Научная статья на тему 'Сравнительный анализ молодежной политики в регионах юга России'

Сравнительный анализ молодежной политики в регионах юга России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
585
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / SWOT-АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH / YOUTH POLICY / THE SWOT-ANALYSIS OF THE REGIONAL YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паслер Ольга Владимировна

В статье выявлены проблемы и перспективы развития молодежной политики на Юге России. Осуществлен сравнительный анализ региональных практик ее реализации в Ставропольском крае и республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паслер Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problems and prospects of development of youth policy in the South of Russia. Carried out a comparative analysis of regional practices of its implementation in the Stavropol region and the republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ молодежной политики в регионах юга России»

О. В. Паслер

Сравнительный анализ молодежной политики в регионах юга России_

Фшшш нну к и

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ЮГА РОССИИ

О. В. Паслер

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF YOUTH POLICY IN THE SOUTHERN REGIONS OF RUSSIA

Pasler O. V.

The article reveals the problems and prospects of development of youth policy in the South of Russia. Carried out a comparative analysis of regional practices of its implementation in the Stavropol region and the republic of Dagestan.

Key words: youth, youth policy, the SWOT-analysis of the regional youth policy.

В статье выявлены проблемы и перспективы развития молодежной политики на Юге России. Осуществлен сравнительный анализ региональных практик ее реализации в Ставропольском крае и республике Дагестан.

Ключевые слова: молодеть, молодежная политика, SWOT-анализ региональной молодежной политики.

УДК 130.2

Актуальность изучения молодежной политики связана с тем, что современный мир переживает бурный рост радикальных, экстремистских проявлений в молодежной среде, направленных на разрушение традиционных общественных устоев, институтов, социальных практик. Старт современному «молодежному бунту» был дан в ноябре 2004 г. событиями «оранжевой революции» на Украине. За этим последовали молодежные беспорядки во Франции, Греции и др. Мировой опыт наглядно показывает, что недостаточное внимание к молодежи может превратить ее в движущую силу дестабилизации общества. В России процессы молодежного протеста носят пока латентный и невыраженный характер, что не всегда дает возможность своевременно диагностировать и локализовать их.

Юг России традиционно находится среди регионов, где риски проявления экстремистских настроений достаточно велики, что объясняется многонациональным и многоконфессиональным составом населения, низким уровнем социально-политического, психологического самочувствия молодежи региона. В этой ситуации особого внимания требует разработка и внедрение системы комплексной молодежной политики, включающей в себя меры противодействия экстремизму и снижения его проявлений в молодежной среде.

В наши дни, в эпоху коренного реформирования всех сфер жизни, развитие государственной молодежной политики активно набирает обороты и этот факт можно считать качественным прорывом вперед. Однако, к сожалению, ее современное состояние не всегда позволяет оперативно и качественно решить молодежные про* Статья выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект № 14.740.12.1348.

блемы. Более того, продолжает сохраняться противоречие, при котором формирование содержания и направлений деятельности в молодежной среде происходит на общегосударственном уровне, а условия для воспитания, развития, самоорганизации молодежи создаются в основном в регионах.

На современном этапе региональный фактор молодежной политики становится необходимой социальной инновацией. Вместе с тем региональные аспекты формирования молодежной политики продолжают оставаться малоизученными. В этой связи нами предпринята попытка выявить проблемы и перспективы развития молодежной политики на Юге России, осуществив сравнительный анализ региональных практик ее реализации в Ставропольском крае, вполне благополучном в социально-экономическом плане субъекте РФ, и Дагестане, сложной и нестабильной национальной республике Северного Кавказа.

Отметим, что специфика государственной молодежной политики на уровне конкретного региона определяется существующими условиями жизни молодежи, в частности, показателями социального самочувствия, характеристиками материального положения и экономической дифференциации, распространенностью деви-антного и делинквентного поведения, сформиро-ванностью ценностно-ориентационной сферы и духовно-нравственных предпочтений, уровнем политической активности молодежи и ее гражданской позицией. Для детального сравнительного анализа важно дать краткую характеристику тем объективным условиям, которые могут оказывать определяющее влияние на выбор приоритетных направлений развития молодежной политики в регионе.

Демографические характеристики. В 2010 г. численность населения Ставропольского края составила 2711,2 тыс. чел., при этом количество молодёжи в возрасте 14-29 лет - 705,2 тыс. чел., а это 26 % от общей численности населения края. Последние шесть лет в крае регистрируется снижение численности молодежи, а также снижение ее доли в общей численности населения края (табл. 1) (5).

Депопуляционные тенденции в крае сопровождаются ухудшением состояния здоровья молодых людей. Сложившееся положение является следствием преобразований в социально-экономической сфере, сокращения оздоровительных учреждений и спортивных сооружений, нарастающего воздействия экологически вредных факторов, а также ведением нездорового образа жизни.

Дагестан можно назвать молодежной республикой, поскольку в структуре населения молодежь в возрасте до 30 лет составляет более 52 %, причем на 2,8 млн жителей республики приходится более 100 тыс. студентов (6).

Таблица 1

Численность населения Ставропольского края в 2000-2010 гг.

Год Все население, тыс. чел. Молодежь, тыс. чел. % молодежи в общей численности населения

2010 2711,2 705,2 26

2008 2705,1 728,4 26,9

2006 2710,3 742,6 27,4

2004 2726,4 780,4 28,6

2002 2736,2 692,6 25,3

2000 2740,9 639,3 23,3

Республика Дагестан является одной из самых проблемных территорий Российской Федерации по полиэтническому и конфессиональному составу населения, по традиционной трудоиз-быточности, повышенному уровню безработицы и напряженности рынка труда, по высокой доли населения, живущего за чертой бедности. Кроме того, Дагестан является республикой Северного Кавказа, этнодемографические процессы в которой объективно ведут к практически полной де-русификации населения. По экспертной оценке А. Б. Дзадзиева, число русских в республике в 2008 г. составляло чуть более 110 тыс. или около 4 % (2).

Трудоустройство молодежи. Анализ данных мониторинга положения молодежи СевероКавказского федерального округа в 2010 году показал, что проблема материального положения беспокоит практически всех опрошенных молодых людей, независимо от места их проживания. Одной из наиболее важных и сложно решаемых социальных проблем как для Ставрополья, так и для Дагестана остается проблема занятости.

Необходимо отметить, что безработица среди молодежи выше, чем среди других возрастных групп, поскольку интенсивный поиск на рынке труда, сопровождающийся неизбежными пробами и ошибками, приходится на начальный этап трудовой активности человека. Результаты опроса молодёжи России позволяют подтвердить значимость проблемы трудоустройства. На вопрос: «Какие проблемы должно решать руководство вашей области (края, республики)?» вари-

г О. В. Паслер

Сравнительный анализ молодежной политики в регионах юга России

■ I

ант «снижение безработицы» выбрали 43 % опрошенных (4). Так, за 2010 год в службу занятости населения Ставропольского края обратилось по вопросу трудоустройства 42,3 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, или 44,1 % всех обратившихся. Количество зарегистрированных безработных по краю в возрастном периоде 2529 лет составляет 15,7 % всех безработных (1).

Дагестан находится на первом месте в России по безработице среди молодежи. По статистическим данным, уровень безработицы в молодежной среде в Республике Дагестан составляет 16,5 % от общего числа молодежи в республике (около 142,5 тыс. чел). Следует учесть, что 44,3 % молодежи республики являются учащимися и студентами, большая часть из которых по окончании учебных заведений пополнит ряды безработных (8). Средний возраст безработных в Дагестане на сегодняшний день составляет 32 года. В составе безработных 78,1 % составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. Их численность составила 118,0 тысяч человек. Данная группа безработных формируется пре-

имущественно из числа молодежи (9,3 % - за счет молодежи до 20 лет; 32,2 % - от 20 до 24 лет; 16,9 % - 25-29 лет). Идет массовый отток молодежи в города в поисках заработка. Недостаточно эффективно развивается молодежное предпринимательство, что связано в значительной степени с отсутствием необходимых ресурсов для поддержки этой сферы (7).

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Одним из критериев результативности деятельности органов государственной власти в области молодежной политики выступает проявление мировоззренческих установок, например, чувство патриотизма. Исходя из данных социологического исследования, проведенного в 2010 году среди молодежи Северо-Кавказского федерального округа, наибольшее количество патриотов проживает именно в Ставропольском крае - 64 %. В то время как в республике Дагестан таковых лишь 42,5 %, а каждый 10 молодой человек не считает себя патриотом России (рис. 1) (1).

"НЕТ"

'ДА"

0.5

46 56

42.5

36.5

Кабардино-Балкарская

Республика

Республика Северная

Осетия-Алания

Карачаево-Черкесская

Республика

Республика Дагестан

Чеченская Республика

Ставропольский край

Республика Ингушетия

0

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом России?»

Необходимо отметить, что в Дагестане, как и на всем Северном Кавказе, возникли еще дополнительные, не свойственные другим регионам России проблемы, связанные с возрождением радикального ислама, усилением его социальной позиции и политической роли.

Молодежь выражает острое недоверие к власти, что особенно это заметно среди дагестанской молодежи, взгляды которой на работу и в целом на жизнь немного отличаются от взглядов молодежи других регионов страны. Подтверждением сказанному служит наличие в дагестанском обществе сформировавшейся очень узкой, замкнутой элитной группы, так называемой «элитной молодежи». Высокий статус и не-

ограниченные материальные, социальные, образовательные возможности которой отражают эксклюзивное положение в обществе их родителей, принадлежащих к реальной политической, экономической, управленческой элите. С другой стороны, в республике растет и без того значительный слой молодежи, в силу бедности и низкого социального статуса родителей, обладающей незначительным набором реальных возможностей и жизненных перспектив. В отличие от кастовых обществ, наша молодежь осознает всю несправедливость такого положения дел в обществе, сталкиваясь на каждом шагу с положением социально неравного члена социума, цинизмом богатых, чрезвычайно узким диапазоном соци-

ально-профессионального роста и т. д. Эта часть молодежи, являясь самой незащищенной частью общества, постепенно превращается в мощный ресурс экстремистской деятельности, ведь именно молодежь обладает наибольшей социальной энергией, потенциалом разрушительных проте-стных действий. Значительная часть этой «второсортной» молодежи, ничем не занятой, невостребованной обществом, деградирует, осваивая все новые формы экстремистского поведения.

В рамках борьбы с терроризмом в Республике Дагестан выполняются: «Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму в республике Дагестан на 2009-2011 годы», «План программных мероприятий по реализации Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 годы в Республике Дагестан».

Нормативно-правовое обеспечение молодежной политики. Ключевым фактором развития молодежной политики выступает ее нормативно-правовое обеспечение. Единственным регионом Юга России, не имеющим базового закона о молодежи, является Астраханская область. Ставропольский край остается одним из немногих субъектов РФ, где принят закон, регулирующий вопросы молодежной политики на муниципальном уровне.

Достоинством законодательно-правового механизма в Ставропольском крае и Республике Дагестан можно считать устойчиво нарастающую динамику его развития. Помимо базовых

законов, реализуются законодательные акты по различным направлениям молодежной политики. Кроме того, на смену отдельным мероприятиям приходят комплексные целевые программы (например, «Повышение правовой культуры населения Республики Дагестан на 2008-2010 годы», краевая целевая программа «Молодёжь Ставропольского края на 2012-2015 годы»).

К сожалению, в большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку на региональном уровне отсутствуют социально адаптированные механизмы их реализации. Поэтому приходится констатировать, что даже развитая законодательная основа региональной молодежной политики не гарантирует её эффективности.

Финансовое обеспечение. Молодежная политика многоаспектна и в силу этого ее реализация неизбежно требует значительных средств. При этом нет общей закономерности финансирования молодежной политики в регионах Юга России. Так, в Ставропольском крае на одного молодого человека из бюджета региона выделяется 70,2 руб., в республике Дагестан -442,5 руб. Самый высокий показатель в Чеченской Республике - 793,6 руб.

По объему финансирования государственной молодежной политики Ставропольский край находится на третьем месте в Северо-Кавказском федеральном округе после Республики Дагестан, где в 2010 году на мероприятия молодежной политики было выделено 379 912 400 руб., и Чеченской Республики (313 227 100 руб.) (табл. 2).

Таблица 2

Показатели финансового обеспечения молодежной политики в Северо-Кавказском федеральном округе (руб.) (5)

Показатели Бюджет ГМП Доля в бюджете субъекта Размер отчислений на 1 молодого человека

Республика Дагестан 379 912 400 нет данных 442,5

Республика Ингушетия 13 000 000 0,1 72,2

Кабардино-Балкарская Республика 10 410 000 0,05 37,7

Карачаево-Черкесская Республика 1 939 000 0,01 15,7

Республика Северная Осетия-Алания 24 440 000 0,17 116,2

Ставропольский край 50 774 500 0,08 70,8

Чеченская Республика 313 227 100 0,5 793,6

В целом финансирование молодежной политики в Ставропольском крае и Республике Дагестан происходит по остаточному принципу и зависит от доходной части бюджетов субъектов,

что затрудняет долгосрочное планирование развития молодежной сферы.

Кроме того, современная управленческая практика характеризуется возможностью ис-

О. В. Паслер

Сравнительный анализ молодежной политики в регионах юга России

пользования помимо бюджетных источников и различных других форм и механизмов финансирования. Опыт западных стран показывает перспективность данного направления. В США, например, практически все молодежные мероприятия и программы реализуются за счет привлекаемых спонсорских средств, а сфера молодежной политики находится в ведении разного рода НКО и молодежных организаций при минимальном участии государства.

Российские регионы, в т. ч. Ставропольский край и Дагестан, пока не выработали четкой схемы и механизмов привлечения внебюджетных источников. В перспективе инновационные финансовые технологии могут осваиваться в сфере решения жилищной проблемы молодежи, при выдаче жилищных займов.

Кадровое и структурное обеспечение. Эффективность реализации молодежной политики в значительной степени зависит от её инфраструктурной обеспеченности и профессиональной компетенции специалистов, занятых в сфере государственной молодежной политики, от способности этих специалистов воспринимать уровень проблем, волнующих молодежь, принимать эффективные управленческие решения. Поэтому этим вопросам придается первостепенное значение.

В Ставропольском крае полномочия по реализации государственной молодежной политики возложены на комитет Ставропольского края по делам молодежи и подведомственное ему государственное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов». На краевом уровне работают 29 специалистов. В муниципальных районах и городских округах проблемами молодежи занимаются чаще всего 1-2 специалиста и, как правило, наряду с осуществлением мероприятий по работе с детьми и молодежью, на этих специалистов возложен ряд других обязанностей. Всего в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики в Ставропольском крае работает около 280 человек.

По данным мониторинга Комитета Ставропольского края по делам молодежи, в регионе действуют 376 детских и молодежных общественных объединений (табл. 3) (5). В настоящее время в них вовлечено 60 % процентов детей и 20% молодежи края, однако большинство из этих объединений существуют на базе образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, в клубах по месту жительства, они не имеют статуса юридического лица и не могут пользоваться государственной поддержкой (3).

Таблица 3

Показатели структурно-организационного обеспечения молодежной политики в некоторых регионах Юга России

№ Наименование субъекта РФ Детские и молодежные объединения Инфраструктура

Кол-во обществ. Кол-во участв. Рег. учрежд. / Всего

объедин. молод. муницип. учрежд.

1. Краснодарский край 1 124 260 898 6/59 65

2. Республика Дагестан 42 286 345 9/- 9

3. Республика Ингушетия 10 10 000 - -

4. Кабардино-Балкарская Республика 31 72 362 -/3 3

5. Карачаево-Черкесская Республика 24 13 000 1/- 1

6. Республика Северная Осетия-Алания 83 32 488 6/13 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ставропольский край 376 191 560 1/3 4

8. Чеченская Республика 89 139 000 1/- 1

За последние 18 лет государственные органы, регулирующие молодежную политику в Республике Дагестан, неоднократно менялись, что создавало некоторую нестабильность в этой среде. В 2008 г. Указом Президента Республики Дагестан было создано Министерство по делам молодежи Республики Дагестан, на которое в настоящее время возложена роль координатора деятельности заинтересованных министерств,

ведомств и молодежных объединений республики. В качестве существенного недостатка необходимо отметить отсутствие в республике учреждений, курирующих вопросы реализации молодежной политики на муниципальном уровне и дефицит высококвалифицированных кадров по работе с молодежью.

По данным Министерства на 2010 год, зарегистрированных детских и молодежных органи-

заций насчитывается около 42, а реально действующих - не более 10. Количество молодых людей, состоящих в существующих молодежных объединениях, составляет 33 %.

По результатам исследования молодежной политики в Ставропольском крае и Республике Дагестан можно сделать ряд выводов.

1. Спектр проблем, который беспокоит молодых людей, практически независим от места их проживания, поэтому направления молодежной политики одинаковы для обоих регионов. Другое дело, что в Дагестане острота этих проблем более выражена в связи со сложной криминогенной обстановкой и низким уровнем социально-политического самочувствия молодежи региона. Отмечается также высокая конфликто-генная готовность дагестанской молодежи, которая проявляется в склонности к участию в криминальных и экстремистских формированиях.

2. Государственная молодежная политика в данных регионах по-прежнему строится по устаревшему принципу «реактивности» и пока не носит системный характер. В обоих регионах доминирует понимание молодежи как объекта

целенаправленного государственного воздействия, а не полноправного общественного актора.

3. Масштабные целевые программы и проекты молодежной политики инициируются и реализуются главным образом из региональных центров. На муниципальном уровне финансирование молодежной политики осуществляется по остаточному принципу. Кроме того, отсутствие апробированной схемы привлечения внебюджетных источников затрудняет долгосрочное планирование мероприятий по реализации молодежной политики.

4. С точки зрения нормативно-правового и институционального обеспечения молодежной политики Республика Дагестан отстает от Ставропольского края. На сегодняшний день можно говорить о недостаточном количестве в республике учреждений, курирующих молодежные вопросы на муниципальном уровне и дефиците высококвалифицированных кадров по работе с молодежью. Однако в целом можно отметить положительные сдвиги в этих направлениях: активное развитие законодательства в сфере молодежной политики и программно целевых проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический доклад «Молодежь Ставрополья. Реализация государственной молодежной политики. 2010 год» // Вестник комитета Ставропольского края по делам молодежи. - № 44. - 2011. - 138 с.

2. Дзадзиев А. Б. Русское население республик Северного Кавказа: современные миграционные установки // Северный Кавказ в национальной стратегии России / под ред. В. Тиш-кова. - М.: Росинформагротех, 2008. - 264 с.

3. Краевая целевая программа «Молодёжь Ставропольского края на 2012-2015 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края 20 июля 2011 г. №278-п). URL: http:// www.kdm26.ru/userfiles /file/278p.pdf

4. Мегаопросы «ГеоРейтинг» с мая 2007 г. по март 2010 г.: 1930 населённых пунктов, 34 000 респондентов. URL: http:// bd.fom.ru /героН /map/d101313/prlntable

5. Молодежь Ставрополья // Вестник комитета Ставропольского края по делам молодежи. - № 45. - Ставрополь, 2011. - 111 с.

6. Муртазалиев А. М. Проблемы правового воспитания молодежи на современном этапе и пути их решения // Состояние и перспективы развития молодежной политики в Дагестане: материалы заседаний Общественной палаты Республики Дагестан / отв. ред.: А. М. Муртазалиев, К. Г. Гусаева. - Махачкала: РГЖТ, 2009. - С. 5-8.

7. Хамавова Н. Средний возраст безработных в Дагестане составляет 32 года. URL: http://dagstudent. ru/news

8. Эмиров Э. Заур Кахриманов: «Одна из основных проблем дагестанской молодежи -безработица» [Интервью с председателем Комитета по молодежной политике Республики Дагестан З. Кахримановым] // Махачкалинские известия. - 2011. - № 25(929).

Об авторе

Паслер Ольга Владимировна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», соискатель кафедры политологии и социологии. Сфера научных интересов - гражданское общество, молодежная политика, политические институты. olga_pasler @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.