Научная статья на тему 'Реализация мини-проектов учащихся во внеурочной деятельности'

Реализация мини-проектов учащихся во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИНИ-ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотовилова Ю. А.

В статье рассматривается внеурочная деятельность младших школьников в соответствии со стандартом, принципы и способы ее организации, а так же основные ориентиры организации внеурочной деятельности. Без внимания не оставлен вопрос об мини-проектах в начальной школе, рассмотрены условия организации проектной деятельности, этапы работы, механизмы взаимодействия в группах, выделены критерии оценивания мини-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация мини-проектов учащихся во внеурочной деятельности»

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1982. - С. 70.

8. Кузнецов В.И. Случайность научных открытий и закономерности развития химии // Журн. Всесоюз. хим. об-ва им. Д.И. Менделева. - 1977. -№ 6. - Т. 22. - С. 618-628.

9. Кондраков И.М. Концепция истории развития научных и технических систем // сб. научн. докл. № 14 XIV-й Ежегодной научно-практ. конф. -С. 216-226. - ISBN 5-978-5-903213-24-5.

10. Кун Т. Структура научных революций. - М., Прогресс, 1977.

РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Мотовилова Ю.А.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье рассматривается внеурочная деятельность младших школьников в соответствии со стандартом, принципы и способы ее организации, а так же основные ориентиры организации внеурочной деятельности. Без внимания не оставлен вопрос об мини-проектах в начальной школе, рассмотрены условия организации проектной деятельности, этапы работы, механизмы взаимодействия в группах, выделены критерии оценивания мини-проектов.

Ключевые слова внеурочная деятельность, мини-проект.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество [9].

Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, П.О. Афанасьев, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую актив-

* Магистрант кафедры Технологии и предпринимательства.

ность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Материалы стандарта подводят к выводу:

а) внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [2].

Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка [1].

Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:

1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут счи-

таться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов [8].

Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому в конечном итоге, стремится каждый ребенок младшего школьного возраста [5].

Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:

1. Развитие интереса к предмету.

2. Приобретение исследовательского опыта.

3. Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории.

4. Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.

5. Получение дополнительных знаний по теме.

6. Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам) [4].

Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д. [3].

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок - тем проще проект.

2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких - либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании» [6].

Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом.

1. Мотивационный.

2. Планирующий.

3. Информационно-операционный.

4. Рефлексивно-оценочный [7].

Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными:

1. Ролевое.

2. Эстафетное.

3. Диалогическое.

4. Конвейерное.

5. Через пары сменного состава.

Формы продуктов проектной деятельности:

1. Выставка.

2. Газета, журнал.

3. Модель, коллекция.

4. Игра.

5. Постановка, мини-театр.

Виды презентаций проектов:

1. Демонстрация продукта.

2. Инсценировка-диалог литературных героев.

3. Игра с классом.

4. Ролевая игра.

5. Соревнование.

Критерии оценивания мини-проекта в начальных классах должны быть просты.

1. Выполнение принятых этапов, законченность.

2. Качество изделия, его оригинальность.

3. Полнота раскрытия темы проекта.

Список литературы:

1. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - № 6.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. -М., 2010.

3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана - Граф, 2004. - 112 с.

4. Новолодская Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся к вопросу о креативных образовательных технологиях / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс ДО и После. - 2009. - № 1.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.

6. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. - 2000. -№ 4.

7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. -М., 2005.

9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2014 г. / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. - 33 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.