педагогически науки
Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич КЕЙС-МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ...
UDC 378.4:004
DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0403.0011
КЕЙС-МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
© 2020
AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Жидков Алексей Андреевич, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматривается использование кейс-метода в преподавании правовых дисциплин в высшем профессиональном образовании. Цель статьи заключается в анализе особенностей использования кейс-метода в преподавании дисциплин правового цикла. Авторами статьи были проанализированы различные исследования посвященные применению кейс-метода на учебных занятиях по правовым дисциплинам. Кейс-метод является комплексным методом интерактивного обучения, в который входит множество элементов других интерактивных методов, таких как: дискуссия, мозговой штурм, тренинговые упражнения по коммуникации, проблемное обучение и т.д. Одна из целей данного метода состоит в том, что обучающиеся решают предложенную проблемную ситуацию в несколько этапов, что позволяет выработать схему по решению типовых ситуаций по дисциплинам «Трудовое право» и «Гражданскому праву» и иных проблемных задач, с которыми они могут столкнуться в будущей трудовой деятельности. Реализация обучающих, контрольных кейсов позволяет формировать необходимые профессиональные компетенции у студентов, которые касаются умения ориентироваться в трудовом законодательстве и применять его нормы для разрешения различных правовых ситуаций.
Ключевые слова: кейс-метод, интерактивное обучение, методы обучения, правовые дисциплины, познавательная деятельность, преподавание, педагогика, организация образовательного процесса, современное обучение.
CASE-METHOD IN TEACHING LEGAL DISCIPLINES
© 2020
Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Zhidkov Aleksey Andreevich, magistrant Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. This article discusses the use of the case method in teaching legal disciplines in higher professional education. The purpose of the article is to analyze the features of using the case method in teaching legal cycle disciplines. The authors of the article analyzed various studies on the use of the case method in training sessions in legal disciplines. The case method is one of the methods of interactive learning. The study determined that the case method is a complex method of interactive learning, which includes many elements of other interactive methods, such as: discussion, brainstorming, communication training exercises, problem-based learning, etc. As a result of the analysis, the authors found that within the framework of the case method, students solve problems and situations that happened in real life, which allows them to develop strategic and planned thinking when solving problem situations, as well as develop specific algorithms for solving these problem situations in real life. One of the goals of this method is that students solve the proposed problem situation in several stages, which allows them to develop a scheme for solving typical situations and other problematic tasks that they may face in future work. Also, the method of cases forms the necessary professional competencies for students, which relate to the ability to navigate the labor legislation and apply its norms to resolve various legal situations.
Keywords: case-method, interactive learning, teaching methods, legal disciplines, cognitive activity, teaching, pedagogy, organization of the educational process, modern training.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Одной из задач современного образования является формирование разносторонне развитой личности обучающегося, развитие его креативных способностей и развитие различных видов мышления. На данный момент в образовании сложились тенденции, которые заключаются в свободном выборе пути решения поставленных задач, вариация форм и методов обучения студентов, активно выявляются наиболее эффективные способы и методы организации образовательной деятельности, появляются новые технологии обучения и используется зарубежный и отечественный педагогический опыт [1].
Интерактивный метод обучения привнес изменения и в роль преподавателя в образовательном процессе. Он перестает быть главной фигурой в процессе образования, которая транслирует все знания, умения и навыки студентам. Преподаватель становится на один уровень с обучающимися, участвует в познавательной деятельности. Преподаватель приобретает роль наставника и организатора в том плане, что он лишь организовывает образовательную среду и направляет процесс образова-
ния. Готовит задания, темы для обсуждения, вопросы, консультирует дает советы обучающимся по выполнению задания, контролирует ход занятия и следит за таймингом, который необходимо соблюдать, чтобы занятие не теряло свой ход и динамичность. Обучающиеся же в совместной деятельности ищут пути решения поставленных задач, обсуждают их друг с другом делятся своим социальным опытом и имеющейся информацией, тем самым обогащая друг друга новыми знаниями, что позволяет им коллективными усилиями найти верное решение проблем, учитывать каждое мнение и изменять свое на более правильное[2].
Также одна из задач педагога является мотивирование студентов к получению новых знаний и осуществлению поиска недостающей им информации. Теперь лидером выступает не преподаватель, а сами обучающиеся в своих группах оттачивают лидерские способности и качества. Преподаватель же обязан создать необходимую образовательную среду, благоприятную для развития и активизации познавательной деятельности обучающихся и интереса к образовательному процессу и повышение стимула найти наиболее верный ответ на поставленный вопрос._
Vaganova Olga Igorevna, Zhidkov Aleksey Andreevich pedagogical
CASE-METHOD IN TEACHING LEGAL ... sciences
И одним из методов интерактивного обучения является метод кейсов. Основой данного метода обучения являются не специально подобранные задачи и составленные преподавателем, а реальные случаи, будь то при выполнении определенных работ и трудовых функций, а также социальные, правовые, экономические и многие другие, которые только могут случиться, а реальной жизни. Преимущество реальных ситуаций перед вымышленными состоит главным образом в накоплении опыта студентами. Ведь решая реальные задачи и проблемные ситуации, они отрабатывают реальные алгоритмы по их разрешению и в реальной жизни [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Анализ исследований Ю.П. Сурмина, А.И. Сидоренко, В. Лободы, посвященных проблеме внедрения кейс-метода в процесс подготовки студентов вузов, и теоретической литературы (Ю.Ю. Екатеринославский, М.М. Бирншейн, Г. А. Брянский, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов), содержащей информацию о становлении кейс-метода как метода обучения бизнесу и экономике, позволил установить, что данный вопрос требует тщательной разработки в контексте применения в области гуманитарного образования, что и обусловливает актуальность предпринятого нами исследования: «Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя».
А. М. Долгоруков, один из самых цитируемых авторов публикаций по проблемам использования кейс-метода в преподавании праовых дисциплин, пишет о нем как об одном «из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе», предоставляющем «возможность работы группы на едином проблемном поле; использование структурированной информации и принципов проблемного обучения; возможность создания новых продуктивных стереотипов деятельности; выработки навыков простейших обобщений [4].
Ю. Юлдашев и Ш. И. Бобохужаев цитируют в своей работе Э. Тоуола, который определяет значение кейс-метода как «катализатора, ускоряющего процесс обучения путем привнесения в него практического опыта» [33].
Авторы отмечают, что использование данного метода в обучении позволяет сократить разрыв между теорией и практикой, развивать познавательную, интеллектуальную активность студентов, аналитические способности, а также формировать умения - оценить ситуацию, выбрать ключевую информацию, правильно формулировать запросы, прогнозировать пути развития ситуации, принимать решения в условиях неопределенности, критиковать, конструктивно реагировать на критику, задавать вопросы. «Главное, — пишут они, — метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач» [5].
Метод кейсов представляет собой комплексный метод, состоящий из других объединенных методов познания. В рамках данного метода можно выделить метод моделирования, метод проблемного обучения, метод дискуссии, мозгового штурма, системного анализа ситуаций, метод игрового обучения и мысленного эксперимента. Симбиоз данных методов призван в первую очередь выполнять, отведенные им функции и задачи. В структуре кейс-метода присутствуют и провокационные составляющие, которые призваны мотивировать деятельность студентов вызвать резонанс в учебной группе, что вызывает различные дискуссии и споры по содержанию кейса. Это тренирует у них выработку и отстаивание своей позиции, аргументирование, формирование коммуникативных навыков и умений, поиск ответа на задачи путем нестандартного и творческого мышления. 48
Кейсы могут быть в различном виде, как в печатном, так и электронном, поскольку единой и основной формы их представления нет. Кейс может содержат в себе не только печатный текст, но и мультимедиа файлы, такие как видео, фото, графики, таблицы, аудио-файлы, что делает задачу интереснее и необычнее для обучающихся и повышают у них стимул к ее успешному решению [26].
Обосновывается актуальность исследования
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время кейс-метод позволяет достичь многих образовательных задач, способствовать формированию у студентов профессиональных компетенций и навыков. Использование кейс-методов на занятиях по правовым дисциплинам позволяют увеличить продуктивность студентов в решении проблемных ситуаций, способствуют активизации познавательной деятельности, развитию нестандартных видов мышления, творческого подхода к выполнению заданий. Данный метод обучения формирует у обучающихся умения в выработке стратегий, составления планов по разрешению проблем и трудностей. Это вызывает повышенный интерес у обучающихся и способствует повышению у них мотивации к деятельности, к получению новых знаний для решения заданной проблемы и ситуации, стимулированию самообразовательной деятельности, а также успешному усвоению дисциплины. В рамках данного метода обучающиеся делятся на группы для решений кейсов, совместное обсуждение которых формирует у них коммуникативные и лидерские навыки и качества, вырабатывают профессиональную речь и лексикон, а также умение работать в коллективе, совместно распределять роли и решать поставленные перед ними задачи в рамках образовательного процесса [6].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в рассмотрении дидактических возможностей использования кейс-метода в преподавании правовых дисциплин
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и значение кейс-метода в преподавании правовых дисциплин;
- рассмотреть основные особенности кейс-метода и цель его применения в преподавании правовых дисциплин;
- определить этапы проведения учебного занятия по правовым дисциплинам с испоьзованием метода кейсов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Метод кейсов способствует формированию у педагогов профессионального обучения направления подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» профессиональных компетенций, таких как: способность организовать самостоятельный поиск и анализ материала по правовым дисциплинам с использованием современных методов и информационных технологий; готовность применять методы анализа юридических источников, способен анализировать правовые отношения;
Метод кейсов позволяет наладить взаимодействие в группе в процессе образования, обеспечить обмен идеями, наладить социальные контакты, осуществить поиск информации, распределить роль каждого участника по выполнению задания. Задания-ситуации главным образом ориентируются на реальные события, которые произошли или при определенном стечении обстоятельств могут наступить с каждым обучающимся. Но при составлении кейсов преподаватели могут изменить или опустить некоторые данные или условные названия, которые не имеют значения и не повлияют на решение данной задачи [7].
Особенностью кейса, как метода обучения является то, что он дает интегральные знания о праве и помогает синтезировать знания, полученные в курсах « «Трудовое Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 3(9)
педагогически науки
Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич КЕЙС-МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ...
право» и «Гражданское право».
Главная цель использования кейс-метода в обучении студентов состоит в том, что обучающиеся решают предложенную правовую ситуацию в несколько стадий или этапов. Сначала они группой анализируют ее, устанавливают причинно-следственные связи и условия ее наступления. Затем они обсуждают ход решения данной задачи, ставят перед всей группой промежуточные задания, которые им необходимо решить, чтобы дать развернутый и верный ответ на кейс-ситуацию. Далее они распределяют роли и обязанности участников группы по поиску необходимой информации, после чего собирают воедино всю найденную членами группы информацию и составляют общий ответ для ее решения. В процессе ее решения обучающиеся учатся преобразовывать и осуществлять подбор информации, работать в группе, выстраивать алгоритмы для ее решения, быстро адаптироваться к меняющимся условиям, а также они отрабатывают свои действия и поведение в подобных ситуациях, которые могут произойти с ними в будущем.
Задачами метода кейсов являются:
- разностороннее развитие личности обучающихся;
- развитие командных навыков и лидерских качеств;
- применение и закрепление ранее полученных знаний по дисциплине;
- получение новых знаний в процессе поиска информации;
- развитие умения адаптироваться к меняющимся условиям и различным ситуациям;
- умение отстаивать свою позицию и мнение, уважать мнение остальных студентов.
Кейсы - учебные ситуации, в основе которых лежат реальные фактические события, разрабатываются преподавателем целенаправленно для дальнейшего их применения в учебной деятельности. Задание создается с учетом темы, цели и задачи учебного занятия. Использование данного метода в образовательном процессе способствует быстрому принятию решений и анализу сложившейся ситуации обучающимися, они получают необходимые умения и навыки как быстрого адаптироваться в сложившейся ситуации и выработать, отработать правильный алгоритм разрешения проблемных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущем. В процессе решения кейс-задач студенты осуществляют выработку готового знания по конкретной теме учебного занятия. Технология составления кейс-задач состоит в том, что основу каждой задачи составляет определенная проблемная ситуация, которая может произойти в реальной жизни, для решения которой им необходим определенный набор знаний по изучаемой учебной дисциплине. Преимущество данного метода обучения состоит не только в получении новых теоретических знаний и практических навыков и умений по учебной дисциплине, но и в развитии ценностных установок обучающихся, обогащение культурными и профессиональными установками и позициями. В процессе выполнения кейс-задач студенты могут применять различные виды мышления и творчески подходить к их выполнению [8].
Данный метод включает в себя некоторые особенности технологии развивающего обучения, в частности он предполагает как индивидуальное развитие обучающихся в процессе обучения, так и групповое, коллективное становление и приобретение социальных, коммутативных навыков и умений.
Метод case-study также имеет схожие черты с методом проектного обучения. Так проектный метод подразумевает коллективную деятельность студентов по разработке путей решения определенной проблемы. Кейс-обучение же заключается в создании проблемной ситуации и алгоритма ее решения.
Также данный метод предполагает активизацию познавательной деятельности обучающихся и стимулирование их к успешному дальнейшему изучению учебной
дисциплины [9].
Этапы проведения учебного занятия с использованием кейс-методов:
1. Этап - Организационный. На данном этапе преподаватель осуществляет актуализацию полученных знаний обучающихся, конкретизирует и раскрывает тему учебного занятия, проводит инструктаж по выполнению кейс-заданий, разделяет учебный коллектив на равные группы и раздает кейс-задания. Студенты слушают и воспринимают информацию.
2. Этап - Исполнительный. На данном этапе преподаватель определяет лидера каждой из сложившихся групп и консультирует обучающихся по выполнению предложенных кейс-заданий, отвечает на вопросы обучающихся. Обучающиеся на данном этапе выполняют кейс-задания, проводят поиск и отбор информации, высказывают свои мнения насчет решения задачи и формируют единый ответ.
3. Этап - Заключительный. На данном этапе преподаватель слушает ответы лидеров групп и анализирует результаты учебного занятия и полученных знаний студентами. Дает оценку выполнения кейс-заданий каждой группе. Студенты анализируют ошибки, допущенные при решении задач, получают новые знания по теме и умения работы в команде, а также формируют для себя итоги практического занятия [10].
Алгоритм решения кейс-ситуаций по правовым дисциплинам
- Знакомство с правовой ситуацией, выделение ее особенностей и вида возникшего правоотношения;
- Поиск основной проблемы (проблем), выделение предмета правового спора, субъектов и объектов правоотношений;
- Предложение концепций или тем для «мозгового штурма» по решению проблемной правовой ситуации;
- Анализ последствий принятия каждого из возможных решений, отбор наилучшего (наилучших) в предложенной ситуации;
- Правовое регулирование проблемной правовой ситуации, предложение одного или нескольких вариантов решения;
Метод кейсов позволяет применять все возможные виды оценок, такие как:
- текущий контроль, который способствует оцениванию деятельности и работы каждого обучающегося в процессе обсуждения кейс-задания;
- промежуточный контроль, который состоит в отражении динамики и хода решения обучающимися кейса [11];
- итоговый контроль, который определяет успешность и правильность решения обучающимися кейс-задания и овладение знаниями по дисциплине [12].
В случае, когда производится оценка работы группы по решению кейс-задания в обсуждении хода его решения между группами или подгруппами студентов может быть применен метод публичного оценивания текущей работы каждой из групп, которое добавляет элемент соревновательной деятельности в обучающий процесс, за счет чего обучающиеся активно включаются в обсуждение [13-18].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
При использовании в преподавании правовых дисциплин метода кейсов увеличивается уровень мотивации студентов по получению новых знаний и умений в учебном процессе; формируется целостное отношение к процессу овладения правовыми навыками и умениями использования данного метода обучения; развивается способность к творческой реализации и рефлексивной самооценке; повышается уровень практической готовности к профессиональной деятельности с применением знаний по праву и таким образом осуществляется развитие их общих и профессиональных компетенций. В
Vaganova Olga Igorevna, Zhidkov Aleksey Andreevich CASE-METHOD IN TEACHING LEGAL ...
pedagogical sciences
итоге с помощью применения кейс-метода можно сделать процесс обучения студентов правовым дисциплинам наиболее продуктивным за счет взаимодействия и позволяющим получить все необходимые знания и умения, что сделает данный процесс эффективным в рамках учебного заведения, предоставляющего образование по программам среднего профессионального образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бессонова Е.В., Кириллова И.К., Тарабарина Ю.А. Использование мультимедиа - технологий в обучении иностранному языку в вузе //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 51-55.
2. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения /С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
3. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175
4. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
5. Гутников А.Б., Воскобитова Л.А. и др. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения: Метод. пособие. М., 2001.
6. Кашлев, Сергей Семенович Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / Кашлев Сергей Семенович. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 245 c.
7. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза // Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.
8. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
9. Балунова С.А., Шиганова М.В. Использование технологии «перевернутый класс»в подготовке студентов-правоведов //В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2019. С. 118-120.
10. Суханова Н.Т., Балунова С.А. Мультимедиа -технологии в образовании // Мининский университет. Нижний Новгород, 2018
11. Миралиев А.М., Шарипов Ф.Ф. Управление образовательным процессом вуза на основе современных информационных технологий //Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 20-25.
12. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2001. 123 с.
13. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.
14. Остапенко И.А. Интерактивные формы обучения в преподавании конфликтологии студентам технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 153-156.
15. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.
16. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274/
17. Шарипов Ф.Ф., Насридинова Г.Р. Внедрение информационных технологий в систему гуманитарного образования // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-4. С. 230-231.
18. Шукурзод Т.А., Шарипов Ф.Ф. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов // Наука и школа. 2011. № 6. С. 54-56.
The article was received by the editors 29.05.2020 The article was accepted for publication 27.08.2020
50
Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 3(9)