Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Галина Григорьевна, Плотников Александр Владимирович, Асметкина Екатерина Александровна

Выявлены социально-педагогические условия проблемного обучения как метода развития самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для реализации социально-культурных технологий в профессиональной деятельности. Исследованы теоретические основания проблемного обучения и особенности его реализации в процессе обучения бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере. Описаны цели, задачи и методика проблемного обучения как метода самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для реализации социально-культурных технологий в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Галина Григорьевна, Плотников Александр Владимирович, Асметкина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE PREPARATION OF A BACHELOR FOR ACTIVITIES IN THE SOCIO-CULTURAL SPHERE

The socio-pedagogical conditions of problem-based learning as a method of developing independent search activity of the student for the implementation of socio-cultural technologies in professional activity are revealed. The theoretical foundations of problem-based learning and the features of its implementation in the process of bachelor's degree training for activities in the socio-cultural sphere are investigated. The goals, objectives and methodology of problem-based learning as a method of independent search activity of the student for the implementation of socio-cultural technologies in professional activity are described.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»

- сопоставление особенностей поведения того или иного героя текста с наиболее характерными чертами менталитета представителей англоязычного мира;

- составление и проигрывание диалога с воображаемым деловым партнёром из Великобритании/США;

- тестовые задания по теме «Особенности менталитета представителей англоязычных стран» и др.

Разнообразие приёмов, используемых в работе с обучающимися, способствуют формированию устойчивых знаний и интереса к предмету исследования.

Выводы. Таким образом, менталитет англичан и американцев в некоторых местах очень разнится, а где-то, наоборот, имеет схожие черты. Все они дружелюбны и готовы прийти на помощь другим, но англичане сами по себе более закрыты, нежели американцы. Их патриотизм также отличается: американцы действительно гордятся тем, что они американцы, и могут спокойно об этом заявить, а вот патриотизм англичан более сдержанный, он не находит такого ярко выраженного выхода, хотя они и считают себя выше других. Правила этикета также разнятся, а их незнание может привести к разным неловким ситуациям. Так, например, Дональд Трамп во время своего визита к Королеве Елизавете II нарушил протокол: похлопал Королеву по плечу, а до этого Мишель Обама приобняла её, что тоже является нарушением, ведь согласно Протоколу, Королеву нельзя трогать. Англия также считается достаточно закрытой страной в том плане, что англичане пытаются отгородиться от Европы, в то время как Америка более открыта к другим странам. Многие особенности в правилах общения и в особенностях восприятия окружающих необходимо знать тем, кто планирует общение вживую с представителями Великобритании и США.

Особенно интересна рассмотренная тема для будущих учителей иностранного языка и филологов, которые в дальнейшем предполагают работу с носителями английского языка. Именно знание особенностей менталитета представителей той или иной нации может способствовать успешному ведению бизнеса, налаживанию международных добрососедских отношений и укреплению межкультурных связей.

Литература:

1. Американская мечта [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике: сайт. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/191171 (дата обращения: 23.10.2021).

2. Димиев, А. Классная Америка / А. Димиев. - М.: Парадигма, 2008. - 208 с.

3. Кирдяшкина, Т.А. Особенности менталитета и познавательного стиля англичан [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-mentaliteta-i-poznavatelnogo-stilya-anglichan (дата обращения: 12.02.2022).

4. Овчинников, В.В. Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах / В.В. Овчинников. - М.: АСТ, 1979. - 182 с.

5. Павловская, А.В. Англия и англичане / А.В. Павловская. - М.: ЛитРес : Самиздат, 2000. - 323 с.

6. Познер В. Одноэтажная Америка / В. Познер, Б. Кан, И. Ургант. - Москва: АСТ, 2008. - 480 с.

7. Речь 43-го президента США Джорджа Буша-младшего, 2001 год [Электронный ресурс]. - 21 января 2009. - Режим доступа: https://vz.ru/news/2022/2/12/1143325.html.

8. Сарыбеков, М.Н. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: учебное пособие / М.Н. Сарыбеков, М.К. Сыдыкназаров. - 2-е изд., доп. и перераб. - Алматы: Триумф «Т», 2008. - 504 с.

9. Словарь социолингвистических терминов / В.А. Кожемякина [и др.]; под ред. Е.М. Васильевича. - Москва: Институт языкознания РАН, 2006. - 312 с.

10. Eberhard, D.M. Ethnologue: languages of the World / D.M. Eberhard, G.F. Simons, C.D. Fennig. - Twenty-second edition. - Dallas, Texas: SIL International, 2018. - 22 р. - URL: http://www.ethnologue.com/sites/default/files/Ethnologue-22-Global%20Dataset%20Doc.pdf (date of application: 23.10.2021).

11. Shlesinger, Jr. A. M. The disuniting of America : Reflections on a Multicultural Society / A.M. Shlesinger, Jr. - New York: W.W. Norton & Company, 1998. - 208 p.

Педагогика

УДК 378 + 37.032

кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Галина Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат философских наук, доцент Плотников Александр Владимирович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); студент Асметкина Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Аннотация. Выявлены социально-педагогические условия проблемного обучения как метода развития самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для реализации социально-культурных технологий в профессиональной деятельности. Исследованы теоретические основания проблемного обучения и особенности его реализации в процессе обучения бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере. Описаны цели, задачи и методика проблемного обучения как метода самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для реализации социально-культурных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: метод обучения, проблемное обучение, исследовательские навыки, самостоятельная поисковая деятельность, деятельностный подход, социально-культурная сфера, социально-культурная деятельность.

Annotation. The socio-pedagogical conditions of problem-based learning as a method of developing independent search activity of the student for the implementation of socio-cultural technologies in professional activity are revealed. The theoretical foundations of problem-based learning and the features of its implementation in the process of bachelor's degree training for activities in the socio-cultural sphere are investigated. The goals, objectives and methodology of problem-based learning as a method of independent search activity of the student for the implementation of socio-cultural technologies in professional activity are described.

Key words: teaching method, problem-based learning, research skills, independent search activity, activity approach, socio-cultural sphere, socio-cultural activity.

Введение. Цели высшего образования как социального института, в первую очередь связаны с формированием высококвалифицированных кадров, способных принимать решения и нести ответственность за их социальные последствия, а также с воспитанием личности, способной выявлять, анализировать и решать проблемы глобального и локального характера. По мнению И.Ю. Тархановой «симптоматика кризиса обуславливает невозможность работы в рамках прежних регуляторов образовательного процесса» [6, С. 46], поэтому современная педагогическая система подготовки бакалавров для деятельности в разных сферах общества направлена на формирование личности, обладающей универсальными и профессиональными компетенциями и готовой их применять в стремительно изменяющихся условиях. Исследование социально-культурных проблем является одной из обучающих задач высшей школы в процессе подготовки бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере. Исследовательские навыки выступают базовыми компонентами профессионального становления личности и способствуют приобретению новых знаний, совершенствованию профессионального мастерства, культуры мышления, росту квалификации бакалавра в быстроменяющихся условиях современной жизни. Следовательно, создание оптимальных условий развития самостоятельной поисковой деятельности бакалавра в социально-культурной сфере является одной из образовательных задач высшей школы.

Одним из условий развития самостоятельной поисковой деятельности бакалавра в процессе обучения в вузе является использование проблемного метода обучения, который позволяет овладеть системой аналитических процедур, направленных на решение проблем социально-культурного характера, на основе анализа конкретной ситуации, разработки и реализации проектов по изменению этой ситуации [8]. Метод проблемного обучения позволяет обучающемуся не только познавать и критически перерабатывать опыт предыдущих поколений, но и овладевать современными социально-культурными технологиями, направленными на удовлетворение и развитие разнообразных потребностей человека в социально-культурной сфере.

Цель исследования - выявить социально-педагогические условия проблемного обучения как метода развития самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для реализации социально-культурных технологий в профессиональной деятельности. Для этого мы, во-первых, исследуем теоретические основания проблемного обучения и особенности его реализации в процессе обучения бакалавра к деятельности в социально-культурной сфере. Во-вторых, выявим цели и задачи проблемного обучения как метода самостоятельной поисковой деятельности обучающегося, и, наконец, опишем методику проблемного обучения для реализации бакалавром социально-культурных технологий.

Изложение основного материала статьи. Проблемы дидактики как теории образования, изучающей вопросы обучения рассматривались в трудах отечественных исследователей Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.В. Хуторского и др. Ведущая роль деятельности как источника формирования личности отражена в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Б.Д. Эльконина. Задача педагога как субъекта образовательной деятельности заключается в том, чтобы не просто транслировать информацию, но и создавать условия для того, чтобы эта информация была воспринята, сохранена в памяти и стала источником, побудителем действия другого субъекта образовательного процесса - обучающегося. Исходя из этой установки, преподавателю необходимо не только понимать и планировать условия развития обучающегося, но и осознавать и использовать те виды деятельности, которые приведут его к результату обучения. Поэтому задача педагога во время проведения занятия заключается в том, чтобы постоянно побуждать обучающегося к действию. Рассуждая на тему связности разных форм действия в образовательном пространстве, Б.Д. Эльконин утверждает: «Если я хочу сделать деятельностный подход объектом экспериментального исследования, то должен в качестве объекта экспериментирования представить построение продуктивного действия, а в качестве предмета -пробную форму организации действия» [1, С. 30]. Действие по своей природе самостоятельно и инициативно, оно совершается в момент развертывания события, то есть встречи педагога и обучающегося на определенном отрезке времени (лекция, семинар, мастер-класс и пр.) в котором происходит «переход инициативы и самостоятельности от взрослого к ребенку - возникновение собственного, своего (о-свое-нного) действия ребенка» [1, С. 23]. Следовательно, для реализации деятельностного подхода необходимо событие (встреча), цель, способ (метод) действия и результат. И воспитание у обучающегося активного отношения к процессу познания возможно реализовать, если процесс обучения будет включать в себя мотивацию на его активную самостоятельную поисковую деятельность.

В теории развития познавательной самостоятельности в высшей школе (Л.П. Аристова, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, Г.Н. Кулагина, Р.А. Низамов, И.Я. Лернер) самостоятельность рассматривается как учебная деятельность обучающегося без руководства со стороны преподавателя, с одной стороны, и как деятельность преобразовательного характера, с другой, а также как самостоятельное мышление личности, которое направлено на поиск путей решения проблем. Психологи В.А. Артемов, П.И. Иванов, С.Л. Рубинштейн и др. указывают на самостоятельность как на волевую черту характера, а также рассматривают это понятие как качество личности, которое проявляется в процессе выполнения практических и познавательных задач при минимальной помощи со стороны преподавателя. В аспекте нашего исследования мы можем предположить, что самостоятельная поисковая деятельность обучающегося проявляется в его стремлении к поисковой деятельности и умении добывать знания, используя методы познавательной и практической деятельности для достижения запланированного результата. Вместе с тем, самостоятельная поисковая деятельность обучающегося может быть репродуктивной, то есть деятельность по алгоритму или образцу, а также продуктивной, когда обучающийся самостоятельно, через волевое усилие в заданной преподавателем ситуации осуществляет поиск знаний с помощью методов и переносит эти знания в новую ситуацию [3, 9].

Рассмотрим цели и задачи проблемного обучения как метода самостоятельной поисковой деятельности. В качестве одного из условий, способствующих развитию самостоятельной поисковой деятельности бакалавра в процессе обучения в вузе, выступает использование проблемного метода обучения. Польский дидакт В. Оконь изложил основные положения проблемного обучения в своем труде «Основы проблемного обучения» и определил его как метод на основании того, что оно опирается на методы решения задач. В этом аспекте проблемное обучение раскрывается как «организация проблемных ситуаций, формулирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний [4, С. 68]. Если рассматривать метод как способ решения задачи, то в данном определении мы видим алгоритм совместных действий педагога и ученика для достижения образовательного результата. Преодолевая трудности, ученик в результате приобретает новый опыт и новые знания. Таким образом, концепция, предложенная В. Оконем, переводит деятельность ученика от копирующей, репродуктивной к самостоятельной и поисковой.

В отличие от В. Оконя, советский и российский педагог-теоретик М.И. Махмутов рассматривал проблемное обучение как целостную дидактическую систему, опирающуюся на принцип проблемности, который до этого традиционная дидактика не знала. «Проблемное обучение, в отличие от традиционного, представляет собой сложную разновидность системы управления, в которой важную роль играет учение школьника и его управление своей деятельностью. Сложность системы управления «учитель - ученик» состоит в том, что объектом управления в этой системе является не только ученик как личность, но и деятельность ученика по усвоению знаний» [2, С. 247]. А основными способами этого управления

являются методы преподавания, содержащие приемы создания проблемной ситуации, а способами активной познавательной деятельности ученика выступают их самостоятельные работы творческого и исследовательского характера, построенные также с учетом принципа проблемности усвоения содержания материала. В целом, вклад М.И. Махмутова в развитие теории проблемного обучения заключается в «подробном анализе его истоков; изучении его основ (философских, психологических, дидактических); определении его категориального аппарата; рассмотрении его видов и уровней; выявлении в нем места и роли педагога и ученика, определении места проблемного обучения среди других типов обучения, а также роли в нем проблемности; определении перспективных направлений исследований в проблемном обучении» [7, С. 137]. Таким образом, мы можем рассматривать проблемное обучение как дидактическую систему, в которой содержание, формы, методы и технологии обучения определяет целеполагание и принцип проблемности. Ключевое понятие «проблемная ситуация» выступает как взаимодействие и взаимосвязь деятельности преподавателя и обучающегося, в которой преподаватель создает систему проблемных ситуаций и управляет деятельностью обучающегося (излагая материал, подсказывая, направляя, уточняя) для достижения результата (нового знания), а обучающийся усваивает знания и способы деятельности, самостоятельно проводит анализ проблемных ситуаций, формулирует предположения, выдвигает гипотезы, обосновывает их и проверяет правильность решения. Цель проблемного обучения заключается не только в том, чтобы обучающийся усвоил знания, умения и навыки, но и в том, чтобы он в процессе самостоятельной поисковой деятельности овладел технологиями получения знаний, умений, навыков, как результата этой деятельности. В задачи проблемного обучения как метода самостоятельной поисковой деятельности бакалавра в социально-культурной сфере входит: развивать у обучающихся проблемное мышление, решать творческие задачи в процессе моделирования, формировать опыт творческой деятельности через решение практических проблем, воспитывать личность, готовую решать нестандартные проблемы.

Рассмотрим особенности методики проблемного обучения для реализации бакалавром социально-культурных технологий в профессиональной деятельности. Сущность социально-культурной деятельности заключается в организации бакалавром целеориентированного и содержательного досуга людей, а также в создании условий для самореализации личности, удовлетворении ее культурных потребностей. Социально-культурная деятельность является главным компонентом социальной деятельности, ведь она включает в себя социальный опыт личности, осознанное принятие или неприятие общественных норм в области культуры, ценностного отношения и самоопределения через призму правил и моделей поведения социума, отожествления себя с культурными образцами конкретной социальной группы. Поэтому социально-культурную деятельность можно рассматривать как педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества, управляемый обществом, с обязательным включением самого человека. Эта деятельность даёт возможность осмысления личности своего истинного места в обществе и окружающем ее мире. К педагогическим задачам социально-культурной деятельности мы относим:

- «формирование ценностных ориентаций у человека и его приобщение к богатствам культуры;

- стимулирование инициативы и активности человека в социальной сфере;

- создание условий для формирования и развития творческих способностей личности» [5, С. 155].

Если социальные технологии - это система методов и способов решения социальных проблем, то социально-культурные технологии представляют собой социальную, культурологическую, педагогическую, психологическую системы последовательных алгоритмических методологических, теоретических, организационно-управленческих и инструментальных действий, направленных на качественное изменение объекта, например конкретного социально-культурного процесса. Социально-культурные технологии как универсальный уровень социально-культурного проектирования основываются на методологическом и теоретическом осмыслении поставленной проблемы, а также совокупности средств и инструментов для ее решения. Методика и организация социально-культурной деятельности как самостоятельной сферы сформировалась на основе культурно-просветительской деятельности. К данной сфере относится деятельность библиотек, домов культур, общественных организаций, волонтерских объединений. В театрально-зрелищных, научно-просветительских учреждениях, а также учреждения физической культуры и спорта активно используют эпизодические (фестивали, тематические вечера, театрализованные представления и т.д.) и стабильные формы культурно-досуговой деятельности (клубы любителей музея и театра, клубы по спортивным интересам, киноклубы и т.д.). Театрализованное представление как эпизодическая форма социально-культурной деятельности выполняет функцию социализации личности через решение коммуникативной, эстетической, рекреативной и информационной функций. Так, информация, полученная в результате анализа социальной проблемы, касающейся приуроченного театрализованного представления к общественно-значимому событию (День Победы, День защитника Отечества, Праздник Весны и Труда и т.д.) в дальнейшем проявляется во взаимообмене и взаимопереживании с другими людьми, участниками социально-культурной деятельности.

Приведем пример использования в учебном процессе метода проблемного обучения для реализации бакалавром социально-культурных технологий. В процессе сценарно-постановочного проектирования театрализованного представления «Служить России» на этапе написания замысла, обучающийся сталкивается с проблемной ситуацией: сформулировать оригинальную идею театрализованного представления. Задание выполняется на 4 курсе, как проект выпускной квалификационной работы, поэтому уровень проблемности третий, самый высокий, который включает несколько этапов самостоятельной поисковой деятельности обучающегося: (1) анализ проблемной ситуации, (2) выявление проблемы, (3) формулировку задачи и (4) выбор оптимального решения. Уточним, что особенностью метода проблемного обучения является самостоятельный выбор и использование в процессе решения проблемной ситуации методов, способствующих достижению результата. Поэтому структура самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для решения данной проблемной ситуации может быть представлена следующим образом:

1) обучающийся осознает необходимость формулирования оригинальной идеи театрализованного представления «Служить России» (проблемная ситуация);

2) в процессе анализа известной и неизвестной ему информации, например, «событие День защитника Отечества», «тема», «факты жизни», «информационно-просветительские технологии», «художественно-зрелищные технологии», «потребности аудитории», «целевая аудитория» он выявляет их связи и отношения, обобщает информацию, классифицирует и формулирует проблему: «какая идея может пробудить у молодого поколения чувство патриотизма?»;

3) осуществляет актуализацию знаний и способов действия по сформулированной проблеме, в том числе, просматривает различные театрализованные представления на заданное событие и формулирует идеи, читает рецензии, то есть анализирует деятельность других режиссеров в похожей ситуации, задает вопросы «что сегодня актуально?», «какие истории волнуют сегодня молодежь?», «что такое "подвиг"?» и т.д. Вопросы ориентируют на поиск и анализ фактов, которых недостает для решения проблемы;

4) формулирует предположение: а что, если в основе моей идеи будет история о том, как молодые солдаты, попадут в современные горячие точки, где столкнутся с агрессией войны, и, преодолевая свои страхи, осознают свой долг перед Родиной, и смогут победить в войне?;

5) теоретически обосновывает найденное решение: «Осознание и готовность к защите своей семьи, страны, являются важнейшим фактором духовно-нравственного становления личности, патриотического воспитания, которое является основой формирования менталитета человека, его гражданственности», «Русский писатель Н.М. Карамзин писал: "России не станет тогда, когда не станет последнего патриота"», «Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные действия в отношении к окружающему, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов»;

6) уточняет формулировку идеи: «патриотическое воспитание - это пример и добровольный поступок личности»;

7) анализирует результаты. Проверяет согласование с событием и темой театрализованного представления, с документальным и художественным материалом, которые были отобраны на ранних этапах самостоятельной поисковой деятельности по решению проблемной ситуации.

Оригинальная идея является основанием для подбора социально-культурных технологий, как последовательных алгоритмических методологических, теоретических, организационно-управленческих и инструментальных действий, направленных на качественное изменение процесса сценарно-постановочного проектирования театрализованного представления. На следующих этапах перед обучающимся стоят такие проблемные ситуации, как написание истории замысла (актуальность, характеристика аудитории, личные жизненные устремления режиссера); написание идейно-тематического замысла (тема, идея, сверхзадача, конфликт); описание композиционного решения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал); описание выразительных средств (мизансцены, музыка, шумы, костюмы, персонажи); репетиции (индивидуальные, групповые, прогон); анализ по итогам сценарно-постановочного проектирования театрализованного концерта (рефлексия, обсуждение, выводы). В результате, по мере решения проблемных ситуаций, происходит не только накопление материала в форме сценарного плана, литературного сценария, а также показ театрализованного представления зрителю, но и трансформация самого обучающегося, его продвижение в волевом, умственном и творческом развитии.

Выводы. Мы выявили, что исследовательские навыки выступают базовыми компонентами профессионального становления личности и способствуют приобретению новых знаний, совершенствованию своего профессионального мастерства, культуры мышления, росту квалификации бакалавра в быстро меняющихся условиях современной жизни. Одним из условий развития самостоятельной поисковой деятельности бакалавра в процессе обучения в вузе является использование проблемного метода обучения, который позволяет овладеть системой аналитических процедур, направленных на решение проблем социально-культурного характера на основе анализа конкретной ситуации, разработки и реализации проектов по изменению этой ситуации. Теоретическим основанием проблемного обучения выступает деятельностный подход, который позволяет сформировать у обучающегося активное отношение к процессу познания при условии, если процесс обучения будет включать в себя мотивацию на его активную самостоятельную поисковую деятельность. Цель проблемного обучения заключается не только в том, чтобы обучающийся усвоил знания, умения и навыки, но и в том, чтобы он в процессе самостоятельной поисковой деятельности овладел технологиями получения знаний, умений, навыков, как результата этой деятельности. В задачи проблемного обучения как метода самостоятельной поисковой деятельности бакалавра в социально-культурной сфере входит: развивать у обучающихся проблемное мышление, решать творческие задачи в процессе моделирования, формировать опыт творческой деятельности через решение практических проблем, воспитывать личность, готовую решать нестандартные проблемы. Социально-культурные технологии как универсальный уровень социально-культурного проектирования основываются на методологическом и теоретическом осмыслении поставленной проблемы, а также совокупности средств и инструментов для ее решения. Метод проблемного обучения включает несколько этапов самостоятельной поисковой деятельности обучающегося: (1) анализ проблемной ситуации, (2) выявление проблемы, (3) формулировку задачи и (4) выбор оптимального решения. В результате, по мере решения проблемных ситуаций, происходит не только накопление материала в форме теоретического и практического результата, но и трансформация самого обучающегося, его продвижение в волевом, умственном и творческом развитии. Социально-педагогическими условиями проблемного обучения как метода развития самостоятельной поисковой деятельности обучающегося для реализации социально-культурных технологий в профессиональной деятельности выступают обеспечение мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы, создание познавательных трудностей, соответствующих способностям обучающегося, построение продуктивного действия на основе операционных умений решать проблемные задачи.

Литература:

1. Деятельностный подход в образовании / И.М. Реморенко, Б.Д. Эльконин, К.А. Баранников [и др.]. - Москва: Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2018. - 360 с.

2. Махмутов, М.И. Избранные труды: В 7 т. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. -Казань: Магариф - Вакыт, 2016. - 423 с.

3. Никифорова, Е.И. Организация поисковой самостоятельной деятельности в высшей школе как психолого-педагогическая проблема / Е.И. Никифорова // Молодежь XXI века: шаг в будущее : материалы XXI региональной научно-практической конференции: в 4 т., Благовещенск, 20 мая 2020 года. - Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2020. - С. 223-224.

4. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.

5. Плотникова, Г.Г. Социально-культурные технологии как система инструментальных действий / Г.Г. Плотникова // Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Томск, 24-30 июня 2021 года. - Томск: Издательство научно-технической литературы, 2021. - С. 152-159.

6. Тарханова, И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 2(107). - С. 45-52.

7. Тузинек, А. Две концепции проблемного обучения: В. Оконь и М.И. Махмутов / А. Тузинек // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2020. - № 3(836). - С. 128-140.

8. Ульзутуева, С.А. Проблемное обучение как целостная система в парадигме развивающего обучения / С.А. Ульзутуева // Современные технологии в физико-математическом образовании: сборник трудов II научно-практической конференции, Челябинск, 25-27 июня 2015 года / под. ред. С.А. Загребиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 67-72.

9. Яркин, Б.Д. Поисковая деятельность в процессе работы с хором / Б.Д. Яркин // Современное художественное образование: теория и практика: материалы I Международной научно-практической конференции, Воронеж, 20-21 ноября 2018 года / Воронежский государственный педагогический университет. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - С. 87-90.

Педагогика

УДК 338.147

старший преподаватель Полежаева Ольга Дмитриевна

Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования и развития управленческих компетенций студентов экономических специальностей в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса. Отдельно выделена актуальность обучения менеджеров в современной экономике. Обозначена потребность обновления программ подготовки и обучения управленцев в соответствии с требованиями рынка. Сформулировано определение управленческой компетентности. Разработана авторская трактовка понятия «технология формирования управленческой компетентности». Выделены направления трансформации образовательного процесса в соответствии с необходимостью подготовки студентов к профессиональному становлению. В процессе исследования разработана авторская технология формирования управленческой компетентности. Детализирована организационная составляющая технологии. Описана также психолого-педагогическая составляющая технологии и ее основные принципы. Выделены психологические условия, которые необходимы для формирования управленческой компетентности будущих менеджеров. Особый акцент сделан на необходимости оценки уровня сформированной управленческой компетентности. С целью проведения оценки обоснованы четыре критерия. Представленная технология позволяет подготовить квалифицированных специалистов с сформированной управленческой компетентностью. Благодаря ей можно стимулировать студентов к мотивированному, активному социальному поведению, развить у них способность находить альтернативные подходы к принятию управленческих решений. Также эта технология даст возможность сформировать у студентов профессиональное и культурное мировоззрение, творческое мышление, критический взгляд на систему управления.

Ключевые слова: студенты, управленческая компетентность, обучение, экономист, менеджер, технология, навыки, обучение.

Annotation. The article discusses the features of the formation and development of managerial competencies of students of economic specialties in the context of accelerating scientific and technological progress. Separately, the relevance of training managers in the modern economy is highlighted. The need to update training and education programs for managers in accordance with market requirements is indicated. The definition of managerial competence is formulated. The author's interpretation of the concept of "technology for the formation of managerial competence" has been developed. The directions of the transformation of the educational process are identified in accordance with the need to prepare students for professional development. In the course of the research, an author's technology for the formation of managerial competence was developed. The organizational component of the technology is detailed. The psychological and pedagogical component of the technology and its basic principles are also described. The psychological conditions that are necessary for the formation of the managerial competence of future managers are highlighted. Particular emphasis is placed on the need to assess the level of formed managerial competence. For the purpose of the assessment, four criteria are justified. The presented technology makes it possible to prepare qualified specialists with developed managerial competence. Thanks to it, you can stimulate students to motivated, active social behavior, develop their ability to find alternative approaches to making managerial decisions. Also, this technology will provide an opportunity to form students' professional and cultural outlook, creative thinking, and a critical view of the management system.

Key words: students, managerial competence, training, economist, manager, technology, skills, training.

Введение. В настоящее время, в эпоху стремительного информационного, социально-экономического и научного развития общества существенно возрастают требования к квалификации и качеству подготовки будущих специалистов [3]. Это является абсолютно естественным, поскольку в результате технократической революции, сквозной цифровизации и виртуализации многих сфер деятельности значительным образом обостряется проблема управленческой компетентности кадров. Кроме того, современное развитие бизнеса и предпринимательства характеризуются разнообразием организационных форм и многогранностью деятельности, что обуславливает потребность в большом количестве квалифицированных специалистов, способных обеспечить управленческие функции с учетом указанных различий.

Сегодня от будущего руководителя требуется не только эффективно выполнять свои основные функции (управленческую, информационную, адаптивную, коммуникативную, социальную), но и находить оптимальные пути и методы для достижения поставленных целей в разных сферах своей профессиональной деятельности. Компетентность и полученные знания являются фактором инновационной активности человека [6].

Неоднократно доказано, что развитие образования является толчком к повышению человеческого потенциала в целом, это, в свою очередь, дает возможность полноценной самореализации для каждого гражданина общества. Система высшего образования и его среда выступают центрами формирования личности компетентного и конкурентоспособного специалиста [1]. В данном контексте очевидным является тот факт, что в последние годы значительным образом растет популярность получения высшего образования по экономическим специальностям, в особенности по специальности «Менеджмент». Это связано с тем, что в процессе обучения и освоения данной профессии студент получает знания и навыки, позволяющие ему формировать и развивать лидерские качества. Компетентные менеджеры способны качественно управлять развитием предприятия, регулировать интересы всех заинтересованных сторон [2].

Итак, можно отметить, что с целью ликвидации проблемы непрофессионализма менеджеров различного уровня или сведения ее к минимуму, системе высшего образования необходимо квалифицировано подойти к формированию управленческой компетентности у студентов, поскольку эффективность решения данного вопроса будет влиять на результативность деятельности во всех отраслях и сферах экономики.

Таким образом, обозначенная научно-практическая задача предопределила выбор темы данной статьи, а также является подтверждением ее актуальности и значимости.

Результаты анализа актуальных исследований и научных публикаций по данной проблематике свидетельствуют о том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.