», который впоследствии курирует ЦК ВЛКСМ. На базе этого лагеря открывается подготовка вожатых, получившая название «Школа пионерских работников (ШПР)». Подготовка вожатых для лагерей круглогодичного действия стала актуальной лабораторией передачи передового педагогического опыта. В ней были задействованы прогрессивные на то время педагоги, партийные работники, комсомольцы-активисты. В это время начинает выкристаллизовываться идея «формирования человека нового типа», без национальности, без индивидуальности - так называемый «советский человек», беззаветно преданный идеалам коммунизма, готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради коммунистического будущего. Деятельность по формированию такого человека возлагалась на работников политического просвещения, на комсомольских активистов и коммунистов. Главным средством создания «человека новой общности» служили труды В. И. Ленина, которые изучались

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

комсомольскими работниками, коммунистами и всеми специалистами, связанными с молодежью.

По мнению К. С. Зыковой, система подготовки кадров в молодежной сфере сформировалась к 1944 г., согласно другим авторам - процесс был завершен к 1942 году, а в дальнейшем произошло свертывание системы и ее замена на жесткую авторитарную политику. Тотальный контроль был установлен практически во всех сферах общества [5, С. 12]. Процесс развития подготовки кадров в области работы с детьми и молодежью был приостановлен в годы Великой Отечественной войны. Нестабильность институтов профессиональной подготовки, ориентация на коммунистическую идеологию характерна для этого периода.

Второй этап (1945-1969) - создание основ профессиональной подготовки кадров для работы с молодежью, открытие центральной комсомольской школы, которая осуществляла курсовую переподготовку комсомольских работников среднего и высшего звена комсомола. В конце 1944 г. по Постановлениям ЦК ВКП(б) от 11 октября 1944 г. и ЦК ВЛКСМ от 14 октября 1944 г. была создана центральная комсомольская школа (ЦКШ). На протяжении полутора лет в ней обучались комсомольские работники, имеющие среднее образование, журналисты, работающие в молодежных изданиях, а впоследствии и представители молодежи из братских восточно-европейских стран. В 1956 г. центральную комсомольскую школу реорганизовали, и на ее базе открылись трехмесячные курсы комсомольского актива. Этот этап характеризуется массовостью пионерской и комсомольской организации, и, как следствие - необходимостью подготовки пионерских вожатых и комсомольских работников для осуществления деятельности, связанной с коммунистическим воспитанием и вовлечением молодежи в решении задач коммунистической партии. Марксистско-ленинская теория, теория коллективистического воспитания, методика практической деятельности по идеологическому воспитанию молодежи составляла основу содержания образования. В постановлении Бюро ЦК ВЛКСМ от 14 мая 1944 г. «О школах по подготовке и переподготовке пионерских вожатых» : «... разрешается восстановить школы по подготовке и переподготовке пионерских вожатых.» [1, С. 11] . Обязать городские, областные, краевые комитеты комсомола, ЦК ВЛКСМ союзных республик восстановить с 1 июня 1944 года работу школ ... . В дальнейшем, согласно Постановлению Коллегии Министерства просвещения РСФСР и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 29 июня 1966 г. « .подготовка старших пионервожатых и методистов по пионерской и комсомольской работе в системе Министерства просвещения РСФСР проводится:

1) в педагогических институтах: на отделениях по подготовке учителя истории и обществоведения

в средней школе и методиста по пионерской и комсомольской работе со сроком обучения 5 лет;

2) в педагогических училищах: на школьных отделениях - подготовка учителя начальных классов и старшего пионервожатого школы и на отделениях физического воспитания общеобразовательной школы и старшего пионервожатого школы - с 4-летним сроком обучения;

3) на десятимесячных курсах при средних школах: подготовка старших пионерских вожатых» [7, С. 112].

Устанавливался план приема в педагогических институтах - не менее 50 человек ежегодно, через систему подготовки в педагогических училищах и педагогических классах в 1966 году в целом по РСФСР было подготовлено 4980 пионервожатых. [7, с. 127].

Комсомольская организация выполняла более сложные задачи в процессе становления и воспитания молодого человека, поскольку это было связано со сферой профориентации, производства, устройством на работу, развитием карьеры и т.д. Кроме того, ВЛКСМ курировал организацию работы с пионерами и октябрятами. Комсомольские отряды в числе первых работали на стройках, на освоении целины, принимали активное участие во всех процессах в жизни общества. Вовлечение молодежи происходило через активное участие в социалистических соревнованиях, в организацию разного рода мероприятий. Организация и управление процессами в молодежной среде определялись на административной основе, путем постоянного контроля. Зачастую методы работы с молодежью строились шаблонно, путем принятия указов «сверху». Осуществлялся тотальный контроль, практически вся работа с молодежью сводилась к двум направлениям - политическому и идеологическому, причем многие комсомольские активисты, выполняя «поручения партии на общественных началах», учились самостоятельно на произведениях В. И. Ленина.

Третий этап (1969-1991) - развитие института профессиональной подготовки кадров для работы в молодежных (комсомольской и пионерской) организациях. Он связан с интенсивным развитием педагогики комсомольской работы и созданием в 1969 г. по Постановлениям ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ Высшей комсомольской школы для профессиональной подготовки комсомольских руководящих работников. Произошла профессионализация, впервые была открыта аспирантура, где основными научными исследованиями являлись исследования по молодежной проблематике. Учебные программы и планы ВКШ базировались на трех основополагающих принципах: фундаментальность, систематичность, последовательность. ВКШ была по сути дела закрытым вузом. ЦК ВЛКСМ устанавливал план ежегодного набора слушателей, как правило, не более 150 человек на полный курс четырехлетнего

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

обучения и около 100 человек - на двухлетнее обучение (второе высшее образование). Согласно этой цифре для каждой области и республики определялась разнарядка всего в два-три человека, которые к тому же направлялись в ВКШ исключительно по рекомендации местного обкома или ЦК комсомола союзной республики. Таким образом, первый отбор абитуриентов осуществлялся из десятков комсомольских работников и активистов уже на местах - в областях, краях, республиках. Но и рекомендация комсомольского органа еще не была гарантией поступления в ВКШ, конкурс в которую составлял не менее двух-трех человек на место. Здесь отбор лучших проводился в ходе весьма строгих экзаменов и жестких собеседований. Изучение трудов основоположников марксизма-ленинизма, овладение искусством политической борьбы, воспитательной и организаторской работы, развитие навыков международного сотрудничества, было положено в основу содержания образования. В это же время были осуществлены фундаментальные исследования по педагогике комсомольской работы, изучены требования, предъявляемые к личности специалиста, занимающегося воспитательной деятельностью с молодежью, разработана система требований к подготовке кадров в ВЛКСМ. Итогом такой работы стали научно-методические труды, которые послужили основой обновления содержания образования. В вузах страны, в основном на исторических факультетах, были открыты новые специальности, которые готовили методистов и организаторов комсомольской работы. Профессиональная подготовка кадров для работы с молодежью проводилась как в специальных учебных заведениях (ВКШ), так и в других вузах, а содержание образования основывалось на марксистско-ленинской теории [3]. В 1985 году, процессы, связанные с перестройкой, запустили в стране механизмы, в результате которых комсомол утратил свои позиции единственной организации молодежи. Необходимо было отказаться от командования молодежью, от воспитательной деятельности перейти к организационной работе, к поддержке молодежи и научиться учитывать ее интересы. В июле 1990 г. происходит преобразование ВКШ в Институт молодежи, затем в Московскую гуманитарно-социальную академию, и, наконец в Московский гуманитарный университет. В это же время организуются школы подготовки вожатых и курсы повышения квалификации для специалистов сферы государственной молодежной политики на базе Всероссийских детских центров «Артек», «Орленок» и «Океан», где и в настоящее время проходят дополнительную подготовку многие специалисты по работе с молодежью.

Таким образом, в СССР закончилась эпоха идео-лого-политической работы с молодежью под руководством ВЛКСМ и коммунистической партии [6].

Четвертый этап (1991-2003). Становление и развитие системы профессиональной подготовки специалистов для работы с молодежью в рамках специальностей «Социальная работа», «Социальная педагогика». В эти годы в связи с проводимыми в стране реформами, появилось много людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что потребовало большого числа специалистов, способных решать социальные проблемы. В ситуациях, когда молодому человеку жизненно необходима помощь специалиста (угроза здоровью и жизни, неравенство возможностей самореализации, неопределенность жизненной позиции, появление огромного количества социальных аддикций и т.д.) чрезвычайно актуализировалась потребность в кадрах по работе с молодежью.

Для развития умений квалифицированно подходить к решению специфических социальных проблем были введены новые специальности - «социальная педагогика» и «социальная работа», которые решали, в том числе и проблемы обеспечения квалифицированной помощью молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации [2]. Были открыты специализации (в рамках осуществления профессиональной подготовки специалистов социальной работы - специализация «Социальная работа с семьей и детьми» и др., в рамках подготовки специалистов социальной педагогики - «Социально-педагогическая работа с семьей» и др.), однако в целом, молодежь рассматривалась в общем плане, как одна из групп населения, нуждающаяся в специализированной социальной помощи. В дальнейшем, была открыта специализация, а затем и профиль в бакалавриате «Социальная работа с молодежью», сущность которого состояла в организации профессиональной деятельности с разными категориями молодежи. Содержание образования позволяло изучить теоретические вопросы, касающиеся определения молодежи, как социально-демографической группы, ее возрастные и социокультурные особенности, а также основные социальные технологии работы с молодежью. Деятельность специалиста по социальной работе с молодежью была направлена на подростков и молодежь, находящихся в трудной жизненной ситуации и, также как и социального работника, выполняла следующие основные функции: диагностическая, реабилитационная, консультативная и другие. Специалист по социальной работе с молодежью выявлял молодых людей в трудной жизненной ситуации, молодые семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, проводил социально-психологическую, реабилитационную работу с ними, осуществлял координацию деятельности всех специалистов, в которых нуждались молодые клиенты. Социальный педагог выполнял воспитательную, посредническую, превентивную, организаторскую функции. Социальный педагог занимался воспитанием,

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

развитием и участвовал в социальной защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основная сфера задач, решаемых социальными педагогами, по словам М. П. Гурьяновой, включала формы работы с семьями с разными видами неблагополучия, с детьми, находящимися под опекой, а также учащимися «группы риска» [4].

Социальный работник и социальный педагог выполняли большую работу по первичному воспитанию и социальному образованию детей, корректируя и дополняя семейное воспитание. Именно их усилиями возможна была коррекция недостатков и проблем первичной социализации в тех семьях, которые с началом социально-экономических реформ в России не смогли быстро приспособиться к новой обстановке. Специальности «социальный работник» и «социальный педагог» развивались достаточно интенсивно и сыграли весьма положительную роль в кризисное для страны время.

Вместе с тем отметим, что активный процесс формирования системы подготовки кадров в сфере молодежной политики начался с принятием федеральной целевой программы «Молодежь России (20012005 годы)», в рамках которой успешно реализовыва-лась подпрограмма «Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью». В соответствии с Планом реализации ФЦП «Молодежь России (2001-2005 годы)», ежегодно Департаментом по молодежной политики Минобразования России проводились тематические семинары по различным направлениям государственной молодежной политики, а также организация конкурсов проектов и программ, позволяющих изучить и обобщить инновационный опыт регионов по данному направлению. По итогам проведения федеральных конкурсов в 2001-2002 годах были определены 2 опорно-экспериментальных центра по кадровому обеспечению государственной молодежной политики. Это государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы» и государственное учреждение «Республиканский учебный, научно-исследовательский центр» Республики Татарстан. Данные региональные учреждения органов по делам молодежи, а также Московская гуманитарно-социальная академия (МГСА) были привлечены Департаментом по молодежной политики Минобразования России в процесс разработки федеральной программы повышения квалификации и переподготовки специалистов по проблемам молодежной политики (на основании поручения Коллегии Минобразования России, апрель 2001 год). Итогом данной работы стало утверждение Минобразования России в 2002 году Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной к высшему профессиональному

образованию квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики (далее - Государственные требования) и введение в действие в 2003 году Государственных требований для лиц, имеющих высшее профессиональное образование без ограничений по профилю и занятых в системе государственной молодежной политики[10].

Экспертиза и контроль качества дополнительной профессиональной образовательной программы, обеспечивающий получение квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики» осуществлялись Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы. Первые программы получения дополнительной квалификации были открыты в РАГСе и ее филиалах, Московской гуманитарно-социальной академии, Институте международных социально-гуманитарных связей (Москва), Уральском институте молодежи, Новосибирском государственном педагогическом институте, Волгоградском институте социальной работы и молодежной политики, Тульском государственном педагогическом университете и других.

Слушателями этой программы могли стать работающие в сфере молодежной политики лица с высшим образованием, независимо от профессионального профиля. В основном, профессиональная подготовка предназначалась для сотрудников организаций и учреждений, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики. Первые образовательные программы были направлены на подготовку специалистов, способных осуществлять профилактику аддиктивного поведения молодежи (наркозависимого), что определялось требованиями современного общества. Безусловно, утвержденная дополнительная квалификация «Работник сферы государственной молодежной политики» не смогла решить полностью проблему эффективной подготовки кадрового потенциала в сфере молодежной политики. Возникла потребность подготовки специалистов по работе с молодежью в системе высшего профессионального образования. В этой связи необходимо отметить, что в 2003 году приказом Министерства образования Российской Федерации № 3310 «Об эксперименте по созданию специальности «Организация работы с молодежью» в 2004 году в Российской Федерации был осуществлен первый набор по специальности «Организация работы с молодежью». Начался процесс формирования системы подготовки квалифицированных кадров по работе с молодежью в высших учебных заведениях.

Пятый этап (2004-2009) - характеризуется открытием новой специальности «Организация работы с молодежью» и формированием институциональных основ образовательного и профессионального потенциала специалиста по работе с молодежью.

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

На начальном этапе подготовка студентов по специальности «Организация работы с молодежью» носила экспериментальный характер и осуществлялась на базе 30 российских вузов, участвующих в общероссийском эксперименте по созданию специальности «Организация работы с молодежью». Подготовка таких специалистов призвана восполнить кадровый потенциал в сфере осуществления молодежной политики (комитеты по делам молодежи и подведомственные им учреждения, молодежные и детские общественные организации и т.д.).

Вначале подготовка осуществлялась согласно Временным требованиям к минимуму содержания образовательной программы, которая определяла область, объект и предмет профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью. Председателем Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию академиком В. А. Садовничим данная специальность была закреплена за Учебно-методическим советом по социологии и социальной антропологии, которым был разработан Проект государственного образовательного Стандарта, примерного учебного плана и программы.

В дальнейшем возникла необходимость разработки и определения критериев, определяющих требования к содержанию качества подготовки студентов по специальности «Организация работы с молодежью». В этой связи в декабре 2005 года был разработан и утвержден Минобрнауки России Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040104 Организация работы с молодежью (далее - Государственный образовательный стандарт второго поколения), и с началом реализации новой профессиональной образовательной программы был снят статус эксперимента.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при разработке данного стандарта перед разработчиками стояла непростая задача - развести близкие по функционалу (социальная работа, социальная педагогика, психология) сферы профессиональной подготовки. Необходимо было сформировать перечень требований, определить квалификационные характеристики специалиста по работе с молодежью, функции и виды профессиональной деятельности, исключив дублирование с вышеназванными специальностями. Также важно было определить содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин, руководствуясь основными направлениями государственной молодежной политики, отраженными в Концепции государственной молодежной политике (ГМП). Следует отметить, что в утвержденном Государственном образовательном стандарте второго поколения, характеристики объекта и области профессиональной деятельности, содержание данной образовательной программы в целом

уточнены с учетом содержания основных нормативных документов государственной молодежной политики. Деятельность специалиста по работе с молодежью определялась заложенным в нормативах программным подходом, кроме того, организация работы с молодежью рассматривается в соотнесении с учреждениями, которые могут посещаться молодежью.

Существенное значение на формирование профессионального поля деятельности специалистов молодежной сферы оказала Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

По сути, этот долгосрочный документ, определяющий основные направления реализации государственной молодежной политики на период с 2006 по 2016 годы, который в корне изменил характер деятельности специалистов по работе с молодежью с программного на проектировочный. Ставя целью государственной молодежной политики «развитие и реализацию потенциала молодежи в России», Стратегия выдвинула молодежь в качестве полноправного субъекта общественной жизни, определила важнейшие направления - вовлечение молодежи в социальную практику; информирование молодых людей о том, каковы могут быть пути и возможности для самоопределения; механизмы вовлечения в позитивные социальные практики; и определила приоритет того, чем может и призван заниматься специалист по работе с молодежью [13, С. 5].

Чрезвычайно важным аспектом развития системы профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью стало принятие и утверждение в 2008 году Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в РФ. Также в 2008 году были утверждены квалификационные характеристики должностей работников учреждений и органов по делам молодежи в ЕКТС.

Шестой этап (2009 г. - по настоящее время). Этот этап характеризуется развитием института профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью.

В 2009 году был осуществлен первый выпуск специальности «Организация работы с молодежью», переработаны квалификационные характеристики специалиста по работе с молодежью. Время показало, что выпускники нашли свою нишу в трудовой сфере страны; анализ трудоустройства, например, в Российском государственном социальном университете показал высокий процент работающих по специальности выпускников - порядка 78 % выпускников трудятся в сфере государственной молодежной политики, в общественных организациях и молодежных центрах. Дальнейшее развитие специальности связано, прежде

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

всего, с потребностью государственной молодежной политики и необходимостью профессионализации кадров по работе с молодежью. Попытки модернизировать современное профессиональное образование выразились в принятии новых федеральных государственных образовательных стандартов по программам различных направлений, уровней подготовки. В связи переходом на двухуровневую систему образования в Российской Федерации в 2009-2010 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения уровней бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью».

В настоящее время более 60 российских образовательных организаций высшего образования, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования уровней бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки организация работы с молодежью, готовят кадры для работы с молодежью.

Развитие компетенций работников, занимающихся вопросами молодежи, в том числе имеющих квалификацию «специалист по организации работы с молодежью» в настоящее время является ключевой задачей реализации государственной молодежной политики.

Согласно утвержденным в 2014 году Основам государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года (далее - Основы ГМП на период до 2025 года) специалистом по работе с молодежью является, «имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, работник федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью» [9]. С принятием Основ ГМП на период до 2025 года была сформирована новая модель государственной молодежной политики на долгосрочный период, которая ориентируется на качественно новые функции по развитию системы сертификации знаний и компетенций молодежи, в том числе и в части модернизации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Повышение эффективности и качества образовательного потенциала специалиста в сфере молодежной политики, является важнейшим условием реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». На это направлены и утвержденные в сентябре 2015 года новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью (уровень магистратуры), и в октябре 2015 года

федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 организация работы с молодежью (уровень бакалавриата), реализация которых позволит на более высоком уровне готовить магистров и бакалавров, способных решать комплексные задачи по реализации молодежной политики в научно-исследовательской, социально-диагностической, проектной, организационно-управленческой, экспертно-консультационной и педагогической деятельности [15, 16].

Опираясь на этапы профессиональной подготовки, мы выделили следующие предпосылки становления и развития профессионального образования организаторов работы с молодежью: социально-политические (государству необходимы профессионально подготовленные специалисты, способные как непосредственно, через идеологию, так и опосредованно путем педагогического воздействия влиять на молодежь); социально-экономические (профессионально образованные специалисты, инициируют решение проблем молодежи, что позволяет затрачивать гораздо меньше ресурсов на восстановление, реабилитацию молодых людей, что ведет к экономическим эффектам); социально-педагогические (молодежь в силу своих возрастных особенностей, нуждается в специалисте, который смог бы опосредованно, косвенно помогать активизировать собственные ресурсы молодого человека для решения проблем).

Профессиональное образование специалистов по работе с молодежью отражает характерные для отечественной системы образования тенденции, и специфические, учитывающие особенности «молодежной» профессии.

Выделяя тенденции развития профессионального образования специалистов по работе с молодежью, детерминированные особенностями работы с молодежью, возрастными особенностями категории «молодежь», прежде всего, отметим следующие:

• подготовка мобильного специалиста, способного к адаптации в быстроменяющихся условиях молодежной среды;

• расширение международного сотрудничества;

• реализация потребности молодежи в самовыражении;

• включение работодателей в решении проблем повышения качества профессионального образования специалистов.

Таким образом, профессиональное образование специалистов по работе с молодежью претерпевает значительные изменения, которые происходят под влиянием процессов, связанных с реализацией государственной молодежной политики. Выделив шесть основных этапов становления системы профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью,

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

мы выявили предпосылки и тенденции развития профессионального образования специалистов по работе с молодежью, детерминированных особенностями работы с молодежью.

Литература:

1. Бовченков Н. М. Воспитание педагогической культуры комсомольского работника (в деятельности комсомольских школ): автореферат диссертациина соискание ученой степени кандидата педагогичексих наук. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1988. 19 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Василенко А. В. Особенности подготовки специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере молодежной политики // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2008. № 4 (28). С. 94-98.

3. ВЛКСМ в резолюциях его съездов и конференций 1918-1928 гг М.-Л.: Молодая гвардия,1929. 534 с.

4. Гурьянова М. П. Созидательная миссия социальной педагогики в современном обществе //Педагогика. 2011. № 5. С. 36-44.

5. Зыкова К. С. Становление и развитие системы подготовки пионерских вожатых 1922-1941 гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Томск, 1974. 16 с.

6. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 696 с.

7. Кадры и актив ВЛКСМ: Вопросы формирования и воспитания / В. Т. Иванов, Б. К. Лисин. М.: Молодая гвардия, 1980. 159 с

8. Крупская Н. К. Основы политико-просветительской работы. - Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 7. М.: Изд-во АПН, 1958.

9. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».

10. О реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики»: Приказ Минобразования России от 22 августа 2003 г. № 3360 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».

11. Ростовская Т. К. Три кита управления государственной молодежной политикой в современной России: в трёх томах. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодёжной политики в современной России. М.: ФЦОЗ, 2014. 192 с.

12. Ростовская Т. К. Повышение эффективности и качества образовательного и профессионального

потенциала специалиста по работе с молодежью // Вопросы управления.2015. № 6 (37).

13. Об утверждении стратегии государственной молодежной политики РФ: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».

14. Фомина С. Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2014.

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (уровень бакалавра): Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2015 г. [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (уровень магистра) Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 сентября 2015 г. [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КосультантПлюс».

References:

1. Bavchenkov N. M. Raising of pedagogical culture of komsomol worker (in the activities of the Young Communist League schools): thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical sciences. M.: VKSH pri TSK VLKSM, 1988. 19 p.

2. Vasilenko A. V. Features of preparation of experts of social work for professional work in the field of youth policy // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskiye nauki. 2008. № 4 (28). Pp. 94-98.

3. VLKSM in the resolutions of its congresses and conferences 1918-1928. M.-L.: Molodaya gvardiya,1929. 534 p.

4. Guryanova M. P. The creative mission of social pedagogy in a modern society // Pedagogika. 2011. № 5. Pp. 36-44.

5. Zykova K. S. Formation and development pioneer counselors training system 1922-1941: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical sciences. Tomsk, 1974. 16 p.

6. Ilinskiy I. M. Young people and youth policy. Philosophy. History. Theory. M.: Golos, 2001. 696 p.

7. Personnel and asset VLKSM: issues of formation and education / V. T. Ivanov, B. K. Lisin. M.: Molodaya gvardiya, 1980. 159 p

8. Krupskaya N. K. Fundamentals of political and educational work. - Pedagogical writings: 10 volumes. Vol. 7. M.: APN publishing house, 1958.

9. On approval of the foundations of the Russian Federation State Youth Policy for the period until 2025: Decree of

Ростовская Т. К., Фомина С. Н.

the Government of the Russian Federation, November 29, 2014 № 2403-p [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

10. On the implementation of the governmental requirements for minimum content and level of requirements for specialists to obtain additional qualification «worker of state youth policy sphere»: Order of the Russian Ministry of Education of August 22, 2003 № 3360 [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

11. Rostovskaya T. K. Three Pillars of the management of state youth policy in modern Russia. In three volumes. Vol. 1. Regulatory support of the state youth policy in modern Russia. M.: FTSOZ, 2014. 192 p.

12. Rostovskaya T. K. Improving the efficiency and quality of education and skill-building of a specialist on work with youth // Voprosy upravleniya .2015. № 6 (37).

13. On approval of State Youth Policy Strategy: Decision of the Government of the Russian Federation of 18 December

2006 № 1760-r [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

14. Fomina S. N. Integrative approach to vocational training of professionals working with young people in high school: thesis abstract on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical sciences. M., 2014.

15. On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of study «Organization of work with youth» (bachelor level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from October 20, 2015 [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

16. On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of study «Organization of work with youth» (master's level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 23, 2015 [e-resource]. Access from ref.-legal system «Consultant Plus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.