Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ADOLESCENCE / ADDICTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / INTERNET ADDICTION / CORRECTIONAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитенко Светлана Владимировна, Недбаева Светлана Викторовна, Алдакимова Ольга Викторовна

Авторами в данной статье представлен анализ содержания проявления зависимого поведения (аддикций) на примере подросткового возраста, также выполнен анализ причин такого поведения у обучающихся в условиях школы. Авторы исследуют феномен интернет-аддикции, анализируют факторы, становления данной проблемы, а также рассматривают вариативность применяемых психолого-педагогических мероприятий, которые положительным образом повлияли на снижение интернет-аддикции подростков в условиях школьного обучения.The authors in this article provide an analysis of the content of manifestations of addictive behavior (addictions) on the example of adolescence, and also analyze the causes of such behavior among students in school conditions. The authors investigate the phenomenon of Internet addiction, analyze the factors, the formation of this problem, and also consider the variability of the applied psychological and pedagogical measures, which positively influenced the reduction of Internet addiction of adolescents in school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитенко Светлана Владимировна, Недбаева Светлана Викторовна, Алдакимова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Г.Г. Танасов и О.А. Сысоева в работе: «Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола» описали взаимосвязь между удовлетворенностью браком у супругой (супругом) и склонностью использовать манипулятивные приемы в общении между ними [4, с. 34]. Ими были выявлены различия в приемах манипулирования, преобладающих у мужчин и женщин с разной степенью удовлетворенности браком. Например, в отношениях мужа и жены существует неудовлетворенность. Свое недовольство мужчина выражает с помощью шантажа и грубости, в котором прослеживается его желание таким способом показать свою силу и акцентировать внимание на зависимости женщины. В ответ на такое воздействие она может упрекать или заплакать. В другом случае, когда мужчина доволен супругой и их браком, он прибегает к манипуляции в форме просьбы, однако может использовать и требование. Женщины же используют в качестве манипуляции свою слабость и уязвимость, примеряют роль «жертвы».

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что склонность к манипулированию влияет на удовлетворенность браком, но характер этой связи (улучшение или разрушение взаимоотношений) определяется целями манипулятора.

На основе анализа теоретического материала можно заключить, что манипулирование - это компонент межличностного взаимодействия, обусловленный спецификой ситуации и культурными факторами.

В ходе работы с теоретическими источниками нами обнаружено противоречие: многие авторы считают, что манипулятивное поведение - это нежелательный, деструктивный, а также негативный способ поведения в отношениях между мужем и женой. Однако, предлагая альтернативу, они говорят о тех же манипуляциях, только теперь воздействие выражено в более мягкой форме. Несмотря на это, другие авторы считаю, что манипулятивное поведение вполне уместно в наше жизне и этически обусловлена. Они считают, что данный вид поведения, один из способов воздействовать на собеседника.

По мнению большинства современных авторов, этичность такого способа воздействия как манипуляция определяется целями манипулятора, а также приемами, с помощью которых это воздействие осуществляется.

Литература:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. -Санкт-Петербург, 1998. - 231 с.

2. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - Москва, 1997. - 344 с.

3. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. -Екатеринбург, 1995.

4. Зеленин, В.В. Пара слов о манипуляции жизнью / В.В. Зеленин // Колесо жизни. - Екатеринбург, 2010. - № 5. - 184 с.

5. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. - Москва, 2005. - 512 с.

6. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. - Москва, 1989. - 156 с.

7. Руслина, А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции: автореф. дис. канд. психол. Наук / А.О. Руслина. - Москва, 2008. - 321 с.

8. Танасов, Г.Г. Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола / Г.Г. Танасов, О.А. Сысоева // Науч. журн. КубГау. - Краснодар, 2011. - 57 с.

9. Шостром, Э. Человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск, 1992. - 356 с.

10. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком / В.П. Шейнов. - Москва, 2002. - 848 с.

Психология

УДК 159.99

аспирант кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Никитенко Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); доктор психологических наук, профессор Недбаева Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Алдакимова Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ В

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Авторами в данной статье представлен анализ содержания проявления зависимого поведения (аддикций) на примере подросткового возраста, также выполнен анализ причин такого поведения у обучающихся в условиях школы. Авторы исследуют феномен интернет-аддикции, анализируют факторы, становления данной проблемы, а также рассматривают вариативность применяемых психолого-педагогических мероприятий, которые положительным образом повлияли на снижение интернет-аддикции подростков в условиях школьного обучения.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, подростковый возраст, аддикция, аддиктивное поведение, интернет зависимость, коррекционная работа.

Annotation. The authors in this article provide an analysis of the content of manifestations of addictive behavior (addictions) on the example of adolescence, and also analyze the causes of such behavior among students in school conditions. The authors investigate the phenomenon of Internet addiction, analyze the factors, the formation of this problem, and also consider the variability of the applied psychological and pedagogical measures, which positively influenced the reduction of Internet addiction of adolescents in school.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, adolescence, addiction, addictive behavior, Internet addiction, correctional work.

Введение. В настоящее время, современные педагоги, психологи озабочены серьезным вопросом на уровне государственного масштаба, когда оно приобретает, практически, характер эпидемии. Сегодня мы уже не удивляемся, как стремительно увеличивается число дошкольников и школьников умеющих работать с различными гаджетами, компьютером, планшетом. Данный процесс естественен в изменяющихся цифровых трансформациях. Но, вот, негативным последствием этого процесса выступает виртуальная зависимость (компьютерная зависимость, интернет-аддикция, нетаголизм, кибераддикция). Менно такие формы приобретают серьезную угрозу для физического и психического здоровья не только самих аддиктов, но и лиц, его окружающих.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических мероприятий по преодолению и коррекции аддиктивного поведения у подростков в среде Интернет.

Источниковой базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме виртуальной адиикции. Так, по мнению Ц.П.Короленко, отвлечение от сомнений и переживаний в подростковом возрасте, при переживании трудных ситуаций, периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, когда человек оказывается в ловушке из-за постоянного ухода от реальной действительности [4].

Для решения исследовательских задач использованы методы анализа и сравнения концепций, теорий, подходов к изучению интернет-аддикции, которое представлено как форма деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении и уходу от фрустрирующей реальности посредством изменения своего психического состояния фиксацией внимания на Интернет-ресурсах.

Изложение основного материала статьи. Сегодня в эпоху глобализации и трансформации все шире доступ к ряду искусственных реальностей, что не требует больших усилий от потребителя. Современное общество предоставляет школьнику большой спектр выбора виртуальных миров, а родители, сверстники и ближайшее окружение ребенка, не могут помочь ему ориентироваться в окружающем виртуальном мире. Вместо этого они часто сами подталкивают ученика к уходу из реальной действительности, в виртуальную реальность.

Наше общество поражено многими социальными болезнями, поэтому выполняя анализ современных научных источников, мы определяем наметившуюся тенденцию к широкому распространению виртуальной зависимости в школьной среде, что доказывает необходимость поиска путей его профилактики и коррекции в условиях учреждений системы образования.

Именно феномен зависимого (аддиктивного) поведения нам необходимо рассматривать как междисциплинарную проблему. Чтобы изучить и решить ее в должной мере, необходимы совместные усилия многих специалистов: юристов, биологов, философов, медиков, психологов, педагогов, социологов. Поведение человека полидетерминированно, а значит и природа аддикций не всегда открыта специалистам и исследователям, данный факт порождает дискуссии, споры, неоднозначные оценки поведенческих реакций, все, что, провоцирует зависимость. Для эффективности предпринимаемых практических мер, по преодолению данного феномена, необходимо теоретическое понимание антропологических, культурно-средовых предпосылок аддиктивного поведения подростков в целом.

Обозначим некоторые многофакторные причины, в связи с которыми у подростков диагностируется аддиктивное поведение. При характеристике ряда причин, необходимо учитывать социально-экономические аспекты жизнедеятельности: низкий прожиточный уровень и материальную необеспеченность семей, временную или постоянную безработицу родителей, нестабильность в экономической составляющей семьи и граждан, социальные риски и другое; социально-культурные причины: деиделогизация, пагубное влияние средств массовой информации и коммуникации, гедонистически-потребительскую направленность рекламы, влияние интернет ресурсов; культурно-воспитательные причины: семьи группы риска (неполные семьи, отчужденность ребенка в семье, отсутствие мотивации к учению, несформированность профориентационной направленности и т.д.)

Проведем небольшой теоретический анализ проблемы аддиктивного поведения, которое мы рассматриваем как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения. Обращаясь к учебному пособию Гоголева А.В. «к девиантному поведению относятся такие поступки индивида, которые не соответствуют привычным или официально установленным в определенном обществе ожиданиям, правилам и нормам» [2].

Понятие «аддикция», происходит от латинского addiction, которое буквально означает «присуждение». В словаре Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. трактуют данный термин как склонность, неистребимую привычку [1].

Обращаясь к историческому прошлому, мы видим, что еще римляне аддиктами изначально называли тех, кто не платил налоги, то есть должников (addictus), которые после суда становились буквально рабами кредиторов. Позже аддиктами стали называть людей, которые слепо были преданы какому-либо делу, зависимых и увлеченных, которые пристрастились к пагубным привычкам, а также обреченных людей.

Изначально, понятие аддикция, происходящее от английского addiction - пагубная привычка, склонность, зависимость, использовался только для описания поведения человека, который был, зависим от каких-либо химических веществ, например, алкоголь, никотин, наркотики [2].

Позже, в научной литературе можно увидеть более емкую трактовку термина адиктивное поведение. Зарубежные ученые, например, Mariait G.A. со своими единомышленниками, представляют его как «повторяющуюся привычку, которая повышает риск заболевания и(или) связана с личными и социальными проблемами». Если судить субъективно, то, аддиктивное поведение зачастую демонстрируется именной «потерей контроля», и даже тщетные попытки аддикта воздерживаться, контролировать себя и свое поведение, демонстрируют как поведенческие паттерны. Данное понятие происходит от английского pattern, переводится буквально как «модель, образец», повторяются снова и снова. Такие паттерны, мы характеризуем через получение быстрого удовольствия («кратковременной награды»), и именно это и часто сопровождается негативными последствиями, перерастающими в «долговременные издержки». Все попытки изменения, преодоления аддиктивного поведения с помощью излечения, психологической терапии или волевых усилий самого человека, сопряжены с большим процентом рецидива (повторения) [4].

В основе причин, которые вызывают интернет-аддикцию положено нарушение, дисбаланс «равновесия», которые наблюдаются между подростками и социальной средой, именно данный факт создает сложности, вплоть до полной невозможности адаптироваться к требованиям этой среды. Типичными причинами,

которые вызывают Интернет-аддикцию у детей и подростков, мы можем обозначить как: социально-психологическую дезадаптированность (чувство скованности в коллективе, сложности в установлении коммуникации со сверстниками); отрицательная «Я-концепция» (значительная степень дисбаланса между идеальным и реальным «Я»); сложности в установлении коммуникативного взаимодействия с ближайшим окружением, включая педагогов; недостаточно сформированные навыки организатора своей жизнедеятельности (подросток не может рационально распределять собственное время использования Интернет-ресурсов).

Рассмотрим концепцию аддикции в истории педагогики, которая тесно связана с традицией гуманистической педагогики, и берет свое начало от воспитательных аспектов работы с «проблемными» детьми, с «детьми группы риска». Так, с развитием педагогики гуманизма в XVIII веке, когда исследования, которые касались работы с трудными, «порочными» детьми сводилось к тому, чтобы направить воздействие на привитие моральных качеств и восстановление адекватных связей ребенка с обществом. Позже в XIX веке, в Германии, появляется новое направление - профилактическое (предупреждающее) педагогическое воздействие в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы поведенческого характера [5].

В начале XX века, в России, активно развивается специально-педагогическое направление, изучающее дефективность ребенка и пути ее коррекции. У истоков рассмотрения данной проблемы стояли JI.C. Выготский, А.Б. Залкинд, В.П. Кащенко. Интересен для нашего исследования и опыт коррекционно-воспитательной работы С.Т. Шацкого, который неоднократно подчеркивающего важную роль учреждений дополнительного образования, именно они до сих пор являются ориентиром для современных педагогов и психологов. Важен для нашего исследования и уникальный педагогический опыт по перевоспитанию малолетних преступников A.C. Макаренко, который считал, что положение сирот намного лучше по сравнению с детьми, лишенными родительского и педагогического внимания. В качестве одной из основных задач он выделял восстановление нормального отношения между личностью «трудного» ребенка и обществом.

В этот же период, к середине ХХ века, в США появляется термин «дети группы риска», который характеризует детей, находящихся в состоянии социальной и школьной дезадаптации. Опыт работы с такими детьми зарубежных коллег педагогов, врачей-психологов, консультантов-воспитателей также заслуживает внимания.

Исходя из теоретического анализа проблемы аддиктивного поведения в среде подростков, в условиях школьного обучения, на базе двух образовательных учреждений города Тихорецка, Краснодарского края (МБОУ гимназии № 8 и МБОУ СОШ № 18) в качестве психолого-педагогических условий коррекции и преодоления Интернет-аддикции подростков мы определили:

• Необходимость диагностики школьной среды и определение уровня ее влияния на преодоление у детей подросткового возраста отрицательного влияния Интернет ресурсов.

• Создание авторской программы и ее апробация по коррекции Интернет-аддикции подростков во внеурочной деятельности.

• Используя психолого-педагогические методы коррекции, тренингов, организовать учебно-воспитательный процесс в направлении коррекции Интернет-аддикций школьников.

• Вовлечь в совместную деятельность родителей, педагогов образовательного учреждения, определив комплексное просвещение всех участников эксперимента по организации преодоления у подростков Интернет-аддикций и формированию у них информационной культуры.

• Осуществить реализацию индивидуальных программ саморазвития школьников в направлении личностного самосовершенствования.

Когда мы раскрыли важную составляющую о факторах развития личности подростка, подчеркивая главную роль процесса воспитания в этом направлении, мы не можем рассматривать ребенка в качестве пассивного объекта средовых влияний и воспитательных воздействий на него. Очень большое внимание при реализации программы коррекции, мы старались уделить активности самой личности ребенка, его творческо-преобразующей деятельности. Именно исходя из уровня этой активности, а также внутренней позиции личности школьника в направлении средовых и воспитательных (внешних) воздействий, мы можем констатировать, что она может формироваться в самых различных направлениях: от свободной, творческой личности до аддиктивной, зависимой.

Программа психолого-педагогической коррекции и преодоления Интернет-аддикции у школьников экспериментальных классов включала такие направления: психолого-педагогическая профилактика; коррекция поведения подростков, причем, работа осуществлялась как с уже сформировавшимися аддиктами, после проведения диагностических мероприятий, так и со школьниками группы социального риска; с которыми также проведена теоретическая, методическая работа. Еще немаловажный факт - подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения, который работает как с самими подростками, так и с их семьями. Интеграционная деятельность самих школьников, учителей и родителей в направлении коррекционной деятельности нацелена, прежде всего, на профилактику поведенческих аддикций, на развитие у подростков конструктивных форм поведения, а именно, стрессоустойчивости, навыков решения проблем, самоорганизации и другое.

При реализации программы нами, использовались такие технологии и формы работы с подростками, имеющими зависимое поведение как: психолого-педагогический тренинг, сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, эвристические беседы, исследовательские проекты, практические занятия с применением арт-терапевтических методов (цветотерапия, видео и библио методы и другие). На наш взгляд, такие формы коррекционной деятельности способствовали успешной компенсации и адаптации детей подросткового возраста к требованиям социальной среды, созданию благоприятной атмосферы и условий для восстановления личностных качеств и получения желаемых результатов.

В ходе такой работы нами были выработаны у испытуемых навыки критического мышления, способность подростков к рациональному использованию ресурсов сети Интернет, что позволило нам подготовить, сознание учеников к противодействию негативной информации, поступающей из сети Интернет.

Также по завершению нашей экспериментальной работы, мы смогли определить результативность коррекционной программы по уровню сформированности информационной культуры родителей учеников. К сожалению, мы констатировали, что пробелы в знаниях у родителей при использования компьютера,

планшета, телефона и других современных гаджетов, зачастую являются причиной отсутствия контроля за пребыванием их ребенка в сети Интернет, неспособностью им предложить конструктивную альтернативу. Поэтому, при подборе форм взаимодействия с подростками, их родителями и педагогами, необходимо было формирование у них определенных компетенций, направленных на информационное просвещение и информационную культуру.

Выводы. Сегодня мы вынуждены констатировать тот факт, что современные педагоги уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, видеоблоги в социальных сетях, электронные пособия и учебники для портативных компьютеров, электронные доски и другие мультимедиа системы. Также и для родителей современных подростков, провести время в сети Интернет, пользуясь интересными и качественными сайтами вместе со своими детьми - это одна из наилучших возможностей, как научиться самим работать с данными программами, так и приучить ребенка к самоответственности, просоциальному поведению и отбору истинных ценностей, которые действительно имеют значение в современном обществе.

Не будем подвергать тот факт сомнению, что Интернет - это всемирная информационная сеть, сверхскоростная информационная дорога, киберпространство, все это и есть новейшее, наиболее прогрессивное и волнующее средство познания окружающей действительности для наших детей, которое появилось в нашей действительности. Но, мы всегда должны помнить, что дело не в самой технологии, а в том, как ее использовать.

Проведя наше теоретико-эмпирическое исследование, получив определенные результаты работы, мы можем утверждать: чем больше наступает компенсация в различных областях психики и поведения ребенка, тем шире спектр возможностей обезопасить его от наступления декомпенсации. Именно на формирующем этапе коррекционной работы, целью которого стало восстановление адекватного поведения школьников, устранения проявлений зависимости (аддикций), с одной стороны - подросток выводится из той социальной среды, в которой у него появились нежелательные формы поведения, с другой - различными формами (средствами арт-терапии, психолого-педагогическими тренингами, через воспитание его нравственности и духовности) происходила коррекция Я-концепции. Вследствие проведенной работы, изменились формы социального поведения. И мы говорим о том, что даже самые незначительные успехи в просоциальном поведении школьника поощряются, что позволяет нам активизировать его резервные возможности, которые были заблокированы.

Разумеется, наше исследование не исчерпало всех проблем, связанных с профилактикой и преодолением Интернет-аддикцией у подростков. Так, нами не рассматривалось пагубное воздействие конкретных ресурсов сети Интернет (блогов, чатов, online игр и т.д.), а также, за рамками нашего исследования остались и гендерные аспекты Интернет зависимости. Эти вопросы и станут предметом нашего дальнейшего исследования.

Литература:

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева.— М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2002. - с. 24-30.

2. Гордеева А.В. Персонификация компьютера у детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.В. Гордеева. - http://cyberpsy.ru/2011/05/gordeevaav per sonifikaciya kompyutera u detejjstarshego doshkolnogovozrasta

3. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) [Текст] / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - 2005. - № 1. С. 65-77.

4. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [Текст]: автореф. дисс. ...канд. псих, наук: 19.00.05 / Жичкина Анастасия Евгеньевна. - М.: МГУ, 2001.

5. Ковшарова Т.В. Формирование медиаобразованности старшеклассников в эколого-информационном педагогическом пространстве урока. [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 27.12.06. - Чита, 2006.

6. Янг К.С. Диагноз - интернет зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

Психология

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Ольхина Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Мурзина Дарья Алексеевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ

Аннотация. В статье рассматриваются современные концепции к изучению феномена социально-психологической адаптации личности. Указывается на особенности протекания адаптационного процесса в период возрастных кризисов. Дается трактовка понятия, и детализируются подходы к его изучению. Отмечаются трудности социально-психологической адаптации ребенка на этапе поступления в школу. Доказывается, что дети с нарушениями зрения испытывают сложности школьной адаптации, обусловленные аномальными и социальными факторами, к числу которых относится: резкая смена образа жизни, строго структурированная школьная среда, ограниченность личного пространства и времени, ставят перед ребенком с нарушениями зрения сложные социально-психологические задачи. Подчеркивается недостаточная научная разработка проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих обучающихся к условиям школы-интернат. В статье представлены обобщенные результаты экспериментального исследования по выделенным критериям социально-психологической адаптации. По результатам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.