Научная статья на тему 'Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ'

Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1824
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / YOUTH / REGIONAL YOUTH POLICY / ORGANIZATION OF THE YOUTH WORK / PRIORITY AREAS OF YOUTH POLICY / INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Бокова Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены особенности и приоритетные направления региональной молодежной политики на примере Ставропольского края и Москвы. Теоретическую основу работы составили нормативно-правовые источники, регламентирующие государственную молодежную политику, молодежную политику в Ставропольском крае и Москве, а также анализ публикаций исследователей, рассматривающих данную тему. На основе анализа авторами предложены рекомендации с целью усовершенствования работы с молодежью на территории исследуемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF YOUTH POLICY IN VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS IN THE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION

This article describes the features and priority areas of regional youth policy as an example of Stavropol Territory and Moscow. The theoretical basis of the work is amounted to legal sources that regulate the state youth policy, youth policy in the Stavropol region and Moscow, as well as the analysis of publications of researchers, considering the subject. Based on the analysis the authors offers recommendations to improve organization of the youth work in the territory of the region under study.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ»

УДК 353.9

А.А. Николаева ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А С. Бокова МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и приоритетные направления региональной молодежной политики на примере Ставропольского края и Москвы. Теоретическую основу работы составили нормативно-правовые источники, регламентирующие государственную молодежную политику, молодежную политику в Ставропольском крае и Москве, а также анализ публикаций исследователей, рассматривающих данную тему. На основе анализа авторами предложены рекомендации с целью усовершенствования работы с молодежью на территории исследуемого региона.

Ключевые слова: молодежь, региональная молодежная политика, организа-цияработы с молодежью, приоритетные направления молодежной политики, учреждения профессионального образования.

PRIORITY DIRECTIONS OF YOUTH POLICY IN VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS IN THE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article describes the _ features and priority areas of regional youth policy as an example of Stavropol Territory and Moscow. The theoretical basis of the work is amounted to legal sources that regulate the state youth policy, youth policy in the Stavropol region and Moscow, as well as the analysis of publications of researchers, considering the subject. Based on the analysis the authors offers recommendations to improve organization of the youth work in the territory of the region under study.

Keywords: youth, regional youth policy, organization of the youth work, priority areas of youth policy, institutions of professional education.

Многочисленные исследования, проведенные российскими социологами, свидетельствуют о том, что молодежь сегодня является едва ли не самой дезинтегрированной группой населения, внутри которой происходит становление новых идентичностей. Успешная интеграция молодежи в общество и в различные типы общностей, перемещение групп молодежи в социальном пространстве осуществляются социальными институтами. Особое положение молодежи в обществе, связанное с социальным становлением, придает первостепенное значение ее взаимодействию с важнейшими институтами социализации - семьей, образованием, занятостью, религией, информацией [13].

Именно по этой причине молодежная политика в Российской Федерации является неотъемлемой частью политики государства. Сейчас, в период активных социальных трансформаций, молодежь становится главным индикатором социальных запросов, а также является автором большинства инноваций. В настоящее время, несмотря на недавнее утверждение Стратегии развития молодежи Российской Федерации до 2025 г., в Российской Федерации по-прежнему отсутствует Федеральный закон, который регламентировал бы работу с молодежью с учетом универсальных запросов и особенностей данной социально-демографической группы. Эксперты в качестве аргумента против данного нормативно-правового документа используют довод о том, что никакой подобный закон не сможет учитывать специфику каждого субъекта Российской Федерации.

В особенности актуальность региональной молодежной политики затрагивает образовательную среду, в частности, систему профессионального образования. Будучи важнейшим агентом со-

Alla Nikolaeva Anastasiya Bokova

© Николаева A.A, Бокова А.С., 2017

циализации, образовательные учреждения берут на себя обязанность по реализации большинства приоритетных направлений молодежной политики, обозначенных государством [9]. Тем не менее ни один из этих аспектов молодежной политики не может быть реализован в условиях образовательных учреждений без учета специфики региона, не территории которого они находятся. Таким образом, можно сделать вывод, что основная роль в реализации молодежной политики принадлежит регионам.

В качестве примера в исследовании рассматриваются особенности региональной молодежной политики в Ставропольском крае и г. Москве. Теоретическую основу работы составили нормативно-правовые источники, регламентирующие государственную молодежную политику, молодежную политику в г. Москве и Ставропольском крае, а также анализ публикаций исследователей, рассматривающих данную тему. По мнению М.Ф. Глуховой, современная государственная молодежная политика имеет ряд особенностей [2]. 1. В Российской Федерации она складывается как сложно организованная система (федеральная, региональная, муниципальная молодежная политика). 2. Постепенно становится самостоятельной отраслью социальной политики Российской Федерации, управляемой соответствующими органами

Характерной чертой молодежной политики становится неравномерность развития в различных субъектах Российской Федерации, что обусловлено прямой зависимостью процессов и результатов организации работы с молодежью от следующих объективных факторов:

- установок и концептов, транслируемых со стороны федерального центра;

- позиции региональных органов государственной власти к молодежной группе российского социума и средствам решения проблем, имеющих место в молодежной среде;

- возможностей регионального бюджета в части финансирования отрасти молодежной политики.

При этом молодежная политика как самостоятельная часть социальной политики российского государства имеет: управленческие структуры, обеспечивающие ее функционирование и развитие на федеральном, региональном и муниципальном уровне, и широкую сеть учреждений (как правило, региональных и муниципальных), отвечающих за организацию работы в молодежной среде. Таким образом, региональной молодежной политикой является система государственных мер, которая направлена на создание правовых, социальных, экономических условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений в реализации экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества. В целом структура региональной молодежной политики имеет следующие уровни:

- нормативно-правовой (региональное законодательство);

- концептуально-содержательный (цели, приоритетные направления, принципы и механизмы осуществления, стратегии развития в контексте социальной политики конкретного российского региона);

- организационно-управленческий (инфраструктура молодежной политики в составе региональных органов по делам молодежи);

- материально-ресурсный (финансовые, информационные, технологические ресурсы);

- профессионально-кадровый (профессиональная подготовка, стажировки, повышение квалификации) [2].

Е.Э. Ганаева отмечает, что на сегодняшний день в большинстве учреждений профессионального образования учебная, научная и воспитательная работа являются взаимосвязанными и обязательными структурными компонентами образовательной системы [1]. С позиции специалистов, работающих в учреждениях профессионального образования, студенты в большей степени реагируют на перемены в культурных ценностях, их характеризует потребность в самоопределении. Как следствие, это аргументирует высокую социальную активность молодых людей и их стремление расширить свой

социокультурный кругозор. Учитывая это обстоятельство, реализация региональной молодежной политики в учреждениях профессионального образования является одной из ведущих задач современного профессионального образования.

В Ставропольском крае молодежная политика является приоритетным направлением деятельности местных властей [7]. Основная причина этому - доля молодежи в общем населении. По данным Федерального агентства по делам молодежи, в Ставропольском крае постоянно проживает 701 тыс. чел. в возрасте от 14 до 30 лет. Это составляет 25 % от числа жителей региона (в Москве этот показатель составляет 19,4 % от числа жителей региона) [9].

Законодательно региональная молодежная политика в Ставропольском крае, помимо федеральных нормативно-правовых актов, регламентируется законом Ставропольского края «О молодежной политике в Ставропольском крае», а также Постановлением Правительства Ставропольского края «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Молодежная политика». Основными приоритетными направлениями работы с молодежью являются: соблюдение политических прав и свобод молодежи, прав молодежи в области образования и воспитания, в сфере труда и занятости, в социально-экономической сфере, на охрану и укрепление здоровья, поддержка талантливой молодежи и т.д. [4; 7; 11]. Ответственный орган - Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края. Большую ответственность за организацию работы с молодежью берет на себя Северо-Кавказский Федеральный университет. Являясь крупнейшим вузом региона, он реализует социальную поддержку молодежи, поддержку талантливой молодежи, содействие молодежному предпринимательству и иные приоритетные направления региона [8].

Анализ документов показывает, что одной из особенностей молодежной политики в данном регионе является учет особых прав несовершеннолетних. В других регионах этот аспект, как правило, прописывается в нормативно-правовых актах комиссий по делам несовершеннолетних и органов опеки и попечительства. Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края, общественные и иные организации обеспечивают правовую, педагогическую, психологическую защиту несовершеннолетних от распространения культа насилия, порнографии, национализма, вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголизму, наркомании, проституции).

Еще одной ключевой спецификой Ставропольского края является его многонациональность. В связи с этим основными подходами к практической реализации молодежной политики, несомненно, являются максимальное использование потенциала различных институтов гражданского общества, прежде всего, этнокультурных, патриотических и иных молодежных объединений. Тем не менее, несмотря на активную политику местных органов власти, по-прежнему актуальна проблема межэтнических конфликтов и затруднения в области межкультурных коммуникаций в молодежной среде. По этой причине молодежная политика Ставропольского края особенна тем, что выделяет формирование толерантности и межкультурной грамотности как приоритетное направление работы с молодежью.

Москва является стратегически важным регионом в отношении работы с молодежью. Большое количество студентов (в том числе иногородних), миграционные потоки делают молодежную политику необходимым компонентом социального благополучия данного субъекта РФ. Закон г. Москвы «О молодежи» является главным документом, который регулирует вопросы молодежной политики на территории этого региона. Согласно ему приоритетными направлениями работы с молодежью г. Москвы являются: обеспечение стартовых возможностей для вовлечения молодежи в различные сферы жизни общества, воспитание позитивного отношения к культуре и традициям других народов, создание условия для формирования здорового образа жизни, поддержка талантливой молодежи и иные [3].

До 2013 г. направления молодежной политики регламентировались Департаментом семейной и молодежной политики. На сегодняшний день его полномочия исполняет Департамент культуры. Помимо этого, в ведомстве большинства административных округов функционируют управления культуры и отделы по работе с молодежью. Их основные цели - реализация молодежной политики в соответствии с приоритетными направлениями г. Москвы. Большой акцент делается на сотрудничество с государственными бюджетными учреждениями по работе с молодежью, а также с учебными заведениями, находящимися на территории округа [6]. В большинстве государственных и коммерческих вузов и колледжей существуют отделы молодежной политики или отделы по внеучебной и вое -питательной работе, которые несут ответственность за организацию работы с молодежью в условиях образовательной среды.

Тем не менее, по мнению О.В. Паниной, в вопросах реализации региональной молодежной политики г. Москвы прослеживаются такие проблемы, как незавершенность работы по формированию необходимых нормативно-правовых актов, недостаточный уровень подготовки кадрового состав специалистов по работе с молодежью, недостаточное информационное освещение проблем молодежи в условиях образовательной организации, муниципального образования и т.д. [10]. A.A. Николаева и К.Г. Караханян отмечают, что при безусловном желании специалистов сферы образования выполнять свою профессиональную деятельность быстро и квалифицированно, качество и соответствие подготовки их профессиональной сфере находятся в некотором противоречии [5]. Оно выражается в недостатке кадров, способных решать сложные технологические, коммуникационные, управленческие задачи, которые предполагают взаимодействие между структурными подразделениями образовательного учреждения [12].

Очевидно, что одной из приоритетных задач молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ является формирование культурной, национальной и религиозной терпимости. По этой причине необходимы компетентные специалисты, которые учитывали бы особенности работы с молодежью из исследуемых субъектов РФ. Специалисты по работе с молодежью должны в полной мере обладать такими компетенциями, как готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность, а также готовность к повышению уровня межкультурной коммуникации. Важной задачей специалиста по работе с молодежью в условиях учреждений профессионального образования является содействие в самореализации личностного потенциала студентов. Необходимо создать условия для того, чтобы молодые граждане стремились к реализации своей социальной активности, удовлетворению своих потребностей и интересов в духовной сфере, повышению социокультурного потенциала.

Задача региональных органов власти сегодня - эффективно использовать весь потенциал молодежи на благо социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Ганаева, Е. Э. Реализация основ молодежной политики в сфере профилактики экстремизма в образовательных организациях высшего образования / Е. Э. Ганаева // Вестник Чеченского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 186-188.

2. Глухова, М. Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики в современной России / М. Ф. Глу-хова // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2012. - № 4. - С. 78-90.

3. Закон г. Москвы от 30.09.2009 г. № 39 «О молодежи» (ред. от 14.12.2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/1062939 (дата обращения : 09.02.2017).

4. Закон Ставропольского края от 25.06.96 г. № 40-кз «О молодежной политике в Ставропольском крае» (ред. от 10.04.2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ipsdata/ ?docbody=&nd=141008704&rdk=&backlink=1^aTa обращения : 09.02.2017).

5. Николаева, А. А. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / А. А. Николаева, К. Г. Караханян // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 11. - С. 15-18.

6. Официальный сайт Департамента культуры г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kultura.mos.ru (дата обращения : 20.02.2017).

7. Официальный сайт Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.stavminobr.ru (дата обращения : 20.02.2017).

8. Официальный сайт Северо-Кавказского федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ncfu.ru (дата обращения : 20.02.2017).

9. Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://fadm.gov.ru (дата обращения : 20.02.2016).

10. Панина, О. В. Молодежная политика в г. Москве: опыт реализации и направления совершенствования / О. В. Панина // Муниципальная академия (Финансовый университет при Правительстве РФ). - 2015. -№ 4. - С. 43-48.

11. Постановление Правительства Ставропольского края от 29.12.2012 г. № 570-пр «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Молодежная политика» (ред. от 31.10.2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kdm26.ru/dokumenty (дата обращения : 09.02.2017).

12. Савченко И. А. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации / И. А. Савченко, А. В. Варавкина // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1. - С. 1034-1036.

13. Фролова, Н. А. Социальная активность современной российской молодежи : монография / Н. А. Фролова, А. А. Николаева. - Орел : Орловский государственный технический университет, 2010. - С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.