УДК 159.9.072
Л.А. Захарова
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,
СКЛОННЫХ К АДДИКЦИЯМ
В данной статье представлена модель психолого - педагогического сопровождения подростков с ЗПР, склонным к аддикциям в поведении, определены специфические особенности реализации модели, описываются ее структура, цель, принципы, а также выделены задачи. Отдельное внимание уделено раскрытию сути этапов психолого - педагогического сопровождения.
Ключевые слова: подростки, аддикции, задержка психического развития, психолого - педагогическое сопровождение, модель сопровождения
Необходимость деятельности по психолого - педагогическому сопровождению подростков с ЗПР, склонных к аддикциям в поведении, выражается в потребности в содействии физическому, психическому развитию таких детей, обеспечению личностно-ориентированной, разноуровневой коррекционной работы.
Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональный деятельности психолога, направленной на создание социально - психологических условий для успешного психологического развития, целью которой является оптимизация психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель, как указывает И. А. Чурилова, это определенная система, исследование которой служит средством для изучения и получения информации об исследуемом объекте. Процесс моделирования, как правило, включает в себя три составляющих: субъекта (исследователя), объекта исследования и саму модель, определяющую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Модель предполагает наличие теорий или гипотез и применяется вместе с общенаучными методами, особенно тесно она связана с экспериментом в психологии. [4]
Цель модели - схематизированное отражение основных моментов системы психолого-педагогического сопровождения, начиная с выделения диагностического аппарата и заканчивая мониторинговой оценкой показателей эффективности проведенной работы. [4]
В нашем исследовании мы разработали модель психолого - педагогического сопровождения подростков с ЗПР, склонных к аддиктивному поведению.
Целью разработки модели психолого - педагогического сопровождения подростков с ЗПР, склонных к аддикциям в поведении, является выстроенная система диагностической работы по исследованию особенностей личностного развития и склонности к аддиктивному поведению подростков, развитию личностных качеств, проведению коррекционно - развивающих мероприятий, профилактической деятельности по предупреждению зависимого поведения.
В основе разработки модели сопровождения качеств личности подростков с ЗПР, склонных к ад-диктивному поведению, лежат следующие задачи:
1. Формирование у подростков с ЗПР стратегии адекватной самооценки;
2. Выявление личностной направленности подростков, влияющей на формирование зависимого поведения;
3. Формирование коммуникативной компетентности различных жизненных ситуациях, умению сдерживать себя, успешной адаптации и самореализации в социуме;
4. Нивелирование негативных эмоциональных состояний у подростков с ЗПР, таких, как тревожность, агрессия, страхи.
Процесс психолого - педагогического сопровождения, как правило, цикличен и предусматривает последовательную реализацию трех этапов:
© Захарова Л.А., 2020.
Научный руководитель: Пазухина Светлана Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.
Первый этап модели организации психолого - педагогического сопровождения направлен на диагностику уровня личностного развития и выявления склонности к зависимому поведению подростков;
Второй этап модели направлен на организацию коррекционно-развивающего обучения;
Третий этап направлен на осуществление профилактики зависимого поведения подростков с субъектами психолого-педагогического сопровождения (родителями).
Теоретическая разработка модели психолого - педагогического сопровождения подростков с ЗПР, склонных к аддикциям в поведении, представлена на рисунке 1.
Диагностический этап. Цель диагностического этапа, по мнению Д. А. Белоцерковца, получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. [1] Это первичная диагностика психологического и социального составляющих исследуемых подростков. При этом может использоваться широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. На этом этапе важно четко определить объект и предмет работы, чтобы подобрать адекватные методы и методики диагностического обследования. Среди существующих методов психологической диагностики подростков и детей можно выделить наиболее часто используемые - на основе косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель - понять, на какие аспекты психологического состояния подростков с ЗПР следует обратить внимание.
Коррекционно - развивающий этап. Цель коррекционно - развивающего этапа - коррекционно-раз-вивающая работа, заключающаяся в составлении системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации. Данный этап обеспечивает своевременную специализированную помощь и коррекцию недостатков в психическом развитии подростков с ЗПР, способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных элементов. Коррекционный этап включает в себя кор-рекционно - развивающую программу, основанную на результатах диагностического исследования. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов. [4]
Рис. 1. (часть 1)
Структурная модель психолого-педагогического сопровождения подростков с ЗПР, склонных к аддикциям в поведении
а
I
о
Г!
а
Составление коррекцнонно — развивающей программы,
основанной на результатах диагностики
особенностей личностного развития и
склонности к я ддиктнвному поведению подростков с ЗПР
Проведение коррекцнонно -развивающей работы, основанной на результатах диагностической работы поведению подростков с ЗПР
Коррекцнонно - развивающая програыыа: направленная на развитие личностных особенностей и коррекцию склонности к аддиктивному поведению подростков с ЗПР
БЛОК 1.
Коррекция самооценки подростков с ЗПР.
БЛОК 2. Коррекция агрессин и тревожности подростков с ЗПР.
БЛОКЗ. Коррекция враждебности и неполноценности
в семье подростков с ЗПР.
БЛОК 4. Коррекция умеренно -выраженной склонности к аддиктивному
поведению подростков с ЗПР.
I
БЛОК 5 формирование социальных установок подростков с ЗПР.
g
5 #
g
S ч
m о
5 о
Я ß
El
а
Профилактическая работа с субъектами с опровождения, направленная на предупреждение зависимого поведения, психолого-педагогической деятельности.
Пр о филактическая программа мероприятий, направленных на предупреждение зависимого поведения, включающие в себя составление рекомендаций, про ф илактнческие беседы, тематические
собрания для родителей и педагогов.
Рис. 1. (часть 2)
Структурная модель психо лого-педагогического сопровождения подростков с ЗПР, склонных к аддикциям в поведении
Профилактический этап. Психологическая профилактика - деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом, личностном и поведенческом развитии подростков с ЗПР и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Под психологической профилактикой О. В. Дурнева понимает целенаправленную систематическую совместную работу специалистов, педагогов и родителей:
- по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;
- по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);
- по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах. [2]
Направление этого этапа обеспечивает непрерывность сопровождения подростков с ЗПР с нарушением в поведении и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации. Так же данный этап направлен на предупреждение зависимого поведения, установку на здоровый образ жизни.
Психолого - педагогическое сопровождение включает в себя участников образовательного процесса, что позволяет повысить его эффективность. При работе с родителями как с субъектами сопровождения, продуктивными будут мероприятия, системная работа, имеющая своей целью повышение психологической компетентности родителей подростков с ЗПР. Такая работа, по мнению М. Н. Львовой, может осуществляться через информирование родителей на тематических собраниях, разработку своеобразных «буклетов» для родителей, в которых коротко излагается необходимая родителям психологическая информация и рекомендации о проблемах подростков с ЗПР. Такие методы позволяют расширить возможности понимания своего ребенка, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ним, выработать новые более эффективные навыки взаимодействия в семье. [3]
Таким образом, психолого - педагогическое сопровождение участников образовательного процесса предполагает анализ развития качеств личности подростков с ЗПР, их психологическое сопровождение, соответствие основным принципам обучения и тесного сотрудничества обучающегося, родителей и педагогов. Организация психолого-социального сопровождения происходит путем реализации комплекса диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации подростков с ЗПР, склонных к аддиктивному поведению.
Библиографический список
1. Белоцерковец Д. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с аддиктивным поведением. -2017. - №1 - С. 70 -79.
2. Дурнева О.В. Психологическое сопровождение профилактики аддиктивного поведения подростков: метод. разработки для педагогов - психологов. Старый Оскол, 2016. 20 с.
3. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2000. 23 с.
4. Чурилова И.А. Модель организации психолого - педагогического сопровождения // Сборник конференции «Актуальная психология». 2016. №1(5). С. 30 - 32.
ЗАХАРОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Россия.