Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
молодежная политика / патриотическое воспитание / кадетские объединения / спасательная служба / социальная помощь.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галушина П. С., Неверова О. П., Ручкин А. В., Смирнова И. Ю., Шаравьев П. В.

Система воспитания в системе образования независимо от уровня подготовки направлена не только на развитие интеллектуального потенциала личности, но и на формирование морально-этических эталонов поведения, необходимых в российском обществе. Основное место в системе молодежной политики и воспитательной работы занимает проблема патриотического аспекта, которые неразрывно связан с отождествлением подрастающего поколения со страной, неразрывности собственных действий с выгодой для государства и общества. В этой связи основным инструментом выступают молодежные и детские объединения и движения как организованные структуры, имеющие институционализированное основание. Сегодня в России молодежные объединений достаточно много, они характеризуются разнонаправленными интересами, способами и методами реализации, чтобы учесть все потенциально возможные потребности молодежи. В нашем исследовании мы остановились на кадетских объединениях, поскольку их деятельность, с одной стороны, неразрывно связана с патриотическим воспитанием, с другой, является и профессионально ориентирующей в силу военного или спасательного вектора деятельности. Данные объединения интересны также и тем, что они своей деятельностью формируют общественно одобряемые шаблоны поведения, формируя в сознании подрастающего поколения этически приемлемые и социально поощряемые действия. Ретроспективный анализ их деятельности на примере Свердловской области показывает эффективность распространения опыта данных формирований в силу дополнительной социальной эффективности. Однако есть и проблемы, которые возникают в ходе реализации молодежной политики в данных движениях. На основе выявленных проблем даны рекомендации пути совершенствования реализации государственной молодежной политики на примере рассматриваемых общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

= ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ =

ГАЛУШИНА Полина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры биотехнологии и пищевых продуктов, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: sid-polina@yandex.ru

НЕВЕРОВА Ольга Петровна,

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биотехнологии и пищевых продуктов, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: opneverova@mail.ru

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории, Уральский государственный аграрный университет, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com

СМИРНОВА Ирина Юрьевна,

старший преподаватель кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: irus-smi1103@mail.ru

ШАРАВЬЕВ Павел Викторович,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, декан факультета биотехнологии и пищевой инженерии, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: spv2388@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Система воспитания в системе образования независимо от уровня подготовки направлена не только на развитие интеллектуального потенциала личности, но и на формирование морально-этических эталонов поведения, необходимых в российском обществе. Основное место в системе молодежной политики и воспитательной работы занимает проблема патриотического аспекта, которые неразрывно связан с отождествлением подрастающего поколения со страной, неразрывности собственных действий с выгодой для государства и общества. В этой связи основным инструментом выступают молодежные и детские объединения и движения как организованные структуры, имеющие институционализированное основание. Сегодня в России молодежные объединений достаточно много, они характеризуются разнонаправленными интересами, способами и методами реализации, чтобы учесть все потенциально возможные потребности молодежи. В нашем исследовании мы остановились на кадетских объединениях, поскольку их деятельность, с одной стороны, неразрывно связана с патриотическим воспитанием, с другой, является и профессионально ориентирующей в силу военного или спасательного вектора деятельности. Данные объединения интересны также и тем, что они своей деятельностью формируют общественно одобряемые шаблоны поведения, формируя в сознании подрастающего поколения этически приемлемые и социально поощряемые действия. Ретроспективный анализ их деятельности на примере Свердловской области показывает эффективность распространения опыта данных формирований в силу дополнительной социальной эффективности. Однако есть и проблемы, которые возникают в ходе реализации молодежной политики в данных движениях. На основе выявленных проблем даны рекомендации пути совершенствования реализации государственной молодежной политики на примере рассматриваемых общественных организаций.

Ключевые слова: молодежная политика, патриотическое воспитание, кадетские объединения, спасательная служба, социальная помощь.

GALUSHINA Polina Sergeevna,

Senior Lecturer,

Department of Biotechnology and Food Products, Ural State Agrarian University

NEVEROVA Olga Petrovna,

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of Department of Biotechnology and Food Products,

Ural State Agrarian University

RUCHKIN Aleksey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University

SMIRNOVA Irina Yuryevna,

Senior Lecturer, Department of Philosophy, Ural State Agrarian University

SHARAVYOV Pavel Viktorovich,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Biotechnology and Food Engineering,

Ural State Agrarian University

IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN THE SPHERE OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM

Annotation. The system of upbringing in the education system, regardless of the level of training, is aimed not only at developing the intellectual potential of the individual, but also at forming moral and ethical standards of behavior necessary in Russian society. The main place in the system of youth policy and educational work is occupied by the problem of the patriotic aspect, which is inextricably linked with the identification of the younger generation with the country, the inseparability of their own actions with the benefit of the state and society. In this regard, the main tool is youth and children's associations and movements as organized structures with an institutionalized basis. Today in Russia there are quite a lot of youth associations, they are characterized by multidirectional interests, methods and methods of implementation in order to take into account all the potential needs of young people. In our study, we focused on cadet associations, since their activities, on the one hand, are inextricably linked with patriotic education, on the other hand, they are also professionally oriented due to the military or rescue vector of activity. These associations are also interesting because their activities form socially approved patterns of behavior, forming ethically acceptable and socially encouraged actions in the minds of the younger generation. A retrospective analysis of their activities using the example of the Sverdlovsk region shows the effectiveness of disseminating the experience of these formations due to additional social effectiveness. However, there are also problems that arise in the course of implementing youth policy in these movements. Based on the identified problems, recommendations are given on ways to improve the implementation of state youth policy using the example of the public organizations under consideration.

Key words; youth policy, patriotic education, cadet associations, rescue service, social assistance.

Введение. Сегодня молодежная политика — это комплекс мер, направленный на формирование молодого человека как человека и гражданина своей страны и происходит это как раз в

этот период, когда формируется его личность. Эта система мер должна воздействовать на человека и воспитывать его, делать его настоящим патриотом и гражданином своей страны, воспи-

тывать его человеком ответственным, компетентным, целеустремленным, способным принимать решения, быть конкурентоспособным и т.д.

Теоретические аспекты реализации государственной молодёжной политики рассматривают в своих трудах: Е.О. Гаранина, В.П. Гришин, Т.Е. Зерчанинова [1], П.А. Никитин, М.Н. Санников [2-3]. Определённый вклад в исследование проблем молодёжи и молодёжной политики Д.Е. Фердерер [4], М.В. Певная [5-6], Т.М. Резер [7] и другие.

Однако в настоящее время в научной литературе фактически нет исследований, в которых анализируется деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в контексте поддержки молодежных объединений и организаций, уполномоченных в сфере молодёжной политики, что актуализирует выбранную проблему исследования и необходимость проведения дальнейших исследований по вопросам деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере молодёжной политики.

Цель и задачи. В Свердловской области молодёжь обладает достаточно большим потенциалом развития, который, следует признать, используется не в полном объеме. В процессах реализации государственной молодёжной политики в субъекте Федерации накопились многочисленные проблемы, которые требуют системного подхода и системного решения, что и определило выбор темы исследования. Однако определение круга проблем предполагает предварительный анализ текущей ситуации, чтобы очертить круг имеющихся достижений и направлений деятельности, что и стало целью статьи.

Методы исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы исследования: системный, структурный, аналитический, логический, сопоставления и сравнения, синтез, методы графического анализа для систематизации и визуализации информации.

Результаты исследования. В Свердловской области, благодаря социальному партнерству и сотрудничеству государственных, муниципальных, коммерческих структур и общественных организаций развивается общественные, добровольческие, кадетские и студенческие спасательные движения, призванные решать задачи патриотического воспитания граждан, пропаганды здорового образа жизни и воспитание культуры безопасности населения. В силу большого количества объединений объектом исследования нашего исследования стали волонтерские добровольческие объединения пожарно-спасательного направления и кадетские объединения.

В соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация молодёжной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» определены основные направления деятельности в сфере молодёжной политики в субъекте Российской Федерации:

- содействие занятости и трудоустройству подростков и молодежи;

- поддержка талантливой молодежи, стимулирование молодежной инициативы;

- содействие в развитии гражданских, патриотических качеств молодежи, вовлечение молодых людей в социальную активную деятельность;

- профилактика асоциального поведения молодежи;

- создание условий для развития на территории Свердловской области волонтерского/ добровольческого движения. Дополнительное образование КШИ «Спасатель» — это социальный институт, созданный для обучения, воспитания и развития детей. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных граждан к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.

Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. В настоящее время среди задач, решаемых системой дополнительного образования КШИ «Спасатель» по направлению патриотического воспитания обучающихся, наиболее значимыми являются:

- повышение качества патриотического и гражданского воспитания в общеобразовательном учреждении кадетская школа-интернат «Спасатель»;

- обновление содержания работы по военно-профессиональной ориентации кадетов;

- повышение уровня подготовки кадетов к военной службе;

- формирование общей культуры кадетов, миропонимания и мироощущения, эмоционально-целостного отношения к миру и к самому себе:

- приобщение кадетов к культурным традициям;

- практическое овладение кадетами силовой подготовкой, навыками выносливости;

- совершенствование военно-спортивных и военно-технических знаний, умений и навыков у кадетов.

Социальными партнерами в реализации государственной программой Свердловской области «Реализация молодёжной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» выступают:

- Правительство Свердловской области;

- Союз добровольцев России;

- ГУ МЧС России по Свердловской области;

- Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области;

- Министерство физической культуры и спорта Свердловской области;

- Уральский филиал Центра экстренной психологической помощи МЧС России;

- Уральский поисково-спасательный отряд МЧС России;

- Территориальный центр мониторинга и реагирования на ЧС Правительства Свердловской области;

- Центральный спасательный отряд ВСКС;

- Объединение «ОКО».

Целью деятельности КШИ «Спасатель» является подготовка общественных спасателей, добровольцев, кадетов по программам защиты в чрезвычайных ситуациях и участие в мероприятиях по защите и спасению населения, объектов и территорий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время деятельность общественных добровольческих организаций спасателей и пожарных, совместно с государственными и муниципальными органами власти, направлена на патриотическое воспитание детей и молодежи, привитие им чувств гуманности и любви к Родине, профилактику безопасной жизнедеятельности, обучение умениям решать задачи в области гражданской защиты и защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовку молодежи к службе в армии. В деятельности по воспитанию молодого поколения принимают участие ветераны Вооруженных Сил и МЧС России, что обеспечивает преемственность поколений, воспитывает чувство любви к лучшим традициям Российской армии и МЧС России, уважение к старшему поколению.

Решение задач по патриотическому воспитанию детей и молодежи осуществляется при поддержке Правительства Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области, Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области.

Детско-юношеские общественные движения «Школа безопасности» («Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник») преследуют общенациональную идею - это повышения общей

культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности, воспитания нового поколения россиян с ответственным отношением к вопросам личной и общественной безопасности, нравственного воспитания и воспитания личности безопасного типа.

Ежегодно в городских, районных, областных, межрегиональных и международных соревнованиях принимают участие почти 45 тысяч школьников и учащихся колледжей [2]. Детско-юношеские общественные движения в виде кружков (24), секций (9), клубов-отрядов (38), организованы в 19 муниципальных образованиях Свердловской области. Ежегодно Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области выделяет средства для проведения областных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель», для участия команды Свердловской области в региональных и общероссийских этапах соревнований.

Участие детей и молодежи в детско-юношеских общественных движениях воспитывают в ребятах чувство командного единства, прививают им навыки безопасного поведения, готовят к службе в армии, учат оказывать само и взаимопомощь [3].

В Свердловской области активно развивается кадетское пожарно-спасательное движение. Кадетские школы и классы организованы в Екатеринбурге (Кадетский корпус «Спасатель», Лицей №135, МОУ СОШ № 22, Детский дом -школа СОМЭПК), в Каменск-Уральском (МОУ СОШ № 38), в Верхнем Тагиле (Детский дом-школа), в Серове (МОУ СОШ № 8), в Верхней Салде (МОУ СОШ № 17), в Первоуральске (МОУ СОШ № 3), в Полевском (МОУ СОШ № 18), в Новоуральске (МОУ СОШ № 49, Школа-интернат № 53), в Лесном (МОУ СОШ № 74), в Талицком ГО (МОУ СОШ № 5), в Рефтинском (Специализированное училище № 1 закрытого типа). На базе учебных кадетских школ и классов учащиеся овладевают навыками пожарно-спасательного дела, познают основы военного мастерства, пожарно-строевой подготовки, совершенствуются физически. Основной задачей кадетского пожарно-спасательного движения является воспитание здорового физически и духовно молодого поколения, патриота своей Родины, готового защитить свое Отечество, приумножить лучшие традиции Российских вооруженных сил и МЧС России.

Одним из показательных примеров преемственности образования и подготовки высококлассных специалистов является Уральский техникум «Рифей», где школьники с пятого класса обучаются в Кадетском корпусе-школе «Спасатель», получая хорошие знания по общеобразо-

вательным и пожарно-спасательным дисциплинам, после окончания кадетской школы переходят для продолжения образования в Уральский пожарно-спасательный учебный центр, где имеют возможность совершенствовать свои знания и получить среднее профессиональное образование по специальностям «Спасатель», «Пожарный», «Пожарная безопасность» и «Защита в ЧС». После получения среднего профессионального образования лучшие выпускники получают возможность обучения в высших учебных заведениях МЧС России.

Уральский пожарно-спасательный учебный центр, как структурное подразделение Уральского техникума «Рифей», создан в 2013 году Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Главным управлением МЧС России по Свердловской области и Российским союзом спасателей, как образовательное учреждение среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области гражданской защиты и защиты от чрезвычайных ситуаций для пожарно-спасатель-ных подразделений Свердловской области и МЧС России.

Дополнительное образование КШИ «Спасатель» постоянно расширяет воспитательные возможности школы, способствует формированию нравственного стержня, воспитанию патриотизма, привитию духовных ценностей предков. Полученные положительные результаты деятельности и накопленный опыт свидетельствуют о том, что выбранные направления и методы работы являются верными и актуальными для патриотического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни и подготовки юношей к службе в армии.

ВСКС объединяет в себе межвузовские общественные студенческие спасательные отряды Уральского государственного педагогического университета, Свердловского областного педагогического колледжа, Уральского института ГПС МЧС России, Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Студенты-спасатели, осваивая выбранные профессии на базе своих ВУЗов, овладевают дополнительными знаниями по пожарно-спасательной специальности, в качестве добровольцев участвуют в ликвидации ЧС природного характера и оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Полученные знания, несомненно, пригодятся будущим специалистам в повседневной деятельности, а они всегда будут готовы профессионально реагировать на ЧС природного и техногенного характера.

За годы работы корпус получил признание во многих подразделениях МЧС России, зарекомендовал себя как востребованная временем

структура. Студенты-спасатели корпуса под руководством государственных структур успешно провели сотни аварийно-спасательных работ, участвовали во многих спасательных операциях, многократно привлекались к ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций, оказывали содействие органам управления РСЧС в обучении молодых граждан России практическим навыкам и умениям правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, ежегодно организовывают и проводят такие значимые мероприятия, как «Школа безопасности» и «Юный спасатель». Например, летом-осенью 2019 года студенты-спасатели приняли участие в ликвидации наводнения в Забайкальском крае, обеспечивая жизнедеятельность подтопленных сел, оказывая помощь населению, организуя доставку гуманитарной помощи для отрезанного водой населения.

Добровольная пожарная команда МО «г. Екатеринбург» и Свердловская региональная общественная организация Добровольная пожарная охрана «СпасУрал» организованы в соответствии с Федеральным Законом № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и ставят своей целью профилактику и обеспечение пожарной безопасности населения и территорий. Добровольная пожарная охрана РОССОЮЗ-СПАСа объединяет 1648 членов ДПК, ДПО, ДПД, муниципальных образований, организаций, предприятий и образовательных учреждений, прошедших подготовку по программе «Добровольный пожарный», прошедших медицинское освидетельствований, застрахованных в соответствии с законодательством и внесенных в реестр ДПО Свердловской области. Членами ДПО РОССО-ЮЗСПАСа выполнены десятки выездов на тушение природных и техногенных пожаров. Добровольные пожарные поощрены ведомственными наградами МЧС России за отличие в ликвидации пожаров и спасение людей.

Общественный пожарно-спасательный отряд «СпасУрал» является добровольческим общественным аварийно-спасательным формированием, который решает задачи помощи профессиональным аварийно-спасательным и пожарным формированиям МЧС России в решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Службу в отряде несут спасатели-общественники, добровольцы и волонтеры. Общественники выполняют работы по поиску пропавших людей, сбору и распределению гуманитарной помощи пострадавшим от ЧС, обеспечению безопасности населения на водных объектах, участвуют в профилактических акциях по вопросам пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, обеспечивают безопасность во время проведения массовых мероприя-

тий и спортивных состязаний. В состав отряда входит 16 аттестованных спасателей, находящихся в оперативной готовности и более 60 добровольцев, готовых приять участие в ликвидации ЧС по необходимости.

В 201 3 году создана Дежурно-диспетчер-ская служба общественных, добровольческих формирований и добровольной пожарной охраны, которая подключена к Центру управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Свердловской области, что дает оперативное взаимодействие и своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации.

В настоящее время реализуется социальный Проект «Помоги ближнему», целью которого является обеспечение безопасности детей-инвалидов и ветеранов ВОВ, создание условий адаптации людей с ограниченными возможностями в экстремальной ситуации и в случае ЧС, через организацию связи со службами экстренного реагирования и методическую поддержку в рамках проекта. Данный проект состоит из двух основных модулей и представляет собой социально ориентированные мероприятия, направленные на помощь в обеспечении безопасной жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

В рамках реализации первого модуля проекта детям с синдромом Дауна вручены телефоны сотовой связи с существующими уже там номерами экстренных служб, куда в случае ЧС или любой экстремальной ситуации ребенок всегда может обратиться и получить необходимую помощь. Результаты реализации первого модуля показали, что проект действительно важен и необходим. Наряду с этим, спасатели РОССОЮЗСПАСа организуют занятия и уроки для детей по безопасности поведения в окружающей среде.

В рамках второго модуля проекта предполагается вручить в Рв-трекеры инвалидам и участникам Великой отечественной войны. Путем нажатия кнопки на вРв-трекере ветераном в случае ЧС или любой экстренной ситуации вызов непосредственно поступает на пульт управления в ДДС РОССОЮЗСПАСа «Спас Урал». Спасатели обязательно примут меры по оказанию необходимой помощи ветерану в устранении возникшей ЧС.

Подводя итоги социального проекта «Помоги ближнему», следует отметить, что реализация проекта прошла успешно и приносит положительные результаты. Дети имеют возможность общения со спасателями РОССОЮЗ-СПАСа, которые помогают им в социальной адаптации, учат их безопасному поведению и приемам реагирования на бытовые ЧС и чрезвычайные ситуации. Дети с ограниченными возможностями

по телефону, полученному от РОССОЮЗСПАСа в рамках проекта, обращаются в дежурно-диспет-черскую службу общественных спасателей и получают своевременную помощь и поддержку.

По итогам последних лет Свердловскому региональному отделению РОССОЮЗСПАСа удалось достичь положительных результатов по выполнению уставных целей организации по развитию общественного спасательного движения, пропаганде и профилактике безопасной жизнедеятельности, участию в ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Особо важными результатами деятельности являются:

- лицензирование на тушение природных и техногенных пожаров Добровольной пожарной охраны РОССОЮЗСПАСа «Спа-сУрал», согласно Федерального закона № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Сегодня ДПО (ДПК) РОССОЮЗСПАСа включает более 2000 человек, внесенных в реестр. Созданы ДПК, ДПД в 7 ВУЗах и ССУЗах города Екатеринбурга и в 70 организациях и предприятиях;

- создание пожарно-спасательного отряда РОССОЮЗСПАСа «СпасУрал» и его участие в деятельности по ликвидации ЧС природного и техногенного характера. За время деятельности спасатели ПСО РОССОЮЗ-СПАСа «СпасУрал» совершил 114 выездов на ликвидацию бытовых ЧП, природных и техногенных ЧС, обеспечение безопасности, при этом оказана помощь и спасено 87 человек;

- полностью укомплектованы аварийно-спасательным инструментом, оборудованием и автомобильным транспортом, за счет привлеченных средств общественные АСФ и ДПО РОССОЮЗСПАСа;

- создана и эффективно действует дежур-но-диспетчерская служба общественных и студенческих АСФ, что многократно увеличило эффективность участия АСФ РОССО-ЮЗСПАСа по оперативному реагированию на ЧС природного и техногенного характера, выезды на тушение природных пожаров;

- развивается кадетское и студенческое спасательные движения, за это время обучено по программам ГО и защиты от ЧС более 120 человек. Для участников движения проведено более 50 различных мероприятий и соревнований;

- спасатели РОССОЮЗСПАСа принимают участие во всех мероприятиях проводимых УРЦ и ГУ МЧС России по Свердловской области, что способствует пропаганде деятельности организации и обеспечению безопасной жизнедеятельности населения Уральского федерального округа;

совместно с ГБОУ СПО «Свердловский областной педагогический колледж», за счёт Программы патриотического воспитания, построена пожарно-спасательная полоса для занятий спасательными и пожар-но-прикладным видами спорта; оказывается материальная, юридическая и психологическая помощь семьям погибших спасателей, выплачивается стипендия детям погибших спасателей; для решения уставных задач и выполнения плановых мероприятий привлечены материальные средства, израсходованные по прямому назначению;

в деятельность регионального РОССОЮЗ-СПАСа вовлечено более 5 тысяч человек, принимающих участие в программах и мероприятиях организации; оказана помощь (из привлеченных средств) для организации деятельности Территориальной аттестационной комиссии по аттестации АСФ и спасателей, 978 учебно-спасательному центру МЧС России (пос. Новогорный), кадетской школе № 38 города Каменск-Уральский, кадетскому классу МОУ СОШ № 20 города Серов, кадетскому классу Верхне-Тагильского детского дома, детско-юношеским движениям «Школа безопасности» и «Юный спасатель», находящихся под кураторством СвРО РОССОЮЗ-СПАСа;

пожарно-спасательные подразделения и отряды РОССОЮЗСПАСа являются победителями и призерами соревнований спасателей областного и регионального уровней; налажено и развивается международное сотрудничество с организацией спасателей Германии, проведены совместные учения и тренировки как на территории России, так и Германии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализуется социальный Проект «Помоги ближнему», направленный на помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями и ветеранам ВОВ; проводятся командно-штабные тренировки и объектовые учения в образовательных учреждениях, социальных приютах и домах ветеранов;

налажено сотрудничество с региональными отделениями РОССОЮЗСПАСа Уральского федерального округа, которым оказывается методическая и практическая помощь; Свердловским региональным отделением на основании подписанных соглашений налажено взаимодействие и организована совместная деятельность с ВДПО, Российским красным крестом, Советом ветераном МЧС России, Союзом десантников России,

Молодой гвардией Единой России, Уральским филиалом ГУ ЦЭПП МЧС России, Службой спасения Свердловской области, ВОСВОД и другими; - за большой вклад в дело пропаганды безопасной жизнедеятельности и участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера организация спасателей и члены РОССОЮЗСПАСа неоднократно поощрялись благодарностями на региональном и федеральном уровнях. Ежегодно спасатели РОССОЮЗСПАСа, курсанты и кадеты ВСКС проводят серию профилактических акций в частном жилом секторе и садоводческих товариществах Свердловской области. РОССОЮЗСПАСовцы не только расклеивают информационные листовки, но и проводят беседы с населением, по их просьбе обследуют строения за соблюдением норм пожарной безопасности и особое внимание уделяют кострам и открытому огню в непосредственной близости к сооружениям. Силами спасателей ликвидированы несколько очагов неконтролируемого сжигания мусора и листвы.

Выводы. Таким образом, деятельность РОССОЮЗСПАСа по профилактике безопасной жизнедеятельности и подготовке боевого резерва аварийно-спасательных формирований, шефство над детскими домами и школами-интернатами и помогает детям адаптироваться в современном мире «Без Опасности». Эта деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области и в муниципальных образованиях высоко оценивается Министерством образования и молодёжной политики Свердловской области, ГУ МЧС России по Свердловской области и общественностью.

Исходя из обозначенных направлений деятельности и проблем молодежных организаций, современная практика принятия федеральных, региональных и муниципальных целевых молодёжных программ, направленных на решение задач молодежной политики, непременно должна быть продолжена, но с некоторыми изменениями. Например, при разработке и реализации программ необходимо исходить из принципа вспомогательного, который в современных реалиях будет соответствовать становлению в целом удовлетворяющей модели государственной молодежной политики, как современной государственно-общественной модели управления общественными процессами в молодёжной среде.

Список литературы:

[1] Зерчанинова Т.Е., Позднякова Е.В. Социальное программирование как функция управления в сфере государственной молодежной политики // Социум и власть. 2011. № 3(31). С. 25-28.

[2] Гущин О.В., Санников М.Н. Система патриотического воспитания граждан в Свердловской области в 2019 году // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: Сборник научных статей, Екатеринбург, 13 марта 2020 года / Под общей редакцией С.А. Минюровой, Ю.И. Биктуганова, М.В. Богинского. Том Часть 1. Екатеринбург: [б.и.], 2020. С. 169-173.

[3] Санников М.Н., Гришин В.П. Молодежь в Свердловской области в 2017 году // Аллея науки. 2018. Т. 3, № 6(22). С. 678-684. EDN LXFTOH.

[4] Фердерер Д.Е. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания работающей молодежи в системе государственной молодежной политике на территории Свердловской области // Организация работы с молодежью: традиции и инновации: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 17 февраля 2024 года. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2024. С. 175-179.

[5] Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Протасов Д.С. Трансформирующая агент-ность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 4. С. 169200. DOI 10.17853/1994-5639-2024-4-169-200.

[6] Певная М.В., Тарасова А.Н. Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере образования и молодежной политики (опыт Свердловской области) // Siberian Socium. 2022. Т. 6, № 3(21). С. 60-75. DOI 10.21684/25878484-2022-6-3-60-75.

[7] Резер Т.М. патриотическое воспитание молодежи в условиях современных вызовов // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3(101). С. 45-56. DOI 10.21510/18173292_2023_101 _3_45_56.

Spisok literatury:

[1] Zerchaninova T.E., Pozdniakova E.V. Sotsi-al'noe programmirovanie kak funktsiia upravleniia v sfere gosudarstvennoi molodezhnoi politiki [Social programming as a management function in the sphere of state youth policy] // Sotsium i vlast' [Society and power]. 2011. № 3(31). P. 25-28.

[2] Gushchin O.V., Sannikov M.N. Sistema patrioticheskogo vospitaniia grazhdan v Sverd-lovskoi oblasti v 2019 godu [The system of patriotic

education of citizens in the Sverdlovsk region in 2019] // Velikii podvig naroda po zashchite Otechestva: vekhi istorii [The great feat of the people in defense of the Fatherland: milestones in history]: Sbornik nauchnykh statei, Ekaterinburg, 13 marta 2020 goda / Pod obshchei redaktsiei S.A. Miniurovoi, lu.I. Biktuganova, M.V. Boginskogo. Tom Chast' 1. Ekaterinburg: [b.i.], 2020. P. 169-173.

[3] Sannikov M.N., Grishin V.P. Molodezh' v Sverdlovskoi oblasti v 2017 godu [Youth in the Sverdlovsk Region in 2017] // Alleia nauki [Alley of Science]. 2018. T. 3, № 6(22). P. 678-684. EDN LXFTOH.

[4] Ferderer D.E. Aktual'nye problemy organi-zatsii patrioticheskogo vospitaniia rabotaiushchei molodezhi v sisteme gosudarstvennoi molodezhnoi politike na territorii Sverdlovskoi oblasti [Actual problems of organizing patriotic education of working youth in the system of state youth policy in the Sverdlovsk Region] // Organizatsiia raboty s molodezh'iu: traditsii i innovatsii [Organization of work with youth: traditions and innovations]: Sbornik materialov Ill Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, lakutsk, 17 fevralia 2024 goda. lakutsk: Izdatel'skii dom SVFU, 2024. P. 175-179.

[5] Pevnaia M.V., Tarasova A.N., Telepaeva D.F., Protasov D.S. Transformiruiushchaia agentnost' uchashcheisia molodezhi kak resurs formirovaniia grazhdanstvennosti v sfere obrazovaniia [Transforming agency of student youth as a resource for the formation of citizenship in the field of education] // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2024. T. 26, № 4. P. 169-200. DOl 10.17853/1994-56392024-4-169-200.

[6] Pevnaia M.V., Tarasova A.N. Gosudarstven-naia regional'naia podderzhka sotsial'no orienti-rovannykh nekommercheskikh organizatsii v sfere obrazovaniia i molodezhnoi politiki (opyt Sverd-lovskoi oblasti) [ State regional support for socially oriented non-profit organizations in the field of education and youth policy (experience of the Sverdlovsk region)] // Siberian Socium. 2022. T. 6, № 3(21). P. 60-75. DOl 10.21684/2587-8484-2022-6-3-60-75.

[7] Rezer T.M. patrioticheskoe vospitanie molo-dezhi v usloviiakh sovremennykh vyzovov [Patriotic education of youth in the context of modern challenges] // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. 2023. № 3(101). P. 45-56. DOl 10.21510/18173292_2023_101 _3_45_56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.