Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИИ СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИИ СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР / ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-СТАДИ / HIGH SCHOOL / CONFLICTOLOGY / TECHNICAL HIGH SCHOOL / STUDENT / LEARNING / INTERACTIVE LEARNING / INTERACTIVITY / PROBLEM SEMINAR / GAME LEARNING / CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Ирина Алексеевна

В статье обоснована необходимость формирования системы интерактивного обучения в процессе преподавания конфликтологии студентам технического вуза. Доказано, что интерактивное обучение способно создать условия для полноценного освоения данной дисциплины, для формирования у студентов соответствующих компетенций, которые позволят им в будущей профессиональной деятельности анализировать и урегулировать разнообразные конфликты. Акцентируется внимание на необходимости более точно осмыслить понятие интерактивности применительно к процессу обучения. В условиях интерактивного обучения приобретение студентами знаний, умений и навыков, формирование у них компетенций, их воспитание и развитие становятся не целями обучения, а его попутными результатами. Основной же целью является взаимодействие педагога и студентов как равноправных субъектов коммуникации. Для организации интерактивного занятия по конфликтологии могут служить формы проблемного семинара, деловой / ролевой игры, технологии кейс-стади и др. Отмечается, что конфликтология как наука содержит богатый материал, который может быть использован для организации интерактивного взаимодействия на занятии. Акцентируется внимание на комфортности обучения как одном из условий его интерактивности: интеллектуальный, эмоциональный, психологический комфорт превращают обучение в совершенно иной процесс, в ходе которого студенты и преподаватель получают удовольствие от общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS IN TEACHING CONFLICTOLOGY TO STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article substantiates the need to form an interactive learning system in the process of teaching conflictology to students of a technical high school. It is proved that interactive learning can create the conditions for the full mastering of this discipline, for the formation of students of relevant competencies that will allow them in the future professional activity to analyze and resolve a variety of conflicts. Attention is focused on the need to more accurately understand the concept of interactivity in relation to the learning process. In the context of interactive learning, students' acquisition of knowledge and skills, the formation of their competencies, their upbringing and development become not learning objectives, but its passing results. The main goal is the interaction of the teacher and the students as equal subjects of communication. For the organization of an interactive class in conflictology, the forms of a problem seminar, business / role-playing, case study technology, etc. can be used. It is noted that conflict science as a science contains rich material that can be used to organize interactive interaction in a class. Attention is focused on the comfort of learning as one of the conditions for its interactivity: intellectual, emotional, psychological comfort transform learning into a completely different process, during which students and the teacher enjoy communication.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИИ СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

педагогические науки

Остапенко Ирина Алексеевна ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ...

УДК 378.9

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0033

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2019

AuthorlD: 401931

SPIN: 9241-0288

ORCID: 0000-0002-7126-8704

Остапенко Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков Донской государственный аграрный университет (347740, Россия, Зерноград, ул. Свердлова, 44, e-mail: kppostapenko@rambler.ru)

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования системы интерактивного обучения в процессе преподавания конфликтологии студентам технического вуза. Доказано, что интерактивное обучение способно создать условия для полноценного освоения данной дисциплины, для формирования у студентов соответствующих компетенций, которые позволят им в будущей профессиональной деятельности анализировать и урегулировать разнообразные конфликты. Акцентируется внимание на необходимости более точно осмыслить понятие интерактивности применительно к процессу обучения. В условиях интерактивного обучения приобретение студентами знаний, умений и навыков, формирование у них компетенций, их воспитание и развитие становятся не целями обучения, а его попутными результатами. Основной же целью является взаимодействие педагога и студентов как равноправных субъектов коммуникации. Для организации интерактивного занятия по конфликтологии могут служить формы проблемного семинара, деловой / ролевой игры, технологии кейс-стади и др. Отмечается, что конфликтология как наука содержит богатый материал, который может быть использован для организации интерактивного взаимодействия на занятии. Акцентируется внимание на комфортности обучения как одном из условий его интерактивности: интеллектуальный, эмоциональный, психологический комфорт превращают обучение в совершенно иной процесс, в ходе которого студенты и преподаватель получают удовольствие от общения.

Ключевые слова: высшая школа, конфликтология, технический вуз, студент, обучение, интерактивное обучение, интерактивность, проблемный семинар, игровое обучение, кейс-стади.

INTERACTIVE FORMS IN TEACHING CONFLICTOLOGY TO STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© 2019

Ostapenko Irina Alekseevna, candidate of philosophical sciences, Head of the Department of Humanities and Foreign Languages Don State Agrarian University (347740, Russia, Zernograd, st. Sverdlov, 44, e-mail: kppostapenko@rambler.ru)

Abstract. The article substantiates the need to form an interactive learning system in the process of teaching conflictolo-gy to students of a technical high school. It is proved that interactive learning can create the conditions for the full mastering of this discipline, for the formation of students of relevant competencies that will allow them in the future professional activity to analyze and resolve a variety of conflicts. Attention is focused on the need to more accurately understand the concept of interactivity in relation to the learning process. In the context of interactive learning, students' acquisition of knowledge and skills, the formation of their competencies, their upbringing and development become not learning objectives, but its passing results. The main goal is the interaction of the teacher and the students as equal subjects of communication. For the organization of an interactive class in conflictology, the forms of a problem seminar, business / role-playing, case study technology, etc. can be used. It is noted that conflict science as a science contains rich material that can be used to organize interactive interaction in a class. Attention is focused on the comfort of learning as one of the conditions for its interactivity: intellectual, emotional, psychological comfort transform learning into a completely different process, during which students and the teacher enjoy communication.

Keywords: high school, conflictology, technical high school, student, learning, interactive learning, interactivity, problem seminar, game learning, case-study.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной методике преподавания в высшей школе разрабатываются формы и методы обучения самым разным дисциплинам. При этом в наименьшей степени разработанной является методика преподавания конфликтологии. В то же время конфликтология представляет собой научную область, знания, умения и навыки в которой особенно необходимы современным студентам - будущим бакалаврам. Конфликтология - это «особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия» [1]. Конфликтология в техническом вузе (например, в Азово-Черноморском инженерном институте - филиале ФГБОУ РО «Донской государственный аграрный университет») входит как раздел в дисциплину «Психология и конфликтология», которую изучают будущие бакалавры, обучающиеся по направлениям: 35.03.04 «Агрономия», 35.03.06 «Агроинженерия», 20.03.01 «Техносферная безопасность», 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника» и

др. Будущим бакалаврам знания по конфликтологии необходимы для наилучшей психологической адаптации к условиям современного общества, повышения мобильности на рынке рабочей силы, решения проблем, возникающих в процессе межличностного общения и взаимодействия на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Знание конфликтологии также поможет будущим выпускникам более эффективно решать проблемы по урегулированию конфликтов, возникающих в процессе профессиональной деятельности. В условиях компетентностного подхода к подготовке обучающихся современной высшей школы овладение основами конфликтологии необходимо для формирования у них компетенций, как общекультурных, так и профессиональных.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сказать, что вопрос внедрения в методику обучения конфликтологии современных методов и образовательных технологий является неразработанным, нельзя. Для ряда исследователей несомненно, что конфликтология требует особого

Ostapenko Irina Alekseevna INTERACTIVE FORMS ...

pedagogical sciences

подхода к своему изучению. Н.Д. Сорокиной проанализирована возможность проективного обучения в курсе конфликтологии, то есть выполнения студентами проектов. Она отмечает: «В ходе работы над проектами, в которых анализируется та или иная реальная конфликтная ситуация, создается модель конструктивного выхода из нее, находятся пути и способы конструктивного взаимодействия в конфликте, студенты приобретают практические навыки свободной творческой коммуникации» [2, с. 127]. Т.В. Черкасова акцентирует важность индивидуального подхода к студентам при обучении их конфликтологии [3]. С.В. Гончарова считает, что эффективным может быть использование кейс-метода, который «способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления» [4, с. 8]. Е.Ф. Куземина обращает внимание на использование в процессе преподавания конфликтологии методов игрового обучения, которые помогут будущим выпускникам «применять эффективные стратегии в разрешении конфликтных ситуаций» [5, с. 175]. А.В. Сыркина и Е.А. Ветрова называют «процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, превращение чего-либо в игру» гей-мификацией и обосновывают её внедрение в обучение конфликтологии [6, с. 157]. Однако исследований такого рода, во-первых, недостаточно, во-вторых, они не подразумевают использования в обучении конфликтологии определённой системы.

Формирование целей статьи. Цель настоящего исследования - проанализировать возможность применения в процессе обучения конфликтологии студентов технического вуза интерактивных форм и методов, которые позволят сделать усвоения материала более эффективным, будут способствовать формированию у будущих бакалавров профессионально важных качеств.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Интерактивное обучение определяется как «специальная форма организации познавательной деятельности, когда каждый обучающийся включён в процесс обучения; обучение ведётся в форме взаимодействия, диалога - как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися» [7, с. 40].

Интерактивность стала важной характеристикой современного образовательного процесса, служит сигналом обновления содержания и формы образования. Компетентностный подход, на котором основано современное образования, требует нового осмысления форм, методов, средств обучения, и интерактивность стала ответом на данное требование. В интерактивной модели сконцентрировано то лучшее, что было накоплено дидактикой и методикой при разработке активных форм, методов и технологий обучения. Активное обучение было в своё время шагом вперёд по сравнению с пассивным, но теперь его необходимо развивать и модернизировать с тем, чтобы обучение стало интерактивным. Именно интерактивное обучение способно не просто вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками, но и создать условия для формирования у них компетенций, то есть для подготовки их к жизни, к применению полученных знаний, умений и навыков в процессе профессиональной деятельности.

Специалисты стремятся разобраться в том, почему интерактивное обучение является обязательным условием современного высшего образования. Об одной из причин говорит Е.Н. Возмилкина: «Многие из современных выпускников высших учебных заведений испытывают трудности в поисках подходящей работы, так как они не могут применить полученные знания на практике» [8, с. 106]. Знания, умения и навыки, полученные в вузе, не обеспечивают выпускникам хорошую работу. От них требуется большее - ориентироваться в ситуации, уметь оценивать проблему и, в том числе, анализи-

ровать конфликты и находить пути выхода из них.

В основе интерактивного обучения - коммуникация и деятельность. Во-первых, это разноплановое взаимодействие обучающегося с педагогом, с другими обучающимися, даже с самим собой - с собственным жизненным опытом. Во-вторых, отсутствие инертности, постоянное развитие и действие - в образовательном процессе, в мышлении, в личностном развитии. Принципиально новым в данной системе является равенство педагога и обучающегося как субъектов образовательного процесса. Это особенно важно и перспективно в высшем образовании, где обучающиеся - взрослые люди, сформированные как личности, со своими самостоятельными суждениями, ощущающие себя зрелыми субъектами учебной деятельности.

Нельзя сказать, что всеми исследователями правильно понимается интерактивность. В ряде публикаций она по-прежнему отождествляется с активностью - несомненно, прекрасным качеством обучения, но качеством другим. Так, М.А. Гусакова анализирует интерактивность как условие формирования познавательной активности учащегося [9]. При всей справедливости данного утверждения, нельзя согласиться с ним полностью. Интерактивность, конечно, способствует формированию познавательной активности, но это скорее сопутствующий, а не основной результат её применения. Возможно и множество других сопутствующих результатов - развитие мышления, памяти, внимания, творческих способностей, мировоззрения, гуманности, формирование личностных качеств, чувства коллективизма и т. д. Основным же является полная смена парадигмы образования. Теперь результатом является не передача и соответственно получение знаний, умений и навыков, и даже не формирование компетенций, а взаимодействие. В обучении главным становится не результат, а сам процесс. Обучение в условиях интерактивности самодостаточно, значимо само по себе. Упрощая, можно сказать, что обучение ведётся ради обучения (и ради общения). Такой подход к обучению делает его привлекательным для студентов, которые начинают понимать, что педагог не стремится его ничему научить, а просто живёт вместе с ним в условиях учебной среды. Это значит, что педагог не является субъектом, более осведомлённым в предмете обучения, чем студент, поэтому он не занимает положения выше, а находится рядом как человек, с которым у студента общие задачи. Собственно, комфортные условия для обучения - это одна из основных целей интерактивности. Студент должен постоянно ощущать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, должен испытывать эмоциональный комфорт (быть довольным своими чувствами, какими бы они ни были; а чувства должны быть разнообразными, что свойственно непосредственному межличностному взаимодействию).

Данные принципы мы попытались реализовать в процессе обучения студентов технического вуза конфликтологии.

В курсе «Психология и конфликтология» на изучение конфликтологии отводится 16 часов, поровну лекционных и практических. Интерактивность возможна как составляющая в первую очередь практического обучения. В рабочей учебной программе дисциплины запланированы следующие практические занятия:

1. Конфликтология как научная дисциплина.

2. Виды конфликтов.

3. Стили и модели поведения в конфликтных ситуациях.

4. Управление конфликтами.

Наиболее эффективным обучение, по нашему мнению, будет в том случае, если первые два занятия провести в интерактивной форме проблемного семинара, третье практическое занятие построить как деловую / ролевую игру, а завершить обучении конфликтологии занятием, на котором будет организован анализ конфликтных ситуаций._

педагогические науки

Остапенко Ирина Алексеевна ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ...

Проблемный семинар - это семинарское занятие, на котором обсуждается и по возможности решается какая-то проблема. Как отмечают В.М. Макаров и Л.П. Леонович, «вначале формулируется сама проблема, а потом последовательной постановкой проблемных вопросов и заслушиванием ответов на них обучаемые вовлекаются в активную работу по разрешению данной проблемы» [10, с. 513]. Конфликтология предоставляет богатые возможности для проблемного обучения. Само существование конфликтологии как науки - это проблема. Проблемой является и конфликт как явление. Для каждого из студентов несомненна проблема насыщенности жизни конфликтами, с которыми обучающиеся сталкиваются ежедневно. То есть конфликтология создаёт условия для максимально тесного объединения обучения и жизни, для привлечения личного опыта студентов в качестве материала для изучения, объекта и средства обучения.

Конечно, на проблемных семинарах выносятся на обсуждение какие-то вопросы темы. Например, на первом семинаре это вопросы: 1. Становление предметной области конфликтологии. 2. Основания общей теории конфликта. 3. Природа конфликта. 4. Характеристика конфликта. На втором: 1. Внутриличностные конфликты. 2. Понятие межличностного конфликта. 3. Причины межпоколенных конфликтов. 4. Причины семейных конфликтов. 5. Виды и типы политических конфликтов. 6. Этнические конфликты. И данные вопросы необходимо рассмотреть. Однако главным является не получение знаний о конфликтологии, конфликте и видах конфликтов, а организация взаимодействия при обсуждении данных вопросов. Поэтому преподавателя не должно смущать, если обсуждение уходит в сторону от темы, если какой-то из вопросов останется неохваченным, а другой будет рассмотрен максимально подробно. В конце концов, студенты - взрослые люди, и любой материал они могут найти самостоятельно. Педагогу надо учиться идти за студентами, следовать за их мыслью и логикой и соблюдать принцип комфорта в обучении - интеллектуального, эмоционального, коммуникативного.

Игровая форма на занятии - одна из любимых студентами. В возрасте 19-20 лет, когда они изучают дисциплину «Психология и конфликтология», желание играть у студентов ещё не пропадает. Пожалуй, нет такой образовательной технологии и такого метода обучения, которые были бы лучше разработаны, чем игровая технология и метод игры. М.Н. Просекова описывает в контексте интерактивных форм обучения деловые игры-тренинги [11], А.К. Шеметов характеризует как метод интерактивного обучения дидактическую деловую игру [12], Л.Л. Соловьева и Е.Ю. Меркулова подчёркивают важность деловых игр для профессионального самоопределения студентов [13], А.И. Миловидова - для их учебной мотивации [14]. Нельзя не согласиться со всеми данными исследованиями, но необходимо отметить, что в условиях интерактивного обучения игра (деловая и ролевая) имеет свою специфику.

Основным на занятии в форме деловой игры по конфликтологии становится развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях. Эффективна организация работы в парах, постоянное обсуждение и обыгрывание ситуаций, в которых происходит конфликт. В игре должны не только формироваться представление о теме занятия, закрепляться знания и развиваться компетенции, должны формироваться умения успешно решать конфликты, к какой сфере жизни человека они бы ни относились. Главным постулатом на данном занятии становится принцип: уважение к человеку - важнейшее условие общения.

Приведём пример, каким образом интерактивность может изменить занятие такого типа. В планах преподавателя - обсуждение в форме игры в первую очередь конфликтов, происходящих в деловой сфере. Однако у студентов мало опыта в этой сфере, а желания обсуждать

теоретические проблемы у них нет. Интерактивность предполагает привлечение личного опыта обучающихся, обсуждение ими тех проблем, которые близки им. Поэтому занятие может переориентироваться с работы над деловыми конфликтами на обсуждение конфликтов личной сферы, имевших или имеющих место в данный момент (что особенно актуально) в жизни студентов. Преподаватель должен позитивно относиться к подобным трансформациям учебного материала. Главное на занятии - интерактивность, и это она ведёт занятие в том направлении, которое необходимо присутствующим.

Занятие в форме кейс-стади «Управление конфликтами» завершает изучение не только раздела «Конфликтология», но и всей дисциплины «Психология и конфликтология». К этому практикуму студенты уже прекрасно чувствуют себя в условиях интерактивного обучения, подготовленные к нему в ходе предыдущих занятий. Кейс-стади определяется как «рассмотрение сложной организационной, экономической или управленческой задачи, приближенной к реальному производственному процессу» [7, с. 43]. Для конфликтологии кейсы (ситуации) - это описания разных конфликтов, эффективное решение которых становится задачей студентов. Интерактивный потенциал технологии кейс-стади признаётся многими исследователями. Н.И. Хмельницкая отмечает, что «кейс-метод представляет собой результативный и универсальный инструмент формирования компетенции» [15, с. 71]. Е.П. Шеметова характеризует технологию кейс-стади как комплексную, включающую множество интерактивных методов: «В методологическом контексте кейс-технологии можно представить как сложную систему, в которую интегрированы различные методы познания: системный анализ; моделирование, в том числе с использованием метода математического моделирования; методы описания и классификации; проблемный метод; мысленный эксперимент; игровые методы; метод "мозгового штурма" и др.» [16, с. 213]. Данный подход близок нам, так как он отражает интерактивную сущность кейс-стади и подчёркивает её высокий потенциал.

В ходе анализа конфликтных ситуаций мы акцентируем внимание на реальности ситуации, возможности столкнуться с такой или подобной ситуацией в жизни. Главным становится как обсуждение каждой ситуации, поиск действенного выхода из конфликта, так и само общение со студентами. Особенно важно увидеть конфликты, возникающие в ходе занятия, и применить их как материал и инструмент для изучения конфликтологии. Продуктивно даже смоделировать конфликт, чтобы использовать потом данную «живую» ситуацию с учебными целями.

В настоящий момент нет недостатка в сборниках кейсов, где описаны прекрасные ситуации, которые можно использовать на занятии [17; 18 и др.]. Проблема найти кейс перед преподавателем конфликтологии не стоит, однако остаётся проблема использования кейса таким образом, чтобы занятие было интерактивным. Для этого необходимо идти по пути живого диалога, слушать мнения студентов, не навязывать им собственный вариант решения конфликтной ситуации, а пытаться разобрать в предлагаемых ими вариантах. И главное - организовывать на занятии непосредственное живое взаимодействие на равных.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Несмотря на многочисленность исследовательской литературы, посвящённой интерактивному обучению, в разработке данного понятия существуют противоречия, которые необходимо разрешить. Среди них - сущность интерактивности в обучении. Во многих исследованиях интерактивное обучение по-прежнему ассоциируется с активным, и главным объявляется активизация обучающихся, развитие их познавательной активности, формирование учебной мотивации и т. п. Однако интерактивность - это нечто

Ostapenko Irina Alekseevna INTERACTIVE FORMS ...

pedagogical sciences

иное, это новая парадигма, иной подход к процессу об- 18. Милюкова А.Г. Практикум по конфликтологии: учебное посо-учения. Интерактивное обучение - это обучение, в ко- бие.Барнаул: Изд-во Алт ун-та 2014. ш с. тором главное - это взаимодействие равных субъектов

обучения, это обучение ради общения, а не ради знаний, Статья поступала в реоакщю Uö.U/.JU19 умений, навыков и компетенций. Когда педагогу и сту- Статья принята к публшщш 2/.П.2и19 дентам становится комфортно в процессе обучения, тогда оно обретает интерактивность; когда преподаватель перестаёт думать о том, чему он должен научить студентов, тогда студент сам получает эти знания.

Конфликтология является частью психологии, она выросла из неё как самостоятельное научное направление, поэтому преподавателю конфликтологии лучше, чем кому бы то ни было, известно, как важна правильная психологическая организация процесса обучения. Психологическая подготовка помогает ему соблюдать правила интерактивности - оптимально организовывать процесс межличностного и коллективного взаимодействия, создавать комфортные условия для обучения, воспитывать в студентах культуру чувств и толерантность, терпимость к чужому мнению. Формами, которые воплощают интерактивный подход на занятии по конфликтологии, могут стать проблемный семинар, деловая и ролевая игра, технология кейс-стади и многие другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск: Книжный Дом, 2003. 1312 с. [Электронный ресурс]. URL: https:// textarchive.ru/c-1892U6U-pall.html (дата обращения: 06.0/.2019).

2. Сорокина Н.Д. О компетентностном подходе и проективном обучении (на примере курса «Конфликтология») // Социологические исследования. 2010. № 5 (313). С. 123-128.

3. Черкасова Т.В. Принцип индивидуализации вузовского обучения студентов в рамках курса «Конфликтология» // Технологии индивидуализации обучения в вузе: Всерос. междисциплин. научн. конф. М.: Совр. гум. акад., 2008. С. 240-245.

4. Гончарова С.В. Использование «кейс-задач» в процессе обучения студентов направления «Конфликтология» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 201/. № S3. С. 5-9.

5. Куземина Е.Ф. Роль активных и игровых методов обучения в процессе преподавания дисциплины — конфликтология // Инновационные процессы в высшей школе: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Куб. гос. техн. ун-т, 2018. С. 175-1/6.

6. Сыркина А.В., Ветрова Е.А. Геймификация в обучении студентов конфликтологов //Новое поколение. 2016. № 9. С. 156-163.

7. Крылова М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. 2016. № 4 (22). С. 39-46.

8. Возмилкина Е.Н. Интерактивные формы обучения в системе высшего образования: «метод мозгового штурма» // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 106-108.

9. Гусакова М.А. Интерактивное обучение как условие формирования познавательной активности учащегося как субъекта обучения //Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 96-/1.

10. Макаров В.М., Леонович Л.П. Исследование влияния проблемных семинаров при преподавании дисциплины «Химическая технология текстильных материалов» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-3. С. 512-515.

11. Просекова М.Н. Практика деловых игр-тренингов в контексте интерактивных форм обучения // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования — 2018: Мат. IX Междунар. на-уч.-метод. конф. / Отв. ред. С.Д. Погорелова. Тюмень: Тюменский ин-дустр. ун-т, 2018. С. 138-140.

12. Шеметов А.К. Использование методов интерактивного обучения в форме «деловой игры» в профессиональной подготовке следователей // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Орёл: Орловский юрид. ин-т, 2018. С. 216-219.

13. Соловьева Л.Л., Меркулова Е.Ю. Значение учебной ролевой игры как интерактивной формы обучения для профессионального самоопределения обучающихся в школе и вузе //Проектирование. Опыт. Результат. 2018. № 1 (01). С. 15-1/.

14. Миловидова А.И. Игра как интерактивное средство повышения мотивации студентов 1 курса юридического вуза при изучении иностранного языка // Будущее российского права: концепты и социальные практики: Мат. конф. М.: РГ-Пресс, 2018. С. 252-256.

15. Хмельницкая Н.И. Кейс-метод как форма интерактивного обучения студентов // Теория и опыт применения интерактивных методов обучения в вузе: Сб. научн. тр. / Под общ. ред. А.Г. Шмакова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2015. С. /1-103.

16. Шеметова Е.П. Кейс-технологии в процессе интерактивного обучения студентов вузов // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. № 1. С. 211-215.

1/. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учебное пособие / под ред. Т.И. Короткиной. СПб.: СПбГУП, 2016. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.