Научная статья на тему 'Выбор профильного обучения как фактор профессионального самоопределения старшеклассников'

Выбор профильного обучения как фактор профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ADVANCED LEARNING / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко Ирина Анатольевна

В статье обоснована актуальность профильного обучения старшеклассников. В ней говорится о важности разработки процесса выбора профильного обучения. Приведены результаты исследования, в которых показано, что учащиеся профильных классов более адекватны в выборе будущей профессиональной деятельности, чем учащиеся общеобразовательных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Choice of Advanced Learning Courses as a Factor of Professional Self-Determination of High School Students

The article validates topicality of choosing advanced learning courses by high school students. The importance of designing the process of learning course choice-making is discussed. Research data are presented to demonstrate that students attending advanced courses of their choice are more adequate in choosing their future profession in comparison with the students attending general curriculum courses

Текст научной работы на тему «Выбор профильного обучения как фактор профессионального самоопределения старшеклассников»

УДК 37.047 ББК Ч421.052.6

Радченко Ирина Анатольевна

аспирант

кафедра психологии профессионального развития институт психологии Российский государственный профессионально-педагогический

университет г. Екатеринбург Radchenko Irina Anatolievna Post-graduate Chair of Professional Development Psychology Institute of Psychology Russian State Professional Peadgogical University Yekaterinburg

Выбор профильного обучения как фактор профессионального самоопределения старшеклассников The Choice of Advanced Learning Courses as a Factor of Professional Self-Determination of High School Students

В статье обоснована актуальность профильного обучения старшеклассников. В ней говорится о важности разработки процесса выбора профильного обучения. Приведены результаты исследования, в которых показано, что учащиеся профильных классов более адекватны в выборе будущей профессиональной деятельности, чем учащиеся общеобразовательных классов.

The article validates topicality of choosing advanced learning courses by high school students. The importance of designing the process of learning course choice-making is discussed. Research data are presented to demonstrate that students attending advanced courses of their choice are more adequate in choosing their future profession in comparison with the students attending general curriculum courses.

Ключевые слова: профильное обучение, профессиональное

самоопределение.

Key words: advanced learning, professional self-determination.

В настоящее время существует несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. В связи с этим встает перед школой задача подготовить выпускника, обладающего качествами, которые позволят ему адекватно, разумно подходить к любым изменениям.

Непрерывное образование для каждого человека - условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий. Одним из

важнейших факторов эффективного построения системы непрерывного образования является обеспечение преемственности ее ступеней. Особенно важно решение этой проблемы на стыке общего и высшего профессионального образования. Это определяет необходимость дальнейших исследований в области условий и средств реализации преемственности между школьным и вузовским обучением. Особую актуальность и перспективность этим исследованиям придает введение профильного обучения на старшей ступени школы.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в конкретной предметной области.

Актуальность заявленной темы связана, прежде всего, с тем, что сложившаяся школьная система не решает многие проблемы профильного обучения: пока нет достаточного научного обоснования определенного и готового к реализации содержания профильного обучения, не определен эталонный и просто необходимый уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования. Все связанное с профильным обучением находится сегодня в стадии становления. Идет целенаправленное накопление эмпирического опыта. Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. Дальнейшая разработка данной темы даст возможность создать соответствующие условия для реализации способностей учащихся.

Задачами эмпирического исследования являются: 1) отбор методик диагностики профессиональной направленности; 2) организация и проведение

эмпирического исследования; 3) обработка полученных данных; 4) анализ полученных результатов; 5)оформление выводов.

Экспериментальное исследование было организовано на базе средних общеобразовательных школ №165 и №43 г. Екатеринбург. В эксперименте приняли участие учащиеся 11-х классов - два профильных класса школы №165 и один общеобразовательный класс школы №43.

Всего было задействовано 76 школьников:

- группа А (физико-математический класс) - 24 человека, из них 18 юношей и 6 девушек;

- группа В (историко-правовой класс) - 26 человек, из них 11 юношей и 15 девушек;

- группа С (общеобразовательный класс) - 26 человек, из них 16 юношей и 10 девушек.

Обработка эмпирических данных и описание полученных результатов: на основании результатов, полученных в ходе исследования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потёмкина) построена таблица 1.

Таблица 1

Ориентация Испытуемые ^критерий Стьюдента

Г руппа А Г руппа В Г руппа С А-В А-С В-С

на процесс деятельности 5,71 5,96 5,73 0,21 0,02 0,19

на результат деятельности 6,00 6,73 6,69 0,65 0,62 0,03

Исходя из полученных результатов, мы видим, что различий между исследуемыми группами в ориентациях на процесс и результат деятельности -нет. Действительно, эти характеристики в большей степени относятся к личностным особенностям человека, нежели являются результатом специфики обучения (профильного или непрофильного), соответственно, статистических различий между показателями выборок так же нет (1эмп. < ^р).

На основании результатов, полученных по методике Н.С. Пряжникова «Ваша будущая профессия» можно сделать следующие выводы: у учащихся

профильных классов - группы А и В - степень адекватности представления о будущей профессиональной деятельности более сформирована (коэффициент

0,72 и 0,70 соответственно), нежели у учащихся общеобразовательного класса -группа С (коэффициент 0,35).

Это свидетельствует о том, что учащиеся профильных классов имеют более чёткое представление о своей будущей профессии - по предмету труда, целям, орудиям, системам и пр. У учащихся общеобразовательного класса картина будущей профессиональной жизни представляется нечёткой, предпочтительные выборы несогласованны, школьники этой группы, по-видимому, не всегда ясно представляют картину своей будущей профессиональной деятельности.

Действительно, школьники, обучающиеся в системе профильного обучения ориентированы на получение знаний и формирование представлений о своей будущей профессиональной деятельности - какие знания, умения и навыки должны быть сформированы, в чём заключается специфика будущей профессии, какие особенности и условия труда ей присущи. В системе получения общего среднего образования (без профилизации) учащиеся получают базовые стандартизированные знания, зачастую без учёта индивидуальных склонностей и способностей. Соответственно, «примерить» на себя будущую профессию школьник не имеет возможности и, выбирая будущую профессию, ориентируется не на первоочередные, на второстепенные факторы: престижность, статусность, возможность иметь высокие доходы и т.п.

Для выявления статистической достоверности различий в показателях групп был применён 1-критерий Стьюдента, при помощи которого были выявлены статистически достоверные различия между группами А - С (1эмп. = 7,48; 1ЭМП. > 10,001) и группами В - С (1эмп. = 5,49; 1эмп. > 10,001); между группами А -В различия установить не удалось (1эмп. = 1,16; 1эмп. < 10,05).

Соответственно, можно сделать вывод о том, что на адекватность представления о будущей профессиональной деятельности старшеклассников система профильного обучения действительно оказывает влияние, по-

видимому, здесь имеют значение и базовые образовательные компоненты, и мотивационная направленность старшеклассников на определённый профиль.

На основании результатов, полученных по методике И.М. Кондакова «Диагностика профессиональных установок подростков» составлена таблица 2.

Таблица 2

Шкалы Испытуемые

Г руппа А Г руппа В Г руппа С

F1 (нерешительность в проф.выборе) 1,46 1,88 6,65

F2 (рационализм проф.выбора) 6,92 6,85 3,38

F3 (оптимизм в отношении проф.будущего) 3,92 3,62 3,23

F4 (самооценка) 6,54 6,38 3,58

F5 (зависимость в проф.выборе) 2,38 2,50 6,58

Результаты, полученные в группах А и В, практически не отличаются друг от друга, в отличие от результатов, полученных в группе С.

При детальном рассмотрении получены следующие результаты:

В группе С очень высокий показатель по шкале Б1 - нерешительность в профессиональном выборе - это свидетельствует о том, что учащиеся этой группы испытывают неуверенность относительно своего будущего профессионального выбора, у них отсутствуют чёткие представления и критерии, касающиеся профессионального развития, плохо информированы о мире профессий. В группах А и В, напротив, показатели по этой шкале -низкие, что свидетельствует о решительности и уверенности в профессиональном выборе.

Также в группе С высокий показатель по шкале Б5 - зависимость в профессиональном выборе - это свидетельствует о несамостоятельности, податливости, зависимости от других при выборе будущей профессиональной деятельности, социальной незрелости. В группах А и В показатели по этой шкале невысокие, это говорит о том, что учащиеся этих групп независимы и самостоятельны в своём профессиональном выборе, реально могут оценить

степень своих возможностей и на основании этого сделать выбор будущей профессии.

В группах А и В были получены высокие показатели по шкалам Б2 -рационализм профессионального выбора и Б4 - самооценка. В группе С, напротив, по этим двум шкалам показатели невысокие. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учащиеся групп А и В при выборе будущей профессиональной деятельности проявляют такие качества как основательность, рационализм, рассудочность; их отличает способность действовать по плану, после обстоятельных рассуждений, неимпульсивность, а также вера в свои силы и способности, упорство, готовность к преодолению трудностей. Учащиеся группы С, согласно результатам исследования, чаще, при выборе будущей профессиональной деятельности, проявляли такие качества как импульсивность, неосновательность, имели неудачный опыт решения жизненных задач.

Что касается шкалы Б3 - оптимизм в отношении профессионального будущего - то здесь мы не можем говорить о различиях в межгрупповых результатах. Причём сами показатели находятся в области средних значений, это свидетельствует о том, что, с одной стороны, старшеклассники склонны идеализировать свою будущую жизнь, верить в свой успех, а с другой стороны

- испытывают некий страх, дискомфорт, очевидно связанный с тем, что выбор будущей профессии придётся им сделать уже очень скоро.

Результаты проведённой математической обработки данных при помощи 1-критерия Стьюдента выявили статистически достоверные различия в показателях групп:

Таблица 3

Г руппы Шкала F1 Шкала F2 Шкала F4 Шкала F5

В-С 1 = 3 74- 1эмп. 3,7 4-1эмп. > 10,001 1 = 2 94- чэмп. 2,94; 10.01 < 1эмп. < 40.001 1 = 2 34- юмп. 2,34; 10,05 < 1эмп. < 10,01 1 = 3 35- 1эмп. 3,3 510,01 < 1эмп. < 10,001

А-С ^-эмп. 4,06; 1эмп. 3,06, эм 1 3- 3,

^эмп. > ^0,001 0, 01 Л э Л 0, 0 5 Л э ' Л 0, 01 01 ,0 0, V V ,01 0,

^0,001

Между группами А - В ни по одной шкале значимых различий установить не удалось, полученные результаты лежат в области 1эмп. < 1о,о5- По шкале Б3 между группами А-В-С различий не выявлено.

Это может свидетельствовать о том, что полученные различия в показателях групп в большей степени связанны с внутренней готовностью учащихся профильных классов к профессиональному выбору и неуверенностью в своём профессиональном будущем учащихся общеобразовательного класса.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у учащихся профильных классов выбор будущей профессиональной деятельности более адекватен и лучше сформирован, чем у учащихся обычных классов.

В заключение, исходя их всего выше сказанного, хочется сделать несколько выводов:

1. В ориентациях учащихся на процесс и результат деятельности различий, в зависимости от специфики обучения в классе, - нет.

2. У учащихся профильных классов степень адекватности представления о будущей профессиональной деятельности более сформирована, чем у учащихся общеобразовательного класса. Были выявлены статистически достоверные различия между показателем степени адекватности учащихся профильных классов (физико-математического и историко-правового) и учащихся общеобразовательного класса; различий между учащимися физикоматематического и историко-правового классов выявлено не было, что может свидетельствовать о том, что профилизация школьников влияет на формирование представлений о будущей профессии (в рамках того профиля, по которому дети обучаются).

3. Диагностика профессиональных установок показала, что у учащихся профильных классов более зрелое, адекватное представление относительно будущей профессиональной деятельности, чего нельзя сказать об учащихся общеобразовательного класса. Были статистически подтверждены результаты,

показывающие, что учащиеся профильных классов более решительны в профессиональном выборе, рациональны, имеют высокую самооценку относительно профессионального выбора, проявляют относительную независимость в профессиональном выборе, нежели учащиеся общеобразовательного класса.

4. Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что учащиеся профильных классов более адекватны в выборе будущей профессиональной деятельности, чем учащиеся общеобразовательных классов.

Практически полученные результаты исследования можно внедрить в процесс выбора профильного обучения, а также полученные данные можно использовать в профориентационной работе.

Библиографический список

1. Артюхова И.С. Как выбрать профиль обучения [Текст] / И.С. Артюхова // Биология в школе. - 2005. - №6.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов н/Д, 1996.

3. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения [Текст] / Г.П. Логинова //Психологическая наука и образование. - 2003. - №3.

4. Черемных М.П. Профильное обучение старшеклассников на основе индивидуальных планов [Текст] / М.П. Черемных // Практика административной работы в школе. - 2005. - №5.

5. Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст] / С.Н. Чистяков [и др.] //Школьные технологии. - 2002. - №1.

Bibliography

1. Artyukhova, I.S. How to Choose a Studying Profile [Text] / I.S. Artyukhova // Biology at School. - 2005. - № 6.

2. Cheremnykh, M.P. Profile Education of Senior School Students on the Basis of Individual Plans [Text] / M.P. Cheremnykh / Experience of Administrative work at School. - 2005. - № 5.

3. Chistyakov, S.N. Profile Education and New Methods of Training [Text] / S.N. Chistyakov [and others] // School Technologies. - 2002. - № 1.

4. Klimov, E.A. Psychology of Professional Self-Determination [Text] / E.A. Klimov. -Rostov-on-Don, 1996.

5. Loginova, G.P. Psychological Aspects of Profile Education [Text] / G.P. Loginova // Psychological Science and Education. - 2003. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.