Научная статья на тему 'Возможности повышения конкурентоспособности туристской отрасли Краснодарского края'

Возможности повышения конкурентоспособности туристской отрасли Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
255
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / TOURIST INDUSTRY / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / KRASNODAR KRAI / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / COMPETITIVENESS OF A TOURIST INDUSTRY / ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / PROBLEM OF A TOURIST INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романова И. А., Анисимова В. В., Некрасова М. Л.

Проанализированы возможности конкурентного развития туристской отрасли Краснодарского края. Определены основные проблемы функционирования туристской отрасли региона и обоснованы возможности повышения конкурентоспособности туристской отрасли Краснодарского края на основе выявленных преимуществ отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Романова И. А., Анисимова В. В., Некрасова М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE TOURIST INDUSTRY OF KRASNODAR KRAI

Krasnodar Krai is the leader in number of tourist arrivals in Russia, since 2006 during a high season the edge accepts more than 10 million tourists that constitutes a third of a general internal tourist flow of the country. In the conditions of keen competition with popular foreign resorts, and now and with the Republic of Crimea, the question of competitive development of a tourist industry of Krasnodar Krai is particularly acute especially. In order that Russians chose Krasnodar Krai for rest, the solution of three basic tasks improvement of quality of a tourist product, decrease in transportation costs of tourists, development and promoting of new types of tourism is necessary. In this question special importance is purchased by creation of a modern tourist cluster in the territory of Krasnodar Krai within which new resort and recreational complexes will develop that in turn will raise competitiveness of a tourist industry of the region. In the sphere of a recreation it is possible to distinguish from the main competitive advantages of Krasnodar Krai: advantageous geopolitical position; economic stability; state support of a recreational complex and high investment appeal of the region; active positioning of new types of rest; construction and reconstruction of means of placement for various segments of consumers, preserving a variety of price offers; large number of objects of tourist display, tourist routes, ample tourist opportunities of the territory, etc. For strengthening of competitive line items of Krasnodar Krai in the tourist market of Russia it is necessary to solve first of all problems of a transport complex, such as: congestion of a road net especially during the summer period; the insufficient number of highways of leaders in the remote and remote recreational zones of Krasnodar Krai; the insufficient number of summer intercity trains, high rates for transportation of passengers from regions of the Russian Federation; lack of passenger ships and marinas, etc. Successful functioning of recreational zones of the Azovo-Chernomorsky coast of Krasnodar Krai requires recovery of beaches, carrying out shore protection works and further development of the beach territories. Seasonality overcoming also is an important factor in development of a tourist's industry of the region therefore new points of growth are developed for involvement of tourists during the autumn and winter period public contracts on provision of services of rest, improvement and treatment of citizens of the Russian Federation according to social programs are signed. It is also necessary to expand use in sanatorium treatment of own inventories of natural mineral waters of the region. In development of a recreational complex of Krasnodar Krai overcoming of problems water and gas supply of the tourist territories is important. Also the level of competitiveness is influenced by the low level of cross-border interaction of Krasnodar Krai with the neighboring regions and the countries. The complex advertizing campaign of services of rest and improvement is necessary for increase of competitiveness of the tourist entities of Krasnodar Krai. For competitive development of entrance and internal tourism in the region development tourist and recreational and networks of autotourist clusters, on the basis of public and private partnership is planned at the expense of what perhaps fast forming of tourist transport infrastructure. Thus, having analysed a current status of a sanatorium and tourist complex of Krasnodar Krai, it is possible to tell surely that in recent years process of reorientation of the Russian tourist with external (exit) on internal tourism is observed, interest in the country, its history and culture renews that promotes increase of appeal of regional resorts.

Текст научной работы на тему «Возможности повышения конкурентоспособности туристской отрасли Краснодарского края»

УДК338.48 (470.620)

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Романова И. А., Анисимова В. В., Некрасова М. Л.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Российская Федерация

E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Проанализированы возможности конкурентного развития туристской отрасли Краснодарского края. Определены основные проблемы функционирования туристской отрасли региона и обоснованы возможности повышения конкурентоспособности туристской отрасли Краснодарского края на основе выявленных преимуществ отрасли.

Ключевые слова: туристская отрасль, Краснодарский край, конкурентоспособность туристской отрасли, проблемы туристской отрасли.

ВВЕДЕНИЕ

Краснодарский край является лидером по числу туристских прибытий в России, с 2006 г. в высокий сезон край принимает более 10 млн туристов, что составляет треть от общего внутреннего туристского потока страны. В условиях острой конкуренции с популярными зарубежными курортами, а теперь и с Республикой Крым, вопрос конкурентного развития туристской отрасли Краснодарского края стоит особенно остро. Для того чтобы россияне выбирали для отдыха именно Краснодарский край, необходимо решение трех базовых задач - повышение качества туристского продукта, снижение транспортных затрат туристов, развитие и популяризация новых видов туризма. В этом вопросе особую важность приобретает создание современного туристского кластера на территории Краснодарского края, в рамках которого будут развиваться новые курортно-рекреационные комплексы, что в свою очередь повысит конкурентоспособность туристской отрасли региона.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ РОССИИ

Краснодарский край занимает десятое место среди субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта и играет значимую роль в экономике страны. Туризм - одно из наиболее перспективных направлений развития экономики Краснодарского края, каждый год туристская индустрия приносит в бюджет до 15 % совокупного дохода.

Краснодарский край по числу туристских прибытий опережает такие известные туристские центры как: Республика Крым, Кавказские Минеральные Воды, Республика Карелия, Ленинградская область и Алтайский край. Внутренний турпоток в Российской Федерации в 2014 г. составил 41,5 млн чел. В 2015 г. этот показатель снизился на 15 % из-за экономического кризиса и падения реальных доходов россиян, но доля туристов (внутреннего турпотока), отдыхающих в Краснодарском крае, по-прежнему составляет треть от общероссийского - 14,1 млн чел. [1].

131

В настоящее время все большей популярностью у россиян пользуются активные виды туризма: спортивный и пешеходный туризм, дайвинг, рафтинг, виндсерфинг, водные лыжи, рыбалка, охота, сноубординг, горные лыжи, дельтапланеризм, парашютный спорт, джиппинг и маунтинбайкинг. Каждый из этих видов отдыха представлен в Краснодарском крае. Кроме того, в регионе активно развивается деловой туризм, на постоянной основе, проводится порядка 300 различных конференций, выставок, фестивалей и форумов, всероссийского и международного формата.

Объем инвестиций в основной капитал санаторно-курортного и туристского комплексов региона вырос и в 2015 г. составил 28,1 млрд руб. [1]. Наряду с традиционными проектами, инвесторам предлагаются инновационные проекты развития экстремального, этнографического, экологического туризма в городах Геленджике, Анапе, Горячем Ключе, Сочи, Ейске, Темрюкском, Туапсинском и Апшеронском районах.

Рентабельность туристской отрасли Краснодарского края, согласно сведениям ФНС, в 2015 г. находилась на уровне 6 % [1] можно утверждать, что показатель рентабельности в 2016 г. не снизится.

В связи с закрытием популярных зарубежных туристских направлений эксперты прогнозируют снижение выездного туристского потока из России на 40 % в сезоне 2016 г. Поэтому спрос на отдых в Краснодарском крае будет расти и в сезон, и в межсезонье. Однако, по итогам 2015 г. реальные располагаемые денежные доходы россиян снизились на 14,8 %. В реальном выражении зарплата составила 88,3 % к уровню 2014 г. [2], что также снижает возможность отечественных туристов выехать на отдых в европейские или азиатские страны.

Сравнивая цены с главным конкурентом Краснодарского края - Республикой Крым, видим, что летом 2015 г. среднесуточная цена проживания без питания в крае составляла 2 700 руб., а в Крыму - 2 380 руб. В сезоне 2016 г. цены на отдых увеличились примерно на 30 %, но, несмотря на это, на курортах Краснодарского края и Крыма практически весь летний сезон продан.

Главный вопрос сезона 2016 г. состоит в том, сможет ли российский Юг оттянуть часть туристов с привычных зарубежных пляжных направлений, в то время как только в одной турецкой Анталье в два раза больше отелей, чем в г. Сочи, и в четыре раза - чем во всей Республике Крым. При этом россиянам вполне доступны курорты Болгарии, Черногории и Греции, и в этом случае Краснодарский край может проиграть по соотношению цены и качества, так как в регионе немного вариантов размещения, которые способны конкурировать с болгарскими или греческими отелями.

В целом для санаторно-курортной и туристской отрасли Краснодарского края в настоящее время складывается благоприятная ситуация за счет закрытия популярных туристских дестинаций (Турция, Египет), снижения привлекательности основных зарубежных туристских направлений вследствие удорожания путевок в страны, находящиеся в зоне Евро, напряженной ситуации на Ближнем Востоке, нестабильности

132

политической ситуации в Украине. Однако появление сильного конкурента -Республики Крым - может снизить турпоток в регион в летнем сезоне 2016 г.

Конкурентные преимущества рекреационного комплекса Краснодарского края

Количество отдыхающих, посетивших Краснодарский край в 2015 г., составило 14,1 млн чел., что превысило показатели 2014 г., когда в регион прибыло 13,8 млн туристов. При этом власти края говорят, что край в ближайшие годы готов принять 17 млн чел. В летний сезон 2015 г. на территории Краснодарского края прием отдыхающих осуществляли 3 372 средства размещения с общей коечной емкостью 356 686 мест, из них:

- санатории и пансионаты с лечением - 190;

- пансионаты и дома отдыха - 105;

- организации отдыха и оздоровления детей - 117;

- базы отдыха - 374;

- гостиницы с номерным фондом более 50 номеров - 238;

- гостиницы и иные средства размещения с номерным фондом менее 50 номеров - 2 352 [3].

Порядка 40 % санаторно-курортных и оздоровительных учреждений Краснодарского края работают по системе «всё включено», предлагают проживание, 3-х разовое (и более) питание и медицинские услуги.

Прошедший курортный сезон 2015 г. был наиболее успешным для г. Сочи, численность размещенных лиц увеличилась практически вдвое, в Темрюкском районе турпоток увеличился на 46 %, в г. Анапе - на 12 % [3].

Примерно две трети отдыхающих приезжают на курорты Краснодарского края без санаторно-оздоровительных и туристских путевок, в 2015 г. в неорганизованном секторе отдохнули 9,1 млн россиян (Рис. 1).

Наибольшая доля самодеятельных туристов приходится на основные курорты Черноморского побережья - города Сочи, Анапа, Геленджик и Туапсинский район.

По данным Крайстата в 2015 г. на территории края функционировали 374 базы отдыха, которые обслужили более 350 тыс. туристов [1]. Кемпинги Черноморского побережья Краснодарского края обслужили 48 % автотуристов, а кемпинги Азовского побережья - 52 % соответственно. Всего за время работы в 2015 г. сезонными кемпингами обслужено 220 тыс. чел., что на 8,4 % больше, чем в 2014 г. Наиболее часто однодневные туристы посещали побережье Темрюкского р-на (25 %), г. Анапы (21 %), Туапсинского р-на (16 %) и г. Геленджика (15 %), менее часто - г. Новороссийска (12 %), Ейского р-на (10 %) и г. Сочи (2 %). С культурно-развлекательными целями (исключая поездки на море) однодневные посетители чаще всего посещают столицу края г. Краснодар - 34 %, г. Горячий Ключ - 15 %, г. Сочи - 13 % и Мостовской район - 11 % [4].

133

10,0 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 ~ ♦ ~ организованный сектор * неорганизованный сектор

Рис. 1. Количество туристов, отдохнувших в организованном и неорганизованном секторах Краснодарского края [1].

В таблице 1 показаны предпочтения жителей Краснодарского края в выборе места отдыха.

Таблица 1.

Предпочтения туристов из Краснодарского края в выборе места отдыха в РФ,

2015 г. ( %) [1]

№ Регион РФ Предпочтения туристов из Краснодарского края, %

1 Краснодарский край 89,8

2 Республика Крым 2,6

3 Ставропольский край 2,4

4 г. Москва 1,7

5 г. Санкт-Петербург 1,5

6 Республика Адыгея 0,8

7 Прочие курорты РФ 1,2

Как видно из таблицы, большинство жителей края предпочитают отдыхать в своем регионе, затем следует Республика Крым и традиционно присутствуют две столицы Москва и Санкт-Петербург. К прочим, менее востребованным у жителей края, как правило, относятся Сибирь и Дальний Восток, по причине высокой стоимости билетов, сопоставимой с зарубежными поездками и дальностью перелета к туристским дестинациям.

Если говорить о туристской привлекательности края по районам и городам, то она будет иметь следующий вид (Табл. 2.). Из таблицы видно, что уровень

134

туристской привлекательности в городах-курортах Краснодарского края оценивается в 4,6-4,7 балла из 5. Достаточно высоко оценивается туристская привлекательность в районах края: от 4,0 баллов в Абинском р-не до 4,6 баллов в Крымском, что в целом свидетельствует о высокой аттрактивности региональных курортов, для российских туристов. По состоянию туристской инфраструктуры лидируют города Краснодар и Сочи - 4,7 и 4,6 балла соответственно. Курортные районы оценены максимум на 4,3 балла (Туапсинский р-н).

Таблица 2.

Оценка туристской привлекательности и состояния инфраструктуры в курортных местностях Краснодарского края по пятибалльной шкале в 2015 г. [3]

Субъект края Уровень туристкой привлекательности Состояние туристской инфраструктуры

г. Краснодар 4,7 4,7

г. Анапа 4,7 4,5

г. Геленджик 4,7 4,5

г. Горячий Ключ 4,6 4,4

г. Новороссийск 4,6 4,1

г. Сочи 4,6 4,6

г. Армавир 4,6 4,5

Абинский район 4,0 3,6

Апшеронский район 4,4 4,0

Ейский район 4,1 4,2

Мостовский район 4,4 4,2

Северский район 4,5 4,0

Темрюкский район 4,4 4,2

Туапсинский район 4,4 4,3

Крымский район 4,6 4,1

Прочие 4,0 3,6

Самый низкий балл получил Абинский р-н - 3,6. Но если сравнивать состояние туристской инфраструктуры Краснодарского края с соседними регионами, например со Ставропольским краем, где показатель в 3 балла является высоким, то краевые курорты выглядят очень респектабельно.

Таким образом, можно выделить следующие конкурентные преимущества Краснодарского края в сфере рекреации и развития внутреннего туризма в РФ:

- выгодное геополитическое положение;

- экономическая стабильность;

- государственная поддержка рекреационного комплекса и высокая инвестиционная привлекательность региона;

135

- использование уникальных методик лечения природными лечебными ресурсами: два моря, климат, природные источники минеральных и термальных вод, грязевые вулканы, лечебные глины позволяют предоставлять широкий спектр санаторно-курортных услуг;

- цена санаторно-курортного лечения конкурентоспособна по сравнению с ценами в других регионах России (Московская и Ленинградская обл.);

- развит сегмент семейного и детского отдыха;

- большое количество объектов туристского показа, туристских маршрутов, широкие туристские возможности территории (от делового до экстремального и этнографического туризма);

- динамичное развитие материально-технической базы курортов [5].

По оценкам Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, в 2016 г. единовременная вместимость средств размещения уменьшилась на 5 % за счет перепрофилирования некоторых объектов, построенных к Олимпиаде в г. Сочи, а турпоток в сезоне 2016 г. по прогнозным оценкам составит 14,3 млн чел., при этом объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса увеличится до 99,2 млрд руб. [3].

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Согласно проведенным исследованиям, большая часть российских туристов, приезжающих на отдых в Краснодарский край, ни разу не бывали за рубежом. А большинство туристов, побывавших за рубежом, выбирают зарубежные курорты по соотношению цены и качества.

В 2015 г. выявлены следующие отрицательные факторы спроса на туристский продукт Краснодарского края: нехватка общественного транспорта, плохое состояние автопарка, плохо обустроенные пляжи, недостаточно качественный сервис. Среди основных проблем, препятствующих развитию туризма в Краснодарском крае, можно выделить нижеследующие.

Одной из актуальных проблем остается проблема транспортной составляющей в обеспечении санаторно-курортного комплекса и дальнейшего развития туризма в регионе.

Сложившаяся дорожная ситуация на территории Краснодарского края, негативно влияет на качество отдыха гостей и жителей региона. Если перегруженность дорожной сети ранее наблюдалась только в летний период, то на сегодняшний день этот процесс принял круглогодичный системный характер. Поэтому существует потребность в реконструкции существующих и строительстве нескольких новых автодорог, а также тоннелей, которые смогут разгрузить дорожную сеть Азово-Черноморского побережья. При этом, требуется строительство дорог, ведущих в отдаленные и труднодоступные рекреационные зоны Краснодарского края.

136

Необходимо заранее прогнозировать туристские потоки и информировать Министерство путей сообщения о требуемом количестве дополнительных летних поездов. Необходимо внедрение высокоскоростных железнодорожных направлений в Краснодарский край.

Уровень развития воздушного транспорта в крае также недостаточный - услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как естественно-монопольные, следовательно на федеральном уровне требуется доработка законодательства в сфере аэротранспортной деятельности, пересмотр тарифов и изменение квот.

Еще одной транспортной проблемой является развитее водного транспорта. Для этого необходимы ремонт морских вокзалов, а также закупка пассажирских судов. Нужно отметить, что развитие морских вокзалов первично, т. е. при существовании хорошо развитой инфраструктуры морского пассажирского транспорта появятся и частные суда, курсирующие по Черноморскому побережью. Соответственно, необходимы инвестиции, прежде всего в развитие морских вокзалов. Для осуществления модернизации морских вокзалов необходимо привлечение государственных инвестиций. Развитие морских перевозок крайне перспективно, так как круизный туризм очень быстро развивается в настоящее время как в России, так и за рубежом (каждый третий европеец предпочитает путешествовать по воде). Реализация данных мероприятий позволит значительно увеличить туристский поток в Краснодарский край [6]. Кроме того, дороговизна проезда к курортам Краснодарского края отдыхающих из центральных и восточных регионов России на любом виде транспорта является мощным сдерживающим фактором в развитии курортно-туристского комплекса региона.

Одной из самых острых проблем в отрасли является развитие пляжных территорий. Из 1 200 км береговой полосы Азово-Черноморского побережья используется в рекреационных целях только десятая часть, включающая 95,5 км галечно-песчаных пляжей и имеющая развитую инфраструктуру, остальное побережье находится в труднодоступных местах, имеет узкую береговую полосу, или не имеет пляжа совсем. При этом на популярных курортах загруженность пляжных территорий в пиковый сезон превышает санитарные нормы в 5 раз.

Всего в границах Краснодарского края насчитывается 534 пляжа. Допущено к эксплуатации 469 пляжей. 53 пляжа находятся в зоне реконструкции средств размещения, реорганизации или ликвидации объектов [1]. Пляжи и буны во многих местах непригодны для отдыха, а в Туапсинском р-не на большом протяжении береговой полосы заметна сильная эрозия, угрожающая нескольким населенным пунктам. В Темрюкском, Славянском и Щербиновском районах нагонной волной разрушается до 5 м суши ежегодно [5]. Поэтому для дальнейшего курортного развития побережья необходимо восстановление пляжей, проведение берегоукрепительных работ.

Важной проблемой является преодоление сезонности. Загрузка средств размещения в сезон достигает на Черноморском побережье 90,1 %, а на Азовском -61 %. Тем не менее из 3 372 объектов размещения в период межсезонья работу

137

продолжает не более половины (1 615 ед.), из них 130 ед. санаторно-курортные организации, которые оказывают услуги лечения [1]. Загруженность предприятий в период межсезонья снижается практически в два раза.

Анализ востребованности регионального турпродукта показал, что одним из главных условий выбора средства размещения в межсезонье является наличие крытого бассейна и лечебной базы. На сегодняшний день из 1 615 объектов, работающих в межсезонье, крытые бассейны имеют только - 87 организаций или 5,4 % [1], поэтому для привлечения туристов в осенне-зимний период нужны новые точки роста. Заключены государственные контракты на предоставление услуг отдыха, оздоровления и лечения граждан по социальным программам. Например, 17 санаториев заключили договора с региональными отделениями Фонда социального страхования. По этой программе уже прошли курс оздоровления 33 тыс. чел., до конца 2016 г. планируется оздоровить еще около 8 тыс. граждан льготной категории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В муниципальных образованиях края (город-курорт Геленджик, Ейский, Мостовский и Туапсинский р-ны) с целью расширения диапазона клиентских групп разработаны специализированные акции для школьников и студентов в межсезонье. В рамках специальных программ предоставляются скидки от 7 до 20 % на лечение и проживание, разработаны специальные медицинские программы по профилю заболеваний.

Для повышения востребованности предприятий в межсезонье необходима комплексная рекламная кампания возможностей отдыха и оздоровления. Курорты Краснодарского края неконкурентоспособны на информационном поле. Рекламный бюджет курортов Болгарии составляет 385 млн руб. Турция только на рекламу в России ежегодно тратила около 325 млн руб. в год. На продвижение туристского продукта России на мировом и внутреннем туристских рынках в 2015 г. израсходовали 453,9 млн руб., из них на рекламу курортов Краснодарского края потрачено около 38 млн руб. [7].

Необходимо ведение реестра природных лечебных ресурсов Краснодарского края. В настоящее время в крае используется только 15-20 % собственных запасов минеральных вод и менее 1 % запасов лечебных грязей. Несмотря на то, что лечебная составляющая в предлагаемых курортами края услугах постоянно растет, использование в санаторно-курортном лечении природных минеральных вод уменьшается за счет замены их суррогатными лечебными факторами с использованием разных видов современного оборудования.

Система водоснабжения Краснодарского края также не может круглосуточно обеспечивать питьевой водой все объекты санаторно-курортного и туристского комплекса. Самая тяжелая ситуация наблюдается в городе-курорте Анапе, Туапсинском р-не (бухта Инал).

Остается низким уровень профессиональной подготовки менеджеров и обслуживающего персонала, работающих в санаторно-курортном и туристском комплексе Краснодарского края, языковой барьер при общении с иностранными туристами.

138

Нельзя не отметить отсутствие единой архитектурно-градостроительной концепции курортных территорий Краснодарского края, что ведет к беспорядочной застройке, а также негативно отражается на репутации курортов.

Отмечается крайне низкий уровень кооперации туристско-рекреационного комплекса с производственными предприятиями и недостаточное развитие сувенирной промышленности в регионе.

Также проблемой можно назвать низкий уровень трансграничного взаимодействия с соседними странами и регионами. Например, возможность подключения портов Азово-Черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также усовершенствование каспийской круизной линии (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан) практически не используются [6].

Нельзя не отметить недостаточное обеспечение безопасности туристов и экскурсантов на объектах и маршрутах, стихийную, несанкционированную торговлю продуктами питания и алкогольными напитками; несбалансированность туристских потоков и нарушение экологической безопасности.

Однако в целом курорты Краснодарского края обладают важными преимуществами для российских туристов. Край — это приморский бальнеологический и курортно-рекреационный регион, предоставляющий широкий спектр туристских услуг разной ценовой категории и видового состава.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Для решения выявленных проблем и реализации поставленных задач администрация Краснодарского края предпринимает целый комплекс мер.

В целях реализации государственной поддержки туристской отрасли в Краснодарском крае реализуется долгосрочная Государственная программа развития туризма в Краснодарском крае до 2021 г., которая включает две подпрограммы - «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» и «Создание горноклиматического курорта Лагонаки» с общим объемом финансирования - 1 440 177,9 тыс. руб. [6].

Плато Лагонаки находится в непосредственной близости от Черноморского побережья и двух крупнейших аэропортов края (Краснодарского и Адлерского) и в нескольких часах езды от городов от Краснодара и Ростова-на-Дону. Пока в Апшеронский район в год приезжает порядка 500 тыс. туристов выходного дня, которые отдыхают практически «дикарями». Однако при системной работе, поддержке государства и привлечении частных инвестиций туристский поток в Лагонаки реально увеличить до миллиона человек в год и сделать отдых цивилизованным - на уровне ведущих европейских горнолыжных центров.

«Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г.» предполагает доведение объема туристского потока в 2020 г. до 17 млн туристов. Планируется реализовать проекты по созданию в г. Сочи горноклиматического и событийного курорта мирового уровня и

139

активизировать функционирование игорной зоны в Щербиновском р-не. Также планируется усилить продвижение санаторно-курортного и туристского продукта края путем укрепления бренда «Курорты Кубани» [6].

С целью повышения качества предоставления санаторно-курортных услуг в Краснодарском крае продолжается работа по классификации средств размещения. В связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 г. с июля 2016 г. все средства размещения должны быть классифицированы. По состоянию на 25 апреля 2016 г. на территории Краснодарского края проклассифицировано 2 184 средства размещения (79,4 %) [1]. Разработан план-график классификации по каждому муниципальному образованию края.

Одним из возможных факторов развития туризма в Краснодарском крае может быть развитие «сельского» или агротуризма, который может существенно повлиять на устойчивое развитие региона. При этом сельский туризм имеет готовую туристскую инфраструктуру и средства размещения, так как подразумевает использование жилого сектора сельской местности. Развитие агротуризма позволит значительно увеличить турпоток в северные (не туристские) районы края, простимулируют поддержку социальной сферы села, разовьет местное предпринимательство, и активизирует сельскохозяйственное и перерабатывающее производство. Следовательно, агротуризм представляет собой один из эффективных видов туристской деятельности с ярко выраженным социально-экономическим эффектом, который, безусловно, подходит для развития в Краснодарском крае.

Главным условием в развитии агротуризма в регионе должна быть работа с сельскими общинами и фермерами, которые могут обеспечить наиболее эффективный туристский продукт, основанный на местных, природных и экологических ресурсах. Сочетание экономических (финансовых, жилищных), природных (аттрактивные, экологически чистые ландшафты), культурно-исторических (памятники истории и культуры) и социально-производственных (возможность предоставления услуги по размещению, питанию, транспортировке, связи) факторов способны обеспечить эффективное функционирование сельского туристского бизнеса и повысить занятость жителей в сельской местности.

С целью повышения качества предоставления рекреационных услуг на краевых курортах и уменьшения нагрузки на малый бизнес, планируется ускорить темпы газификации и электрификации курортных зон.

Для конкурентного развития въездного и внутреннего туризма в крае запланировано развитие туристско-рекреационного и сети автотуристских кластеров на основе частно-государственного партнерства, за счет чего возможно быстрое формирование туристской транспортной инфраструктуры.

ВЫВОДЫ

Среди основных конкурентных преимуществ Краснодарского края в сфере рекреации можно выделить: выгодное геополитическое положение; экономическая стабильность; государственная поддержка рекреационного комплекса и высокая

140

инвестиционная привлекательность региона; активное позиционирование новых видов отдыха; строительство и реконструкция средств размещения для различных сегментов потребителей, сохранение разнообразия ценовых предложений; большое количество объектов туристского показа, туристских маршрутов; широкие туристские возможности территории и т. д.

Для усиления конкурентных позиций Краснодарского края на туристском рынке России необходимо в первую очередь решить проблемы транспортного комплекса, такие как: перегруженность дорожной сети, особенно в летний период; недостаточное количество автодорог ведущих в отдаленные и труднодоступные рекреационные зоны Краснодарского края; недостаточное количество летних поездов дальнего следования, высокие тарифы на перевозку пассажиров из регионов РФ; отсутствие пассажирских судов и морских вокзалов и т. д.

Для успешного функционирования рекреационных зон Азово-Черноморского побережья Краснодарского края необходимо восстановление пляжей, проведение берегоукрепительных работ и дальнейшее развитие пляжных территорий.

Преодоление сезонности также является важным фактором в развитии туротрасли региона, поэтому для привлечения туристов в осенне-зимний период разработаны новые точки роста - заключены государственные контракты на предоставление услуг отдыха, оздоровления и лечения граждан РФ по социальным программам. Также необходимо расширить использование в санаторно-курортном лечении собственных запасов природных минеральных вод региона.

Важным в развитии рекреационного комплекса Краснодарского края является преодоление проблем водо- и газоснабжения туристских территорий.

Также на уровень конкурентоспособности влияет низкий уровень трансграничного взаимодействия Краснодарского края с соседними регионами и странами.

Для повышения конкурентоспособности туристских предприятий Краснодарского края необходима комплексная рекламная кампания услуг отдыха и оздоровления.

Таким образом, проанализировав текущее состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, можно уверенно сказать, что в последние годы наблюдается процесс переориентации российского туриста с внешнего (выездного) на внутренний туризм, возобновляется интерес к своей стране, ее истории и культуре, что способствует повышению привлекательности региональных курортов.

Список литературы

1. Туристская статистика Краснодарского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//krsdstat.ru.

2. Романова И. А., Анисимова В. В., Некрасова М. Л., Рововая Т. А. К вопросу о туризме Краснодарского края в период экономического кризиса // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2016. № 1. С. 512-515.

141

3. Куделя Е. В. Доклад Министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края о результатах и основных направлениях деятельности за 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// min.kurortkuban.ru/deyatelnost/ofitsialnye-vystupleniya/item/1255-doklad-ministra-kurortov-i-turizma-krasnodarskogo-kraya-e-v-kudeli-na-zasedanii-komiteta-soveta-molodykh-deputatov-krasnodarskogo-kraya.

4. Анисимова В. В., Романова И. А., Некрасова М. Л., Рововая Т. А. Оценка доступности баз отдыха на территории Краснодарского края // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. №1. С. 148-155.

5. На круглом столе ОНФ обсудили развитие туризма в Краснодарском крае. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//onf.ru/2016/06/01/na-kruglom-stole-onf-obsudili-razvitie-turizma-v-krasnodarskom-krae.

6. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//kurortkuban.ru/rus/for_ professional/strategy.

7. Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//investkuban.ru.

POSSIBILITIES OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE TOURIST INDUSTRY OF KRASNODAR KRAI

Romanova I. A., Anisimova V. V., Nekrasova M. L. Kuban state university, Krasnodar, Russian Federation

E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Krasnodar Krai is the leader in number of tourist arrivals in Russia, since 2006 during a high season the edge accepts more than 10 million tourists that constitutes a third of a general internal tourist flow of the country. In the conditions of keen competition with popular foreign resorts, and now and with the Republic of Crimea, the question of competitive development of a tourist industry of Krasnodar Krai is particularly acute especially. In order that Russians chose Krasnodar Krai for rest, the solution of three basic tasks - improvement of quality of a tourist product, decrease in transportation costs of tourists, development and promoting of new types of tourism is necessary. In this question special importance is purchased by creation of a modern tourist cluster in the territory of Krasnodar Krai within which new resort and recreational complexes will develop that in turn will raise competitiveness of a tourist industry of the region.

In the sphere of a recreation it is possible to distinguish from the main competitive advantages of Krasnodar Krai: advantageous geopolitical position; economic stability; state support of a recreational complex and high investment appeal of the region; active positioning of new types of rest; construction and reconstruction of means of placement for various segments of consumers, preserving a variety of price offers; large number of objects of tourist display, tourist routes, ample tourist opportunities of the territory, etc. For strengthening of competitive line items of Krasnodar Krai in the tourist market of Russia it is necessary to solve first of all problems of a transport complex, such as: congestion of a road net especially during the summer period; the insufficient number of highways of leaders in the remote and remote recreational zones of Krasnodar Krai; the insufficient number of summer intercity trains, high rates for transportation of passengers from regions of the Russian Federation; lack of passenger ships and marinas, etc.

142

Successful functioning of recreational zones of the Azovo-Chernomorsky coast of Krasnodar Krai requires recovery of beaches, carrying out shore protection works and further development of the beach territories.

Seasonality overcoming also is an important factor in development of a tourist's industry of the region therefore new points of growth are developed for involvement of tourists during the autumn and winter period - public contracts on provision of services of rest, improvement and treatment of citizens of the Russian Federation according to social programs are signed. It is also necessary to expand use in sanatorium treatment of own inventories of natural mineral waters of the region.

In development of a recreational complex of Krasnodar Krai overcoming of problems water - and gas supply of the tourist territories is important.

Also the level of competitiveness is influenced by the low level of cross-border interaction of Krasnodar Krai with the neighboring regions and the countries. The complex advertizing campaign of services of rest and improvement is necessary for increase of competitiveness of the tourist entities of Krasnodar Krai. For competitive development of entrance and internal tourism in the region development tourist and recreational and networks of autotourist clusters, on the basis of public and private partnership is planned at the expense of what perhaps fast forming of tourist transport infrastructure. Thus, having analysed a current status of a sanatorium and tourist complex of Krasnodar Krai, it is possible to tell surely that in recent years process of reorientation of the Russian tourist with external (exit) on internal tourism is observed, interest in the country, its history and culture renews that promotes increase of appeal of regional resorts.

Keywords: tourist industry, Krasnodar Krai, competitiveness of a tourist industry, problem of a tourist industry.

References

1. Turistskaja statistika Krasnodarskogo kraja (Tourist statistics of Krasnodar Krai) [Jelektronnyj resurs]. URL: http//krsdstat.ru.

2. Romanova I. A., Anisimova V. V., Nekrasova M. L., Rovovaja T. A. K voprosu o turizme Krasnodarskogo kraja v period jekonomicheskogo krizisa (Rovovaya to a question of tourism of Krasnodar Krai during an economic crisis) // Kurortno-rekreacionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitija: innovacionnye podhody. 2016. № 1. S. 512-515.

3. Kudelja E. V. Doklad Ministra kurortov, turizma i olimpijskogo nasledija Krasnodarskogo kraja o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti za 2015 g. (The report of the Minister of resorts, tourism and the Olympic heritage of Krasnodar Krai on results and the main activities for 2015) [Jelektronnyj resurs]. URL: http// min.kurortkuban.ru/deyatelnost/ofitsialnye-vystupleniya/item/1255-doklad-ministra-kurortov-i-turizma-krasnodarskogo-kraya-e-v-kudeli-na-zasedanii-komiteta-soveta-molodykh-deputatov-krasnodarskogo-kraya.

4. Anisimova V. V., Romanova I. A., Nekrasova M. L., Rovovaja T. A. Ocenka dostupnosti baz otdyha na territorii Krasnodarskogo kraja (Otsenk's Rovovaya of availability of recreation facilities in the territory of Krasnodar Krai) // Sovremennye problemy servisa i turizma. 2016. T.10. - №1. S. 148-155.

5. Strategija razvitija sanatorno-kurortnogo i turistskogo kompleksa Krasnodarskogo kraja do 2020 g. (On a round table of ONF discussed tourism development in Krasnodar Krai) [Jelektronnyj resurs]. URL: http//kurortkuban.ru/rus/for_ professional/strategy.

143

Романоeа H. A., AnucuMoea B. B., HeKpacoeaM. ïï.

6. Na kruglom stole ONF obsudili razvitie turizma v Krasnodarskom krae (The strategy of development for a sanatorium and tourist complex of Krasnodar Krai till 2020). [Jelektronnyj resurs]. URL: http//onf.ru/2016/06/01/na-kruglom-stole-onf-obsudili-razvitie-turizma-v-krasnodarskom -krae.

7. Investicionnaja strategija Krasnodarskogo kraja do 2025 g (An investment strategy of Krasnodar Krai till 2025). [Jelektronnyj resurs]. URL: http//investkuban.ru.

nocmynuna e pedaKU,uK> 06.05.2016 г.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.