90
Высшее образование в России • № 6, 2011
вы антропологического подхода. М.; Владимир, 1998. 4. Праслова Г.А. Музыкальное образование как фактор развития человека. СПб., 2004.
5. Музыкально-педагогическое образование на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материалы VII Международной научно-практической конференции. М., 2004.
RAPATSKAYA L. MUSIC EDUCATION AT THE UNIVERSITY: TRADITIONS AND INNOVATIONS
The article presents a review of development and formation of music education in Russia from the cultural and historical points of view. It also describes the stages of this process as well as characteristic features of culturological goals of higher music education nowadays and the experience of innovative development of the Faculty of Culture and Music Arts of Sholokhov Moscow State University for the Humanities.
Keywords: traditions of domestic music education, innovative processes in music education in Russia, experience of the Faculty of Culture and Music Arts of Sholokhov Moscow State University for the Humanities, culturological goals of higher music education, innovative constituent in training of a musician.
М.В. МАКСИМЕНКОВА, директор П°ДГ°т°вКа КаДров°Г° Федерального координационного резерва молодежной центра политики (опыт работы)
Рассматриваются основные задачи, направления и результаты деятельности Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики РФ при МГГУ им. М.А. Шолохова, который реализует комплекс мероприятий в разных сферах молодежной политики.
Ключевые слова: молодежная политика, подготовка и переподготовка кадров для молодежных организаций.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией государственной молодежной политики РФ определены первоочередные задачи, направленные на развитие творческого потенциала молодежи в интересах страны. Одна из ключевых задач - создание условий оптимального обеспечения сферы молодежной политики профессионально подготовленными кадрами. Для ее решения при МГГУ им. М.А. Шолохова в 2009 г. был создан Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики РФ (ФКЦ).
Организационно-методическую поддержку деятельности ФКЦ осуществляют Федеральное агентство по делам молодежи РФ и Департамент молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики
РФ. При их содействии под руководством ФКЦ была сформирована система межрегиональных координационных центров (МКЦ), объединившая все федеральные округа РФ и координирующая работу по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, действующих во всех сферах реализации государственной молодежной политики.
Центральный федеральный округ: Научно-методический центр по работе с молодежью ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого».
Южный федеральный округ: ГОУ ДПО «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы».
Приволжский федеральный округ: Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров Института социальных коммуникаций ГОУ ВПО
Юбилей
91
«Удмуртский государственный университет».
Сибирский федеральный округ: Институт молодежной политики и социальной работы ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Уральский федеральный округ: Научно-методический центр по работе с молодежью ГОУ ВПО «УГТУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».
Северо-Кавказский федеральный округ: Ставропольский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова».
Северо-западный федеральный округ: Научно-исследовательский центр проблем молодёжи и молодёжной политики Северо-Западной академии госслужбы.
Дальневосточный федеральный округ: Научно-методический центр по работе с молодёжью «Всероссийский детский центр "Океан"».
На ФКЦ возложены функции головного учебно-методического и научного учреждения, осуществляющего координацию системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов органов и организаций, действующих во всех сферах реализации государственной молодежной политики: в образовании, культуре, спорте, социальной защите и других сферах работы с молодежью.
С 2009 г. под руководством ФКЦ прошли обучение более 800 руководителей и специалистов органов по делам молодежи. В 2010 г. во всех федеральных округах РФ на базе восьми МКЦ прошли обучение 346 специалистов в сфере государственной молодежной политики по четырем образовательным программам:
• технология работы с талантливой молодёжью;
• формирование установок толерантного сознания в молодёжной среде;
• волонтёрство: традиции и инновации;
• современные технологии историко-патриотического просвещения.
В 2011 г.планируется провести курсы повышения квалификации для более чем 400 руководителей и специалистов органов государственной молодежной политики, представителей детских и молодежных общественных организаций.
С 2009 г. ФКЦ является основным провайдером образовательных программ все-российскихмолодежных форумов. Хорошо зарекомендовали себя на многих молодежных форумахинновационные образовательные программы «Россия и современный мир», «Дизайн проектов», «Межнациональное взаимодействие », «Эффективные коммуникации», «Жизненная навигация».
Курс «Дизайн проектов», ставший самым популярным среди образовательных программ национальных молодежных форумов, получил высокие оценки первых лиц государства. Во время визита премьер-министра России В.В. Путина на форум «Селигер» 25 июля 2009 г. состоялась его встреча с ректором МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаевым, в ходе которой были презентованы образовательные программы «Дизайн проектов » и «Россия и современный мир», разработанные специалистами МГГУ им. М.А. Шолохова.
В 2010 г. для Всероссийского инновационного молодежного форума «Селигер-
92
Высшее образование в России • № 6, 2011
2010» был разработан курс лекций «Современный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции». Содержание курса даёт ответы на самые наболевшие вопросы, затрагивающие различные сферы развития России и касающиеся её места в современном мире. «Изюминкой » образовательной программы стал курс «Жизненная навигация ». Он пользовался популярностью среди участников форума и потому, что в состав занятий была включена полиграфологическая экспертиза, помогающая избежать опасности самообмана при определении своих жизненных приоритетов в описании собственной мечты.
Совместно с Департаментом молодежной политики и общественных связей Мин-спорттуризма России и Федеральным агентством по делам молодежи проведены три Всероссийские научно-практические конференции:
■ «Совершенствование системы формирования кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации» (20-21 марта 2009 г.).
■ «Традиции и инновационные гуманитарные технологии в современных образовательных программах» (26-27 мая 2009 г.).
■ «Технологии интеграции молодёж-ныхинициатив в стратегию национального развития Российской Федерации до 2020 года» (31 июля -1 августа 2009 г.).
По итогам их проведения подготовлены сборники выступлений, тезисов. Материалы конференций размещены на информационно-образовательном портале ФКЦ.
3-5 июня 2009 г. совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова на базе МГГУ им. М.А. Шолохова проведен Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы профессиональной ориентации молодёжи в условиях реализации программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на рынке труда ».
В 2010 г. ФКЦ провел Международную научно-практическую конференцию «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном
мире». В ней приняли участие ведущие специалисты в области молодежной политики: ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаев, директор Департамента молодёжной политики и общественных связей Мин-спорттуризма РФ Б.Б. Гусев, заместитель руководителя Управления планирования проектов, программ в сфере молодёжной политики Росмолодежи Р.В. Пырма, помощник президента ОАО «РЖД» в области молодёжной политики и работы с молодёжью А.А. Награльян, вице-президент школы женских политических кампаний Йельского университета Бокскор Нэнси Ли, специалист по толерантности в обществе из Оклахомского государственного университета Мария Александрова-Ховелл и др. Всего на конференцию прибыли более 90 специалистов из шести федеральных округов Российской Федерации.
В рамках конференции действовали секции и круглые столы по пяти направлениям:
• технологии формирования толерантного сознания и поведения в поликультурной молодёжной среде;
• технологии социального продюсиро-вания и работы с талантливой молодёжью;
• технологии добровольческой деятельности;
• технологии гражданского и истори-ко-патриотического воспитания молодёжи;
• технологии политического участия молодёжи в функционировании институтов демократии и гражданского общества.
В 2010 г. в Северо-Кавказском федеральном округе был реализован целый ряд образовательных программ для молодежи, цель которых - подготовка организованной, мотивированной, сбалансированной и эффективной команды молодых лидеров, способ-ныхвывести молодежную политику, культуру, техническое творчество и другие направления деятельности Северо-Кавказского федерального округа на более высокий уровень развития. Главной стартовой площадкой за-пускаемыхпрограмм стала образовательная программа Всекавказского молодежного лагеря «Машук-2010», который с 9 по 26 авгу-
Юбилей
93
ста 2010 г. посетили около 2 тысяч участников в возрасте от 18 до 30 лет.
Огромный потенциал программы, разработанной специалистами МГГУ им. М.А. Шолохова специально для форума, помог превратить «Машук-2010» в масштабный образовательный проект, собравший представителей молодёжи Северного Кавказа, интересующихся политикой, экономикой, инновациями, общественными кампаниями, гражданскими инициативами, искусством и техническим творчеством. Значительная часть образовательныхмероприятий форума проводилась по направлениям: «Эффективные коммуникации», «Управление проектами», «Межнациональное взаимодействие ». Ежедневно проходили занятия VIP-лектория; участники имели богатый выбор факультативных занятий. Работа по всем направлениям была организована в разных формах (лекции, тренинги, мастер-классы, дискуссии, круглые столы, консультации и т.д.).
Особо нужно отметить курс «Межнациональное взаимодействие », разработанный командой специалистов в области межнационального взаимодействия под руководством сотрудников ФКЦ. Основная цель курса - обучение основам толерантного поведения и совершенствование у слушателей компетенций в сфере эффективного межкультурного взаимодействия. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование системы знаний об эффективном межкультурном взаимодействии, готовности кмежкультурному диалогу;
2) формирование этнической идентичности в контексте целостной общегражданской и общероссийской идентичности;
3) снижение уровня тревожности при взаимодействии с представителями иных культурных групп;
4) обучение практическому применению правил и принципов межкультурного взаимодействия;
5) повышение уровня понимания и принятия ценностей представителей иных этнических групп.
Разработанный для форума курс «Межнациональное взаимодействие», формирующий навыки практического применения правил и принципов эффективного взаимодействия с представителями иных культурных групп, получил высокие оценки руководителей республик Северного Кавказа и полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе А.Г. Хлопонина.
Образовательная программа форума была представлена также курсом «Управление проектами», построенным на основе «Дизайна проектов » - популярнейшей образовательной программы Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2009», и курсом «Эффективные коммуникации», созданным с целью совершенствования у слушателей коммуникативных компетенций.
Результаты двухлетней работы ФКЦ на молодежных форумах, успехи в формировании системы взаимодействия ФКЦ и МКЦ с целью развития единой системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы государственной молодежной политики были отмечены на коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики, на итоговом совещании руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ.
MAKSIMENKOVA M. HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT FOR THE YOUTH POLICY
The article is focused on the main goals, projects and results of the Federal Coordination Center (FCC) for Human Resources Development for the Youth Policy of the Russian Federation activities. FCC implements a package of measures in such areas of the youth policy as training and re-training of professional personnel, development and introduction of teaching materials in the field of the state youth policy.
Keywords: youth policy, training and re-training of professional personnel, state youth policy.