Научная статья на тему 'Реализация методики мониторинга образовательного процесса в учебных центрах территориальных органов ФСИН России'

Реализация методики мониторинга образовательного процесса в учебных центрах территориальных органов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация методики мониторинга образовательного процесса в учебных центрах территориальных органов ФСИН России»

Подполковник внутренней службы В. А. САМАРИН, начальник кафедры Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России,

кандидат исторических наук

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФСИН РОССИИ

Появление понятия мониторинга в широком смысле слова связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждается в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Существующая в последнее время потребность общества в объективной информации постоянно способствует расширению мониторинга. Это понятие используется и в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения данных в процессе проведения исследований или организации управленческого контроля (набор методик оценки состояния системы).

Использование мониторинга образовательной деятельности позволяет определить количественную оценку качества подготовки специалистов, благодаря чему имеется возможность установить рейтинг образовательных учреждений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании их руководителей.

На разных уровнях образования соответственно должны существовать различные системы мониторинга учебного про-

цесса, исследоваться разные аспекты педагогического труда. Показателем эффективности действия системы такого мониторинга в конечном счете должно стать повышение качества обучения, что возможно только при условии совершенствования образовательного процесса на основе собранной эффективными способами объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

В современных социально-экономических условиях развития России одним из важнейших направлений деятельности уголовно-испонительной системы, обеспечивающим качественное выполнение стоящих перед ней задач, является совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Масштабное реформирование УИС требует подготовки персонала новой формации, способного обеспечить функционирование системы на качественно новом уровне.

Правоохранительный характер службы, специфика деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, многофункциональность ФСИН России обусловливают набор повышенных требований не только к личностным и деловым качествам, но и к уровню профессиональной подготовленности сотрудников УИС.

В Федеральной службе исполнения наказаний осуществляется комплекс мероприя-

тий по организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, служебной и физической подготовки рядового и начальствующего состава УИС.

В настоящее время разработаны и широко внедряются в деятельность учебных заведений как среднего, так и высшего профессионального образования (в том числе и ФСИН России) различные методики мониторинга образовательного процесса. Однако по сей день отсутствует система оценки качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) ФСИН России. Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются учреждения ДПО, является отсутствие государственных требований к содержательному минимуму и уровню требований к специалистам ФСИН России для получения дополнительных квалификаций. Вследствие чего данные учебные заведения имеют серьезные затруднения как с лицензированием и аккредитацией своей деятельности, так и с созданием современной системы качества образовательного процесса.

Для того чтобы частично восполнить названные организационно-правовые пробелы в деятельности учебных центров территориальных органов ФСИН России, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России совместно с НИИ ФСИН России в 2008 году провел научно-исследовательскую работу «Методика реализации мониторинга профессионального образования сотрудников в учебных центрах территориальных органов УИС». Она осуществлялась во исполнение п. 3.11 Плана мероприятий по реализации Концепции развития кадрового обеспечения ФСИН России на период до 2011 года по поручению управления кадров ФСИН России.

Мониторинг образовательной деятельности учебных центров ФСИН России был определен исследователями как единая, независимая от органов управления образованием система аттестации и контроля качества. Формирование общей базы данных, координация действий всех уровней системы, вертикальная подотчетность - все это должно создать условия для осуществления единой политики ФСИН России в области контроля качества образования, а также повысить эффективность и качество деятельности учебных центров, обеспе-

чить условия для получения объективной информации о качестве обучения, предоставляемой образовательными учреждениями.

В 2009 году проект методики мониторинга прошел апробацию в 14 учебных центрах. С учетом замечаний и предложений, поступивших в актах апробации, была осуществлена его доработка.

Разработанный мониторинг профессионального образования сотрудников УИС в учебных центрах территориальных органов ФСИН России включает в себя два этапа. На первом из них изучается организация учебного процесса, состояние успеваемости и качество обучения слушателей непосредственно в учебных центрах УИС. На втором этапе проводится сбор информации из всех учебных центров и ее анализ.

Мониторинг образовательного процесса в учебном центре территориального органа УИС является частью единой системы мониторинга профессиональной подготовки сотрудников органов и учреждений ФСИН России, так как он позволяет не только осуществлять систематический контроль качества профессионального образования сотрудников, но и обеспечивает возможность своевременно и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс в учебном центре.

На первом этапе мониторинга образовательного процесса, осуществляемого в учебном центре территориального органа, устанавливаются:

уровень знаний, умений и навыков слушателей;

теоретический и методический уровень проведения занятий.

Уровень знаний, умений и навыков слушателей определяется путем реализации трех видов контроля: входного, текущего, итогового.

Второй этап мониторинга организации и качества профессионального образования в учебных центрах территориальных органов ФСИН России на федеральном уровне осуществляется управлением кадров ФСИН России. Он существенно отличается от мониторинга, проводимого учебными центрами, своей контролирующей и диагностической направленностью и реализуется главным образом посредством ежегодного анализа статистических данных о результатах деятельности, характе-

ризующих их работу, от которых прямо или косвенно зависит качество профессиональной подготовки сотрудников УИС в этих образовательных учреждениях.

На основе поступающих статистических данных создается единая система анализа, накопления, учета и хранения информации о деятельности учебных центров территориальных органов УИС.

В ходе данного этапа мониторинга анализируются отмеченные ниже показатели образовательного процесса.

1. Структура обучения слушателей по профессиональным образовательным программам дополнительного профессионального образования (выявляет степень реализации учебным центром функций образовательного учреждения ДпО).

2. Документально-содержательное обеспечение учебного процесса (определяет уровень обеспеченности образовательного процесса учебными программами, разработанными в установленном порядке).

3. Качественный состав педагогических кадров (отражает качественный уровень преподавательского состава учебных центров для эффективного осуществления образовательного процесса).

4. Качество обучения слушателей (характеризует степень усвоения учебного материала слушателями).

5. Состояние учебно-материальной базы (показывает степень укомплектованности учебно-материальной базы, а также ее соответствие потребностям образовательного процесса в учебном центре).

6. Информационное обеспечение учебного процесса (характеризует уровень обеспеченности образовательного процесса необходимой основной специальной литературой, возможность доступа слушателей к автоматизированным системам хранения и поиска информации, доступа к национальным и международным информационным ресурсам, а также деятельность руководства территориального органа ФСИН России и учебного центра по данному направлению работы).

Вместе с тем следует продолжить работу по совершенствованию показателей мониторинга, рассмотреть вопрос о возможности независимой оценки работы учебных центров со стороны учреждений и органов УИС, для которых они осуществляют подготовку кадров.

В целях внедрения в практическую деятельность учреждений и органов УИС результатов научно-исследовательской работы «Методика реализации мониторинга профессионального образования сотрудников в учебных центрах территориальных органов уголовно-исполнительной системы» управление кадров ФСИН России поручило институту осуществить обобщение представленной территориальными органами УИС информации по установленным формам отчетности мониторинга о деятельности учебных центров по итогам их работы. Оценка деятельности 52 учебных центров за 2009 год осуществлялась по пяти показателям мониторинга, а за 2010 год она проводилась по всем показателям. Значение каждого из них выражалось суммарным количеством баллов его составляющих оценочных критериев. Для определения конечного результата баллы по каждому показателю суммировались.

Результаты деятельности учебных центров по каждому из показателей

Первый оценочный показатель - структура обучения слушателей по профессиональным образовательным программам ДПО -в 2009 году был исключен в связи с тем, что он разрабатывался в мониторинге на перспективу реформирования системы подготовки кадров УИС и использовать его в отчетном периоде для определения степени реализации учебными центрами функций образовательных учреждений ДПО было несколько преждевременным. Проведенный анализ показал, что 50 учебных центров УИС (96 %) в 2010 году осуществляли обучение по программам повышения квалификации, а пять из них - и по программам профессиональной переподготовки. Максимальное число баллов набрали: учебные центры УФСИН России по Алтайскому краю, Орловской, Калининградской областям. Самые низкие показатели набрали: учебные центры УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, Республике Саха (Якутия), Ставропольскому краю, которые либо не осуществляли обучение слушателей по программам повышения квалификации вообще, либо количество обученных групп повышения квалификации было незначительным.

По второму показателю - документально-содержательное обеспечение учебного процесса - 48 учебных центров (92 %) имеют на 100 %

согласованные с заказчиком рабочие учебные программы по всем должностным категориям обучаемых. В 22 учебных центрах (42 %) все программы прошли рецензирование. 26 учебных центров (50 %) в полном объеме выполняют указание директора ФСИН России по распределению учебных занятий в соотношении 30 % теоретических и 70 % практических занятий в общей аудиторной нагрузке по программам повышения квалификации.

Наибольшее количество баллов по данному показателю имеют: МУЦС УФСИН России по Краснодарскому краю, учебные центры УФСИН России по республикам Башкортостан и Мордовия.

Наметилась значительная положительная динамика данного показателя в учебных центрах ГУФСИН, УФСИН России по Белгородской, Липецкой, Воронежской, Новосибирской, Тамбовской областям, Приморскому, Хабаровскому краям.

Низкие показатели сохранились в учебных центрах УФСИН России по Республике Карелия и Московской области.

По третьему показателю - качественный состав педагогических кадров - 29 учебных центров (55 %) имеют хорошие показатели стабильности педагогических коллективов и профессиональной компетенции сотрудников. В образовательном процессе 13 учебных центров (25 %) участвуют педагоги, имеющие ученые степени или обучающиеся в адъюнктурах ведомственных вузов. Устойчивые позиции второй год по данному показателю занимают учебные центры УФСИН России по республикам Бурятия и Марий Эл. Хорошие результаты, по сравнению с прошлым годом, имеет учебный центр УФСИН России по Самарской области. Самые низкие - учебные центры ГУФ-СИН, УФСИН России по Белгородской и Нижегородской областям.

Ухудшение показателей вызвано некомплектом кадрового состава, а также связано с комплектованием вакантных должностей преподавательского состава специалистами, имеющими недостаточный опыт работы в учреждениях и органах УИС.

По четвертому показателю - качество обучения слушателей - в учебных центрах в 2010 году отмечалась незначительная положительная динамика. Лучшие результаты имеют учебные центры УФСИН России

по Республике Мордовия, Московской области и г. Москве, средний балл, полученный в результате итогового контроля в данных образовательных учреждениях по всем видам обучения, составляет 4,3 балла. Низкие показатели имеют учебные центры ГУФСИН, УФСИН России по Ростовской области, Республике Дагестан, Ивановской области.

По пятому показателю - состояние учебно-материальной базы - необходимо отметить, что большинство - 46 учебных центров (88 %) -в 2010 году проводили работу, направленную на развитие и совершенствование собственной учебно-материальной базы (оснащение специализированных кабинетов, учебных полигонов и учебных мест).

Второй год занимают высокие позиции по данному показателю учебные центры ГУФСИН России по Красноярскому краю и Новосибирской области. Хорошие показатели также имеет учебный центр УФСИН России по Республике Мордовия.

Значительная положительная динамика наметилась в учебных центрах ГУФСИН, УФСИН России по Краснодарскому краю, Республике Карелия, Волгоградской, Московской, Самарской и Смоленской областям.

В то же время отсутствие общежития в трех учебных центрах (6 %) не позволяет обеспечить проживание слушателей на базе образовательных учреждений в период их обучения, а недостаточное количество учебных полигонов в 11 учебных центрах (21 %) существенно снижает возможность отработки умений и развития устойчивых практических навыков у слушателей.

Наименьшее количество баллов по данному показателю получили учебные центры УФСИН России по г. Москве, Владимирской и Рязанской областям.

По шестому показателю - информационное обеспечение учебного процесса - первые позиции по-прежнему занимает учебный центр ГУФСИН России по Республике Башкортостан. Наиболее активно в 2010 году данное направление развивалось в учебных центрах ГУФСИН, УФСИН по Кемеровской области и Республике Мордовия.

Недостаточная обеспеченность нормативной, научной и учебно-методической литературой, отсутствие возможности доступа слушателей к справочным информационно-поисковым системам отрицательно сказываются на ор-

м9

ганизации образовательного процесса и качестве подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что по совокупности всех показателей мониторинга, проведенного в 2009 году, лучших результатов достигли учебные центры ГУФСИН, УФСИН России по республикам Башкортостан, Марий Эл, Калининградской Новосибирской, Ростовской и Саратовской областям1. В 2010 году передовыми стали учебные центры ГУФСИН, УФСИН России по республикам Мордовия, Башкортостан, Марий Эл, Новосибирской и Калининградской областям.

Реализация сведений, полученных в ходе мониторинга, позволит своевременно реагировать на неблагоприятную ситуацию, складывающуюся в отдельных учебных центрах, оказывать им адресную помощь, организовывать другие мероприятия, направленные на совершенствование их работы. Все это обеспечит возможность достигнуть эффективного функционирования учебных центров ФСИН России как полноценных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.

1 О состоянии профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров уголовно-исполнительной системы в 2009 году / Письмо ФСИН России от 21.04.2010 № 10/7/5-93. С. 3. ^

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

(по материалам исследований 2009-2010 годов)

1. Социально-демографическая характеристика осужденных женщин

Анализ статистических данных за последние шесть лет выявляет выраженную тенденцию роста численности женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы: 2004 год -34 979 человек, 2005 год - 40 839 человек, 2006 год - 47 591 человек, 2007 год - 51 236 человек, 2008 год - 55 341 человек, 2009 год - 56 810 человек. Таким образом, за указанный период доля осужденных женщин возросла в 1,62 раза.

По данным исследования, проведенного в 2009 году, большинство женщин являлись гражданами Российской Федерации - 97,5 %, иностранными гражданами - 2,1 %, лицами без гражданства - 0,4 %.

По сравнению с 1999 годом увеличилась доля женщин, принадлежащих к возрастной группе 25-39 лет (с 47,3 % - в 1999 году до 57,7 % - в 2009 году). Отмечается сокращение на 7,8 % доли молодых женщин в возрасте от 18 до 24 лет (с 23,4 % - в 1999 году до 15,6 % - в 2009 году). Также за 10 лет снизилась доля женщин в возрасте 40-49 лет (с 22 % - в 1999 году до 17,4 % -в 2009 году).

Следующая тенденция, на которую хотелось бы обратить внимание, - это появление в последние годы женщин, не имеющих образования (3,6 % - в 2009 году). По данным исследований 1999 года таких женщин не было.

По признаку семейного положения и наличия социальных связей подавляющее большинство осужденных женщин (74,5 %) на момент ареста не состояли в браке, что на 11,7 % больше, чем 10 лет назад. Наблюдается тенденция к сокращению доли женщин, сумевших сохранить семью (с 19,4 % -в 1999 году до 14,9 % - в 2009 году), а также женщин, чьи семьи распались (с 17,8 % - в 1999 году до 10,6 % - в 2009 году). В то же время хочется отметить, что доля женщин, чьи семьи сохранились, превышает долю женщин, чьи семьи распались, и по сравнению с 1999 годом их соотношение выросло на 2,7 %. По результатам исследования большинство осужденных женщин поддерживали связи за пределами ИУ: с семьями - 70,1 %, с родственниками - 52,3 %, с друзьями - 26,6 % (при опросе респондент мог указать несколько вариантов ответов). Однако 4,7 % женщин вообще не поддерживают связей.

Что касается трудовой деятельности, то обозначилась тенденция снижения доли женщин, которые на момент осуждения не имели определенных занятий (70,9 % - в 1999 году, 56,5 % -в 2009 году).

Наибольшей частью среди всех занятых общественно полезной деятельностью являлись и являются женщины рабочих

[2о]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.