Научная статья на тему 'Реализация механизма государственно-частного партнерства в проектах электронного правительства на основе принципа "платформенного управления"'

Реализация механизма государственно-частного партнерства в проектах электронного правительства на основе принципа "платформенного управления" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / "ПЛАТФОРМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" / "БЕРЕЖЛИВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / E-GOVERNMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / "PLATFORM MANAGEMENT" / "LEAN GOVERNMENT"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивановская Лилия Андреевна

Развитие информационно-коммуникационных технологий активно внедряется в сферу государственного управления. В условиях экономии бюджетных средств и востребованности повышения качества предоставления государственных услуг возрастает актуальность применения государственно-частного партнерства. В данной работе изложена сущность механизмов государственно-частного партнерства, особенности и цели их внедрения в проекты электронного правительства, а также приведены наиболее часто используемые модели. Обосновывается экономическая эффективность и польза от перехода к принципу «платформенного управления» в рамках концепции «бережливого правительства», представлены примеры международных практик. В работе разобран российский кейс проекта «Школьный портал» Московской области, реализованный между правительством Московской области и ПАО «Ростелеком». В ходе исследования было выявлено, что ГЧП проекты электронного правительства на основе принципа «платформенного управления», реализуемые в России требуют комплексного рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановская Лилия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of public-private partnerships in the e-government projects based on the principle of "platform management "

The development of information and communications technology is being introduced into public administration. In terms of budgetary savings and the demand for improving the quality of government services the urgency of public-private partnership application increases. The paper presents the entity of public-private partnership mechanism, characteristics and purpose of their introduction into e-government projects. We also show the most commonly used model. We prove the economic efficiency and the benefits of the transition to the principle of \"; platform management \" under the concept of \"lean government\". We give examples of international practices. The paper analyzed the Russian project case \"The school portal\" of the Moscow region, implemented by PJSC \"Rostelecom\" and Moscow region government. The study states that e-government PPP projects based on the principle of \"management platform\", implemented in Russia require a comprehensive review.

Текст научной работы на тему «Реализация механизма государственно-частного партнерства в проектах электронного правительства на основе принципа "платформенного управления"»

гсс/дгргвЕнна-

ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

государственно-частное партнерство

Том 3 • Номер 4 • октябрь-декабрь 2016 ISSN 2410-8367

>

Креативная экономика

издательство

Public-Private Partnership

реализация механизма государственно-частного партнерства в проектах электронного правительства на основе принципа «платформенного управления»

Ивановская Л.А.1

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Развитие информационно-коммуникационных технологий активно внедряется в сферу государственного управления. В условиях экономии бюджетных средств и востребованности повышения качества предоставления государственных услуг возрастает актуальность применения государственно-частного партнерства. В данной работе изложена сущность механизмов государственно-частного партнерства, особенности и цели их внедрения в проекты электронного правительства, а также приведены наиболее часто используемые модели. Обосновывается экономическая эффективность и польза от перехода к принципу «платформенного управления» в рамках концепции «бережливого правительства», представлены примеры международных практик. В работе разобран российский кейс проекта «Школьный портал» Московской области, реализованный между правительством Московской области и ПАО «Ростелеком». В ходе исследования было выявлено, что ГЧП проекты электронного правительства на основе принципа «платформенного управления», реализуемые в России требуют комплексного рассмотрения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронное правительство, государственно-частное партнерство, «платформенное управление», «бережливое правительство».

The implementation of public-private partnerships in the e-government projects based on the principle of "platform management"

Ivanovskaya L.A.1

1 The National Research University Higher School of Economics (HSE), Russia

введение

В последние годы все больше возрастает популярность и востребованность электронного правительства [1] (Вотоп, 2012). Эксперты связывают это с тем, что развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) способствует экономическому развитию, именно поэтому ежегодно государства выделяют миллиарды рублей на развитие эффективно функционирующего электронного правительства. В частности, в России Минкомсвязью была принята Государственная программа «Информационное общество» на 2011-2020 годы, на реали-

зацию которой было выделено финансирование из федерального бюджета в размере 1,2 триллиона рублей [6]. Для того чтобы сократить расходы налогоплательщиков на повышение эффективности работы электронного правительства, можно использовать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в проектах электронного правительства (э-правительства). Это позволит оптимизировать расходы государственного сектора за счет передачи полномочий на реализацию тех или иных функций и услуг организациям частного сектора. Помимо этого, руководствуясь принципом платформенного управления [2] (Janssen, Estevez, 2013), государство создаст конкурентную среду среди бизнеса для получения права на выполнение различных проектов электронного правительства. Также механизмы ГЧП позволят решить кадровый вопрос, поскольку будут привлекаться к реализации функций электронного правительства специалисты, уже имеющие опыт в сфере информационно-коммуникационных технологий и электронных услуг. Все это позволит оптимизировать и развивать дальше уже имеющиеся проекты. В этом и заключается актуальность данной темы.

Сущность ГЧП в области электронного правительства

Для анализа внедрения механизмов ГЧП в проекты э-правительства на основе принципа «платформенного управления» в первую очередь необходимо обозначить ряд ключевых определений. Так, электронное правительство представляет собой

ABSTRACT:_

The development of information and communications technology is being introduced into public administration. In terms of budgetary savings and the demand for improving the quality of government services the urgency of public-private partnership application increases. The paper presents the entity of public-private partnership mechanism, characteristics and purpose of their introduction into e-government projects. We also show the most commonly used model. We prove the economic efficiency and the benefits of the transition to the principle of \" platform management \" under the concept of \"lean government\". We give examples of international practices. The paper analyzed the Russian project case \"The school portal\" of the Moscow region, implemented by PJSC \"Rostelecom\" and Moscow region government. The study states that e-government PPP projects based on the principle of \"management platform\", implemented in Russia require a comprehensive review.

KEYWORDS: e-government, public-private partnership, "platform management", "lean government.

Received: 22.11.2016 / Published: 30.12.2016

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Ivanovskaya L.A. ([email protected])

CITATION:_

Ivanovskaya L.A. (2016) Realizatsiya mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v proektakh elektronnogo pravitelstva na osnove printsipa "platformennogo upravleniya" [The implementation of public-private partnerships in the e-government projects based on the principle of "platform management"]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 3. (4). - P. 291-302. doi: 10.18334/ppp.3.4.37089

использование правительством информационных и коммуникационных технологий для повышения спектра и качества государственных услуг, предоставляемых гражданам, бизнесу, организациям гражданского общества и другим государственным ведомствам экономически выгодным, эффективным и удобным способом, что способствует развитию прозрачности, подотчетности и демократии [3] (Khan, Khan, Zhang, 2012).

В сфере государственного управления на сегодняшний день существует ряд различных моделей для финансирования проектов электронного правительства, например, такие как государственное финансирование через ежегодное бюджетное ГЧП является наилучшим вариантом

ассигнование, выпуск государствен- ,

, „ финансирования электронного

ных облигаций, аутсорсинг и государственно-частное партнерство. ГЧП правительства является наилучшим вариантом из

перечисленных, поскольку в данном public-private partnership is the best

случае правительство освобождается option for financing e-government от финансовой и административной

нагрузки на предоставление услуг, при этом сохраняя важную функцию регулирования и контроля за деятельностью партнера из частного сектора [3] (Khan, Khan, Zhang, 2012). Электронное правительство приносит множество преимуществ развивающимся странам. Тем не менее, отсутствие надлежащих средств и навыков в рамках государственного и общественного сектора часто тормозят реализацию этой концепции во многих странах. ГЧП появились в качестве жизнеспособного решения этой проблемы, тем самым обеспечивая достаточно средств и навыков из частного сектора, которые будут использоваться для проектов э-правительства. Модель ГЧП помогает восполнить пробелы по качеству, скорости и эффективности услуг, предоставляемых государственным сектором. Sharma (2007) считает, что государственно-частное партнерство может быть определено как соглашение между правительством и бизнесом или некоммерческими организациями (НКО) по оказанию услуг, основанное на обмене рисками и выгодами [4] (Sharma, 2007).

ГЧП становится популярной бизнес-моделью в проектах электронного правительства, так как улучшает их экономическую эффективность и обеспечивает устойчивость. Кроме того, внедрение механизмов ГЧП позволяет преодолеть такие препятствия

ОБ АВТОРЕ:_

Ивановская Лилия Андреевна, студент департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук (La.ivanovskaya0gmail.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ивановская Л.А. Реализация механизма государственно-частного партнерства в проектах электронного правительства на основе принципа «платформенного управления» // Государственно-частное партнерство. - 2016. - Том 3. - № 4. - С. 291-302. doi: 10.18334/ppp.3.4.37089

при реализации проектов электронного правительства, как недостаток финансовых средств, отсутствие необходимых навыков, отсутствие стимулов для поощрения исполнителей.

В зависимости от проекта возможно использование нескольких моделей партнерских отношений между государственными ведомствами, которые широко используются в проектах электронного правительства во всем мире:

• Строительство, владение, управление (BOO);

• Строительство, владение, передача (BOT);

• Строительство, владение, управление, передача (BOOT) [4] (Sharma, 2007).

ГЧП предполагает юридически закрепленные договорные отношения между субъектами частного и государственного секторов. На основе этого партнеру из частного сектора предоставляются условия и стандарты по предоставлению той или иной государственной электронной услуги. Для ее успешной реализации бизнесу необходимо инвестировать свои финансовые, человеческие, временные и иные ресурсы, а также нести соответствующие риски за предоставление услуг. При этом оплату исполнитель получает только после фактического предоставления услуги.

В рамках ГЧП риски распределяются между участниками партнерства. Так, представители частного сектора, как правило, несут финансовые риски, в то время как на субъект государственного сектора ложатся административные риски. Остальные риски распределяются между бизнесом и государством в ходе переговоров.

К главным целям государственно-частного партнерства в проектах электронного правительства можно отнести: привлечение инвестиций частного сектора для использования государственной инфраструктуры при предоставлении электронных услуг; привлечение опыта, инноваций, технологий, каналов сбыта и опыта по работе с клиентами из частного сектора для эффективной работы проектов электронного правительства [9] (Ovchinnikov, Fateev, 2013).

Сущность принципа «платформенного управления»

По мнению некоторых зарубежных экспертов, к примеру (Janssen, Estevez, 2013), правительства оказываются в ситуации, когда бюджеты сокращаются, но в тоже время необходимо стимулировать экономический рост за счет инноваций.

ГЧП позволяет преодолеть такие препятствия при реализации проектов электронного правительства, как недостаток финансовых средств, отсутствие необходимых навыков, отсутствие стимулов для поощрения исполнителей

public-private partnership allows to overcome such barriers when implementing e-government projects as the lack of financial resources, skills, incentives for performers

Большинство граждан согласно с тем, чтобы размеры государственного сектора были сокращены, но при этом он сохранял способность решать социальные проблемы. Это привело к возникновению концепции «бережливого правительства», девизом которого стало «делать больше с меньшими затратами», и смысл которого заключается в изменении роли властей в соответствии с современными политическими, управленческими и демократическими вызовами. Модель управления на основе платформы позволяет правительству, бизнесу и гражданам взаимодействовать онлайн и решать социальные проблемы сообща [2] (Janssen, Estevez, 2013). Правительства становятся меньше по размеру, но вместе с этим пытаются внедрять инновационные технологии и расширяться благодаря созданию связей внутри общества. В рамках концепции «бережливого правительства» обязанности возлагаются на один ответственный государственный орган, но при этом его обязанности могут быть выполнены только путем сотрудничества между многочисленными заинтересованными сторонами: гражданами, общественными некоммерческими организациями, коммерческими организациями.

Общая идея «бережливого правительства» заключается в том, что платформы соединяют разработчиков, контент-провайдеров, государственные учреждения, поставщиков услуг и граждан на одной площадке. Платформы можно рассматривать как социально-технологические системы, которые возникают и развиваются через взаимодействие технологий, заинтересованных лиц и властей. Общественные платформы должны тесно сотрудничать с частными платформами, уже имеющими обширную базу пользователей. На основе данных этих платформ и доступных сервисов все виды приложений, передовых функций и услуг для общественных платформ могут разрабатываться третьими лицами.

Основная мотивация властей в использовании платформ состоит в том, что организация, которая управляет платформой, контролирует интерфейс между участниками и конечными пользователями, и диктует свои «правила игры». Возникшая тенденция к сотрудничеству в рамках общей экосистемы привела к введению платформенного управления. Платформы являются своего рода координационными центрами, где различные участники сотрудничают в единой среде. Платформы — это инфраструктуры, используемые различными участниками для разработки всех видов приложений и внедрения их для общественного использования и самого правительства. Они являются видами государственных и квазиобщественных объектов, как правило, используются большим количеством различных пользователей, развиваются с течением времени и составляют ценность для пользователей только после достижения необходимого количества пользователей [2] (Janssen, Estevez, 2013).

Итак, платформы — это открытые системы, которые позволяют другим участникам добавлять новые функции и услуги или изменять деятельность системы способами, не предусмотренными первоначальными разработчиками. Устойчивая платформа будет развиваться с течением времени, чтобы адаптироваться к изменяющимся потребностям

пользователей путем взаимодействия технологий, пользователей, политиков и других участников. Поскольку основная идея платформы — создание сообщества, снижение издержек и увеличение охвата и уровня контроля со стороны пользователей.

Реализация проектов электронного правительства на основе «платформенного управления»

Можно привести различные примеры реализации проектов электронного правительства на основе принципа «платформенного управления». В частности, одним из них является голландская платформа Standard Business Reporting (SBR), основанная на языке деловой отчетности XBRL. Она позволяет сравнительно просто разработать систематизацию данных для финансовой отчетности. Такой формат позволяет сделать ее доступной для машинного считывания. Также хранение данных в формате XBRL позволяет организациям частного сектора передавать государственным учреждениям отчетность в электронном виде, что существенно экономит время обработки информации.

Так, в Нидерландах с помощью данной платформы предприятия передают информацию в различные государственные учреждения: в Бюро статистики (статистику произведенной продукции, статистику инвестиций, и т. д.), Торгово-Промышленную Палату (ежегодный финансовый отчет, налоговую документацию для публикации), Налоговую службу (налоговые декларации, отчет о производительности и т. д.). То есть эта платформа основана на принципе «однократного размещения, многократного использования» в отчетах. Это означает, что, хотя данные используются в различных отчетах, фактически они публикуются однократно и адресуются конкретному ведомству. Для этого есть две причины: законодательство страны запрещает повторное использование данных другими ведомствами в иных целях, которые изначально собираются для определенной цели конкретного ведомства и различные субъекты платформы запрашивают одни и те же данные на разных юридических основаниях поэтому одни и те же данные могут быть интерпретированы по-разному.

Другой пример — информационные платформы для международной торговли. Здесь, как и в первом примере, участники делятся информацией с государственными учреждениями и другими участниками платформы. Специфичность здесь заключается во множестве контактов между компаниями в цепи поставок до того, как информация дойдет до правительства. В данном случае информация фрагментарна и ее качество довольно низкое, поскольку заинтересованным сторонам трудно получить информацию в электронном виде, к примеру, на каком корабле находится их товар и прочее. Основной сложностью и движущей силой инициативы преобразования является то, что усилия, приложенные для сбора данных из разных источников (несмотря на их низкое качество) приводят к высокому административному бремени для бизнеса и делают оценки правительства излишне ресурсоемкими.

Таким образом, платформы предлагают множество функциональных возможностей, связанных с международной торговлей для бизнеса, а также более эффективный обмен информацией между партнерами в цепи поставок. Для государства это выгодно тем, что можно использовать повторно данные и функционал платформ частного сектора. Однако в рамках этого проекта правительство должно содействовать стимулированию бизнес-сообществ, предлагая новые, менее навязчивые способы контроля за участниками платформ.

Внедрение механизмов ГЧП в проекты электронного правительства на основе принципа «платформенного управления» в России

В настоящее время в России также ведется работа по внедрению механизмов государственно-частного партнерства в проекты электронного правительства. По мнению Министра государственного управления, ИТ и связи Московской области М. Шадаева, в условиях сокращения бюджетов всех уровней власти наступает время поиска решения задач с наименьшим расходованием бюджетных средств [8]. Наряду с этим, правительство России успело понять важность информатизации и внедрения новейших ИТ-технологий в государственное управление, поэтому особую значимость сейчас приобретает развитие государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий. Этот тренд, зарождающийся в передовых регионах России в области ИТ, как раз соответствует концепции «бережливого правительства», его девизу «делать больше с меньшими затратами» и созданию проектов электронного правительства на основе принципа «платформенного управления».

Стоит обратиться к примеру проекта электронного правительства на основе ГЧП в области образования, реализованного в Московской области. Так, проект «Школьный портал» (https://school.mosreg.ru/) был запущен по инициативе Правительства Московской области, основным частным партнером которого является ПАО «Ростелеком» (акционерное общество с государственным участием) [10]. Субподрядчиком по предоставлению сервиса «Электронный дневник» выступила компания «Дневник.ру». Сегодня этот проект является самым успешным примером сотрудничества бизнеса и власти в области информатизации образования [11].

«Школьный портал» представляет собой единую площадку, связывающую преподавателей, учеников и их родителей для повышения качества образовательных

Модель управления на основе платформы позволяет правительству, бизнесу и гражданам взаимодействовать онлайн и решать социальные проблемы сообща

model-based management platform enables government, business and citizens to interact online and to solve social problems together

услуг благодаря автоматизации учебного процесса. Данный портал предоставляет пользователям доступ к электронному дневнику и электронному журналу, дает возможность просматривать результаты экзаменов (ЕГЭ, ГИА), расписание занятий в школах, а также учебные планы занятий. Благодаря интеграции с порталом госуслуг Московской области, пользователям доступны различные государственные услуги в электронном виде в области образования, к примеру, подача заявления на прием и зачисление детей в образовательные организации на территории Московской области и другие. Все участники образовательного процесса могут воспользоваться электронными образовательными ресурсами и коммерческими сервисами [11].

Частный партнер был выбран путем проведения открытого конкурса на право заключения инвестиционного контракта о создании единой информационной системы учета и мониторинга образовательных достижений школьников Московской области. Эта система должна была создаваться за счет средств частной компании в размере не менее 53 млн рублей. Правительство МО взяло на себя обязательства по предоставлению «серверных мощностей, системы хранения данных, системы управления, общесистемного программного обеспечения, системы виртуализации стоимостью затрат средств бюджета Московской области» [7] на сумму 25 млн рублей. В конкурсе участвовало 2 заявки — от «Ростелекома» с объемом инвестиций в размере около 57 180 000 рублей и «ИРТеха» — в размере 53 810 000 рублей. «Ростелеком» одержал победу в конкурсе благодаря критериям, касающихся опыта и количества платных сервисов (51 услуга), несмотря на то, что «ИРТех» лидировал по критериям деловой репутации и сроку окупаемости (2 года против 2 лет и 8 месяцев у конкурента).

После начала эксплуатации платформы вся система будет принадлежать Правительству Московской области, однако зарабатывать на этой платформе частный партнер сможет в течение 7 лет. При этом прибыль за этот период не может превышать 80 млн рублей, если же она будет выше, то до конца этого периода она будет распределять в равные доли между Ростелекомом и бюджетом Московской области ежеквартально.

Таким образом, соотнося данную модель ГЧП с ранее изложенной теорией, можно сказать, что проект «Школьный портал» основан на модели отношений между государственными структурами и прочими игроками строительство, владение, управление (Build, Own, Operate — BOO).

Итак, различные участники платформы, основанной на государственно-частном партнерстве, получают ряд преимуществ.

Преимущества пользователей в лице преподавателей, учеников, родителей [11]:

• доступ к странице образовательной организации,

• доступ к инструменту для управления расписанием уроков и занятий,

• доступ к электронному журналу,

• доступ к интерактивному модулю управления домашними заданиями,

• возможность автоматического формирования ведомостей и отчётов,

• доступ к различным сервисам дистанционного обучения,

• доступ к электронному образовательному контенту,

• доступ к инструментам коммуникации,

• возможность создать портфолио для учеников.

Преимущества частного партнера (в лице Ростелекома):

• возможность предоставления дополнительных платных сервисов: онлайн тестирования (ЕГЭ), выбора репетитора, покупки электронного образовательного контента [8],

• право зарабатывать на рассылке платных смс и рекламе «об учебном оборудовании/товарах/услугах для организации учебного процесса» [5].

Преимущества органов власти Московской области [11]:

• сокращение бюджетных расходов [8],

• реализация госуслуг в сфере образования,

• сбор статистики, формирование отчётов о деятельности подведомственных организаций,

• мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса в разрезе муниципалитетов МО,

• возможность быстрого информирования и оповещения о проведении мероприятий в сфере образования.

Можно сказать, что выделенные преимущества для всех участников проекта в значительной степени совпадают с ранее выделенными преимуществами в общемировой практике ГЧП в проектах электронного правительства.

Что касается финансирования проекта, вся информация и документация о заключении инвестиционного договора размещена на сайте Комитета по конкурентной политике Московской области (http://zakaz-mo.mosreg.ru/dokumenty/investitsionnye-^отщ/). Однако информацию о контракте на портале www.zakupki.gov.ru найти не удалось. Безусловно, региональный бюджет экономит почти 57,2 млн рублей на создании и запуске всей платформы, что позволяет считать достигнутой основную цель государства от внедрения механизма ГЧП в проект — экономия бюджетных средств посредством перенесения финансовых рисков на частную компанию и развитие информатизации. Это можно отнести к достоинству рассматриваемого проекта.

Поскольку «Ростелеком» является акционерным обществом с государственным участием, это может подразумевать некое преимущество при получении контракта. В данном случае существует риск большего влияния со стороны государства и «сговора» в процессе управления платформой, чем при партнерстве с «независимой» коммерческой организацией. Также на вовлечение в проекты ГЧП могут влиять личные взаимоотношения и интересы между главой компании и государственным заказчиком. Кроме того, «Ростелеком» является лидером и крупнейшим поставщиком услуг связи и 1Т, что свидетельствует о слабой конкуренции на заключение партнерских контрактов в области электронного правительства. Так, «Ростелеком» вместе с субподрядчиком вытеснили с рынка другого «игрока», компанию «Вебмост», предоставляв-

шую услуги электронного журнала 270 школам Подмосковья до заключения партнерства и создания портала [5]. Данная компания не смогла принять участие в конкурсе наравне с другими участниками. Это является недостатком проекта.

Анализ приведенного кейса показал, что в России в настоящее время существуют механизмы ГЧП в проектах электронного правительства. Существуют регионы-лидеры в данной области и один из них — Московская область. Проект «Школьный портал» основан на модели партнерских отношений строительство, владение, управление (Build, Own, Operate — BOO). То есть государство обеспечивает технологическое функционирование платформы, владеет ею, имеет право на осуществление политики развития и управления проектом. При этом коммерческий партнер занимается финансированием

системы, предоставлением платных дополнительных услуг в области образования и имеет право извлекать из этой деятельности прибыль в течение 7 лет. Кроме того, государством достигается главная задача — экономия бюджетных средств, соблюдается принцип «бережливого правительства». Также осуществляется сотрудничество между бизнесом и властью на основе принципа «платформенного управления», а именно: Министерству образования Московской области с помощью данного проекта проще собирать отчетность по образовательным организациям, так как все их отчеты выгружаются в систему однократно, а могут использоваться несколько раз и для различных целей. Однако данный проект и последующие проекты э-правительства на основе ГЧП имеют недостаток, заключающийся в слабой конкуренции между частными партнерами на право участия в проектах. Тем не менее, такие ГЧП проекты электронного правительства на основе принципа «платформенного управления» можно рассматривать комплексно с различных аспектов. В дальнейших исследованиях можно углубиться в анализ эффектов от функционирования таких проектов, оценить экономическую выгоду, решить, нужно ли продолжать их эксплуатацию и рассмотреть перспективы их развития, сформулировать рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Государственно-частное партнерство является формой сотрудничества между государственным и частным сектором в целях финансирования, проектирования, планирования, разработки и реализации проектов, которые рассматриваются как традиционно подпадающие под компетенцию государственного сектора. Правительства применяют механизмы ГЧП для освобождения от финансовой и административной

Существуют регионы-лидеры в области государственно-частного партнерства и один из них — Московская область

there are regions-leaders in the field of public-private partnership and one of them is the Moscow region

нагрузки на предоставление услуг, при этом сохраняя функцию регулирования и контроля за деятельностью партнера из частного сектора.

Существующая потребность в сокращении расходов государственных бюджетов привела к возникновению концепции «бережливого правительства», общая идея которой заключается в том, что платформы соединяют разработчиков, контент-провайдеров, государственные учреждения, поставщиков услуг и граждан на одной площадке, позволяя им взаимодействовать друг с другом.

В качестве практического применения механизма ГЧП в э-правительстве был рассмотрен кейс проекта «Школьный портал» Московской области. Данный проект основан на модели партнерских отношений строительство, владение, управление (Build, Own, Operate — BOO). В качестве достоинства проекта можно выделить экономию средств регионального бюджета в размере 57,2 млн рублей, что указывает на достижение основной цели государства от внедрения механизма ГЧП — экономия бюджетных средств посредством перенесения финансовых рисков на частную компанию. Однако минусом проекта является слабая конкуренция между частными партнерами на право участия в проекте.

Таким образом, можно сказать, что ГЧП проекты электронного правительства на основе принципа «платформенного управления» реализуются и в России и их можно рассматривать комплексно с различных сторон. Однако дальнейшие исследования требуют углубления в анализ эффектов от функционирования таких проектов, более детальную оценку экономической выгоды, оценку расчета стоимости таких контрактов, рекомендации по устранению имеющихся недостатков при внедрении механизмов ГЧП в проекты электронного правительства.

Выражаю благодарность Е.М. Стырину, доценту кафедры государственной и муниципальной службы Департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ за напутствие и помощь в выборе темы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Bonson E.et al. Local e-government 2.0: Social media and corporate transparency in municipalities // Government information quarterly. — 2012. — № 2. — P. 123-132.

2. Janssen M., Estevez E. Lean government and platform-based governance — Doing more with less // Government Information Quarterly. — 2013. — P. 1-8.

3. Khan F., Khan S., Zhang B. Public-Private Partnerships and E-Government // Software Engineering and Knowledge Engineering: Theory and Practice. — 2012. — P. 221-228.

4. Sharma S. Exploring best practices in public-private partnership (PPP) in e-Government through select Asian case studies // He International Information & Library Review. — 2007. — № 3-4. — P. 203-210.

5. В Подмосковье запущен частно-государственный портал электронных дневников. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 13.05.2016 ).

6. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы). [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1 /#section-finance ( дата обращения: 15.01.2016 ).

7. Извещение о проведении открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора о реализации проекта по созданию, внедрению, обеспечению функционирования аппаратно-программного комплекса единой информационной системы учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся общеобразовательных организаций Московской области

8. Московская область решила развивать ИТ с помощью государственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/top/ moskovskaya oblast reshila razvivat ( дата обращения: 13.05.2016 ).

9. Овчинников С. А., Фатеев М. А. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в электронном правительстве // Вестник Саратовского Государственного Социально-Экономического Университета. — 2013. — № 1. — c. 112-116.

10. «Ростелеком» победил в конкурсе по созданию в Московской области уникальной системы учета успеваемости школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rostelecom.ru/press/news/d430750/ (дата обращения: 14.05.2016 ).

11. Школьный портал Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https: // school.mosreg.ru/about/project (дата обращения: 14.05.2016 ).

REFERENCES:

Bonson E.et al. (2012). Local e-government 2.0: Social media and corporate transparency in municipalities Government information quarterly. 29 (2). 123-132.

Janssen M., Estevez E. (2013). Lean government and platform-based governance — Doing more with less Government Information Quarterly. 30 1-8.

Khan F., Khan S., Zhang B. (2012). Public-Private Partnerships and E-Government Software Engineering and Knowledge Engineering: Theory and Practice. 221-228.

Ovchinnikov S. A., Fateev M. A. (2013). Aktualnye voprosy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v elektronnom pravitelstve [The actual issues of public-private partnership in e-government]. Vestnik Saratovskogo Gosudarstvennogo Sotsialno-Ekonomicheskogo Universiteta. (1). 112-116. (in Russian).

Sharma S. (2007). Exploring best practices in public-private partnership (PPP) in e-Government through select Asian case studies He International Information & Library Review. 39 (3-4). 203-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.