Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ И ТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ И ТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ И ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / КРУГЛОГОДИЧНОСТЬ УСЛУГ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин С.И.

На основе комплексного анализа состояния санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в условиях турбулентности внешней среды разработаны меры экономической безопасности региона. Особо отмечено влияние агрессивной маркетинговой политики зарубежных конкурентов на внутренний туризм в Российской Федерации. Предложен ряд практически реализуемых мер по интенсификации круглогодичного оборота внутрироссийского туризма и рекреации с приоритетом на Краснодарский край.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY MEASURES IMPLEMENTATION IN THE MANAGEMENT OF THE SANATORIUM AND TOURIST COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL TURBULENCE AND PANDEMIC IMPACT

Based on a comprehensive analysis of the state of the sanatorium-resort and tourist complex of the Krasnodar Territory in the conditions of turbulence of the external environment, measures of economic security of the region have been developed. The influence of the aggressive marketing policy of foreign competitors on domestic tourism in the Russian Federation is particularly noted. A number of practically feasible measures are proposed to intensify the year-round turnover of domestic tourism and recreation with priority to the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ И ТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

4. Kobtseva O.N., Shichiyakh R.A., Sidorchukova E.V., Novoselova N.N., Novoselov S.N., Morkovkin D.E., «Organizational and economic features of import substitution formation and realization in the conditions of spatial restrictions». International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 25-35.

5. Ovchinnikova N. G., Alieva N. V., Asanova N. A., "Formation and development of natural-territorial complexes in agrarian nature management", Scientific Review. 2014. No. 10-3. pp. 736-738.

6. Ovcharenko N. A., Tkach A.V., Nechitailov A. S. "Entrepreneurship of cooperators in the wild plant market", Economics of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 3. pp. 62-65.

7. Sidorchukova E. V., Agafonova N. P., Maltseva K. A. "State support of rural territories in the Krasnodar Territory", Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 2 (31). pp. 215-218.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-34-41

С.И. Берлин - д.э.н., профессор, директор Института экономики, управления и бизнеса, профессор кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края;

S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics, Management and Business, Professor of the Department of Economic Security of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State Technological University", Deputy Director for Research, chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМ И ТУРИСТСКИМ КОМПЛЕКСОМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ECONOMIC SECURITY MEASURES IMPLEMENTATION IN THE MANAGEMENT OF THE SANATORIUM AND TOURIST COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL TURBULENCE AND PANDEMIC IMPACT

Аннотация. На основе комплексного анализа состояния санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в условиях турбулентности внешней среды разработаны меры экономической безопасности региона. Особо отмечено влияние агрессивной маркетинговой политики зарубежных конкурентов на внутренний туризм в Российской Федерации. Предложен ряд практически реализуемых мер по интенсификации круглогодичного оборота внутрироссийского туризма и рекреации с приоритетом на Краснодарский край.

Abstract. Based on a comprehensive analysis of the state of the sanatorium-resort and tourist complex of the Krasnodar Territory in the conditions of turbulence of the external environment, measures of economic security of the region have been developed. The influence of the aggressive marketing policy of foreign competitors on domestic tourism in the Russian Federation is particularly noted. A number of practically feasible measures are proposed to intensify the year-round turnover of domestic tourism and recreation with priority to the Krasnodar Territory.

Ключевые слова: экономическая безопасность, меры по реализации, санаторно-курортный и туристский комплекс, турбулентность внешней среды, круглогодичность услуг, инвестиции, налоговые доходы бюджета региона.

Keywords: economic security, implementation measures, sanatorium-resort and tourist complex, turbulence of the external environment, year-round services, investments, tax revenues of the regional budget.

Согласно статистических показателей 2019 года, доля туризма в ВВП стран мира в среднем составила порядка 10 %, Китая - 15 % [1]. Россия по этому показателю отстает с большим отрывом - 3,5 %. При выходе на общемировые показатели в ВВП РФ дополнительно бы поступило порядка 4-6 трлн. рублей [2]. Это проблема государственной

важности и мы не можем пассивно наблюдать за наступательными действиями иностранных государств и фирм, успешно перехватывающих отечественные внутренние турпотоки и направляющих их на свои рынки.

Продолжается период турбулентнсти внешней среды, вызванной вонами новой коронавирусной инфекции. То применяются, то отменяются различные ограничительные меры, осуществляется комплексное стимулирование массовой вакцинации населения. Открыты чрезвычайно конкурентные направления отдыха Турция и Египет. Продолжаются санкционные воздействия, в том числе на рынке санаторно-курортных и туристических услуг. Таким образом, национальный рынок санаторно-курортных и туристических услуг в настоящее время укрепляет свои позиции и становится частью профильного международного рынка. Краснодарский край занимает лидирующее положение по количеству обслуживаемых туристов - 15,18 % всех отдыхающих россиян. Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Краснодарский край, а также обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и снижение уровня безработицы. Налоговый доход региона - это налоги, уплаченные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона. [3]

Таблица 1 - Результаты заполняемости средств размещения в разрезе муниципальных образований Краснодарского края, % [5]

Муниципальное Итого

образование Количество предприятий Количество койко-мест Заполняемость

01.06.2020 г. 01.06.2021 г. 01.06.2020 г. 01.06.2021 г. 01.06.2020 г. 01.06.2021 г.

Геленджик 14 508 1487 33162 16,27 % 63,48 %

Сочи 21 1477 25490 149150 4,90 % 81,18 %

Новороссийск 18 100 1418 7031 3,60 % 58,31 %

Анапа 3 1461 496 149281 5,64 % 47,12 %

Туапсинский район 3 156 360 16666 6,61 % 71,27 %

ИТОГО Черноморское побережье 59 3702 29251 355 290 5,45 % 64,30 %

Ейский район 2 109 54 5116 59,87 % 53,04 %

Приморско-Ахтарский район 6 26 288 631 0,22 % 18,45 %

Славянский район 1 23 63 708 100,00 % 41,18 %

Темрюкский район 19 116 948 7750 29,17 % 44,11 %

ИТОГО Азовское побережье 28 274 1353 14205 27,53 % 46,04 %

ИТОГО степная зона и предгорья 54 643 3780 28855 10,42 % 50,38 %

ИТОГО иные му-

ниципальные образования (некурортные территории) Учет не проводился 234 Учет не проводился 6905 Учет не проводился 27,41 %

Решение вышеперечисленных проблем, связанных с обеспечением развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года.

Проведенный анализ анализируемой отрасли в 2021 году показал следующее.

По оперативным данным, представленных муниципальными образованиями Краснодарского края (таблица 1), по состоянию на 1 июня 2021 года количество функционирующих средств размещения составляет 4 853 объекта с емкостью 405 255 мест, из них:

- коллективные средства размещения - 3 584 объекта с емкостью 378 890 мест;

- индивидуальные средства размещения - 1 269 объектов с емкостью 26 365 мест.

Средняя заполняемость средств размещения Черноморского побережья составила в 2021 году 64,3 %, Азовского побережья - 46,04 %, степной зоны и предгорья - 50,38 %, иные муниципальные образования, не относящиеся к курортным территориям - 27,41 %.

В то же время, наблюдается значительный рост показателей номерно фонда отрасли в текущем году к аналогичному периоду 2020 года (таблицы 2 и 3) из-за введенных ограниче-ничительных мер на территории Краснодарского края с марта 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Таблица 2 - Турпоток за период 2020-2021 гг. [5]

Общее количество туристов, человек 2020 год 2021 год прирост (снижение)

1 475 528 3 553 652 Увеличение В 2 раза

в том числе:

Численность размещенных лиц в КСР с нарастающим итогом, человек 1 094 649 2 757 085 Увеличение в 2 раза

Оценочно количество неорганизованных туристов с нарастающим итогом (численность размещенных лиц в ИСР - объекты со сдачей комнат в найм), человек 380 879 796 567 Увеличение в 2 раза

По сравнению с 2019 годом, в 2021 году наблюдается рост общего турпотока (без учета однодневных посетителей) на 15 % (2019 год - 3 094 770 туристов). Таблица 3 - Информация о санаторно-курортном комплексе Краснодарского края

Общее количество Емкость, тыс. мест Заполняемость

Всего 200 102,5 -

Из них работают по состоянию на 1.06.2021 г. 148 66, 819 74,32 %

Количество функционирующих бюветов с минеральной водой на территории Краснодарского края - 56, из них на территории санаторно-курортных организаций - 45, общедоступных - 11.

Ежегодная заполняемость санаториев Краснодарского края стабильная, в среднем достигает 70 %. За год услуги лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Краснодарского края получают порядка 1,4 млн. граждан.

По причине ограничительных мероприятий, введенных в 2020 году, количество принятых отдыхающих по санаторно-курортным путевкам здравницами Краснодарского края по итогам 2020 года составило 1 092 тыс. человек со снижением на 25 % к сопоставимому периоду прошлого года.

За 5 месяцев 2021 года здравницами уже принято 600 тыс. человек.

По состоянию на 1 июня 2021 г. в региональном Реестре содержатся сведения о 114 организациях отдыха детей и их оздоровления на 61 464 места, из них: 41 круглогодичных и 73 сезонных организаций.

Из 114 стационарных организаций по формам собственности:

- 19 (17 %) объектов в государственной собственности: 12 - федеральных, 7 - субъектов РФ (5 - Краснодарский край, 1 - Татарстан, 1 - Ростов);

- 17 (15 %) в муниципальной собственности: 15 - Краснодарский край (4 - Краснодар, по 1 в г. Новороссийске, Белореченском, Каневском, Крыловском, Курганинском, Ку-щевском, Новопокровском, Славянском, Тимашевском, Усть-Лабинском, Лабинском районах), 1 - Ямало-Ненецкий, 1 - Москва;

- 78 (68 %) частной (68) и иной (10) формы собственности (благотворительные и религиозные организации).

В период летнего курортного сезона 2020 года:

- деятельность по приему организованных групп детей осуществляли 44 организации с емкостью более 37 тыс. мест;

- отдыхом и оздоровлением охвачено порядка 27 тыс. детей, в том числе: 21 тыс. детей края, 6 тыс. детей из иных субъектов РФ (из них 3,5 тыс. детей из Арктической зоны РФ), что в 10 раз ниже аналогичного показателя 2019 года.

- средняя заполняемость организаций отдыха и оздоровления детей по итогам 2020 года составила не более 50 %.

В 2021 г. из 114 круглогодичных и сезонных стационарных организаций с круглосуточным пребыванием, включенных в реестр, функционируют 15 организаций, в которых находится 4 232 ребенка: 3 790 - из Краснодарского края.

С учетом внесения изменений в Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 (от 24.03.2021 № 10) для организаций отдыха детей и их оздоровления разрешена работа с заполняемостью не более 75 % (ранее не более 50 %) и приемом детей из иных субъектов Российской Федерации с благополучной эпидемиологической обстановкой (раннее только региональных детей и из Арктической зоны).

По информации министерства труда и социального развития Краснодарского края в летний период 2021 года планируют функционировать 108 (40 круглогодичных и 68 сезонных) стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, которые планируют принять на отдых и оздоровление порядка 255 тысяч детей, в том числе 110 тысяч детей Краснодарского края, 145 тысяч детей из иных субъектов Российской Федерации и стран. Министерством труда и социального развития Краснодарского края закуплено 30 тысяч путевок по программе «Дети Кубани» на 872 млн рублей. Еще 40 млн рублей направлено на софинансирование мероприятий по организации отдыха 4 тысяч детей в 14 муниципальных лагерях [5].

В крае не первый год реализуется региональная мера по предоставлению компенсации родителям за путевку. Жители края уже обратились за поддержкой по 2 тысяч путевок на 33 млн рублей.

По информации Краснодарстата объем услуг, оказанных крупными и средними организациями курортно-туристского комплекса края за январь -апрель 2021 года составил 24 316,1 млн. рублей, темп роста 182,6 % к аналогичному периоду 2020 года.

Рост отмечен в городах Краснодар (в 2,6 раза), Анапа (187,1 %), Сочи (183,6%), Геленджик (178,2 %), Горячий Ключ (159,8 %), в районах - Ейский (175,1 %), Апшеронский (159,9 %), Туапсинский (122,3 %),

Снижение отмечено в городе Новороссийск (43,5 %), в Лабинском районе (77,4 %).

Такому росту способствовал успешный зимний сезон и новогодние праздники, майские праздники, а также ограничение турпотока в Турецкую Республику и высокий спрос на внутренний туризм. Так, с августа 2020 года введена в действие программа стимулирования доступных внутренних туристских поездок через возмещение части стоимости туристской услуги, так называемая программа доступных путешествий (туристический кешбэк).

По оперативным данным Краснодарстата за 1 квартал 2021 года доходы от предоставляемых услуг коллективными средствами размещения составили 16 976,7 млн.руб., с темпом роста 132,0 %. Здесь необходимо отметить, что доходы от гостиниц увеличились на 51,5 %, в то время как доходы от санаторно-курортных организаций увеличились всего на 6,5 %. Численность размещенных лиц составило 1200,4 млн. чел., с темпом роста 111,1 %. Увеличение доходов от гостиниц связано с высокой востребованностью гостиниц и повышением цен на проживание.

За январь-апрель 2021 года налоговые поступления от предприятий санаторно-курортного, гостиничного и туристского комплекса в консолидированный бюджет Краснодарского края составили 3 473,2 млн. руб., с динамикой 157,3 % к аналогичному периоду 2020 года, исполнение плана - 35,2 %. По всем видам налогов отмечено увеличение.

Открытие общедоступных пляжей на территории Краснодарского края впервые состоялось 1 мая 2021 г., что позволило обеспечить безопасность гостей и жителей Краснодарского края на водных объектах в праздничные дни.

По информации ГИМС МЧС по Краснодарскому краю на учете состоит 537 пляжей (ведомственные - 353, муниципальные - 184), в том числе детских 86 пляжей. Общая протяженность благоустроенных пляжей более 113 км.

По информации администраций муниципальных образований в период майских праздников с 1 по 10 мая 2021 года были организованы зоны отдыха на 44 пляжах с возможностью единовременного размещения порядка 42 139 человек.

По данным ГИМС МЧС по Краснодарскому краю по состоянию на 12 мая 2021 года прошли техническое освидетельствование 23 пляжа, допущено к эксплуатации 20 пляжей.

В рамках подготовки к летнему сезону 2021 года министерством курортов обследованы 100 % общедоступных пляжных территорий.

Прирост по круглогодичным средствам размещения составил 1,5 %, а по коечной емкости 2,4 %. Прирост к 2020 году на 33 объекта на 5 204 койко-места.

(за последние пять лет количество средств размещения, функционирующих на круглогодичной основе, увеличилось на 112 объектов с общей вместимостью 15 750 мест).

В 2021 году на территории Краснодарского края классификацию прошли 3393 средства размещения, из них: 5* - 40 объектов; 4* - 171 объект; 3* - 580 объектов; 2* - 333 объекта; 1* - 118 объектов; Без звезд - 2151 объект.

Добровольную классификацию прошли 112 горнолыжных трасс и 71 пляж. Кроме того, в Краснодарском крае всего: туристских маршрутов - 96; экскурсионных маршрутов -222; точки притяжения - 685, в том числе объектов турпоказа - 255; турагентов - 298; туроператоров - 130; экскурсионных организаций - 133.

Что касается инвестиционной деятельности в отрасли санаторно-курортного обслуживания и туризма в Краснодарском крае выявлены следующие тенденции. На территории Краснодарского края статус одобренных имеют 8 инвестиционных проектов в санаторно-курортном комплексе

Краснодарский край является лидером в Южном федеральном округе по привлечению инвестиций. Санаторно-курортная отрасль не отстает от краевой тенденции и проявляет устойчивый рост на протяжении последних лет. В министерстве курортов на сопровождении находятся 22 соглашения с объемом инвестиций 29,1 млрд рублей.

Состояние и динамика поступлений налогов и взимаемого в виде эксперимента курортного сбора, аккумулированнного в краевом Фонде развития курортных представлены в таблицах 4 и 5. Использование средств курортного сбора всего чуть более 30 % явно недостаточно.

Таблица 4 - Расходование средств Фонда развития курортной инфраструктуры территорий

Муниципальные образования, участвующие в эксперименте Средства куро] ртного сбора

Итого собрано за период реализации эксперимента (за 2018-2021 годы) Кассовый расход за 2019 год Кассовый расход за 2020 год Остаток фактически собранных средств

1 2 3 4 5

Анапа 67 127 774,51 0 0 67 127 774,51

Геленджик 40 009 249,00 2 173 561,32 24 360 065,46 13 475 622,22

Горячий Ключ 1 232 320,00 420 299,96 144 564,00 667 456,04

Сочи 267 406 321,31 70 853 459,64 0 196 552 861,67

Ейский район, в том числе 63 750,00 0 0 63 750,00

Ейское г/п 63 750,00 0 0 63750

Должанское с/п 0,00 0 0 0

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

Туапсинский район, в 20 364 475,00 1 929 127,37 14 682 364,32 3 752 983,31

том числе

Джубгское г/п 2 440 390,00 843 900,00 1 539 404,70 57 085,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новомихайловское г/п 4 858 100,00 4 115 804,96 742 295,04

Небугское с/п 11 561 645,00 1 085 227,37 7 676 008,41 2 800 409,22

Тенгинское с/п 3 140,00 3 140,00

Шепсинское с/п 1 501 200,00 1 351 146,25 150 053,75

невыясненные 0,00 0,00

Итого: 396 203 889,82 75 376 448,29 39 186 993,78 281 640 447,75

Таблица 5 - Налоговые поступления за 2019, 2020 и текущий период 2021 года в разрезе налогов (с учетом курортного сбора)

Наименование План-прогноз 2021 г. Плановая динамика поступлений 2021 г. Факт 12 мес. 2019 г. Факт 12 мес. 2020 г. Факт Январь-апрель 2021 г. Динамика поступлений 4 мес. Исполнение плана

тыс. руб. % тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. % %

Налог на прибыль организаций 523 664 139,0 1 389 848 376 622 367 765 224,2 70,2

НДФЛ 3 820 698 106,5 3 737 831 3 587 510 1 204 415 116,0 31,5

Налог на имущество организаций 4 336 880 113,9 3 571 544 3 808 033 1 374 855 187,5 31,7

ЕНВД С 1 янва уп 1ря 2021 года разднен 89 764 57 695 -

УСНО 699 912 103,4 821 936 677 083 349 547 262,1 49,9

Транспортный налог 24 943 97,8 27 526 25 504 12 566 124,8 50,4

Земельный налог 255 871 100,0 263 020 255 871 134 587 141,1 52,6

Патент / курортный сбор 210 050 481,8 14 543/ 225 296 5 066/ 38 528 29 485 89,3 14,0

Итого 9 872 018 111,8 10 141 308 8 831912 3 473 220 157,3 35,2

Сегодня эту информацию уже подхватили и распространяют серьезные отечественные издания. Знаем из своего опыта, что сформировать достоверную статистическую подборку за столь короткий период не представляется возможным. При этом конкуренты в фоновом, якобы ненавязчивом, режиме выставляют рекламу своих курортов, всячески информируя об открытии турецкого направления с 22 июня, и планируемого в скором будущем египетского. Каких-либо существенных контрмер, как показала практика изучения опыта трех постсоветских десятилетий, российская сторона не предпринимает. Более того, периодически в унисон иностранным конкурентам высокопоставленные функционеры российской туристской отрасли, в основном федерального звена, в самые неподходящие моменты допускают безответственные публичные высказывания, дискредитирующие российский внутренний туризм.

В бюджете наших основных конкурентов, Турции и Египта, предусмотрены специальные средства для сопровождения конкурентной борьбы, в том числе и незаконными методами. Как правило, эти средства ежегодно успешно реализуются в полном объеме и данная форма работы, по всей видимости, будет продолжена.

В последнее время устойчиво сложилась мировая тенденция, когда стратегическое воздействие на выход экономик и их различных отраслей из системных мировых кризисов, подобных пандемии коронавируса, оказывают меры государственной поддержки и

стимулирования. В свете вышеизложенного, мы предлагаем следующий комплекс мер: рассрочка и отсрочка уплаты налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды (авансовых платежей); ведение двухлетнего моратория на уплату земельного налога; реструктуризация кредитов и субсидирование ставок по ним из краевого бюджета для субъектов малого и среднего предпринимательства; беспроцентное кредитование средств на оплату труда в период вынужденного простоя; отмена начисления НДФЛ и социальных выплат с фонда оплаты труда; отсрочка уплаты НДС; временная отмена или снижение ставок региональных налогов на имущество и на землю, включая арендную плату за использование земельных ресурсов муниципальных образований, сельхозназначения (применительно к объектам агротуризма) и земель лесного фонда; снижение налоговых ставок на имущество и прибыль экономических субъектов туристско-рекреационной отрасли; обнуление на срок от 1 до 3 лет ставок земельного налога для детских здравниц, частичная оплата коммунальных ресурсов и услуг. Это позволит минимизировать проявления современных негативных факторов пандемии и стабилизировать ситуацию в отрасли с возможностью ее дальнейшего стратегического развития.

Развитие курорта международного уровня невозможно без современных объектов инженерной инфраструктуры. В результате запланированы значительные бюджетные средства и средства государственно-частного партнерства на решение следующих проблем:

- строительство и модернизация объектов энергоснабжения;

- реконструкция существующих и строительство новых сетей водоотведения иводоснабжения, строительство новых глубоководных канализационных выпусков реконструкции и строительство очистных сооружений, обустройство новых водозаборов;

- модернизация средств связи;

- охрана окружающей среды.

Таким образом, Краснодарский край в целом, санаторно-курортный и туристский комплекс в частности, обладают высокой инвестиционной привлекательностью. Положительная динамика развития санаторно-курортного и туристского комплекса Кубани, потенциал имеющихся инвестиционных площадок, а также освобождение используемых не по назначению земельных участков, позволяют прогнозировать рост инвестиций в санаторно-курортную и туристскую отрасль края.

Источники:

1. Forbes [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru (дата обращения: 29.07.2021).

2. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 03.08.2021).

3. Берлин С.И., Кравченко Н.П., Берлина С.Х. Актуальные вопросы формирования конкурентного потенциала в системе социально-экономического развития России // Современная научная мысль. 2018. № 1. С. 130-138.

4. Берлин С.И., Берлина С.Х., Петров Д.В. Современные критерии оценки качества гостиничных услуг в Олимпийском регионе // Вестник Академии знаний. 2015. № 2 (13). С. 12-15.

5. Официальный сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края http://www.min.kurortkuban.ru/ (дата обращения 11.09.2021). References:

1. Forbes [Text: electronic]. - URL: https://www.forbes.ru(data obrashcheniya: 29.07.2021).

2. RF Central Bank [Text: electronic]. - URL: https://cbr.ru/ (data obrashcheniya: 03.08.2021).

3. Berlin S.I., Kravchenko N.P., Berlina S.H. Aktual'nye voprosy formirovaniya konkurentnogo potenciala v sisteme social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii (Current issues of competitive potential formation in the system of socio-economic development of Russia) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2018. № 1. P. 130-138.

4. Berlin S.I., Berlina S.H., Petrov D.V. Sovremennye kriterii ocenki kachestva gostinichnyh uslug v Olimpijskom regione (Modern criteria for evaluating the quality of hotel services in the Olympic region) // Vestnik Akademii znanij. 2015. № 2 (13). P. 12-15.

5. Ministerstvo kurortov, turizma i olimpij skogo naslediya Krasnodarskogo kraya [Ministry of Resorts,

Tourism and Olympic Heritage of Krasnodar Region]. http://www.min.kurortkuban.ru/ (Data obrash-

cheniya 11.09.2021).

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-41-48

С.Н. Букин - к.э.н., доцент кафедры «Землеустройство и геодезия», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 02.serzh.bukin@mail. ru,

S.N. Bukin - Candidate of Sciences (Economy), Associate professor at the Department of Land Management and Geodesy, Penza State University of Architecture and Construction;

Н.А. Беспалов - студент 4 курса бакалавриата по направлению 21.03.02 «Землеустройство и кадастры», группа 17ЗиК2, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, bespalow2219@mail.ru,

N.A. Bespalov - 4th year undergraduate student in the direction 21.03.02 "Land management and cadastres", group 17ZiK2, Penza State University of Architecture and Construction.

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОТОВАРНОГО СЕКТОРА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБЪЁМОВ ПРОИЗВОДСТВА И ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE SMALL SECTOR IN AGRICULTURE OF THE REGION ON THE BASIS OF ANALYSIS OF STRUCTURAL CHANGES IN PRODUCTION VOLUMES AND LAND FUNDS (ON THE EXAMPLE OF THE PENZA REGION)

Аннотация. Цель - оценка уровня развития мелкотоварного сектора в сельском хозяйстве региона на основе структурных изменений земельного фонда (на примере Пензенской области) на основе показателей структуры и структурных сдвигов. Методы. Работа базируется на методах системного анализа, синтеза, статистического анализа структуры. Результаты. Проведен совместный анализ показателей производственной деятельности хозяйств и структуры земельного фонда и количества малых форм хозяйствования. На основе рассчитанных удельных весов и темпов роста удельных весов для количества малых форм хозяйствования и для площади, занимаемой каждой из форм на территории региона (Пензенской области), предложены направления развития малых форм хозяйствования. Научная новизна заключается в авторском подходе к оценке уровня развития мелкотоварного сектора в сельском хозяйстве региона на основе на основе анализа структурных изменений объёмов производства и земельного фонда региона.

Abstract. The goal is to assess the level of development of the small-scale commodity sector in agriculture in the region based on structural changes in the land fund (for example, the Penza region) based on indicators of structure and structural shifts. Methods. The work is based on the methods of system analysis, synthesis, statistical analysis of the structure. Results. A joint analysis of the indicators of the production activity of farms and the structure of the land fund and the number of small businesses has been carried out. On the basis of the calculated specific weights and growth rates of specific weights for the number of small forms of management and for the area occupied by each of the forms on the territory of the region (Penza region), directions for the development of small forms of management are proposed. The scientific novelty lies in the author's approach to assessing the level of development of the small-scale commodity sector in the agriculture of the region based on the analysis of structural changes in the volume of production and the land fund of the region.

Ключевые слова: структурные изменения, мелкотоварный сектор, количество, земельный

фонд.

Keywords: structural changes, small commodity sector, quantity, land fund.

Введение. В целях обеспечения продовольственной безопасности России остро стоит проблема рационального использования земельных ресурсов. За 30-летний постсоветский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.