7. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1982. - С. 70.
8. Кузнецов В.И. Случайность научных открытий и закономерности развития химии // Журн. Всесоюз. хим. об-ва им. Д.И. Менделева. - 1977. -№ 6. - Т. 22. - С. 618-628.
9. Кондраков И.М. Концепция истории развития научных и технических систем // сб. научн. докл. № 14 XIV-й Ежегодной научно-практ. конф. -С. 216-226. - ISBN 5-978-5-903213-24-5.
10. Кун Т. Структура научных революций. - М., Прогресс, 1977.
РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Мотовилова Ю.А.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье рассматривается внеурочная деятельность младших школьников в соответствии со стандартом, принципы и способы ее организации, а так же основные ориентиры организации внеурочной деятельности. Без внимания не оставлен вопрос об мини-проектах в начальной школе, рассмотрены условия организации проектной деятельности, этапы работы, механизмы взаимодействия в группах, выделены критерии оценивания мини-проектов.
Ключевые слова внеурочная деятельность, мини-проект.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество [9].
Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, П.О. Афанасьев, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую актив-
* Магистрант кафедры Технологии и предпринимательства.
ность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Материалы стандарта подводят к выводу:
а) внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [2].
Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка [1].
Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:
1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут счи-
таться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов [8].
Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому в конечном итоге, стремится каждый ребенок младшего школьного возраста [5].
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
1. Развитие интереса к предмету.
2. Приобретение исследовательского опыта.
3. Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории.
4. Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.
5. Получение дополнительных знаний по теме.
6. Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам) [4].
Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д. [3].
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок - тем проще проект.
2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких - либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании» [6].
Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом.
1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный [7].
Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными:
1. Ролевое.
2. Эстафетное.
3. Диалогическое.
4. Конвейерное.
5. Через пары сменного состава.
Формы продуктов проектной деятельности:
1. Выставка.
2. Газета, журнал.
3. Модель, коллекция.
4. Игра.
5. Постановка, мини-театр.
Виды презентаций проектов:
1. Демонстрация продукта.
2. Инсценировка-диалог литературных героев.
3. Игра с классом.
4. Ролевая игра.
5. Соревнование.
Критерии оценивания мини-проекта в начальных классах должны быть просты.
1. Выполнение принятых этапов, законченность.
2. Качество изделия, его оригинальность.
3. Полнота раскрытия темы проекта.
Список литературы:
1. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - № 6.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. -М., 2010.
3. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. М.: Вентана - Граф, 2004. - 112 с.
4. Новолодская Е.Г. Организация проектной деятельности учащихся к вопросу о креативных образовательных технологиях / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс ДО и После. - 2009. - № 1.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.
6. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. - 2000. -№ 4.
7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. -М., 2005.
9. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2014 г. / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2014. - 33 с.