Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МОБИЛЬНАЯ АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

В статье рассматривается проблема мобильной аддикции у подростков с задержкой психического развития, а также возможная система профилактических мероприятий по предотвращению и устранению негативных последствий данного рода зависимости. Показан комплексный подход и основные задачи профилактической работы. Указаны основные психолого-педагогические условий, необходимые для успешной деятельности по профилактике данной аддикции. Высказывается мысль, что формирование новых паттернов поведения, приобретенных в результате данной работы - это длительный процесс, который требует правильной психолого-педагогической организации всех видов деятельности и должен поддерживаться всеми участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF MOBILE ADDICTION IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

The article discusses the problem of mobile addiction in adolescents with mental retardation, as well as a possible system of preventive measures to prevent and eliminate the negative consequences of this type of addiction. An integrated approach and the main tasks of preventive work are shown. The main psychological and pedagogical conditions necessary for the successful prevention of this addiction are indicated. It is assumed that the formation of new behaviors acquired as a result of this work is a long process that requires proper psychological and pedagogical organization of all types of activities and should be supported by all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Страница с консолью разделена на три блока - это блок основных функций, активное поле и тестирование. Блок основных функций также содержит несколько пунктов. Рассмотрим самое необходимое.

Создание намерений. Основной функцией чат-бота является предоставление типовой информации. Для того, чтобы она поступала пользователям нужно правильно создать базу знаний для нейронной сети сервиса.

Для начала, необходимо создать удобную структуру информации, чтобы удобно ориентироваться по ней. Для определения разговорных функций создать намерения, начинающиеся на «smalltalk».

В рассматриваемом чат-боте присутствуют следующие намерения:

- Вуз - тут предоставлена общая информация об университете или факультетах, например, «вуз.Общее».

- Приёмка - тут предоставлена информация, касающаяся приёмной комиссии. Через точку конкретизируется про что идёт речь в данном намерении. Это может быть про общежития, оперативную информацию или про то, как поступить в университет.

- Профком - тут предоставлена информация, касающаяся первичной профсоюзной организации ННГАСУ. Данные намерения в разработке.

Далее описан процесс создания и модификации намерений, аннотирование тренировочных фраз в рамках этого намерения и возвращение ответов пользователю. После того, как было создано намерение, нужно определить тренировочные фразы для этого намерения, которые отображают то, что пользователи могут сказать.

Аннотирование тренировочных фраз сущностями сообщает Dialogflow, как анализировать параметры с пользовательского ввода. Когда вы определяете свои обучающие фразы, системные объекты автоматически аннотируются и отображаются в таблице «Действия и параметры». Можно редактировать эти аннотации вручную, если это необходимо.

После создания нескольких намерений необходимо убедиться в их правильной работе. Для этого существует блок тестирования. Он представляет собой мессенджер, с предоставлением информации об ответе. Для проверки необходимо задать вопрос, подразумевая, что система даст нужный ответ. Если ответ верный, пробуем менять вопрос, чтобы он подходил по смыслу к интересующему ответу. Если ответ неверный, то необходимо обучить бота, чтобы он смог в дальнейшем понимать данный вопрос.

Для правильной тренировки используется раздел «История». Там можно посмотреть каким был ответ на данную реплику. Для больших сессий это удобный инструмент анализа переписки, с целью модернизации базы знаний.

После того, как мы узнали ответ чат-бота, переходим в раздел «Тренировка». В данном разделе можно наблюдать все сессии и их содержание, которое отличается от содержания раздела «История». Содержание представляет собой точный вопрос пользователя и ответ чат-бота представленный в виде намерения. Для правильной тренировки администратору необходимо понять, что имел в виду пользователь, определить тренировочные фразы в конкретной ситуации и прописать их в подходящем намерении или создано новое. После проделанных действий сохраняем изменения и снова тестируем. Чем больше людей будут тестировать, тем более умный будет чат-бот.

Выводы. В процессе разработки чат-бота важно иметь представление о вариантах, которые могут быть использованы в этой связи. Представленные варианты интеграции чат-бота с рассмотренными средствами коммуникации, дают возможность сориентироваться и правильно подобрать наиболее значимый из них. Использование голосового взаимодействия с ботом в мессенджерах позволит пользователям еще быстрее и удобнее взаимодействовать с чат-ботом. Навык для Яндекс Алисы также позволит вести голосовой диалог, как и в web версии, которая находится на сайте ВУЗа.

Чат-бот - это первый шаг к оптимизации доставки информации среди студентов и абитуриентов, который в дальнейшем может стать мощным инструментом и внедряться в другие структурные подразделения университета. Предполагается, что данная технология поможет студентам и абитуриентам быстро получать актуальную информацию, повысить престиж ВУЗа среди целевой аудитории и снять с подразделений вуза часть нагрузки.

Литература:

1. Провотар, А.И. Особенности и проблемы виртуального общения с помощью чат-ботов / А.И. Провотар, К.А. Клочко // Прикладная и компьютерная лингвистика. - 2018. - №3. - С. 2-7.

2. Фирсова, Е.А. Перспективы использования чат-ботов в высшем образовании / Е.А. Фирсова // Информатизация науки и образования, 2018. - №3(35). - С. 157-166.

3. Мовчан, Д.А. Разработка чат-ботов и разговорных интерфейсов / Д.А. Мовчан, М. Райтман. - ДМК-Пресс, 2019. - 340 с.

4. Гераськов, С. Доступный чат-бот. Как привлечь и удержать клиентов с помощью WhatsApp / С. Гераськов. - М.: Издательский дом. - 2020. - 120 с.

5. Гребельник, Т.В. Мессенджер как новый объект коммуникативной лингвистики / Т.В. Гребельник // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). - С. 50-53. - URL: https://moluch.ru/archive/334/74686/ (дата обращения: 15.08.2022).

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРОФИЛАКТИКА МОБИЛЬНОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема мобильной аддикции у подростков с задержкой психического развития, а также возможная система профилактических мероприятий по предотвращению и устранению негативных последствий данного рода зависимости. Показан комплексный подход и основные задачи профилактической работы. Указаны основные психолого-педагогические условий, необходимые для успешной деятельности по профилактике данной аддикции. Высказывается мысль, что формирование новых паттернов поведения, приобретенных в результате данной работы - это длительный процесс, который требует правильной психолого-педагогической организации всех видов деятельности и должен поддерживаться всеми участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: подростки с задержкой психического развития, мобильная аддикция, аддиктивное поведение, мобильный телефон, психолого-педагогические условия.

Annotation. The article discusses the problem of mobile addiction in adolescents with mental retardation, as well as a possible system of preventive measures to prevent and eliminate the negative consequences of this type of addiction. An integrated approach and the main tasks of preventive work are shown. The main psychological and pedagogical conditions necessary for the successful prevention of this addiction are indicated. It is assumed that the formation of new behaviors acquired as a result of this work is a long

process that requires proper psychological and pedagogical organization of all types of activities and should be supported by all participants in the educational process.

Key words: adolescents with mental retardation, mobile addiction, addictive behavior, mobile phone, psychological and pedagogical conditions.

Введение. Современный век информационных технологий отмечен тем, что каждая отдельно взятая личность вне зависимости от возраста и социального положения - это участник интенсивного коммуникационного виртуального процесса. Еще недавно появление персональных мобильных телефонов позволило всем без исключения мгновенно обмениваться информацией, быть всегда в зоне доступа и контакта. Однако стремительный научно-технический прогресс в области программирования, компьютерной техники и сотовой связи позволил вывести возможности мобильного телефона на новый уровень. Теперь это маленькое устройство - не только источник связи, но и мгновенный доступ в интернет, наличие большого количества приложений и встроенных функций, благодаря которым можно с легкостью решить ряд задач, не покидая пределов собственного дома или офиса. Однако предоставленная человеку легкость исполнения ряда жизненных задач становится «медвежьей услугой» в отношении реальной коммуникации и часто заменяет досуг. Современный человек часто переходит грань между использованием телефона в рабочих целях и начинает злоупотреблять им как средством времяпрепровождения. И тогда уже речь идет о возникновении мобильной зависимости. Особенно незащищенной и неподготовленной категорией в отношении данной аддикции являются несовершеннолетние граждане. Подростки в силу шаткости жизненных приоритетов, несформированности личной жизненной позиции, склонности к манипулятивным внешним воздействиям зачастую оказываются первыми, кто попадает под влияние мобильной аддикции.

Проблема возникновения раличного рода аддикций у подростков с задержкой психического развития рассматривалась в трудах таких ученых, как Т.П. Артемьева [1], Н.В. Карпушкина [3], К.С. Лебединская [4], В.Д Менделевич [5] и др.

Изложение основного материала статьи. Цель статьи - продемонстрировать систему профилактических мероприятий, направленных на снижение и постепенное устранение симптомов мобильной зависимости у подростков с задержкой психического развития. Для успешной профилактики любого аддиктивного поведения и мобильной аддикции в том числе необходим комплексный подход. Исходя из этого, в рамках профилактической работы можно выделить следующие задачи:

1. Формирование у подростков с задержкой психического развития основных правил здоровья и режимных моментов

дня.

2. Формирование здоровых стратегий поведения и развитие личностного потенциала.

3. Формирование правил безопасного использования мобильного телефона.

4. Формирование креативного мышления и творческого потенциала.

5. Изучение современных технологий и средств защиты персональных данных.

6. Формирование навыков по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с чрезмерным использованием мобильного телефона.

7. Организация просветительской работы с родителями.

Для качественной профилактической работы всю систему профилактических мероприятий следует разделить на три взаимосвязанных блока:

1. Диагностический блок, цель которого выявление степени выраженности зависимости от мобильного телефона у подростков, а также выявление причин мобильной зависимости и влияния личностных особенностей на ее возникновение.

2. Формирующий блок способствует формированию у подростков с с задержкой психического развития ценностных ориентации, установок и взглядов, связанных с грамотным и рациональным использованием мобильного телефона.

3. Оценочный блок направлен на определение эффективности проведенной профилактической работы.

Профилактическая работа предполагает также проведение серии тренингов, направленных на устранение последствий

мобильной аддикции на психику подростка:

- восстановление психологического здоровья подростков;

- развитие информационной культуры;

- развитие степени ответственности и осознанности в оценке информационных процессов и ресурсов;

- становление и реализация их творческого потенциала, а также способностей к самоанализу и саморегуляции [6, 7].

Мероприятия ориентированы на работу с подростками 14-17 лет с задержкой психического развития психогенного

генеза, а также подразумевают параллельную работу с педагогами и родителями подростков. Таким образом, вся профилактическая программа включает два направления: работа с подростками и работа с родителями.

Каждое занятие состоит из следующих компонентов:

1. Вводная часть актуализирует бытовые знания и имеющийся у подростков опыт. Ее задача заключается в стимулировании подростков к работе. На данном этапе можно применять психологическую разминку, которая буде способствовать созданию нужной благоприятной атмосферы.

2. Основная часть направлена на формирование правильных установок и поведения у обучающихся с задержкой психического развития, профилактику нежелательных негативных тенденций личностного развития. На этом этапе используются ролевые игры, упражнения, творческие этюды, а также проводится работа с фрагментами литературных произведений, аудио и видеоматериалами.

3. Заключительная часть включает отработку личной стратегии поведения (новых форм поведения) и осмысление полученного опыта (рефлексия).

Разработанный курс профилактических мероприятий предполагает реализацию следующих педагогических принципов:

1. Принцип деятельностного подхода, который предполагает включение каждого подростка в ход занятия.

2. Принцип доступности обеспечивает соответствие методов реализации индивидуальным и возрастным особенностям подростков в рамках профилактических мероприятий.

3. Принцип комплексного воздействия, который затрагивает одновременную работу с подростками, с родителями и с педагогами.

4. Личностно-ориентированный принцип призван помогать каждому подростку получить свой личный результат.

5. Принцип системности и последовательности, который основан на постепенном переходе от простого к сложному с учетом возможностей каждого участника [6, 7].

При проведении различных методов и форм профилактики мобильной аддикции учитывались три основных параметра активности участников:

- физическая (различные виды деятельности);

- социальная (беседы, ответы на вопросы, высказывания и обмен собственным мнением);

- познавательная (каждый участник вносит коррективы и дополнения в решение учебных задач).

В рамках профилактических мероприятий запланированы следующие мероприятия: профилактические уроки, игровые мастер-классы, родительские тренинги-семинары, дискуссионные группы. Содержание профилактики мобильной зависимости представлено в таблице 1.

Таблица 1

Профилактика мобильной зависимости у подростков с задержкой психического развития

№ Мероприятия Цель мероприятия

1 «Знакомство». Знакомство членов группы друг с другом, с правилами работы в группе, с темой занятий.

2 «Мобильная зависимость и ее влияние на человека». Просвещение участников относительно влияния сети на сознание и организм человека.

3 «Общение в реальности и виртуальности». Развитие коммуникативных навыков участников. Правила общения в сети Интрнет.

4 «Ребёнок и мобильный телефон. Опасная грань». Работа с родителями по снижению мобильной аддикции у подростков.

5 Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг». Формирование и развитие потребности в активном образе жизни, в реальном общении.

6 Настольные игры. Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым играм.

7 «Давайте наблюдать. Хорошо ли я знаю одноклассников». Развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков.

8 «Давайте говорить». Развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков.

9 «Виртуальная агрессия». Информирование родителей о проблеме агрессивности в виртуальной среде и ее влияние на подростка.

10 «Все хорошее хорошо в меру. Сколько времени можно использовать мобильный телефон?». Разработка буклетов, рекомендаций, памяток для подростков и их родителей.

Данные мероприятия можно разделить на две группы. Первая ориентирована на использование внешних ресурсов, а вторая на использование внутренних. К первой группе относится родительский тренинг-семинар, вторая группа предполагает дискуссии в рамках клуба общения, просмотр видеофильмов, игры, дебаты. Все это будет способствовать становлению самопонимания у подростков.

Необходимо отметить, что формирование новых паттернов поведения - это длительный процесс, который требует правильной психолого-педагогической организации всех видов деятельности и должен поддерживаться всеми участниками образовательного процесса. Делая акцент на поведенческом подходе, возможно за короткий промежуток времени проработать следующие направления:

- актуальные поведенческие проблемы, связанные с мобильной аддикцией;

- опыт восприятия проявлений разнообразных эмоций и положительного взаимодействия со сверстниками;

- преодоление собственных страхов;

- корректировка используемых и дополнительных эффективных способов регулирования собственного поведения;

- формирование ответственности за свои действия и развитие чувство уверенности в себе.

Для успешной работы всех профилактических мероприятий по устранению и предотвращению последствий мобильной аддикции разработан ряд психолого-педагогических условий.

В данном исследовании под психолого-педагогическими условиями профилактики мобильной зависимости подростков с задержкой психического развития понимается комплекс внешних и внутренних обстоятельств (объектов, мер) воспитательного процесса, а также мер воздействия на внутренние качества личности подростка с задержкой психического развития, от реализации которых зависит успешность всей работы по противостоянию мобильной зависимости. Таким образом, был выделен следующий ряд условий.

Первое педагогическое условие, сформулированное в данной работе, звучит как учет возрастных особенностей подростков с задержкой психического развития. У подростков с задержкой психического развития в достаточной мере выражена склонность к девиантному поведению. Такие подростки характеризуются внушаемостью, легко поддаются общему настроению, нередко попадают под негативное влияние старших школьников, нарушающих общую дисциплину. Чувства стыда и раскаяния у них неглубоки и кратковременны. Такая категория подростков , как правило, очень эгоистична, обидчива и вспыльчива. Они часто без достаточных оснований могут нагрубить, оскорбить, обидеть и проявить жестокость. Им также свойственна склонность к лживости, конфликтности, мстительности, воровству и бродяжничеству.

Выраженная эмоциональная истощаемость, повышенная впечатлительность и робость, склонность акцентировать внимание на неприятных переживаниях - это те черты, которые способствуют формированию у подростков данной категории малодушия, легкомыслия, безволия и безынициативности. Все это, естественно, приводит к формированию отрицательных черт поведения, выступающих в качестве псевдокомпенсаторных характерологических образований, с помощью которых ребенок пытается обеспечить себе удовлетворяющую его личностную позицию в ответ на низкую оценку со стороны окружающих [2].

Вторым в ряду названных условий рассматривается качественная и своевременная комплексная диагностика мобильной зависимости и причин ее возникновения у подростов с задержкой психического развития, а также мониторинг сформированности правильной установки и поведения подростков. С этой целью проводится диагностика, нацеленная на вскрытие недостатков в воспитании подростков, на нахождение резервов личности, которые будут служить фундаментом коррекции мобильной зависимости. Для отбора и анализа фактического материала важно применять такие методики, комплексное использование которых будет обеспечивать надежность и достоверность получаемых данных.

Третье условие исследования сформулировано следующим образом: создание гуманистически-ориентированной воспитательной среды как возможность профилактики пагубного пристрастия к мобильным телефонам. Воспитательная среда совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - это альтернатива виртуальному пространству, в которую входит ближайшее окружение подростка, с которыми он ежедневно общается.

Несмотря на то, что в настоящее время мобильный телефон является необходимым условием современной жизни подросток, должен также иметь альтернативу мобильному телефону как в школе, так и дома. Подростку важно помнить, что информацию можно находить не только в современных поисковых системах (Yandex, Google, Rambler и др.), но и в книгах, а также в условиях реального общения.

Четвертым условием исследования является обеспечение разработки и внедрения личностно-ориентированной модели профилактики мобильной аддикции у подростков с задержкой психического развития в воспитательном процессе. В рамках данной работы создается модель педагогической профилактики мобильной аддикции, состоящая из ряда компонентов, которая ориентирована на проведение системно диагностируемой коррекционно-профилактической работы по снижению негативного влияния мобильной аддикции на личность подростков с задержкой психического развития. Модель включает компоненты, которые характеризуют логику и последовательность организации педагогического воздействия. Это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мероприятий, предусматривающих осуществление разнообразных форм и методов деятельности субъектов воспитательного процесса: тренинги, беседы, групповые дискуссии, игры, тренинговые упражнения, мозговой штурм и комплекс средств педагогического воздействия (визуализация, релаксация, проживание ролей).

Пятое условие предполагает оптимальное взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов педагогического взаимодействия по трем взаимосвязанным сферам (деятельности, общения, самосознания). Профилактичееская деятельность предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на восстановление психологического здоровья подростков, зависимых от мобильного телефона, обогащение их внутреннего мира посредством воздействия на психическую сферу, развитие информационной культуры, степени ответственности и осознанности в оценке информационных процессов и ресурсов, становление и реализацию их творческого потенциала и способностей к самоанализу и саморегуляции.

Шестым условием исследования стало комплексное просвещение педагогов и родителей в организации профилактики и коррекции подростковой мобильной аддикции, а также формирование информационной культуры у подростков, педагогов и родителей. Профилактика и коррекция зависимого поведения у подростков - совместная деятельность специалистов образовательного учреждения. Профилактика должна быть направлена на формирование у подростков личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, развитие их психологических навыков, необходимых в решении различных жизненных задач.

Выводы. Эффективная профилактическая работа в образовательных учреждениях должна производится всеми участниками образовательного процесса (сотрудниками педагогического коллектива, воспитателями, а также родителями). Суть работы заключается в своевременном выявлении мобильной аддикции, а затем постепенном снижении уровня вероятности возникновения зависимости от мобильного телефона. Каждый педагогический работник, в силу своих профессиональных и должностных обязанностей может и должен вести определенную работу по предупреждению аддиктивного поведения подростков от мобильного телефона, а также своевременную коррекцию этого пагубного влечения.

Литература:

1. Артемьева, Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР / Т.П. Артемьева, Г.А. Карпова. -Екатерин бург, 1995. - С. 89-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 1998. - №1 - С. 89-100.

3. Карпушкина, Н.В. Психологические особенности самосознания подростков с задержкой психического развития, склонных к аддиктивному поведению. - 2014. - №3. - С. 120-128.

4. Лебединская, К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания / К.С. Лебединская. -М., 1969. - 214 с.

5. Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности. Учебное пособие / В.Д. Менделевич. - 2018. - 412 с.

6. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: дис. канд. пед. наук / Ф.А. Саглам. - Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. - Казань, 2009. - 214 с.

7. Шакурова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков-воспитанников приюта / А.Р. Шакурова, А.Р. Дроздикова-Зарипова // Успехи современного естествознания: Изд-во «Академия Естествознания». -2011. - №8. - С. 200-201.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Расширение спектра профессий, использующих в большей степени возможности цифровых технологий, и приоритеты современной промышленности, направленные на увеличение численности квалифицированных рабочих, несколько сменили акценты работы образовательных учреждений в области профориентационной деятельности. В частности, активно внедряются новые формы, методы и технологии организации профориентации. В статье анализируется и обобщается понятие «профессиональная проба» как педагогическая технология. Приводятся результаты анализа проведённых приёмных кампаний в учреждениях среднего и высшего образования Республики Карелия. Представлены логика и этапы технологии проектирования и реализации профессиональных проб. Акцентированное внимание отводится практико-ориентированному обучению. Указываются перспективы сетевого взаимодействия вуза и предприятий-партнёров. Приводятся конкретные примеры использования мини-моделей профессиональной деятельности. Модели успешно апробированы в процессе профессионального обучения со студентами кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна Петрозаводского государственного университета. Итогом проекта стали выполненные обучающимися струнные щипковые народные карело-финские музыкальные инструменты «Кантеле».

Ключевые слова: профессиональная проба, профессиональное обучение, педагогическая технология, проектирование, моделирование, конструирование.

Annotation. The expansion of the range of professions that use digital technologies to a greater extent, and the priorities of modern industry, aimed at increasing the number of skilled workers, have somewhat changed the focus of the work of educational institutions in the field of career guidance. In particular, new forms, methods and technologies for organizing vocational guidance are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.