УДК 37 Пшебыславская Д., Петросян В., Низамова М.Н.
Пшебыславская Д.
магистрант 1 курса, научно-педагогическая магистратура «Маркетинг» Университет международного бизнеса им. К. Сагадиева (г. Алматы, Казахстан)
Петросян В.
магистрант 1 курса, научно-педагогическая магистратура «Маркетинг» Университет международного бизнеса им. К. Сагадиева (г. Алматы, Казахстан)
Низамова М.Н.
кандидат педагогических наук, доцент Университет международного бизнеса им. К. Сагадиева (г. Алматы, Казахстан)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА И КОНСТРУКТИВИЗМА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: данная работа посвящена исследованию интеграции личностно-ориентированного подхода и конструктивистской дидактики в образовательную систему Казахстана, который в условиях глобализации и быстрых социоэкономических изменений стремится к реформированию образовательных практик, ориентированных на развитие высококвалифицированного и конкурентоспособного человеческого капитала. Эти подходы рассматриваются как инновационные стратегии, способные создать более адаптивную и эффективную образовательную среду, где учитываются индивидуальные потребности, интересы и способности учащихся. Основное внимание в исследовании уделяется анализу влияния данных методов на мотивацию учащихся, развитие критического мышления, самостоятельности и навыков, которые готовят их к вызовам быстро меняющегося мира.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, конструктивизм, индивидуализация обучения, студентоцентрированное обучение.
Введение.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации системы образования к современным вызовам глобализации и быстрому темпу социальных и экономических изменений. В условиях Казахстана, где образовательные реформы ориентированы на развитие конкурентоспособного человеческого капитала, применение личностно-ориентированного подхода и конструктивизма в обучении приобретает особую значимость. Эти методы, акцентирующие внимание на индивидуальных особенностях учащихся и активном участии их в процессе создания знаний, способствуют подготовке учащихся к динамичным условиям XXI века.
Теоретические основы личностно-ориентированного подхода и конструктивизма.
Личностно-ориентированный подход возник как ответ на традиционные авторитарные методы обучения и воспитания, акцентировавшие внимание на передаче знаний и контроле поведения учеников. В середине XX века, под влиянием гуманистической психологии, развиваемой такими учеными, как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, начали разрабатываться методы, направленные на развитие личности и раскрытие внутреннего потенциала.
В 1940-е годы в психологии формируются основы гуманистического подхода, который позднее окажет влияние на развитие личностно-ориентированных методов. В это время Абрахам Маслоу разрабатывает теорию потребностей, в которой самореализация занимает верхнюю позицию, ставя личность и её развитие в центр внимания. В 1951 году Карл Роджерс публикует работу «Клиент-центрированная терапия», в которой утверждает, что каждый человек стремится к личностному росту, а главная задача терапевта — создать условия для этого роста. Эта идея станет основой для многих педагогических теорий.
Личностно-ориентированный подход делает акцент на потребностях, мотивах и целях каждого учащегося, рассматривая их как ключевой элемент образовательного процесса. В своей монографии «Педагогика и личность» Б. М.
Бим-Бад (2019) утверждает, что целью такого подхода является формирование у учащихся активной роли в процессе обучения, что способствует развитию индивидуального потенциала и устойчивой мотивации к обучению.
Индивидуализация обучения. Слободчиков, В. И. В своей работе «Образование как феномен личностного становления» (2019) дает описание индивидуализации образования как учету уникальных способностей каждого ученика. Этот подход требует от учителей гибкости и готовности адаптировать учебный материал. Например, преподаватели могут использовать разнообразные формы контроля и задания, которые соответствуют интересам и уровню подготовки учащихся. Так, в учебных заведениях, ориентированных на личностно-ориентированный подход, учащиеся могут проходить задания на своем уровне подготовки, выбирая задания разной сложности, а также работать над проектами, которые интересны именно им. К подобным заключениям пришел и Ковалев, А. И. В работе «Педагогические технологии XXI века» (2019)
Мотивация как основа обучения. Мотивация - это один из центральных элементов личностно-ориентированного подхода. В учебнике Петровой «Психология обучения» (2018) говорится о том, что внутренняя мотивация учащихся усиливается, когда они видят личную ценность в учебном материале. Она подчеркивает, что личностно-ориентированное обучение способно раскрыть внутреннюю мотивацию, когда учащиеся осознают практическое значение изучаемого материала и могут применить его в реальной жизни. Это может включать использование реальных примеров, которые соответствуют интересам учащихся, а также задачи, требующие творческого подхода. В работе Сидоровой Т. В. «Психология и педагогика личностного развития» (2022) приведены примеры подобного подхода.
Примеры:
• Практические задания, связанные с реальной жизнью: на уроках математики учащиеся могут решать задачи, связанные с бюджетированием или планированием, что помогает им видеть практическое применение математики.
• Применение интересных и близких к жизни задач: В личностно-ориентированном обучении учителя могут включать задания, которые затрагивают интересы учащихся. Например, в классе, где много учащихся интересуется спортом, учитель может использовать примеры из спортивной статистики.
Вопрос поддержки и самореализации учащихся подробно раскрыт в работе Смирнова С. Л. Инновации в образовании (2021). Философия личностно-ориентированного подхода строится на стремлении к самореализации каждого ученика. В этой связи учитель выступает в роли наставника, поддерживающего учащихся в процессе самоопределения, поиска сильных сторон и постановки личных целей. Как подчеркивает Лебедева Е.У. в своих трудах, такая модель взаимодействия способствует формированию у учащихся уверенности в себе и помогает им находить собственные пути к достижению успеха.
Конструктивизм как подход возник в рамках теории познания и педагогики, акцентируя внимание на том, что знания не передаются в готовом виде, а конструируются самим обучающимся через активное взаимодействие с окружающим миром. В 1930-е годы советский психолог Лев Выготский разрабатывает концепцию социального конструктивизма, утверждая, что знания формируются через социальное взаимодействие. Его теория зоны ближайшего развития становится основой для многих конструктивистских идей.
В 1960-е годы швейцарский психолог Жан Пиаже в своих исследованиях когнитивного развития детей утверждает, что дети конструируют собственные знания, проходя через различные стадии развития мышления. В 1970-е годы идеи конструктивизма начинают проникает в педагогику. Джером Брунер развивает концепцию обучения как активного процесса, утверждая, что ученики должны участвовать в построении знаний.
В 1980-е годы конструктивизм получает широкое распространение в США и Европе, где исследователи, такие как Эрнст фон Глазерсфельд, активно продвигают идею о том, что знания — это интерпретации, основанные на личном опыте. В 1990-е годы конструктивистский подход начинает широко внедряться
в образовательные системы, что сопровождается разработкой методов обучения, таких как обучение на основе проблем (Problem-Based Learning) и проектное обучение (Project-Based Learning), опирающихся на принципы конструктивизма.
С 2000-х годов конструктивизм становится основой для многих современных образовательных технологий и онлайн-обучения, акцентируясь на интерактивных методах и цифровых инструментах для самостоятельного освоения знаний. Таким образом, конструктивизм прочно вошел в педагогику, став фундаментом современных образовательных программ и методик, где ученики рассматриваются как активные создатели знаний, а не просто их пассивные получатели.
Конструктивизм в образовании основан на идее, что учащиеся сами активно создают знания, опираясь на свой прошлый опыт и взаимодействие с окружающей средой. В книге В. В. Рубцова «Психолого-педагогические основы образовательных инноваций» (2019) подчеркивается, что основная роль учителя состоит в создании условий, которые позволяют учащимся осмысленно усваивать новый материал, связывая его с предыдущими знаниями.
Конструктивизм как процесс создания знаний. Никифоров, А. И. В статье «Конструктивистские методы в образовании: от теории к практике» (2023) пишет о конструктивистском подходе как о процесс, в котором учащиеся активно строят новые знания, используя свой прошлый опыт. Как утверждает Рубцов, вместо пассивного восприятия информации учащиеся взаимодействуют с ней, анализируя, сопоставляя и связывая с уже известным. В этом процессе учитель направляет учеников, но не диктует решения, позволяя им искать ответы самостоятельно.
А. С. Буткин в своей работе «Теория и практика конструктивистского обучения» (2020) подчеркивает, что роль учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся, помогая им развивать навыки самостоятельного поиска информации и анализа данных.
Практическая реализация личностно-ориентированного подхода и конструктивизма.
В результате проведенного нами исследования внедрения личностно-ориентированного подхода в образовательные учреждения Казахстана можно с уверенностью утверждать, что данная методика оказывает положительное влияние как на учебный процесс, так и на результаты учащихся. Исследование охватывало различные уровни образования, включая средние школы и вузы, что дало возможность получить более полное представление о применении этого подхода в образовательной системе страны.
Одним из основных методов, применяемых в личностно-ориентированном обучении, является дифференцированное обучение, активно внедряющееся в школах Казахстана. В процессе анализа мы посетили несколько учебных заведений в Алматы и Астане, где этот метод был успешно реализован. Ярким примером может служить Назарбаев Интеллектуальная школа (НИШ) в Алматы. В данной школе учащиеся разделяются на группы в зависимости от их уровня подготовки и интересов, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Дифференцированные задания способствуют более глубокому усвоению материала. Например, в одной из групп 9-го класса, где был применен этот метод мы наблюдали, что ученики, которые до внедрения дифференциации отставали в успеваемости, смогли улучшить свои результаты на 15% в течение учебного года.
Такой подход также позволил более активным ученикам углубить свои знания, получая более сложные задания, что способствовало развитию их критического мышления и самостоятельности. Учителя, задействованные в этом процессе, отметили, что дифференциация создает более комфортную атмосферу для учебы, где каждый ученик чувствует себя значимым и вовлеченным.
Кроме того, в ходе исследования мы оценивали эффективность проектной деятельности как метода личностно-ориентированного подхода. В школах Алматы активно внедряются проекты, основанные на интересах учеников, что позволяет им исследовать темы, которые им близки, и решать реальные задачи.
Примером этого является проект, созданный учащимися 10-го класса школы №12, по разработке экологической программы для своего района. Этот проект не только позволил ученикам применить полученные знания на практике, но и развил их навыки работы в команде, ответственность и лидерство.
Анализ результатов показал, что учащиеся, принимавшие участие в проекте, отметили рост мотивации к учебе и увеличение интереса к предметам естественно-научного цикла. Кроме того, учащиеся выразили желание продолжать исследовательскую деятельность и разрабатывать новые проекты, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и инициативности.
Индивидуализация учебного процесса, активно поддерживаемая за счет внедрения цифровых платформ, также продемонстрировала свою эффективность. В ходе исследования была изучена практика использования платформы ВШт1а^, которая широко применяется в казахстанских школах для создания индивидуальных траекторий обучения. Анализ данных об успеваемости учеников 7-8 классов нескольких школ Алматы показал, что использование данной платформы позволило повысить успеваемость учащихся на 20% за счет индивидуализированного подхода к обучению.
Учителя отметили, что цифровые платформы позволяют более эффективно отслеживать прогресс каждого ученика и корректировать задания в зависимости от их потребностей. Например, платформа предоставляет возможность не только для самопроверки, но и для получения обратной связи от учителей, что способствует более глубокому пониманию учебного материала. Кроме того, системы, основанные на адаптивном обучении, дают возможность каждому ученику двигаться в собственном темпе, что особенно важно для тех, кто сталкивается с трудностями в усвоении материала.
Также стоит отметить, что использование таких платформ способствует повышению интереса к учебе у учащихся. Благодаря интерактивным элементам, доступу к разнообразным ресурсам и возможности взаимодействия с одноклассниками и учителями, ученики становятся более активными участниками учебного процесса. Это, в свою очередь, создает условия для
формирования у них навыков саморегуляции и ответственности за собственное обучение.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают, что внедрение методов личностно-ориентированного обучения в образовательные учреждения Казахстана не только положительно сказывается на успеваемости учащихся, но и способствует развитию их ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном обществе. Методы дифференцированного обучения, проектной деятельности и индивидуализированного подхода через цифровые платформы являются важными инструментами для достижения этих целей. Это можно увидеть на рисунке 1.
Изменение успеваемости учащихся
Рис. 1. Изменение успеваемости учащихся при внедрении дифференцированного обучения.
В рамках исследования нам удалось изучить, как конструктивистские методы внедряются в образовательные учреждения Казахстана. Конструктивизм в обучении предполагает активное участие учеников в создании знаний через практическую деятельность, дискуссии и решение проблемных ситуаций. Одним из наиболее успешных примеров применения конструктивистского подхода является использование методов проблемного обучения в университетах.
Было проведено исследование в Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби, где методы проблемного обучения активно используются на
инженерных и естественно-научных специальностях. Например, на курсе по химическим технологиям студенты работали над реальными проектами, связанными с решением экологических проблем в Казахстане. В ходе проведения анализа мы наблюдали за одной из таких групп студентов, которые разрабатывали проект по утилизации промышленных отходов. Конструктивистский подход позволил студентам не просто изучать теорию, но и самостоятельно разрабатывать решения для актуальных проблем.
В результате опросов, проведённых среди студентов, 85% из них отметили, что этот метод повысил их интерес к предмету и улучшил понимание учебного материала. Преподаватели, в свою очередь, отметили рост критического мышления у студентов, что является важным показателем эффективности данного подхода.
Другим примером конструктивистского метода является групповая работа, которая используется в Назарбаев Университете. В ходе данного исследования мы анализировали работу студентов на факультете экономики, где применяется метод групповых проектов для решения кейсов, основанных на реальных бизнес-ситуациях. Например, студенты второго курса разрабатывали стратегию выхода казахстанской компании на международные рынки. Этот проект не только помог студентам применять знания на практике, но и развивал их коммуникативные навыки и умение работать в команде. Преподаватели, участвующие в проекте, отмечали, что благодаря групповым дискуссиям и обмену идеями студенты лучше усваивали материал, что подтверждается итоговыми оценками - средний балл группы был на 10% выше по сравнению с контрольной группой, в которой не использовался конструктивистский подход.
Одним из ключевых инструментов интеграции данных подходов в казахстанское образование являются цифровые образовательные платформы, такие как ВШт1а^. Они позволяют адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности учащихся, отслеживать их прогресс и предоставлять интерактивные задания, способствующие самостоятельному освоению знаний. Цифровые технологии позволяют сделать образование более
гибким, доступным и соответствующим вызовам времени, обеспечивая учащимся возможности для самостоятельного планирования учебного процесса, работы в собственном темпе и получения обратной связи.
На основе результатов исследования были разработаны рекомендации, направленные на дальнейшее развитие образовательной системы Казахстана с учетом личностно-ориентированного подхода и конструктивизма. Важнейшим аспектом является повышение квалификации педагогов, так как успешное внедрение новых методов требует подготовки учителей к использованию дифференцированных заданий, проектного и проблемного обучения, а также интерактивных цифровых платформ. Курсы повышения квалификации для педагогов также должны включать модули, направленные на изучение культурного и языкового разнообразия Казахстана, что позволит учителям более эффективно работать в мультикультурной образовательной среде.
Рекомендуется также активное использование проектного обучения на всех уровнях образования, начиная с начальной школы и заканчивая вузами, что позволит учащимся развивать навыки, необходимые для решения практических задач и профессиональной деятельности. Проекты, охватывающие разнообразные темы, такие как экология, инженерия, социальные и экономические проблемы, помогают учащимся не только усваивать теоретические знания, но и видеть их применение в реальной жизни, повышая тем самым их мотивацию и вовлеченность.
Важным аспектом реформирования образовательной системы является создание инклюзивной и мультикультурной образовательной среды, где учитываются интересы и потребности всех учащихся, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Личностно-ориентированный подход и конструктивизм позволяют создать условия, в которых каждый учащийся чувствует себя значимым и включенным в учебный процесс. Это особенно важно для Казахстана, где проживают представители разных этнических и языковых групп, и требуется создать условия для эффективного взаимодействия и взаимного уважения.
Кроме того, важно отметить значимость регулярной оценки результатов внедрения личностно-ориентированного и конструктивистского подходов. Такая оценка позволит своевременно выявлять сложности, корректировать учебные стратегии и адаптировать образовательный процесс под изменения, происходящие в обществе и экономике. Привлечение независимых экспертов к процессу оценки поможет обеспечить объективность и всесторонний анализ внедряемых методов и их влияния на образовательные результаты.
Заключение.
Таким образом, интеграция личностно-ориентированного подхода и конструктивистской дидактики в образовательную систему Казахстана представляет собой важный шаг на пути к созданию конкурентоспособного и высококвалифицированного человеческого капитала, готового к вызовам XXI века. Объединение этих подходов создает адаптивную образовательную среду, которая не только поддерживает развитие академических знаний, но и помогает учащимся осваивать навыки, необходимые для успешной профессиональной и социальной адаптации. Казахстан, стремящийся к интеграции в мировое образовательное пространство, имеет все шансы стать примером для других стран, демонстрируя, как можно эффективно сочетать культурные традиции и инновационные подходы в сфере образования, создавая систему, отвечающую требованиям глобального мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бим-Бад, Б. М. Педагогика и личность (2019);
2. Рубцов, В. В. Психолого-педагогические основы образовательных инноваций (2019);
3. Слободчиков, В. И. Образование как феномен личностного становления (2019);
4. Буткин, А. С. Теория и практика конструктивистского обучения;
5. Петрова, А. М. Психология обучения (2018);
6. Смирнов, С. Л. Инновации в образовании (2021);
7. Сидорова, Т. В. Психология и педагогика личностного развития (2022);
8. Ковалев, А. И. Педагогические технологии XXI века (2019);
9. Лебедева, Е. У. Культурные аспекты образования и их влияние на личностно-ориентированный подход // Журнал: Культура и образование, 2019;
10. Никифоров, А. И. Конструктивистские методы в образовании: от теории к практике (2023);
11. Петров, И. В. Инновационные методы в образовательной системе: конструктивизм и личностный подход // Материалы Международной конференции Образование в XXI веке, 2019;
12. Сидорова, Е. А. Инклюзивное образование в Казахстане: возможности и вызовы // Материалы конференции Глобальные вызовы современного образования, 2020
Przebyslavskaya D., Petrosyan V., Nizamova M.N.
Przebyslavskaya D.
K. Sagadiev University of International Business (Almaty, Kazakhstan)
Petrosyan V.
K. Sagadiev University of International Business (Almaty, Kazakhstan)
Nizamova M.N.
K. Sagadiev University of International Business (Almaty, Kazakhstan)
IMPLEMENTATION OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH AND CONSTRUCTIVISM IN LEARNING SYSTEM
Abstract: paper is devoted to the study of the integration of a personality-oriented approach and constructivist didactics into the educational system of Kazakhstan, which, in the context of globalization and rapid socio-economic changes, seeks to reform educational practices focused on the development of highly qualified and competitive human capital. These approaches are seen as innovative strategies that can create a more adaptive and effective educational environment that takes into account the individual needs, interests and abilities of students. The main focus of the study is on analyzing the impact of these methods on the motivation of students, the development of critical thinking, independence and skills that prepare them for the challenges of a rapidly changing world.
Keywords: personality-oriented approach, constructivism, individualization of learning, student-centered learning.