Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / INNOVATIVE LEARNING / TEACHING METHODS / LEGAL DISCIPLINES / COGNITIVE ACTIVITY / TEACHING / PEDAGOGY / ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / MODERN TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич

В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий обучения в преподавании дисциплин по гражданскому и административному праву в высшем профессиональном образовании. Цель статьи заключается в анализе опыта использования интерактивных методов обучения в преподавании дисциплин правового цикла у педагогов профессионального обучения направления «Правоведения и правоохранительная деятельность». В исследовании был представлен опыт реализации методов интерактивного обучения: деловых и ролевых игры, дискуссий, диспутов, анализа конкретных ситуаций, беседы, а также лекций с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследований, практикумов, презентаций, проблемно-поисковом обучением. В рамках интерактивного обучения все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение и погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Их использование заключается в формировании у студентов конкретных профессиональных компетенций, правовых навыков и умений. Использование данных методов обучения создает условия, при которых студенты активно используют свою познавательную деятельность, взаимодействуют со средствами обучения и субъектами образовательного процесса и применяют ранее накопленные знания для их усвоения и систематизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

This article discusses the use of interactive learning technologies in the teaching of civil and administrative law disciplines in higher professional education. The purpose of the article is to analyze the experience of using interactive teaching methods in the teaching of legal cycle disciplines for teachers of professional training in the field of "law And law enforcement". The study presented the experience of implementing methods of interactive learning: business and role-playing games, discussions, debates, analysis of specific situations, conversations, as well as lectures with elements of discussion, problem presentation, research, workshops, presentations, problem-search training. In the framework of interactive training, all participants interact with each other, exchange information, solve problems together, model situations, evaluate the actions of others and their own behavior, and immerse themselves in a real atmosphere of business cooperation to solve the problem. Their use consists in the formation of students ' specific professional competencies, legal skills and abilities. The use of these teaching methods creates conditions under which students actively use their cognitive activities, interact with the means of learning and subjects of the educational process and apply previously accumulated knowledge for their assimilation and systematization.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»

Vaganova Olga Igorevna, Zhidkov Aleksey Andreevich FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS ..

pedagogical sciences

UDC 378.4:004

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0403.0004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Жидков Алексей Андреевич, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: aleksey_zhidkov@mail.ru) Аннотация. В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий обучения в преподавании дисциплин по гражданскому и административному праву в высшем профессиональном образовании. Цель статьи заключается в анализе опыта использования интерактивных методов обучения в преподавании дисциплин правового цикла у педагогов профессионального обучения направления «Правоведения и правоохранительная деятельность». В исследовании был представлен опыт реализации методов интерактивного обучения: деловых и ролевых игры, дискуссий, диспутов, анализа конкретных ситуаций, беседы, а также лекций с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследований, практикумов, презентаций, проблемно-поисковом обучением. В рамках интерактивного обучения все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение и погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Их использование заключается в формировании у студентов конкретных профессиональных компетенций, правовых навыков и умений. Использование данных методов обучения создает условия, при которых студенты активно используют свою познавательную деятельность, взаимодействуют со средствами обучения и субъектами образовательного процесса и применяют ранее накопленные знания для их усвоения и систематизации.

Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационное обучение, методы обучения, правовые дисциплины, познавательная деятельность, преподавание, педагогика, организация образовательного процесса, современное обучение.

FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN SECONDARY

VOCATIONAL EDUCATION

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Zhidkov Aleksey Andreevich, magistrant Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: irinavoronina31@yandex.ru) Abstract. This article discusses the use of interactive learning technologies in the teaching of civil and administrative law disciplines in higher professional education. The purpose of the article is to analyze the experience of using interactive teaching methods in the teaching of legal cycle disciplines for teachers of professional training in the field of "law And law enforcement". The study presented the experience of implementing methods of interactive learning: business and role-playing games, discussions, debates, analysis of specific situations, conversations, as well as lectures with elements of discussion, problem presentation, research, workshops, presentations, problem-search training. In the framework of interactive training, all participants interact with each other, exchange information, solve problems together, model situations, evaluate the actions of others and their own behavior, and immerse themselves in a real atmosphere of business cooperation to solve the problem. Their use consists in the formation of students ' specific professional competencies, legal skills and abilities. The use of these teaching methods creates conditions under which students actively use their cognitive activities, interact with the means of learning and subjects of the educational process and apply previously accumulated knowledge for their assimilation and systematization.

Keywords: interactive learning, innovative learning, teaching methods, legal disciplines, cognitive activity, teaching, pedagogy, organization of the educational process, modern training.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На сегодняшний день интерактивным технологиям обучения уделяется большое внимание среди педагогов-исследователей и ученых в области образования по поиску наиболее эффективного сочетания приемов и методов обучения для получения наибольшей результативности в образовательной деятельности. В специализированных учреждениях проходит отбор и сочетание различных методик и проводится мониторинг качества успеваемости обучающихся с применением того или иного сочетания педагогических технологий обучения.

Применение интерактивных методов обучения в образовании позволяет организовывать образовательный процесс наилучшим образом с точки зрения усвоения и получения обучающимися новой информации, активизации у них познавательной деятельности и формирова-

нии у них новых умений и навыков, а также личностного становления и культурного развития [1].

На данный момент существуют несколько разновидностей обучения и организации образовательного процесса, появившиеся в различные моменты времени и получившие свое место в педагогике. Первый вид обучение - это пассивный. Он начал применяться одновременно с появлением первых школ и университетов и заключается в передаче знаний от педагога к обучающимся. При пассивном обучении ученик не активизирует свою деятельность, а лишь осуществляет роль «слушателя», он должен был перенимать те знания и умения, о которых ему рассказывал учитель. Далее с накоплением знаний и педагогического опыта, а также с развитием общества стал применяться и развиваться «активный» вид обучения. При активном обучении познавательная деятельность обучающегося значительно повышалась, что делало обучение более эффективным по сравнению

18

Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 3(9)

педагогически науки

Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ...

с пассивным обучением. Обучение носило деятельност-ный подход, который реализовывался в образовательной деятельности. При таком виде обучения ученик стал не объектом, как в пассивном обучении, а субъектом. Из-за того, что в процессе обучения перед учеником ставили новые задачи, самостоятельные работы и творческие упражнения. И, наконец, уже на смену активному обучению пришло «интерактивное обучение». Оно явилось логическим продолжением активного метода обучения, однако оно имеет более инновационные и современные образовательные черты. Оно привнесло в образовательный процесс много нового. Одно из нововведений, что на учебном занятии стали использоваться мультимедийные технологии, позволяющие преподносить, новую информацию в более упрощенном для понимания и усвоения виде. Также в процессе обучения предусмотрен постоянный контакт обучающихся с педагогом, что позволяет активно и продуктивно проводить учебные занятия, так как педагог находится на одном уровне с учениками в познавательной деятельности и выступает равноправным субъектом обучения [2].

Кашлев С.С. в своих научных трудах раскрывает важные аспекты в использовании интерактивных форм и методов обучения. Он считает, что при использовании интерактивных технологий в рамках учебного процесса позволяет проводить моделирование как жизненных, так и профессиональных ситуаций, что помогает приобрети обучающимся важные профессиональные и социальные навыки и найти решение поставленных задач и возможных проблем. Когда образовательный процесс организован с использованием интерактивных технологий обучения, то все субъекты образовательной деятельности находятся на одном уровне, что учит обучающихся ценить чужое мнение и совместно находить компромисс при решении задач, что формирует у личности обучающегося культуру общения, гуманизма и равноправия. Так как в интерактивном методе обучения предусмотрены групповые усвоения знаний, что значит, все обучающиеся должны прикладывать равные усилия в усвоении ими полученных знаний или в получении новых [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Ряд аспектов исследуемой проблемы - тенденции развития педагогических интерактивных технологий; развитие познавательной активности, самостоятельности школьников и студентов - нашли свое отражение в работах С.В. Беловой, И.В. Гладкиной, А.Е. Губайдуллиной, И.И. Джужук, Ю.Л. Кузнецовой, Л.В. Турбиной, И.Т. Хайруллина, А.А. Шамсиевой, Ю.В. Шиловой и др.

На данный момент создано множество пособий по организации и проведению учебных занятий по праву с помощью интерактивных методов обучения, созданных С.С. Алексеевым, Т.Н. Кашаниной, В.О. Мушинским, А.Ф. Никитиным, Я.В. Соколовым, В.С. Корольковой, Н.Н. Суворовой, Е.А. Певцовой, О.В. Хишенковой, А.Н. Иоффе и др.

Н.В. Лободина в своих научных трудах отмечает, что при организации обучения через интерактивные методы по правовым дисциплинам необходимо большое внимание уделить мотивации и стимулу обучающихся к изучению материала и освоению новых знаний. Так как именно она является главным условием успешного применения интерактивных методов в образовании. А педагог обязан выявить индивидуальные потребности каждого ученика и выстроить процесс обучения таким образом, чтобы задействовать их наилучшие способности и качества, а также предпочтения, что придаст им интерес, а также позволит им раскрыться, использовать весь свой познавательный потенциал. Тогда решение заданий и поставленных проблем будет намного успешнее, а образовательный процесс станет эффективным и плодотворным, если выявленные потребности будут

учтены педагогом в выборе приемов и методов при организации последующих занятий.

Обосновывается актуальность исследования. Актуальность исследования состоит в том, что в условиях модернизации системы образования, предпринимаемой в России, правовое образование приобретает особое значение. На уровне государственной политики общественный интерес и потребность в правовом образовании личности получили отражение во многих документах и, в частности, в методическом письме «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», согласно которому этот процесс должен быть непрерывным, начиная с детского сада и начальной школы и заканчивая основной и полной школой.

В связи с этим в последние годы заметно возрос интерес ученых-педагогов и методистов к разработке программ, учебников и другой учебной литературы по правовому образованию обучающихся.

Обновление содержания современного высшего образования сопровождается разработкой эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие вузы отдают предпочтение традиционным методам обучения правовым дисциплинам, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Поиск и нахождение средств, обеспечивающих эффективность и качество правовой деятельности студентов, формирование правовой сознательности личности нового типа, способной к юридической деятельности, затрагивают основополагающие вопросы дидактики, педагогической психологии и коммуникации [4].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе использования интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить аспекты использования интерактивных методов обучения в преподавании правовых дисциплин;

- рассмотреть основные методы интерактивного обучения, используемые педагогами при преподавании правовых дисциплин;

- определить особенность организации учебного занятия с помощью интерактивных методов обучения и суть интерактивного обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Применение интерактивных методов обучения в образовательной деятельности строится на социально-коммуникативной деятельности обучающихся. Эффективность данной деятельности в образовании подтвердили многие психологи. Из множества исследований социальной коммуникации, они сделали вывод о том, что активная коммуникативная деятельность является тем способом взаимодействия субъектов общения, при которой происходит взаимное обогащение ими знаний и обмен имеющейся информацией, что позволяет им взаимно развиваться и активно вступать в познавательную деятельность. Коммуникативное взаимодействие между учениками с одной стороны позволяет выразить свою индивидуальность и неповторимость личности, а с другой стороны она позволяет также преодолеть различные трудности, возникающие в процессе обучения [5].

Особенностью данного метода организации образовательного процесса также является то, что на учебном занятии все обучающиеся активны и осуществляют групповое, коллективное познание и активно встраиваются в общий процесс изучения нового материала и усвоения и закрепления уже пройденного. Это значит, что нет неактивных субъектов образовательной деятельности, что является неоспоримым преимуществом данной

Vaganova Olga Igorevna, Zhidkov Aleksey Andreevich pedagogical

FEATURES OF USING INTERACTIVE TEACHING METHODS ... sciences

технологии и позволяет всем в равной степени успешно осваивать учебную программу и накопить все необходимые умения и знания. Для обеспечения реализации данного метода необходимо правильно создать благоприятную образовательную среду, которая бы отвечала целям занятия и гармонировала с учебной обстановкой и удовлетворяла потребностям личностей обучающихся, чтобы обучающиеся чувствовали успешными и интеллектуально способными, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным и продуктивным [6].

Суть данного метода состоит главным образом в том, что обучающиеся в активной совместной деятельности получают новые знания, осуществляют поиск решений поставленных задач, обмениваются найденной информацией и делятся опытом. При этом эффективном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса обучающиеся осваивают учебные дисциплины наиболее успешно, и их успеваемость находится на более высоком уровне. Их познавательная деятельность представляет собой такое взаимодействие как студент-студент, студент преподаватель. Преподаватель в данной схеме занимает место полноправного участника познавательного процесса, он организовывает деятельность обучающихся, но также и сам участвует в ней, что позволяет сделать связь учеников с педагогом наиболее крепкую, чем при традиционном обучении. Педагог выполняет роль наставника и товарища в процессе обучения, помогает найти верное решение задачи, учит быть обучающихся самокритичными, уважающими мнение других обучающихся, находить нестандартные решения проблем, мыслить нестандартно и креативно, творчески подходить к выполнению заданий, брать на себя ответственность за результат деятельности. Применение метода интегративного обучения производится с помощью сочетания различных форм организации учебно-образовательного процесса, таких как: групповые и фронтальные. Фронтальная форма представляет собой одну общую деятельность для всех субъектов образовательной деятельности, после чего происходит обмен мнениями по заданной теме и полученными результатами, а групповая или коллективная форма подразумевает разделение учебного коллектива на несколько групп для выполнения разных заданий в рамках учебного занятия. Это сочетание позволяет использовать весь потенциал учебного занятия и обучающихся для успешного решения поставленных задач и получения новых знаний и умений [7].

Применение интерактивных технологий в образовании продиктовано не только модернизацией образовательного процесса, но и тем, что они позволяют достичь необходимых целей в образовании, а именно:

- повысить успеваемость обучающихся;

- активизировать их познавательную деятельность;

- стимулировать обучающихся к получению новых знаний и умений;

- развитие критичного, а также нестандартного мышления при решении различных задач или проблемных ситуаций;

- развитие социального взаимодействия и навыков общения с другими участниками образованного процесса;

- изменение основы обучения на сотрудничество и товарищество при решении задач;

- мотивировать обучающихся к саморазвитию, постоянному получению новых знаний и умений, не только на аудиторных занятиях, но и в любое удобное для обучающегося время, чтобы процесс обучения был не только в рамках образовательного учреждения, но и в любом другом подходящем под образовательные задачи месте [8].

Чтобы выполнить все указанные задачи и цели в рамках интерактивного обучения используются сочетание различных форм организации образовательной деятельности, таких как объединенное (интегрированное) заня-20

тие, которое состоит в том, чтобы обучающиеся решали общую задачу или обсуждали определенный вопрос или тему, ролевые и деловые игры и инсценировки исторических событий, используются элементы проблемного обучения. Также в рамках данного метода применяются различные приемы и методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся, в процессе обучения изменяется форма работы студентов для достижения баланса между формами работы обучающихся на учебном занятии, для поднятия его интенсивности и динамичности [9].

Интерактивный метод обучения обладает несколькими характерными функциями, а именно:

- разностороннее развитие личности обучающегося;

- улучшение навыков по работе в группе;

- приобретение социально-коммуникативных навыков;

- уважительное отношение к другим мнениям и точкам зрения;

- приобретение и совершенствование необходимых профессиональных навыков за счет создания моделей профессиональных ситуаций;

- четкое понимание и осознание уровня своей компетентности в различных вопросах;

- наиболее продуктивное освоение учебных программ и эффективное усвоение знаний умений и навыков;

- самостоятельная деятельность по нахождению путей решения поставленной задачи путем нестандартного мышления, обмена мнениями группы и формирование общей наиболее верной позиции по установленному вопросу [10].

Метод «мозговой атаки» применяется в качестве интерактивного метода обучения на учебном занятии по дисциплинам правового цикла, когда существует задача или необходимость решить определенную проблемную ситуацию либо вопрос, требующий большого сосредоточия внимания и обсуждения среди обучающихся [11].

Мини-лекция представляет собой одним из способов подачи учебно-теоретического материала или темы учебного занятия, обладающая тезисными основными моментами, которые важны для ее изучения. В ходе занятия преподаватель спрашивает обучающихся, что они знают о данной теме, затем он дает им общие представления или какие-либо важные аспекты данной темы, после чего обучающиеся формируют свои предположения и догадки насчет нового материала и предоставляют ответ преподавателю. Тем самым они сами осуществляют наполнение недостающей информацией заданную тему и активно ее изучают.

Разминка в ходе учебного занятия направлена на развитие у обучающихся коммуникативных навыков и переключению внимания, что способствует повышению интеллектуальной активности в ходе дальнейшего учебного процесса [12].

Дискуссия является одним из основных и применяемых методов в интерактивном обучении на занятиях по правовым дисциплинам, когда существует задача в рамках учебного процесса по решению заданного вопроса или проблемы, через общее обсуждение. В рамках данного метода у обучающихся развиваются активно коммуникативно-социальные навыки. А также данный метод активизирует познавательную деятельность всех обучающихся и у них повышается мотивация в поиске и генерированию правильного ответа на заданный им вопрос, а значит, повышается и их деятельность по получению и усвоению новых знаний. Дискуссия представляет собой одним из видов спора и заключается в том, что обучающиеся называют по очереди свои мысли и утверждения и в ходе непродолжительных обсуждений приходят к общепризнанному верному выводу [13].

Работа в малых группах заключается в том, что коллектив обучающихся разбивается на малые группы и решает общие задачи по правовой тематике или выполняет Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 3(9)

педагогически науки

Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ...

определенные действия. Что формирует у обучающихся навыки и умения работы в команде и полезные качества, и навыки межличностного общения. Это позволяет также научиться прислушиваться и уважать чужое мнение, уметь вступать в диалог, рассуждать и идти на компромисс с окружающими [14].

Деловая игра заключается в том, что обучающиеся, примеряя на себя определенные роли, отрабатывают конкретные проблемные и производственные ситуации, а также в процессе обучения создается модель реальной деятельности, что позволяет обучающимся погрузиться в обучение и стимулировать их к получению полезных знаний и умений [15-18].

Ролевая игра же представляет собой создание и имитацию каких-либо жизненных ситуаций и явлений. В результате данного метода ученики накапливают полезный социальный опыт и формируют различные личностные качества.

Метод «моделирования профессиональных производственных ситуаций и процессов» на занятиях по правовым дисциплинам заключается в имитировании реальных юридических аспектов и правовых ситуаций, происходящих при выполнении трудовых обязанностей. Таким образом, могут моделироваться и создаваться практически любые профессиональные процессы, требующие особого внимания среди будущих специалистов. В рамках данного метода обучающиеся научатся справляться с различными трудностями и проблемными правовыми ситуациями, на себе прочувствуют весь процесс профессиональной деятельности и получат необходимые умения и навыки. [19].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

На сегодняшний день практика педагогической деятельности свидетельствует о том, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие вузы отдают предпочтение, традиционным методам обучения, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Поэтому на учебных занятиях по правовым дисциплинам применяются различные интерактивные методы обучения. Их применение основывается на активизации образовательной деятельности обучающихся при работе в группах и на взаимодействии студентов и преподавателя в ходе учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.

2. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

3. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.

4. Осадченко И.И., Тищенко В.О. Характеристика методологических подходов дисциплинарного уровня педагогических исследований в контексте использования современных технологий обучения // Jurnalul UmanitarModern. 2019. № 1. С. 27-31.

5. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.

6. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.

7. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

8. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.

9. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным

процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.

Ю.Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.

11. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

12. Кашлев, Сергей Семенович Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / Кашлев Сергей Семенович. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 245 с.

13. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

14. Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

15. Репринцева Е.В. Деловая игра «Емкость рынка» как метод интерактивного изучения дисциплины «Маркетинг» //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 61-64.

16. Баганов В.Ю. Основные аспекты принятия решений в условиях неопределенности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 54-58.

17. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

18. Naydenova V.N. Social gaming models in school //Scientific Vector ofthe Balkans. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 55-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Скоробогатова А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 69-71.

The article was received by the editors 16.07.2020 The article was accepted for publication 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.