Научная статья на тему 'Опыт проведения преподавания методом CBL (сased-based learning) на практическом занятии'

Опыт проведения преподавания методом CBL (сased-based learning) на практическом занятии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CASE-STUDY / СИТУАЦИЯЛЫқ әДіС / ОқЫТУДЫң ИНТЕРАКТИВТі әДіСТЕРі / МЕДИЦИНАЛЫқ БіЛіМ АЛУ / CASE STUDY METHOD / INTERACTIVE TEACHING METHODS / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадржанова Г. Б., Смагулова А. Р., Избасарова А. Ш.

В статье обобщен опыт преподавания инновационного метода СBL (cased-based learning) по дисциплине «Неврология» обучающимся 5 курса специальности «Общая медицина» медицинского университета на практических занятиях. Проанализирована роль преподавателя в проведении занятия методом СBL, предоставлены результаты обратной связи с обучающимися путем анонимного анкетирования о качестве обучения и усвоении учебного материала, отмечена эффективность метода кейс-стади в интерактивном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE TEACHING METHOD CBL (СASED-BASED LEARNING) ON PRACTICAL LESSON

The article summarizes the experience of teaching the innovative method of СBL (case-based learning) in the discipline "Neurology" to the 5th year students of the medical University in practical classes. The article presents the role of the teacher in conducting lessons by СBL. The paper presents the results of feedback from students through an anonymous questionnaire about the quality of learning and assimilation of educational material, marked the effectiveness of the case study method in teaching students.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения преподавания методом CBL (сased-based learning) на практическом занятии»

Вестник Ка^НЖУ №3-2018

УДК 616.43/.45:378.129

Г.Б. Кадржанова, А.Р. Смагулова, А.Ш. Избасарова

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра неврологии, г. Алматы, Казахстан

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДОМ CBL ^ASED-BASED LEARNING)

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

В статье обобщен опыт преподавания инновационного метода СBL (cased-based learning) по дисциплине «Неврология» обучающимся 5 курса специальности «Общая медицина» медицинского университета на практических занятиях. Проанализирована роль преподавателя в проведении занятия методом СBL, предоставлены результаты обратной связи с обучающимися путем анонимного анкетирования о качестве обучения и усвоении учебного материала, отмечена эффективность метода кейс-стади в интерактивном обучении.

Ключевые слова: ситуационный метод, интерактивные методы обучения, медицинское образование

Актуальность. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных ситуаций. Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Метод кейс-стади появился в школе права Гарвардского университета в Америке в 1870 году, а его активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.

В последнее время метод конкретных ситуаций (CBL) нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики, экологии, информатики и других наук. В основе метода Кейс-стади лежит принцип ситуационного обучения.

Метод кейс-стади - может быть назван методом анализа конкретных ситуаций для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). При данной методике обучения обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализируется определенный комплекс знаний, который необходим для усвоения нового материала при разрешении данной проблемы [1-15].

Цель практического занятия: способствовать развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать и проанализировать проблемную ситуацию. Возможность активно работать в команде с информационными источниками, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - case, возникающая при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Основная задача обучения явилась выработка и закрепление новых знаний, сотворчество обучающихся и преподавателя. Роль преподавателя.

Методология проведения занятия методом CBL представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса, составлению вопросов, его анализа. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении обучающихся активно участвовать в процессе анализа кейса. Преподаватель выступает в роли ведущего, посредника, процесса сотворчества, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию. В отличие от традиционных методик, где преподаватель привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения обучающийся сам открывает путь к познанию, где становится главной действующей фигурой. Преподаватель в данной ситуации - активный помощник и опирается на самоанализ и самооценку (рефлексию) обучающихся как команду. Методика проведения занятия по кейс-методу: Case study (в пер. в англ. «изучение кейсов») - это метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций,

когда обучаемые участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Обучающиеся предварительно читают и изучают кейс, применяя к этому материалы лекционного курса, электронные материалы, учебники и другие самые различные источники информации, что позволяют повысить учебный процесс на новый уровень. Обучающихся просят совместными усилиями группы проанализировать ситуацию - case, разобраться в сути проблемы, предлагают возможные варианты для решения проблемы и выбрать лучший из них. Обучающиеся в группах самостоятельно работают с информационными технологиями. Они получают учебную задачу, определяют основные пути ее решения, находят эффективные приемы и средства самостоятельной работы. Обучающиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с разными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей обучающихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных нового материала, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Для ответа на вопросы обучающим предлагают свои варианты ответов, используя имеющиеся у них знания, которые изучили на предыдущих занятиях. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, самостоятельно предлагали возможные варианты решения и выбрали лучший из них для данной ситуации.

Кейс-метод выступает — как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими, который являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. При составлении сценария мы придерживались сочетание различных методов обучения: дискуссия, «мозговая атака», тестирование [1-15].

Материал и метод.

Занятия методом case-study стали проводить после прохождения повышения квалификации по циклу «Преподаватель медицинских организаций и науки» на кафедре методологии медицинского образования в Казахском медицинском университете непрерывного образования с ноября 2015 года. Данный метод применяем для проведения практического занятия. Всего нами проведено 48 занятий методом case-study с 300 обучающимися по дисциплине «Неврология». В своем занятии по CBL мы выбрали случаи из реально существующей ситуации. Кейсы разработаны с содержанием видеоматериала, предлагались обучающимся в бумажном и электронном вариантах. При составлении кейсов придерживались основных характеристик отвечающие

Vestnik KazNMU №3-2018

требованиям интерактивного обучения по CBL: связать теорию и практику, развивать навыки принятия решения и решения проблем; повысить уровень критического мышления; стимулировать коммуникативные навыки и командное обучение; понять сложность реальных ситуаций. Кейсы составлены в повествовательной форме для обучающихся 5 курса специальности «Общая медицина» медицинского университета. По классификации кейсов в виде «маленьких набросков» (short vignetts), содержащие кейсов изложены в трех страницах приложения. В составлении кейсов опирались, чтобы обучающиеся применяли знания, подготовленные к проводимой тематике занятия и междисциплинарной связи, при решении реальных задач, вели дискуссию, работали в команде. Занятия методом case-study проводили на практических занятиях (ПЗ): «Поражения периферической нервной системы», название кейса «Внезапный паралич» и на ПЗ «Экстрапирамидная система», название кейса «Непроизвольные движения». За одно занятие разбирался один кейс.

Обучающиеся были разделены на две малые группы по 6-7 человек. Решение кейса проводилось в 4 следующие этапы:

1 этап. Распределение ролей обучающихся: лидер, секретарь, тайм-менеджмент. Ознакомление обучающихся с текстом кейса: обучающийся знакомится с содержанием кейса самостоятельно в печатном, электронном, видеоматериалах.

2 этап. Общая групповая дискуссия. Обучающиеся собирают данные и анализируют их для формулирования позиции. Обучающиеся проводят поиск литературы в поддержку своей точки зрения посредством электронного доступа в интернет. На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. В методе сase-study «мозговая атака» применяется при возникновении у группы действительных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности студентов.

3 этап. Подведение итогов анализа кейса. Каждая команда делает устный отчет по своей компромиссной позиции для всей аудитории, где участвует каждый обучающийся. В последствие организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений.

4 этап. Все обучающиеся отвечают на тесты по теме практического занятия и получают бонусный балл с последующим анализом результатов. Индивидуальные тестирования мы проводили в конце занятия. Непосредственным результатом практических занятий по разработанной методике тестирования является

формирование умений осмыслить тему; применить новый материал к конкретным отношениям; правильно определить характер и структуру занятия. Оценка команды. Для оценки знаний обучающихся использовали 100-балльную систему. Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода сase-study. Проверка и оценка знаний проводилась согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию: объективность - создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому, обоснованность и аргументация оценок.

Рефлексия. Обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом. В конце каждого занятия обучающиеся проводят рефлексию, то есть осмысление полученного опыта. По завершению ПЗ проведена обратная связь обучающихся путем анонимного анкетирования. Обучающим было предложено ответить на вопросы: преимущества и недостатки (положительные и отрицательные стороны) применённого метода обучения над традиционным; каково Ваше отношение к проведению методом сase-study. По результатам анкетирования все обучающиеся выразили позитивное отношение. На вопрос, «Какие навыки развивает метод case study?» по данным анкетирования следующие: аналитические (87%), практические (75%), творческие (95%), коммуникативные навыки (84%), самоанализ (97%).

Таким образом, активный метод CBL способствует развитию у обучающихся самостоятельного решения проблем, аналитических, практических, коммуникативных навыков, но для этого требуется подготовленность обучающихся к проводимому занятию.

Кейс-метод является также реальным средством повышения профессиональной компетентности

преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении. Для проведения занятия интерактивным методом обучения необходим высокий уровень методологической подготовки преподавателя на курсах повышения квалификации по педагогике. Опыт проведения интерактивными методами обучения способствует совершенствованию профессиональной деятельности преподавателя. Подготовка кейса требует от самого преподавателя иметь достаточный практический, теоретический и клинический опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А. и др. Модель медицинского образования Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова. - Алматы: 2010. - Ч.3. - 71 с.

2 Бугрин В.П., Борисова Н.В. Анализ конкретных ситуаций как образовательная технология исследовательского типа и технология оценки формирования профессиональных и общекультурных компетенций: Учебно-методический комплекс по образовательному модулю. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 84 с.

3 Варданян М.Р. и др. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева. - 2009. - 167 с.

4 Долгоруков А.М. Case stady как способ понимания. Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 21-44.

5 Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 375 с.

6 Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Ж 86 Технологии профессионально-ориентированного обучения: учеб. пособие. - М.: Издательство РГСУ, 2012. - 165 с.

7 Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

8 Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М.: Наука, 1997. — 223 с.

9 Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 1997. - № 10-11. - С. 177-189.

10 Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2006. - 198 с.

11 Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения // Социология образования. - 2008. - №4(32). - С. 78-83.

12 С. Ю. Попова (Смолик), Е. В. Пронина КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. -Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. -114 с.

13 Рейнольдс Я. И. Типы дел и целей. В Рейнольдс, р. И. Кейс-метод в развитии управления: Руководство для эффективного использования. - Женева, Швейцария: 1980. - 63 с.

Jinimtuiz ЭСа&ЖМЩ QV? 3-2018 !

14 Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Сборник статей: Инновации в российском образовании. - М.: ВПО, 2000. - С. 11-16.

15 Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с.

Г.Б. Кадржанова, А.Р. Смагулова, А.Ш. Избасарова

С.Ж. Асфендияров атындагы цазац улттыц медицина университету жуйке жуйе кафедрасы, Алматы, %азацстан

CBL (CASED-BASED LEARNING) ЭД1С1 БОЙЫНША ОЦЫТУ ЖУРГ1ЗУ ТЭЖ1РИБЕС1

TY^im Ма;алада «Неврология» пэш бойынша медициналык; университеттщ 5 курс студенттерше CBL (cased-based learning) инновациялык; эдiспен о;ыту тэжiрибесi берiлген. Оку материалдарыныц мецгерiлiп жэне бiлiм алу сапасы жвнiндегi мэлiметтердiц нэтижелерi анонимдi анкета тYрiнде керi байланыс аркылы талданып, студенттердi кейс-стади эдiсiмен о;ытудыц тиiмдiлiгi кврсетiлген.

ТYЙiндi свздер: case-study, ситуациялы; эдiс, о;ытудыц интерактивтi эд^терь медициналык; бiлiм алу.

G. Kadrzhanova, A. Smagulova, A. Izbasarova

Asfendiyarov Kazakh National medical University, Department of neurology, Almaty, Kazakhstan

THE EXPERIENCE OF THE TEACHING METHOD CBL (CASED-BASED LEARNING) ON PRACTICAL LESSON

Resume: The article summarizes the experience of teaching the innovative method of CBL (case-based learning) in the discipline "Neurology" to the 5th year students of the medical University in practical classes. The article presents the role of the teacher in conducting lessons by CBL. The paper presents the results of feedback from students through an anonymous questionnaire about the quality of learning and assimilation of educational material, marked the effectiveness of the case study method in teaching students. Keywords: case study method, interactive teaching methods, medical education.

УДК 616.853-055.25:615.213

Г.А. Диханбаева, Г.Б. Абасова, М.А. Тубанова, Ж.К. Атжан, Д.П. Утепов

Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Ясави, кафедра «Неврологии, психиатрии, наркологии», г.Шымкент, Республика Казахстан

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ЛАМИКТАЛОМ ЭПИЛЕПСИИ

У ДЕВОЧЕК ЮВЕНИЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Получены результаты хорошей переносимости, высокие «показателиудержания на противоэпилептическом препарате»у девочек - подростков с эпилепсией в группе исследования, получающей лечение ламикталом Ключевые слова: эпилепсия, противоэпилептическая терапия, подростки, ламиктал

Проблема эпилепсии является актуальной медицинской и важной социальной проблемой в нейропедиатрии. Лечение данного заболевания представляет большие сложности, не смотря на прорывы и новшества в эпилептологии и разработку и внедрение новых противоэпилептических препаратов. Фармакотерапия противоэпилептическими препаратами традиционно применяются для лечения эпилепсии. При этом предполагается длительная терапия, которую можно рассматривать как компромисс между клинической эффективностью, токсичностью и стоимостью лечения. Современные противоэпилептические препараты (ПЭП) позволяют добиться ремиссии в 65-70% случаев, снизить частоту приступов — в 85% [1, 2,3]. С конца 90-х годов началось создание ПЭП новейшего поколения с заранее предсказуемыми, а в части случаев — и проектируемыми новыми механизмами действия. К этим ПЭП относят Ламотриджин, габапентин, топирамат, тиагабин, окскарбазепин, зонисамид и некоторые другие. Появление на лекарственном рынке новых ПЭП повысило эффективность лечения эпилепсии. К таким препаратам относят Ламотриджин. [4, 5,6].

Главный механизм действия ламотриджина связан с блокированием потенциал-зависимых натриевых каналов пресинаптических мембран нейронов и угнетением избыточного высвобождения возбуждающих

нейротрансмиттеров, прежде всего глутамата (аминокислота, играющая ключевую роль в развитии эпилептических припадков). Кроме того, описано воздействие на кальциевые каналы, ГАМК-ергический и

серотонинергический компоненты. Препарат практически полностью всасывается из желудочно-кишечного тракта, обладает линейной фармакокинетикой, метаболизируется в печени путем глюкуронизации с помощью фермента глюкуронилтрансферазы (UGT1A4) без участия системы цитохрома Р450. Достаточно высокие показатели переносимости связаны с ограниченным количеством побочных эффектов, особенно в сравнении с карбамазепином или фенитоином. [7, 8,9]. В ряде работ показано, что Ламотриджин обладает массой преимуществ перед традиционными антиконвульсантами. Ламотриджин рекомендуют для дополнительной терапии парциальных и вторично-генерализованных тонико-клонических припадков при недостаточной эффективности других ПЭП. Имеется большой опыт его применения в монотерапии ПЭП у взрослых пациентов и детей, особенно у женщин и девочек -подростков. Препарат имеет линейную фармакокинетику, пик его концентрации в плазме крови достигается спустя 1—3 ч после перорального приема. Период полувыведения Ламотриджина при монотерапии 24—41 ч, связываемость с белками плазмы невысока — 55%. Препарат метаболизируется в печени, однако не стимулирует глюкуронилтрансферазную систему, поэтому при длительном приеме его концентрация в крови сохраняется на прежнем уровне. Появилось большое количество исследований, посвященных

дифференцированному применению Ламотриджина в педиатрической эпилептологии, сравнительному анализу его эффективности и переносимости у детей, частоте и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.