Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / экономическая безопасность / туризм / туристско-рекреационный кластер / антикризисное управление / economics / economic security / tourism / tourist and recreational cluster / crisis management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.И. Берлин

В статье на основе анализа сценариев развития экономики в современных кризисных условиях проведен комплексный анализ финансово-экономического состояния туристско-рекреационного кластера Краснодарского края. Составлены вариативные прогнозы по его дальнейшему посткризисному развитию, разработан ряд практических мер по обеспечению экономической безопасности кластера путем облегчения бремени налогообложения и обязательных платежей, формирования и реализации инфраструктурных проектов в рамках реализации государственной программы, а также перспективное инвестиционное проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.И. Берлин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER OF THE KRASNODAR TERRITORY IN MODERN CONDITIONS

The article provides a comprehensive analysis of the financial and economic state of the tourist and recreational cluster of the Krasnodar territory based on the analysis of economic development scenarios in the current crisis conditions. Variable forecasts were made for its further post -crisis development, a number of practical measures were developed to ensure the economic security of the cluster by easing the burden of tax ation and mandatory payments, forming and implementing infrastructure projects within the framework of the state program, as well as promising investment design.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10831

С.И. Берлин - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики, управления и бизнеса, профессор кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края;

S.I. Berlin - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics, Management and Business, Professor of the Department of Economic Security of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State Technological University", Deputy Director for Research, chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory.

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ MEASURES TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER OF THE KRASNODAR TERRITORY IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. В статье на основе анализа сценариев развития экономики в современных кризисных условиях проведен комплексный анализ финансово -экономического состояния туристско-рекреационного кластера Краснодарского края. Составлены вариативные прогнозы по его дальнейшему посткризисному развитию, разработан ряд практических мер по обеспечению экономической безопасности кластера путем облегчения бремени налогообложения и обязательных платежей, формирования и реализации инфраструктурных проектов в рамках реализации государственной программы, а также перспективное инвестиционное проектирование.

Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the financial and economic state of the tourist and recreational cluster of the Krasnodar territory based on the analysis of economic development scenarios in the current crisis conditions. Variable forecasts were made for its further post-crisis development, a number of practical measures were developed to ensure the economic security of the cluster by easing the burden of tax ation and mandatory payments, forming and implementing infrastructure projects within the framework of the state program, as well as promising investment design.

Ключевые слова: экономика, экономическая безопасность, туризм, туристско-рекреационный кластер, антикризисное управление.

Keywords: economics, economic security, tourism, tourist and recreational cluster, crisis management.

Влияние современных объективных для пространственно-хозяйственных систем условий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на экономику России сложно оценивать, основываясь на привычных показателях. Данные по уровню занятости, инфляции и ВВП определяются с опозданием на месяцы. По мнению Счетной палаты, влияние пандемии на макроэкономику России можно было компенсировать во второй половине 2020 и в начале 2021 годов, если с пандемией удастся быстро справиться. Если же борьба с коронавирусом затянется, то это приведет к существенным недостаткам в товарных потоках и к еще более существенному ущербу. Но, уже сейчас можно определенно констатировать второй, негативный вариант развития ситуации.

В целом, по оценкам Центрального Банка России, прямой ущерб для экономики России от эпидемии коронавируса составит 0,4-0,5% ВВП ($3,7 млрд), а с учетом мультипликативных эффектов и очередного снижения добычи нефти в рамках ОПЕК+ — до 0,3% ВВП. Снижение цен на энергоносители — это еще $7 млрд, или 0,4% ВВП, которые недополучит российская экономика в 2020 году. Недополученные доходы просто не поступят в резервные фонды [4]. В отчете Центрального Банка говорится о том, что из -за карантинных мер Россия может потерять от 2,5% до 3% ВВП [1]. Главный вопрос заключается в продолжительности и количестве волн пандемии. Именно поэтому, многие аналитики пока не дают точных прогнозов. Резкий и масштабный вывод капитала обычно сопровождается девальвацией, ростом цен на импорт и сокращением инвестиций. Экономика впадает в рецессию: в лучшем случае развивающиеся страны перестают богатеть прежними темпами, в худшем - начинают беднеть [2].

Goldman Sachs уже назвал сроки возвращения курса доллара к 61 рублю. Аналитики данного банка считают, что стоимость нефти Brent после соглашения ОПЕК+ в течение ближайшего полугода может находиться в районе 30 долларов за баррель, а затем будет происходить постепенный рост к 60 долларам за баррель в течение двух лет. При этом сценарии рубль первоначально обесценится до 80 -85 рублей за доллар, а затем начнет расти до 60-65 рублей. Из чего можно сделать вывод, что российская экономика окрепнет после удара коронавируса спустя два с половиной года. Таким образом, коронавирус, безусловно, стратегически воздействует на мировую экономику, его можно считать наиболее острым шоком для мировой экономики с проявлениями полного спектра процессов глобальной рецессии [3].

Опасения и страхи, связанные с распространением вируса COVID-19 и его влиянием на мировую экономику, в свою очередь негативно повлияли и на настроения инвесторов, что в свою очередь привело к резкому снижению цен на акции на крупнейших рынках. Также произошедшее ослабление рубля является краткосрочным проинфляционным фактором. Так в ближайшее время, по словам ЦБ РФ, инфляция может превысить официальные прогнозы на 2020 год в прогнозы в 3,5-4,0% до реальных 7,5-8,0%. Предполагаемый в начале 2020 года прогнозный рост в экономике России сменился резким спадом. Несомненно, пандемия COVID-19 является временным фактором, будет преодолен глобальной вакцинацией населения, но его последствия вызывают серьезное замедление в развитии мировой и российской экономик.

В целом, необходимость совершенствования антикризисного управления обусловлена закономерностями возникновения кризисных явлений в социально -экономических системах, в том числе и в турист-ско-рекреационном кластере Краснодарского края. Исторический анализ эволюции человеческого общества свидетельствует, что нет системы, которая не развивалась бы в ритме циклической динамики, переживая фазы рождения, роста, зрелости, спада и перехода в новое состояние. Признание цикличности как многомерного явления дает основание утверждать, что циклы и кризисы являются результатом влияния внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта. Следовательно, в развитии любого хозяйствующего субъекта существует вероятность возникновения финансового кризиса, которая определяется не только ошибками в стратегии управления, недостаточным вниманием к проблеме его развития, но и объективными факторами, внешними экономическими условиями, а также политической обстановкой в стране и регионе [4].

В связи с резким увеличением числа факторов, воздействующих на финансово -хозяйственное состояние хозяйствующих субъектов туристско -рекреационного кластера, и усложнением характера их взаимодействия значительно сокращается период стабильного их развития. Следовательно, необходимо различать их антикризисное управление в условиях потенциально возможного и уже наступившего кризиса.

Как показывает практика, хозяйствующие субъекты туристско -рекреационного кластера, находящиеся изначально в одинаковых экономических условиях, могут иметь различные результаты из -за разной эффективности управления ими. Таким образом, основными чертами кризиса является, прежде всего, их неприспособленность к изменениям внешней среды; несоответствие используемых методов традиционного управления конкретной ситуации. Управлять хозяйствующим субъектом туристско -рекреационного кластера в нестандартных условиях традиционными методами невозможно. Требуются иные подходы к управлению и принятие таких мер, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить сложившуюся ситуацию, смягчить последствия кризиса [5].

В условиях быстрого негативного изменения внешней среды целесообразно использовать возможности и преимущества мониторинга, который обеспечивает эффективное выполнение функции антикризисного финансового управления хозяйствующих субъектов туристско -рекреационного кластера. Систематизированная классификация видов мониторинга позволила более глубоко осмыслить его содержание, определить возможности развития, конкретизировать задачи его проведения, определить сферу использования, методы и способы его реализации [5]. Мониторинг показателей финансово -хозяйственной деятельности может быть охарактеризован как вид практической деятельности и эффективный инструмент антикризисного управления, который обеспечивает наблюдение за оценочными показателями с целью постоянного контроля за реализацией управленческих решений. Поэтому процесс мониторинга целесообразно осуществлять по следующему алгоритму (рис.1).

Рисунок 1 - Алгоритм мониторинга показателей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера

Коронавирус оказал огромное влияние на туристско -рекреационный кластер Краснодарского края. В связи с осложненной эпидемиологической обстановкой на территории Краснодарского края, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, по состоянию на 1 июня 2020 года функционировало 141 организация санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса, общей коечной емкостью 34 384 койко-мест.

Только прямые потери туристско -рекреационного кластера Краснодарского края в связи с отменой бронирований и возвратом средств только в период жесткого карантина марте 2020 г. составили более 2,1 млрд. рублей. Кроме того, у большинства хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера отсутствуют в достаточном количестве оборотные средства и остатки на счетах для удовлетворения обращений клиентов, оплативших туры и возврата денежных средств. В связи с осложнением эпидемиологической обстановки на территории Краснодарского края, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, введенными ограничениями для организаций санаторно -курортного и гостиничного комплекса наблюдается снижение туристского потока по состоянию на 1 ноября 2020 года на 35 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1 - Заполняемость средств размещения хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного

кластера в разрезе муниципальных образований Краснодарского края [6]

Муниципальное образование Итого

Количество предприятий Количество койко-мест Заполняемость

Геленджик 737 35 108 48,69%

Сочи 1 501 129 908 71,36%

Новороссийск 74 5 226 47,53%

Анапа 285 49 636 36,78%

Туапсинский район 46 9 900 63,85%

ИТОГО Черноморское побережье 2 643 229 778 59,56%

Ейский район 53 1 796 34,92%

Приморско-Ахтарский район 17 486 16,20%

Славянский район 23 614 15,01%

Темрюкский район 60 3 065 37,94%

ИТОГО Азовское побережье 153 5 961 32,90%

ИТОГО степная зона и предгорья 623 27 877 43,43%

ИТОГО иные муниципальные образования (некурортные территории) 228 6 284 20,73%

Всего по краю 3 647 269 900 56,36%

За период апрель-ноябрь 2020 года по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера Краснодарского края в совокупности потеряли от 95 до 100% от выручки (включая оказание дополнительных услуг), то есть около 14,2 млрд. рублей (объём услуг населению, оказанных курортно-туристско-рекреационным кластером всего в 2019 году составил 99,1 млрд. руб.). По информации министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, объем услуг, оказанных крупными и средними организациями туристско-рекреационной отрасли края за январь-ноябрь 2020 года составил 13,7 млрд. рублей, динамика 85% к аналогичному периоду 2019 года [6].

На 1 ноября 2020 г. количество функционирующих средств размещения 3674 в том числе коллективных средств размещения составляет 2 574 объекта с емкостью порядка 251 тыс. мест и порядка 1,1 тыс. индивидуальных средств размещения с емкостью порядка19 тыс. мест.

Средняя заполняемость Черноморского побережья составляет 59,56%, Азовского побережья - 32,90%, степной зоны и предгорья - 43,43%, иные муниципальные образования, не относящиеся к курортным территориям - 20,73%.

Отказы предприятий и организаций отрасли по возврату денежных средств по ранее оплаченным турам в свою очередь приведут к увеличению количества исковых заявлений в суды с целью урегулирования конфликтных ситуаций, и как следствие могут привести к банкротству и прекращению деятельности хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера.

В «высокий» курортный сезон 2020 года наблюдалось значительное снижение показателей к 2019 году. В августе 2020 года достигли показателей августа 2019 года как по заполняемости, так и по турпотоку. В августе 2020 г - 87% и порядка 3,6 млн. человек соответственно, что практически аналогично августу 2020 года - 85% и более 3,8 млн. человек. Объем услуг, оказанных крупными и средними хозяйствующими субъектами туристско-рекреационного кластера края за январь-сентябрь 2020 года составил 42 523,1 млн. рублей, темп роста 87,9% к аналогичному периоду 2019 года.

Снижение отмечено во всех муниципальных образованиях края, в том числе на курортах Черноморского и Азовского побережий. Снижение отмечено в городах Геленджик (72,6%), Горячий Ключ (63,4%), Анапа (60,4%), в районах - Лабинский (65,9%), Апшеронский (64,2%), Ейский (51,0%), Туапсинский (41,4%), Темрюкский (12,6%). Рост отмечен в городах Новороссийск (149,6%), Сочи (102,5%), Краснодар (101,0%) [6].

Таблица 2 - Общая численность туристов, посетивших Краснодарский края в 2020 г.

Общее количество туристов, человек на 01.11.2019 г. на 01.11.2020 г. Темп прироста (снижения), %

16 133 066 10 554 841 -35

в том числе:

Численность организованных туристов, человек 8 740 664 6 704 648 -23

Оценочно численность неорганизованных туристов, человек 7 392 402 3 850 193 -48

Общее количество туристов в летний период, млн. чел. 01.06.2019 г.-01.09.2019 г. 01.06.2020 г.-01.09.2020 г. Темп прироста (снижения), %

10,5 6,2 -40,95

Таблица 3 - Прогнозная заполняемость Черноморского побережья и горного кластера

Краснодарского края ^

Период Черноморское побережье Горный кластер

ноябрь 2020 г. 61% 67%

декабрь 2020 г. (до 25.12.2020г.) 59% 71%

Новогодние праздники (26.12.2020 г. -10.01.2021 г.) 73% 87%

За январь-сентябрь 2020 года налоговые поступления от хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера в консолидированный бюджет Краснодарского края составили 4 823,9 млн руб., с динамикой 66,0 % (снижение на 34,0 % или на 2 490,2 млн руб.), исполнение плана - 43,9%. По всем видам налогов отмечено снижение. При плане-прогнозе на 2020 год 10 993,8 млн руб. ожидается всего 5 800 млн руб., снижение на 40 % к факту 2019 года (9 614,2 млн руб.), к плану-прогнозу 48 % [6].

За последние пять лет количество средств размещения, функционирующих на круглогодичной основе увеличилось на 79 объектов с общей вместимостью 10 546 мест. Прирост по круглогодичным средствам размещения составил 1,2 %, а по коечной емкости 2,1 %. По состоянию на 1 ноября 2020 г. количество нефункционирующих предприятий составляет 120 объектов, общей емкостью 20 162 места. Из них, находящихся в собственности иных субъектов Российской Федерации или федеральных ведомств, расположенных на курортных территориях Краснодарского края, составило 28 объектов.Основные причины приостановки деятельности: консервация, реконструкция, износ основных фондов, отсутствие финансирования и др. Большинство объектов содержатся в неудовлетворительном состоянии, имеют неприглядный изношенный вид, не отвечают требованиям безопасности отдыхающих, не являются конкурентоспособными на туристском рынке.

Хозяйствующими субъектами туристско-рекреационного кластера реализуется 94 туристских маршрутов, 190 экскурсионных маршрутов, 658 объектов туристского показа. В крае работает 347 туристских агентов, 119 туристских операторов, 144 экскурсионных организаций.

Несмотря на кризисные явления, в рамках обеспечения мер экономической безопасности Краснодарского края и задела на посткризисное развитие хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера в 2020 году было заключено 28 соглашений (протоколов) в инвестиционной сфере на сумму более 27,7 млрд рублей (таблица 4).

Таблица 4 - Объем инвестиционных соглашений в разрезе муниципальных образований _Краснодарского края [6]___

Муниципальные образования Количество Сумма

г. Новороссийск 8 2 665,5 млн руб.

Темрюкский район 6 6 644,1 млн руб.

г. Анапа 5 4 957,0 млн руб.

г. Сочи 3 6 420,0 млн руб.

Туапсинский район 3 1 620,0 млн руб.

г. Геленджик 1 2 312,9 млн руб.

Славянский район 1 170,0 млн руб.

Мостовский район 1 3 000,0 млн руб.

Особого внимания, по моему мнению, заслуживает продолжение бюджетного финансирования государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса», объем финансирования мероприятий которой за счет средств краевого бюджета на 2020 год составляет -900 690,8 тыс. рублей. В рамках туристско-рекреационного кластера Краснодарского края за счет бюджетных средств создаются объекты обеспечивающей инженерной инфраструктуры (система теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, объекты газоснабжения, электроснабжения и связи, объекты транспортной инфраструктуры), за счет средств внебюджетных источников осуществляется строительство и реконструкция объектов туристкой инфраструктуры (мини-отели, мотели, оздоровительные комплексы и т.д.). Строительство данных объектов как меры экономической безопасности обеспечило безаварийную работу системы водоснабжения и увеличило объем подаваемой воды на предприятия санаторно-курортного комплекса, а также позволило существенно увеличить пропускную способность стоков, уменьшить нагрузку на перекачивающее оборудование.

Общую ситуацию с налоговыми поступлениями в бюджеты различных уровней от хозяйствующих субъектов туристско-рекреационного кластера Краснодарского края иллюстрируют данные таблицы 5.

Таблица 5 - Налоговые поступления (с учетом курортного сбора) за 2018, 2019 _и текущий период 2020 года в разрезе налогов_

Наименование План-прогноз 2020 год Плановая динамика поступлений 2020 года Факт 12 мес. 2018 г. Факт 12 мес. 2019 г.. Факт на 01.10.2020 г. Динамика поступлений мес. Ис-пол-нение плана

тыс. руб. % тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. % %

Налог на прибыль организаций 1 248 958 110,2 815 810 1 133 728 31 841 3,1 2,5

НДФЛ 4 147 374 110,8 3 524 539 3 743 800 2 364 766 88,8 57,0

Налог на имущество организаций 3 870 059 111,1 2 845 256 3 484 133 1 788 508 69,2 46,2

ЕНВД 100 936 104,0 96 114 97 054 33 099 56,8 32,8

УСНО 1 083 341 118,4 779 426 914 984 379 757 64,7 35,1

Транспортный налог 27 774 100,6 - - 16 184 74,3 58,3

Земельный налог 265 339 100,0 - - 167 572 84,4 63,2

Патент/курортный сбор 250 000 103,9 21 232 109 301,6 240 530 225 296,1 42 255 23,6 16,9

Итого 8 082 378 9 614 229 4 823 981 66,0 43,9

В последнее время устойчиво сложилась мировая тенденция, когда стратегическое воздействие на выход экономик и их различных отраслей из системных мировых кризисов, подобных пандемии коронавируса, оказывают меры государственной поддержки и стимулирования. В свете вышеизложенного, мы предлагаем следующий комплекс мер: рассрочка и отсрочка уплаты налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды (авансовых платежей); ведение двухлетнего моратория на уплату земельного налога; реструктуризация кредитов и субсидирование ставок по ним из краевого бюджета для субъектов малого и среднего

предпринимательства; беспроцентное кредитование средств на оплату труда в период вынужденного простоя; отмена начисления НДФЛ и социальных выплат с фонда оплаты труда; отсрочка уплаты НДС; временная отмена или снижение ставок региональных налогов на имущество и на землю, включая арендную плату за использование земельных ресурсов муниципальных образований, сельхозназначения (применительно к объектам агротуризма) и земель лесного фонда; снижение налоговых ставок на имущество и прибыль экономических субъектов туристско-рекреационной отрасли; обнуление на срок от 1 до 3 лет ставок земельного налога для детских здравниц, частичная оплата коммунальных ресурсов и услуг. Это позволит минимизировать проявления современных негативных факторов пандемии и стабилизировать ситуацию в отрасли с возможностью ее дальнейшего стратегического развития.

Источники:

1. Coronavirus COVID-19 Global Cases by Johns Hopkins CSSE [Электронный ресурс]. - URL: https://gisanddata.maps.arcgis. com/apps/opsdashboard/index.htm (дата обращения: 11.12.2020).

2. Forbes [Электронный ресурс]. - URL: https://www.forbes.ru (дата обращения: 29.12.2020).

3. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 03.01.2021).

4. Берлин С.И., Кравченко Н.П., Берлина С.Х. Актуальные вопросы формирования конкурентного потенциала в системе социально-экономического развития России // Современная научная мысль. 2018. № 1. С. 130-138.

5. Берлин С.И., Берлина С.Х., Петров Д.В. Современные критерии оценки качества гостиничных услуг в Олимпийском регионе // Вестник Академии знаний. 2015. № 2 (13). С. 12-15.

6. Официальный сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края http://www.min.kurortkuban.ru/ (дата обращения 11.01.2021).

References:

1. Coronavirus COVID-19 Global Cases by Johns Hopkins CSSE [Text: electronic]. - URL: https://gisanddata.maps.arcgis. com/apps/opsdashboard/index.htm (data obrashcheniya: 11. 12.2020).

2. Forbes [Text: electronic]. - URL: https://www.forbes.ru(data obrashcheniya: 29.12.2020).

3. RF Central Bank [Text: electronic]. - URL: https://cbr.ru/ (data obrashcheniya: 03.01.2021).

4. Berlin S.I., Kravchenko N.P., Berlina S.H. Aktual'nye voprosy formirovaniya konkurentnogo potenciala v sisteme social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii (Current issues of competitive potential formation in the system of socio-economic development of Russia) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2018. № 1. P. 130-138.

5. Berlin S.I., Berlina S.H., Petrov D.V. Sovremennye kriterii ocenki kachestva gostinichnyh uslug v Olimpijskom regione (Modern criteria for evaluating the quality of hotel services in the Olympic region) // Vestnik Akademii znanij. 2015. № 2 (13). P. 12-15.

6. 6.Ministerstvo kurortov, turizma i olimpijskogo naslediya Krasnodarskogo kraya [Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of Krasnodar Region]. http://www.min.kurortkuban.ru/ (Data obrashcheniya 11.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10832

Н.Ю. Буряк - канд. культурологии, доцент кафедры педагогики и межкультурных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), mitburk@mail.ru,

N.Y. Buryak - Ph. DinCultural Studies, Associate Professor, Department of pedagogy and cross-cultural communications Academy of Marketing and Social and Information Technologies-IMSIT (Krasnodar);

Г.А. Багян - студент 4-го курса, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), 888armenia888@mail.ru,

G.A. Bagyan - 4th year student, Academy of Marketing and Social and Information Technologies-IMSIT (Krasnodar).

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ BUSINESS COMMUNICATIONS IN THE ORGANIZATION AS A FACTOR OF INCREASING ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация. Цель представленной работы - исследование деловых коммуникаций в организации как фактора повышения экономической эффективности. Методы исследования - аналитический метод, индукция, наблюдение. Основные результаты статьи заключаются в том, что в современных условиях все больше внимания уделяется человеческим ресурсам, соответственно, и деловые коммуникации играют главенствующую роль в системе экономической эффективности деятельности каждой отдельной организации. Помимо этого, в статье изложены ключевые положения построения качественной стратегии коммуникации с целью улучшения показателей организации и совершенствования ее деятельности, повышения конкурентоспособности. Предложены пути развития организации с точки зрения влияния на них деловых коммуникаций в конкурентных условиях. Продемонстрирована наглядная важность деловых коммуникаций и ее составляющая. Проведен анализ экономически целесообразных взаимоотношений в организации.

Abstract. The purpose of this paper is to study business communications in the organization as a factor of increasing economic efficiency. Research methods-analytical method, induction, observation. The main results of the article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.