Научная статья на тему 'Кибергосударство Российская Федерация. Цифровая трансформация методом платформенного управления'

Кибергосударство Российская Федерация. Цифровая трансформация методом платформенного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / платформенное управление / government management / platform management / project management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Олеся Алексеевна, Титова Марина Владимировна

В данной статье раскрываются особенности перехода к «платформенному управлению» в рамках концепции «бережливого правительства» с учетом экономических, социальных и технологических основ развития современного государственного управления в процессе развития цифровой экономики в глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBER STATE RUSSIAN FEDERATION. DIGITAL TRANSFORMATION BY PLATFORM CONTROL METHOD

This article reveals the specifics of the transition to the principle of “platform management” in the framework of the concept of “lean government”, taking into account the economic, social and technological foundations for the development of modern government in the development of the digital economy in the global world.

Текст научной работы на тему «Кибергосударство Российская Федерация. Цифровая трансформация методом платформенного управления»

КИБЕРГОСУДАРСТВО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОМ ПЛАТФОРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Волкова Олеся Алексеевна, студент (e-mail: lesiaran@bk.ru) Титова Марина Владимировна, к.э.н., доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г.Липецк, Россия (e-mail: titovamarina@yandex.ru)

В данной статье раскрываются особенности перехода к «платформенному управлению» в рамках концепции «бережливого правительства» с учетом экономических, социальных и технологических основ развития современного государственного управления в процессе развития цифровой экономики в глобальном мире

Ключевые слова: государственное управление, платформенное управление

Государственное управление в Российской Федерации уже долгое время реализовывается в условия непрекращающихся, а моментами и радикальных реформ. Тот факт, что многие эксперты и сегодня ведут разговор о том, что система государственного управления находится на новом витке реформирования, как нельзя лучше подтверждает проблему затянувшегося, вошедшего в норму процесса непрерывной изменчивости. Главной целью и «лозунгом» данных изменений признано стремление к улучшению качества жизни и повышение её уровня.

Государственный аппарат России прошел долгий путь реформ и изменений, сумел накопить достаточный опыт, который и в дальнейшем позволит отсечь все ненужное, а также выделить подходящее для общества в сложившихся социально-политических и экономических условиях.

Сегодня мы живем в период глобальных изменений и трансформаций. Каждый студент из курса современной истории знает, про «десятилетие больших ожиданий», «шальные девяностые», «снятие железного занавеса» и модификацию Союза в Федерацию. Сегодня на наших глазах происходит нечто равное по значимости, а может и превышающее - это трансформация государственного управления из «государства с человеческим лицом» в «государство одного клика». Для молодого поколения это будет данностью, а для людей старшего поколения-страшным сном, похожим на фильм о заговоре компьютеров или ограниченности времени.

Необходимо разобраться, что же такое платформенное управление и что с ним делать, обороняться или подчиниться?

Под платформенным управлением понимают способность государственного аппарата предоставлять государственные услуги и осуществлять

внутреннее и внешнее субъектно-объектное взаимодействие более чем на одной аппаратной платформе и (или) операционной системе.

Кажется, только недавно изо всех отчетов, посланий и статей доносились термины «проектное управление» (метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных целей) и каждый первоклассник уже с гордостью может сказать, что умеет воплощать в жизнь небольшой, но свой, личный научный или социальный проект. На государственном уровне главными локомотивами разработки и внедрения государственного проектного управления были города федерального значения, такие как: Москва и Санкт-Петербург, после чего произошла передача опыта и разработок на апробацию и реализацию субъектам РФ и муниципальным образованиям, которые только сейчас начали разбираться в применении данного инструмента для организации своей деятельности.

На международной научно-практической конференции«Гайдаровский форум 2018», Вице-президент Центра стратегических разработок, руководитель направления «Институты и общество», Мария Шклярук озвучила: «С 2015 года Центр стратегических разработок осуществлял подготовку идеи «Государства-как-Платформы» - это такое государство, в котором государственный аппарат малочисленен, решения принимаются быстро, а также не существует посредников между человеком и его данными в лице государственных органов.

На сегодняшний день система государственного управления, которая еще не успела все цело апробировать форму проектного управления, получает еще один «укол реформы» связанной с неизбежным и стремительным наложением следующего витка изменений, а именно платформенного управления.

Для того, чтобы в полной мере использовать платформенное управление в государственном секторе по видению центра стратегических разработок, необходимо модифицировать следующее[13]:

- создать необходимый ответственный орган для контроля и координации за происходящими изменениями в государственном управлении, а именно «Министерство по цифровой трансформации». Интересным является тот факт, что при общем сокращении органов и снижении процента бюрократии в государстве в целом, данное предложение весьма сомнительно. Однако появляется конкретный ответственный за происходящее, что немаловажно при проведении изменений;

- переход всех государственных услуг в форму «биометрических данных», особенно связанных с контрольно-надзорными функциями. К этому пункту у общественности наибольшее количество вопросов, самыми интересными являются высказывания: «Россию ждет цифровой апокалипсис!» или «Вы хотите страну превратить в Цифровой ГУЛАГ?». И здесь стоит отметить, что все не так страшно, как видится обывателям и скептикам. Во-первых,это безопасность: никто не сможет прийти по чужому утерян-

ному паспорту и оформить кредит или осуществлять махинации связанные с брачными аферами и многое другое. Так же новый интересный и приятный формат сможет принять процедура выборов, никаких бумажек, подтасовок извне, все строго и практично, кабинка и урна с отпечатком пальца или рисунком по сетчатки глаза. Во-вторых, поднимается вопрос о сохранности персональных данных, гарантиях неприкосновенности личной информации и тому подобное. Однако, сами того не замечая, многие уже давно передают свои данные государству добровольно и без особых проблем. И не своему, а какой-то компании из штатов, заходя в социальные сети и мессенджеры, а так же все уже спокойно относятся к необходимому сбору биометрических данных для заграничного паспорта. Поэтому, на самом деле, ничего нового и страшного в этом нет;

- внедрить систему «цифровой двойник гражданина». «Цифровой двойник» или как его называют разработчики «DigitalTwin», уже не первый год находится на «гребне волны хайпа» (Нуресус1е),а так же в перечне долгосрочно перспективных инвестиционных разработок. Это своего рода имитационная модель реального объекта, в науке для выявления и устранения аномалий в той или иной области. На государственном уровне это планируется использовать для осуществления удаленных юридических операций или трансфертов. Работать принцип перехода к данной модификации будет следующим образом: если гражданин в силу каких-либо причин или личных убеждений не захочет осуществлять передачу данных для создания двойника, то государство заставлять не будет, но всячески поспособствует скорейшему пересмотру своего мнения. Допустим, человек собрался продать свою дачу. При наличии цифрового двойника он сможет это сделать в один клик, закрепив электронной подписью договор купли-продажи и получив оповещение о поступивших на банковскую карту денежных средствах с полной прозрачностью и достоверностью данных о переводе средств и о самом покупателе (продавце).Это еще один плюс кибергосударства. Приятным бонусом будет служить, помимо безопасности и сэкономленного времени, уменьшенная налоговая ставка за данную сделку, ведь это сделка без дополнительных государственных участников в лице живого человека, а следовательно меньше затрат на содержание государственного аппарата. А вот если такого нет, то гражданин может стоять в очередях, собирать документы, ходить в банки, опрашивать знакомых и «сёрфить» в интернете в поисках информации о продавце (покупателе) и заплатить по полной: временем, деньгами и безопасностью;

- создание единой платформы с полным массивом всех данных о гражданах, совокупного банка архивов всех организаций ведомств и министерств.

Доступность, удобство быстрота, это многие иные положительные моменты внедрения новой формы государственного управления, как для объекта государственной политики, так и для самих субъектов. Справедливо заметить, что когда все данные надежно и компактно хранятся в одном

месте (без возможности изменения) и могут быть получены в любое время по запросу - это мечта любого управленца и гражданина и никаких очередей, потерь документов и времени, благодаря вездесущему блокчейну.

Проведение данных изменений при осуществлении государственного управления решает большое количество имеющихся проблем, но, к сожалению, создает ряд новых.

Во-первых, универсализируя всю систему государственных и муниципальных органов в РФ, что очень важно и необходимо сегодня, ведь все субъекты РФ до сих пор имеют различные названия своих органов, структуру, должности, внедрение единой платформы ставит проблему единой классификации и использование единых подходов всеми органами власти. Это является одной из наиболее болезненных проблем на сегодняшний день для отечественных Система управления базами данных при внедрении система электронного документооборота в органах государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Но, в результате, производя необходимые структурные трансформации, получим переход к модели «единого банка данных» и упорядоченного государственного и муниципального аппарата.

Во-вторых, поднимается проблема сокращения штата государственных служащих, их переобучения. Увольнение - это всегда негативно, но многие из «бывших государственных служащих» смогут, например, перепрофилироваться в штат обеспечивающих бесперебойную работу государственной цифровой системы, так называемых государственных системных администраторов (ГосСисАдмин) или перейдут в киберполицию.

В-третьих, возрастание опасности и негативных последствий кибератак на кибергосударство. Вот здесь и пригодится новая «киберполиция» и, в скором будущем, а, возможно, уже вовсю готовое кибероружие для защиты от врага.

В-четвертых, большие затраты по воссозданию и поддержанию цифровой платформы государства. Однако, скорее всего, они окупятся за счет сокращения бюрократических цепей, пересылок, сокращения штата и увеличения налоговых поступлений от граждан в связи с повышением эффективности государственных функций, а так же за счет прогнозируемого в ближайшем пятилетнем периоде абсолютного ухода от наличных денег для расчета между гражданами и бизнесом, что сведет к почти полной невозможности уклонение от уплаты налогов.

Примерно, таким образом, выглядит государственная форма кибергосу-дарства в России, управляемого на основе платформенной модели.

Начало всему этому, можно считать, было положено еще в указе «О создании Совета по развитию информационного общества в России» № 1576, который подписал Президент РФ Дмитрий Медведев 6 ноября 2008 года.

«Информационное общество» — это первая государственная программа, утвержденная постановлением Правительством РФ №313 от 15 апреля 2014 года "Информационное общество (2011-2020 годы)», в целях перехо-

да к программным принципам формирования бюджета страны. Программа содержит в себе четыре параллельно реализуемых проекта (стык платформенного и проектного управления) внедрение одного требует успешной реализации другого:

1. «Информационная среда»;

2. «Информационное государство».

3. «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;

4. «Безопасность в информационном обществе»;

Внешне эти проекты очень похожи на ранее указанные необходимые сферы изменений. Планируемый период реализации с 2010 по 2020 год.

Липецкая область одной из первых активно включилась в реализацию данной программы и достигла внушительных результатов. На сегодняшний день все муниципалитеты области обеспечены как минимум одним МФЦ, который существенно улучшил жизнь граждан. Общий объем финансирования данной программы, составляет 1,2 трлн. рублей (по данным на 2014 год).

Однако, созданные системы для реализации первого и второго проекта, порождают следующую критику со стороны компьютерного сообщества: «Системы смогут: приостановить платежи или обнулить ваш банковский счет; приостановить действие или «обнулить» все ваши льготы и пособия; дистанционно лишить вас водительских прав; лишить вас вашей собственности, выписать из занимаемой квартиры; объявить вас уклоняющимся от уплаты налогов; объявить вас участником антиправительственных действий или террористом (на основании показаний «электронных» свидетелей); поставить вне закона любую группу населения по любому призна-ку»[20].

Имеется ли механизм преодоления данных противоречий? Развеем тучи неконструктивной критики. Государство не сможет осуществлять использование своих скрытых возможностей по прессингу населения в своих целях, потому что при создании государственной платформы имеются в наличии специальные инструменты общественного контроля над механизмом разработки и работы самой платформы с помощью экспертных советов, которые усиленно привлекаются к проектированию. Немаловажным важным является и тот факт, что в отличии от программы «Цифровое об-щество»,государство, как платформа, будет реализовываться по форме государственно-частного партнерства (ГЧП),сокращая тем самым бюджетные расходы, стимулируя бизнес к развитию высокотехнологичных, инновационных и наукоемких сфер своей деятельности, развивая собственную кибернауку. Таким образом, противопоставляя друг другу двух союзников сделки Бизнес и государство, уравновешивая их интересы, гарантируется сохранение безопасности для среднестатистического гражданина.

Опасение о конфиденциальности данных и возможности компромата, является достаточно прозаичным. Что может знать о гражданах государст-

во, что не должны знать соседи или враги? Чем человека может скомпрометировать фотография на паспорт или чек из ювелирного магазина? Если уже сегодня все это по собственной воле, ежедневно передается в электронной форме через сэлфи в Instagram и кредитку в магазине при помощи онлайн-банкинга. А вот с гражданами, информацию о которых знать не следует (секретные служащие, военные и др.), необходимо скрывать. Статус такого человека должен определяться особым исключительным образом, с последующим применением двух методов «замаскированности» с применением цифровых технологий или изъятия из общей системы данных.

Главными факторами, тормозящими реализацию проекта электронного правительства на основе «платформенного управления» являются: -недостаток финансовых средств у государства;

-отсутствие необходимых навыков у исполнителей(проекта и самих услуг);

-низкая конкуренция среди потенциальных частных партнёров по реализации;

-отсутствие четко сформированной структуры стимулов для исполнителей.

В настоящее время в России ведется активная работа по введению механизмов государственно-частного партнерства в проекты электронного правительства. Стоит отметить, что в условиях запроса со стороны граждан на то, что бы размеры государственного сектора были сокращены, но при этом он сохранял способность эффективно и своевременно решать социальные проблемы на всех уровнях, предопределяет возникновение тренда по поиску решений проблем государства с минимально возможным расходованием бюджетных средств[7]. Одновременно с этим, правительство России осознает важность внедрения новейших ИТ-технологий в государственное управление на нынешнем этапе его развития. Государство на сегодняшний день располагает в своем арсенале рядом инструментов по решению проблемных аспектов внедрения «бережливого правительства»: -аутсорсинг;

-финансирование методом выпуска государственных облигаций; -заем денежных средств у национальных банков;

-созданию проектов электронного правительства на основе принципа «платформенного управления»;

- развитие государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий.

Именно симбиоз двух последних форм, рассматривается экспертами центра стратегических разработок институты и общество, как наиболее перспективный.

Резюмируя, необходимо отметить, что никто не призывает государственную систему управления к революции и к действиям по принципу «молниеносной войны». Понятно, что в одночасье управленческие систе-

мы включить и выключить не получится. Необходимо сначала создавать рядом с ними новую информационно-технологическую платформу, постепенно перенося на нее сервисы, сгруппированные по новым принципам (сегодня это процесс перехода на электронный портал государственных услуг или подачу данных для оплаты налогов в электронной форме и т.д.). Переход должен быть поступательным. На сегодняшний день стоит вопрос иного доверия, а именно к электронному устройству и такой модели будущего, в котором никто еще не жили. Скорее всего, в большинстве случаев придется воспользоваться методом «проб и ошибок». Но это глобальное будущее, которое вершиться на наших глазах.

Список литературы

1. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2013. - С.200.

2. Буров Василий, Шклярук Мария, Шаров Андрей:- исследование центра стратегических разработок институты и общество,«Проектный подход в государственном управлении: опыт, проблематика и перспективы» кйр8://г08С0п§ге88.0г§/.(дата обращения: 25.09.2018)

3. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И. А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - С.494.

4. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие /

B.П. Васильев. - М.: ДиС, 2016. - С.352 .

5. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С.238 .

6. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2015. -383 с.

7. Ивановская Л. А. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия//Реализация механизма государственного частного партнерства в проектах электронного правительства на основе принципа платформенного управления. Журнал «Государственно-частное партнерство», Том 3 Номер 4, октябрь-декабрь 2016, Public-PrivatePartnership ISSN 2410-836 С. 11-23.

8. Купряшин Г. Л Основы государственного и муниципального управления. Учебник и практикум для академического бакалавриата, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва). 2016г. / Гриф УМО ВО,КБ№ 978-5-9916-6703-6,С.500

9. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Лит-вак. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - С.624 .

10. Лобанов В.В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения// Вопросы государственного и муниципального управления,2015.№2 С.136-145.

11. Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - С.135

12. Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие /

C.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - С.556.

13. Петров Михаил, Буров Василий, Шклярук Мария, Шаров Андрей:- исследование центра стратегических разработок институты и общество, «Государство как платформа (кибер)государство для цифровой экономики цифровая трансформация» https://roscongress.org/. (дата обращения: 25.09.2018)

14. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -С. 384 .

15. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организаций", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом" / К.В. Решетникова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - С.175.

16. Самойлов, В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В. Д. Самойлов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - С.271.

17. Смирнов Николай: Вестник цифровой трансформации CIO.RU «Цифровое государство с человеческим лицом» от 09:43 29.07.2018URL: https://www.cio.ru/ articles/290718 (дата обращения: 25.09.2018).

18. Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - С.320.

19. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие, Издательство: Кнорус.2017г.С.200.

20. Чипизация населения. УЭК. Электронное рабство//ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. 2016.URL: https://vk.com/topic-76518762_33476346?post=2278 (дата обращения: 25.09.2018).

Volkova OlesyaAlekseevna, student (e-mail: lesiaran@bk.ru)

Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russia Titova Marina Vladimirovna, Cand.Econom.Sci., associate professor

Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Lipetsk, Russia (e-mail: titovamarina@yandex.ru)

CYBER STATE RUSSIAN FEDERATION. DIGITAL TRANSFORMATION BY PLATFORM CONTROL METHOD

Abstract. This article reveals the specifics of the transition to the principle of "platform management" in the framework of the concept of "lean government", taking into account the economic, social and technological foundations for the development of modern government in the development of the digital economy in the global world. Keywords: government management, platform management, project management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.