Научная статья на тему 'Использование платформенных технологий в современном государственном управлении'

Использование платформенных технологий в современном государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1819
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПЛАТФОРМЕННАЯ ЭКОНОМИКА / PUBLIC ADMINISTRATION / DIGITALIZATION / PLATFORM ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Ирина Леонидовна

В статье рассматриваются современные направления государственного управления в условиях развития платформенной экономики. Выявлена цель цифровой трансформации государственного управления, которая базируется на принципах клиентоориентированности, омниканальности, максимизации полезности деятельности органов власти для граждан. Также определены преимущества и недостатки платформенной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PLATFORM TECHNOLOGIES IN MODERN PUBLIC ADMINISTRATION

The paper discusses the modern directions of public administration in the development of a platform economy. It also reveals the goal of digital transformation of public administration, which is based on the principles of customer orientation, omni-channelity, and maximizing the usefulness of government activities for citizens. The author determines advantages and disadvantages of the platform economy.

Текст научной работы на тему «Использование платформенных технологий в современном государственном управлении»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.22

Авдеева И.Л.1

использование платформенных технологий в современном государственном управлении

Аннотация. В статье рассматриваются современные направления государственного управления в условиях развития платформенной экономики. Выявлена цель цифровой трансформации государственного управления, которая базируется на принципах клиентоориенти-рованности, омниканальности, максимизации полезности деятельности органов власти для граждан. Также определены преимущества и недостатки платформенной экономики.

Ключевые слова: государственное управление, цифровизация, платформенная экономика.

Avdeeva I.

USE OF PLATFORM TECHNOLOGIES IN MODERN PUBLIC ADMINISTRATION

Abstract. The paper discusses the modern directions of public administration in the development of a platform economy. It also reveals the goal of digital transformation of public administration, which is based on the principles of customer orientation, omni-channelity, and maximizing the usefulness of government activities for citizens. The author determines advantages and disadvantages of the platform economy.

Keywords: public administration, digitalization, platform economy.

Распространение цифровых технологий в течение длительного периода определяет траектории развития экономики, общества и государства. Становление цифровой экономики - одно из приоритетных направлений для большинства стран, в том числе и России.

Платформенная экономика - феномен макроэкономического изменения механизма формирования стоимости следующей промышленной революции [1].

В первую очередь необходимо ознакомиться с подходами к определению понятия «платформенная экономика».

Работа рынков основывается на новом принципе хозяйствования, который осуществля-

ется в результате взаимодействия так называемых платформ и экосистем.

Иными словами, вместо типичного предоставления продуктов и услуг, компании образуют технологические платформы, предоставляющие возможность участникам рынка самим создавать новые продукты и услуги, а также производить обмен совместно созданными ценностями. Выгода для присоединившихся компаний состоит в том, что они получают доступ к тем технологическим решениям и связанных с ними экосистем, которые не находятся в их собственности.

Платформенная экономика - это использование для работы компании внешних платформ и связанных с платформами экосистем,

1 Авдеева Ирина Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Орёл, e-mail: [email protected], т. +7 (4862) 71-49-19

Irina Avdeeva, Ph.D. in Economics, Associated Professor, Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, Orel, e-mail: [email protected], tel. +7 (4862) 71-49-19

не находящихся в собственности компании и не контролируемых ими.

Например, цифровые компании, такие как Google, Amazon и др., - это платформы, которые дают возможность создавать новые продукты, услуги и бизнес-модели, позволяющие этим платформам действовать.

Жан-Шарль Роше и Жан Тироль в своем труде «Platformcompetitionintwo-sidedmarkets» подробно описывают теоретический аспект платформенной экономики на абстрактном примере конкретных фирм.

Суть многосторонних систем заключается в том, что одна из компаний служит платформой для реализации потенциала других компаний-соучастников, сфера интересов которых совпадает с интересами главной компании-платформы лишь косвенно.

Целью цифровой трансформации государственного управления является создание цифрового правительства, которое базируется на идеях клиентоориентированности и омника-нальности, максимизации полезности деятельности органов власти для граждан и «цифро-визации по умолчанию» (digitalby default).

В сфере государственного управления развиваются принципы «гибкого управления» (agile), предполагающие постоянное использование механизмов обратной связи на протяжении всего срока реализации мероприятий и программ.

В Великобритании в 2014 г. была принята цифровая стратегия (DigitalStrategy), базирующаяся на концепции «цифровизации по умолчанию» (digitalbydefault), и создан стандарт оказания цифровых услуг, включающий 18 различных критериев, среди которых понимание потребностей клиентов, использование гибких, итеративных и ориентированных на пользователя методов, открытых стандартов и общих платформ, стимулирование использования цифровых сервисов и др. [2].

Важное место отводится формированию платформенной модели (Government as a Platform) в системе госуправления. Это подразумевает создание комплексной инфраструктуры для предоставления госуслуг и повышения эффективности системы государственного управления. Развитие партнерства с компа-

ниями, некоммерческими организациями и гражданами в рамках платформы позволяет значительно снизить трансакционные издержки и риски, повысить производительность труда, качество обслуживания и уровень удовлетворенности потребителей. Государство берет на себя функции создания и управления экосистемой, в которой взаимодействуют все участники платформы.

В странах ЕС уже через 10 лет планируется полностью перевести в цифровой формат все государственные сервисы для граждан (открытие компании, поиск работы, запись в школу и детский сад и т.п.).

Рост взаимодействия потребителей и поставщиков услуг на основе цифровых технологий (краудсорсинг, улучшение цифровых данных и др.) приводит к тому, что общество все активнее вовлекается в разработку государственной политики и принятие решений по социально значимым проблемам.

Цифровая трансформация и развитие концепции «Государство-как-Платформа» способствуют появлению новых форм гражданства (виртуальное, цифровое гражданство). Идентифицируя себя на государственной платформе с помощью своего «цифрового двойника», человек получает возможность использовать цифровые сервисы. Перевод процессов взаимодействия компаний, граждан в цифровую среду способствует повышению их прозрачности.

Правительства стремятся регламентировать процессы в медиа- и киберпространстве; апробировать и внедрить новые механизмы контроля над гражданами для обеспечения правопорядка; сформировать подходы для регулирования новых технологий и решения связанных с ними этических вопросов. Становятся возможными формирование норм поведения пользователей в Интернете (включая аспект цифровой идентификации), введение элементов цифровой цензуры.

В Китае к 2020 г. планируется внедрить систему социальной оценки населения (SocialCreditScore, SCS), учитывающую социальные связи, потребительское поведение, надежность, благосостояние и следование правилам. Результаты оценки, хранящиеся в

открытом доступе, будут определять положение человека в социуме и возможность получения определенных привилегий от государства [3].

Принципиальное значение для цифровой трансформации госуправления приобретают большие данные и методы их обработки. Наблюдается переход к управлению на основе данных (data-drivendecisionmanagement) - большие данные, облачные вычисления используются на этапах целеполагания, выработки государственной политики, принятия решений, мониторинга и оценки результатов. Совершенствование анализа обоснованности государственной политики и формирования целей, последствий ее реализации будет происходить за счет вовлечения в процесс анализа массивов неструктурированных и частично структурированных данных.

На зрелой стадии развития цифрового правительства данные автоматически без участия гражданина направляются в специализированные госорганы, которые на базе единой цифровой платформы хранения осуществляют полное сопровождение жизненной ситуации человека или жизненного цикла объекта под ключ с «пакетным» осуществлением всех государственных функций и коммерческих услуг.

Порядок перехода систем государственного управления на цифровые технологии определяется на основе открытых стандартов, единых рекомендаций и критериев цифрового развития, которые разрабатываются наднациональными организациями.

Примерами могут служить Единый цифровой рынок ЕС, цифровые таможенные, логистические и финансовые системы в ЕАЭС, рекомендации по цифровому госуправлению ОЭСР, договоренности по развитию технологий в рамках 08, 020. В 2018 г. в ЕС вступили в силу Единые правила защиты персональных данных (GeneralDataProtectionRegulation), в которых четко обозначены границы использования персональных данных, введено понятие «трансграничная передача данных», определены роли должностных лиц по защите данных.

Так, в Великобритании, которая является

лидером по индексу развития цифрового правительства (EGDI), планируется к 2030 г. заменить 250 тыс. госслужащих искусственным интеллектом. Реализацией и предоставлением гражданам цифровых решений смогут заниматься негосударственные организации (частные компании, НКО), наделенные соответствующими полномочиями.

Необходимо определиться с преимуществами и недостатками платформенной экономики.

Одним из преимуществ платформенной экономики можно назвать возможность работы на нескольких рынках одновременно. Как показывали Жан-Шарль Роше и Жан Тироль в своей книге «Platformcompetitionintw o-sidedmarkets», в рамках одной платформы видеоигр могут быть и разработчики игр, которым поступают отчисления от продаж дисков; и банки, которые предоставляют карты для оплаты данного вида товаров; и магазины, которые оказываются ближе всех непосредственно к потребителю. Иными словами, комбинируются подходы из разных сфер деятельности, а также облегчают компаниям процесс создания уникального ценностного предложения.

Из вышесказанного следует еще одно важное преимущество, такое как быстрый рост платформенных компаний. Так, например, если снова опираться на видеоигры, то новая на рынке платформа видеоигр может мгновенно стать востребованной, если разработчики Blizzard вдруг объявят, что их новая игра будет выходить только на данной платформе.

Упрощение дистрибуции также является достоинством платформ, так как возникает возможность избегать роста издержек, связанного с классическим линейным масштабированием розницы. Поскольку в последние десятилетия популярны цифровые платформы, например, Google или Facebook, которые позволяют различным компаниям сбывать свой продукт более широкому кругу пользователей.

Можно выделить три основных преимущества платформенной экономики: одновременная работа на нескольких рынках; быстрый рост платформенных компаний; упрощение дистрибуции.

Что касается недостатков платформенной экономики, то можно выделить проблематику стратегического и конкурентного инновационного менеджмента. По мере реализации бизнес-стратегии многосторонней платформы фирмы сталкиваются со сложными задачами, которые до них никогда не ставили и не решали.

Поэтому вся совокупность конкурентных действий компаний, владеющих платформами, может быть рассмотрена как совокупность управленческих инноваций в бизнес-моделировании, дизайне платформы и рынка, управлении интеллектуальной собственностью, правами доступа (определение степени открытости структуры платформы), ценообразовании, анализе данных, брендинге, обслуживании клиентов, управлении качеством и иных сферах бизнеса [6].

Кроме того, существует проблематика оценки и интернализации внешних (перекрестных сетевых) эффектов.

Одним из недостатков также является привлечение компаний-участников, которые могут не видеть выгоды в вовлечении в деятельность платформы.

Главной целью платформ является быстрое распространение технологий на рынок, разработка и развитие платформенных решений, связанных со снижением издержек, а также вовлечение новых заинтересованных пользователей.

В настоящее время многосторонние платформы приобрели свою популярность в связи с тем, что быть участниками взаимовыгодно. Так, выгода для компаний-участниц заключается в доступе к технологическим решениям платформ, которые не находятся в их собственности и никаким образом ими не контролируются [7].

В России осуществляется масштабная оцифровка инфраструктуры государства еди-

ным оператором электронного правительства (ПАО «Ростелеком»). В 2018 г. к высокоскоростному Интернету были подключены государственные медицинские учреждения. На период 2017-2020 гг. выделены 53,6 млрд. руб. на подключение к Интернету отдаленных населенных пунктов, школ, медицинских учреждений и государственных органов.

Благодаря внедрению технологии больших данных совершенствуется налоговое администрирование с целью автоматического сопоставления данных контрагентов, выявления и пресечения незаконной деятельности и др. Россия достигла больших успехов на пути цифровизации взаимодействия с гражданами (02С).

Число активных пользователей Единого портала госуслуг (ЕПГУ) [Портал «Госуслуги», 2019] увеличилось в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 21 млн. человек и достигло 86 млн. человек, количество посещений портала возросло более чем на 30% - до 582 млн [8].

В сегменте 020 необходима более активная работа по налаживанию бесшовного межведомственного взаимодействия и цифровых связей на различных уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном).

Цифровизация государственного управления во всех сегментах (020, 02С, 02В) требует серьезного повышения квалификации служащих и способна дать мощный импульс развитию цифровой экономики в стране.

Таким образом, целью платформ является быстрое распространение технологий (иного нового продукта или услуги) на рынок, разработка и развитие платформенных решений, связанных со снижением издержек на сырье, транспортировку и т.д., а также вовлечение новых заинтересованных пользователей, производителей, сервисов или проч.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, № 4. С. 57-78.

2) Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. между-нар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.

3) Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. № 3 (57). С. 64-90.

4) Гареев Т.Р. Платформенные рынки: место в теории развития мезоэкономических систем и вызов пространственным исследованиям//Балтийский регион. 2018. Т. 10. № 2. С. 26-38.

5) Муравский Д.В., Яблонский С.А. Принципы многосторонней платформы // Инновации. 2015. № 3 (197).

6) Полянин А.В., ГоловинаТ.А., Вертакова Ю.В. Цифровая трансформация деятельности предпринимательских структур// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45. № 4. С. 636-645.

7) Парахина Л.В., Головина Т.А. Проблемы развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде/ Л.В. Парахина, Т.А. Головина // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы. Сб. науч. статей междунар. научно-практич. конф. Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС. 2018. С. 226-231.

8) Парахина Л.В. Управление инновационным развитием в региональной экономической системе: стратегический подход // Новые подходы и технологии эффективного управления в глобальной экономике: Матер. Х1междунар. научно-практич. конф. Кафедра менеджмента. Институт экономики и управления Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. 2016. С. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.