Научная статья на тему 'Реализация модели формирования готовности учащихся к профильному самоопределению'

Реализация модели формирования готовности учащихся к профильному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Марина Михайловна

В статье представлен опыт экспериментальной деятельности, направленной на формирование готовности учащихся к профильному самоопределению, отражены основные результаты, полученные в ходе экспериментальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования готовности учащихся к профильному самоопределению»

УДК 373.6 ББК 74.200.52 И 21

М.М. Иванова

Методист Центра развития образования, педагог-психолог Муниципального

образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» г. Барнаула;

E-mail: Ivanovamarina82@rambler. ru

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье представлен опыт экспериментальной деятельности, направленной на формирование готовности учащихся к профильному самоопределению, отражены основные результаты, полученные в ходе экспериментальной деятельности.

Ключевые слова: профильное самоопределение, готовность учащихся к профильному самоопределению.

M.M. Ivanova

Methodologist of Centre of Education Development, teacher-psychologist of the Municipal

Educational Institution “Secondary comprehensive school No. 48”, Barnaul; E-mail:

Ivanovamarina82@rambler. ru

REALIZATION OF A MODEL OF FORMATION OF PUPIL READINESS TO PROFILE SELF-DETERMINATION

Abstract. The paper provides the experience in the experimental activity directed to formation of readiness of pupils to profile self-determination. The basic results obtained during experimental activity are shown.

Keywords: profile self-determination, readiness of pupils for profile self-determination.

В связи с введением профильного обучения в общеобразовательных школах, актуализировались вопросы подготовки учащихся к профильному самоопределению [1, 2]. С этой целью, предполагая один из возможных вариантов формирования готовности учащихся к профильному самоопределению, нами была сконструирована модель (рис. 1). Мы исходили из необходимости отражения в ней основных структурных компонентов процесса: цели, задач, принципов, форм, методов, средств и результата - взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство. По своему типу модель является структурно-функциональной, так как она отражает внутреннюю организацию процесса. Структурными элементами модели являются следующие взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, технологический и результативный.

Согласно модели, схема процесса подготовки школьников к профильному самоопределению - представлена в виде ряда последовательных этапов: мотивационного, познавательного и диагностического.

Цель первого - мотивационного этапа формирования готовности к профильному самоопределению заключалась в формировании положительной мотивации овладения знаниями, необходимыми для профильного самоопределения. На этом этапе реализованы следующие задачи:

- информирование учащихся о необходимости, важности и значимости профессионального самоопределения в целом и профильного самоопределения в частности;

- раскрытие сущности процесса профильного самоопределения как этапа профессионального самоопределения.

Второй этап - познавательный, целью которого является освоение и систематизация знаний, умений и навыков, необходимых для профильного самоопределения. Познавательный этап призван решить следующие задачи:

- осуществление процесса самодиагностики учащихся;

- знакомство со способами получения профильного и профессионального образования;

- получение информации о мире профессий;

- знакомство с понятийным аппаратом процесса профильного самоопределения;

- рассмотрения вариантов использования полученных знаний на практике.

Целью третьего - диагностического этапа - являлось определение уровня сформированной готовности учащихся к профильному самоопределению.

Задачами диагностирующего этапа были следующие:

- проведение диагностических процедур;

- стимулирование учащихся к самостоятельному овладению знаниями в области профильного и профессионального самоопределения.

ЦЕЛЕВОЙ блок

Цель: формирование готовности учащихся к профильному самоопределению

Задачи

1. Формирование мотивации и ценностного отношения к продолжению 2. Создание целостного представления о себе, о профильном обучении и мире профессий 3. Развитие умений и навыков применения полученных знаний на практике 4. Способствование развитию рефлексии и оценки собственной

г

содержательный блок

Принципы

Сознательности и активности

Преемственности

Дифференциации и индивидуализации

Систематичности и последовательности

Связи обучения с жизнью и практикой

Компоненты

Мотивационно-

ценностный

Когнитивный

Операциональный

Оценочно-

рефлексивный

Содержание образования

Программное

В непрограммное

Ж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Этапы: 1. Мотивационный 2. Познавательный 3. Диагностический

Формы Методы Средства

Урочная Стимулирования и мотивации деятельности Материальные

Организации деятельности и формирования опыта |

Внеурочная

Формирования знаний Идеальные

Стимулирования самооценки и рефлексии ^ ^

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Результат: готовность учащихся к профильному самоопределению

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования готовности учащихся к профильному

самоопределению

I. Мотивационный этап предназначен для формирования мотивационной готовности - настроя, актуализации и приспособления возможностей учащихся для овладения знаниями, умениями и навыками. Возникновение и формирование состояния готовности определяется пониманием задач предлагаемой деятельности, осознанием ответственности, желанием добиться успеха не только при обучении в школе, а также и в дальнейшей профессиональной деятельности. При формировании положительной мотивации к осуществлению профильного самоопределения главная педагогическая задача состоит в том, чтобы перевести внешнее стимулирование в появление внутренних мотивов к самоопределению в отношении профиля обучения, а в дальнейшем и самоопределении в выборе профессии.

На этом этапе при проведении первого занятия с учащимися необходимо провести беседу для мотивации на самоопределение, на выбор профессии. Таким образом, ставится целевая установка на весь период обучения. Это позволит организовать целенаправленную и осознанную работу по усвоению основных содержательных компонентов готовности к профильному самоопределению, решения поставленных задач. В дальнейшем учитель постоянно возвращается к этим вопросам, подчеркивая важность и необходимость приобретаемых знаний, умений и навыков для достижения поставленной цели.

II. Познавательный этап является наиболее продолжительным по сравнению с мотивационным и диагностическим, так как именно в этот период происходит усвоение основного объема содержания образования.

Достижению цели познавательного этапа способствует использование комплекса наиболее приемлемых, на наш взгляд, методов: беседа, выполнение самостоятельных заданий, диагностика, диалог, объяснение, рассказ, игровые ситуации, упражнения. Помимо теоретического материала, предлагаемого на данном этапе обучения, школьники выполняли диагностические процедуры для выявления своих индивидуальных особенностей, знание которых помогает школьникам в осуществлении профильного самоопределения. После подобной работы с учащимися необходимо проводить индивидуальные консультации, связанные с разъяснением полученных результатов и формулированием соответствующих рекомендаций, поскольку, как показывает практика проведения подобной работы, полученные результаты анкет, опросников, тестов и т. д. вызывают неоднозначное понимание и трактовку учащимися.

Обучение на познавательном этапе организовано в следующих формах: тематический урок, выставки, игры, конкурсы, классные часы, консультации, кружки, родительские собрания, сотрудничество с организациями, экскурсии. В курсе обучения предполагается организация различных типов уроков как в традиционной форме (уроки ознакомления с новым материалом, закрепления знаний, обобщающего, комбинированного и так далее), так и с использованием нестандартных уроков (урок-игра,

уроки-конференции). Выбор типа урока обусловлен характером изучаемого материала, индивидуальными особенностями учащихся и всего класса.

Система уроков дополняется рядом разнообразных форм организации обучения: игры, выставки, конкурсы, классные часы, консультации, кружки, родительские собрания, сотрудничество с организациями, экскурсии.

Особое место среди форм обучения отводится экскурсиям в образовательные учреждения и предприятия. Организация и проведение экскурсий в полной мере способствуют реализации принципа «связи обучения с жизнью и практикой». На посещенных предприятиях учащиеся получили новую информацию: познакомились с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями, задействованными на конкретном предприятии.

В рамках экскурсий осуществлялось сотрудничество с организациями («МУК Городская молодежная библиотека», «Алтайская краевая универсальная библиотека им. В. Я. Шишкова», организация «Будущее Алтая», «Алтайский Краевой центр профориентации», «Городской центр занятости населения»).

Наряду с урочной и внеурочной формами организации обучения была осуществлена учебно-исследовательская деятельность учащихся. Данная деятельность школьников в целом должна соответствовать всем основным требованиям, предъявляемым для любого уровня научного исследования (курсовой, дипломной работы студента или диссертации аспиранта). Однако ее реализация в рамках общеобразовательной школы имеет свою специфику, поскольку подобное исследование решает не только научные-познавательные задачи, но и специфические - учебные и воспитательные. Главным в этом процессе является педагогический аспект. Учащиеся впервые сталкиваются с подобного рода деятельностью и поэтому должны освоить методику проведения исследовательской работы. Ученику необходима постоянная помощь со стороны руководителя, который должен помочь организовать, провести исследование, оформить его в соответствии со всеми требованиями и представить полученный результат.

Чтобы вовлечь школьников в творческую деятельность, нужно, в первую очередь, предложить им интересные темы исследовательской работы. Объектом исследования может стать конкретная профессия, личность профессионала, труд как ценность или как деятельность, процесс самоопределения и так далее. К тематике ученических исследований предъявляются определенные требования. Тема исследования должна иметь важное образовательно-воспитательное значение: быть тесно связанной с программой школьного образовательного курса, способствовать глубокому пониманию общих закономерностей профессионального самоопределения, быть обеспеченной необходимым количеством разнообразных источников.

В процессе обучения на уроках педагогу следует использовать разнообразный арсенал педагогических форм взаимодействия с учащимися: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная и так далее. Выбор формы следует осуществлять в соответствии с образовательными задачами. Так, фронтальная работа применяется, когда педагог опрашивает учащихся. Обращаясь к отдельному ученику, педагог учитывает весь класс, учитывая также значение ответа ученика для всего класса, для дальнейшего взаимодействия с ним.

Индивидуальная работа школьников основана на устных или письменных инструкциях, полученных ранее, и учащиеся работают самостоятельно.

Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность, которая отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. Сотрудничество участников в выработке единой идеи осуществляется при решении разнообразных проблемных задач. Сотрудничество происходит по следующему алгоритму:

1. В ответ на созданную педагогом проблемную ситуацию (задание) происходит мыслительная деятельность, и возникает вариант решения проблемы.

2. В процессе коллективной учебной деятельности в парах или группах, когда все учащиеся являются активными участниками процесса учения, осуществляется процесс коммуникации.

3. Выход на коллективный диалог (полилог) предполагает защиту интеллектуального продукта.

4. Осуществляется контроль совместной деятельности.

Преимущества группового способа обучения заключаются в следующем:

- осуществляется процесс общения;

- развивается умение слушать и слышать, способность понимать и принимать точку зрения другого и разрешать конфликтную ситуацию;

- совершенствуется навык совместной работы для достижения общей цели;

- воспитывается самоуважение и ценность взаимопомощи;

- создается оптимальная обстановка для продуктивной учебной деятельности;

- процесс познания нового становится мотивационно-обоснованным, а не стимулированным со стороны преподавателя;

- учебный процесс направлен не только на передачу информации, но и на активное овладение новыми знаниями и в дальнейшем на самообучение и саморазвитие.

Работа в группах развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантность.

III завершающий - диагностирующий- этап формирования готовности школьников к профильному самоопределению-организован в девятом классе. На двух завершающих уроках учащимся предлагался диагностический инструментарий, что был использован на мотивационном этапе.

Апробация разработанной модели осуществлялась на базе общеобразовательных школ г. Барнаула: № 48 (экспериментальная группа) и № 60 (контрольная группа). В эксперименте приняли участие 110 учащихся. При сравнении двух выборок по всем показателям с использованием критерия Х 2 в начале и в конце опытноэкспериментальной работы нами была выдвинута нулевая гипотеза об однородности сравниваемых групп [3]. Полученные результаты позволяют утверждать, что на констатирующем этапе исследования сравниваемые группы были однородны (Х2 критич> Х2 эксперт.). Итоги, полученные при сравнении двух выборок на контрольном этапе эксперимента, позволяют отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную о том, что группы не однородны (Х2 критич< Х эксперим.).

В работе проведен поэлементный анализ соответствующих критериев и показателей готовности школьников к профильному самоопределению. Для выявления целостной динамики сформированности готовности школьников к профильному самоопределению испытуемых в контрольной и экспериментальной группах были введены интегральные уровневые характеристики, которые позволили нам осуществить перераспределение полученных измерений по уровням и обобщить результаты исследования, представленные на рисунке.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что количество учащихся с высоким уровнем готовности к профильному самоопределению в экспериментальной группе (31,3%) превышает количество учащихся контрольной группы (57,1%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество испытуемых экспериментальной группы со средним уровнем готовности (39,3%) оказалось ниже количества испытуемых контрольной группы (42,3%).

В результате опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе уменьшилось количество школьников с низким уровнем готовности к профильному

самоопределению (3,6%), количество школьников контрольной группы с низким уровнем готовности составляет 24,1%.

□ Контрольная группа

■ Экспериментальная группа

Низкий

Средний Уровни готовности учащихся к профильному самоопределению

Рис 2. Итоговые результаты формирования готовности учащихся к профильному самоопределению

Полученные результаты были обработаны и систематизированы. В зависимости от полученных итогов работы все учащиеся класса распределялись по трем уровням сформированной готовности к профильному самоопределению: высокому, среднему и низкому. Выделенные уровни позволили нам выявить истинную ситуацию готовности учеников основной школы к профильному самоопределению и осуществить дальнейшую работу.

После получения результатов с учащимися, у которых выявлен низкий уровень готовности к профильному самоопределению, необходимо проводить коррекционную работу, содержание которой обусловлено недостаточной сформированностью какого-либо структурного компонента готовности. Эти занятия проводятся в режиме индивидуального сотрудничества, их содержание определяется потребностями каждого учащегося, после чего необходимо провести очередную повторную диагностическую процедуру с этой группой учащихся для определения динамики.

Построенная таким образом работа позволяет:

- организовать целенаправленную работу по подготовке школьников к профильному самоопределению;

- дать объективную оценку результатам подготовки учащихся к профильному самоопределению.

Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о более успешном формировании готовности учащихся к профильному самоопределению экспериментальной группы. Достижение позитивных результатов мы связываем с тем, что была внедрена структурно-функциональная модель, которая позволила оптимизировать процесс подготовки школьников к профильному самоопределению.

Примечания:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р // Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С. 236-282.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования России от 18.07.2002.№ 2783 // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С. 13-33.

3. Шаповалов А.А. Аз и Буки педагогической науки: введение в педагогическое исследование. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 123 с.

1. The concept of modernisation of a Russian education for the period till 2010: the order of the Government of the Russian Federation of 12/29/2001 No.1756-r [Text] // Russian education modernization: documents and materials. - M., 2002. - P. 236-282.

2. The concept of profile training at the senior step of the general education: the order of Minobrazovaniya of Russia of 18.07.2002. No. 2783 [Text] // Official documents in education. M.: -2002. - No.27. - P. 13-33.

3. Shapovalov A.A. Az and Buki of a pedagogical science: introduction in pedagogical research. [Text] / A.A.Shapovalov. - Barnaul: BGPU Publishing House, 2002. - 123 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.