УДК 338.2
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Раскрыты отличительные черты механизмов «одного окна» и «единого окна». Проведен анализ внедрения механизма «единого окна».
Ключевые слова: таможенные органы, «единое окно», внешняя торговля, государственный контроль.
THE IMPLEMENTATION MECHANISM OF "SINGLE WINDOW" IN RUSSIAN FEDERATION
Annotation. Distinctive features of the mechanisms of "one window" and "single window". The analysis of the mechanism of "single window".
Keywords: customs authorities, single window, foreign trade, government control.
Рост объемов международной торговли требует правильного и быстрого выполнения процедур государственного контроля при пересечении государственной границы. Участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо подготавливать и предоставлять большой пакет документов государственным контролирующим органам (ГКО). Существующая система контроля основана на тщательной проверке предоставляемой информации, имеющей, однако, разрозненный характер в пространстве и времени и формирующей серьезный барьер, в первую очередь, для торгующих сторон.
Одним из показательных примеров тому является ситуация в морских портах, где непроизводительные простои судов ведут непосредственно к убыткам торгующих сторон и становлению взаимодействия участников ВЭД невыгодным. Специфика перемещения грузов морским видом транспорта состоит в том, что «перевозочный процесс» сопровождается большим количеством участников, нежели при использовании других видов транспорта. Условно данных субъектов можно разделить на три группы:
субъекты, сопровождающие морскую перевозку грузов (морские компании, перевозчики судовые агенты, капитан судна);
- заинтересованные стороны: покупатели - российские импортеры;
- государственные органы, проводящие контроль.
Использование морских судов для грузоперевозок осложняется еще и тем, что для оформления их прибытия (убытия) требуется не только достаточно длительный промежутоквремени, но большой объем документов и сведений. Во всех портах мира, информация представляетсяв соответствии с международной Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г. (Конвенция ФАЛ-65). Несмотря на то, что Россия также является участником Конвенции ФАЛ-65, требования этого нормативного акта международного права в российских портах не соблюдаются. В отличие от европейских государств каждый государственный контрольный орган Российской Федерации самостоятельно разрабатывает свой перечень требований к документам и сведениям [3].
Осознание этой проблемы, как и многих других, связанных с проведением государственного контроля при пересечении товарами границы, было отражено в Дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».
Цель организации и проведения запланированных мероприятий - усовершенствование таможенных операций и таможенных процедур, их упрощение, убыстрение, «удешевление» с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных ин-
С.С. Илюхина
Svetlana Ilujkhina
© Илюхина С.С., 2015
Вестник Университета № 13, 2015
формационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Одним из наиболее эффективных способов использования информационных технологий является моделирование механизма «единого окна» и использование его в деятельности государственных контролирующих органов [2].
Тема «единого окна» является очень актуальной для специалистов в области внешней торговли всего мира, в связи с чем международными организациями были разработаны документы, регламентирующие содержание и порядок деятельности при создании данного механизма. К числу ведущих из них относятся рекомендации Организации объединенных наций (ООН):
- Рекомендации и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами (Рекомендация ООН № 33).
- Упрощение и стандартизация данных международной торговли (Рекомендация ООН № 34);
- Выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле (Рекомендация ООН № 35) [1].
Так, согласно Рекомендации ООН № 33 «единое окно» есть механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых операциях, предоставлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся экспорта, импорта и транзита [2].
Тенденцией к внедрению механизма «единого окна» были охвачены многие страны, а некоторые из них уже смогли его реализовать на практике. Исключением не стала и Российская Федерация. Существенным преобразованием в системе работы ГКО России стало введение принципа «одного окна», который, однако, не следует путать с «единым окном». Постановлением Правительства Российской Федерации № 872 от 20. ноября .2008 г. в ст. 3 определено осуществление контроля в пункте пропуска по принципу «одного окна». Таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов. Реализация этих полномочий требует принятия и проверки сведений, которые определены в качестве обязательных к указанию следующими федеральными органами исполнительной власти: Ространснадзор (документы для осуществления транспортного контроля), Роспотребнадзор (документы для осуществления санитарно-карантинного контроля), Росавтодор (документы для весогабаритного контроля), а также Россельхознадзор (документ для ветеринарного и фитосанитарного контроля).
Таким образом, объем документов, требуемый ГКО, не уменьшается, а остается прежним, но передается одной контрольной службе. Система «единого окна» имеет в этой области ряд принципиальных отличий: во-первых, требование единого гармонизированного перечня документов; во-вторых, принятие документов всеми ГКО одновременно посредством использования информационной системы связи передачи информации, и, в-третьих, организация работы всех контрольных органов в равной степени. Соблюдение принципа «одного окна», по мнению экспертов, не только не принесло положительных изменений, но и создало новые проблемы (см. табл. 1).
Среди мер по реализации механизма, которые предлагаются к применению, можно назвать следующие:
сближение подходов по развитию национальных механизмов «единых окон»; развитие национальных механизмов «единых окон»; обеспечение принятия концепции «единого окна»;
определение уполномоченного государственного органа, ответственного за реализацию национального механизма «единого окна» [4].
Таблица 1
Отличие модели «одного окна» («one window») от «единого окна» («single window»)
Одно окно Единое окно
Объем бумажных документов, требуемых 6-8 ФОИВ, сохраняется без изменения Гармонизируется состав документов и сведений. Создается ЕДИНЫЙ перечень документов и сведений для ВСЕХ ФОИВ
Документы принимает одна контрольная служба через «одно окно» Документы принимают все контрольные службы из «единого окна»
В «одном окне» работает одна контрольная служба В «едином окне» работают все контрольные службы
Для того, чтобы построить среду «единого окна» на территории России,нет необходимости составлять новые нормативные правовые акты, создавая, тем самым, дополнительные и ненужные регуляторы, следует лишь определиться с основными понятиями, на который базируется эта модель.
В Российской Федерации уже существует и эксплуатируется Межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС), позволяющая федеральным органам исполнительной властивзаимодействовать между собой при осуществлении контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Наименование системы вполне соответствует общей концепции упрощения процедур торговли посредством координации деятельности представителей государственных органов, а содержание противоречит главному принципу создания такого взаимодействия: гармонизация данных.
Возвращаясь к теме взаимодействия ГКО морских портов, следует отметить, что четкая организация последних по вышеуказанному принципу обеспечит сокращение очередей судов, желающих зайти в порт и времени их простоев.
В настоящее время представителями Евразийской экономической комиссии предлагаются различные схемы организации взаимодействия, однако пока остается не ясным, на какую из них падет выбор. Совершенно ясно только одно - «единые окна» должны гармонизировать и дополнять друг друга.
Библиографический список
1. Апостолов, М. «Единое окно»: ключевой инструмент упрощения процедур торговли и надлежащего управления / М. Апостолов [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://transport-journal.com. (дата обращения : 15.08.2015).
2. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org/ru/act/chairman/inftech/docs_pr/conf/Documents/-Rec33_2005%20.pdf (дата обращения : 15.08.2015).
3. Пресс-бюллетень Северо-Западного таможенного управления. - 2014. - № 9. - 79 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. -2012. - № 28. - ст. 3926.