Дискуссии
УДК 37.035.6:364-053.6(470.51)(045) Г.В. Мерзлякова, Е.И. Михалёва
О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФОРМ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Анализируются вопросы, связанные с преимуществами и рисками использования социотехнологических форм в реализации проектов по патриотическому воспитанию молодёжи в Удмуртской Республике. Указаны перспективы интеграции социотехнологических форм в патриотическом воспитании молодого поколения Удмуртской Республики, таких как внедрение результатов научных исследований и практик в работу организаций молодёжной политики, формирование опыта межотраслевой интеграции в исследованиях по гражданско-патриотическому воспитанию, создание цифровой платформы для хранения данных научных и прикладных исследований по данной тематике, использование медиапроектов как способов формирования патриотического сознания молодёжи в образовательных учреждениях Удмуртской Республики. Выделены перспективные направления российской молодёжной политики в области патриотического воспитания, обозначены педагогические условия с возможностью внедрения цифровых технологий в процесс патриотического воспитания молодежи. В качестве иллюстрации возможности включения цифровой компоненты в процесс патриотического воспитания молодёжи Удмуртской Республики описана деятельность, осуществляемая на территории региона с использованием государственных и федеральных целевых программ. Материал полезен специалистам сферы молодежной политики, педагогам для дальнейшего совершенствования модели патриотического воспитания молодежи с использованием цифрового инструментария.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, социотехнологические формы, Удмуртская Республика, молодёжь.
DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-203-216
Введение
Актуализация необходимости разработки социотехнологических форм патриотического воспитания молодежи, формирования гражданской позиции молодых людей обусловлена стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан РФ [1]», Федеральным законом «О молодёжной политике в РФ [1]».
Данная исследовательская проблема является дискуссионной, обсуждаемой в научном и общественном пространствах. На наш взгляд, многие трудности, связанные с возможностью внедрения современных цифровых практик в процесс патриотического воспитания молодёжи, определяются не только объективными проблемами наличия современных кризисных тенденций системы духовно-нравственных ценностей молодёжи, но и необходимостью внедрения цифровой составляющей в процесс патриотического воспитания, требующей формирования актуальных цифровых компетенций специалистов сферы молодёжной политики. Проблема исследования вопросов применения социотех-нологических форм патриотического воспитания на региональном уровне требует пристального изучения. Источником вышеназванной проблемы в педагогической практике является противоречие между необходимостью формирования патриотического сознания средствами социотехнологическо-го инструментария и недостаточной представленностью в педагогической науке оснований для разработки модели патриотического воспитания средствами цифровых технологий.
Современные преобразования в обществе, связанные с развитием, созданием и применением новых цифровых технологий в области патриотического воспитания, актуализируют необходимость обоснования новых подходов. Исследователи подчёркивают, что потенциал социотехнологического инструментария патриотического воспитания молодёжи обусловлен, во-первых, тем, что современное молодое поколение обладает уникальными медиапотребительскими характеристиками, а во-вторых, стремительной изменчивостью социального пространства, связанной с применением новых информационных технологий. Современные исследования, уточняя основные понятия цифрового инструментария и цифровых технологий патриотического воспитания молодёжи, апеллируют такими категориями, как:
- Интернет-ресурсы (сайты, социальные сети, блоги и мессенджеры),
- виртуальная информационно-коммуникативная среда [13].
Вместе с тем можно утверждать, что Интернет-ресурсы, как инструмент патриотического воспитания, является только частью патриотической среды. Так как включённость молодого человека в патриотическую среду в первую очередь предполагает включённость его в социально-значимую деятельность.
Исследование было направлено на изучение возможности использования потенциала социо-технологических форм в процессе патриотического воспитания молодёжи. Проанализированы преимущества и возможные риски их использования в проектах по данной тематике в Удмуртской Республике. Изучение проблем применения социотехнологических инструментов патриотического воспитания на региональном уровне позволит выявить наиболее действенные из них и возможности использования в дальнейшем.
Теоретические основы
Выявление и обоснование перспективных и приоритетных направлений современной российской молодёжной политики в области патриотического воспитания в рамках, проводимых государством институциональных изменений и реализации различных федеральных проектов патриотической направленности, анализ возможности внедрения современных цифровых практик в процесс патриотического воспитания молодёжи предоставляют возможность обоснования педагогических условий применения социотехнологических форм [27].
Исследователь А.Н. Малинкин, рассматривая понятие «патриотизм», характеризует его как первичную социальную эмоцию, комплекс переживаний и идей, выражающихся в свободоизъявлении чувств и социальных действий по отношению к Родине. Автор отмечает, что патриотизм, являясь личным и глубоким чувством, способен объединять большое количество людей, так как это чувство сформировано социально-культурной средой [14]. Бытовая трактовка понятия «патриотизм» определяется рядом авторов как значимая и базовая ценность, патриотическое чувство [22]. Ряд авторов определяет патриотизм не как чувство, а как качество личности (взаимосвязанное и взаимодействующее качество), которое характеризуется готовностью молодого человека к практической патриотической деятельности [25]. Современные исследования состояния фундаментальных научных изысканий в области патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н.Н. Дубинина, В.И. Лутовинов, Н.А. Савотина) подчеркивают наличие многообразных подходов к пониманию патриотизма [17], в том числе:
- исторический традиционный подход (духовно-религиозный подход);
- идеологический подход [17].
Современное представление учёных о патриотизме сводится в основном к следующей формулировке: специфическая черта менталитета в аспекте развития истории страны, которая является значительной движущей силой для преодоления кризисных явлений в современном российском обществе, которое имеет важное значение для формирования национального самосознания [17].
О.В. Сальникова, актуализируя проблему формирования ценностных патриотических ориентиров современной молодёжи, утверждает, что распространение культуры общества потребления определило наличие современных кризисных тенденций системы духовных и нравственных ценностей подростков и молодёжи [24]. А последние события в России и мире, по мнению социолога, оказались вызовом патриотическому сознанию и формированию ценностной системы молодого поколения, социализация которого совпала с кризисными явлениями в обществе 1990-х-2000-х гг. [24]. О.В. Сальникова утверждает, что патриотическое воспитание молодёжи как составляющая часть процесса социализации выступает в качестве ресурса формирования оценочных суждений и установок, детерминирующих в сознании представления о ценностях патриотизма [24].
Н.М. Зленко, раскрывая основные факторы и проблемы, влияющие на процесс патриотического воспитания современной молодёжи, подчёркивает, что они напрямую связаны с вызовами гибридной войны против нашей страны со стороны Запада. В сложившихся реалиях, по утверждению Н.М. Зленко, при согласовании общественности и государственных структур, патриотическое воспитание молодёжи требует комплексного и системного подхода [9]. Исследователи утверждают, что существует несколько групп факторов, оказывающих влияние на формирование патриотических ценностей современной молодёжи: макрофакторы (глобальные процессы, политика, СМИ и др.) [22], мезофакторы (региональная политика, развитие самого региона и др.) [22], микрофакторы (образова-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
тельные учреждения, малые социальные группы, семья и др.) [22]. Факторы, связанные с необходимостью наработки практики формирования общероссийской гражданской идентичности и обеспечения национальной безопасности нашего государства, в свою очередь определяют социальную значимость проблемы формирования патриотического сознания как приоритетного направления современной российской молодёжной политики [27]. Важная роль в данном процессе отводится государственным структурам и институтам гражданского общества, нормативной базе [22].
Обзор нормативной правовой базы России позволил Г.Н. Алюбаевой утверждать, что комплекс мероприятий патриотического воспитания молодёжи направлен на формирование осознания подрастающим поколением идеалов, значимых явлений, которые дают возможность руководствоваться идеалами в качестве основополагающих принципов [4].
Анализ историко-педагогического опыта патриотического воспитания подрастающего поколения в молодёжных самодеятельных объединениях первых двадцати лет ХХ века позволил Н.Т. Тарасовой определить то, что в тот период происходила значительная трансформация сущности данного процесса [27]. По аналогии с тем периодом, на современном этапе «...в педагогическое сознание проникают идеи. [27]» нового содержания патриотического воспитания подрастающего поколения, где сама молодёжь и молодёжные объединения должны становиться полноправными субъектами данного процесса [27]. Анализ историко-педагогического опыта патриотического воспитания и обширный фактический материал дают возможность авторам утверждать, что существует необходимость в актуализации подготовки квалифицированных специалистов в области патриотического воспитания подрастающего поколения и наполнении организационно-педагогических форм, проверенных временем, новым содержанием [17; 27]. В.В. Дьяченко акцентирует внимание на том, что формы и методы современного патриотического воспитания должны соотноситься с социально-экономической и образовательной политикой российского государства с учётом наработанного педагогического опыта (дореволюционного и советского опыта) [8].
Ряд исследователей акцентируют внимание на необходимости в четком определении законов и закономерностей, определении форм, педагогических условий формирования конструктивной патриотической позиции молодого поколения [15]. М.Г. Домбровская, опираясь на современные научные изыскания проблем патриотического воспитания сегодняшних подростков и молодёжи, определяет его как специально-организованный процесс (методы, формы и средства), посредством которого должно происходить формирование у подростков положительных эмоций и отношения к социально-нравственным ценностям современного российского общества [7]. Учёная подчёркивает, что самым благоприятным периодом для формирования чувств и ценностных ориентиров в аспекте патриотического сознания является подростковый возраст [7].
В педагогической науке определена взаимосвязь и зависимость эффективности воспитания от форм его организации, отобраны наиболее эффективные формы организации воспитательного процесса [21]. При всём многообразии форм воспитания (как части образовательного процесса, являющимися внешним выражением содержания воспитания) в научной литературе определён значимый критерий, по которому они сгруппированы - это количественный критерий, на основании которого формы подразделяются на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые [21]. Также по направленности деятельности формы воспитания определяются следующим образом - это ситуации естественного воспитания; воспитательные ситуации, специально организованные; воспитательные игры [21].
В ходе исследований практики патриотического воспитания авторами фиксируется применение многообразных традиционных форм воспитания [18], которые сгруппированы по определённым критериям:
- формы, интегрированные в обучение (в образовательный процесс) подростков (встраивание в систему преподавания по учебным дисциплинам: история, литература, география, обществознание и др.),
- формы, интегрированные в систему воспитательной работы с подростками (экскурсии, куль-турно-досуговые мероприятия, фестивали, военно-спортивные игры, дискуссии, работа в поисковых отрядах, уроки мужества, беседы, конкурсы чтецов и песен, тематические выставки и т. д.),
- формы, интегрированные в жизнедеятельность подростков (чтение классической литературы, просмотр российских кинофильмов, телепередач, рассказывающих о знаковых событиях и людях, о национальных традициях и др.) [18].
В связи с необходимостью представления об инновационных формах патриотического воспитания, например, формах, использующих средства мультимедиа (если данные средства являются средством воспитания), существует потребность в описании данных форм. Их можно охарактеризовать как инновационные формы патриотического воспитания, интегрированные в цифровую среду, любую систему электронной коммуникации (веб-сайты, социальные сети, подкасты, мобильные приложения и т. д.), например:
- культурно-досуговые мероприятия, фестивали, конкурсы патриотической направленности, интегрированные посредством цифровых устройств в воспитательный процесс, который даёт возможность молодёжи взаимодействовать друг с другом и с другими цифровыми средами, находясь территориально в разных регионах;
- групповые беседы, дискуссии патриотической направленности с использованием нейронной сети (групповой чат-бот) на интерфейсе, интегрированном на платформах «ВКонтакте» и «Telegram»;
- онлайн-игры патриотической направленности на онлайн-платформах (сайтах и мобильных приложениях, веб-сайтах и т. д.);
- и др.
Ряд исследователей, анализируя современное состояние системы патриотического воспитания молодёжи, выявляет перспективы применения социосетевых технологий в реализации интернет-проектов патриотического воспитания молодёжи [13]. По мнению исследователей, возможности прогнозирования самого процесса патриотического воспитания молодого поколения обоснованы существенными характеристиками подобных проектов, так как они характеризуются системностью, комплексностью, длительностью и многоступенчатостью [13]. Авторы, определяя воспитательный потенциал данного инструментария патриотического воспитания молодёжи, определили организационно-педагогические условия, к которым можно отнести:
- моделирование среды с использованием цифрового инструментария;
- качественная подготовка наставников-организаторов (тьютеры, педагоги, специалисты сферы молодёжной политики, волонтёры и др.);
- разработка структурно-функциональной модели патриотического воспитания молодёжи средствами социосетевых технологий [13].
Однако ряд авторов ставит вопрос о проблеме использования различных видов цифрового инструментария в процессе патриотического воспитания молодёжи по причине её недостаточной изученности [10; 13; 27]. Они подчёркивают, что стремительные преобразования в обществе, связанные с развитием, созданием и применением новых цифровых технологий в области патриотического воспитания, актуализируют необходимость обоснования новых подходов, так как:
- существует большой риск незащищённости сознания, уязвимости мировоззрения подрастающего поколения от навязываемых в цифровом пространстве чуждых ценностей;
- существует необходимость в противодействии негативному влиянию цифровых технологий на сохранение и развитие традиционных способов формирования патриотического сознания;
- существует проблема упрощённого доступа в цифровом пространстве со стороны внешне привлекательной для молодёжи информации, но применяемой в интересах информационной войны;
- существует проблема стремительной изменчивости социального пространства, связанной с применением новых информационных технологий [10].
По причине необходимости интегрирования цифрового контента в процесс патриотического воспитания молодёжи требуется формирование актуальных цифровых компетенций специалистов сферы молодёжной политики. Современные социально-экономические и политические реалии диктуют необходимость использования потенциала современных цифровых технологий и включение цифровой составляющей в процесс патриотического воспитания молодёжи [5]. Важно учитывать, что современная молодёжь обладает уникальными медиапотребительскими характеристиками. По данным исследователей, 80 % молодых людей являются подписчиками более пяти блогеров, 75 % молодых людей - активные пользователи социальных сетей, 75 % используют Интернет для чтения книг, а также для посещения различных ресурсов, в том числе образовательных, 66 % молодых людей используют одновременно два устройства (ноутбук и смартфон) [5]. По этой причине в эпоху цифровизации появляется потребность развития в медиапространстве (в сетевом пространстве) актуального и привлекательного для молодёжи патриотического контента. Всё вышеописанное определяет необходимость накопления практического опыта и развития цифровой культуры специалистов, участвующих в реализации проектов
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
патриотического воспитания подрастающего поколения, при комплексном и системном подходе учреждений сферы, обеспечивающей реализацию данных проектов.
Для понимания характера сути исследуемой авторами проблемы, мы акцентируем внимание на том, что для обозначения социотехнологических форм патриотического воспитания молодёжи нами будет принята следующая трактовка - формы, связанные с организацией и применением цифрового патриотического контента, с созданием и применением информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (электронный ресурс патриотического воспитания) [5], что требует от специалистов сферы молодёжной политики, включённых в данный процесс, не только понимания особенности интеллектуальной, деятельностной и эмоциональной психической сфер молодёжи, но и наличия сформированной цифровой культуры и владение информационно-коммуникативными технологиями [5]. Дидактической целью цифрового патриотического контента является формирование у молодёжи ценностного отношения и положительных эмоций к социально-нравственным идеалам современного российского общества [7].
Итак, к организационно-педагогическим условиям применения социотехнологических форм патриотического воспитания молодёжи можно отнести:
- эффективную реализацию модели педагогического сопровождения подготовки специалистов данной сферы, обеспечивающих использование патриотического контента в цифровом пространстве;
- создание и использование электронного ресурса по патриотическому воспитанию для использования специалистами данной сферы;
- взаимодействие создателей медиаконтента патриотического содержания с молодёжью;
- взаимодействие со СМИ как средством медиавоспитания, транслирующим ценности, поддерживающие молодёжную политику в области формирования патриотического сознания;
- реализацию медиапроектов как метод формирования патриотического сознания молодёжи;
- формирование специалистами соответствующего информационного контента, формирующего ценностные отношения молодёжи к духовно-нравственным идеалам;
- активное включение самой молодёжи в процесс создания информационного патриотического контента [11].
Проведённый теоретический анализ возможности использования социотехнологических форм патриотического воспитания молодёжи, анализ по определению рисков и преимуществ применения дают возможность определения образовательного потенциала цифрового инструментария в реализации проектов патриотического воспитания подрастающего поколения. Организация патриотического воспитания современного подрастающего поколения требует инновационных подходов применения информационных технологий (интернет-ресурсов) и учёта возрастных особенностей молодёжи (учёт особенностей интеллектуальной сферы, деятельностной сферы и эмоциональной психической сферы молодёжи).
Результаты и их обсуждение
Один из важнейших нормативно-правовых документов, который даёт возможность реализации процесса патриотического воспитания молодёжи как одного из направлений современной государственной молодёжной политики РФ, - Федеральный проект «Патриотическое воспитание [1]» в рамках национального проекта «Образование [1]», направленный:
- на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации,
- на обеспечение развития воспитательной работы и проведение патриотических мероприятий в образовательных организациях,
- на обеспечение привития базовых ценностей как на уроках, так и на занятиях по интересам и в рамках массовых мероприятий [1].
Основная цель проекта - воспитание на основе духовно-нравственных ценностей гармонично развитой и социально-ответственной молодой личности, на основе исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения молодых граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания [1].
В России реализуется государственная молодёжная политика, основные задачи которой:
- формирование чувства гордости у подрастающего поколения к истории и культуре России,
- формирование патриотических ценностей и патриотического сознания молодёжи,
- противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией и фальсификации истории России,
- формирование религиозной и национальной толерантности, развитие позитивных и конструктивных межнациональных отношений [1].
Статьи 13 и 14 четвертой главы Закона Удмуртской Республики «О реализации молодёжной политики в Удмуртской Республике» регламентируют основные направления молодёжной политики в УР, на основании которых разрабатываются и реализуются государственные программы, предусматривающие мероприятия в сфере патриотического воспитания Удмуртской Республики [2].
Анализ содержаний Федерального проекта и Закона УР, регламентирующих реализацию молодёжной политики, даёт основания для утверждения о том, что существует объективная возможность интегрирования социотехнологических форм в систему патриотического воспитания молодёжи. Так как применение данных форм решает ряд задач, обозначенных в нормативно-правовых актах, в частности, решает задачу противодействия манипулированию информацией и фальсификации истории, посредством созданного специалистами привлекательного для молодёжи патриотического контента.
В 2023 году Президиуму Госсовета УР во исполнение закона «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике» был представлен комиссией по науке, образованию и поддержке развития институтов гражданского общества доклад «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике». Комиссией был проведён мониторинг применения данного закона в Удмуртии в 2022-2023 годах [6]. В частности, было установлено, что во всех образовательных учреждениях Удмуртской Республики были утверждены рабочие программы патриотического воспитания и календарные планы мероприятий. В докладе пояснялось, что патриотическое воспитание в образовательных учреждениях УР реализуется через дополнительные общеобразовательные программы (олимпиадная и конкурсная деятельность, музейные уголки/комнаты, школьные музеи, школьные театры, школьные спортивные клубы) [6]. По данным Агентства по молодёжной политике Удмуртской Республики активно развивается Региональное детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнгвардия» в образовательных организациях Удмуртии. Во всех школах и колледжах Удмуртии каждый понедельник начинается с занятия в рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» [6].
В организациях СПО патриотическое направление в воспитательной работе студентов так же, как и в школах, является одним из основных, особенность - в большем объёме военно-патриотической тематики в структуре воспитательной работы [6].
В трёх вузах осуществляется допризывная подготовка в виде военно-учебных сборов (УдГУ, ГГПИ, ИГМА), изучаются основы начальной военной подготовки в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ИжГТУ), в ИГМА проводятся военно-медицинские эстафеты. В двух вузах проводятся тематические лагерные смены (УдГУ - «Страна Героев», ГГПИ -«Родниковый край России» для детей Донбасса). Во всех без исключения высших учебных заведениях, расположенных на территории республики, осуществляют свою деятельность патриотические клубы. Многие из них взаимодействуют с патриотическими и ветеранскими общественными организациями. Студенты вузов также активно вовлекаются в волонтёрскую деятельность, в благотворительные акции [6].
На территории города Ижевска функционируют несколько молодёжных центров (муниципальные бюджетные образовательные учреждения дополнительного образования), в которых важным направлением является формирование патриотического сознания молодёжи:
- Центр «Ровесник»,
- Центр подростковых клубов «Пульс»,
- Центр клубов «Синтез»,
- Центр клубов «Мегаполис»,
- Молодёжный центр «ПерспективаПро»,
- Центр технических клубов «Автомобилист» [31].
По итогам обсуждения, Президиум Госсовета принял постановление с рядом рекомендаций органам власти. В том числе, рекомендовал органам местного самоуправления в Удмуртской Республике рассмотреть возможность разработки и принятия муниципальных программ по гражданско-патриотическому воспитанию [6]. Данное решение (разработка муниципальных программ по патриотическому воспитанию) открывает большие возможности для авторов исследования для предложений о включении в программы патриотической направленности социотехнологических форм на уровне
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
муниципалитета. А мониторинг применения программ патриотического воспитания во всех учебных заведениях УР и учреждениях сферы молодёжной политики УР даёт основания для утверждения, что существует необходимость и возможность интегрирования в систему социотехнологических форм, обеспечивающих использование патриотического контента и в цифровом пространстве.
Эффективная реализация модели педагогического сопровождения подготовки программ по гражданско-патриотическому воспитанию сферы молодёжной политики, обеспечивающих использование патриотического контента в цифровом пространстве, возможна в ходе взаимодействия и сотрудничества высших учебных заведений с работодателями по организации практик для студентов высших учебных заведений [10]. Подтверждением тому служит многолетнее сотрудничество кафедры, ведущей подготовку специалистов сферы молодёжной политики Удмуртского государственного университета, с Агентством по молодёжной политике УР и Управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Ижевска. В Удмуртском государственном университете кафедрой истории, теории и практики социальных коммуникаций реализуется успешный проект «Социотехно-логические практики проведения Всероссийских (с международным участием) онлайн-митапов «Диалог ОРМ» [35].
В ходе проекта реализуется:
- агрегирование и анализ результатов мониторинга и сбора информации в сети Интернет, социальных сетях, выявления конфликтогенных и деструктивных общественно-политических установок молодёжи;
- подготовка и публикация всероссийских научных сборников «Актуальные проблемы молодёжной политики и социальной работы», «Формирование патриотизма детей и молодёжи: на традициях прошлого и современного опыта», научных статей ВАК, монографий [35];
- подготовка и переподготовка кадров в области организации работы с молодёжью по патриотическому воспитанию;
- применение социотехнологических форм работы по патриотическому воспитанию молодёжи и профилактике конфликтного и деструктивного поведения молодёжи [35].
Основная цель онлайн-митапов - установление и укрепление деловых связей между студентами и преподавателями из разных регионов РФ и Белоруссии, между специалистами отрасли молодёжной политики, работодателями из разных регионов России, обмена опытом для дальнейшего сотрудничества в сфере работы с молодёжью [35]. Оригинальность проекта заключается в том, что в ходе его реализации актуализируются и разрабатываются социальные технологии взаимодействия и сотрудничества с работодателями сферы молодёжной политики, формирования гражданской позиции молодых специалистов [1, 35].
В рамках данного проекта взаимодействие с работодателями сферы молодёжной политики (Агентство по молодёжной политике Удмуртской Республики, АУ УР «Молодёжный центр Удмуртской Республики», Региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых» Удмуртской Республики) обеспечивает возможность обновления содержания организационной и методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации [35].
Вузы-партнёры проекта:
- Белорусский государственный экономический университет (Беларусь),
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск).
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск),
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск),
- Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа) [35].
Взаимодействие с вузами-партнёрами создаёт условия для укрепления образовательных связей, связей на личном, профессиональном уровнях между студентами, школьниками и преподавателями высших учебных заведений с использованием цифровых технологий и возможности внедрения со-циотехнологических методов патриотического воспитания молодёжи в современной России.
Данный проект является примером применения социотехнологических форм патриотического воспитания молодёжи, в ходе которого соблюдаются следующие, обозначенные нами выше, организационно-педагогические условия:
- реализация медиапроектов как метод формирования патриотического сознания молодёжи;
- взаимодействие со СМИ как средством медиавоспитания, транслирующим ценности, поддерживающие молодёжную политику в области формирования патриотического сознания;
- активное включение самой молодёжи в процесс создания информационного патриотического контента.
В перспективе реализации данного проекта стоит решение задач по реализации модели педагогического сопровождения подготовки специалистов данной сферы, обеспечивающих использование патриотического контента в цифровом пространстве, создание и использование электронного ресурса по патриотическому воспитанию, формирование специалистами соответствующего информационного контента, формирующего ценностные отношения молодёжи к духовно-нравственным идеалам.
Рассмотрим более подробно возможность включения цифровой компоненты в процесс патриотического воспитания молодёжи Удмуртской Республики в рамках реализации молодёжной политики.
В Удмуртской Республике на реализацию молодёжной политики, разработку и реализацию государственных программ по основным направлениям молодёжной политики, реализацию на территории региона государственных программ, федеральных целевых программ уполномочено Агентство по молодёжной политике Удмуртской Республики [32].
Подведомственные учреждения Агентства по молодёжной политике Удмуртской Республики -АУ УР «Молодёжный центр Удмуртской Республики» и БУ УР «Центр профилактической работы с молодёжью».
К структурному подразделению Агентства, в том числе, относится отдел гражданско-патриотической работы, функции которого направлены на:
- формирование и реализацию молодёжной политики в республике,
- содействие духовности молодёжи,
- воспитание патриотического сознания молодёжи,
- осуществление поддержки молодёжных проектов (программ), в том числе патриотической направленности,
- осуществление поддержки и содействия общественным объединениям патриотической направленности,
- осуществление подготовки аналитических материалов к докладам, отчётам руководства Агентства в сфере патриотического воспитания граждан,
- создание условий в пределах своей компетенции для организации отдыха и занятости подростков и молодёжи,
- подготовку проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики по вопросам, отнесённым к компетенции,
- участие в создании и развитии сети подведомственных организаций, а также общественных объединений,
- ведение реестра молодёжных и детских общественных объединений на территории Удмуртской Республики» [32].
Официальная страница Агентства по молодёжной политике Удмуртской Республики размещена на официальном сайте Главы и Правительства УР, содержит официальную информацию и следующие вкладки [32]:
- Полномочия,
- Функции отделов,
- Структура,
- Справочник,
- Учреждения (подведомственные),
- Проверки (результаты),
- Ведомственный контроль (результаты),
- Взаимодействие (договоры) [32].
Несмотря на то, что Агентство осуществляет взаимодействие со СМИ как средством медиавос-питания, транслирующим ценности, поддерживающие молодёжную политику в области формирования патриотического сознания, включение патриотического контента, например, в форме группового чат-бота, онлайн-игры и т. д., на сайте Агентства представляется невозможным и неуместным по причине того, что официальная страница учреждения расположена на официальном сайте Администрации Главы и Правительства УР. Здесь возможно размещать предельно лаконичную и официальную информацию (см. рис. 1).
_О возможности применения социотехнологических форм._211
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2024. Т. 34, вып. 2
http://qrcoder■ru/code/?http%3A%2F%2Famp■udmurt■ru&4&0 Рис. 1. Официальный сайт Агентства по молодёжной политике УР
Но несмотря на данное условие, Агентство как орган, обеспечивающий реализацию государственных программ по основным направлениям молодёжной политики на уровне УР, имеет организационно-правовой ресурс по реализации модели педагогического сопровождения подготовки специалистов данной сферы, обеспечивающих использование патриотического контента в цифровом пространстве, по созданию и использованию электронного ресурса по патриотическому воспитанию, по реализации медиапроектов как методу формирования патриотического сознания молодежи, по оказанию содействия в создании соответствующего информационного контента, формирующего ценностные отношения молодёжи к духовно-нравственным идеалам [11].
Публичная страница Агентства по молодёжной политике УР в социальной сети «ВКонтакте» содержит регулярно обновляющуюся актуальную информацию о реализации молодёжной политики в УР, посредством которой молодой житель УР, пользуясь предоставленным правом, может обратиться с вопросом и предложением к официальным государственным службам посредством вкладок «Сообщить о проблеме» и «Высказать мнение», переходя на портал «Госуслуги» [32]. По той же причине официальности и строгости контента публичной страницы Агентства в сети «ВКонтакте», интегрировать определённый контент не представляется возможным.
Рис. 2. Официальное сообщество в ВК «Агентство по молодёжной политике УР»
В отличие от официальных Интернет-ресурсов Агентства, ресурсы «Молодёжный центр Удмуртской Республики [33]», по мнению авторов, предоставляют возможность интегрировать цифровой патриотический контент (чат-боты, онлайн-игры и др.).
АУ УР «Молодёжный центр Удмуртской Республики [33]» - это подведомственное учреждение Агентства по молодёжной политике УР, в котором объединены все основные направления государственной молодёжной политики в регионе и которое является главным оператором всех молодёжных проектов [33]. Молодёжный центр позиционирует себя как центр притяжения молодёжи Удмуртии. По данным специалистов Центра, более ста двенадцати тысяч молодых людей вовлечены в сферу патриотического воспитания подрастающего поколения в Удмуртии. К основным направлениям работы Молодёжного центра УР можно отнести:
- Добровольчество,
- Патриотическое воспитание,
- Форумы и грантовые конкурсы,
- Молодёжные и детские организации,
- Молодёжное самоуправление,
- Трудоустройство подростков,
- Молодая семья,
- Отдых детей и подростков [33].
Основные партнёры данных проектов, в частности, проектов патриотической направленности:
- Минобороны России;
- «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи (Роспат-риот) [40]»,
- «Память народа» (ОБД «Мемориал»),
- «ЮНАРМИЯ», Российское военно-историческое общество (История.РФ) [33].
К одному из ключевых направлений деятельности Молодёжного центра Удмуртской Республики, как подведомственного учреждения Агентства, можно отнести патриотическое воспитание. Мероприятия, проводимые Молодёжным центром в данном направлении:
- Республиканский конкурс-смотр по строевой подготовке «Равняемся на героев»;
- Республиканская спартакиада «ГВАРДИЯ» на кубок имени М.Т. Калашникова;
- Республиканская гражданско-патриотическая акция «Во славу Отечества» [33] и др.
Сайт Молодёжного центра УР даёт возможность получить услуги (на сайте располагаются соответствующие вкладки):
- Записаться в клуб патриотического воспитания,
- Посетить патриотический музей,
- Пройти обучение по начальной военной подготовке и другие [33].
Сайт Молодёжного центра Удмуртской Республики с удобным и функциональным интерфейсом предоставляет молодым пользователям возможность поиска и установления контактов, которые проявляются в содержательно-конструктивном взаимодействии между специалистами и молодёжью. Официальный сайт Молодёжного центра Удмуртской Республики содержит удобные онлайн-сервисы поддержки молодёжи (двадцать девять самых популярных услуг для молодёжи УР в онлайн-формате) для качественного улучшения коммуникативной среды [40]. Авторы исследования предполагают, что онлайн-платформа Молодёжного центра УР на первоначальном этапе даёт возможность внедрения современных цифровых практик в процесс патриотического воспитания молодёжи Удмуртской Республики.
http://arcoder.ru/code/?http%3A%2F%2Fmolcentr18.ru&4&0 Рис. 3. Официальный сайт Молодёжного центра Удмуртской Республики
Несомненно, публичная страница Молодёжного центра УР в социальной сети «ВКонтакте» как наиболее популярный канал коммуникации для молодого поколения является пространством качественного и популярного контента, который даёт возможность развития информационной компетентности молодых пользователей. На странице регулярно обновляется и размещается актуальная информация, касающаяся реализации молодёжной политики на территории УР, также любой молодой человек имеет возможность задать интересующий вопрос в личных сообщениях или в комментариях под постами сообщества. Меню данного сообщества содержит номера телефонов и адресную привязку.
Интернет-ресурсы Молодёжного центра при функциональном и удобном интерфейсе, несмотря на более свободную подачу информации, обеспечивают возможность активного включения самой молодёжи в процесс создания информационного патриотического контента и обеспечивают формирование специалистами соответствующего информационного контента, формирующего ценностные отношения молодёжи к духовно-нравственным идеалам.
Помимо подведомственных учреждений Агентства по молодёжной политике Удмуртской Республики, осуществляет свою деятельность в области формирования патриотического сознания молодёжи ряд учреждений. В том числе, на территории г. Ижевска (столица Удмуртии) свою деятельность осуществляет некоммерческое МБОУ ДО «Кадетский пограничный центр «Граница» имени Героя России Сергея Борина» [34].
Рис. 4. Официальное сообщество в ВК «Молодёжный центр Удмуртской Республики»
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Центр имеет богатую историю: в январе 1990 г. решением Министерства народного образования УР № 295 был создан военно-спортивный клуб «Граница», а в 2000 году был реорганизован в МУ ДОД «ДЮЦ «Граница» имени Героя России Сергея Борина», в 2015 году переименован в МБОУ ДО «Кадетский пограничный центр «Граница» имени Героя России Сергея Борина [34]».
Учреждение работает по утверждённому плану работы на учебный год, и все мероприятия проводятся в соответствии с данным утверждённым Планом деятельности. ДЮЦ «Граница» реализует дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям:
- социально-гуманитарное - направлено на патриотическое воспитание обучающихся, их подготовку к службе в вооружённых силах и поступление в военные ВУЗы ФСБ, Минобороны и других силовых структур,
- художественное - представлено программой «Юный барабанщик»,
- физкультурно-спортивное - представлено программами «Полиатлон», «Общая физическая подготовка»,
- туристско-краеведческое - представлено программой «Туризм с основами скалолазания» и направлено на формирование понятия здорового образа жизни и совершенствование физического развития обучающихся через занятия туризмом и скалолазанием [34].
У организации функционирует официальная страница учреждения, расположенная на официальном сайте Образовательного портала УР, и работает официальная группа ВКонтакте, которые повышают степень информативности получателей услуг. Перспективы включения патриотического контента возможны, но требуют продумывания деталей по причине специфики самого учреждения. В настоящее время авторы исследования не ставят такой задачи.
Рассмотрев перспективы внедрения цифровой составляющей в процесс патриотического воспитания подрастающего поколения УР, авторы пришли к выводу, что молодёжная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, кадрового и научного характера. Данная база даёт возможность формирования актуальных цифровых компетенций в процессе подготовки востребованных специалистов сферы молодёжной политики Удмуртской Республики и возможность использования потенциала современных цифровых технологий, включения цифровой компоненты в процесс патриотического воспитания подрастающего поколения, что требует обоснования подходов применения новых цифровых технологий.
Заключение
Таким образом, анализ преимуществ и возможных рисков позволил выявить перспективы интегрирования социотехнологических форм в процесс патриотического воспитания молодого поколения Удмуртской Республики, а именно:
- внедрение научных исследований и практик в деятельность организаций, участвующих в реализации молодёжной политики и включённых в решение задач патриотического воспитания молодёжи;
- межотраслевая интеграция в области социальных, антропологических, исторических, социологических и педагогических исследований для решения задач патриотического воспитания молодёжи;
- создание цифровой платформы (мобильного приложения и сайта) для сбора данных о научных исследованиях в области патриотического воспитания;
- интегрирование медиапроектов патриотической направленности в образовательный процесс молодёжи на всех уровнях образования (среднем, высшем) в Удмуртской Республике.
Можно отметить, что проблема применения социотехнологических форм в процессе патриотического воспитания молодёжи - многогранна. Данное исследование не претендует на окончательность выводов и открывает возможность для дальнейших изысканий проблемы наполнения процесса патриотического воспитания молодёжи социотехнологическими формами.
Финансирование и благодарности. Исследование выполнено в рамках госзадания Министерства науки и высшего образования РФ FEWS-2024-0005 «Исследование и разработка методологических и теоретических подходов по формированию патриотизма и профилактике конфликтного и деструктивного поведения молодёжи и в условиях современного кризиса в России».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 06.04.2024).
2. Закон Удмуртской Республики от 11 октября 2021 года № 107-РЗ «О реализации молодежной политики в Удмуртской Республике».
3. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).
4. Алюбаева Г.Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 202-205. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/418/92906/ (дата обращения: 06.02.2024).
5. Даньшина С.А., Михалёва Е.И., Чернышева И.В. Организационно-педагогические условия формирования цифровых компетенций у студентов бакалавриата «Социология и социальная работа» Удмуртского государственного университета // Вестн. Удм. университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 423-430.
6. Доклад «О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике» // Сайт Государственного Совета Удмуртской Республики http://www.udmgossovet.ru/press/news/33273/ (дата обращения: 10.04.24).
7. Домбровская М.Г. Педагогическое сопровождение подготовки педагогов к патриотическому воспитанию подростков: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2022. 194 с.
8. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: дис. ... докт. пед. наук. М., 2001. 393 с.
9. Зленко Н.М. О проблеме воспитания российской молодёжи в духе патриотизма // Бизнес и общество. 2023. № 2 (38). [Электронный ресурс]. URL: http://busines-society.ru/2023/2-38-2/99_zlenko.pdf. (дата обращения: 03.03.2023).
10. Косицын Ф.Г. Ценностные основания воинской службы в условиях развития цифрового общества в России: дис. ... канд. философ. наук. М., 2023. 188 с.
11. Крылова Е.Л. Формирование патриотического сознания студентов вузов средствами медиавоспитания: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2020. 283 с.
12. Куманейкина Н.А. Современные практики патриотического воспитания (из опыта работы) // Педагогический компас: современные стратегии и практики образования. Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2023. С 107-114.
13. Ляукина Г.А. Реализация интернет-проектов по патриотическому воспитанию студентов вузов средствами социосетевых технологий: дис. . канд. пед. наук. Казань, 2020. 218 с.
14. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 87-117.
15. Мартынов М.Л. Педагогические условия формирования конструктивной гражданской позиции у участников детско-юношеского юнармейского движения: дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2022. 207 с.
16. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: дис. ... докт. пед. наук. М., 2008. 330 с.
17. Модернизация общего и профессионального образования: теория и технология воспитания патриотизма: материалы Первых межрегиональных педагогических чтений им. Николая Михайловича Конжиева 19-20 ноября 2013 г. / Под общ. редакцией Н.Н. Дубининой и В.И. Лутовинова. Петрозаводск: Изд-во, 2014. 135 с.
18. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. Белгород, 2017. 158 с.
19. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (методические рекомендации). [Электронный ресурс]. URL: https://patriot.nso.ru/sites/patriot.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/12/documents/ metodicheskie_rekomendacii_osnovy_patr._vospitaniya.pdf (дата обращения: 29.02.24).
20. Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине / Отв. ред. З.З. Мухина, С.В. Канныкин. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. 289 с.
21. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика». М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463 с.
22. Резаков М.Р. Патриотизм как фактор политической жизни современной России: дис. ...кан. полит. наук. Пятигорск, 2018. 215 с.
23. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации в условиях современных вызовов и неопределенностей: монография / А.И. Андриянова, И.Г. Арцыбашев, М.А. Бедулева [и др.]; [под общ.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ред. А.В. Пономарева и Н.В. Поповой]; Министерство науки и высшего образования РФ; Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. 212 с.
24. Сальникова О.В. Формирование патриотических ценностных ориентаций студенческой молодежи в институциональной среде высшего образования: дис...канд.социолог.наук. Пенза, 2023. 223 с.
25. Самосват Д. Основные направления деятельности Министерства Обороны Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодёжи // Армейский сборник. 2023. № 3. URL: https://army.ric.mil.ru/ Stati/item/473080// (дата обращения: 09.04.2024).
26. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: дис. ... докт. пед. наук. М., 2007. 397 с.
27. Тарасова Н.Т. Патриотическое воспитание школьников в детских самодеятельных объединениях в России начала XX века: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2019. 159 с.
28. Федоренко К.А. Государственная молодежная политика по формированию гражданственности российских школьников: дис. .канд. полит. наук. Краснодар, 2023. 221 с.
29. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). С. 240-243. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 06.02.2024).
30. Щеглов В.С., Волконская А.Г. Принципы стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации // Самара Агровектор. Т. 3, № 4. 2023. С. 28-34.
31. Официальный сайт Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.izh.ru/i/info/14255.html (дата обращения: 21.04.2024).
32. Официальная страница Агентства по молодёжной политики УР на сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://amp.udmurt.ru/ob-agentstve/ (дата обращения: 25.03.2024).
33. Молодёжный центр Удмуртской Республики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://molcentr18.ru/patriotic/ (дата обращения: 26.03.2024).
34. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Кадетский пограничный центр «Граница» имени Героя России Сергея Борина». Официальный сайт образовательного портала УР. [Электронный ресурс]. URL: https://ciur.ru/izh/izh_ulgran/default.aspx/ (дата обращения: 26.03.2024).
35. Официальный сайт Института социальных коммуникаций УдГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://f-isc.udsu.ru/ (дата обращения: 26.03.2024).
Поступила в редакцию 23.04.2024
Мерзлякова Галина Витальевна, доктор исторических наук, профессор, ректор E-mail: [email protected]
Михалёва Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории, теории и практики социальных коммуникаций E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1
G. V. Merzlyakova, E.I. Mikhaleva
ON THE POSSIBILITY OF USING SOCIOTECHNOLOGICAL FORMS IN PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH
DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-2-203-216
The issues related to the advantages and risks of using sociotechnological forms in the implementation of projects on patriotic education of youth in the Udmurt Republic are analyzed. The prospects of integrating sociotechnological forms in the patriotic education of the younger generation of the Udmurt Republic are indicated, such as the introduction of research results and practices into the work of youth policy organizations, the formation of experience of intersectoral integration in research on civic and patriotic education, the creation of a digital platform for storing data of scientific and applied research on this topic, the use of media projects as ways of forming patriotic consciousness of youth in educational institutions of the Udmurt Republic. Promising directions of Russian youth policy in the field of patriotic education are highlighted, pedagogical conditions with the possibility of introducing digital technologies into the process of patriotic education of young people are outlined. As an illustration of the possibility of including a digital component in the process of patriotic education of the youth of the Udmurt Republic, the activities of institutions implementing state and federal targeted programs in the main areas of youth policy in the region are described. The material of the article
will be useful to specialists in the field of youth policy, teachers for further improvement of the model of patriotic education of youth by means of digital tools.
Keywords: patriotic education, sociotechnological forms, Udmurt Republic, youth.
Received 23.04.2024
Merzlyakova G.V., Doctor of History, Professor, Rector E-mail: [email protected]
Mikhaleva E.I., Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of History, Theory and Practice of Social Communications E-mail: [email protected]
Udmurt State University
Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034