УДК: 351/354
Бузова Ю.А. студент магистратуры 3 курс, факультет «Государственное и муниципальное управление» Факультет экономики и процессов управления
Анисимова Н.Н., к.э.н.
доцент Россия, г. Сочи
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Аннотация: В статье рассматриваются приоритетные Iнаправления патриотического воспитания молодежи в России, которые были определены в стратегических документах и целевых программах страны. Также IЩвыделены мероприятия и решения, которые поддерживаются и предлагаются на федеральном уровне Шля развития патриотического воспитания молодёжи, рассмотреныЩосновные целевые показатели и ожидаемые результаты предложенных решений, отдельно выделено спортивно-патриотическое направление.
Ключевые слова: государственные программы, стратегические направления, спортивно-патриотическое воспитание, молодёжь.
Buzova J.A. master student
3 course, faculty "State and municipal administration " Faculty of economics and management processes
Anisimova N.N., Ph.D associate professor Russia, Sochi
STRATEGIC DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH
IN RUSSIA
Annotation: The article discusses the priority areas of patriotic education of youth in Russia, which were identified in strategic documents and targeted programs of the country. The measures and decisions that are supported and proposed at the federal level for the development of patriotic education of youth are also highlighted, the main targets and expected results of the proposed solutions are considered, and the sports and patriotic direction is separately highlighted.
Key words: state programs, strategic directions, sports and patriotic education, youth.
¡Сохранение культуры, традиций, истории, предпочтение к рому, что Цбыло создано и накоплено ¡предыдущим поколением, и единство общества вовмногом зависят 1от патриотического воспитания молодежи.
(Приоритетные направления патриотического воспитания ¡молодежи в России были последовательно выделяются в (стратегических документах и целевых программах правительства с 2002 года [1].
■Согласно современной Иконцепции патриотического воспитания, основной целью является определение места и роли (образования в [патриотизме среди (граждан России 1как важнейшей [деятельности общества и государства [2]. ИЭта концепция [формулирует теоретические основы патриотического Ивоспитания, его Ицели, задачи, принципы, функции государственных органов, Ироль и место общественных объединений и ¡организаций в ИЩвоспитании патриотизма в современных условиях. Патриотическое воспитание — это (масштабная, многогранная и постоянно (совершенствующаяся деятельность. Он охватывает социальные, функциональные, [целевые, организационные и другие Иаспекты жизни [российского общества и основан Цна образовании, Цкультуре, истории и государстве [3].
Проблема патриотического воспитания в нашей стране решалась учеными годами Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий И.М. Hawks [6].
В современной России есть научная работа М.В. Цюлина М.Б. Кусмарцева, Т.В. Левченко, Алиева. С. Т., Мусина. В.Е., Перегудова Т.В., Чаленко О.Е., для решения проблем патриотического воспитания с учетом современных вызовов, особенно в связи с внешней политикой государства [1].
Учитывая современные задачи развития Российской Федерации, целью государственной политики в области патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, степени социальной консолидации для решения проблем обеспечения национальной безопасности и повысить устойчивое развитие Российской Федерации и укрепить чувство гражданственности в великой истории и культуре России, обеспечить преемственность поколений россиян, воспитать гражданина, любящего свою Родину и свою семью, c активной жизненной позицией[4].
С помощью этого документа можем выделить приоритетные направления патриотического воспитания[4]:
- Разработка научно-методического обеспечения системы патриотического воспитания граждан;
- Совершенствование и развитие успешно сложившихся форм и методов работы в области патриотического воспитания с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного сотрудничества, межсекторального взаимодействия и государственно-государственного партнерства;
- Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа вооруженных сил Российской Федерации и правоохранительных
органов, совершенствование практики патронажа воинских частей над образовательными организациями и патронаж трудовых коллективов, корпоративных структур, областей, городов, областей, территорий и республик по поводу воинских частей;
- Создание условий для развития волонтерского движения, которое является эффективным инструментом гражданского патриотического воспитания;
- Поддержка информации о патриотическом воспитании на федеральном, региональном и местном уровнях, создание условий для освещения в СМИ событий и явлений патриотического характера.
Наиболее тщательно проанализируем направления военно-патриотического воспитания граждан, в том числе спорного патриотического направления. Данное направление в главную очередь направлено на укрепление престижа службы в вооруженных силах Российской Федерации и правоохранительных органах, патронаж воинских частей через образовательные учреждения и патронаж трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, территорий и республик через воинские части. Стоит выделить направления военно-патриотического воспитания граждан, которые финансируются и поддерживаются на федеральном уровне [4]:
- Формирование системы непрерывного военно -патриотического воспитания детей и подростков;
- Обеспечение моральной, психологической и физической готовности молодежи защищать Отечество, соблюдение конституционных и военных обязательств во времена мира и войны, высокий уровень гражданской ответственности;
- Содействие в создании условий для успешного пополнения вооруженных сил Российской Федерации, правоохранительных органов и других структур подготовленными гражданами с высокой мотивацией для военной и государственной службы;
- Развитие и интенсификация взаимодействия военно -патриотических объединений, воинских частей и ветеранских организаций с целью повышения мотивации молодежи поступления на военную службу и готовности защищать отечество;
- Изучение и внедрение передового опыта в военно-патриотическом воспитании молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;
- Развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения числа молодых людей, успешно прошедших стандарты общероссийского спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
- Обновление нормативной базы министерств и ведомств для решения проблем усиления военного патронажа, а также создание механизмов постоянного взаимодействия с общественными и государственными организациями и общественными объединениями с патриотической направленностью на задачи военно-патриотического воспитания и
подготовки молодежи выполнить защиту отечества;
- Развитие активного сотрудничества в области патриотического воспитания по предметам и объектам защитной работы, создание условий для повышения их эффективности в укреплении сотрудничества между гражданскими и военными органами власти и ветеранскими организациями и повышения репутации воинской службы;
- Совершенствование научно-методической базы меценатской работы;
- Проведение оценки эффективности использования объектов военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, в том числе образовательных учреждений, спортивно-спортивных и технических объектов.
Для представления направления развития патриотического воспитания молодежи, которые поддерживаются в государстве стоит рассмотреть показатели и ожидаемые результаты, по которым будут и определяются перечисленные направления.
В результате реализации запланированных решений и мер ожидается значительное повышение уровня военно-патриотической подготовки граждан, что обеспечит их готовность защищать родину, престиж службы в вооруженных силах Российской Федерации и правоохранительных органах Российской Федерации. укрепить и повысить уровень социальных связей между русским обществом и вооруженными силами Российской Федерации, правоохранительными органами и организациями.
Общие показатели по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» приведены в таблице:
Таблица 1 - Общие показатели по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 -2020
годы»
№ Показатели
1. Количество подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания, в том числе специалистов военно-патриотических клубов и объединений
2. Доля всех типов учебных заведений, участвующих в реализации программы, в общем количестве учебных заведений.
3. Пр оцентная доля учащихся в учебных заведениях всех видов, принявших участие в соревновательных мероприятиях с целью повышения их знаний об истории и культуре России, ее города, области, в общей численности учащихся.
4. Пр оцент граждан Российской Федерации, отвечающих стандартам Всероссийского спортивного комплекса «Готов к работе и обороне» (ГТО), от общего числа людей, сдавших Всероссийский спортивно-оздоровительный комплекс «Готов к работе и обороне» (ГТО)
5. Доля общеобразовательных, профессиональных и образовательных организаций, для которых развернуты воинские части
6. Доля воинских частей в трудовых коллективах, бизнес-структурах, районах, городах, районах, районах и др.
№ Показатели
7. Процентная доля граждан Российской Федерации, которые были проинформированы о деятельности программы, в общей численности граждан Российской Федерации.
8. Удельный вес субъектов Российской Федерации, в которых принята программа субъекта Российской Федерации в области патриотического воспитания, в общем количестве субъектов Российской Федерации.
9. Количество субъектов Российской Федерации, в которых создан региональный центр патриотического воспитания
10. Доля общественных организаций на базе государственных университетов в общем количестве государственных университетов.
В развитии патриотического воспитания и реализации государственной программы участвуют следующие органы власти и организации: Росмолодежь, Министерство образования и науки Российской Федерации, Центр патриотического воспитания детей и подростков, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Роспечать, Российская общественная организация «Военно-историческое общество», Министерство обороны России, Министерство культуры России, Министерство культуры России, Министерство спорта России, Федеральная служба лесного хозяйства, Российский государственный военно-исторический и культурный центр Правительство Российской Федерации.
Рассмотрим подробнее в каких направлениях развиваются применяемые решения и меры для достижения вышеперечисленные показатели.
В целях совершенствования форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан проводятся следующие мероприятия: серия общероссийских акций «Мы граждане России!»; Всероссийский детский и юношеский съезд «Герои нашего времени»; Всероссийские молодежные конкурсы по популяризации профессий; Всероссийские акции «Георгиевская ленточка», гражданско-патриотические акции иностранных студентов-волонтеров.
Для укрепления уважения граждан к символам России и выдающимся россиянам происходят следующие события: События, приуроченные к 120-летию со дня рождения Маршала Советского Союза, четырехкратного советского героя Г.К. Мероприятия к 100-летию со дня рождения героя социалистического труда, дважды героя России, генерал-лейтенанта М. Т. Калашникова; Финал Всероссийского конкурса на лучшее знание государственных символов Российской Федерации среди учащихся общеобразовательных организаций; Мобильные фотовыставки в федеральных округах на тему «В России - моя судьба». В этих рамках также издаются правительственные заказы на создание музейных экспозиций и выставок, а также на подготовку публикаций о военно-патриотическом воспитании молодежи.
Также проводятся мероприятия по военно-патриотическому
воспитанию детей и подростков, развитию меценатской практики воинских частей по отношению к образовательным организациям: мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса для призывников молодежи, учащихся детских и юношеских организаций Суворова, Нахимова, организаций кадетского воспитания. Также организовывают мероприятия по развитию и поддержке российского казачества, спортивной и патриотической направленности, по развитию патронажа воинских частей через образовательные организации.
Для развития волонтерского движения в качестве значимого компонента системы патриотического воспитания молодежи принимаются мероприятия согласно инициатив общественных объединений и граждан в реализации волонтерских проектов, мероприятия согласно привлечению ветеранских организаций к патриотическому воспитанию и общественной деятельности.
Отдельно стоит выделить информационное направление для обеспечение патриотического воспитания граждан, которое в современном мире становиться все важнее. В этом направлении принимаются следующие меры: производство фильмов, теле- и радиопрограмм, направленных на патриотическое воспитание граждан России; мероприятия, связанные с публикацией материалов для развития патриотического воспитания; информирование граждан о деятельности программы в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет», реализации интернет-проектов с патриотической направленностью.
Также рассмотрим подробнее мероприятия, которые будут актуальны, для спортивных организаций (таблица 2):
Таблица 2 - Финансируемые мероприятия патриотического воспитания
молодежи государственными программами, которые актуальны для _спортивных организаций_
№ Показатели
1. Всероссийский молодежный образовательный сбор военно-спортивных организаций и кадетских корпусов «Союз - Наследники Победы»
2. Ор ганизация и проведение военно-исторических туристских маршрутов для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества
3. Кадетский бал «Отчизны верные сыны»
4. Бал молодых офицеров «Во славу Руси Великой»
5. Межрегиональные конкурсы среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу
6. Создание передвижного мультимедийного выставочного комплекса на основе коллекций военных музеев
7. Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи
8. Всероссийская военно-спортивная игра «Казачий сполох»
9. Мероприятия, направленные на совершенствование поисковой работы и благоустройство памятных мест и воинских захоронений
10. Всероссийская акция «Вахта Памяти»
11. Проведение межрегиональных топографических игр среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях «По тылам фронтов»
№ Показатели
12. Всероссийские фестивали по военно-прикладным видам спорта среди военно-патриотических клубов и объединений допризывной подготовки
13. Межрегиональные этапы соревнований студенческих спасательных отрядов
14. Всероссийские соревнования среди студенческих спасательных отрядов
15. Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель» с участием кадетских корпусов, школ, классов, кружков (секций) «Юный спасатель»
16. Спартакиада суворовских военных училищ, кадетских корпусов и казачьих кадетских корпусов по военно-прикладным видам спорта
17. Межрегиональные соревнования «Школа безопасности», межрегиональные полевые лагеря «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник»
18. Всероссийский полевой лагерь «Юный пожарный»
19. Всероссийские соревнования «Школа безопасности»
20. Спартакиада молодежи России допризывного возраста
21. Учебная плавательная практика юнг и кадетов патриотических клубов морской направленности на учебных парусных судах
22. Всероссийский чемпионат по киберспорту «Мир танков. Помним все».
Таким образом можно сделать вывод, что приоритетные направления патриотического воспитания молодежи прописаны и разработаны систематизировано на всех уровнях государственного управления. И существует механизм развития данных направлений, через реализацию государственных программ.
Также имеется богатый опыт и большое разнообразие мероприятий для разных видов и направлений патриотического воспитания молодежи. Также существует хорошая методическая база мероприятий патриотического воспитания под разные нужды организаций.
Использованные источники:
1. Нарежнев А.Е. Сравнительный анализ государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 3-2. - С. 139-142; (URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11265) (дата обращения: 25.12.2019).
2. Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года. (https://www.donland.ru/activity/1156/) (дата обращения: 25.12.2019).
3. Анализ реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". (https://toipkro.ru/index.php?act=news&id=232) (дата обращения: 25.12.2019).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102425098&backlink=1&& nd=102388353) (дата обращения: 25.12.2019).
5. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации», (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136827/942772dce30cfa36 b671bcf19ca928e4d698a928/) (дата обращения: 25.12.2019).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «Об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», (https://rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html) (дата обращения: 25.12.2019).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27946/) (дата обращения: 25.12.2019).
8. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р. (http://base.garant.ru/70813498/) (дата обращения: 25.12.2019).