Научная статья на тему 'Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения'

Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TUTOR ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА / PROFILE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна

Чтобы сделать процесс формирования профессионального самоопределения педагогически организованным, автор предлагает ввести в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор. В статье представлена модель тьюторской деятельности, определены ее сущность, цели, функции, структура и содержание в условиях профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE TUTOR ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE PROFILE SCHOOLING

To make the process of forming a professional selforganized pedagogically, the author proposes to introduce a tutor as a subject of teaching activities into the educational process. The model of the tutor activity is revealed in the article: its characteristics, objectives, functions, structure and contents of the tutor activity in the conditions of the profile schooling are described.

Текст научной работы на тему «Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения»

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

THE MODEL OF THE TUTOR ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE PROFILE SCHOOLING

Е. А. Челнокова

Чтобы сделать процесс формирования профессионального самоопределения педагогически организованным, автор предлагает ввести в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор. В статье представлена модель тьюторской деятельности, определены ее сущность, цели, функции, структура и содержание в условиях профильного обучения.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность, профессиональное самоопределение, профильная школа.

E. A. Tchelnokova

To make the process of forming a professional self-organized pedagogically, the author proposes to introduce a tutor as a subject of teaching activities into the educational process. The model of the tutor activity is revealed in the article: its characteristics, objectives, functions, structure and contents of the tutor activity in the conditions of the profile schooling are described.

Keywords: tutor, tutor activity, professional self-determination, profile school.

Современный этап модернизации российского образования требует современных подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к инновационному образованию, к идеям индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторская деятельность становится ведущей педагогической технологией XXI в. [1].

Актуальность исследования проблемы тьюторской деятельности обусловлена следующими противоречиями:

- между необходимостью создания и внедрения тьюторской деятельности в условиях профильного обучения и недостаточной ее теоретической разработанностью;

- между возрастающей ролью раннего профессионального самоопределения школьников и поиском путей профориентационной работы в условиях профильного обучения;

- между объективной потребностью моделирования системы тьюторской деятельности и недостаточной разработанностью технологии реализации данной системы в условиях профильного обучения.

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показал, что несмотря на имеющиеся работы, раскрывающие теоретические и практические аспекты развития педагогической деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в определении содержания собственного образования, профессионального самоопределения в условиях профильного обучения, ее особенности, структура, организационные условия изучены недостаточно.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Под-

ростковый период - особый период в формировании личности. Формируется способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию. Процесс освоения сферы общественного опыта накладывается на этап обучения в основной школе и завершается необходимостью сделать выбор в направлении своего профессионального становления.

Профильная школа должна в максимальной степени способствовать выявлению и развитию способностей учащихся, их личностному и профессиональному самоопределению, обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования, что подтверждается «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» [2].

Процесс формирования профессионального самоопределения не является естественным, стихийным процессом. Очевидно, что он должен быть педагогически организован и обеспечен. Это может быть достигнуто введением в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор.

В ходе исследования выявлено, что тьютор - понятие, являющееся англицизмом в русском языке и в терминологическом аппарате педагогической науки. Тьютор -англ. tutor - педагог-наставник, преподаватель-консультант, домашний учитель, репетитор, дающий частные уроки, школьный наставник. Этимология этого слова (лат. tu-eor 'заботиться, оберегать') связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж» [3].

Исследование тьюторской деятельности позволило нам выявить как общие черты, так и отличия, обусловленные различиями в исторических и организационно-педагогических контекстах, во многом определяющих со-

Ф

держание тьюторской деятельности. При анализе зарубежного опыта выяснено, что в Англии тьюторское сопровождение признано ключевым методом университетского образования и ценнейшим средством профессионального руководства студентами. В Британии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу по прибытии его в школу и ведет вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение.

В исследовании нами разработана модель тьютор-ской деятельности педагога в условиях профильного обучения (см. рисунок).

Целью тьюторской деятельности педагога в условиях профильного обучения является профессиональное самоопределение и определение индивидуальных образовательных траекторий выпускниками основной школы общеобразовательных учреждений.

Анализ положений современной образовательной парадигмы, представленных в работах В. И. Байденко, Б. С. Гершунского, М. В. Кларина, В. В. Краевского, М. М. Поташника, Н. А. Селезневой, Г. Б. Скок и др., позволил сформулировать следующие наиболее существенные принципы моделирования тьюторской деятельности: системности (обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных подсистем); индивидуализации (предполагает всесторонний учет способностей и уровня развития каждого учащегося); гуманизации (направлен на признание человека высшей ценностью, ориентацию на взаимное доверие, взаимодействие и уважение).

Модель тьюторской деятельности включает в себя аналитико-диагностическую, организационно-методическую, профессионально-информационную, консультативно-практическую подсистемы и обеспечивает активное отношение учащихся к выбору профессии, соответствующей интересам, способностям, потребностям личности.

Аналитико-диагностическая подсистема направлена на диагностику индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профессиональных интересов и склонностей, мотивов выбора, мониторинг профессионального самоопределения учащихся.

Организационно-методическая подсистема предполагает разработку учебно-методического обеспечения профильного обучения, определение содержания, методов и средств тьюторской деятельности; организацию и реализацию тьюторской деятельности; организацию профильного обучения; координацию деятельности субъектов тьюторской деятельности.

Профессионально-информационная подсистема включает в себя изучение курса «Введение в профессиональное образовательное пространство» и направлена на ознакомление учащихся с основами выбора профессии; с возможностями получения образования по избранной профессиональной деятельности, на самопознание учащимися своих склонностей, способностей; развитие умений целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности учащегося.

Консультативно-практическая подсистема предполагает взаимодействие тьютора с различными группами учащихся, включающее консультирование учащихся по вопросам профильного обучения, профессионального самоопределения, построения индивидуальной образовательной траектории.

Тьюторская деятельность базируется на идеях гуманистического, личностно ориентированного и системного подходов и включает следующие этапы:

- подготовительный (диагностика интересов, потребностей, способностей учащихся и разработка учебно-методического обеспечения);

- начальный (получение учащимися под руководством тьютора профессионально интересующей информации);

- основной (осуществление консультационно-практической деятельности по профессиональному самоопределению и разработка индивидуальной образовательной траектории);

- рефлексивный (самооценка учащимися своей образовательной деятельности, обсуждение образовательных целей и перспектив учащихся).

В ходе исследования нами выделены следующие функции тьютора:

- методическая - учебно-методическое сопровождение профильного обучения;

- контрольно-диагностическая - мониторинг планов учащихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности к профессиональному самоопределению; выявление и анализ проблем, возникающих при профессиональном самоопределении учащихся, разработка способов их разрешения;

- учебная - осуществление профильного обучения;

- проектировочная - конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся проблем и разработка средств и процедур тьюторской деятельности по профессиональному самоопределению учащихся;

- консультационная - оказание помощи учащимся в осознании своих образовательных и профессиональных перспектив, в осуществлении профессионального самоопределения учащихся в образовательном пространстве и поддержку учащихся при решении возникающих затруднений и проблем;

- организаторская - вовлечение учащихся в познавательную и профессиональную деятельность, сотрудничество с ними в достижении намеченной цели; создание условий для профессионального самоопределения и осуществления профессионального выбора;

- аналитическая - анализ и коррекция процесса и результатов профессионального самоопределения учащихся, организация системы педагогической помощи и поддержки;

- маркетинговая - исследование рынка образовательных услуг для максимального удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг;

Ф

Тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения

I

ЦЕЛИ

Профессиональное самоопределение учащихся, определение индивидуальной образовательной траектории

КОМПОНЕНТЫ

2

Я

Ьй

X

^

О

I

ПОДСИСТЕМЫ 1

Т

ЭТАПЫ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

f

т

т

т

РЕЗУЛЬТАТ

1 г 1

диагностически-целевой организационно-координационный учебно-методический консультативно-практический

1 1 1

аналитико-диагностическая организационно -методическая профессионально-информационная консультативно-практическая

Л

х

а а

X X а. X

ф

подготовительный начальный основной рефлексивный

диагностика получение осуществление самооценка

интересов, учащимися под консультативно- учащимися своей

потребностей, руководством практической образовательной

способностей тьютора деятельности деятельности,

учащихся О- профессионально по профессио- обсуждение

и разработка интересующей нальному образовательных

учебно- информации самоопределению целей

методического и разработке и перспектив

обеспечения индивидуальной учащихся

образовательной

траектории

1

Готовность учащихся к профессиональному самоопределению,

построение индивидуальной образовательной траектории

Рис. Модель тьюторской деятельности педагога в условиях профильного обучения

- мотивационная - развитие потребностей учащихся в самообразовании и саморазвитии;

- рефлексивная - организация осознания самообразовательной деятельности в процессе профессионального самоопределения.

Тьюторская деятельность педагога рассматривается нами как совместная работа педагога и учащихся по профессиональному самоопределению, как комплекс профессионально-информационных, организационно-координационных, консультативно-практических, социально-педагогических мероприятий, проводимых для оказания помощи учащимся в осознанном выборе профессии и подготовке их к будущей профессиональной деятельности. Содержательно тьюторская деятельность включает в себя диагностически-целевой, организационно-координационный, учебно-методический, консультативно-практический компоненты. При таком понимании тьюторская деятельность обеспечивает педагогическое сопровождение профильного обучения и характеризуется сотрудничеством субъектов совместной работы, выраженном в активном стремлении к достижению общих целей и задач; разделением совмест-

ной работы на функционально связанные составляющие, ориентацию на личностные потребности и интересы учащихся.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черемных М. П. Тьютор - герой педагогики XXI века. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности в университете // Отв. ред. С. Ф. Сироткин, Д. Ю. Гребенкин. - Ижевск: Удмурдский гос. ун-т: ERGO, 2008. - С. 14.

2. Дик Ю. И., Чистякова С. Н, Сосова И. А. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // От профильной подготовки к профессиональному образованию: Сб. матер. науч.-практ. конф. работников образования. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 11-28.

3. Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009. - № 2 (6). - С. 73-81.

НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКСПЛИЦИТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

NEW PARADIGM TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN AN EXPLICIT PEDAGOGICAL SPACE OF HIGH SCHOOL

Е. С. Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваемая обучающая парадигма языкового образования отображает принцип организации учебного процесса в координатах универсального пропозиционального кода. Парадигматические репрезентации включают теоретическое и методологическое обоснование общей концептуальной схемы. Формула парадигмы построена на интроспективном способе постановки целей обучения, предполагающем верификацию их осуществимости.

E. S. Orlova

The second language acquisition paradigm reflects the principle of organizing the curriculum in terms of a universal propositional code. The paradigmatic representations involve theoretical and methodological substantiation of the general conceptual scheme. The formula of the paradigm is created with the help of an introspective way of setting learning objectives and that implies verification of their implementation.

Ключевые слова: концептуальный подход, парадигма, пропозициональная функция, пропозиция, цель обучения.

Keywords: conceptual approach, paradigm, propositional function, proposition, learning objectives.

В настоящее время иностранный язык в вузе фактически превращается из общей академической дисциплины в предмет, владение которым предопределяет дальнейшую научно-исследовательскую карьеру выпускника университета. Возрастание значимости владения иностранным языком и объясняет, по мнению многих, повыше-

ние его статуса и престижности в академической среде. В действительности факторы и причины, обусловившие пересмотр места дисциплины «иностранный язык» в университетском образовании, гораздо более многочисленны и существенны. Значение знания языков для формирования творческой личности не может определяться только глоба-

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.