Научная статья на тему 'Возможности мобильного профессионального образования в решении задач подготовки специалистов молодежной сферы в России'

Возможности мобильного профессионального образования в решении задач подготовки специалистов молодежной сферы в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобкова Наталья Дмитриевна

Организация и введение в практику непрерывного образования специалистов, работающих с молодежью, позволяет повысить результативность их работы. Эта система образования должна быть системной, мобильной, непрерывной и соответствовать интересам и требованиям специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности мобильного профессионального образования в решении задач подготовки специалистов молодежной сферы в России»

УДК 37

Бобкова Наталья Дмитриевна

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой Организация работы с молодежью Курганского государственного университета, bobnd@rambler.ru, Курган

ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ

Bobkova Natalia Dmitrievna

Head of the Department of Organization of the work with young people of the Kurgan State University, bobnd@rambler.ru, Kurgan

OPPORTUNITIES OF MOBILE PROFESSIONAL EDUCATION IN THE TRAINING THE SPHERE OF YOUTH POLICY IN RUSSIA

Многие современные теоретики и практики в области педагогических и социальных наук, отмечают, что существующая система дисциплин не всегда отвечает требованиям рынка. В связи с этим наилучших результатов достигают те учебные заведения, которые предлагают своим слушателям междисциплинарные курсы.

В современных российских условиях также осуществляется ряд мер, обеспечивающих растущие потребности в постоянном повышении квалификации или переподготовке. Для этого необходимо создать инфраструктуру доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности [1]. Основными элементами этой инфраструктуры являются:

- программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, построенные на принципах модульности, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности;

- бщественно-профессиональные организации, деятельность которых направлена на формирование адекватных запросам рынка труда квалификационных требований к уровню подготовки специалистов;

- расширение набора умений, осваиваемых студентами высшего профессионального образования за счет предоставления более широких курсов обучения и формирования ключевых компетенций, применяемых в рамках различных профессий;

- развитие системы послевузовского образования, модульной системы повышения квалификации, дополнительного и параллельного образования, и создание для этого многопрофильных учебных заведений.

Исходя из этого, можно утверждать, что для современных специалистов независимо от направления деятельности существует необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, умений, навыков. Не является исключением и молодежная сфера. Сотрудники всех организационных уровней, работающие с молодыми людьми, также нуждаются в повышении уровня своего образования и развитии профессиональных компетенций. Важную роль в этом играют различные формы и уровни профессионального образования.

Поэтому необходимо рассмотреть ресурсные возможности современных систем профессионального образования в России в решении задач подготовки специалистов молодежной сферы. При этом необходимо оценить соответствие различных форм и уровней образования как потребностям самих специалистов, работающих с молодежью, так и насколько предлагаемые курсы соответствуют интересам и потребностям молодежи, которая является основным субъектом их деятельности.

Кадровое обеспечение работы с молодежью было всегда актуальной задачей в системе государственной молодежной политики Российской Федерации. В большинстве государственных документов, регулирующих различные аспекты и направления работы с молодежью, кадровое обеспечение указывалось как отдельное направление. В ежегодных отчетах по реализации государственной молодежной политики в РФ также приводились цифры по кадровому обеспечению соответствующих структур (комитетов, управлений, отделов) субъектов РФ.

Состояние кадрового потенциала молодежной политики и характер возникающих здесь проблем исследованы в работах И. М. Ильинского [2], В. Т. Лисовского, Ю. В. Коврижных, В. В. Нехаева [3], Т. Э. Петровой. Представление об актуальности темы и степени ее разработанности в научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы. Она заключается в существовании противоречий:

- между объективной потребностью профессиональной подготовки сотрудников, работающих в сфере ГМ11 и отсутствием четких требований к функциональным обязанностям таких специалистов;

- между наличием ставок специалистов в органах по работе с молодежью и недостаточным уровнем развития системы профессионального образования таких специалистов.

Анализ показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур, отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается в связи с несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач. То, что кадровый ресурс молодежной политики недостаточен - понятно каждому. Однако в настоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления государственной молодежной политикой. Именно поэтому его опре-

деление и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах.

Нами было проведено исследование необходимости профессиональной подготовки и переподготовки кадров молодежной сферы и ее проблемы. В исследовании участвовали специалисты муниципальных органов по делам молодежи Курганской и Тюменской областей.

При опросе сотрудников, работающих в молодежных структурах, мы выяснили, что более всего молодежные работники нуждаются в правовых знаниях. Чаще всего возникают проблемы связанные с разработкой каких-либо нормативно-правовых документов на муниципальном уровне. Несмотря на отмеченную специалистами высокую оценку собственных знаний по возможностям реализации молодежной политики, 25% опрошенных специалистов нуждаются в пополнении этих знаний, знакомстве с опытом других и т. д. Только 22% сотрудников молодежных структур на высоком уровне владеют компьютерными и информационными технологиями, при этом, почти половина специалистов, работающих в сельских районах, практически не пользуются компьютерами для выполнений своих профессиональных обязанностей. Каждый пятый из опрошенных уверен, что у него достаточно знаний в области управления персоналом. В большинстве случаев специальные курсы, связанные с этим аспектом профессиональной деятельности никто не посещал, а чаще всего знания и умения были получены в процессе самообразования. Наименее низкий уровень знаний молодежные работники имеют по организации системы социального обеспечения, делопроизводству, связи с общественностью и управлению проектами в молодежной сфере. Примечательно, что более 70% участников исследования хотели бы получить высшее профессиональной образование по специальности «Организация работы с молодежью» или пройти соответствующую профессиональную переподготовку.

Более 50% опрошенных специалистов, планируют успешно построить свою профессиональную карьеру. Еще 30% желают этого с оговорками. При этом более 60% участников исследования намерены сделать карьеру именно в сфере государственного и муниципального управления, к которой, и относится государственная молодежная политика. Каждый пятый специалист ориентирован на возможное построение карьеры в рамках социальной сферы. Это довольно значимый показатель, позволяющий утверждать, что в отрасли молодежной политики сегодня в значительной степени формируется кадровый резерв органов государственного и муниципального управления тех областей, где мы провели исследование.

Перспективы профессиональной карьеры в структурах по делам молодежи сегодня, по мнению респондентов, определяются такими значимыми факторами как исполнительностью, коммуникабельностью, профессиональной квалификацией и уровнем образования. Поэтому явно существует проблема овладения технологиями построения карьеры и навыками ее управления.

Процесс внедрения кадровых технологий, как свидетельствуют данные исследования, идет противоречиво. И, в первую очередь, это касается ряда технологических элементов: проведение аттестации, определение четкого функционала работников, обоснование ставок и т. д.

Для многих молодежных структур возникают проблемы с повышением квалификации и участием в профессиональной переподготовке в связи с недостаточным информированием о возможностях посещения курсов и не отсутствие финансовых возможностей.

За последние три года более 45% респондентов прошли профессиональную переподготовку. В основном она осуществлялась в институтах повышения квалификации, на курсах и в структурах Российской академии государственной службы. При сохранении традиционных форм переподготовки (институты и курсы повышения квалификации) все большую роль в профессиональном развитии специалистов органов по делам молодежи играет Российская академия государственной службы при Президенте РФ. И в силу все более глубокого включения молодежных структур в региональные и муниципальные системы управления практика взаимодействия их с подразделениями РАГС должна интенсифицироваться.

Необходимо учесть и то обстоятельство, что почти две трети сотрудников, прошедших переподготовку, признали ее в той или иной степени полезной. И лишь около 3% признали пройденную переподготовку совершенно бесполезной.

Все предложения по вопросам повышения квалификации и дополнительного профессионального образования тесно связаны с компетентностным подходом в образовании. Это объясняется тем, что такой подход к образованию более адаптивен к внешней среде образовательной модели [4]. Также компетентностный подход предполагает активное и взаимодополняющее влияние предметного и социального контекстов профессиональной деятельности, что необходимо для профессионального развития каждого специалиста, работающего с молодежью, особенно тех, кто имеет определенный опыт работы. Это мотивирует встроить новые теоретические знания в профессиональную деятельность и эффективно осуществлять все виды профессиональной и социальной деятельностей.

Для формирования профессиональных компетенций и их дальнейшего развития необходимы как самообразование, так и различные формы мобильного и непрерывного образования. Большинство программ повышения квалификации и мобильного обучения направлены на формирование компетенций, при этом усиливается практическая ориентированность ценностной и личностной составляющих. То есть содержание образовательного процесса конструируется в соответствии с запросами слушателя, при этом сохраняет качество подготовки.

Образовательными технологиями в рамках компетентностного подхода можно назвать проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, информационно-компьютерные технологии, модульное обуче-

ние. Все эти технологии применяются в контексте задач профессиональной деятельности специалистов, работающих в органах власти, лидеров общественных объединений или специалистов, осуществляющих социальную защиту и психологическую помощь молодежи и т. д.

Все это подтверждает мысль о практической направленности как компе-тентностного обучения, так и всей системы мобильного обучения, которые позволяют учитывать потребности практики и реальной жизни. Качество и эффективность такого обучения оценивается по наличию или отсутствию умений и компетенций. То есть, по результатам обучения на тех или иных курсах, слушатель должен получить набор комптенеций, который будет дополнять или расширять имеющиеся компетенции, полученные в ходе основного профессионального образования.

Нами был проведен экспресс-анализ источников по организациям и услугам, ориентированным на оказание услуг дополнительного профессионального образования в сфере работы с молодежью на государственном и негосударственном уровнях.

Мы предполагали, что система повышения квалификации должна обеспечить формирование индивидуального маршрута и траектории профессионального развития специалиста, работающего с молодежью, в контексте вызовов рыночной экономики и требований конкурентоспособности специалиста. По ключевому словосочетанию «повышение квалификации работников молодежной сферы» были сделаны поисковые запросы в системах http://google.ru, http://rambler.ru, http://yandex.ru. Как результат, получен информационный массив ссылок и источников по проблематике в объеме более 40 ООО. Мы проанализировали более 250 источников, выявленных в поисковых системах.

В результате этого анализа мы пришли к выводу, что такого рода сервис развит крайне скудно. В основном, подобная информация находится на официальных сайтах государственных структур, реализующих молодежную политику в различных субъектах Российской Федерации. В открытом поиске выявлено 17 источников, представляющих и предоставляющих программы повышения квалификации для открытого доступного пользования специалистами, работающими с молодежью.

Большинство предложений ориентировано на государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов государственных и муниципальных учреждений, работающих с молодежью, семьей и детьми, руководителей и активистов молодежных и детских общественных объединений. Основная масса курсов по различным направлениям работы с молодежью характеризуется гибкостью (реагирует на запросы своих потребителей) и мобильностью (занятия могут проводиться в различных регионах с предоставлением необходимых методических рекомендаций).

В ходе анализа мы выяснили, что предлагаемые программы дифференцированы как по предлагаемым темам, так и по срокам обучения. Для слушателей предлагаются современные формы обучения: интерактивные лекции,

коммуникативные тренинги, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультаций с использованием современных компьютерных технологий. Такое обучение позволяет не только повысить квалификацию, но и получить дополнительную специальность и право ведения профессиональной деятельности по указанной специальности.

Особенностью деятельности таких курсов и центров является налаженная система взаимодействия с региональными органами по молодежной политике, то есть слушателями курсов могут стать только сотрудники региональных органов, или те, кого они направят. Курсы проводятся в заранее определенные сроки, что не всегда в наших российских условиях позволяет быть мобильными и четко соответствовать запросам и потребностям слушателей.

Произведенный нами обзор информационных материалов показывает, что сфера молодежной политики и работы с молодежью относится к тем, в которых, в сравнении со многими другими сферами, развитие непрерывного образования идет довольно быстрыми темпами. Это отчасти связано с тем, что сама эта образовательная область пока остается в стадии формирования, и потому формирующие ее специалисты ориентируются на современные формы образовательной деятельности. В то же время специфика сферы такова, что она должна быть мобильной «по определению» в силу быстрых изменений, происходящих в молодежной среде и, соответственно, в молодежной политике в условиях информационного общества. В то же время нельзя не отметить, что имеется очень значительный разрыв между регионами, обусловленный как общим уровнем развития регионов, так и субъективными факторами - тем, насколько компетентны люди, возглавляющие органы по делам молодежи субъектов федерации, насколько серьезное внимание уделяют этой сферы губернаторы и т. п.

Это свидетельствует о недостаточной «отстроенности» системы непрерывного образования специалистов органов по делам молодежи в масштабе страны. В какой-то степени эта проблема будет решаться при участии региональных научно-методических центров по работе с молодежью, созданных в каждом федеральном округе и в вузах, где ведется обучение но специальности «Организация работы с молодежью».

Библиографический список

1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации // Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.

2. Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [Текст] / И. М. Ильинский - М.: Голос, 2001. - 696 с.

3. Нехаев, В. В. Социально-правовые основы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации / Академия гуманитарных наук. [Текст] / В. В. Нехаев - М.: Социум, 1999. - 151 с.

4. Сальников, Я. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели. // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - С. 3-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.