Научная статья на тему 'Инновации в дополнительном профессиональном образовании'

Инновации в дополнительном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL ENHANCEMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина С.А.

В статье представлена деятельность Межрегионального центра переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики Приволжского федерального округа (МРЦ). Дан содержательный анализ организации учебного процесса, раскрыты инновационные формы работы и перспективные направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the Inter-regional Center for Retraining and Professional Enhancement of State Youth Policy Personnel of Volga Federal District. The author gives a thorough analysis of the training process, describes innovative approaches and development prospects.

Текст научной работы на тему «Инновации в дополнительном профессиональном образовании»

ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С. А. Даньшина

Аннотация. В статье представлена деятельность Межрегионального центра переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики Приволжского федерального округа (МРЦ). Дан содержательный анализ организации учебного процесса, раскрыты инновационные формы работы и перспективные направления деятельности.

Ключевые слова: модернизация, учебный процесс, повышение квалификации, инновации, компетентностный подход.

Summary. The article presents the Inter-regional Center for Retraining and Professional Enhancement of State Youth Policy Personnel of Volga Federal District. The author gives a thorough analysis of the training process, describes innovative approaches and develop-ment prospects.

Keywords: modernization, training process, professional enhancement, innovation, competence approach.

В качестве долгосрочного приоритета Россия выбрала инновационный путь развития экономики, кото-26 рая требует от человеческого потенциала не только глубоких знаний, но и методологических навыков, умения ставить перед собой цели в области самообучения и саморазвития. Возникает необходимость введения особых программ обучения, основанных на междисциплинарном подходе.

История показывает, что существует тесная взаимосвязь между этапами развития интеллектуальных ресурсов и парадигмами образования. Во второй половине XX в. возникла потребность в интеллектуальных ресурсах нового типа, гармонично сочетающих в своей производственной деятельности функции умственного, физического и управ-

ленческого труда. В условиях процесса глобализации, усиления международной и внутренней конкуренции специалистов обязательным является осуществление постоянного повышения своей квалификации, развития своих способностей. Как следствие - резко возрастает социальный спрос на дополнительное профессиональное образование [1], что, в свою очередь, дополнительные задачи перед вузами [2, с. 16-17].

Одним из ведущих принципов модернизации образования является непрерывность. Непрерывность образования дает возможность каждому человеку совершенствоваться и творчески реали-зовывать свой потенциал, варьируя направленность, содержание, формы профессиональной подготовки и переподготовки. Успех невозможен без постоян-

Инновационные процессы в образовании

ного обновления своих знаний, получения разнообразного опыта, соответствующих современным требованиям работодателей и рынка труда в целом. Стало быть, от направленности и эффективности дополнительного образования во многом зависят и перспективы развития человечества, что свидетельствует о высокой социальной роли образования, о превращении его в ведущий фактор социального и экономического развития.

Такое отношение к образованию связано с тем, что в современных условиях человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию аутентичных решений стал основным капиталом современного общества. Для того чтобы система дополнительного образования могла решить проблему формирования человека, способного активно жить и действовать в современном мире, она должна быть ориентирована на освоение наиболее важных жизненных ценностей, на служение обществу, учет общественных интересов, на реализацию социально-значимых целей.

Часто первоначальный выбор профессии и вуза не удовлетворяет ожиданиям и интересам молодого человека. Поэтому принимается решение о получении второй специальности или дополнительного образования. Выбор другой профессии, как правило, происходит более осознанно с четким представлением о том, что потребуется для успешной профессиональной деятельности в дальнейшем. По данным исследователей, практически для каждого второго учащегося необходимость в получении дальнейшего образования связана с текущим местом работы, четверть из них связывают возможность получения более высокооплачиваемой работы с повышением квалификации, а

каждый пятый готов повышать свою квалификацию ради получения интересной работы [3, с. 183-199].

Одной из важнейших государственных задач на современном этапе является своевременная целенаправленная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы в новых экономических и политических условиях с учетом региональных интересов.

Удмуртский государственный университет активно развивает систему дополнительного профессионального образования по запросам предприятий и бизнеса, реагируя на социально-экономическую ситуацию в стране. Структура образовательных программ УдГУ включает как классические направления и специальности подготовки специалистов, так и подготовку кадров для широкого спектра отраслей народного хозяйства; системы государственного и муниципального управления; науки и образования [4].

Ориентация на карьеру, достижение успеха выбранной профессиональной области являются на сегодняшний день одной из актуальных ценностей молодых людей. Карьерный рост можно рассматривать как процесс, который продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Он проходит через определенные этапы развития не только профессионализма, но и формирования самой личности. Развитие карьеры в современном мире предъявляет все большие требования к профессиональным и личностным качествам работников. По оценкам специалистов, молодежь сегодня получает в вузе фундаментальную подготовку, хорошее интеллектуальное развитие. Сами студенты оценивают получаемую ими

27

3 / 2010

Преподаватель XXI

подготовку в вузе как соответствующую требованиям работодателей (54%). Однако работодатели приветствуют наличие так же сертификатов об окончании различных курсов и прохождении тренингов, которые способствуют развитию таких компетенций, как умение работать в команде, коммуникативные навыки, лидерские качества, ориентированность на клиента, инициативность и т.д. [5].

Многие университеты для инфраструктурного обеспечения программ создают центры дополнительного профессионального образования. Такие центры предоставляют программы многоуровневой подготовки различным целевым группам слушателей и обеспечивают консультационную поддержку своим выпускникам по ходу ведения ими инновационной деятельности. Сочетание учебной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, тесная связь учебного процесса с практикой позволяет таким центрам достигать высокого качества подготовки специалистов.

При поддержке Министерства по 28 делам молодежи Республики Удмуртия в 2003 г. на базе Института социальных коммуникаций ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» с целью обеспечения отрасли государственной молодежной политики квалифицированными кадрами был создан Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики (далее - МРЦ). По распоряжению № РД-04 Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «02» апреля 2009 г. МРЦ присвоен статус «Межрегионального центра развития

кадрового потенциала по Приволжскому федеральному округу» [6].

Межрегиональный центр - это инновационный центр с глубокой интеграцией и развитой инфраструктурной научной, образовательной и инновационной деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие, качество и востребованность дополнительного профессионального образования. Он как важнейший элемент национальной инновационной системы должен оказывать существенное влияние на развитие государственной молодежной политики регионов и системы дополнительного образования.

Возрастание конкуренции на рынке образовательных услуг, ограниченность финансирования и ряд других факторов внешней среды заставляют руководство межрегиональных центров пересматривать привычные методы деятельности, сделав акцент на стратегическом развитии дополнительного образования и науки, учитывающем долговременные перспективы. Отчетливо осознавая эту тенденцию, руководство МРЦ не стоит в стороне от проблем и целенаправленно проводит в жизнь стратегическую линию укрепления своей ведущей роли как головного центра в Приволжском федеральном округе.

Интерес представляет рассмотрение некоторых подходов, разработанных в МРЦ для обеспечения идеи стратегического лидерства, которые как мы надеемся, будут полезны вузовскому сообществу в практической деятельности. Сегодня МРЦ формирует условия для самореализации молодежи, развития инициатив, является межрегиональной моделью поддержки талантливой молодежи, подготовки будущих молодежных лидеров, развивая интеллектуальные ресурсы молодежи. Он является научно-

ф

Инновационные процессы в образовании

исследовательской площадкой для студентов специальности «Организация работы с молодежью».

В этом контексте к существенным задачам МРЦ относятся: воспитание активной жизненной позиции, готовности к конкурентной борьбе на рынке труда, способности активно включится в систему рыночных отношений, овладения основами предпринимательской деятельности; развитие творческих способностей, обучение графической и компьютерной грамотности; формирование экологической культуры; воспитание потребности в знаниях, формирование стремления к непрерывному образованию.

Процесс получения и применения новых знаний, включающий в себя основные этапы полного цикла научно-технических инноваций (фундаментальные и поисковые исследования, экспериментальные и прикладные НИР), органично встроен в образовательный процесс подготовки практико-ориентированных специалистов.

Основные направления деятельности МРЦ: реализация программ и учебных планов повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы государственной молодежной политики, проведение краткосрочных курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, разработка и проведение научных исследований, мониторингов, конференций, семинаров, круглых столов, тренингов, мастер-классов.

За короткий период была создана современная учебно-методическая база, собраны дидактические материалы по наиболее актуальным темам, разработаны тестовые задания, необходимые для проверки знаний слушателей. Отличительными особенностями используемых технологий обучения являются:

проектирование технологий с ориентацией на реализацию в учебном процессе конкретной психолого-педагогической концепции обучения (концентрированное обучение, модульное обучение, контекстное обучение и т.д.); стабильность, воспроизводимость результатов обучения, независимо от факторов и условий обучения.

Реализация учебного процесса в рамках МРЦ производится на основе блочно-модульного подхода, что становится еще одной инновацией в системе дополнительного образования. Блочно-модульная организация образовательной деятельности предполагает наличие таких элементов планирования учебного процесса, как структура компетенций специалиста, учебный план и рабочие программы дисциплин кредитно-модульного содержания, а также соответствующих технологий обучения и контроля качества образовательной деятельности.

В организации учебного процесса МРЦ все более широкое применение находят дистанционные технологии, феномен успеха которых кроется в способности одновременно удовлетворять интересы центра и слушателей.

Управление учебным процессом в МРЦ предполагает постоянный поиск новых решений. Речь идет прежде всего об информационных технологиях, являющихся важнейшим фактором интеграции образовательных технологий на различных этапах непрерывного образования. Переход к непрерывному образованию, использование новых информационных технологий обучения оказывают существенное влияние на понимание сущности, трактовку понятия «технология обучения».

Наличие же технологий в совокупности с современным оборудованием

29

3 / 2010

Преподаватель XXI

предоставляет возможности для развития. Полученный в рамках грант № Ф-299 Федерального агентства по образованию «Создание научно-методических центров по работе с молодежью на базе ведущих (системообразующих) вузов» комплекс современного компьютерного оборудования позволяет проводить научные исследования, внедрять новые технологии. К примеру, для более качественной подготовки к очередным этапам Интернет-тестирования в МРЦ внедряется система «Интернет-тренажеры в сфере образования». Применение программ-тренажеров в учебном процессе обеспечивает непрерывность, быстроту и полноту обучения.

Результаты проводимых в центре социологических исследований используются при разработке новой модели молодежной социализации, а также разработке концептуальных основ молодежной политики. Данные проведенных исследований имеют практическое значение при проектировании социальных инноваций в работе с молодежью, могут использоваться для разработки комплексных программ социального развития молодежи.

30 На базе центра реализуется научный проект «Развитие кадрового потенциала в сфере молодежной политики в Приволжском федеральном округе». В рамках проекта организуются межрегиональные учебно-методические семинары: «Опыт реализации государственных образовательных стандартов в сфере государственной молодежной политики» (2006 г.), «Эффективная реализация Стратегии государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации Приволжского Федерального округа»(2008 г.), «Формирование системы социальных практик как фактор инновационного развития молодежи в Приволжском федеральном округе»(2009 г).

Инновационная образовательная программа МРЦ - это действительно актуальная программа современного университета, где дополнительное профессиональное образование дается на современном оборудовании с использованием современных технологий подготовленными специалистами. Эти программы оказались в фокусе повышенного внимания работодателя и власти, расширилась социальная база оценки их качества. Все это способствует тому, что дополнительное образование становится все более прибыльным звеном системы образования, полноценным участником как российской, так и мировой рыночной системы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаев А. В. Влияние инновационных процессов в высшем образовании на качественные изменения российского человеческого потенциала. - М.: Издательство «Экономика», 2009.

2. Кутузов В. М., Пузанков Д. В., Рябов В. Ф, Шестопалов М. Ю. Национальные исследовательские университеты - будущее высшей технической школы России // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 1.

3. Зубок Ю. А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 2.

4. МерзляковаГ. В., Даньшина С. А. Удмуртский государственный университет в образовательном пространстве на рубеже ХХ-Х1Х веков (исторический аспект). - Ижевск: УдГУ, 2009.

5. Социальный потенциал молодежи / Под ред. Н. Л. Смакотиной. - М.: МАКС Пресс, 2009.

6. Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы±р/^тр. mgopu.ru. ■

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.